Казначейское сопровождение 71 счет инструкция по применению

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Как стать клиентом Управления Федерального казначейства по г. Москве участникам казначейского сопровождения

Внимание! Единый лицевой счет участника казначейского сопровождения с кодом 71 открывается один раз по первому  государственному контракту (контракту, договору, соглашению). На второй и последующие государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) открываются разделы лицевого счета с использованием личного кабинета в Государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» (далее — ГИИС «Электронный бюджет»).

I. Открыть лицевой счет участника казначейского сопровождения с кодом 71

При приеме документов осуществляется контроль на:

а) Соответствие форм представленных документов требованиям нормативно — правовых актов (см. п.п. 1 – 3), а также их заполнение.

б) Совпадение наименования юридического лица и других реквизитов во всех представленных документах и его соответствие карточке образцов подписей.

в) Строгое соответствие подписей должностных лиц на представленных документах образцам подписей в Карточке образцов подписей к лицевым счетам, а также их полномочия. Если лицо, подписавшее представленные документы, не является руководителем юридического лица и действует на основании приказа, распоряжения, доверенности, то наличие копии данных документов, заверенных органом, его издавшим, строго обязательно.

Для открытия лицевого счета необходимо представить в Единое окно Управления Федерального казначейства по г. Москве (далее – Единое окно) (режим работы и местоположение здесь) следующие документы:

1. Заявление на открытие лицевого счета по форме.

Образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета в случае, если государственный контракт, соглашение (договор), контракт не содержит сведения, составляющие государственную тайну, можно найти здесь.

Образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета в случае, если государственный контракт, соглашение (договор), контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, можно найти здесь.

Образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета в случае, если «Бухгалтерский работник в штате не предусмотрен», можно найти здесь.

2. Карточку образцов подписей к лицевым счетам по форме.

Образец заполнения Карточки образцов подписей к лицевым счетам можно найти здесь.

Образец заполнения Карточки образцов подписей к лицевым счетам в случае, если «Бухгалтерский работник в штате не предусмотрен», можно найти здесь.

Особенности оформления Карточки образцов подписей:

а) Карточка образцов подписей, представляемая клиентом, не требует дополнительного заверения в случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, при условии, что подписи руководителя и главного бухгалтера (уполномоченных руководителем лиц) клиента остаются прежними.

б) При назначении исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера клиента дополнительно представляется заверенная нотариально временная Карточка образцов подписей, в которую включается только образец подписи лица, исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, с указанием срока их полномочий.

в) При временном предоставлении лицу права первой или второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, включенных в Карточку образцов подписей, уполномоченных руководителем клиента, новая Карточка образцов подписей не составляется, а дополнительно представляется Карточка образцов подписей только с образцом подписи лица, которому временно предоставлено право первой или второй подписи, с указанием срока ее действия. Временная Карточка образцов подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) клиента и дополнительного заверения не требует.

Внимание! Если клиенту уже открыты лицевые счета в Управлении, представление Карточки образцов подписей для открытия лицевого счета с кодом 71 не требуется в случае, если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемому лицевому счету, остаются прежними.

3. Основание для открытия лицевого счета: государственные контракты, соглашения (договоры), контракты, подлежащие казначейскому сопровождению или их копии.

Особенности представления государственных контрактов, соглашений (договоров), контрактов:

а) Если государственный контракт, соглашение (договор), контракт заключен на бумажном носителе и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок, то заверения его копии не требуется. В остальных случаях необходимо заверение нотариусом, либо заказчиком.

б) Если государственный контракт, соглашение (договор), контракт заключен в электронном виде и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок, то заверения его копии не требуется. В противном случае государственный контракт, соглашение (договор), контракт распечатывается с электронной площадки и представляется с приложением, содержащим сведения об электронных подписях лиц, его подписавших.

В случае, если подписант со стороны исполнителя отличается от лица указанного в преамбуле государственного контракта, соглашения (договора), контракта необходимо представить доверенность (копию) на право подписи документов на лицо его подписавшее.

в) Если государственный контракт, соглашение (договор), контракт с пометкой «Для служебного пользования», то он представляется в Управление с сопроводительным письмом с пометкой «Для служебного пользования» в произвольной форме. Письмо с контрактом (копия, заверенная заказчиком либо нотариально или оригинал, в этом случае, заверение не требуется) представляется в Окно экспедиции по адресу ул. 3-я Рощинская, д. 3, стр. 1, центральный вход.

В случае, если государственный контракт (контракт, договор) содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо государственного контракта (контракта, договора) представляются выписка из государственного контракта, соглашения (договора), контракта по форме. Образец заполнения Выписки из государственного контракта, соглашения (договора), контракта можно найти здесь.

Внимание! В государственных контрактах, соглашениях (договорах), контрактах необходимо указывать идентификатор государственного контракта, который присваивается государственным заказчиком.

4. Обособленное подразделение (филиал) представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение.

Дополнительно сообщаем, что для того, чтобы открыть лицевой счет участника казначейского сопровождения, УФК по г. Москве включает данного участника в справочник «Сводный реестр», на основании представленных документов на открытие лицевого счета (за исключением открытия лицевого счета по соглашению о предоставлении субсидии или бюджетной инвестиции). Участнику казначейского сопровождения присваивается уникальный 8-значный код. Извещение о включении информации об организации в Сводный реестр передается через службу Единого окна клиенту вместе с информацией о реквизитах открытого лицевого счета.

В дальнейшем участникам казначейского сопровождения, информация о которых включена в Сводный реестр ГИИС «Электронный бюджет» УФК по г. Москве, в соответствии с п. 19 Порядка формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденнного приказом Министрества финансов Российской Федерации от 23.12.2014 № 163н, Извещения об изменении информации об организации в Сводном реестре направляется через подсистему «Обеспечение интеграции» — Произвольные документы ГИИС «Электронный бюджет».

II. Подключиться к электронному документообороту с использованием личного кабинета в ГИИС «Электронный бюджет»

Для подключения к электронному документообороту с Управлением Федерального казначейства по г. Москве (далее — Управление), одновременно с документами на открытие лицевого счета (см. раздел I), необходимо представить в Единое окно:

1. Заявка на включение в реестр организаций Подсистемы ввода, проверки и централизованного хранения сведений, предоставленных заявителями информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства» (не предоставляется в случае, если был заключен договор присоединения к Регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства до 31.07.2020 года). Форму заявки можно найти здесь. Образец заполнения заявки можно найти здесь.

Внимание! Проверить наличие юридического лица в Сводном реестре и определить код можно на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

2. Заявку на получение СКЗИ для работы в ГИИС «Электронный бюджет» на бланке организации-заявителя. Образец заявки можно найти здесь.

Одновременно с заявкой на получение СКЗИ для работы в ГИИС «Электронный бюджет» предоставляются:
— доверенность на получение СКЗИ. Образец доверенности можно найти здесь;
— оптический носитель однократной записи (CD-R, DVD-R) в количестве 1 шт. для записи СКЗИ.

Внимание! Управление выдает не более одной лицензии на организацию для работы в ГИИС «Электронный бюджет». 

3. Заявку на получение средств криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) на бланке организации-заявителя, к которой приложить оптический носитель однократной записи (CD-R, DVD-R) в количестве 1 шт. для записи СКЗИ. Форму заявки можно найти здесь. Образец заполнения заявки можно найти здесь. С порядком получения СКЗИ можно ознакомиться здесь.

Внимание! Количество запрашиваемых лицензий СКЗИ не должно превышать количества сотрудников, наделенных правом подписи электронных документов.

Отследить статус обработки представленного пакета документов можно здесь.

После открытия лицевого счета (статус пакета «исполнено») получить в Едином окне (режим работы и местоположение здесь) уведомление об открытии лицевого счета, оптические носители со средствами криптографической защиты информации.

III. Подключиться к компоненту казначейского сопровождения подсистемы управления расходами в подсистеме обеспечения информационной безопасности системы обеспечения безопасности информации (ПОИБ СОБИ)  

Порядок подключения к ПОИБ СОБИ можно найти здесь.

Внимание! С целью получения новых знаний для проведения и учета операций на лицевом счете неучастника бюджетного процесса с кодом 71 предлагаем воспользоваться:

— образовательным порталом Федерального казначейства, расположенного по адресу http://peo.roskazna.ru (необходима регистрация), раздел «Курсы»/»Электронный бюджет»; 

— порталом поддержки пользователей ГИИС «Электронный бюджет» организации разработчика ООО «ОТР 2000» http://elearning.otr.ru.

Казначейское сопровождение выражается в усиленном контроле за использованием целевых бюджетных средств. Проверяют и заказчиков, и поставщиков, но не всех и не всегда.

Какие контракты сопровождает Казначейство

Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Вот в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ в 2022 году обязательно — если контракт заключают на целевые средства. КС распространяется:

  • на субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам на сумму от 100 000 000 рублей и более, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных правительством РФ.

Правительство разработало правила казначейского сопровождения в 2022 году, их утвердили в Постановлении Правительства № 2024 от 24.11.2021. Этот норматив обновляют ежегодно, после публикации закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Изменения на 2023 год внесли Постановлением Правительства № 2301 от 14.12.2022.

Казначейство проверяет и сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется за счет целевых средств. Информация о банковском и казначейском сопровождении включается в извещение и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.

Коды целевых статей расходов бюджетных средств

По нормативным правилам, участники казначейского сопровождения — это юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и физические лица, которые производят товары, работы, услуги. Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег.

Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК. В госконтракты, заключенные на целевые деньги, вносится специальный пункт о запрете их перечисления на счета, открытые участнику КС в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях. Все условия и ограничения, которые надо учесть в контракте, прописаны в Бюджетном кодексе — в п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ, ПП РФ № 2024 и других нормативах. Казначейское сопровождение осуществляется по госконтрактам, которые заключены с применением обеспечения обязательств от Федерального казначейства.

Территориальные отделы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (письмо ФК № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Аналитические разделы открываются в разрезе каждого государственного или муниципального контракта. Лицевой счет открывают для головных исполнителей на получение платы за поставку товаров, работ или услуг и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Когда сопровождают госконтракты в 2023 году

Утвердили ФЗ о бюджете на 2023 год и плановые 2024-2025 гг. ФЗ № 466-ФЗ от 05.12.2022 вступил в силу 01.01.2023. Правила казначейского сопровождения описываются в ст. 5 466-ФЗ.

Общие требования к порядку осуществления финансовыми органами КС закреплены в Постановлении Правительства № 2155 от 01.12.2021. Сам порядок, как работать с Казначейством для новичков, на 2023 год прописали в ПП РФ № 2024 от 24.11.2021.

Не путайте казначейское сопровождение и обслуживание. По сути, казначейское обслуживание — это все операции, которые проводят органы Казначейства для клиентов. К таким операциям относятся доведение финансирования, регистрация контрактов и бюджетных обязательств, проведение платежей. А сопровождение — это контроль над операциями с целевыми средствами. КС подлежат такие целевые средства:

  • субсидии и бюджетные инвестиции юрлицам;
  • субсидии бюджетным и автономным учреждениям;
  • взносы в уставные капиталы юрлиц из субсидий и бюджетных инвестиций.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 466-ФЗ и ст. 242.25 БК, необходимо сопровождать:

  • субсидии и бюджетные инвестиции юрлицам (ст. 80 БК РФ);
  • взносы в уставные и складочные капиталы юридических лиц, профинансированные из субсидии и бюджетных инвестиций;
  • авансовые платежи по госконтрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключили получатели субсидий и бюджетных инвестиций и получатели взносов в уставные капиталы с исполнителями по контрактам с финансированием из средств субсидии, бюджетных инвестиций и взносов в уставный капитал;
  • авансовые платежи по госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг (за исключением контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 000 000,00 рублей и больше;
  • авансы по контрактам на поставку товаров, работ, услуг на сумму 100 000 000,00 рублей и больше федеральными бюджетными и автономными учреждениями, у которых открыты лицевые счета в ТОФК, а источник финансирования по таким договорам — субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ;
  • расчеты по госконтрактам по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ и другим, в соответствии с федзаконами о реализации 44-ФЗ на сумму от 3 000 000,00 рублей, и расчеты по контрактам, которые заключили для исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 000 000,00 рублей;
  • расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму от 3 000 000,00 рублей и расчеты по контрактам и договорам, которые заключили для исполнения этих контрактов на сумму от 3 000 000,00 рублей;
  • авансовые платежи по контрактам и договорам на поставку товаров, работ, услуг, которые заключили исполнители и соисполнители для исполнения указанных госконтрактов;
  • деньги, которые получают из бюджета юридические лица и индивидуальные предприниматели по решению российского правительства.

В 2023 году не проводится КС средств по госконтрактам на сумму 3 млн рублей и авансов по таким контрактам, которые заключили бюджетные и автономные учреждения на основании п. 4, 5, 8 ч. 2 ст. 5 (488-ФЗ от 21.11.2022).

Средства, указанные в ст. 242.27 БК РФ, Казначейством не сопровождаются.

Что контролирует Казначейство

Запомните, что такое казначейское сопровождение, — это, простыми словами, дополнительный контроль со стороны ФК над контрактами и платежами, которые проводятся за счет целевых средств. КС означает обязанность получателей крупных сумм денег из бюджета открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги и называют целевыми средствами.

Напоминаем, что в 2023 году не всем поставщикам надо открывать лицевые счета в Казначействе. Допускается прямая оплата по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений — с лицевых счетов заказчика в Казначействе на расчетные счета поставщика в банке. Это касается контрактов на строительство, реконструкцию, капремонт и поставку товаров, но при условии документального подтверждения выполнения обязательств (ч. 4-6, 15 ст. 10 448-ФЗ).

В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств — при перечислении денег в пределах лимитов, выделенных на оплату фактически поставленных товаров, работ, услуг. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8, 9 ст. 5 390-ФЗ. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, и контрактов, которые заключаются в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос», «Росатом». Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Каков общий порядок казначейского сопровождения

Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги. В 2023 году 71 лицевые счета обязательны не для всех поставщиков: по многим госконтрактам с КС разрешили прямые расчеты.

Чтобы израсходовать деньги с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура. По правилам, если контракт подлежит казначейскому сопровождению, за сколько дней до приемки заказчик должен направить в территориальный орган Казначейства уведомление о дате ее проведения, определяет территориальный отдел ФК и отдельно уведомляет об этом заказчика. Без проверки документов и факта приемки казначей не проведет санкционирование.

Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.

Работники ТОФК, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Для чего нужен идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора. Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других платежно-расчетных документах.

Как проводят казначейское сопровождение в гособоронзаказе

Контроль и казначейское сопровождение ГОЗ является обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным госконтрактам.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями. Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны.

Общие правила казначейского сопровождения гособоронзаказа в 2023 году таковы: ТОФК сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, которые заключают для исполнения основного контракта по государственному оборонному заказу (с соисполнителями). Все денежные операции проводятся на специальных счетах. Но необходимо учитывать ограничения по суммам, начиная с которых обязательно КС — они прописаны в ст. 5 466-ФЗ.

Каждому госконтракту присваивают уникальный идентификатор (ИГК). Его указывают в платежных и расчетных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов ТОФК. При открытии лицевого счета ФК проводит проверку головного исполнителя или исполнителя в течение двух рабочих дней. Если проверка прошла успешно, орган открывает лицевой счет, если нет — приостанавливает открытие. Информация об этой процедуре передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Для участников КС по гособоронзаказу действует режим лицевого счета, который подразумевает проведение финансовых операций по ИГК. Правила пользования целевыми деньгами, санкционирования расходов и приостановления операций по ГОЗ не изменились.

Еще по теме:

  • порядок применения правил казначейского сопровождения по 223-ФЗ;
  • изменили правила банковского сопровождения контрактов при казначейском контроле целевых средств;
  • утвердили новый порядок перечисления авансов по контрактам с казначейским сопровождением на расчетные счета.

БКС-Тендер / Статьи / Как открыть казначейский счет 71 в 2022 году?

Пошаговая инструкция по открытию и началу работы

Несмотря на то, что на официальном сайте Федерального Казначейства roskazna.gov.ru представлены инструкции по открытию специальных лицевых счетов казначейского сопровождения, в этом процессе возникает немало вопросов и сложностей.

Процедура открытия казначейского счета с кодом 71 многоэтапная и сложности могут возникнуть на любом этапе, что сильно затянет начало расчетов по нему. Наши клиенты освобождены от головной боли по открытию казначейских счетов. Данный процесс компания БКС Тендер берет на себя. Накоплен большой опыт, которым мы хотим поделиться. Рассмотрим по порядку, какие шаги следует предпринять для открытия казначейского счета с кодом 71.

Итак, лицевой счет с кодом 71 открывается:

  • Головным исполнителям по государственным контрактам, получателям бюджетных инвестиций, взносов в уставный (складочный) капитал по государственным контрактам, договорам, соглашениям, заключенным после 01.09.2019.
  • Получателям субсидий по соглашениям в случае, если условиями соглашения предусмотрено применение казначейского обеспечения обязательств.
  • Исполнителям по контрактам (договорам) в случаях, если головным исполнителям по государственным контрактам, получателям субсидий, бюджетных инвестиций, взносов, в целях исполнения которых, заключаются контракты (договора) открыты лицевые счета с кодом «71».

Шаг 1.

Для открытия лицевого счета с кодом 71 необходимо представить в Единое окно регионального Управления Федерального казначейства по месту регистрации компании (согласно Выписке из ЕГРЮЛ):

  1. Заявление на открытие лицевого счета по форме, предложенной на официальном сайте Казначейства. Рекомендуем выбрать образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета в случае, если «Бухгалтерский работник в штате не предусмотрен», так как в этом случае комплект предоставляемых документов будет меньше, выпуск ЭЦП будет осуществляться только на руководителя, а последующая регистрация в системе «Электронный бюджет» будет проще.
  2. Карточку образцов подписей к лицевым счетам. Данный документ потребуется заверить у нотариуса.
  3. Основание для открытия лицевого счета: государственные контракты, соглашения (договоры), контракты, подлежащие казначейскому сопровождению или их копии. Порядок их предоставления указан в статье Открытие счета в казначействе для работы по госконтрактам в 2022 году.

Шаг 2.

Лучше всего объединить Шаг 1 и Шаг 2 в один и вместе с документами на открытие лицевого счета передать в Единое окно Казначейства:

1. Заявку на включение в реестр организаций Подсистемы ввода, проверки и централизованного хранения сведений, предоставленных заявителями информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства» (не предоставляется в случае, если был заключен договор присоединения к Регламенту Удостоверяющего центра Федерального казначейства до 31.07.2020 года). Форма заявки.

2. Заявку на получение средств криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) на бланке организации-заявителя, к которой приложить оптический носитель однократной записи (CD-R, DVD-R) в количестве 1 шт. для записи СКЗИ. Форма заявки.

Количество запрашиваемых лицензий СКЗИ не должно превышать количества сотрудников, наделенных правом подписи электронных документов.

3. Заявку на получение СКЗИ для работы в ГИИС «Электронный бюджет» на бланке организации-заявителя. Образец заявки.

Одновременно с заявкой на получение СКЗИ для работы в ГИИС «Электронный бюджет» предоставляется:
— оптический носитель однократной записи (CD-R, DVD-R) в количестве 1 шт. для записи СКЗИ.

После приема документов сотрудник службы единого окна назначает дату для получения документов, инструкций и необходимого прикладного программного обеспечения.  Статус обработки заявки на получение СКЗИ и открытия лицевого счета можно отслеживать здесь.

После обработки заявки на получение СКЗИ и открытия лицевого счета (статус пакета «исполнено») получить в Едином окне уведомление об открытии лицевого счета, оптические носители со средствами криптографической защиты информации.

Шаг 3.

1. Необходимо сформировать первичное обращение выпуска ключа электронной цифровой подписи на сайте fzs.roskazna.ru, в соответствии с инструкциями, которые предоставлены на нем. Обращаем внимание, что имеющаяся у Вас на руках электронная подпись для работы в Электронном бюджете не подойдет. Этого этапа Вам не избежать. Для прохождения этого этапа потребуется электронно-цифровой носитель (например, Rutoken). В случае неверно заполненных форм, в формировании ключа будет отказано, придется пройти процедуру повторно. На данном этапе у вас формируется лишь одна часть ключа,  вторую часть выдаст Казначейство. После успешного формирования обращения выпуска ключа электронной цифровой подписи в течение 1-2 дней на указанную Вами электронную почту приходит уведомление об одобрении выпуска. После этого необходимо явиться в казначейство для получения сертификата электронной подписи.

Для получения сертификата его владелец должен иметь при себе:

1) паспорт;

2) флеш-карту (usb-flash);

3) документы на бумажном носителе, направленные и сформированные ранее, через Портал «Формирования запросов на сертификаты»:

— Заявление на получение сертификата электронной подписи – в двух экземплярах;

— Копия документа, подтверждающего полномочия владельца сертификата, указанного при формировании запроса на сертификат (заверенная Владельцем «Копия верна, Подпись, Расшифровка, печать»);

— Согласие на обработку персональных данных – в одном экземпляре.

За получением сертификата может обращаться только сам владелец сертификата. По новым правилам, к сожалению, сделать этого по доверенности нельзя.

Шаг 4.

Оформить заявку на подключение к подсистеме ГИИС «Электронный бюджет». Чтобы сэкономить время, подать заявку лучше одновременно с приездом в Федеральное казначейство для получения сертификата электронной подписи (Шаг 3). Форма заявки. Совместно с заявкой на подключение к подсистеме ГИИС «Электронный бюджет» подается приказ о лице, имеющем право работать в Электронном бюджете, и согласие на обработку персональных данных. Образец согласия. С собой не забыть взять флеш-карту (usb-flash). Обработка поступающих заявок осуществляется в течение 5 рабочих дней. 

Шаг 5.

Необходимо обеспечить соответствие автоматизированного рабочего места пользователя рекомендуемым требованиям системы (Требования к АРМ). Соединить 2 части ключа электронной цифровой подписи, сформированной изначально на Рутокене и на флеш-карте (usb-flash), выданной казначейством согласно Инструкции. Далее, следуя инструкциям Казначейства, зарегистрироваться и настроить работу на портале «Электронный бюджет» и приступить к работе.

Процесс открытия лицевого счета в Казначействе довольно длительный (от 2-х недель до месяца), сопряжен со многими трудностями и встречей с «подводными камнями», как то, например, некоторые устаревшие инструкции на официальном сайте Казначейства, следование которым ведет к ошибкам и потере времени. К сожалению, на официальном сайте Казначейства процесс замены информации идет медленно, некоторые актуальные инструкции можно получить только по специальному запросу.

Накопленный опыт специалистов БКС Тендер позволяет избежать ошибок, сэкономить Ваше время и получить гарантированный результат. Поручите работу по открытию казначейского счета и оформлению доступа в систему Электронный бюджет профессионалам.

Заказать услугу

На чтение 13 мин Просмотров 84.4к. Обновлено 17.03.2022

Что такое казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту. Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами. Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.

Содержание

  1. О сопровождении казначейством госконтракта
  2. Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
  3. Как и кем осуществляется контроль
  4. Правила сопровождения
  5. Идентификация госконтрактов
  6. Как открыть лицевой счет в федеральном казначействе
  7. Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя
  8. Сопровождение гособоронзаказа
  9. Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
  10. Преимущества и недостатки контроля

О сопровождении казначейством госконтракта

Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

вопрос

КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.

КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.

Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Основная задача центров специализаций — открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.

Задача платежных центров — взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.

Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.

Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.

Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

тендерный специалист

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Как и кем осуществляется контроль

Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
  • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
  • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.

Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ:

совет

В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2022 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

Казначейское обеспечение обязательств реализуется в рамках предоставления субсидий по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, указанных в ч.2 ст.5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится так: деньги для платежа по обязательствам юрлиц переводятся только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленной продукции.

Правила сопровождения

ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2022 г. описаны в постановлением Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021.

Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и  списываться деньги.

Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).

Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:

  • открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
  • предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
  • подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).

В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.

Идентификация госконтрактов

изучение

Идентификатор применяется для определения контрактов и расчетов по ним. Это особый 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется в течение всего срока действия договора. Идентификационный код формируется в порядке, определенном в Приказе Казначейства РФ от 09.01.2018 г. № 5н. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ, должны указывать этот код в счетах-фактурах.

Как открыть лицевой счет в федеральном казначействе

Представим, что ваша организация стала исполнителем субподрядного договора, который подлежит казначейскому сопровождению. В первую очередь, необходимо открыть лицевой счет в федеральном казначействе. Как это делается?

Для удобства клиентов в ФК открывается один лицевой счет. Его номер начинается с числа 71. Через него осуществляются операции по нескольким документам основаниям (госконтрактам, контрактам, соглашениям и договорам). Для этого предусмотрены разделы лицевого счета. На каждый документ-основание открывается свой раздел.

Для открытия счетов и разделов вам необязательно обращаться в ФК лично. Это можно сделать дистанционно. Если ваш документ-основание подлежит обязательной регистрации в ЕИС в сфере закупок, то эти операции можно осуществить непосредственно в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru.

радость

В иных случаях, если вы не знаете номер лицевого счета, но вам необходимо его указать в реквизитах заключаемого документа-основания, вы можете предоставить в ближайший территориальный орган ФК заявление на резервирование лицевого счета.

Если же номер вам известен, и вы хотите открыть лицевой счет с зарезервированным ранее номером или раздел на уже существующий лицевой счет, то можете это сделать в личном кабинете «Электронного бюджета». Порядок подключения к «Электронному бюджету» можно уточнить на сайте roskazna.ru или в ближайшем ТОФК.

Также можно открыть лицевой счет, обратившись лично в ближайший ТОФК, но лучше это делать дистанционно для экономии времени.

Для того, чтобы ваш заказчик смог перечислить вам аванс или оплатить выполненные работы поэтапно, а также, чтобы вы сами могли осуществить в будущем расходование средств, необходимо предоставить сведения об операциях с целевыми средствами, в которых указать планируемые суммы источников поступлений и направлений их расходования. Это также можно сделать дистанционно в личном кабинете «Электронного бюджета».

Сведения должны быть утверждены вашим заказчиком. Если у вас есть разрешение на утверждение средств самостоятельно, то приложите разрешение при предоставлении сведений. Если такого разрешения нет, то сведения будут автоматически направлены в личный кабинет вашего заказчика.

В будущем, если потребуется внести изменения в сведения, вы сможете это сделать в личном кабинете «Электронного бюджета».

Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя

Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.

Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.

плюсы

Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.

Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.

Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.

Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:

  • открывать лицевой счет и разделы по нему;
  • предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
  • проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.

По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.

Сопровождение гособоронзаказа

согласие

Сопровождение контрактов для государственного оборонного заказа является строго обязательным. И заказчики, и исполнители ГОЗ взаимодействуют с Казначейством в ходе исполнения обязательств. Правила утверждены законодательством в Постановлении Правительства № 1702 от 28.12.2018 г.

ФК следит за выделенными средствами на выполнение ГОЗ. Сопровождаются все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение действует для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Государственный оборонзаказ казначейский надзор исключает и для контрактов, которые заключены заказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Случаи, которые не нуждаются в открытии лицевого счета в Казначействе в 2022 г. по ГОЗ утверждены в положениях п.3 ч.3 ст.5 459-ФЗ. Казначейство не следит за договорами, предметом которых является поставка коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и за договорами, подписанными с федеральными казенными ведомствами (п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Преимущества и недостатки контроля

руководство

К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:

  • Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
  • Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
  • Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.

«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:

  • Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
  • Отпадут недобросовестные подрядчики.
  • Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.

Как вам статья?

Шинина Анастасия

Шинина Анастасия

Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта

Заказать консультацию

Казначейское сопровождение госконтракта в 2022 году обязательно лишь для особых соглашений. Все дорогостоящие контракты за счет целевых средств сопровождаются Казначейством. Но правила работы на 2022 и 2023 год упростили.

Правила казначейского сопровождения на 2023 год

В 2023 году не проводится казначейское сопровождение средств по контрактам, указанным в п. 8 ч. 2 ст. 5 закона о федбюджете на 2023 г. и плановые 2024-2025 гг. (Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ), на сумму 3 000 000 и меньше, которые бюджетные и автономные заказчики заключили для исполнения госконтрактов (п. 4, 5 ч. 2 ст. 5 закона о федбюджете, ч. 7 ст. 10 Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ).

В 2023 продолжают действовать особые правила расчетов по контрактам с казначейским сопровождением — заказчики смогут платить поставщикам напрямую на их расчетные счета при расчетах по ч. 4-6, 15 ст. 10 448-ФЗ. Действие пп. 1 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили. Условия госконтрактов необходимо формулировать с учетом особенностей КС на 2023 год.

С 01.01.2023 по 01.04.2024 не действуют правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения из числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ч. 1 ст. 8 448-ФЗ). В 2023 заказчики перечисляют деньги поставщикам на их расчетные счета в кредитных организациях. Казначеи не поясняли, имеет ли гражданско-правовое значение договор банковского счета между кредитной организацией и территориальным органом Федерального казначейства, но, по законодательной логике, эти соглашения относятся к гражданско-правовым.

До 31.12.2023 заказчик вправе не требовать обеспечения исполнения госконтракта и гарантийных обязательств. Но есть одно исключение — когда по контракту платят аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению.

Еще до 31.12.2023 правительство или высший исполнительный орган в регионе смогут устанавливать дополнительные случаи и порядок закупок у единственного поставщика. По решению местных законодателей, на них не распространяются запреты по ст. 15, 16, 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ. Но такие контракты надо заключить до 31.12.2022, а срок их исполнения истекает уже после этой даты.

Когда проводится казначейское сопровождение

Некоторые госконтракты бюджетников и автономщиков подлежат казначейскому сопровождению (ст. 242.23 БК РФ). КС — это особый порядок проведения операций с деньгами учреждений (ст. 6 БК РФ). Бюджетные средства сопровождают Федеральное казначейство и финансовые органы регионов и муниципальных образований.

Казначеи сопровождают средства, которые определили законом о федеральном бюджете и предоставили для исполнения обязательств по контрактам с участниками КС (п. 1 ст. 242.23 БК РФ, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  • госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • контрактам, которые заключили для исполнения госконтрактов за счет средств, выделенных на такие госконтракты;
  • авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем для Республики Крым и Севастополя.

В БК РФ разъясняется, можно ли заключать рамочные договоры с казначейским сопровождением, — КС предусмотрено только для определенных контрактов: госконтрактов по 44-ФЗ и соглашений, заключенных в рамках их исполнения. Рамочные договоры по 44-ФЗ на бюджетные средства не заключают. Следовательно, и казначейское сопровождение для них не проводится

Полагать, что контракты муниципального казенного учреждения подлежат казначейскому сопровождению — это ошибка. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, не подлежат КС. Деньги, выделенные на основании госконтрактов казенных учреждений, есть в этом списке: их не сопровождает ни Казначейство, ни местные финансовые органы.

Правила КС определены Постановлением Правительства № 2024 от 24.11.2021. Прежде чем провести платеж (в том числе авансирование) по госконтракту, казначеи санкционируют операции со средствами участников КС — проверяют сопроводительные документы, сверяют лимиты и обязательства и только потом подтверждают оплату (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

В особых случаях проводится расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ). А региональные финорганы, в соответствии с местными законами, вправе сопровождать бюджетные средства по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого контроля устанавливает высший исполнительный орган власти в регионе или местная администрация (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

Если оплачиваете госконтракт из целевых средств, для которых предусмотрено казначейское сопровождение, включите в условия соглашения обязательные положения с учетом п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и ПП РФ № 2024. Когда готовите проект контракта, руководствуйтесь письмом Минфина № 09-02-06/108295 от 30.12.2021. В этом письме приведены условия, которые заказчику надо включать в контракт с казначейским сопровождением.

Как проводится КС в 2022 году

В правилах КС разъясняется, где открывает казначейское сопровождение в 2022 году подрядчик, — в ТОФК, территориальных органах Федерального казначейства. По правилам, бюджетные и автономные заказчики перечисляют средства по контрактам с КС со своего лицевого счета на л/сч. поставщика, подрядчика, исполнителя.

Но в 2022 году правила изменились: в правительстве решили временно упростить порядок КС (Постановление Правительства № 1182 от 01.07.2022). Разберем, нужен ли лицевой счет по Постановлению Правительства от 01.07.2022, — для большинства госконтрактов с КС в 2022 году специальный л/сч. не нужен. На 2022 год ввели порядок прямых расчетов, когда заказчик платит со своего лицевого счета на расчетный счет поставщика в коммерческом банке.

Деньги от заказчика на собственные расчетные счета в банке получат (ч. 37, 38 ст. 10 Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ):

  • поставщики стройматериалов и оборудования, если затраты на эти ресурсы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию (с элементами реставрации), техническое перевооружение, капремонт объектов капстроительства. Информацию о таких материалах надо привести в специальном перечне. А перечень необходимо составить в соответствии со сметной документацией (п. 2 ПП РФ № 1182);
  • поставщики других товаров, если заказчик по соглашениям, заключаемым в рамках госконтракта, предоставил в ТОФК документы с подтверждением поставки других товаров. Перечень документов определен в Приказе Минфина № 214н.

Из новых правил понятно, надо ли открывать казначейские счета поставщикам оборудования в 2022 году, — нет, если затраты на оборудование включены в сметные расходы и подтверждены перечнем такого оборудования (п. 2 ПП РФ № 1182). Для поставщиков товаров, работ, услуг средства с л/сч. перечисляют сразу на расчетные счета исполнителей, если есть (ч. 39 ст. 10 384-ФЗ, п. 4 ПП РФ № 1182):

  • документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг (Приказ № 214н от 17.12.2021);
  • реестр документов, подтверждающих затраты по контракту. Его формирует подрядчик по установленной форме.

Реестр документов поставщика

Минфин и ФК объяснили, что заказчики и поставщики смогут применять особенности казначейского сопровождения в 2022 году и для контрактов, заключенных до 28.05.2022, — до вступления в силу 146-ФЗ от 28.05.2022, который и изменил порядок оплаты.

Изменения о порядке оплаты, перечислении авансирования за стройматериалы и оборудование включаются в условия госконтракта по соглашению сторон (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Если заказчики уже перечислили деньги на л/сч. подрядчика, то средства переведут на их расчетные счета в коммерческом банке:

  • с лицевых счетов в ТОФК — в порядке, закрепленном ПП РФ № 1182;
  • с лицевых счетов заказчиков — с учетом прежних перечислений на л/сч. подрядчиков.

Еще одна особенность — в 2022 г. не проводят КС в отношении контрактов и авансов на сумму меньше 5 000 000 рублей (п. 6, 7 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 5 Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ, ч. 41 ст. 10 384-ФЗ). А региональные власти вправе самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 000 000 рублей, которые подлежат сопровождению Казначейством или федеральными органами. Это касается соглашений, заключенных на деньги регионального или местного бюджета.

Еще по теме:

  • таблица соответствия КВР и КОСГУ для госзакупок;
  • формирование уникального номера реестровой записи участника бюджетного процесса;
  • коды бюджетной классификации (КБК).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Whole psyllium husks soluble fiber инструкция на русском
  • Nikon 5200 руководство
  • Гель гинокомфорт увлажняющий восстанавливающий с чайным деревом инструкция по применению
  • Монклавит 1 инструкция по применению в ветеринарии для коз
  • Левомеколь мазь инструкция по применению для чего применяется при ранах