Карикатура построенная в годы руководства ссср

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.

2)  В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.

3)  Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.

4)  Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.

5)  Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.

  1. Зарождение карикатуры в России. Начало XX века
  2. Карикатуры 20-30-х
  3. Политическая карикатура военного времени
  4. Карикатура «оттепели». 50-60-е
  5. Холодная война. Борьба с Западом
  6. Перестройка: новый курс. 80-е

Способность отнестись с юмором к любой проблеме – ценное качество, которое помогает преодолеть жизненные трудности и по-иному взглянуть на события. Газетная заметка, статья становится привлекательнее, если её украшает рисунок или картинка, которая создает акцент и раскрывает смысл всего текста. Яркая иллюстрация – часто первое, что привлекает внимание, а в сочетании с сатирой или юмором становится серьезным средством воздействия на формирование взглядов читателей. Карикатура — жанр популярный, доступный и понятный массовому зрителю, во все времена была действенным средством пропаганды. Карикатура (от ит. caricare преувеличивать) – изображение с намеренным преувеличением характерных черт, создает комический эффект. Карикатура — это исторический памятник эпохи, своеобразная летопись, которая отражает международные конфликты, политические события, социально-культурные проблемы.

Истоки карикатуры восходят к Древнему Египту, античной культуре. В Средневековье среди простых малограмотных людей были популярны картинки, гротескно и смешно изображавшие человеческие пороки. В России развитие карикатуры произошло под влиянием традиций русского народного лубка.

Лубок. Шут Фарнос верхом на свинье. XVIII век

Сатира в России. Начало XX века

Отправной точкой развития сатирической журналистики в России стал 1905 год. До этого времени выходили юмористические издания «Стрекоза», «Шут», «Будильник», в них политических тем касались довольно осторожно. Революция 1905 года показала необходимость в остром политическом обличительном комментарии событий. Количество изданий стало расти быстрыми темпами. Появились журналы «Зритель», «Пулемет», «Жупел», «Сатирикон», позицию которого определял А. Аверченко, над иллюстрациями работали художники А. Бенуа, И. Билибин, Б. Кустодиев, М. Добужинский.

Журнал «Сатирикон». 1908. №30. Рис. И. Билибина

Октябрьская революция 1917 года радикально изменила жизнь общества. Для защиты завоеваний социализма требовалась мощная идеологическая платформа. С каждым днем сильнее нарастало противостояние «мы» и «они»: трудящиеся и эксплуататоры, враждебный капиталистический мир и молодая советская республика. В воздухе витало ожидание постоянной внешней угрозы или внутренней контрреволюции. Издания, которые не поддерживали власть большевиков, ликвидировались, остались только те журналы, которые беспрекословно поддерживали линию партии. Сатира становится официальной.

В декабре 1917 выходит в свет первый советский сатирический журнал «Соловей», карикатура на обложке говорила о победе рабочих и крестьян и обреченности буржуазии на провал. Позднее в Петрограде издаются журналы «Гильотина», «Красный дьявол», «Мухомор». Популярностью пользовался также «веселый и ядовитый крестьянский журнал» «Лапоть». 20-е годы отмечены бурным ростом периодики, появляются журналы «Бегемот», «Кипяток», «Пушка», «Ревизор», «Дрезина», «Смехач». В первые годы становления новой власти на советскую карикатуру возложена задача пропаганды борьбы с разрухой, голодом, капиталистическими пережитками. Героями политической сатиры становились лодыри, пьяницы, хулиганы, спекулянты, бракоделы и подхалимы.

Журнал «Смехач». 1927, № 28 — «Специальный модный номер»


Крупнейшим сатирическим изданием в СССР был журнал «Крокодил», выходил три раза в месяц тиражом 6,5 млн. экземпляров. Он издавался с 1922 года как бесплатное воскресное приложение к газете «Рабочий». Первый номер открывался стихотворением Демьяна Бедного «Красный Крокодил – смелый из смелых! – против крокодилов черных и белых». Вскоре «Крокодил» выходит самостоятельным изданием, которое быстро набирает известность в рабочей среде. В редколлегию входили талантливые литераторы, опытные сатирики и художники: Д. Бедный, Д. Моор, М. Черемных, чуть позднее приходит В. Маяковский, читателям полюбились работы советских карикатуристов Ю. Ганфа, В. Дени, К. Гольца, К. Ротова.

«Крокодил» на протяжении всех лет издания живо откликался на события в мире, высмеивал общественные злободневные проблемы и частные недостатки. Это был главный сатирический журнал нашей страны, в меньшей степени развлекательный, который опирался на идеологию и пропаганду.

Журнал «Крокодил». 1922. №1. Художник И. Малютин

В суровые годы гражданской войны (1918 — 1922) становится очевидной необходимость наглядной агитации и популяризации действий правительства. Сотрудники Российского телеграфного агентства выступили с новым видом пропагандистской деятельности – «окна РОСТА». Полиграфическая промышленность испытывала трудности, поэтому бюллетени большого формата выполнялись от руки, тиражировались при помощи картонных трафаретов.  Плакаты выставляли в витринах пустующих магазинов. «Окна РОСТА» сообщали новости с фронта, рассказывали о событиях в мире и обществе, несли агитационный пафос в поддержку партии, пропагандировали социалистический тип культуры. 

Главным средством визуального воздействия «окон РОСТА» на зрителя было соединение изображения и подписи. Рисунок выполнялся в духе авангарда, демонстрировал экспрессию и лаконизм русского лубка, композиционно противопоставлял врагов и героев, сатирически высмеивал неудачи противника. Главными авторами являлись В. Маяковский, М. Черемных и И. Малютин. Маяковский писал: «Окна РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесяти миллионного народища…»

Окна сатиры РОСТА. Автор В. Маяковский

Первые «окна РОСТА» выполнил один из талантливых мастеров советского плаката Михаил Черемных. За два с половиной года работы над «окнами» он создал несколько сотен рисунков, оттачивал мастерство и индивидуальный стиль, его произведения стали узнаваемы. Плакаты Черемных отличает ясность, простота и легкость, чтобы рисунок можно было быстро воспроизвести с помощью трафарета, но при этом не терялась выразительность образа, гротескность, сатирический аллегоризм. 

Карикатуры 20-30-х. Борьба с пережитками

История СССР представляет собой период судьбоносных потрясений. Тоталитарные, авторитарные и демократические черты политических режимов регулировали степень свободы в обществе. В демократическом обществе карикатура чаще выполняет развлекательную функцию, в тоталитарном становится служанкой власти. Нельзя было критиковать высшие эшелоны власти, но указывать на недостатки руководителей низшего звена, такие как бюрократия, взяточничество, некомпетентность было допустимо.

Советские карикатуристы изображали бюрократию наглядно и убедительно. Кто такой бюрократ? Человек, который обладает властными полномочиями, имеет право на резолюцию – разрешить или отказать, и этим пользуется. Обычно это солидный мужчина средних лет, с брюшком, усиками. Чиновника окружают предметы, которые отражают его канцелярскую сущность.

Печатая шаг. Рис. А. Елисеева и М. Скобелева

Антирелигиозная пропаганда занимала важное место в строительстве нового общества. Карикатуры на церковь печатались в массовом и популярном сатирическом журнале «Безбожник у станка». Издание становится обязательной принадлежностью рабочих изб-читален. Художник Дмитрий Моор увлеченно работал над иллюстрациями, создал идеологического героя журнала – атеиста Антипку. Истории с его участием появлялись на протяжении долгих лет в каждом номере. Карикатурист откровенно издевался над изображениями церковных служителей, Бога, чувствами верующих. Такое отношение было продиктовано требованиями советской власти.

Журнал «Безбожник у станка». 1924 г. Худ. Д. Моор.

Еще одна тема, которая нашла отражение в работах советских художников – борьба с буржуазией. Буржуи для новой власти — враги, капиталисты- собственники, эксплуататоры народа. На многих карикатурах буржуй изображался в виде безукоризненного одетого толстяка с сигарой, цилиндре, который сидит на мешке украденных денег со злобным выражением лица. Такой вид вызывал ненависть, презрение и насмешку. «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй», — В. Маяковский.

В ходе «упорной воспитательной работы» советские люди освобождались от пережитков: бюрократизма, частнособственничества, подхалимства и лодырничества, религиозных суеверий, низкопоклонства перед буржуазной культурой.

Политическая карикатура 1941 – 1945

Создание «образа врага» — ключевая задача информационной борьбы во время Великой Отечественной войны. Пропаганда приобрела небывалый размах. Главной идеологической задачей становится утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры в победу, напоминание о величии предков. Карикатуристы молниеносно откликнулись на призыв государства к борьбе с немецкими захватчиками. Образы врагов Бориса Ефимова, Юрия Ганфа, Кукрыниксов приобрели широкую известность в советском обществе. Кукрыниксы — творческий коллектив трех советских живописцев и графиков Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Кукрыниксы практически с первых дней войны создали плакаты, которые стали символом сопротивления. На советском плакате солдат Красной Армии разоблачает коварство вероломно нарушившего пакт о ненападении Гитлера.

Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» 1941 год

Образ Гитлера в работах Кукрыниксов представляет собой милитариста с манией величия и мечтой о мировом господстве, длинный нос, щеточка усов, повязка со свастикой на рукаве, нелепые галифе. Типично для образа присутствие атрибутов смерти. Он несет разрушение, но его ждет неминуемое наказание. Из ближайшего окружения фюрера частым героем карикатур был Геббельс.

Во время войны Кукрыниксы вместе с Борисом Ефимовым создали мастерскую «Окна ТАСС». Борис Ефимов – художник-график, выдающийся мастер политической карикатуры. Он родился в 1900 году и явился ровесником века, отразил в своем творчестве все знаковые события. Символ Америки – дядюшка Сэм, образы Гитлера и участников Нюрнбергского процесса составляют золотой фонд советской печати. Гитлер объявил Бориса Ефимова личным врагом, а послы западных стран выражали ноты протеста на изображения зарубежных представителей власти. Карикатура Ефимова хлесткая, едкая, запоминающаяся.

Оттепель. 50-60-е

Информация в СССР о внешнем мире была серьезно ограничена, и её подача строго регламентировалась властью. Узнать о жизни за границей было возможно только по официальным источникам, которые создавали образ угнетаемых капиталистами рабочих, писали о безработице и расовой дискриминации. После победы в 1945 году в СССР попали трофейные предметы и вещи по лендлизу. Советские люди знакомились с иностранным журналами, кинематографом и музыкой. Ветер перемен подул совсем ненадолго, потом его остановил поток репрессивных мер, связанных с борьбой против «прихвостней западной морали».

В 50-60-е годы возникает субкультура, которая поддерживала яркий индивидуализм, свободу самовыражения – стиляги. В карикатурах стиляг представляли морально деградирующими детьми обеспеченных родителей, которые прожигают жизнь на танцах и в погоне за гламурной одеждой, разговаривают на модном жаргоне.

Худ. Л. Худяков. 1959 г.

«Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?…» Темы послевоенной карикатуры стали более мирными, в основном касались бытовой проблематики. Внимание художников журнала «Крокодил» к вопросу алкоголя не ослабевало на протяжении всего времени его существования, практически в каждом номере была хотя бы одна карикатура. После периода относительного затишья, в 70-е годы наблюдается увеличение интереса к этой сюжетной теме, иллюстрации по борьбе с пьянством появляются на обложках журналов «Крокодил». Государство начинает активные действия, ограничивает производство крепких алкогольных напитков, позднее запускает антиалкогольную кампанию.

На страницах сатирического журнала высмеивается традиционное распитие «на троих», самогоноварение. Карикатуры на темы семейного пьянства, картинки с изображением алкоголя как символа традиционного мужского досуга обличали пьянство и пропагандировали трезвый образ жизни. Интересный факт, что рисунки чаще носили юмористический, а не сатирический характер, алкогольная зависимость подавалась как слабость, свойственная мужской части общества.

Журнал «Крокодил». 1970. №9

Борьба с Западом. 50-е — 80-е

Отсутствие гражданских свобод и суровая экономическая политика, жесткая изоляции населения выглядят оправданными перед возможными опасностями. В таких условиях пропаганде достаточно легко внедрять в массовое сознание мифы о загранице и внушать правильные идеологические установки о счастливой и справедливой жизни в СССР.

Противостояние СССР и западных стран после Второй мировой войны обретает новые обороты. Формируются новые военные блоки, разгорается Карибский кризис, начинаются войны во Вьетнаме и Афганистане, возрастает угроза применения атомного оружия. Власть использовала политическую карикатуру для создания образа Запада в гротескной и комичной форме.

АкардеООН. Журнал «Крокодил». 1951. №7

На международной арене СССР декларировал борьбу с расовой дискриминацией, создавал в пропаганде образы врагов – колонизаторов, расистов, подчеркивал сочувствие угнетенным. Карикатуры художника Юлия Ганфа — одни из самых известных на тему милитаристских настроений США.

Ю. Ганф. У атомного штурвала.

Курс на новую жизнь. 80-е

В 1956 году на XX съезде КПСС Н. С. Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях». До этого времени И. Сталина можно было изображать только в положительном ключе, как борца с врагами советской власти. С наступлением «оттепели» репрессии и преступления сталинской эпохи были предметом дискуссий, но во времена застоя эту тему замалчивали. В западных странах появлялись карикатуры на Сталина, там он воспринимался как диктатор.

В средствах массовой информации сатирические изображения вождя появляются только с началом перестройки. Советские архивы были рассекречены, информация о событиях тех лет стала публичной. Журнал «Крокодил» высмеивал любовь к вождю и сталинские лозунги, с болью сообщал о жертвах репрессий и ГУЛАГа.

Журнал «Крокодил». 1989. №35

«Крокодил» реагировал на события на мировой арене. Карикатуры на военные действия в Афганистане выходили в изданиях 80-х годов. Они обличали США и их союзников в пособничестве моджахедам, осуждали материальную поддержку, участие Пакистана в военной подготовке солдат.

Журнал "Крокодил". 1980. №22

В 1989 году состоялся вывод советских войск из Афганистана. Политика Горбачева была направлена на мирное урегулирование военных конфликтов. Курс на перестройку общества по демократическим принципам был избран М.С. Горбачевым как основной для развития страны. Политика гласности, экономические реформы коренным образом меняют жизнь общества. Для карикатуристов это было время творческой свободы. СМИ широко освещали тему перестройки и публиковали острые сатирические зарисовки на тему дефицита, инфляции, политических просчетов.

Очевидными проблемами в истории советской политической карикатуры являлись идеологический диктат и отсутствие свободы творчества. Власть строго определяла цели и задачи по формированию «правильного образа мыслей». Художники – карикатуристы выбирали каждый сам путь компромиссов и творческой реализации. Они оставили читателям богатое наследие рисунков, по которым можно изучать историю нашей страны.

Если у вас дома сохранились подборки журналов, плакаты, рисунки, карикатуры советского периода, и вы желаете их продать, обратитесь к специалистам антикварного клуба Raritetus. Они проведут профессиональную экспертизу и оценку, предложат выгодную сумму выкупа. Оценить экземпляры можно в режиме онлайн по присланным вами фотографиям.

Несколько знаменитых советских карикатур и связанные с этим истории. Внизу поста предлагается опрос, вы можете выразить своё отношение к предложенному топу.

1. Ленин как дворник
Самый, пожалуй, известный советский шарж-плакат на В.И. Ленина. Похожий рисунок в советской печати 20-х годов (в газете «Беднота») имел ещё одно название «Тов. Ленин за работой».

Некоторая проблема автора этой работы, художника Дени, или Виктора Николаевича Денисова (1893—1946), заключалась в том, что он… гм… не всегда изображал большевиков вообще и Ленина в частности с такой симпатией, как на этом рисунке. Вот, например, его же, Дени, известный рисунок лета 1917 года из журнала «Бич». Тут тоже нарисован Ленин, в образе Иуды Искариота — в древнеиудейской одежде, с верёвочной петлёй на шее. Он принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба — честный счёт», — иронизировал художник…

Пока большевики были под запретом, а Ленин скрывался в шалаше возле станции Разлив, пинать и клеймить загнанных большевиков было, разумеется, делом чести, славы, доблести и геройства. Но когда случилась неожиданная перемена декораций, последние стали первыми, а РСДРП(б) — правящей партией, вид этих карикатур стал действовать на Дени… мягко говоря, неуютно и угнетающе.
А ему не уставали о них напоминать. :) В январе 1923 года советский журнал «Красный перец» перепечатал в виде загадки один из старых антибольшевистских рисунков Дени. Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, «Красный Перец» предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами: 1. Кто нарисовал? 2. Когда нарисовал?? 3. Кого нарисовал???». Окончание звучало и вовсе угрожающе: «Наиболее интересные ответы читателей будут напечатаны в ближайших номерах». Дени явно предстояла изрядная головомойка… Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал о продолжении этой истории: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:«Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое». В итоге «разгадка загадки» в журнале так и не появилась, а Дени ещё четверть века продолжал работать в советской печати… Думаю, история эта ценна, хотя бы потому, что позволяет нам прикоснуться к мыслям и чувствам Владимира Ильича в 1923 году, в самый последний период его деятельности. О чём он думал в эти месяцы, когда вольно или невольно окидывал взглядом свою собственную жизнь?
«Какими пустяками занимаются люди…»

2. Троцкий по Брэму
Альфред Брэм, «Жизнь животных» — это была популярнейшая многотомная книжка конца XIX и первой половины XX века. Которая доступно и увлекательно, с иллюстрациями рассказывала о жизни рыб, зверей и птиц. И столь же популярная в 20-е годы тема карикатур — изображать людей, в том числе вождей, в виде животных, «по Брэму». Острого на язык Карла Радека художники рисовали в облике скорпиона с ядовитым жалом, главу чекистов Дзержинского — в виде хищной щуки, Сталина могли непринуждённо изобразить в виде козла (да-да!) с рогами и копытами, ну, а Лев Давидович практически сам «напрашивался» на определённого зверя — своим именем.


Дени. Лев Троцкий (по Брэму)

Это стихи Мелитона Шишкина «Лев и львята» из журнала «Дрезина» за 1923 год. Здесь мы видим то же сравнение: Лев и лев. Товарищ Троцкий выступает на «празднике красной молодёжи»:
— «Эх, если б мне, — сказал он с жаром, —
Лет этак 20 скинуть с плеч!»
Слова исчезли в рёве звонком
Восторженных, польщённых душ:
— Лев Троцкий захотел быть львёнком!
Быть юношей — гордится муж!
……………………………………………………
Но «тем не менее однако»
Мы Льву готовы возразить!
— Пусть голоса у юных — звонки,
Пусть каждый юноша — герой,
Но как ни дороги нам львёнки,
А лев дороже матерой!

3. Дзержинский как щука
Карикатуру на Феликса Эдмундовича Дзержинского в том же «зоологическом» жанре можно счесть ещё одним попаданием в «десятку» по узнаваемости образа.


Рисунок Мина. 1923 год. Журнал «Красный перец». «На то и щука в море, чтобы этот карась не плодился»

4. Большевики пишут письмо аглицкому Керзону


Рисунок Л. М. (Межерепина). Журнал «Красный перец», 1923. «Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону». Стоят: Будённый, главком Сергей Каменев, Лев Каменев, Раковский, Сталин, Зиновьев. Сидят: Рыков, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Чичерин, Троцкий, Демьян Бедный (спиной), Литвинов

Сложно сказать, видели ли Ильф и Петров этот шарж, но очень похожая на него «картина» упомянута в их романе «Двенадцать стульев» (1927). Великий комбинатор Остап Бендер размышляет о «гениально задуманной картине «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина — «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста… Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина — голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то. — Не будет того эффекта! — произнёс Остап вслух».
Но реальный художник, как видим, такими мелочами не смутился, и нарисовал полуголого Радека ещё в 1923-м… Шарж «Л. Межерепина» отлично передаёт дух, родственный духу запорожской вольницы, который существовал между большевиками в годы революции.

Позднее картина Репина ещё не раз давала повод советским художникам для повторения её сюжета в тех или иных вариациях.


Николай Соломин (1916—1999). «Письмо белорусских партизан фюреру». 1960-е

5. Скандал в коммуналке. А следующая карикатура — неполитическая. Но, тем не менее, тоже очень, очень знаменитая. Антикоммунисты любят проклинать «ужасы советских коммуналок». Не желая замечать, что коммуналки были большим шагом вперёд по сравнению с сырыми и тёмными подвалами, в которых ютились рабочие до революции. В общем, коммуналки — это типичный пример действия диалектического закона отрицания отрицания: то, что во времена Чернышевского казалось светлым будущим, во времена Брежнева уже выглядело тёмным прошлым.
Ну, а как смотрели на коммуналки в 20-е и 30-е годы, когда эта форма жилья была в городах едва ли не преобладающей? Довольно критически…
В 1927 году на обложке журнала «Крокодил» была опубликована карикатура художника Константина Ротова (1902—1959) «Будни общежития. Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса». Картинка стала без преувеличения исторической. Вот она:

Сейчас этот многофигурный, в типичном духе Ротова, рисунок покажется, возможно, не очень интересным, но тогда он поражал читателей своей жизненностью, попадал, что называется, не в бровь, а в глаз. Хотя Ротов нарисовал в своей жизни очень много карикатур, проиллюстрировал немало книг (среди которых «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч», «Золотой телёнок»), но ни один из его рисунков не достиг такой степени славы и известности, как этот.
В 1934 году К. Ротов решил повторить свою самую удачную находку в новой карикатуре:


«Фауна уходящего мещанства. Недоразумение на коммунальной кухне, или широкая дискуссия о пропаже подливки. Зарисовано с натуры худ. К Ротовым, на ответственности которого и лежат детали изображаемого им события. Темой для рассказов и фельетонов служить не может, так как использовано за 17 лет революции до отказа…»

Даже в 50-е годы рисунок Ротова 1927 года всё ещё оставался культовым. Художник Юрий Черепанов вспоминал свою первую встречу с Ротовым в середине 50-х: «Неужто я увижу самого автора знаменитой карикатуры «Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения иголки дпя прочистки примуса», — думал я, направляясь к большому угловому серому дому, что на Тверской улице».
Такая вот жизненная карикатура, запечатлевшая в своём гротескном отражении, как и соответствующие рассказы Михаила Зощенко, значительный пласт советского быта…

6. Папина «Победа»


Борис Пророков. Папина «Победа». 1954. Слева – карикатура из журнала «Крокодил», справа – одна из авторских вариаций рисунка

Художник Борис Пророков (1911—1972) стал автором самой знаменитой карикатуры на стиляг, которая была опубликована 28 февраля 1954 года в журнале «Крокодил» и называлась «Папина «Победа». Он изобразил молодого человека, стоявшего в развязной позе: из зубов у него торчала папироска, на шее болтался ярчайший дорогой галстук с игривой обезьянкой на пальме. На заднем плане виднелся автомобиль «Победа» – образец тогдашней роскоши, на сиденье которого валялись пустые бутылки. В чём была новизна карикатуры, почему она так метко попала в одну из болевых точек тогдашнего советского общества? Новизна карикатуры была в том, что она била не только и даже не столько по самим стилягам, сколько по их «папам». Пророков показал, что стиляги – это дети владельцев «Побед». Стиляги – дети богатых. Ведь что возмущало в 1954 году тех, чьи чувства так метко отразила карикатура «Папина «Победа»? То, что юный бездельник, ничего полезного не сделавший для общества за свою короткую жизнь, пользуется незаслуженным им богатством, полученным от «папы» – важного начальника. В общем, карикатура Пророкова попала не в бровь, а в глаз, потому что чётко и беспощадно определила место социальной модели «стиляги» в СССР. Это модель поведения младшего поколения обеспеченного слоя советского общества.
Подтверждали этот очевидный факт позднее и сами бывшие стиляги или сочувствовавшие им. Так, писатель Виктор Славкин вспоминал: «Чтобы быть стилягой, извините, требовались кое-какие средства. Наварить каучук, достать соответствующий пиджак, стричься в «Гранд-отеле», сузить брюки… Не говоря уже о проигрывателе и пластинках. Семья наша жила на одну папину зарплату, он работал мастером, потом завучем в ремесленном училище – я не мог себе позволить быть стилягой. Но я всё это любил! Джаз, новые танцы, набриолиненные волосы… Мне нравился стиль одежды, манера поведения, слэнг. Я увлекался Ремарком, Хемингуэем, Пикассо. Я переписывал слова модных песен… Я завидовал нашим миитовским стилягам».
О популярности карикатуры Пророкова свидетельствует и то, что позднее появлялись её вариации и «развитие темы».
В 1957 году был опубликован рисунок Ю. Фёдорова «Чтоб купить сыну «Победу», родители сидели на хлебе и воде». Вверху – стиляга в классической «пророковской позе», опирающийся на машину, из которой выглядывает молодая красотка, а внизу – его «трудолюбивые» родители. Отец продаёт хлеб, (очевидно, недовешивая его), а мать – торгует «соками-водами» (так же очевидно, их недоливая).

В 1960 году «Крокодил» снова вернулся к теме Пророкова, поместив ремейк его карикатуры, названный «Папина ракета» (ещё, заметим, до полёта первого человека в космос) . Автомобиль здесь заменён на космический корабль, а папенькин сынок облачён в скафандр и шлем… Судя по надписи на журнале «Бесплатно» коммунизм уже наступил, товары раздаются бесплатно. Но даже и в 20** году, в XXI веке, при коммунизме, проблема «богатых папенькиных сынков» никуда не делась, это социальное явление, по мысли журналистов, живёт и остаётся неизменным и в столь отдалённом будущем…

7. Держись, корова из штата Айова!
В 1927 году Константин Ротов сумел завоевать всеобщую известность карикатурой на бытовую тему, а спустя 30 лет – создал яркий рисунок-мем на экономическую тему.


К. Ротов. «Держись, корова, из штата Айова!». «В этом году Советский Союз догонит США по валовому производству молока». 1958 год.

О том, что идея «коровьих скачек» вошла в народное сознание, можно судить не только по запомнившемуся надолго бойкому лозунгу «Держись, корова, из штата Айова!», но и потому, что это словосочетание отразилось в антисоветском фольклоре.
Частушка:
«Догоняем штат Айова!
Как дела идут? ***ево!»

«При въезде в штат Айова американская туристская компания установила большой рекламный щит с надписью по-русски: «Добро пожаловать в штат Айова – житницу Советского Союза!»»
Следует заметить, что по молоку и по маслу лозунг был выполнен, а вот по мясу этого достичь не удалось. Отсюда другая малоцензурная частушка тех лет:
Мы Америку догнали
По надоям молока,
А по мясу поотстали:
Х*й сломался у быка.

8. Хрущёв с отбойным молотком
Надо сказать, что в 60-е годы и позднее поле для карикатуры (даже дружеского шаржа) в СССР постепенно сокращалось. Редкой стала даже сатира на президентов и премьеров западных стран, в основном карикатуристы изображали обезличенных персонажей типа дядюшки Сэма и диктаторов, вроде Пиночета. Их высмеивать не возбранялось…
На этом фоне некоторое оживление принесла публикация шаржей на Никиту Сергеевича Хрущёва. В книге «Лицом к лицу с Америкой» (1960) было помещено несколько добродушных шаржей на советского премьера из американской печати. А в СССР был опубликован такой шарж Бориса Ефимова:

Никита Сергеевич в виде шахтёра (согласно официальной биографии, он начинал свою трудовую деятельность, работая на шахте) дробит отбойным молотком «холодную войну».

9. Наследники Сталина
Сталин на советских карикатурах 1960-х годов не появлялся, хотя его активно критиковали и на XXII съезде партии, и в печати. По всей стране в 1961-м прошёл массовый снос его статуй и иных изображений Сталина, а тело его было вынесено из Мавзолея… Но карикатур всё-таки не было. Единственным исключением можно считать знаменитый рисунок против, как их называли тогда, «наследников Сталина». Он был опубликован в журнале «Крокодил» в 1962 году:

Обратим внимание, что на второй картинке «наследник» стоит на коленях перед известным портретом И.В. Сталина работы Дмитрия Налбандяна:

Это наиболее острая карикатура против «наследников», то есть сторонников Вячеслава Молотова, в которых хрущёвцы видели серьёзную оппозицию своей линии.

10. Литературный власовец
Даже диссидентам, противникам советской власти, надо было очень крепко в 70-е годы насолить властям, чтобы попасть на политическую карикатуру. Например, статьи с критикой академика А.Д. Сахарова в печати в 70-е годы были, и весьма развёрнутые, а вот карикатур не было ни одной. Исключением в этом плане стал Александр Солженицын. В 1974 году градус негодования против него настолько возрос, что он попал на именную карикатуру в «Крокодиле»:


Карикатура из советской печати 1974 года. На микрофонах написано «Радиостанция «Свобода», «Свободная Европа», на форме хористов «реванш» и «белоэмигрант»

А его имя было даже на уличных плакатах – «Окнах ТАСС».


Борис Ефимов (1900—2008). Плакат. Стихи Александра Жарова (1904—1984). 1974 год. Справа: возле «Окон ТАСС» на улице Горького (ныне Тверская) в Москве. Январь 1974 года

Разумеется, не отрицаю, что мой выбор топ-10 самых знаменитых советских карикатур был довольно субъективен. А как вы считаете, какие карикатуры заслужили бы войти в такую десятку?

Как Вы считаете, какие советские карикатуры можно считать наиболее известными?

Мин. Дзержинский как щука

Л.М. Большевики пишут письмо аглицкому Керзону

Ротов. Скандал в коммуналке

Пророков. Папина «Победа»

Ротов. Держись, корова из штата Айова!

Ефимов. Хрущёв с отбойным молотком

Семёнов. Наследники Сталина

Семёнов. Солженицын, Иуда, Каин и др.

Ефимов. Солженицын и Власов

Ефимов. Стальные ежовы рукавицы

Ефимов. Бешеный пёс фашизма

Семёнов. Гагарин в невесомости

Семёнов. Космическая прогулка Леонова

Ни одна карикатура не заслуживает внимания

Карикатуры времен СССР с пояснениями

В СССР недостатками и отклонениями в социалистическом образе жизни боролись разными способами, в том числе с помощью карикатур в прессе.

Карикатуры времен СССР с пояснениями

В последнее время в обществе растет интерес к прошлому, в основном к жизни нашего народа при СССР. В том же интернете часто «о рае на земле» нам рассказывают молодые люди.
——————————————
Хорошо, если молодые люди рассказывают о СССР со слов бабушек и дедушек. Ведь свои воспоминания у них вкусное мороженое да пионерский галстук. Даже родившийся в 1975 году к развалу СССР был пятнадцатилетним. Многое, что происходило в СССР нынешней молодежи непонятно. В этом я убедился, когда показывали по тв фильм «Обратная сторона луны». В другой раз в обеденный перерыв листали подшивки «Крокодила» и многие карикатуры молодым людям показались не только не смешны, и даже нелепые. Еще тогда пришла мне в голову идея сделать пост с карикатурами времен СССР с пояснениями.

Строили жилье в большинстве случаев плохо. Но, советские люди, проживавшие до этого в подвалах и бараках, не роптали.

Строили жилье в большинстве случаев плохо. Но, советские люди, проживавшие до этого в подвалах и бараках, не роптали.

«Шабашники»

"Шабашники"

«Шабашка» — один из способов заработать приличные деньги. В советское время не только строители, но и работники разных контор во время своих отпусков собирались в бригады и отправлялись в колхозы, совхозы и в маленькие города, где было нехватка строителей, искать «шабашку». Кто-то в прошлом году не брал отпуска, чтобы в этом году взять на два месяца, где это возможно, конечно, а кто-то дней на десять прибавлял за свой счет. Вот за это короткое время надо было построить и сдать объект. Работали день и ночь без выходных. Бывали и недоделки, и брак, и чтобы чиновники принимали объект с недоделками, часть полученных денег «отстегивали». Чтобы они строили жилые дома я не помню, но многие коровники, клубы, магазины построены руками шабашников.

Сейчас так говорят в полиции, а в советское время так говорили в милиции

Сейчас так говорят в полиции, а в советское время так говорили в милиции

Было у молодежи такое понятие — «потрясти родителей», то есть брать у них денег на выпивку, сигареты, чтобы купить модные шмотки у спекулянтов.

Было у молодежи такое понятие - "потрясти родителей", то есть брать у них денег на выпивку, сигареты, чтобы купить модные шмотки у спекулянтов.

Снабженцем будет

Снабженцем будет

Хорошие снабженцы были нарасхват. Предприятия их даже переманивали друг у друга. Допустим у предприятия 10 грузовиков. Плановая экономика отпускала запчастей только для 2-х грузовиков. А если сломается 5 грузовиков? План не выполнен, премий нет, да еще выговор по партийной линии. Тут в путь отправлялся снабженец. Покупал подарков для домочадцев завсклада, угощал в ресторане самого заведующего складом, где лежать запчасти или отправлялся в завод, где все это выпускают и правдами и неправдами добывал запчастей и спасал свое предприятие.

Чтобы «достать» дефицитный товар надо было иметь знакомых «с лапой».

Чтобы "достать" дефицитный товар надо было иметь знакомых "с лапой".

Работник райкома партии или другой чиновник давали вам, как знакомому, записку, с которой можно было зайти с черного хода магазина и вам отпускали нужный вам товар. Такую же записку мог написать директор обувного директору мебельного магазина и вам отпускали нужный вам стул. Дефицитом могло быть что угодно, и книга, и билеты в театр.

Когда устраиваешся на работу, надо было приносить характеристику с прежней место работы. В данном случае, чтобы избавиться от пьяницы, сказали ему «ты, давай, увольняйся, а мы тебе дадим хорошую характеристику».

Когда устраиваешся на работу, надо было приносить характеристику с прежней место работы. В данном случае, чтобы избавиться от пьяницы, сказали ему "ты, давай, увольняйся, а мы тебе дадим хорошую характеристику".

Бабушка приехала из деревни и еще не знает, кто такие «хиппи».

Бабушка приехала из деревни и еще не знает, кто такие "хиппи".

«Ты тут хозяин, а не гость. Тащи с работы каждый гвоздь!» — говорится в советской прибаутке. Несуны были везде, тащили все, нужное и ненужное, и начальники, и рабочие.

"Ты тут хозяин, а не гость. Тащи с работы каждый гвоздь!" - говорится в советской прибаутке. Несуны были везде, тащили все, нужное и ненужное, и начальники, и рабочие.

А эти уже не «несуны», а воры какие-то

А эти уже не "несуны", а воры какие-то

Люди писали анонимки. На соседа, на соперника, на успешного человека, на кого угодно могли написать анонимки. В партком, в милицию, в прокуратуру, и анонимки рассматривались. Анонимки запретил Горбачев в 1988-ом году.

Люди писали анонимки. На соседа, на соперника, на успешного человека, на кого угодно могли написать анонимки. В партком, в милицию, в прокуратуру, и анонимки рассматривались. Анонимки запретил Горбачев в 1988-ом году.

Анонимок было так много, что проверяющие жаловались, что завалены работой. Анонимками людей могли довести до инфаркта.

Анонимок было так много, что проверяющие жаловались, что завалены работой. Анонимками людей могли довести до инфаркта.

За выполнение плана давали премии. А за перевыполнение тем более. Поэтому повсеместно занимались приписками. На бумаге писали, что так и так, сделано столько-то работы. В результате получали деньги за невыполненную работу, плюс еще и премии

За выполнение плана давали премии. А за перевыполнение тем более. Поэтому повсеместно занимались приписками. На бумаге писали, что так и так, сделано столько-то работы. В результате получали деньги за невыполненную работу, плюс еще и премии

В то время такое бывало сплошь и рядом.

В то время такое бывало сплошь и рядом.

Еще не было ни партии зеленых, ни защитников экологии, а советские предприятия вовсю загрязняли окружающую среду.

Еще не было ни партии зеленых, ни защитников экологии, а советские предприятия вовсю загрязняли окружающую среду.

Карикатуры времен СССР с пояснениями

Можно было жаловаться на начальников, на чиновников в высшестоящие организации, но ваши жалобу спускали для разборки тем же начальникам, что напрочь отбивало у советских людей веру в справедливость.

Можно было жаловаться на начальников, на чиновников в высшестоящие организации, но ваши жалобу спускали для разборки тем же начальникам, что напрочь отбивало у советских людей веру в справедливость.

Карикатуры времен СССР с пояснениями

И в заключение, анекдот с тех благословенных времен:

И в заключение, анекдот с тех благословенных времен:

Все карикатуры опубликованы в СССР.
Будет продолжение.

Ссылки по теме:

История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.
Мастера советской карикатуры революционной эпохи (слева направо — Дмитрий Моор, Виктор Дени, Борис Ефимов):
photo_moor Deni_VN efimov1

А это Борис Ефимов уже в XXI веке, миновавший свой столетний юбилей:
efimov

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии — праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок — Троцкий в образе Георгия-Победоносца:
georgy

Другой рисунок в этой теме, изображающий Троцкого и Дзержинского (автор — Борис Ефимов):
fed-lbt

Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923-1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей — Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина — рисунок Дени (печатался и в форме плаката) — председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти — царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…
Lenin_purges_land_of_unclean

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противников большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба — честный счёт», — иронизировал художник…
iuda_Deni

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени — уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, «Красный Перец» предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал??
3. Кого нарисовал???».
Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
— Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры — Дмитрия Моора — на Ленина.
Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:
lenin-1919-moor
Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:
lenin-1922-moor
Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября — Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:
antanta
Троцкий «по Брэму» (популярная линия карикатур того времени — изображать вождей в образе животных), автор — тоже Дени:
leo

Другая карикатура «зоологического направления» — Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не дремал»), рисунок Мина:
gpu_karikatura

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером — не в пользу последнего:
rokfeller

Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.
lunacharsk-yellow

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака — Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина — Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:
moor-stalin bor_efimov_stalin

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:
deni-stalin

При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:
Efimov po-shahterski

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот — зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное — на треть — сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются — с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей — в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.
Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались — но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», — говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао — но это был исключительный случай.
А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.
Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать — такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства — и даже на глав не слишком враждебных западных государств — уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
— Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
— Карикатуристы — безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».
breznev-i-efimov
Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира — это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, — разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода — «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Датчик xiaomi mijia bluetooth hygrothermograph 2 lywsd03mmc инструкция
  • Типовая инструкция нормирование расхода драгоценных металлов
  • Глауцина гидрохлорид инструкция по применению цена
  • Как сделать хлопушку из листа бумаги пошаговая инструкция
  • Стили руководства конспекты