Классификация руководство подвижными играми

Подвижные игры
можно классифицировать, то есть
целенаправленно подбирать их в группы
по определенным признакам. При этом
решаются различные педагогические
задачи. Игры распределяются:

  1. по степени сложности
    их содержания: от самых простых к более
    сложным (полуспортивным);

  2. по возрасту детей
    с учетом их возрастных особенностей;

  3. по видам движений,
    преимущественно входящих в игру: с
    бегом, прыжками, метаниями…;

  4. по физическим
    качествам, преимущественно проявляемым
    в игре;

  5. игры, связанные
    с отдельными видами спорта;

  6. по взаимоотношению
    играющих: с сопротивлением, без
    сопротивления, с ограниченным
    сопротивлением;

  7. игры без выделения
    водящих и с выделением;

  8. по наличию
    используемого инвентаря: с мячами,
    скакалками, гимнастическими палками…;

  9. по форме организации
    занятий: игры на уроке, на перемене, в
    группе продленного дня, на празднике…;

  10. по характеру
    моторной плотности: с большой, средней
    и малой подвижностью;

  11. с учетом сезона
    и места проведения: игры летние, зимние,
    в помещении, на открытом воздухе, на
    снегу, на льду, на песке, на воде…

Профессор В.Г.
Яковлев, объединив отдельные группы
игр, предложил педагогическую классификацию
подвижных игр исходя из принципа
взаимоотношений участников в игре.

Наиболее
распространенная классификация подвижных
игр:

  1. Некомандные.
    В этих играх отсутствует необходимость
    добиваться цели общими усилиями. Каждый
    из играющих действует независимо от
    других, подчиняясь только правилам
    игры, борется за одного себя. Происходит
    личное совершенствование в игре,
    достижение личного превосходства в
    ловкости, в меткости, в быстроте. Это
    самые простейшие по содержанию и
    правилам игры.

  2. Переходные. В
    переходных к командным играх появляются
    элементы согласования действий внутри
    отдельных групп играющих. Вначале
    участники игры действуют самостоятельно,
    по мере развития сюжета игры образуются
    группы, в которых при решении отдельных
    частных задач приходится действовать
    согласованно. Иногда игроки по
    собственному желанию помогают товарищам.
    Это более сложные (в отличие от
    некомандных) подвижные игры.

  3. Командные.
    Играющие составляют отдельные коллективы
    – команды. Личные интересы игроков
    подчинены интересам команды и направлены
    на достижения общих целей (победа). В
    этих играх возникает необходимость
    выделения капитанов для координирования
    действий играющих и с руководителем.
    В эту группу входят наиболее сложные
    игры, с многочисленными правилами, с
    разделением обязанностей игроков, с
    решением определенных тактических
    задач, полуспортивные игры.

2.4. Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания

Спортивно-игровой
метод физического воспитания нашел
широкое применение в практике работы
по физической культуре и спорту с детьми
дошкольного возраста, с учащимися
общеобразовательных школ и лицеев, со
студентами колледжей и вузов, с
призывниками и военнослужащими российской
армии, со взрослым населением.

Роль подвижных
игр в системе физического и спортивного
воспитания огромна. Подвижная игра, как
и любая другая сопровождает человека
все его детские годы, подвижные игры не
только укрепляют здоровье, но они также
являются средством культурно-нравственного
воспитания и приобщения человека к
обществу. В дошкольном возрасте
всестороннее развитие ребенка в большей
степени происходит в разнообразных
играх и игровых упражнениях.

Подвижные игры,
как средство и метод физического
воспитания, широко применяется в школе
на уроках и во внеклассных занятиях. В
соответствии со школьными программами
по физической культуре подвижные игры
проводятся на уроках физкультуры в 1-9
классах в сочетании с гимнастикой,
легкой атлетикой, спортивными играми,
борьбой, лыжами или плаванием. Подвижные
игры на уроках физической культуры
используются для решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач
в соответствии с требованиями программы.
Если вся основная часть урока посвящена
играм, то более подвижные игры чередуются
в ней с менее подвижными, причем
подбираются игры различные и по характеру
движений. Методика проведения подвижных
игр на уроках физкультуры специфична
в связи с их кратковременностью и
необходимостью сохранить соответствующую
плотность урока.

Диапазон применения
подвижных игр очень широк:

— на уроке они
служат для закрепления, совершенствования
навыков и проверки подготовленности
учеников;

— могут быть
средством отбора учащихся в спортивную
секцию;

— применяются во
внеурочных занятиях (на переменах,
экскурсиях, в походах, на спортивных
праздниках, в группах продленного дня,
в спортивных секциях, в летних пришкольных
и загородных лагерях отдыха);

— используются в
качестве подготовки к сдаче зачетных
нормативов в средних и высших учебных
заведениях, проводимой на эмоциональном
фоне, связанном с применением правил,
стимулируют двигательную активность,
меньше утомляют, подготавливают организм
к значительным функциональным нагрузкам
во время соревнований;

— игры с успехом
применяются в спортивной тренировке.

Вопросы для
самоконтроля:

  1. Характеристика
    подвижных игр.

  2. Подвижные и
    спортивные игры, их сходство и различие.

  3. Педагогическое
    значение подвижных игр (оздоровительное,
    образовательное и воспитательное).

  4. Педагогическая
    классификация подвижных игр.

  5. Основные
    характеристики некомандных, переходных
    и командных подвижных игр.

  6. Использование
    подвижных игр в современной системе
    физического воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация подвижных игр


   Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
   Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «
Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
  К сложным играм относятся спортивные игры (городки,
бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
  Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

Выбор игры

   Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

   Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

   Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду такие соревнования лучше не проводить.

   Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

   Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..»

   Огромный эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть!» – или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» – говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

   В старших группах приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

   Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

   Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.

   Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!» Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зернышки…»

   Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребенка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удается. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

   Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

   Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

   Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.

   Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

   Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя.      Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

   Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», – или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

    В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

  Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

    То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

   Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

   Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль; в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

   Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

   Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

  • увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
  • усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
  • изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
  •  сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
  • провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
  • усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Примерный план-конспект игровых занятий для старших дошкольников

Время проведения: первая половина дня.
Место проведения: физкультурный зал.
Одежда и обувь: короткая спортивная форма.
Физкультурный инвентарь: 3 волейбольных мяча, шнур длиной 6 м, маски для «щуки» и «зайцев».
Основные задачи:

1) воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;

2) обучать подвижным играм «Ежик» и «Охотники и зайцы» для закрепления навыка метания в движущуюся цель;

3) совершенствовать бег врассыпную с увертыванием в подвижной игре «Караси и щука».

Содержание занятий

Время проведения, мин.

Организационнометодические указания

Подготовительная часть (10 мин.)

Построение в шеренгу. Равнение. Сообщение задач урока

1

Проверить интервал и построение в шеренгу точно по линии. Следить за осанкой

Поворот налево. Поворот кругом

30 сек.

Выполнять поворот точно по команде

Ходьба на месте, колени высоко подняты

30 сек.

Спину держать прямо, колени поднимать выше

Ходьба (обычная) в колонне по одному

30 сек.

Руки точно в стороны

Ходьба на носках, руки в стороны

30 сек.

Дыхание не задерживать

Ходьба на пятках, руки за спину

30 сек.

Ходьба с ускорением

30 сек.

Бег в чередовании с ходьбой

30 сек.

Бежать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию

Перестроение в полукруг

30 сек.

Основная часть (25 мин.)

Подвижная игра «Запрещенное движение»

Играющие встают в полукруг, руководитель находится перед ними. Он показывает движения, которые выполняют на зарядке, дети повторяют за ним. Перед игрой условливаются об одном или двух «запрещенных» движениях, которые занимающиеся не должны делать. Кто ошибется, делает один шаг вперед. Перестроение в круг

6

Следить за правильным выполнением упражнений. По окончании игры отметить детей, которые ни разу не ошиблись

Положить веревку по кругу

Подвижная игра «Ежик»

Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. Если мяч коснется ноги какоголибо игрока, тот становится «ежиком» и вместе с водящим старается осалить остальных путем передачи мяча. Игру можно закончить, когда все, кроме двухтрех самых ловких игроков, окажутся «ежиками»

10

Бросать мяч в голову запрещено – можно только от плеча и изза головы

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Начертить или выложить шнуром круг диаметром 5–6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это «зайцы», другая равномерно распределяется за кругом – это «охотники». У одного из «охотников» мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в «зайцев». Тот, в кого попали мячом, выходит из круга

10

Бросать мяч можно только в туловище и в ноги. Как только «охотники» попадут мячом во всех «зайцев», дети меняются ролями.

Следует целиться точнее

Подвижная игра «Караси и щука»

Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг – это «камушки», другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука» вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за «камушки» – приседают за кемнибудь из играющих, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2–3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается

5

Для повторения игры выбирают новую «щуку» и меняют местами детей, стоящих в кругу и образующих круг

Заключительная часть занятия (5 мин.)

Игра «Угадай по голосу»

Ребята становятся в круг вместе с руководителем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает руководитель, и говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: “Скок, скок, скок”, – эти три слова произносит только тот ребенок, на которого указал руководитель, – угадай, чей голосок?» Водящий должен угадать, кто сказал: «Скок, скок, скок». Если он угадал, узнанный становится ведущим

4

Игра малой подвижности на восстановление дыхания. Следить, чтобы дети точно выполняли движения в такт словам. Обязательно отметить детей, которые сразу отгадали … по голосу. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма

Подведение итогов занятия

Задание на дом: повторить подвижные игры «Ежик», «Охотники и зайцы» дома (на прогулке) с друзьями, родителями

1

Поблагодарить детей за активность в игре. Кратко отметить успехи каждого ребенка

Классификация подвижных игр


   Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д. В данной статье мы разобьем сходные по каким-либо признакам игры на следующие основные категории.
  — Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
  — Игры на реакцию.
   — Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
  — Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
  — Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
  — Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.
  — Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу.
  — Игры на меткость. Различные варианты «войнушки» и стрельбы по мишеням.
  — Игры на воде.
   — Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

  Дополнительное описание (требуемый инвентарь, место проведения, что развивает и т.д.) прилагается непосредственно к правилам каждой конкретной игры.

ТЕМА 3.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

Содержание

1.Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

2. Классификация подвижных игр, требования к их отбору.

3.Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

5.Белорусские народные подвижные игры и их место в системе физического воспитания детей.

1. Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

Подвижная игра – это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил. В дошкольном учреждении подвижная игра незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения. В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности. В современной разработке содержания и методики проведения подвижных игр большую роль сыграли работы ведущих российских педагогов Л.М. Коровиной, Т.И. Осокиной, М.В. Потехиной, Е.А.Тимофеевой, Э.Я., Степаненковой и др. Авторы показывают целесообразность обучения движениям детей в игре на этапе их совершенствования, раскрывают возможность ориентировки детей в пространстве с помощью подвижных игр, развивают творчество, выразительность и красоту движений. Методические подходы к подвижной игре нашли отражение в многочисленных статьях и пособиях авторов. В Республике Беларусь изданы сборники подвижных игр и игровых упражнений для детей, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств ребенка, обогащение его двигательного опыта (Лихадиевская Т.Г., Ивановская И.М. «Подвижные игры в детском саду» — Минск, 2002; Шишкина В.А, Дедулевич М.Н. «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», Мозырь, 2016 и др.).

2.Классификация подвижных игр, требования к их отбору

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация осуществлялась по разным параметрам:

  • по принципу организации детей (игры одиночные и командные);

  • по возрастному принципу (игры для младшего, среднего, старшего

  • дошкольного возраста);

  • по видам движений (игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием,

  • лазаньем);

  • по двигательным способностям (игры, развивающие скоростно-силовые

  • способности, быстроту, выносливость, ловкость);

  • по степени интенсивности движений (игры большой, средней, малой

  • подвижности);

  • по особенностям содержания (подвижные игры с правилами: сюжетные и

  • бессюжетные; элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и др.);

  • по месту проведения игры (летние и зимние, в помещении и на открытом

  • воздухе).

Существуют различные классификации подвижных игр:

1.простые (элементарные) – игры с правилами и сложные (с элементами спортивных игр)

простые делятся на: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет может быть образный («Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. п.) и условный («Пятнашки», «Ловишки»). Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета («Школа мяча», «Палочка-выручалочка»), все дети выполняют практически одинаковые движения, могут видоизменять правила

2. По степени подвижности: большой, средней и малой.

Эти игры обеспечивают разную физическую нагрузку. В игры малой подвижности включаются такие движения, как ходьба, ОРУ, элементы танцевальных движений. Эти игры хорошо использовать в качестве восстанавливающих после физических нагрузок. Игры средней подвижно­сти предусматривают помимо ходьбы включение кратковременных интенсивных движений — бега, прыжков, которые обычно выполняются попеременно. В играх большой подвижности преобладают интенсивные движения (с кратковременным отдыхом).

3. По виду основных движений: игры с бегом, с прыжками, с метанием и пр.

3. Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

1) подготовка к игре: выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;

2) сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ — кто в прятки идет»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;

3) объяснение игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;

4) распределение ролей имеет важное значение для создания интереса к игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;

5) руководство игрой

в ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика — снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60 %;

6) окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил. В младшей группе следует похвалить детей.

В младшей группе следует похвалить детей за старание, интерес.

В средней и старшей группе обязательно отметить выполнение правил, качество движений.

В особой похвале нуждаются робкие и застенчивые дети и те, у которых впервые виден результат. Не следует сравнивать детей друг с другом, постоянно выделять тех, чьи успехи всегда на виду. Критерии оценки эффективности подвижной игры: выполнение правил; оптимальность физической нагрузки, моторная плотность; интерес детей к игре, психологический комфорт. Игру следует прекращать чуть раньше, чем этого захотят дети.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Создавая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание он уделяет правильному выбору игры: учитывает время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Пузырь», «Найди свой домик» и др. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. Движения в играх простые, часто они сопровождаются стихотворным текстом («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики. С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли в игре взрослый выполняет сам, делая это эмоционально и образно. Одновременно он выполняет и главную и второстепенную роль, но к концу года главную роль можно поручить наиболее активному ребенку. Использование различных атрибутов (мячи, флажки, ленточки, любимые игрушки, головные уборы с изображением знакомых героев) повышает интерес детей к игре. Игровые упражнения («Прыгнем через ручеек», «Забросим мяч в домик») дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными используются здесь приемы прямого обучения. Педагогический работник показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразны (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, выступает объяснение воспитателя. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ.

Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно педагогический работник приучает малышей выполнять в игре ответственные роли. Назначая на роль, старается соблюдать очередность. При выполнении детьми игрового упражнения взрослый объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

В среднем дошкольном возрасте в игры детей включаются не только те образы, которые дети непосредственно видят, но и те, с которыми они знакомятся с помощью сказок, рассказов взрослых, мультфильмов и картинок («Цветные автомобили», «Совушка», «Кони», «Птички и кошка», «Мыши в кладовой», «Перелет птиц» и др.). Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, быстроте, выдержке. Правила в играх также усложняются – вводятся ограничения действий: бегать в определенном направлении, пойманным – отходить в сторону или выполнять назначенное педагогическим работником дополнительное движение. Проводятся игры с соревновательной направленностью, сначала индивидуального характера («Пробеги – подпрыгни», «Подбрось – поймай»), а затем и коллективного («Чья колонна быстрей построится?», «Мяч через сетку», «Переправа»). По-прежнему, оживляют игры различные атрибуты. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем всем остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогическим работником. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки самообладания, видоизменяется форма организации играющих. В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («Кто скорее», «Кто бросит дальше», «Чье звено быстрей построится») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели. Подчиняясь правилам игр, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

В старшем дошкольном возрасте в подвижных играх детей используются более сложные движения, отличающиеся координированностью и точностью («Догони свою пару», «Два Мороза», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Медведи и пчелы» и др.). Увеличивается количество игр, в которых нет образов («Быстро возьми, быстро положи», «Поймай и попади», «Не оступись»). Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, ориентироваться в пространстве, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе игры-эстафеты с элементами соревнования.

При объяснении новой игры педагогический работник раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов, уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией (налево, направо, впереди, рядом), взрослый указывает местоположение играющих и распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.

В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу 2-3 водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в играх-эстафетах создаются две или три команды, равные по числу участников. Педагогический работник четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде, чем начинать соревнование необходимо провести репетицию, для того, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, с прыжками на двух ногах), затем парные и встречные. От простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах. Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для детей старшего дошкольного возраста и игры с увлекательным сюжетом.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

Подвижная игра-школа движений.

Чтобы поддерживать интерес детей к игре, ее нужно усложнять, не меняя замысел игры.

  • Увеличить дозировку.

  • Усложнить двигательное содержание (воробышки не выбегают из домика, а выпрыгивают).

  • Изменить размещение детей на площадке (не сбоку, а в середине).

  • Изменить место проведения, проводить в нестандартных условиях (в лесу).

  • Включить дополнительные эпизоды (подготовка вместе с детьми специальных атрибутов для игры),

  • включить дополнительные движения (спасаться от водящего, прыгая на одной ноге; попасть в домик, подлезая под скамейку и пр.).

  • изменить сигнал к началу движения (например, звуковой на зрительный).

  • Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать). Увеличить число ловишек и др.

  • Для поднятия статуса подвижной игры в образовательном процессе целесообразно использовать ее на занятиях умственного характера, во всех формах физкультурно-оздоровительной работы; полезно устраивать физкультурные досуги под девизом «Праздник подвижной игры».

  • Особое внимание следует уделить белорусским народным подвижным играм. Значительно повышается интерес к играм, когда они подбираются в комплексе и объединяются единым сюжетом.

5. Использование белорусских народных игр в физическом воспитании детей

В физическом воспитании детей белорусским народным играм уделяется особое внимание. Они увеличивают двигательную активность ребенка, помогают сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учат относиться к движению как к предмету игрового действия, раскрывают моторные характеристики собственного тела. Стихотворные тексты, включенные в игры, придают движениям эстетический характер, помогают детям впитать культурные традиции белорусского народа. Сочетание слов, музыки и действий делает белорусские народные игры драматизированными действиями, что вызывает у играющих интерес к игре, формирует произвольное двигательное поведение.

По своему содержанию белорусские народные игры разнообразны. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, характер игровых действий играющих. От содержания игры зависит своеобразие организации и характер выполнения детьми двигательных заданий, которые могут включать многократные беговые упражнения, с установкой на формирование ловкости, выносливости, силовых качеств, а также заданий с элементами речевой, конструктивной и других видов деятельности. Разное содержание игр задается разными воображаемыми ситуациями, смысловым объединением игровых предметов и действий. Так, одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия, выполняемые играющими в игре, соответствуют заданной роли и правилам игры. В других играх сюжет и роли отсутствуют играющим предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих играх сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений ребенка и их последовательность. В обучении и воспитании детей важны все виды белорусских народных игр.

При отборе белорусских народных игр целесообразно учитывать следующие требования:

  • наличие в игре игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;

  • включенность каждого ребенка в игру;

  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

  • доступность для детей игровых заданий;

  • вариативность средств достижения цели.

Существует много способов включения белорусских народных игр в образовательную работу с детьми. В физическом воспитании задачи использования белорусских народных игр имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями физического и психического развития воспитанников. Так, в младшем дошкольном возрасте они нацелены на:

развитие интереса детей к коллективным действиям, воспитание чувства дружбы;

формирование умений выполнять драматизированные действия игры, согласовывая их со словами текста;

воспитание интереса к белорусскому языку.

Решению поставленных задач способствуют такие игры, как: «Грушка”, “Маша”, “Іванка і Марылька”, “Міхасік”, “У ката”, “Лясь-лясь- уцякай!” и др.

В среднем дошкольном возрасте образовательные задачи имеют следующее содержание:

  1. знакомство детей с трудом и бытом белорусского народа;

  2. формирование умений переносить знакомые двигательные навыки в новую

  3. игровую ситуацию, соответствующую содержанию игры;

  4. развитие способности достигать в игре положительного результата;

  5. воспитание самостоятельности;

  6. развитие интереса к белорусскому языку, желания запоминать

  7. стихотворные тексты.

В физическом воспитании детей этого возраста используются игры: “Ішоў казел пад мастом”, “Гладышык”, “Рэпа”, “Садзі лянок!”, “У зайца”, “Лавіць куры”, “Лебедзі і лесавік” и др.

В старшем дошкольном возрасте содержание образовательных задач

совершенствуется. Они направлены на:

  1. развитие у детей способности понимать цель игры, инструкцию, направленную на точное выполнение правил игры и двигательных действий;

  2. разрабатывать план действий и пути его выполнения; выступать инициатором игры; проявлять правильную реакцию на успех и неудачу;

  3. формирование умений самостоятельно находить варианты выполнения запланированных задач;

  4. воспитание способности к волевым действиям (настойчивость, выдержка, решительность, целенаправленность);

  5. воспитание интереса к белорусскому языку, желание использовать его в общении.

Большое значение в решении поставленных задач имеют игры: “Каза”, “У рэдзьку”, “Фарбы”, “Гаспадыня і кот”, “Лыка”, “Гарачае месца”, “Кашка”, “Выртаўнік і недатыка”, “Хапанка”, “Рэшата” и др.

У всех детей дошкольного возраста огромная потребность в игре. Очень важно использовать белорусские народные игры для совершенствования двигательных умений и навыков, формирования личностных качеств ребенка.

Литература:

  1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. М., 2001.

  2. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие/ В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. 4-е изд., испр. М., 2000.

  3. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. 2-е изд. Минск, 2013.

  4. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2014.

В зависимости от решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр.

Игры распределяют: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств [2].

По сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.

К элементарным играм относятся:

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т. ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота», «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т. д.

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

– игры типа перебежек и ловушек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки»

– игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», «Третий лишний», «Пустое место»

– игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

– игры с использованием предметов (кегли, серсо, колыдеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

– игры-аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки».

К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т. ч. в разновозрастных группах).

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию:

– Ходьба. «Пройди – перешагни» и др.

– Бег. «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Два мороза» и др.

– Прыжки. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Удочка» и др.

– Лазание. «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы» и др.

– Ползание. «Кролики», «Кроты» и др.

– Равновесие. «Волшебная дудочка», «Птички и лисички» и др.

– Метание. «Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку» и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности [9].

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

По использованию пособий и снарядов делятся:

С использованием предметов (пособий) – флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др. Игры: «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай», «Погрузка овощей» и др [12].

С использованием снарядов (крупных гимнастических пособий) – гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. Игры: «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.

По преимущественному формированию физических качеств:

– по формированию ловкости «Удочка», «Эстафета по кругу», и др.

– по формированию быстроты «Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки, «Салют»» и др.

– по формированию выносливости «Пробеги тихо» и др.

– по формированию силы «Кто раньше дойдет до середины» и др.

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной плотности; учету места и времени года. Исходя из целей, авторы по-разному группируют подвижные игры, пользуются несколькими критериями в рамках одной классификации, в результате чего одну и ту же игру можно причислить к нескольким категориям.

Поэтому выбор критериев классификации напрямую зависит от задач, которые должны решаться с помощью предлагаемой систематики.

Классификация подвижных игр может быть обусловлена регламентацией условий игровой деятельности. В частности, игры подразделяют на три вида: творческие, организованные подвижные игры с обусловленными правилами и игры со строго регламентированными правилами, т. е. спортивные [2].

1. Творческие подвижные игры – это игры, главным содержанием которых является подражание движениям животных, птиц. Эти игры не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки. К творческим подвижным играм относятся имитационные и сюжетно-ролевые. В таких играх участники сами намечают план игры и осуществляют намеченную цель. В процессе игры план может изменяться, дополняться соответственно пожеланиям, стремлениям, фантазиям участников игры. У детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста такие игры бывают чаще всего сюжетными, роли в них распределяются в зависимости от сюжета. Дети с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд и поведение человека.

2. Организованные подвижные игры с обусловленными правилами – это игры, требующие активной деятельности играющего и характеризующиеся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех участников правилами. Они чаще всего требуют руководства со стороны. К группе организованных игр относятся так называемые элементарно-спортивные подвижные игры. В основе классификации элементарно-спортивных игр находится принцип сложности взаимоотношений, которые складываются между игроками в процессе игры. П. Ф. Лесгафт делил все игры на две группы: простые, в которых каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим, и игры с партиями, в которых каждый член партии или стороны своими действиями стремится поддержать интересы целой группы лиц, т. е. своей партии. Таким образом, элементарно-спортивные игры по своему содержанию бывают как простыми – некомандными, так и сложными – переходными к командным и командными [2].

– Простые некомандные подвижные игры – это игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на личное совершенствование в игре, достижение собственного превосходства. Главное значение в этом случае приобретают личная инициатива и умение целесообразно использовать свои силы и возможности. Правил обычно немного; они просты (действуя, не мешай другому, не допускай грубости); нет большой сложности в игровой деятельности. В игре присутствует мо-мент личного соревнования. Некомандные игры могут быть подраз-делены на игры с водящим и без водящего.

– Переходные к командным подвижные игры – это игры, в которых участник игры отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с другом для достижения цели. Соревновательный момент выражается в этих играх более ярко. В них оцениваются личный результат и коллективное поведение [3].

– Командные подвижные игры – это игры, которые характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды. От действий каждого игрока зависит удача всей команды, поэтому в командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями партнеров. Командные игры проводятся с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием играющих (эстафеты).

– В педагогической практике эстафеты различаются по ряду при-знаков, позволяющих определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий: по количеству включаемых заданий (простые, сложные); требованиям, предъявляемым к выполняемым заданиям (регламентированные, произвольные); характеру перемещений (линейные, круговые, встречные); способу действий участников (индивидуальные, групповые, коллективные); видам упражнений (гимнастические, легкоатлетические, лыжные и т. д.). В зависимости от решаемых задач эстафеты могут быть тематическими или комическими.

3. Подвижные игры, представляющие собой строго регламентированную двигательную игровую деятельность состязательного характера, называются спортивными. Единство подвижных и спортивных игр заключается в том, что в обоих классах игр присутствует индивидуальное или групповое противоборство с использованием естественных движений и несложных предметных действий. Также им присущи действия индивидуального и командного соревновательного характера с использованием специального инвентаря, простейших технических и тактических средств противоборства. Однако спортивные игры значительно глубже и сложнее по своему содержанию и являются высшим этапом развития подвижных игр. В соответствии с этим подвижные игры имеют следующие отличительные особенности по отношению к спортивным:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Подвижная игра — одно из важнейших средств, всестороннего
воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность игры —
комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре
одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое
и трудовое воспитание.

Физическое
воспитание.

В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях (бег, прыжки,
лазанье и

т.д.). Большое
количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Это в свою очередь оказывает благоприятное влияние на психическую деятельность
детей. Оздоровительный эффект усиливается, если подвижные игры проводятся на
свежем воздухе.
Умственное
воспитание.
Дети учатся
действовать в соответствии с правилами, овладевают

пространственной
терминологией, познают окружающий мир. В процессе игры, активизируется память,
представления, развивается мышление, воображение.

Дети
усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся анализировать свои
действия и действия товарищей. Пополняется словарный запас, активизируется и
развивается речь.

                             Нравственное воспитание.

Дети
учатся действовать в коллективе, подчинятся общим требованиям, сознательно
выполнять правила. В игре формируется воля, честность, дисциплинированность,
справедливость.

Эстетическое
воспитание.

Дети познают красоту движений, развивается
чувство ритма. Дети овладевают
поэтической образной речью.
Трудовое
воспитание.

Дети учатся самостоятельно, сообща приносит,
раскладывать и убирать игровые
пособия, атрибуты.

                             Классификация П/И

П/игры
делятся на элементарные и сложные.

Элементарные игры в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные.
Сюжетные игры — имеют готовый сюжет, игровые действия, роль,
которую
выполняет ребёнок и, твёрдо зафиксированные правила, направленные на:
1. уточнение хода игры;

2.
регулируют поведение детей.

Этого вида игры
используются во всех возрастных группах, но особенно популярны в младшем
дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры типа «ловишек» , перебежек, не имеют сюжета,
образов, но
сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых
действий всех участников. Эти игры содержат интересные, конкретные двигательные
задания и требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости,
ориентировки в пространстве.

Т.ж. существуют игры —
эстафеты, игры — забавы, аттракционы, где двигательные
задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
К сложным играм относятся спортивные т.к. городки, бадминтон, настольный
теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются
только элементы этих игр, и дети играют по упрощённым правилам.

Характеристика П/И

Подвижные игры
различаются:

1) по двигательному содержанию (с бегом,
прыжками, метанием, ходьбой);

2)
по степени физической нагрузки:

а) большой подвижности ( игры в которых одновременно участвует вся
группа
детей и построены в основном на таких движениях, как бег и прыжки);

б) средней
подвижности
(называют такие
в которых т.ж. участвует вся группа,
но характер движения относительно спокойный (ходьба, передача предметов)
или движения выполняются по подгруппам);

в) малой подвижности
(движения выполняются в
медленном темпе, к тому же
интенсивность их незначительна).

3)     по сложности движений;

4)     по содержанию сюжета;

5)     по количеству правил и ролей;

6)     по количеству соревновательных элементов и
словесного сопровождения;

7)     по характеру взаимоотношений между играющими
детьми.

Существуют различные
варианты подвижных игр.
Вариативность
П/И, нужна для того, ч.б.
внести разнообразие, поддержать интерес к игре, но главное совершенствовать
движение, воспитывать физические качества. Варьируя П/И нельзя менять сюжет и
композицию. Но можно:

  увеличить дозировку (по времени, расстоянию);

  усложнить двигательное содержание ( вести новые
виды движений, изменить темп движений);

  изменить расположение играющих детей на
площадке;

  изменить сигнал;

  провести игру в необычных условиях;

  усложнить правила.

Подготовка
воспитателя для проведения П/И

1.     
Знать содержание
игры

2.     
Определить цель игры

3.     
Выделить правила

4.     
Подготовить атрибуты

5.      Продумать приёмы выбора на главную роль Это
может быть:

  поощрение;

  волшебная стрелочка;

  считалочка;

  очерёдность;

  инициатива детей (старшая группа);

  жеребьёвка (подготовительная группа).

Планирование П/И

Одна и та же игра (
например: Воробышки и кот) проводится 3 — 4 раза в неделю и повторяется в
течении следующих 2-3 недель. Затем
перейти к другой игре. Через некоторое время снова вернуться к игре «Воробышки
и кот», но уже в других вариантах. К составлению новых вариантов игры можно
привлекать самих детей, особенно в старших группах.

На прогулку первой
половины дня, планируется 1 — 2 п/игры + игровые движения + спортивные
упражнения или спортивная игра. Еженедельно проводится 12-13 подвижных игр. На каждую неделю планируется новая игра.

Методика проведения
П/И в младших группах.

Прежде всего, нужно
создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко
будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъём.

Приёмы
: пособие, атрибуты, игрушки, художественное слово, песенка, рассказ;

                             распределение
ролей;

— расстановка
по местам атрибутов;

                             название
игры.

Главную
роль в игре берет на себя воспитатель. Содержание и правило игры воспитатель
объясняет и уточняет в ходе игры. Если есть текст, целью разучивать его не

ставится.   

Руководство игрой.

Все движения в
младших группах воспитатель обговаривает словами по ходу игры. Чтобы не падал у
детей интерес к игре, воспитатель побуждает детей к действию, поощряя их.

Темп игры умеренный.
Повтор 3-4 раза. Длительность игры 6-8 мин.

В конце игры подводится
анализ поощрительного характера.

Методика проведения
П/И в средней группе.

Опыт у детей богаче.
Содержание игр усложняются.

Сюжетная игра.

Используется
словесный метод — объяснение. Оно требует от воспитателя серьёзной подготовки.
Речь воспитателя должна быть эмоционально — выразительной, умение интонацией
выделить главное. Пробудить у детей интерес к игре, задать соответствующий темп.

В ходе игры перед детьми
ставится игровая цель, способствующая осознанию
правил, формированию двигательных навыков.

Несюжетная игра.

Объяснение
должно быть кратким, точным, выделить игровые правила, сигнал.
Объясняя игру важно раскрыть последовательность игровых действий, указать место
расположение играющих, игровых атрибутов, используя пространственную
терминологию с ориентировкой на предмет.

Объясняя игру,
воспитатель не должен отвлекаться, делать замечания детям. Затем с помощью
вопросов выяснить, как дети поняли правила.

В некоторых случаях
воспитатель проводит предварительную работу (показ видео, рассматривание
картин, беседа).

Объясняя игру,
воспитатель формирует у детей организационное поведение, волевые качества,
определяет ход игры, последовательность действий играющих, их взаимоотношения.
Воспитатель уточняет у детей имеющие у них представления, понятия, будит
активность мыслей, формирует интерес к игре, требует точного выполнения правил.

Воспитатель
продумывает распределение ролей, предвидит возможные конфликты, предотвращает
нежелательные поступки детей.

Дав
сигнал к началу игры, воспитатель может не принимать непосредственного
участия в ней, а только наблюдать за её ходом. В другой раз, воспитатель берет
на себя
роль ведущего, для того ч.б., активизировать действия пассивных и малоактивных
детей.

Но не зависимо от
места воспитателя в игре, он всегда должен быть объективен и справедлив в
оценке игровых действий детей.

Игра прерывается
только в исключительных случаях. Главная задача воспитателя стимулировать
двигательную активность детей, обеспечить высокую моторную плотность игры,
поэтому каждое слово воспитателя должно, быть продуманным, точным, веским,
лаконичным. В конце игры подводится анализ. Воспитатель должен привлекать детей
к анализу игры.

                             Методика
проведения игр, в старших группах.

Используется более
сложные движения, перед детей ставятся задачи, мгновенно

реагировать на изменения игровых ситуаций, проявлять смелость,
сообразительность, сноровку, смекалку, творчески решать двигательные задачи.

Разучивание игр
происходит по этапам.

 На I этап. Необходимо уделить внимание объяснению игр. В массовой практике,
воспитатель пользуется ситуативной речью. Например: игра «Перебежки»

«Дети, сейчас вы
встанете в 2 шеренги, друг против друга на сигнал 1 — 2-3 — беги, вы побежите вперёд, до шнура лежачего по середине
зала, и остановитесь точно около него, напротив друг друга. Выиграют те дети,
которые остановятся точно около шнура и ровно построятся в шеренгу. Объясняя
игру, воспитатель отмечает, где и как будут расположены играющие, атрибуты и
обращает внимание на направление передвижения и важно в объяснении

использовать
пространственные терминологии.

Применение
воспитателем пространственной терминологии помогает детям уточнение игровой
ситуации, осознанию практических действий, ориентировки в пространстве. Иногда
объяснение игры целесообразно дать в виде небольшого рассказа, в который,
пространственная терминология и игровые правила полностью объясняются.

Игра требует от
воспитателя, целесообразного использования слова, чёткости, выразительности,
умения интонацией выделить главное, пробудить интерес и задать ей

соответствующий
темп. Перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизация
ориентировок. Объясняя игру, воспитатель обращает внимание детей, на важность
выполнение игровых правил.

   Правило
предусматривает строгое соблюдения сигналов. Для развития у детей
быстрой реакции на сигнал, целесообразно его давать в разном темпе, ритме. Это приучает
детей к вниманию, торможению своих действий, сдержанности.

   Задача
воспитателя заключается в систематическом повышении умственной
активности детей в игре, путём усложнения заданий, правил.

   При подводе итогов игры, воспитатель
анализирует поведение детей, указывает, кто из них хорошо выполнял правила, кто
и почему не выполнял их.

   Воспитатель оценивает
умение детей занимать всё пространство, умение
передвигаться в заданном направлении, по возможности самостоятельно
ориентируясь в игровой ситуации. Если дети нарушают установленные правила,
воспитатель делает
указания
помогающие осознанию их. Важным в организации проведения игры является поощрение
детей. Воспитатель старается подбодрить детей, которые затрудняются в выполнении
правил. Повышение интереса к игре и её результата способствует внесения
экспериментального соревнования в игре, сначала между несколькими детьми, потом
между командами.

   На II этапе. При неоднократном проведении игры, детям предлагается вспомнить
и рассказать её содержание, правила. Детям даётся план — схема, по которой они
рассказывают, где стоят дети, как они расположены, где находится ведущий, в
какую сторону можно бежать и т.д.

   На III этап. Воспитатель привлекает самих детей к составлению новых вариантов

                   игры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как будут платить 5000 рублей за классное руководство
  • Как есть китайскими палочками видео инструкция
  • Инестом 1г 10 мл инструкция аналоги
  • Sioplex l индия инструкция по применению
  • Таблетки от кашля инструкция самые дешевые