- Книги
- Учебно-методические пособия
- А. Н. Кирейцева
📚 Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИ читать книгу
Эта и ещё 2 книги за 399 ₽
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше
Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте
Описание книги
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов.
Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца.
Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучающих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности.
Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования.
Подробная информация
- Возрастное ограничение:
- 16+
- Дата выхода на ЛитРес:
- 17 августа 2015
- Дата написания:
- 2015
- Объем:
- 184 стр.
- ISBN:
- 978-5-86547-637-5
- Общий размер:
- 0 MB
- Общее кол-во страниц:
- 184
- Размер страницы:
- 145 x 205 мм
- Правообладатель:
- Златоуст
«Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИ» — читать онлайн бесплатно фрагмент книги. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Оставьте отзыв
На что хотите пожаловаться?
Сообщение отправлено
Мы получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.
Сообщение уже отправлено
Мы уже получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.
Поделиться отзывом на книгу
А. Н. Кирейцева
Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИPDF
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее
К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.
Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.
Также можно купить бумажную версию книги здесь.
Азбука тестирования, Практическое руководство для преподавателей РКИ, Кирейцева А.Н., 2015.
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов. Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца. Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучаю- щих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности. Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования.
Термин 1.
Русский язык как иностранный (в аспекте лингводидактического тестирования) — это учебный предмет, и как учебный предмет РКИ рассматривается соответствующими разделами лингвистики (науки о языке) и дидактики как раздела педагогики (науки об обучении). Как и в случае с другими иностранными языками, при тестировании по РКИ возникает целый ряд проблем, которые не позволяют типологически идентифицировать его с тестами по таким учебным предметам, как, например, математика, химия, биология, география, и даже с тестами по русскому языку для его носителей («как родному»).
Оглавление.
Раздел 1.Русский язык как иностранный в аспекте лингводидактического тестирования.
Глава 1.Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов.
Глава 2.Обучающие тесты.
Глава 3.Обучающие тесты с позиций их принадлежности к КОТ и НОТ.
Глава 4.Языковой тест как средство выявления понимания и «понятности».
Глава 5.Задания лингводидактического теста.
Раздел 2.Разработка и применение обучающих тестов по РКИ.
Глава 6.Композиция заданий для языковых тестов.
Глава 7.Экстралингвистические особенности языковых тестов.
Глава 8.Подготовка тестовых материалов.
Глава 9.Обработка результатов пробного тестирования.
Купить
.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Дата публикации: 27.04.2023 06:04 UTC
Теги:
Кирейцева :: книги по педагогике :: педагогика :: тестирование
Следующие учебники и книги:
- Дистанционное обучение, Технологические платформы, Гуржий А.Н., Довгий С.А., Копейка О.В., 2004
- Дистанционное обучение, Теория и практика, Гриценко В.И., Кудрявцева С.П., Колос В.В., Веренич Е.В., 2004
- Дополнительное образование детей, История и современность, Золотарева А.В., 2016
- The School Revolution, A New Answer for Our Broken Education System, Paul R., 2013
Предыдущие статьи:
- Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык», Титенко О.В., Лукьянчикова Н.Н., 2014
- По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики, Часть 1, Гайштут А.Г., 2005
- Международная программа PISA, Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию, Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., 2003
- Программа тренинговых занятий по теме: «Детско-родительские отношения», Методические рекомендации, Дубовицкая Л.А., 2010
ID товара
2706931
Год издания
2013
ISBN
978-5-86547-637-5
Количество страниц
184
Размер
20×14.1×1.1
Тип обложки
Мягкий переплет
Тираж
1000
Вес, г
219
Возрастные ограничения
16+
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов.
.Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца.
.Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучающих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности.
.Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования.
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов.
.Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца.
.Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучающих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности.
.Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования.
Златоуст
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Азбука тестирования» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
Анна Кирейцева
«Азбука тестирования» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов. Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца. Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучающих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новомувзглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности. Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования.
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
А.Н. Кирейцева АЗБУКА ТЕСТИРОВАНИЯ Практическое руководство для преподавателей РКИ Санкт-Петербург «Златоуст» 2013
УДК 811.161.1 Кирейцева, А.Н. Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИ. — СПб. : Златоуст, 2013. — 184 с. Kireytseva, A.N. The ABC of testing. A practical manual for the teachers of Russian as a foreign language. — St. Petersburg : Zlatoust, 2013. — 184 p. Гл. редактор: А.В. Голубева Редакторы: А. Кузнечкин, Б.Я. Моносов Корректор: О.С. Капполь Оригинал-макет: Л.О. Пащук Обложка: В.В. Листова, Л.О. Пащук В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов. Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца. Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучающих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности. Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования. Подготовка оригинал-макета: издательство «Златоуст». Подписано в печать 01.07.13. Формат 60х90/16. Печ.л. 11,5. Печать офсетная. Тираж 1000 экз. Заказ № 1040 Код продукции: ОК 005-93-953005. Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию издательства Государственной СЭС РФ № 78.01.07.953.П.011312.06.10 от 30.06.2010 г. Издательство «Златоуст»: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 24, оф. 24. Тел.: (+7-812) 346-06-68, факс: (+7-812) 703-11-79, e-mail: sales@zlat.spb.ru, http://www.zlat.spb.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ООО «Береста». 196084, Санкт-Петербург, ул. К. Томчака, д. 28. Тел.: (+7-812) 388-90-00. © Кирейцева А.Н. (текст), 2013 © ЗАО «Златоуст» (редакционно-издательское оформление, издание, лицензионные права), 2013 ISBN 978-5-86547-637-5
Оглавление Вступительные замечания ................................................................................... 5 Раздел 1. Русский язык как иностранный в аспекте лингводидактического тестирования Глава 1. Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов .................................................................................................................... 8 1. Терминология и понятийный аппарат ....................................................... 8 2. Классическая теория тестов и методы IRT (Item-Response Theory) ........12 3. Общие сведения о языковых тестах ..........................................................14 4. От общего к частному. Квалиметрия человека и образования ................16 5. Типология тестов по иностранным языкам .............................................18 Глава 2. Обучающие тесты ..................................................................................21 1. Основные функции обучающих тестов ....................................................21 2. Перспективы научного исследования обучающих тестов .......................21 3. Педагогический и психофизиологический аспекты обучающих тестов .............................................................................................................24 4. Критериально ориентированные и нормативно ориентированные тесты по иностранным языкам .....................................................................26 Глава 3. Обучающие тесты с позиций их принадлежности к КОТ и НОТ ........31 1. Содержательная сторона КОТ .................................................................31 2. Понятие о критериальном балле ..............................................................32 3. Совмещение черт НОТ и КОТ в тестах по РКИ ......................................34 Глава 4. Языковой тест как средство выявления понимания и «понятности» ....................................................................................................36 1. Целевые установки тестов по иностранному языку .................................36 2. Дискретные языковые тесты. Матрицы Алана Дэвиса. Понятийные и эмпирические индикаторы языковых тестов .....................38 3. Комбинированный характер дискретных тестов .....................................42 4. Интегральные языковые тесты .................................................................44 Глава 5. Задания лингводидактического теста ...................................................46 1. Определение тестового задания. Задания в тестовой форме и задания теста ...............................................................................................................46 2. Инструкция к заданиям теста и формальная сторона процедуры тестирования .................................................................................................48 3. Типы тестовых заданий .............................................................................51 4. Конструирование тестовых заданий .........................................................56 5. Варианты заданий закрытой и открытой формы .....................................60
А.Н. Кирейцева. Азбука тестирования Раздел 2. Разработка и применение обучающих тестов по РКИ Глава 6. Композиция заданий для языковых тестов .........................................66 1. Задания закрытой формы по отдельным видам речевой деятельности ..................................................................................................66 2. Правила подбора дистракторов ................................................................78 3. Задания с базовой стемой — текстом .......................................................81 4. Разработка и применение интегрального теста типа close (ТТК) ...........91 Глава 7. Экстралингвистические особенности языковых тестов ......................94 1. Внекодовая информация некоторых сертификационных тестов по РКИ ..........................................................................................................94 2. Нарушения требования предметной чистоты задания в лингво дидактических тестах .................................................................................101 3. Тестовые формы контроля как средство повышения учебной мотивации и эффективности обучения .....................................................104 Глава 8. Подготовка тестовых материалов ........................................................111 1. Спецификация содержания теста с учетом программы и календарного плана обучения ............................................................................................111 2. Методы экспертной оценки заданий Ангоффа и Люсина ....................114 3. Стандарт оценивания для продуцируемых текстов ...............................118 Глава 9. Обработка результатов пробного тестирования ................................131 1. Таблицы и матрицы результатов эмпирической проверки тестов ........131 2. Корректировка «сырого балла» на вероятность догадки .......................133 3. Определение коэффициента трудности заданий и их дифференцирующей силы ..........................................................................................135 4. Профиль Гуттмана. Трудности реализации принципа вложения в языковых тестах .......................................................................................137 Заключение .......................................................................................................142 Литература .........................................................................................................143 Приложение 1. Образцы матриц, тестовых заданий, стандартов оценивания и опросных листов ............................................................................................149 Приложение 2. Национально ориентированное обучение иностранцев русскому языку и организация тестирования (из опыта работы в Республике Корея) ........................................................................................179
Вступительные замечания Вступительные замечания В начале 1990-х гг. в рамках научного и методического обеспечения национальной системы оценки качества образования в различных профильных научно-исследовательских и учебных учреждениях России (ИРЯП им. А.С. Пушкина, МГУ, РУДН, СПбГУ и др.) начались разработка, апробация, стандартизация и применение сертификационных тестов по русскому языку как иностранному (ТРКИ). Однако, как показывает опыт, рядовые преподаватели, далекие от изысканий специализированных центров тестирования, в повседневной практике обучения языку все еще избегают тестовых методик контроля и оценки знаний, предпочитая традиционные письменные контрольные работы и устные опросы. Это обстоятельство и послужило причиной для написания данного пособия, в основу которого легли материалы, использовавшиеся автором в течение нескольких лет в курсе лекций по тестированию для слушателей Центра повышения квалификации и переподготовки преподавателей (филологический факультет СПбГУ), а также личный опыт по применению стартовых и обучающих тестов. Пособие состоит из двух разделов. В первом приведены некоторые теоретические сведения, необходимые начинающему тестологу, во втором изложены конкретные рекомендации по созданию и применению тестового контрольного материала в процессе обучения. Как правило, преподаватели РКИ, филологи по образованию, далеки от серьезных математических исследований, поэтому автор свел до минимума упоминания о методах параметрической статистики, многомерного шкалирования, корреляционного и латентно-структурного анализа и др. Автор также не дает в пособии развернутого описания истории возникновения и применения тестов, в том числе в области иностранных языков и РКИ. Заинтересованный читатель сможет почерпнуть дополнительные сведения по этим и другим вопросам в специальной литературе, список которой приведен в конце пособия, где особое место занимают работы д-ра пед. наук В.С. Аванесова и д-ра пед. наук М.Б. Челышковой. Как заявлено уже в названии, настоящее пособие носит практический характер и поэтому в первую очередь посвящено описанию дис
А.Н. Кирейцева. Азбука тестирования кретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности1), при разработке которых используется матричный принцип, и интегральных тестов, позволяющих оценить степень сформированности представления о русском языке как об определенным образом структурированной системе в сознании иностранца. Несмотря на недолгую традицию применения сертификационных ТРКИ в России (по сравнению с историей тестирования по иностранным языкам в других странах), некоторое количество данных уже накоплено, и в настоящее время ведется активная работа по стандартизации тестов. Для того чтобы ознакомить преподавателей с существующим положением вещей в данной области, пособие также рассматривает некоторые особенности сертификационных ТРКИ. Автор надеется, что теоретические сведения, практические рекомендации, образцы тестов, стандартов оценивания и опросных листов, вошедшие в пособие, помогут преподавателям ввести обучающие тесты в повседневную учебную практику, что, как мы считаем, позволит лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности. Автор выражает благодарность д-ра пед. наук М.Б. Челышковой за неизменно доброжелательное отношение и ценные советы, данные на начальном этапе работы над рукописью, а также за любезно предоставленную возможность использовать в книге некоторые сведения, содержавшиеся в лекциях, прочитанных ею и ее коллегами в рамках курса по подготовке специалистов-тестологов2. Автор признателен коллегам по кафедре русского языка для гуманитарных и естественных факультетов СПбГУ и слушателям ЦПКПП С.В. Зинченко, А.В. Зубковой, Т.Г. Криклевенко, Е.В. Пучковой и др., оказавшим существенную помощь при подготовке стандартов оценивания для продуктивных видов письменной речевой деятельности. 1 Имеются в виду традиционно различаемые в методике преподавания иностранных языков чтение, письмо, аудирование и говорение. 2 Речь идет о специальных курсах, организованных Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов Минобрнауки в 1990-е гг., слушателем которых автор был в 1997 г. В указанное время М.Б. Челышкова заведовала кафедрой педагогических измерений центра. В дальнейшем данное подразделение было преобразовано в Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Материалы лекций, прочитанных специалистами центра, в дальнейшем нашли отражение в пособиях, изданных ими в разное время и перечисленных в списке литературы.
Раздел 1 РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ В АСПЕКТЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Глава 1 Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов Глава 2 Обучающие тесты Глава 3 Обучающие тесты с позиций их принадлежности к КОТ и НОТ Глава 4 Языковой тест как средство выявления понимания и «понятности» Глава 5 Задания лингводидактического теста
А.Н. Кирейцева. Азбука тестирования Глава 1. Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов 1 Терминология и понятийный аппарат По справедливому замечанию известного языковеда А.В. Бондарко, рассмотрение любой научной проблемы следует начинать с анализа терминов, в которых эта проблема описывается. Методика разработки и применения педагогических тестов, до настоящего времени все еще не вполне оформившаяся как самостоятельная наука1, тем не менее, оперирует терминологией, требующей некоторых пояснений. Термин 1. Русский язык как иностранный (в аспекте лингводидактического тестирования) — это учебный предмет, и как учебный предмет РКИ рассматривается соответствующими разделами лингвистики (науки о языке) и дидактики как раздела педагогики (науки об обучении). Как и в случае с другими иностранными языками, при тестировании по РКИ возникает целый ряд проблем, которые не позволяют типологически идентифицировать его с тестами по таким учебным предметам, как, например, математика, химия, биология, география, и даже с тестами по русскому языку для его носителей («как родному»). В первую очередь это связано с тем, что тестирование по РКИ и другим иностранным языкам не оценивает запас у учащегося тех или иных знаний, а нацелено на измерение степени сформированности навыков и умений при реализации этих знаний в речи. Например, в тестах по русскому языку «как родному» вполне допустимо задание, позволяющее проверить, знает или не знает испытуемый, что в прилагательном грушевый после ш пишется е, а в прилагательном грошовый — о, может ли он объяснить такое правописание (в первом случае гласный в слоге -ше- безударный, а во втором случае в слоге -шо- — ударный) и т.п. В то же самое время в тесте по РКИ задание может быть построено таким образом, чтобы выяснить, знает ли 1 Так, в частности, до настоящего времени все диссертации, посвященные тестированию знаний, представляются к защите в ученые советы, присуждающие степень кандидата или доктора педагогических наук.
Глава 1. Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов иностранец, каким образом связаны и чем различаются слова яблочный и грушевый (оба означают нечто, произведенное из фруктов, например сок: в первом случае из яблок, во втором — из груш), что слово грошовый в определенном контексте означает дешевый и др. Однако в тесте по РКИ не может считаться приоритетным и обязательным задание на знание или незнание правописания суффиксов прилагательных -ов-/-ев- после ж, ш, щ, ц (разве что за исключением тестов для иностранцев — потенциальных филологов-русистов). Термин 2. Лингводидактическое тестирование — это тестирование по языкам, которым обучают. Следует признать, что этот термин не вполне корректен, хотя и вынесен В.А. Коккотой в название известной монографии1. По сути, лингводидактическим тестированием следует считать любое тестирование по языку, в том числе родному, поскольку родному языку также обучают и в школах, и на филологических факультетах вузов как отдельной специальности. Однако повсеместно за этим термином закрепилось более узкое значение: тестирование по иностранным языкам. Мы также будем использовать этот термин в данном традиционном значении. Термин 3. В случае если в качестве контрольного материала при обучении применяются тесты, тестирование может быть охарактеризовано как некая процедура, процессуальное действие. В основе описания этой процедуры лежит следующее суждение, которое в одном из первых отечественных обзоров, посвященных языковым тестам, приводит Н.А. Цатурова: «Все, что существует в природе, существует в каком-либо количестве, а все, что существует в каком-либо количестве, может быть измерено»2. С этих позиций педагогическое тестирование может быть определено как процедура измерения тех знаний, которыми владеют обучаемые. Термин 4. Из определения тестирования как процедуры измерения следует, что тест, соответственно, можно рассматривать как измерительный инструмент, с помощью которого нечто может быть представлено в количественном выражении. В нашем случае этим нечто является владение иностранным языком. 1 Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. — Таллин, 1989. 2 Цатурова Н.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. — Таганрог, 1982.
А.Н. Кирейцева. Азбука тестирования Педагогические тесты как инструмент для измерения знаний (в том числе в области РКИ) можно рассматривать с двух позиций1: 1. Педагогический тест — это испытание (т. е. процедура), представляющее систему заданий, которые обладают определенными свойствами, и позволяющее измерить уровень учебных достижений, т. е. выразить его на определенной количественной шкале. 2. Педагогический тест — это система фасетных (взаимозаменяемых) заданий определенного содержания, возрастающей трудности2, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений. Нетрудно заметить, что предложенные определения несколько отличаются друг от друга: 1. В первом определении тест характеризуется одновременно и как процедура (тестирование), и как измерительный инструмент (система заданий). 2. Во втором определении тест характеризуется только как система заданий. Однако самый существенный вывод, который следует из обеих трактовок понятия педагогического теста, заключается в том, что результаты теста объективны, и это его главное отличие от традиционных, все еще общепринятых экзаменов, собеседований и проч. В тесте результаты подсчитываются механически, без участия преподавателя и учета его мнения, тогда как при оценке знаний на традиционном экзамене требуется мнение преподавателя, зачастую зависящее от его настроения, личных симпатий и антипатий и др. Объективность измерения знаний с помощью теста — также категория зависимая и в первую очередь — от научно обоснованной стандартизации теста. Термин 5. Стандартизацию теста в самом общем виде можно определить как процедуру создания интерпретационной базы. Понятие «ин 1 Здесь и далее автор опирается на теорию педагогических измерений, предложенную В.С. Аванесовым (см., в частности: Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / Гос. ком. РФ по высшему образованию: Учебный центр Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1994. С. 34 и след.). 2 Для языковых тестов расположение заданий по возрастанию трудности не является обязательным.
Глава 1. Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов терпретационная база» может быть выражено и с помощью других, синонимичных терминов: шкала оценивания, оценочная шкала, стандарт оценивания, рейтерская таблица и др. Если тест — это своеобразная измерительная линейка, то соответствующий стандарт оценивания — это шаблон сродни эталону метра в физике. Чем точнее «линейка», тем точнее количественно выраженный результат теста того или иного испытуемого. Стандарт оценивания создается в ходе апробации (эмпирической проверки) теста. Термин 6. Таким образом, стандартизованные тесты характеризуются максимальной степенью объективности, достигнутой благодаря наличию научно обоснованной интерпретационной базы. Термин 7. Обычно тестирование проводится с конкретными целями и тестируемый претендует на то или иное подтверждение своей квалификации (достаточна ли она или нет для выполнения определенных функций). Подтверждением наличия такой квалификации служит сертификат или аналогичный документ. Сертификационные тесты, в том числе и по иностранным языкам, — это тесты, по результатам которых соискателю может быть присвоена определенная квалификация и выдан соответствующий документ (сертификат), ее подтверждающий. К числу самых известных сертификационных тестов по иностранным языкам можно отнести TOEFL (Test of English as a Foreign Language), применяемый в США. Результаты этого теста определяют степень языковой готовности иностранца обучаться в американских вузах любым специальностям наравне со студентами — носителями языка. Весь круг проблем, связанных с разработкой, апробацией, стандартизацией, применением тестов и обработкой результатов тестирования, изучается тестологией. Ученые-тестологи — это, в первую очередь, педагоги, являющиеся профессионалами в своей области (в нашем случае это преподаватели РКИ), и одновременно исследователи, знакомые с принципами разработки и проведения тестов, а также с процедурой их стандартизации и создания интерпретационной базы.
А.Н. Кирейцева. Азбука тестирования 2 Классическая теория тестов и методы IRT (Item-Response Theory) История применения различных тестов в ХХ в. связана с разработкой методик, позволяющих максимально объективизировать результаты тестирования. Как говорил Д.И. Менделеев, наука начинается там, где начинается математический подсчет. Убедительным доказательством данного постулата явилось становление и повсеместное применение уже в 60-х гг. XX в. в мировой практике педагогических измерений (измерений степени обученности), классической теории тестов. Классическая теория тестов берет на вооружение методы корреляционного анализа, теории вероятности, параметрической статистики, теории множеств, многомерного шкалирования и др. Методология и научный аппарат классической теории тестов позволяют объективизировать с помощью различных математических моделей так называемый сырой балл (первоначальный количественный результат, полученный испытуемым). Приемы корреляционного анализа, с которыми связывают становление классической теории тестов, были разработаны Чарльзом Спирманом в 30-е гг. ХХ в. Чарльз Эдвард Спирман (англ. Charles Edward Spearman; 1863–1945), английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов, разработал многочисленные методики математической статистики и создал двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа. Кроме прочего, Спирман открыл, что результаты даже несравнимых когнитивных тестов отражают единый фактор, который он назвал g-фактором. Именно приемы корреляционного анализа позволили впервые стандартизировать и объективизировать тесты. В самом общем виде корреляционный анализ можно охарактеризовать как математическое действие, которое позволяет установить статистическую взаимосвязь и зависимость «случайно сталкивающихся» величин, причем математической мерой корреляции этих величин служит коэффициент корреляции. Например, статистическая зависимость между осадками и ростом травы наверняка будет высокой, поскольку чем чаще идут дожди, тем больше растет трава, т. е. количество травы (величина 1) напрямую зависит от количества воды (величина 2). Максимальный коэффициент положительной корреляции равен единице, минимальный — нулю (в этом случае считается, что зависимость между исследуемыми величинами не существует).
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Азбука тестирования, Практическое руководство для преподавателей РКИ, Кирейцева А.Н., 2015.
В пособии приводятся теоретические сведения, которые необходимы начинающему тестологу, анализируются уже существующие тестовые батареи и даются конкретные рекомендации по разработке и применению учебных тестов. Изложение тестологических концепций в пособии сведено до минимума: автор делает упор на практические советы по созданию дискретных тестов (по отдельным видам речевой деятельности) и интегральных тестов, позволяющих определить степень сформированности целостного представления о русском языке в сознании иностранца. Пособие призвано помочь преподавателям освоить применение обучаю- щих тестов в повседневной учебной практике. Это позволит им лучше подготовить студентов-иностранцев к сертификационному тестированию, по-новому взглянуть на возможности оценки знаний учащихся и добиться ее большей объективности. Адресовано всем специалистам в области РКИ, а также студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям различных филологических специальностей, интересующимся проблемами языкового тестирования.
Термин 1.
Русский язык как иностранный (в аспекте лингводидактического тестирования) — это учебный предмет, и как учебный предмет РКИ рассматривается соответствующими разделами лингвистики (науки о языке) и дидактики как раздела педагогики (науки об обучении). Как и в случае с другими иностранными языками, при тестировании по РКИ возникает целый ряд проблем, которые не позволяют типологически идентифицировать его с тестами по таким учебным предметам, как, например, математика, химия, биология, география, и даже с тестами по русскому языку для его носителей («как родному»).
Оглавление.
Раздел 1.Русский язык как иностранный в аспекте лингводидактического тестирования.
Глава 1.Тесты по русскому языку для иностранцев на фоне общей теории тестов.
Глава 2.Обучающие тесты.
Глава 3.Обучающие тесты с позиций их принадлежности к КОТ и НОТ.
Глава 4.Языковой тест как средство выявления понимания и «понятности».
Глава 5.Задания лингводидактического теста.
Раздел 2.Разработка и применение обучающих тестов по РКИ.
Глава 6.Композиция заданий для языковых тестов.
Глава 7.Экстралингвистические особенности языковых тестов.
Глава 8.Подготовка тестовых материалов.
Глава 9.Обработка результатов пробного тестирования.
Купить
.
Дата публикации: 27.04.2023 06:04 UTC
Теги:
Кирейцева :: книги по педагогике :: педагогика :: тестирование
Следующие учебники и книги:
- Дистанционное обучение, Технологические платформы, Гуржий А.Н., Довгий С.А., Копейка О.В., 2004
- Дистанционное обучение, Теория и практика, Гриценко В.И., Кудрявцева С.П., Колос В.В., Веренич Е.В., 2004
- Дополнительное образование детей, История и современность, Золотарева А.В., 2016
- The School Revolution, A New Answer for Our Broken Education System, Paul R., 2013
Предыдущие статьи:
- Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык», Титенко О.В., Лукьянчикова Н.Н., 2014
- По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики, Часть 1, Гайштут А.Г., 2005
- Международная программа PISA, Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию, Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., 2003
- Программа тренинговых занятий по теме: «Детско-родительские отношения», Методические рекомендации, Дубовицкая Л.А., 2010