Классное руководства с детьми

                             Классный руководитель и дети.

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –
и тут же реализуются…»

I. Работа с родителями.
Все мы знаем, какую роль несёт семья в  развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.,  стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое. Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.  Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:

       1. Изучение семей учащихся.  Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

       2. Работа родительского комитета.  Все знают, что основная задача родительского комитета– содействовать школе в обучении и воспитании детей. Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.  Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга, совместные праздники, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный, воспитательный эффект. 

     3. Классные родительские собрания. Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.  Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители — для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны — детей. Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

II. Работа с учителями – предметниками.  Классный руководитель в процессе работы должен создать комфортные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, ситуацию защищенности, благоприятный микроклимат в коллективе. В процессе своей деятельности классный руководитель, прежде всего, взаимодействует с учителями — предметниками. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить свои усилия с действиями коллег. Классный руководитель в этом случае является центром координации и организации учебно-воспитательного процесса, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи. При совместной работе с учителями-предметниками я  использую следующие формы работы:

—   индивидуальные беседы;

 —  посещение уроков;

—   контроль над выполнением домашнего задания;

—  приглашение учителей на родительские собрания;

—  участие и помощь в проведении олимпиад и предметных недель.

Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованных действий педагогов. Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников — это результат целенаправленной и длительной работы профессионального сообщества педагогов, основанного на таких критериях, как ответственность, такт, уважение, взаимопонимание и одна общая цель — это создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.
IV. Работа с детьми. В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества. В  работе,  классного руководителя, много календарных праздников,  в которых дети с удовольствием участвуют. Как классный руководитель, я искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам. Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, понимаю, что «не нужно делать праздники для детей, надо делать праздники вместе с детьми». По моим наблюдениям, любая заинтересованность учителя передается ребятам. Наглядный пример этому – проведение праздников «День матери», «8 Марта» и т.д. Такие праздники сближают детей и родителей, учат добру, формируют чувство гуманности.  Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, городских экологических конкурсах и конференциях, спартакиадах школьников, занимают призовые места. Своей задачей считаю сплочение детского коллектива. Поэтому мы с учениками часто посещаем цирковые, театральные представления. Со своими учениками провожу тематические классные часы по ПДД, о нравственности, о здоровом образе жизни.

Классный руководитель — это человек, который всегда помогает в трудные минуты, он знает  сильные и слабые стороны ребенка. Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры.  Он также защитник от моральной деградации,   помощник — консультант в организации повседневной жизни.

Приобщать детей к культурной сфере жизнедеятельности человека, воспитывать нравственность, вот главная задача классного руководителя.

                                                                   Г. Владикавказ, 2017г.

Советы классному руководителю

1. Классный руководитель — это человек, на которого приятно смотреть, интересно слушать, после общения, с которым хочется меняться к лучшему.

2. Первое сентября в новом классе – это как первое свидание, готовьтесь к нему со всей ответственностью и трепетом.

3. Первое сентября в воспитательском классе – это как встреча с давним другом после долгой разлуки. Вы так давно не виделись, вам нужно многое друг другу рассказать.

4. Конец учебного года. На какой ноте вы простились, на такой и встретитесь в новом учебном году.

5. Помните, новый ребенок в вашем классе – это событие. Встречайте его, как долгожданного гостя.

6. Каникулы – это всегда беспокойно. Инструктаж на каникулы должен быть недолгим, но запоминающимся.

7. Класс – это как семья. Должны быть традиции, праздники, тепло и внимание.

8. Даже если один ребенок в классе будет счастлив от того, что его поздравили с Днем Рождения в школе, есть смысл поддерживать эту традицию.

9. Если каждый ребенок в глубине души думает, что его любят больше всех – вы идеальный классный руководитель.

10. Чаще улыбайтесь, улыбка делает человека моложе, привлекательнее и располагает к доверию.

11. Свое плохое настроение ни в коем случае нельзя срывать на детях. Держите себя в руках, чего бы вам это не стоило.

12. Если работая в школе вы не получаете удовольствия и дети вас раздражают, попробуйте поменять школу. Ситуация повторяется и во второй школе и в третьей. Не раздумывая, меняйте профессию. Не мучайте себя и детей.

13. Если вы любите и ненавидите свою работу одновременно, значит вы на своем месте. Без ярких вспышек огорчений и неудач не бывает творческих озарений и ощущения счастья сделанного.

14. Если, приходя домой, вы никогда не думаете о детях, вы возможно хороший человек, но вряд ли хороший воспитатель. Работа учителя-воспитателя тем и вредна, что не имеет временных границ.

15. Делая, что-то делайте по-настоящему от души или не делайте вообще. Дети как никто другой чувствуют фальшь и халтуру.

16. В любой ситуации оставайтесь верны своим убеждениям. Помня, что если все идут в ногу, а один нет, еще неизвестно кто идет неверно.

17. Если вы бессильны изменить ситуацию сегодня не призывайте в помощники злобу и насилие, возможно, завтра появятся более мирные пути решения проблемы.

18. Даже если вас очень обидели, не дайте эмоциям захлестнуть профессиональный подход к проблеме. Спустя некоторое время спокойно проанализируйте события и постарайтесь выйти из ситуации победителем, сделав тем самым урок и для себя и для обидчиков.

19. Прежде чем обвинять кого-то подумайте, не виноваты ли вы сами, возможно, такой подход к проблеме даст более верный способ ее решения.

20. Станьте для детей другом, которого нельзя обмануть и подвести.

21. Если вы неправы, найдите в себе мужество признать свою ошибку и это будет не ваше поражение, а ваша победа.

22. Чем чаще вы будете вспоминать себя в детстве, тем лучше научитесь понимать своих учеников.

23. Когда вам кажется, что все плохо: дети не слушаются, работа не клеится, родители что-то постоянно требуют. Не все так плохо. Вы просто устали. Сходите в театр, на концерт, соприкоснитесь с прекрасным. Может на следующее утро мир покажется вам добрее.

24. Говорят: «Дети похожи на своего классного руководителя». Если у вас необузданный класс, может проблема в вас.

25. Учитель, который постоянно кричит, порождает себе подобных учеников. Это страшно. Найдите другой способ общения.

26. Взаимная симпатия между учениками и учителем украшает школьную жизнь.

27. Учитель и ученик дополняют друг друга и, если это дополнение гармонично оно приносит замечательные плоды, как для одного, так и для другого.

28. Не пытайтесь идти у детей на поводу. Они это хорошо чувствуют и быстро берут власть в свои руки.

29. Требуя что-то от других, требуйте от себя в два раза больше.

30. Отсутствие единых требований обязательных для всех приводит сначала к разгильдяйству, а затем и к полной анархии.

31. Самое главное для ребенка — это его здоровье, как душевное, так и физическое, Требуя что-то от детей, помните об этом и не перегибайте палку.

32. Следите за чистотой речи ваших учеников. Слова-паразиты разрушают не только речь, но и взаимоотношения между собеседниками.

33. Если вы сегодня обманули, завтра вам никто не поверит.

34. Если вы сомневаетесь верить или не верить ребенку верьте, не поверить вы успеете всегда.

35. Прежде чем осуждать ребенка вспомните себя в детстве, возможно, вам легче будет понять мотивы его поступка.

36. Категорически нельзя при всем классе обсуждать личные проблемы конкретного ученика. Вы приобретете себе врага и усугубите ситуацию.

37. Одна откровенная беседа может сделать больше, чем бесконечный ежедневный поток замечаний и претензий.

38. Личная беседа с учеником имеет смысл, если между вами есть взаимопонимание и взаимоуважение. В противном случае, беседа будет бесполезна или даже вредна.

39. Умейте слушать и слышать ребенка. Часто услышанное, а скорее понятое вовремя, избавляет от проблем в будущем.

40. Вовлекайте ребят в обсуждение различных ситуаций и проблем. Давайте им почувствовать себя взрослыми и ответственными в жизни.

41. Поговорите с ребенком о том, что ему близко, возможно, даже о компьютерной игре. Сравните правила игры с правилами школы, окажется много общего. Если ребенок хочет выиграть, он играет, по правилам, не нарушая. Может, стоит попробовать и в школе пойти таким путем.

42. Многие порывы детей надо контролировать и направлять, но делать это так, чтобы они считали, что додумались до всего сами.

43. Самое опасное для ребенка – отсутствие мотивации, поэтому любой лучик мотивации надо подхватывать и делать из него надежного помощника в вашей работе.

44. Будьте внимательны к любой жалобе и просьбе ребенка. Истинные мотивы вы проверите позже.

45. Ребенок пришел по личному вопросу, а вы торопитесь. Посмотрите ему в глаза, может это тот самый случай, когда от вас зависит его жизнь, и надо все отложить.

46. Нестандартный ребенок – это не столько головная боль, сколько неусыпное внимание.

47. Конфликты на национальной почве – это, пожалуй, самое страшное, что может быть в школе. Ни одна из таких вспышек или даже искорок конфликта не должна пройти для педагога незамеченной ситуацией.

48. Лучше не проводить классный час совсем, если проводить его «для галочки».

49. Любое мероприятие, которое вы проводите, должно выполнять воспитательные, образовательные или развивающие функции, если они отсутствуют, нет смысла проводить данное мероприятие.

50. Не каждый ребенок, даже если он не прав, может подойти и извиниться. В ходе беседы создайте условия, чтобы ему было легче сделать это.

51. Очень выделяя одного ребенка, вы тем самым отталкиваете других. Постарайтесь найти в каждом то хорошее, на что можно обратить внимание остальных.

52. Дети иногда бывают злы, эгоистичны и жестоки, но не стоит на них за это обижаться. На то вы и педагог, чтобы попытаться исправить или сгладить эти черты.

53. Очень часто бывают случаи, когда учитель обижается на ребенка, а тот, в свою очередь, даже не подозревает об этом. Обида никого не делает лучше. Найдите время, обсудите ситуацию, которая вам не понравилась. Предложите сначала ребенку самому подумать, что могло вас обидеть, а он не почувствовал. Сделайте вывод на будущее. Школа — это только ступенька во взрослую жизнь. 

54. Работайте с родителями внимательно и аккуратно, считая, что это те же ученики, но немного старше. Не требуйте от них невозможного. 

55. Сначала узнайте родителей, а потом думайте обращаться к ним за помощью или нет, а не наоборот. 

56. Обращайтесь за помощью к родителям только тогда когда все остальные варианты помочь ребенку уже использованы.

57. Чем реже вы будете обращаться к родителям, тем выше будет доверие учеников.

58. Как благодарные родители- это не всегда показатель того, что вы работаете в правильном направлении, так и агрессивные и недовольные родители, постоянно предъявляющие претензии — это не показатель вашей некомпетентности. Часто люди переносят на школу свои личные проблемы, а вы просто жертва. Постарайтесь спокойно разобраться в сложившейся ситуации и сделать правильные выводы.

59. Совместная работа учителя и родителей, при наличии взаимопонимания, приносит замечательные плоды. Попытки совместной работы учителя и родителей при отсутствии взаимопонимания, единства целей, задач и требований только усугубляют проблему. Вы получите ситуацию «лебедь, рак и щука, а воз и ныне там». 

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Классное руководство (И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова)

Классное руководство

Работа классного руководителя с детьми

Организация участия класса в общешкольных делах.

Эти дела имеют большое значение для класса, поскольку предоставляют детям широкое поле деятельности, обеспечивающее формирование их интеллектуальной и социальной активности. Они способствуют сплочению классного коллектива, дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал и тем самым укрепить свою позицию в классе, они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными. В подготовке и проведении таких дел классный руководитель должен постепенно менять свою роль, если он хочет воспитать в ребятах самостоятельность. Сначала он является организатором, затем участником, а потом и просто консультантом.

Подробно об общешкольных ключевых делах написано в соответствующем разделе данного пособия. Поэтому не будем здесь подробно разбирать особенности их планирования, подготовки, проведения и анализа. Остановимся лишь на двух важных моментах, на которые следует обратить особое внимание классному руководителю, и о которых ранее мы не говорили.

Во-первых, процесс подготовки класса к общешкольному делу — это прекрасная возможность для классного руководителя понаблюдать за своими воспитанниками. Здесь сразу видно, кто из них готов взять на себя ответственность, а кто старается ее избегать; кто становится настоящим лидером, а кто, напротив, стремится им стать, но ребята в качестве такового его не воспринимают.

Во-вторых, процесс проведения дела (если общешкольное дело подразумевает участие именно команд классов) — это прекрасная возможность продолжить работу по сплочению классного коллектива. Когда выступает их собственный класс, ребята как никогда начинают чувствовать свою принадлежность к одному коллективу. И классному руководителю нужно лишь всячески поддерживать в ребятах это чувство. Однако не стоит забывать и об опасности высокомерного или даже агрессивного поведения класса по отношению к командам соперников. Важно приучить детей к тому, что, болея за свою команду, нужно уважительно относиться и к команде соперников.

В-третьих, процесс анализа участия класса в общешкольных делах — это возможность продолжить работу по воспитанию у школьников уважительного отношения к людям, развитию их чуткости, внимания друг к другу. Так, в ходе анализа дел, в которых класс проявил себя недостаточно хорошо, классному руководителю важно учить ребят не обвинять друг друга, а понимать, что в общем деле ответственность разделяется поровну и лежит на каждом из участников. Если очевидно, что подвел какой-то конкретный ученик, то в этом случае классному руководителю важно обратить внимание ребят на то, как они помогли или не помогли этому человеку в трудную для него минуту, могли ли подстраховать, взять часть его работы на себя. Важно объяснить детям, что в ситуации неуспеха может оказаться каждый из них, поэтому не конструктивно нападать друг на друга, а лучше стремиться продумать, как в похожих ситуациях в будущем избежать таких же проблем. В ходе анализа успешных дел классному руководителю важно суметь расставить акценты на тех ключевых моментах, которые привели к успеху, например: «мы были дружными», «старались друг друга поддерживать», «хорошо подготовились», «каждый отвечал за свою часть работы с большой ответственностью», «мы подставляли плечо друг другу и страховали на случай неудач» и т.д. Важно задавать ребятам вопросы, например: «как вы думаете, в нашем успехе больше везения или приложенных нами усилий?», «как вы думаете, что из того, что мы делали, можно использовать при подготовке следующего дела?», «кто, по-вашему, проявил себя лучше, чем мы ожидали?» и т.д. Тем самым классный руководитель развивает рефлексивные способности детей, которые обязательно пригодятся им в их взрослой жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Классное руководство (И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова)

Классное руководство

Работа классного руководителя с детьми

Проведение классных часов.

В современной школе, когда дети, помимо учебы, загружены дополнительными занятиями, спецкурсами, кружками, найти время для общения классного руководителя со своим классом бывает очень непросто. Но здесь у классного часа есть преимущество. Классный час обычно — это еженедельная запланированная (во многих школах — стоящая в сетке часов расписания) встреча детей и классного руководителя. Это одна из немногих возможностей более близкого, личностного общения классного руководителями со своими воспитанниками. Не использовать воспитательный потенциал этой встречи при общей занятости (как учителя, так и детей класса) было бы неправильно.

Что способствует успеху классного часа? Уважительное отношение к личности ребенка; активная позиция каждого ребенка; тщательный отбор информации, соответствующей возрасту и потребностям детей; предоставление ребятам возможности обсуждения, принятия решений; создание благоприятной среды для общения.

К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он может стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями, вроде таких: «А что будет на следующем классном часе?»; «Надо поподробнее об этом узнать»; «Хочу рассказать об этом друзьям».

Как правило, классный час проходит на последнем уроке, когда степень усталости и у классного руководителя, и у ребят достаточно высока. Вспомним себя на какой-нибудь научно-практической конференции. Мы сидим, слушаем выступления. Несколько первых выступлений мы слушаем еще внимательно, пытаясь понять суть. А дальше внимание рассеивается, постепенно становится скучновато, появляется усталость, и вдруг — яркое, может немного эмоциональное, выступление и. зал встрепенулся, кто-то снова взялся за ручку, кто-то слушает как завороженный и об усталости, естественно, все забыли. А все потому, что стало интересно. На классном часе должно происходить то же самое. Ребятам должно быть интересно, а значит, должна быть информация, которая наверняка заинтересует их, ее не должно быть много, она должна подбираться в соответствии с возрастом и потребностями школьников.

И еще: очень важно создать условия для спокойного общения, диалога. Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом. Это дает возможность ребятам занять активную позицию по отношению к происходящему.

Если говорить о подростковом возрасте (выделим его особо, так как большая часть школьной жизни ребенка приходится именно на этот период), то здесь начинает появляться интерес к себе, к другим людям. Такие потребности нельзя оставить без внимания. Условно тематику классных часов для этого возраста можно разделить на следующие блоки:

  1. Познай себя.
  2. Познай другого.
  3. Элементы общения.
  4. Основы этикета.
  5. В мире интересного.

На подобных классных часах у ребят есть возможность реализовать многие свои потребности: быть услышанными, быть взрослыми, общаться со

сверстниками и т.д. А темы классных часов могут быть, например, следующие5:

  • Взаимодействие в группе.
  • Понимание и доверие.
  • Умеете ли вы слушать?
  • Личные зоны человека, или почему мы не любим ездить в «набитом» транспорте.
  • Как нас воспринимают люди?
  • Некоторые факты из языка телодвижений.
  • Как жить в ладу с собой и миром?
  • Несколько слов о хороших манерах.
  • Искусство общения.
  • Настоящий друг: а что это значит?
  • Так ли легко познакомиться?
  • Что мы ценим в людях?
  • Какой у нас коллектив?
  • Кто виноват, когда не везет?
  • В чем секрет лидера?
  • Кодекс конструктивной критики.

В интересном для ребят классном часе, посвященном самопознанию, можно выделить, как минимум, три составляющие:

Теоретическая — способствует процессу познания, дает возможность узнать нечто новое (через небольшие сообщения классного руководителя по теме встречи).

Практическая — делает изложение материала более понятным, оживляет его, предоставляет возможность ребятам стать активными участниками разговора (через небольшие игровые процедуры, тренинги, мини дискуссии и т.д.).

Анкетирование — предоставляет возможность ребятам узнать что-то новое о себе, об одноклассниках, да и просто о человеке и его поведении (например, в ходе классного часа школьники проходят небольшой опрос или отвечают на вопросы анкеты, тесно связанной с темой классного часа).

Рассмотрим это на примере одного из классных часов.

Классный час «Как нас воспринимают люди?»

Теоретическая часть

Педагог. Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Потому что каждый человек, по сути своей, уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми хорошо было бы уметь взаимодействовать. Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и ощущений, но очень важно допускать и принимать иное мироощущение. Каждый из нас обладает своими достоинствами и недостатками. В настоящее время вы учитесь, и ваши одноклассники — это люди, с которыми в школе вы проводите большую часть времени, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы вам было приятно в окружении друг друга. Сегодня мы поговорим о том, что же позволяет нам чувствовать себя комфортнее среди людей. Для погружения в проблему попробуем выполнить некоторые упражнения.

Практическая часть

Упражнение «Достоинства и недостатки». Ребятам предлагают разделить лист на две половинки: слева записать достоинства, а справа — недостатки соседа по парте. Если отношения в классе позволяют, то можно обменяться этими записями или предложить ребятам сделать это на их усмотрение. Затем половинку с перечисленными недостатками своего соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться еще раз.

После этого ребята вместе с учителем анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в коллективе жить комфортнее, если ориентироваться на положительные стороны людей, а не «зацикливаться» на отрицательных.

Упражнение «Комплимент». Задание, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент своим одноклассникам. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать комплименты, но и не умеют их принимать. Задача педагога — продемонстрировать, каким же образом делают комплименты и отвечают на них. Учитель должен донести до ребят две основные мысли:

  1. Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В противном случае — это либо подхалимаж, либо издевка.
  2. На комплименты следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание их говорить.

Упражнение «Влияние группового настроения» (данное упражнение описано выше).

Педагог. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Умение сопереживать во многом облегчает понимание друг друга. Иногда это называют эмпатией. С помощью следующего теста, давайте попробуем узнать степень выраженности у вас тенденции к эмпатии.

Анкета «Эмпатические тенденции»

(методика А. Мехрабиана)

Цель: измерение степени выраженности тенденции к эмпатии.

Пожалуйста, используйте следующую шкалу для оценки Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, предложенных Вам. Записывайте Ваши оценки под номерами, соответствующими порядковому номеру утверждений анкеты:

+4 — несомненно, да (очень сильное согласие)

+3 — да, верно (сильное согласие)

+2 — в общем, да (среднее согласие)

+1 — скорее да, чем нет (слабое согласие)

0 — ни да, ни нет

  • 1 — скорее нет, чем да (слабое несогласие)
  • 2 — в общем, нет (среднее несогласие)
  • 3 — нет, наверное (сильное несогласие)
  • 4 — нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие)
  1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко.
  2. Люди обычно преувеличивают способность животных переживать, их чувствительность.
  3. Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции.
  4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют.
  5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей.
  8. Иногда слова песен о любви глупо трогают меня,
  9. Мне трудно сохранить самообладание, когда я приношу людям плохие новости.
  10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей.
  11. Большинство иностранцев кажутся мне холодными и неэмоциональными.
  12. Работу, которая давала бы мне возможность помогать людям решать их различные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей.
  13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен.
  14. Я люблю наблюдать, когда люди разворачивают подарки.
  15. Одинокие люди обычно недружелюбны.
  16. Меня очень огорчает, когда люди плачут.
  17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.
  18. Когда я читаю книги, я сам переживаю все чувства героев.
  19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются.
  20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены.
  21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  22. Я не заражаюсь чужим смехом.
  23. Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг плачут и всхлипывают.
  24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей.
  25. Я не могу прекрасно себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем- то подавлены.
  26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей.
  27. Мне очень больно видеть страдающих животных.
  28. Глупо переживать из-за событий, происшедших в фильме или книге.
  29. Мне жаль беспомощных людей.
  30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
  31. Когда я смотрю фильм, я переживаю ярко все, что вижу на экране.
  32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены.
  33. Маленькие дети иногда плачут без всякой причины.

Результаты получаются путем сложения оценок с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 знак меняется на противоположный. Оценки от 40 до 50 отражают средний уровень тенденции к эмпатии. О своих результатах ребята могут узнать персонально, и на весь класс они, разумеется, не объявляются.

Педагог. С.Л. Рубинштейн отмечал, что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать. Для отношений в классе это крайне важно.

5Сценарии их проведения см.: Парфенова И.С. Технология проведения классных часов «Открывая себя» // Классный руководитель. № 3. 2015. — С. 22-46.

Воспитание всегда на Руси было первично. Оно
являло собой суть образования личности, а душа
была признана объектом педагогического влияния.
Хотя по мысли Макария Великого, «ни мудрые своей
мудростью, ни разумные своим разумом не могли
постигнуть душевной тонкости или сказать о душе,,
что она такое». Конечной целью воспитания он
считал спасение души, ибо гуманизм на генном ,
уровне заложен в русском народе.

Красота души учителя России – уникальное
национальное достояние нашей страны. От
гуманности его мышления, уровня сознания,
интеллекта и глубины культуры зависит умение в
столь сложное время происходящих в стране
глобальных перемен не только передать детям всё
богатство мировой и отечественной культуры, но и
научить их беречь его, развивать духовные
традиции многонациональной России.

Педагогика обретает великий дар – дар
воспитывать души человеческие. Она ищет свои
особые пути к воспитанию добротой и
справедливостью, ответственностью и доверием,
творчеством и красотой, искренней созидающей
любовью. Вера учителя в своего ученика,
помноженная на волю и интеллект, творческое
терпение и любовь, является педагогической верой
– основой педагогической мудрости.

Воспитание – целенаправленная деятельность,
призванная формировать у детей систему качеств
личности, взглядов и убеждений. (А.В.Мудрик)

Цель воспитания – наиболее полное развитие
человека, способного к духовному и физическому
саморазвитию, самосовершенствованию и
самореализации.

В истории развития российской школы институту
классного руководства всегда отводилось
важнейшее место, т.к. именно классному
руководителю принадлежит ведущая роль в
формировании и становлении личности ребёнка,
раскрытии его самобытности, способностей и
потенциальных возможностей, в защите его
интересов.

На сегодняшний момент – школа остаётся
важнейшим звеном в системе воспитания. Классное
руководства, как традиционное школьное явление
постоянно требует своего переосмысления и
совершенствования.

Слайд 1

Классный руководитель – самая массовая
категория организаторов воспитательного
процесса в образовательных учреждениях. Заметно
меняется в настоящее время содержание, формы и
методы их работы.

Главное направление деятельности классного
руководителя в воспитательном процессе – забота
об индивидуальном развитии ребёнка, проследить
формирование личности, посодействовать
максимальному проявлению личностных
особенностей и выявить индивидуальные
способности.

Классный руководитель курирует индивидуальное
личностное становление школьника, прослеживает
становление, корректирует обстоятельства и
активность ребёнка, осуществляет помощь и
индивидуальную поддержку ребёнку в его
взаимодействии с миром. Классный руководитель –
центральное лицо воспитательного процесса.
Родители судят о школе по мастерству классного
руководителя, выражая удовлетворение либо
неудовлетворение в первую очередь его
профессионализмом. Родители чувствуют самое
главное – кто и как вводит ребёнка в жизнь.

Классный руководитель ставит те же
воспитательные цели, что и все педагоги
формирование личности способной строить свою
жизнь.

Слайд 2

Социальная и культурологическая значимость
фигуры классного руководителя возрастает, т.к.
всё выше поднимается ценность индивидуальности
и современной культуры.

Ориентированный на конечную воспитательную
цель, К.Р. озабочен и настоящим моментом жизни
ребёнка. (Щуркова Н.Е.. Классное руководство:
теория, методика, технология)

Классный руководитель в отличии от всех
педагогов в школе, озабочен духовным обогащением
и взращиванием личности, другие педагоги имеют
цели частные и второстепенные, тактические, т.к.
все, что они делают как профессионалы, касается
оснащения ребёнка средствами жизни – умениями,
навыками, привычками, предметными способностями.

Классный руководитель курирует стратегическую
задачу развития личности. Область его
профессиональных усилий – духовный мир
школьника.

Классный руководитель обеспечивает
благоприятное преломление влияний общешкольной
воспитательной системы на индивидуальность
каждого школьника.

Индивидуализировать деятельность личности
удаётся педагогу в рамках групповой
деятельности и в процессе организации
персональной деятельности школьника,
соответствующей его интересам,
желаниям,способностям.

Система классного руководства не имеет
предметного внешнего оформления, она есть
системное мышление педагога, который во всех
видах и формах работы с детьми реализует своё
назначение через реализацию обозначенных
элементов, каждый раз совершая индивидуальное
усилие в его определённом системном содержании.

Школьный учитель вводит детей в науку, КР
вводит детей в жизнь, содействует восхождению
детей на высокую ступень культурной жизни,
помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние
и будущие, ожидающие их в период взросления.

Бессодержательное классное руководство
сводится к администрированию, контролированию,
фиксированию невоспитанности детей. Содержательное
классное руководство слагается из работы по
организации жизнедеятельности детей,
наполненной постоянным решением проблем жизни
человека и личных проблем воспитанников.

Работа КР тогда обретает содержание, когда
предъявляются детям ценности общечеловеческой
жизни и дети проживают отношение к ним, духовно
обогащаясь.

Слайд 3

Наивысшие ценности современного мира: ЖИЗНЬ,
ПРИРОДА, ОБЖЕСТВО, ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА,
СВОБОДА, СОВЕСТЬ, СЧАСТЬЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
РАВЕНСТВО, ТРУД, ПОЗНАНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ИГРА.

Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек».
Таким образом:

  • содержанием профессиональной работы КР
    являются ценности жизни и ценности отношения,
    отражающие наивысшие достижения культуры;
  • «присвоенные» детям ценностные отношения не
    освобождают педагога от необходимости помочь
    ребёнку в самостоятельном разрешении своих
    проблем на уровне достойной жизни, в содержание
    работы КР входит выявление, постановка и решение
    вечных проблем жизни «Здесь и сейчас» в
    действительной жизни воспитанника и в мысленном
    будущем;
  • ключевой вопрос в ряду вечных проблем жизни –
    поиск смысла жизни, поэтому перед КР стоит задача
    приобщать детей к поиску смысла жизни,
    формировать привычку размышлять о жизни,
    анализировать свою жизнь, заново и заново
    отыскивая для себя смысл жизни на данный период,
    формировать привычку к духовному осмыслению
    происходящего в жизни;
  • содержание работы КР – это совместное
    проживание вместе с детьми ценностных отношений
    в процессе познания, игры, общения, труда,
    спортивных занятий, развлечений. Наполнить
    работу с детьми богатым духовным содержанием.

Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они
подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам
строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в
виду родители, произнося: «Детям повезло – у них
хороший классный руководитель».

Одним из путей переосмысления и
совершенствования классного руководства
является разработка должностных обязанностей
классного руководителя, с ясным представлением
об уровне требований к результатам труда, это
руководство к деятельности имеющее
педагогическую и методическую ценность.
Должностные обязанности КР – это документ, в
котором отражаются цели, задачи, приоритеты и
ценности, позиции в отношении педагогов и
учащихся, критерии оценки результатов труда,
стимулы и мотивы.

Слайд 4

В основу должностных обязанностей, положены
следующие идеи:

  • Ребёнок есть субъект своего развития. Он
    воспитывает, строит себя сам.
  • Даже самый «трудный» ребёнок хочет быть
    хорошим, только он нуждается в помощи: признании,
    уважении, любви окружающих.
  • Воспитывают не классные часы, морализирование,
    указание ребёнку на его промахи и ошибки,
    воспитывает совместная и индивидуальная
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и
    индивидуальных переживаний, отношений, чувств.
  • «Педагог есть организатор детской жизни»
    (Л.Выготский). Это помощник, защитник своих
    воспитанников в коллизиях школьной жизни.
  • Воспитывает только тот педагог, которого дети
    уважают, любят, образу жизни которого тайно или
    явно подражают.

Согласно Закону «Об образовании»,
образовательное учреждения получили право на
свой устав и локальные акты. Поэтому школы могут
разрабатывать и утверждать свои положения о КР
опираясь на основные требования гос.
документации.
За основу можно взять тарифно-квалификационную
характеристику КР.

Слайд 5

Должностные обязанности КР – куда входят
следующие разделы:

  • Назначение и задачи классного руководителя
  • Функции и содержание работы классного
    руководителя
  • Формы коллективной деятельности
  • Полномочия классного руководителя
  • Обязанности классного руководителя
  • Профессиональная подготовка и условия работы
  • Режим работы классного руководителя
  • Критерии оценки работы классного руководителя

Слайд 6

Назначения и задачи классного
руководителя

Классный руководитель сегодня – это
педагог-профессионал, являющийся для растущего
человека:

  • духовным посредником между обществом и
    ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;
  • заинтересованным организатором отношений
    сотрудничества в разнообразных видах совместной
    деятельности классного коллектива;
  • неравнодушным наблюдателем за индивидуальным
    развитием школьника с целью создания
    благоприятных условий для формирования его
    личности, внесения необходимых педагогических
    корректив в систему его воспитания
    осуществления (совместно с психологом) коррекции
    процесса его социализации;
  • помощником консультантом в организации
    повседневной жизни и деятельности, в осмыслении
    социально-экономической, политической жизни
    общества, в профессиональной ориентации;
  • создателем благоприятной развивающей
    микросреды и благоприятного
    морально-психологического климата в классе,
    организующим для этого необходимые
    воспитательные воздействия с учётом
    индивидуальности своего класса;
  • координатором усилий педагогов, семьи, социума
    – словом всех воспитывающих сил общества,
    влияющих на становление и развитие личности
    воспитанников.

Деятельность классного руководителя является
важнейшим звеном в воспитательной системе
гимназии, основным механизмом организации
индивидуального подхода к воспитанникам, одним
из решающих элементов организуемого в гимназии
воспитательного процесса.

Основное назначение классного руководства
обусловлено современной задачей, которую ставит
перед собой общество,
(слайд 7)
максимальное развитие каждого ребёнка,
сохранение его неповторимости, раскрытие его
потенциальных талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного и
физического совершенствования.

Слайд 8

Основные направления деятельности
классного руководителя:
создание
условий для раскрытия потенциальных талантов
каждого ребёнка, для их максимального развития,
для сохранения неповторимости личности каждого
ребёнка, для нормального умственного, духовного
и физического совершенствования.

Слайд 9

Основными задачами классного руководителя
являются:

  • изучение личности воспитанника, его
    склонностей, интересов, сфер дарований,
    особенностей характера с целью оказания ему
    помощи в саморазвитии и самореализации;
  • осуществление непосредственного наблюдения за
    индивидуальным развитием каждого обучающегося и
    необходимых педагогических корректив в системе
    его воспитания;
  • создание оптимальных условий для формирования
    каждой личности, способствующих свободному и
    полному раскрытию всех её способностей;
  • создание классного коллектива как
    воспитывающей среды, обеспечивающей
    социализацию каждого ребёнка;
  • организация всех видов индивидуальной,
    групповой и коллективной деятельности,
    вовлекающей учащихся в общественно-ценностные
    отношения;
  • обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся,
    охраны их жизни, здоровья и безопасности в период
    образовательного процесса;
  • координация усилий всех взрослых и педагогов,
    влияющих на становление личности воспитанников;
  • вовлечение учащихся в систему внеурочной и
    внеклассной деятельности, в систему
    дополнительного образования в школе и вне её.

Слайд 10

Основные функции классного руководителя:

Аналитическая

– изучение индивидуальных способностей
учащихся, сформировавшихся под влиянием (или без
влияния) семьи;
– выявление специфики и определение динамики
развития классного коллектива;
– изучение и анализ состояния и условий
семейного воспитания каждого ученика;
– изучение и анализ воспитательных возможностей
окружающей среды для учащихся класса,
воспитательных возможностей педагогического
коллектива.

Прогностическая

– прогнозирование уровней индивидуального
развития учащихся и этапов формирования
классного коллектива;
– предвидение результатов намеченного дела;
– построение модели воспитательной педсистемы,
– соответствующей воспитательной системе
учреждения в целом;
– определение ближних и дальних перспектив
жизни-деятельности учащихся класса;
– предвидение последствий складывающихся в
коллективе отношений.

Организационно-координирующая

– организация и стимулирование разнообразной
деятельности детей;
– помощь и сотрудничество в планировании
общественно значимой деятельности детей в
организации деятельности органов
самоуправления;
– установление связей семьи и школы. Школы и
социума;
– содействие воспитанникам в получении
дополнительного образования в школе и вне её;
– защита прав и свобод учащихся
– индивидуальная работа с воспитанниками;
– участие в работе педсоветов, административных
и методических совещаниях;
– ведение документации;
– участие в создании оптимальных
материально-бытовых условий для внеурочной
деятельности;
– ответственность за жизнь и здоровье учащихся
во время внеурочных мероприятий;
– формирование классного коллектива

Коммуникативная

– развитие и регулирование межличностных
отношений между детьми, детьми и взрослыми;
– помощь в адаптации каждого ученика в
коллективе;
– содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе в целом и
для каждого отдельного воспитанника;
– помощь учащимся в установлении отношений с
окружающими детьми, социумом.

Самая простая функция КР – обустройство жизни
ребёнка в школе, организация той стороны
пребывания ребёнка в школе, которая касается его
жизнеобеспечения: дыхания, движения, питания,
тепла, удобства – то есть условием для работы
психофизического аппарата ребёнка. Поэтому КР
заботится о возможно лучших условиях пребывания
ребёнка в школьном доме. Эта забота выражается в
следующем:

  • наличием у каждого школьника необходимых
    пособий, принадлежностей и методических средств;
  • хорошо продуманном расположении детей в
    учебном классе, с учётом зрения, слуха, роста, а
    так же самооценки каждого, меры его активности,
    степени коммуникативности;
  • наличии места для хранения верхней одежды и
    обуви, обеспеченного гарантией сохранности и
    неприкосновенности;
  • продуманном и известном всей группе порядке и
    процедуре школьного питания и правилах
    пользования школьным буфетом; расположении
    туалетных комнат и культуре пользования
    туалетными комнатами;
  • внутреннем интерьере классной комнаты,
    продуманной всей группой методе ухода за,
    комнатой;
  • введение дежурных, поддерживающих чистоту и
    красоту помещения;
  • высоких требованиях к гигиене, эстетике и
    экономике костюма и обуви каждого ребёнка;
  • осведомлённости каждого члена группы о
    расписании занятий и местонахождении учебных
    кабинетов;
  • осведомлённости каждого члена группы о
    назначении всех комнат в школьном здании;
  • умение всех членов группы обращаться с
    предметным окружением на уровне высокой
    культуры, сохраняя чистоту, красоту, порядок.

Классный руководитель взаимодействует со
всеми специалистами в школе: с
педагогами-предметниками, службой психологов, с
социальным педагогом, валеологом, медицинской
службой и др.

Слайд 11

Основные принципы деятельности классного
руководителя

1. Гуманистическая направленность: в центре
внимания КР – личность каждого воспитанника,
принимаемая за наивысшую ценность
(личностно-ориентированный подход к воспитанию).
2. Принцип коллегиальности: участие в организации
воспитательного процесса самих воспитанников,
их родителей, педагогов работающих в классе.
3. Принцип системности: взаимодействие всех
участников воспитательного процесса в системе
(исходя из предполагаемых конечных результатов
(целей) воспитания).
4. Принцип целесообразности и
природосообразности. Выбор конкретных форм
деятельности с учётом возрастных и
индивидуальных способностей воспитанников,
ценностных и целевых ориентации, уровня развития
коллектива.

Слайд 12

Формы работы классного руководителя с
детьми

Классный руководитель любого учебного
заведения прогнозирует, анализирует, организует
повседневную жизнь и деятельность учащихся
своего класса. При этом важно учесть, что:

  • ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня
    живут реальной жизнью, а не просо готовятся к
    будущей взрослой жизни;
  • в жизнедеятельности любого коллектива должны
    учитываться социальная обстановка в стране и
    республике, конкретные условия и события в
    городе, округе, гимназии;
  • нужна интересная, отвечающая общечеловеческим
    потребностям реальная жизнь с разнообразными
    видами деятельности (не только учебными но и
    трудовыми, благотворительными, общественно
    значимыми, самодеятельно-творческими,
    досуговыми и т.д.), имеющими познавательно-мировоззренческую,
    эмоционально-волевую, действенно-практическую
    направленность;
  • каждый воспитанник должен найти себе дело по
    душе, ощутить чувство успеха. Уверенность в себе,
    без чего не возможно сформировать достоинство и
    нравственную устойчивость человека;
  • при отборе форм и методов следует непременно
    учитывать специфические позиции детей и
    взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в
    воспитательном процессе.

Классный руководитель является творцом
интересных для детей и разнообразных форм
работы, ориентируется на приоритет некоторых
форм работы с современным школьником:

– дискуссионных, игровых, состязательных;
– творческого труда, художественного
творчества, ролевого тренинга;
– психологических (позволяющих ребёнку осознать
самого себя).

Необходимо отметить, что количество форм
коллективной и групповой деятельности
бесконечно. Выбор и создание новых форм
определяются как целями воспитания отдельного
коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Классному руководителю в процессе работы
рекомендуется постоянно создавать специальную
картотеку воспитательных мероприятий. Её
наличие значительно облегчит работу классного
руководителя.

Слайд 13

Полномочия классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

  • получать регулярную информацию о физическом и
    психологическом здоровье детей;
  • контролировать посещаемость учебных занятий
    учениками его класса;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика,
    отмечая успехи и неудачи с целью оказания
    своевременной помощи;
  • координировать работу учителей-предметников,
    оказывающих воспитательное влияние на его
    учащихся, через проведение педагогических
    консилиумов. «Малых» педсоветов и других форм
    коррекции;
  • определять разрабатывать, создавать совместно
    с психологом, социальными работниками, медиками
    программы индивидуальной работы с детьми и
    подростками, девушками, юношами, родителями
    учащихся;
  • приглашать родителей (лиц их заменяющих) в
    учебное заведение;
  • участвовать в работе школьных структур
    самоуправления: педсовета, административного
    совета, научно-методического совета и других
    общественных органов гимназии;
  • выступать с инициативой, вносить предложения о
    совершенствовании деятельности гимназии,
    выступать с деловой, конструктивной критикой,
    выносить на рассмотрение административного
    совета, научно-методического совета
    согласованные с классным коллективом мнения и
    предложения;
  • отказываться от не свойственных ему, не
    входящих в круг его поручений;
  • определять свободно индивидуальны режим работы
    с детьми;
  • вести опытно-экспериментальную и методическую
    работу по различным проблемам воспитательной
    деятельности;
  • создавать собственные воспитательные системы и
    программы, творчески применять новые методы,
    формы и приёмы воспитания, руководствуясь
    единственным принципом «не навреди»;
  • выбирать форму повышения педагогического
    мастерства через систему переподготовки
    педагогических кадров, участие в различных
    групповых и коллективных формах методической
    работы, через систему образования и выездную
    стажировку;
  • защищать собственную честь и достоинство в
    гимназических органах самоуправления и защиты, в
    случае несогласия с оценкой состояния
    воспитательной работы в классном коллективе.

Слайд 14

Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника,
    оскорблять его действием или словом, придумывая
    клички, навешивая ярлыки;
  • использовать оценку для наказания ученика;
  • злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать
    данное воспитаннику слово, сознательно вводить
    его в заблуждение;
  • использовать семью (родственников) для
    наказания ребёнка;
  • обсуждать за глаза своих коллег, представлять
    их в невыгодном свете, подрывая авторитет
    учителя и всего педколлектива.

Слайд 15

Классный руководитель обязан

Классный руководитель как административное
лицо обязан:

  • организовать учебно-воспитательный процесс в
    классе;
  • вовлекать учащихся класса в систематическую
    деятельность классного и общешкольного
    коллектива, а также устанавливать связи с
    другими группами и коллективами;
  • изучать детей и подростков, условия их
    жизнедеятельности;
  • фиксировать отклонения в развитии и поведении
    воспитанников, осуществлять психологически и
    педагогически обоснованную коррекцию, в сложных
    ситуациях информировать об этом администрацию;
  • оказывать помощь воспитанникам в решении
    острых жизненных проблем;
  • содействовать социальной и правовой защите их
    прав;
  • вести документацию, отражающую ход и
    результативность воспитательной работы (личные
    дела учащихся, классный журнал, дневник
    учащихся);
  • вовлекать в воспитательную деятельность
    педагогов гимназии, родителей учащихся,
    специалистов различных областей науки,
    искусства;
  • постоянно повышать свой квалификационный
    уровень по вопросам педагогики, психологии,
    теории и практики воспитания.

Слайд 16

Режим работы классного руководителя

Общие правила организации работы
педагогического коллектива вытекают из Кодекса
законов о труде (КЗоТ) РФ (ст. 130) и устава гимназии.
Рабочее время классного руководителя
определяется ставкой классного руководителя. В
среднем это 7,5 учебных часов, которые классный
руководитель обязан посвятить детям в течение
недели. В каникулярное время классный
руководитель работает по специальному плану и
режиму, согласно его нагрузке.

  • В дни дежурства класса по гимназии классный
    руководитель дежурного класса находится в
    гимназии с 8:00 – 14:30.
  • Час классного руководителя (классный час) –
    один раз в неделю (формы проведения классного
    часа могут быть самыми разнообразными:
    тематический классный час, классное собрание,
    подготовка к общественному или общеклассному
    делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов
    экскурсии и т.д.)
  • Количество воспитательных мероприятий – не
    менее двух дел в месяц (из которых одно может быть
    общешкольным).
  • Количество классных родительских собраний – не
    менее одного собрания в четверть (два собрания в
    год тематические).
  • Отчёты о проведённой работе представляются
    администрации по окончании четверти в форме
    плана и по окончании года сдать необходимую
    документацию, и в виде собеседования, возможно
    анкетирование учащихся.
  • С целью организации работы классных
    руководителей и оказания им методической помощи
    в работе создаётся методическое объединение.
  • Координацию деятельности классного
    руководителя и контроль за его работой
    осуществляет заместитель директора по
    воспитательной работе.

Слайд 17

VI. Документация и отчётность классного
руководителя

Классный руководитель ведёт следующую
документацию:

  • Классный журнал
  • План воспитательной работы с классным
    коллективом
  • Тетрадь классного руководителя (портфолио)
  • Дневники учащихся
  • Личные дела учащихся
  • Психолого-педагогические карты изучения
    личности учащихся (по необходимости)
  • Папка с разработками воспитательных
    мероприятий (накопительный банк идей)

Итоги деятельности классного руководителя
в течении года подводятся по результатам:

  • Анализа воспитательного плана и записей в нём
  • Анализа анкет, данных учащимся в конце года
  • Анализ материалов собеседования с классным
    руководителем по должностным обязанностям в
    конце года
  • Анализа материалов посещения руководством
    гимназии воспитательных мероприятий в течение
    года
  • Анализ участия класса в общегимназических
    делах

Результативность деятельности классного
руководителя

Результативность деятельности классного
руководителя оценивается с помощью следующих
критериев:

  • Упорядоченность жизнедеятельности класса
  • Наличие и уровень зрелости классного
    коллектива
  • Общий психологический климат в классе
  • Социальная защищённость каждого члена
    коллектива и его комфортность
  • Реальный рост воспитанности и общей культуры
    учащихся
  • Активная позиция классного руководителя
  • Участие в опытно-экспериментальной или
    исследовательской работе
  • Вовлечение родителей учащихся в дела классного
    коллектива.

Основными критериями оценки работы классного
руководителя является степень повышения уровня
воспитанности учащихся, их интеллектуальное,
нравственное, эстетическое, правовое,
мировоззренческое развитие.
Критерием оценки служит и мера развития
классного коллектива, педагогическое мастерство
классного руководителя и его активная жизненная
позиция.
Исходя из всего вышесказанного сформировалось
следующий график работы К.Р.

Слайд 18

Циклограмма для классного руководителя

Слайд 19

Ежедневно:

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин
отсутствия учащихся
2. Организация питания учащихся
3. Организация дежурства в классном кабинете
4. Индивидуальная работа с учащимися.

Слайд 20

Еженедельно:

1. Проверка дневников учащихся
2. Проведение мероприятий в классе по плану
3. Работа с родителями (по ситуации)
4. Работа с учителями предметниками (по ситуации)
5. Работа с медсестрой школы по справкам о болезни
учащихся.

Слайд 21

Каждый месяц:

1. Посещение уроков в своём классе
2. Консультации у школьного психолога
3. Сбор денег (питание, экскурсии и т.д.)
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику)

Слайд 22

Один раз в четверть

1. Оформление классного журнала по итогам
четверти
2. Семинар классных руководителей
3. Анализ выполнения плана за четверть, коррекция
плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительских собраний

Слайд 23

Один раз в год

1. Проведение открытого мероприятия
2. Оформление личных дел учащихся
3. Анализ и составление плана работы класса
4. Статистические данные класса (1 сентября)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лучистые кристаллы lori инструкция в картинках
  • Корень солодки при грудном вскармливании инструкция
  • Вас назначили руководителем предприятия какой стиль руководства вы выберите для управления
  • Solgar витамины для волос инструкция по применению
  • Колдакт с витамином с инструкция по применению цена отзывы