Кислородная маска в самолете инструкция по применению

Безопасность полета: кислородные маски. Как пользоваться и как все устроено

29 октября 2018, 17:57

Мало найдется людей, которые еще не испытывали волнение во время полета на самолетах. В самом начале полета бортпроводники проводят инструктаж безопасности. В одном из пунктов уделяется внимание кислородным маскам. В этой статье мы расскажем, зачем нужны кислородные маски в самолете, как ими пользоваться.

Обычный пассажир видит кислородную маску только во время предполетного инструктажа, да и то большинство почему-то во время их демонстрации смотрит куда-то по сторонам. И не уделяет этому должного внимания, и очень даже зря! 

Сама возможность летать быстро для самолета обусловлена сниженным сопротивлением воздуха: чем дальше от Земли, тем меньше его плотность (то есть меньше на единицу объема молекул кислорода, азота и других газов, из которых состоит воздух). То есть чем выше мы летим, тем выше возможная скорость. Если вдруг происходит разгерметизация салона, то маски автоматически выпадают из специальных отсеков. Они расположены в багажных полках, непосредственно над пассажирскими сидениями, рядом с панелью управления местным освещением, вентиляцией и кнопкой вызова стюарда. Количество масок всегда на одну больше, чем сидений в ряду, например, если 3 сиденья, то масок будет 4, такое количество рассчитано для пассажиров, которые летят с детьми на руках. Волноваться, что масок не хватит, нет ни малейших оснований: их количество всегда предусмотрено с запасом. Кроме того, две маски имеется в туалетах, 2 над местами бортпроводников и по 2 в каждом кухонном модуле.

Некоторые пассажиры ошибочно полагают, что кислород для масок загружают в баллонах в аэропорту, как питьевую воду. Это не так. Живительный воздух получают уже непосредственно в самолете. Для этого каждый ряд сидений оборудован отдельным генератором. Кислород образуется в результате протекания химической реакции железа с хлоратом или перхлоратом натрия. Продолжительность реакции составляет максимум 12 минут. Этого вполне достаточно, чтобы пилот опустил борт на безопасную высоту, на которой можно свободно дышать без маски.

Как пользоваться кислородными масками в самолете

В случае выпадения из специальных отсеков кислородных масок следует НЕМЕДЛЕННО взять и надеть ее.

ВАЖНО! Первым надеть кислородную маску обязан взрослый, чтобы быть способным действовать дальше: надеть маску на ребенка и следовать указаниям экипажа.

В том случае, если взрослый начнет надевать маску на ребенка и от нехватки кислорода в этот момент потеряет сознание, то ему уже никто не поможет. Как и ребенку, который останется один на один с экстренной ситуацией.

Подача кислорода начнется в момент, когда вы ее потянете на себя при надевании. Механизм срабатывания простейший: натягивается канатик, который вытаскивает предохранительный штырь, подпружиненный боёк ударяет запал и начинается химическая реакция. А кто маску не потянет, кислорода не получит.

НЕ ПАНИКОВАТЬ, если увидите дымок, почувствуете запах гари, резкое снижение и заложенность ушей.

Кислорода хватит на 12-15 минут, этого времени достаточно, что бы пилоты снизили воздушное судно на безопасную высоту, примерно до 1 000 метров. Поэтому если выпали кислородные маски и самолет начал резко терять высоту — это не потому, что он падает, а потому, что экипаж делает то, что должен. Заложенность ушей — это тоже нормальное состояние, станет комфортнее, как только высота стабилизируется. 

Если легкий дымок пойдет по салону при активации кислородных масок, это нормально и не должно вас пугать. Панель над каждым сиденьем содержит коктейль из химических веществ, которые при сгорании выделяют кислород. Потянув маску на себя, вы активируете химический процесс, который невозможно прервать или остановить.

Запах гари — это не пожар, а последствия химической реакции.

На тот случай, когда какому-то пассажиру становится плохо и ему требуется кислород, на борту в укромных местах есть несколько баллонов с кислородом.

Зачем нужны кислородные маски в самолете?

Авиаперелеты стали неотъемлемой частью современной жизни, позволяя нам быстро и удобно преодолевать большие расстояния. Однако полеты на больших высотах создают уникальные проблемы для нашего организма из-за пониженного уровня кислорода.

Для обеспечения безопасности пассажиров авиакомпании оснащают свои самолеты кислородными масками, которые играют жизненно важную роль в защите пассажиров и экипажа в случае чрезвычайной ситуации. В этой статье мы рассмотрим значение кислородных масок в самолетах и их роль в обеспечении жизненно важной поддержки.

Высота над уровнем моря и уровень кислорода:

На крейсерской высоте коммерческие самолеты обычно летают на высоте от 30 000 до 40 000 футов над уровнем моря. Хотя давление в салоне регулируется для имитации условий, возникающих на более низких высотах, уровень кислорода все равно значительно ниже, чем на уровне земли.

На таких высотах воздух более разрежен, что означает снижение парциального давления кислорода. В результате наш организм может не получать достаточного количества кислорода, что приводит к состоянию, называемому гипоксией.

Гипоксия и ее последствия

Гипоксия — это состояние, характеризующееся недостаточным поступлением кислорода к тканям и органам организма. Она может возникнуть из-за различных факторов, включая высоту над уровнем моря, нарушения дыхания и многое другое.

Когда человек испытывает гипоксию, это влияет на его когнитивные способности, навыки принятия решений и общую физическую работоспособность. Симптомы гипоксии включают головокружение, спутанность сознания, головные боли, нарушение способности суждения, а в тяжелых случаях — потерю сознания или смерть.

Поэтому так важно использовать только качественные баллоны с кислородом высокой степени очистки. Для этого необходимо обращаться только к проверенным поставщикам газа, которые могут гарантировать качество продукции.

Если вам необходим кислород в баллонах, вы можете обратиться для его аренды в компанию О203.ru.

Если вам необходима консультация, позвоните нам по номеру +7 (495) 129-51-70 или напишите на info@o203.ru. Наши эксперты ответят на все ваши вопросы, помогут определиться с видом газа, объемом и количеством баллонов, а также быстро договориться о времени и месте доставки, удобным для вас.

Быстрая декомпрессия и чрезвычайные ситуации

Хотя это и редкость, во время полета могут произойти инциденты, связанные с быстрой декомпрессией, которые могут вызвать внезапное падение давления в кабине. Это может произойти из-за таких событий, как отказ конструкции, неисправность оборудования или взрывная декомпрессия.

В таких ситуациях кислородные маски, развернутые из верхних отсеков, служат важнейшим спасательным кругом для пассажиров и экипажа.

Функциональность кислородных масок

Кислородные маски на самолетах предназначены для обеспечения контролируемой подачи кислорода пассажирам во время чрезвычайных ситуаций или при нарушении давления в салоне.

Эти маски подключаются к кислородным баллонам или химическим генераторам кислорода и обычно хранятся в отсеках над каждым пассажирским креслом. Когда маски развернуты, начинается подача кислорода, что позволяет пассажирам дышать воздухом, насыщенным кислородом.

Безопасность и информированность пассажиров

В случае чрезвычайной ситуации главная задача как пассажиров, так и членов экипажа — как можно быстрее надеть кислородные маски. Инструктаж по безопасности в авиакомпании обычно включает инструкции по правильному использованию кислородных масок.

Пассажирам рекомендуется натянуть маску вниз, надеть ее на нос и рот и закрепить резинкой. Важно отметить, что кислородные маски не предназначены для обеспечения непрерывной подачи кислорода, а скорее достаточного количества для поддержания сознания и предотвращения гипоксии.

Кислородные маски на самолетах — это не просто нормативное требование, а фундаментальная мера безопасности, которая защищает пассажиров и экипаж во время чрезвычайных ситуаций или при нарушении давления в салоне. Обеспечивая жизненно важное снабжение кислородом, эти маски снижают риск гипоксии и обеспечивают способность людей сохранять сознание и принимать рациональные решения в критических ситуациях. Понимание важности кислородных масок

Если вам необходим кислород в баллонах, вы можете обратиться для его аренды в компанию о203.ru.

Если вам необходима консультация, позвоните нам по номеру +7 (495) 129-51-70 или напишите на info@o203.ru. Наши эксперты ответят на все ваши вопросы, помогут определиться с видом газа, объемом и количеством баллонов, а также быстро договориться о времени и месте доставки, удобным для вас.

Всех пассажиров самолета перед полетом инструктируют, как вести себя в воздухе, ставят в известность о правилах безопасности. В инструктаже обязательно объясняется, как пользоваться в экстренных ситуациях кислородными масками. Данные аксессуары размещаются над пассажирскими креслами. Они выпадают при разгерметизации и резком снижения давления в самолетном салоне.

В каких обстоятельствах используется кислородная маска

Пассажирские самолеты движутся на больших высотах, от 9 до 12 км. Плотность воздуха в этих слоях атмосферы низкая, и в авиалайнере искусственно поддерживается стабильное давление. В нестандартной ситуации могут возникнуть разгерметизация, задымление самолета, и пассажирам потребуется для дыхания кислородные маски.

Как устроена в самолете кислородная маска

Кислородная маска имеет весьма сложное устройство, но очень эффективна в работе. Тонкая трубочка соединяет ее с генератором кислорода, в котором кислород выделяется в результате соединения особых химических элементов: хлората калия, перекиси бария, хлората натрия и других. Маска работает так четко, что человеку кажется необязательным ее использование. Но при попытке ее снять он тут же испытает удушье в результате недостатка кислорода. Поэтому маску надо надевать беспрекословно по команде бортпроводника и не пытаться снять до его распоряжения.

Как работает кислородная маска

Подача кислорода начинается после срабатывания простейшего механизма. Когда пассажир тянет маску на себя и одевает, срабатывает механизм и начинается химическая реакция с выработкой кислорода. Реакция неостановима, продолжается 15 минут. Это времени достаточно, чтобы экипаж предпринял все меры для устранения причин ЧП и спасения самолета и пассажиров.

При возникновении внештатной ситуации главное – не впадать в панику. Масок хватает на всех пассажиров, комплектуются они по две штуки. Предусмотрено наличие лишних кислородных масок для пассажиров, путешествующих с детьми. Маски, вопреки обычной логике, вначале необходимо надевать взрослым, а потом только детям: взрослые должны иметь возможность контролировать ситуацию и заботиться о малышах, а не наоборот.

В салоне при срабатывании масок может появиться дымок, ощущаться запах гари. Паниковать по этому поводу не нужно: это происходит в результате того, что генератор нагревается при работе до 230 градусов. Заложенность ушей тоже не должна никого пугать: при быстром снижении высоты это – обычное явление.

При разгерметизации салона в продолжение недолгого времени у человека начинает развиваться гипоксия, при которой возникают:

  • тошнота;

  • головокружение;

  • разрушительные процессы необратимого характера в головном мозге.

Поэтому приказ бортпроводника надеть кислородную маску следует исполнять мгновенно и неукоснительно.

Отправляясь в полет, следует знать, что самолет – одно из самых надежных средств передвижения. Пассажир имеет все шансы рассчитывать, что его путешествие будет комфортным и приятным. Однако следует быть готовым и к непредвиденным обстоятельствам, в которых кислородная маска при правильном обращении может спасти человеку жизнь и здоровье.

Назад в раздел

Обычный пассажир видит кислородную маску только во время предполетного инструктажа, да и то большинство почему-то во время их демонстрации смотрит куда-то по сторонам. А зря! Однажды маска может вам очень сильно помочь, а как и почему – мы сейчас расскажем.

Сама возможность летать быстро для самолета обусловлена сниженным сопротивлением воздуха: чем дальше от Земли, тем меньше его плотность (т.е. меньше на единицу объема молекул кислорода, азота и других газов, из которых состоит воздух). То есть, чем выше мы летим – тем выше возможная скорость.

Быстрые реактивные самолеты летают на высотах 10-12 км (а сверхзвуковые летали и вовсе на высотах 16-18 км), но плотность воздуха на таком расстоянии от Земли настолько низкая, что, окажись вы такой высоте, то примерно через 15 секунд потеряли бы сознание от кислородного голодания, а если бы вас оттуда быстро не вынесли, то, скорее всего, и вовсе умерли бы через несколько десятков минут, а если бы и остались живы, то долго бы лечили последствия гипоксии, баротравмы, высотной или декомпрессионной болезней: с этим не шутят.

Поэтому самолеты имеют герметичный фюзеляж, в котором во время полета поддерживается гораздо более высокое давление, чем за бортом. Отвечают за это две системы: СКВ (система кондиционирования воздуха) забирает воздух от компрессора двигателя, охлаждает, увлажняет его и под давлением подает в салон, а САРД (система автоматического регулирования давления) стравливает лишнее давление, поддерживая его на оптимальном уровне.

ECAM-manual-vs-cab-press

На протяжении полета давление в салоне разное. Когда самолет находится на земле, оно соответствует атмосферному давлению в аэропорту. При наборе высоты оно падает, в определенный момент фиксируется, а при снижении снова возрастает. Измеряется это давление неожиданно в метрах и называется “высотой в кабине” (cabin altitude) – то есть, если давление соответствует обычному атмосферному на такой-то высоте, то говорят: “высота в кабине столько-то метров”.

L

Максимально допустимой высотой в кабине считается 8000 футов (2,44 км), она поддерживается в старых самолетах (например, Ту-154, Boeing-727), в более современных она ниже (например, 6000 в Airbus A320, 6900 в Boeing-767), хотя не всегда – например, в Boeing-747 стандартная высота в кабине (5000) ниже, чем в Airbus A330 или Boeing-777.

big_3300-250x250

Именно из-за изменения давления при наборе высоты и снижении закладывает уши. И чем выше “высота в кабине”, тем сильнее. По этой же причине на борт нельзя проносить аэрозольные баллоны и т.п. – они просто могут взорваться.

Почему бы не сделать высоту в кабине всегда равной высоте на земле? Можно. Такой самолет даже есть – это бизнес-джет SyberJet SJ30. Более крупный самолет, однако, потребует для этого более прочных материалов, что или увеличит его массу и потребует более мощных двигателей с более высоким расходом топлива, или потребует использования гораздо более дорогих материалов – в общем, причина в любом случае в дороговизне.

Так вот. В силу разных причин (неисправность САРД, потеря герметичности фюзеляжа и т.п.) давление может начать падать – то есть, высота в кабине может начать повышаться, и дышать будет все труднее и труднее. Тут-то и помогут маски: они на большинстве современных самолетов выбрасываются автоматически из верхних панелей или спинок впереди стоящих кресел при превышении определенного предела (чаще всего 14000 футов), а на более старых типах самолетов еще на более низкой “высоте” (около 10000) срабатывает сигнализация и маски спешно разносит бортпроводник.

Пассажиры в момент выбрасывания масок обычно пугаются и демонстрируют полную неспособность запомнить предполетный инструктаж: маску нужно не только плотно прижать к носу и рту, но еще и дернуть за нее – только тогда открывается предохранительный клапан и кислород начинает поступать. Времени на раздумья нет – падение давления может быть очень резким и быстрым, и счет действительно идет на секунды. Именно поэтому всегда говорится о том, что сначала нужно надеть маску на себя, а затем на ребенка: если сначала инстинктивно броситься спасать ребенка, то вы имеете большой шанс остаться без сознания и оставить малыша беспомощным, просто не успев ему помочь.

drop-down airplaneoxygenmask

Именно для детей (а также на случай того, что в момент разгерметизации кто-то из пассажиров или экипажа будет перемещаться по салону) предназначена “лишняя” маска – то есть, если кресел в блоке три, то масок на некоторых рядах – четыре. Именно поэтому пассажиров с детьми сажают на определенные места, а с двумя детьми не сажают рядом: кому-то в этом случае не хватит маски, так что самовольно пересаживаться все-таки не стоит, лучше заранее выбрать удобные места в салоне. 

oxygen-mask

Долго дышать через маску в любом случае не придется: химический генератор кислорода работает около 15 минут: за это время экипаж (кстати, кабина пилотов герметична и ее система подачи кислорода независима от пассажирской) должен успеть снизиться до безопасной высоты, т.е. 8000 футов, и заняться уходом на запасной аэродром. Не бойтесь, в панике искать его пилотам не потребуется: список (для каждого участка) заранее подготавливается при составлении плана полета. Не стоит бояться и быстрого снижения, при котором гарантированно (и крайне неприятно) заложит уши: самолет не падает, а быстро снижается. Дыма в салоне бояться тоже не стоит – это, скорее всего, облако конденсата, образовавшееся при разгерметизации, либо следствие срабатывания пиропатронов, активирующих подачу кислорода на некоторых типах ВС.

Илья Шатилин

Зачем нужны кислородные маски в самолете

2 353

Перед полетом пассажиры авиалайнера получают краткий инструктаж о правилах поведения и соблюдения безопасности. Один из пунктов посвящен правилам эксплуатации кислородных масок, находящихся над пассажирскими креслами и выпадающими в случае резкого снижения давления в салоне.

Кислородные маски – компактный аксессуар, обеспечивающий безопасность пассажиров в самолетах. Они используются в экстренных случаях, вызывающих резкое снижение давления, на фоне чего у человека может развиться гипоксия (кислородное голодание). В статье мы расскажем, зачем нужны кислородные маски в самолете, где они находятся, как ими пользоваться и когда они могут пригодиться.

При каких обстоятельствах нужна кислородная маска

Высота полета пассажирских самолетов составляет от 9 до 12 тыс. километров. Плотность воздуха на такой высоте очень низкая, поэтому в салоне принудительным способом поддерживается давление, отвечающее 2 тысячам метров над уровнем моря.

В зависимости от разных причин при изменении давления может случиться разгерметизация, и у путешественников начнутся проблемы с дыханием. В таком случае понадобится кислородная маска, находящаяся в верхних панелях или спинках кресел, расположенных спереди.

Необходимость в аксессуаре также может возникнуть при задымлении салона самолета при аварийной ситуации. Цель – обеспечение пассажиров воздухом.

Что входит в состав

Кислородная маска укомплектована тонкой трубочкой, соединяющей ее с кислородным генератором. Он расположен в панели над пассажирскими креслами и содержит сочетание разных химических элементов, выделяющих кислород при нагревании. Данная система очень сложная, но эффективная.

Кислород в маске появляется вследствие химической реакции и подается потоком. Все это работает автоматически и пассажиру не стоит лишний раз проверять эффективность работы маски в случае экстремальной ситуации. Некоторые люди не замечают поступление кислорода в маску и считают, что данный аксессуар совсем не обязательно использовать. Но если снять маску в момент падения давления в салоне, произойдет гипоксия, что моментально приведет к кислородному голоданию, чреватому опасными последствиями.

Химические элементы, содержащиеся в кислородном генераторе:

  • хлорат калия;
  • хлорат натрия;
  • перекись бария;
  • другие компоненты пиротехнических изделий.

Обязательно слушайте инструктаж бортпроводников о правилах эксплуатации кислородной маски в самолете на случай экстренной ситуации! Выполняйте все действия строго по предполетной инструкции! Рекомендуем также ознакомиться – правила безопасного поведения пассажира в самолете.

Другие полезные статьи по теме:

Как правильно пользоваться кислородной маской

При аварийной обстановке, создающей нехватку воздуха в салоне, кислородная маска на канатике выпадает из гнезда. Ею необходимо срочно воспользоваться – надеть на лицо и выполнять команды бортпроводника.

Подача кислорода начинается после срабатывания простейшего механизма. Потянув маску на себя при надевании, происходит натягивание канатика, выпадение предохранительного штыря, удар подпружиненным бойком запала, и в результате – начало химической реакции. Остановить процесс невозможно, время сгорания – около 15 минут. За этот период экипаж выполнит все возможные действия по спасению самолета, пассажиров и экипажа.

Не следует паниковать. Масок хватит всем, они комплектуются парами. Для пассажиров с детьми предусмотрены лишние экземпляры. Рекомендуется вначале надеть маску взрослому, чтобы контролировать ситуацию, а затем – ребенку.

Следует соблюдать спокойствие, если в салоне почувствуется запах гари и появится легкий дымок в результате срабатывания масок. Это связано с нагреванием генератора до 230 градусов. Также у пассажиров может возникать заложенность ушей – это нормальное явление при резком снижении высоты.

Использование кислородной маски в самолете

Последствия неиспользования маски

В результате разгерметизации салона в течение непродолжительного времени у пассажира развивается гипоксия.

Основные признаки:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • необратимые процессы в головном мозге.

Учитывая это, игнорировать надевание кислородной маски не следует.

Отправляясь в полет, необходимо рассчитывать на удачное и приятное путешествие, но также и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам в воздухе. При недостатке воздуха следует знать, как обращаться с кислородной маской, которая спасет жизнь пассажира.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дюфалак цена в беларуси слабительное инструкция
  • Микстура от кашля для детей сухая в пакетиках инструкция отзывы
  • Овесол для печени цена инструкция по применению отзывы аналоги таблетки
  • Сульфокамфокаин инструкция по применению в ветеринарии
  • Ferrotron в капсулах инструкция по русски