Нормативные основы.
Обязанности классного руководителя:
Роль классного руководителя представляет собой
управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для
реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность
классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности
воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного
руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за
посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков,
информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о
заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале,
совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране
и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и
спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием,
проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений
между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о
межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений
учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики
межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий,
определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление
учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой
работы психолого-педагогическую службу),
3) содействие освоению школьниками образовательных
программ (информированность об особенностях содержания образования,
предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации
образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности
учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости,
содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования,
планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися,
4) осуществление патриотического, гражданско-правового
воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка
годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и
гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся,
содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического
самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов,
осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе
исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал
во взаимодействии классного руководителя и учащихся),
Вариативный компонент деятельности классного
руководителя:
5) определение целей воспитания учащихся класса на
основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе,
планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и
определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса,
качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование
работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга
эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в
конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в
соответствии с профильной — системообразующей деятельностью класса),
6) определение зон риска для учащихся класса,
планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся,
вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины,
разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией
школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение
широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование
возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений,
правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся
могут рассматриваться:
— деятельность педагогов, педагогических коллективов,
воспитательных организаций,
— программы воспитания, воспитательные технологии,
методическое обеспечение воспитательной деятельности,
— сотрудничество с родителями учащихся, семьями
школьников,
— СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений
культуры,
— социально значимая деятельность самих воспитанников,
их общественная самоорганизация.
Должностная инструкция
классного руководителя в соответствии с
ФГОС
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет
обязанности, права и ответственность классного руководителя.
1.2. Классный руководитель относится к категории
специалистов.
1.3. На должность классного руководителя назначается
лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и
высокую мотивацию к воспитательной деятельности.
1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора школы.
1.5. На период отпуска или временной
нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены
(на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного
руководства и работающего в данном классе.
1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется
заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует
программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по
внеурочной работе, а далее — директору школы.
1.7. Классный руководитель должен знать:
• нормативные акты, регламентирующие деятельность
школы и работающих в ней педагогов;
• Конвенцию о правах ребенка;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• этику делового и межличностного общения;
• педагогику, в том числе теорию и методику
воспитания;
• общую, возрастную и социальную психологию;
• возрастную физиологию;
• методику организации различных видов внеурочной
деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной),
социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной,
спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного
общения, художественного творчества;
• программы организации внеурочной деятельности
школьников и правила их разработки;
• правила техники безопасности, производственной
санитарии и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
2.1. Самостоятельно определять цели своей работы,
исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.
2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и,
если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности
учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной
деятельности учащихся класса.
2.3. Изучать особенности, интересы, потребности,
способности школьников и помогать им в их реализации.
2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия
во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением;
стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни,
помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности
и форм своего участия в них.
2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для
сплочения классного коллектива.
2.6. Поддерживать социально значимые инициативы
школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую
деятельность учащихся класса.
2.7. Осуществлять профориентационную работу с
учащимися 9–11 классов.
2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять
контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками,
пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т.
п.).
2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися
класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости
принимать меры к их устранению.
2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся
класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности,
регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.
2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии
учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в
особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.
2.12. Организовывать питание учащихся класса в
школьной столовой.
2.13. В установленные администрацией сроки
организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по
уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку
закреплённого за классом кабинета.
2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим
состоянием закреплённого за классом кабинета.
2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде,
правильной речи и хороших манерах учащихся класса.
2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в
физкультурную и спортивную деятельность.
2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по
предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных
случаев и т. п.
2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники
безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных
мероприятий с классом.
2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую
доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их
пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во
внешкольных мероприятиях.
2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо
всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей
вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.
2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные
на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.
2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.
2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении
их сложных жизненных проблем.
2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально;
в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить
родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на
дому.
2.25. Сотрудничать с работающими в классе
учителями-предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного
образования, куратором деятельности детских общественных объединений, школьным
психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их
воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.
2.26. Участвовать в работе Педагогического совета
школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых
школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные
руководители.
2.27. Принимать участие в составлении общешкольного
плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе
процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические
исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной
работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное
мнение по интересующим его вопросам.
2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал,
личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать
необходимую статистическую информацию об учащихся класса.
2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские
обследования.
3. Права
3.1. Независимо определять цели, приоритетные
направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.
3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей
работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации
внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.
3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в
мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба,
если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в
классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.
3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения
присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.
3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в
распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и
нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных
обязанностей, и пользоваться ими.
3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен
обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники
безопасности и санитарно-гигиенических норм.
3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной
ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
3.8. Вносить предложения по развитию и
совершенствованию воспитательного процесса в школе.
3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые
учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями
группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с
детьми его класса.
3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых
рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами,
содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в
установленном порядке аттестацию.
3.13. Требовать от директора школы и заместителя
директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав
и должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. За осуществление возложенных на него должностных
обязанностей.
4.2. За организацию своей работы, своевременное и
квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего
руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
4.3. За рациональное и эффективное использование
материальных, финансовых и прочих ресурсов.
4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических
норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.
4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный
руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим
законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной,
материальной, административной и уголовной ответственности.
Цель
и задачи воспитательной работы
на
2020-2021 учебный год
Тема воспитательной работы школы: «Формирование
социально – адаптированной культурной личности на основе модернизации
воспитательного процесса».
Цель
воспитательной деятельности классного коллектива:
Формирование
у детей способности чувствовать, понимать себя и другого человека; социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Основные
задачи воспитательной деятельности в 1-3 классах:
—
Создание условий для развития личности и
ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.
—
Формирование личности, усвоившей
духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и
нравственную позиции.
—
Развитие познавательной активности
младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение
кругозора учащихся.
—
Воспитание любви к родному краю, к
родному дому ( дом как семья, школа, Родина).
—
Формирование культуры
общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими, педагогами.
Ведущими нравственными качествами личности в начальной школе выступают
гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность,
самостоятельность, бережливость, организованность.
—
Формировать коммуникативные навыки,
работать над созданием ученического коллектива.
—
Создать условия для раскрытия творческого
потенциала детей.
Организация
деятельности классного коллектива
1. Продолжить
работу над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого
ребенка
2. Создание
условий для развития творческих возможностей личности
3. Организация
работы по вовлечению детей в творческий процесс, участие в конкурсах.
4. Работа
над освоением новых форм воспитательного процесса в соответствии с ФГОС нового
поколения..
5. Организация
деятельности родительского комитета.
6. Распределение
общественных поручений в классе.
7. Организация
питания, режима, досуга.
8. Соблюдение
санитарных норм.
Организация
жизни класса в школе
1. Продолжать
работу по развитию самоуправления в классе.
2. Совершенствование
классного коллектива как воспитательной системы
3. Создание
здорового микроклимата в детском коллективе.
4. Обучение
детей навыкам культурного общения.
5. Организация
и проведение воспитательных мероприятий, творческих дел, классных часов,
проектов с использованием ИКТ.
Организация
учебной деятельности каждого ученика.
1. Развитие
познавательных интересов и мотивации к учебной деятельности у учащихся,
повышение успеваемости.
2. Организация
помощи часто болеющим детям через рабочее пространство класса и СГО.
3. Контакты
с родителями учеников по вопросам школьной жизни их детей.
4. Создание
условий для интеллектуального и нравственного развития личности каждого
ученика.
Изучение
личности и коррекция.
1. Индивидуальная
работа с детьми по формированию личностных качеств, способствующих повышению успеваемости
в свете ФГОС нового поколения.
2. Помочь
каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою
индивидуальность
3. Развитие
лидерских качеств учащихся, коррекция отрицательных проявлений личности.
4. Воспитание
нравственности, эстетической культуры детей через серию бесед и занятий «Начала
мудрости» .
5. Воспитание
познавательной активности и ответственности по отношению к результатам своей
деятельности.
6. Привитие
навыков санитарии и гигиены.
Работа
с родителями
1. Защита
интересов и прав ребенка.
2. Привлечение
родителей к организации внеклассной работы.
3. Индивидуальная
и групповая работа с родителями.
4. Проведение
родительских собраний не реже 1 раза в четверть.
Направления
воспитательной работы
1.
Интеллектуальное воспитание
1.1.Мой
мир знаний
1.2.
Работа с одаренными детьми
2.
Нравственное воспитание
2.1.
Гражданско – патриотическое воспитание
2.2.
Гендерное и семейное воспитание
2.3.
Экологическое воспитание
3.
Здоровьесбережение
3.1.
Охрана жизни и здоровья учащихся «ЗОЖ — ОБЖ»
3.2.
Изучение ПДД, ППБ.
3.3.
Организация горячего питания
4.
Воспитание положительного отношения к
труду и творчеству.
5.
Социокультурное и медиакультурное
воспитание.
6.
Культуротворческое и эстетическое
воспитание.
7.
Правовое воспитание и культура
безопасности.
8.
Формирование коммуникативной культуры
9.
Работа с родителями
Циклограмма работы классного руководителя
в течение года
Ежедневно
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия
учащихся на занятии.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе по плану.
Работа с родителями по ситуации.
Работа с учителями-предметниками по ситуации.
Каждый месяц
Посещение уроков в своём классе.
Решение хозяйственных вопросов (питание и т.д.).
Встреча с родительским комитетом.
Работа с активом класса.
МО классных руководителей.
Один раз в четверть
Оформление классного журнала.
Анализ выполнения плана работы за четверть.
Коррекция плана воспитательной работы на новую
четверть.
Проведение родительского собрания.
Сбор статистических данных о классе.
Один раз в год
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы с классным
коллективом.
Текущая
работа с классом
1.
Ежедневный контроль посещаемости учебных занятий.
2.
Организация дежурств по школе – еженедельно, по классу – ежедневно.
3.
Организация генеральных уборок – в конце каждого месяца и каждой
четверти.
4.
Контроль учебной деятельности обучающихся – еженедельно.
5.
Составление характеристик обучающихся – в течение года.
6.
Проверка дневников обучающихся – еженедельно.
7.
Беседы с фельдшером с.Боций по поводу состояния здоровья детей.
8.
Проведение инструктажей о правилах безопасного поведения в школе, в
общественных местах, на природе.
Индивидуальная
работа с обучающимися
1.
Изучение интеллектуальных возможностей и особенностей ребёнка.
2.
Изучение причин затруднений обучающихся в учебе и процессе социализации.
3.
Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска».
4.
Контроль за соблюдением медицинских рекомендаций, индивидуальная работа с
обучающимися, не заботящимися о своём здоровье.
5.
Привлечение каждого ученика к участию в общественных делах.
6.
Создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся.
7.
Внимание к личным проблемам детей, диагностика этих проблем. Индивидуальная
работа (утешение, поддержка, полезный совет и т.п.), направленная на разрешение
проблем.
Работа
с учителями-предметниками
1.
Координация деятельности учителей-предметников для соблюдения единства
требований.
2.
Содействие учителям-предметникам при контакте с родителями обучающихся.
3.
Координация воздействия учителей класса на отдельных учащихся и на класс в
целом.
4.
Содействие индивидуальному подходу к детям в процессе обучения (помощь
слабоуспевающим, поддержка сильных учеников).
5.
Организация (при необходимости) малых педсоветов и педагогических консилиумов
для осуществления индивидуального подхода к детям.
6.
Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания.
Работа
с родителями обучающихся
1.
Информирование родителей о состоянии учебной деятельности детей – постоянно.
2.
Работа с родителями, направленная на преодоление непонимания собственных детей
и конфликтов с ними.
3.
Работа с родителями, направленная на заботу о здоровье их детей.
4.
Работа с родителями по организации досуга обучающихся в выходные дни и в
каникулы.
5.
Привлечение родителей для организации кружков, экскурсий, походов.
6.
Посещение семей обучающихся (по мере необходимости).
МОДУЛЬНЫЙ
ПЛАН по воспитательной работе
на 2020-2021
учЕБНЫЙ год
СЕНТЯБРЬ-МЕСЯЦ
БЕЗОПАСНОСТИ
Девиз месяца:
«Внимание, дети! »
Направление деятельности |
Мероприятие |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
1. Праздник 2. 3. 4. День окончания ВОВ «Урок Победы» |
01.09 3.09.20г 3.09.20 02.09.20 |
Пед.организатор Кл.руководитель. |
Спортивно-оздоровительное |
1. Месячник 2. Кл.часы 3. Создание 4. День |
19.09 30.09 Первая 11.09 |
Кл. |
Нравственно-эстетическое воспитание |
1. Посвящение 2. «День 3. Классный |
01.09 25.09 |
Кл. Пед.организатор |
Трудовое |
1. Организация 2. День |
первая 27.09.20 |
Кл. |
Интеллектуально-познавательное |
1. Международный 2. Участие |
08.09.20 В течение |
Кл. Кл. |
Самоуправление и в |
1. Классные 2. Выборы |
третья |
Кл. |
Работа с |
Организационное |
24.09 |
Кл. |
ОКТЯБРЬ-МЕСЯЦ
ДОБРЫХ ДЕЛ
Девиз месяца:
«Дорогие мои старики!»
Направление деятельности |
Мероприятие |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
1. День 2. Международный 3. Урок |
04.10.2020 05.10.2020г. 30.10.2020 |
Кл.руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание |
1. Классные 2. «Твори 3. Акция 4. «Селфи с 5. Селфи с 6. Конкурс |
01.10.2020 |
Кл. Пед.организатор Пед.организатор Пед.организатор Пед.организатор Пед.организатор |
Экологическое |
1. Всемирный 2. Всероссийский |
02.10.20 16.10.20 |
Кл. руководитель, Кл. Пед.организатор |
Спортивно-оздоровительное |
1. Всероссийский |
28-30.10.2020 |
Кл. |
Интеллектуально-познавательное |
1. Международный 2. День 3. 125-летие 4. Участие |
26.10.20 02.10.20 03.10.20 В |
Кл. Кл. Кл. |
Трудовое |
1. Всероссийский 2. Организация |
Октябрь В течение |
Кл. Кл. |
Работа с |
1. 2. 3. Родительское · · · · Важность |
В Конец октября |
Кл. Кл. |
НОЯБРЬ-МЕСЯЦ
ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Девиз месяца:
«И
все- таки лучше всех на Земле мама…»
Направление деятельности |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
1. 2. 290-летие |
03.11.2020 24.11.2020 |
Кл.руководитель Кл.руководитель |
Нравственно-эстетическое |
1. 16 2. Мероприятие, 3. Конкурс 4. Конкурс |
16.11.2020 26.11.20 |
Кл.руководитель Кл.руководитель Пед.организатор Пед.организатор |
Спортивно-оздоровительное |
1. Классные 2. Спортивная |
Ноябрь Ноябрь |
Кл.руководитель Кл.руководитель |
Семейное |
1. Сложность 2. Выставка |
Ноябрь течение До |
Кл.руководитель Кл.руководитель |
Интеллектуально-познавательное |
1. 22 2. Работа с 3. Предметные 4. Участие 5. Творческий |
20.11.2020 Ноябрь По В |
Кл.руководитель Пед.организатор |
Работа с |
1. Посещение 2. Родительское |
Ноябрь Ноябрь |
Кл.руководитель |
ДЕКАБРЬ-МЕСЯЦ
ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ
Девиз месяца:
«Девиз
месяца: «Новый год у ворот!», «В мире семейных ценностей»
Направление деятельности |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
1. Конкурс 2. ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА 9 декабря: проведение классных часов на · · 1. 2. |
03.12.2020 09.12.2020 11.12.2020 В |
Кл. Кл. Кл. Кл. Кл. |
Нравственно-эстетическое воспитание |
1. Круглый стол «Смотри на него как на равного», 2. Международный день добровольца в России 3. Конкурс 4. Мероприятие, 5. Конкурсы: -рисунков «Узоры зимы» -открыток «Новогодний «Зимняя сказка в |
03.12.20 05.12.20 В |
Кл.руководитель Пед.организатор |
Природоохранное |
1. Кл. час 2. Изготовление |
Декабрь |
Кл. |
Интеллектуально-познавательное |
1. |
В |
Кл. |
Работа с |
1. Заседание 2. Родительское · · · |
Декабрь |
Кл. |
ЯНВАРЬ
–МЕСЯЦ ЗНАТОКОВ И ЭРУДИТОВ
Девиз месяца: «Хочу все знать!»
Направление |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
1. Кл. час 2. Кл. час |
27.01.2021 27.01.2021 |
Кл. Кл. |
Нравственно-эстетическое |
1. Классный 2. Классный 3. Конкурс чтецов «Зимние кружева» 4. Конкурс рисунков «Витаминки зимой необходимы» 5. «Зимние фантазии»-конкурс-выставка рисунков |
2 неделя 4 неделя |
Кл. Кл. Пед.организатор Пед.организатор Пед.организатор |
Экологическое |
1. Операция 2. Классные 3. Конкурс |
в 2 неделя 2 неделя |
Кл. Кл. Кл. |
Спортивно-оздоровительное |
1. Классные 2. Дни |
1-2 Зимние |
Кл. Кл. |
Интеллектуально-познавательное |
1. Единый 2. День без 3. Участие |
Январь 25.01 В |
Кл. Кл. |
Работа с |
1. Индивидуальная |
Январь |
Кл. |
ФЕВРАЛЬ –МЕСЯЦ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Девиз месяца:
«Хотелось бы мне Родиной гордиться,
Священным чувством гордости дыша»
Направление |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
Месячник воспитания: 1. Праздник, 2. День 3. День 4. Классные 5. Просмотр 6. Почтовый ящик ко «Дню защитника Отечества»- «Письмо 7. «Есть такая профессия Родину защищать»-поздравительная 8. Мастер –класс открытка-оригами ко «Дню защитника |
1 неделя в 23.02.2120 23.02.2021 08.02. 02.02.2021. . |
Кл.руководитель Кл.руководитель Кл.руководитель Кл.руководитель Кл.руководитель Пед.организатор Пед.организатор Пед.организатор |
Нравственно-эстетическое воспитание |
1. Фестиваль 2. Конкурс 3. Конкурс |
23.02.2021 23.02.2021 23.02.2021 |
Кл.руководитель, Кл. Кл. |
Экологическое воспитание |
1. Операция 2. Оформление |
Февраль |
Кл. Кл. |
Физкультурно-спортивное, ЗОЖ |
1. Классный 2. Классные 3. Классный 4. «Зимнее дыхание»День |
1 неделя В 3 |
Кл. Кл. Кл. Кл. Пед.организатор |
Интеллектуально-познавательное |
1. Интерактивная 2. 3. 4. Участие |
Февраль В |
Кл.руководитель Пед.организатор Пед.организатор Кл.руководитель |
Работа с |
1. Акция |
Февраль |
Кл.руководитель |
Самоуправление и в |
1. Помощь в 2. «День |
в 14.02.2021 |
Кл. |
МАРТ
–МЕСЯЦ ТВОРЧЕСТВА
Девиз
месяца:
«Ты можешь, нужно только верить!»
Направление |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1. Всемирный 2. Классный 3. Акция «Добрых дел» |
01.03.2021 18.03.2021 |
Кл.руководитель Кл.руководитель Пед.организатор |
Нравственно- |
1. Всероссийская 2. Праздничный 3. Конкурс 4. Праздничное видеопоздравление для мам, бабушек, учителей. 5. Мастер-класс открыток «8 марта» 6. Конкурс рисунков «Подари улыбку маме!» 7. «Новые золушки, или путь в принцессы»(конкурсно-игровая 8. «С днём рождения Нижневартовск!» Конкурс фотографий, 9. Всемирный День театра. -Театрализованное -Конкурс чтецов -Конкурс рисунков |
23-29 08.02.2021 март |
Кл.руководитель, Кл. Кл. Пед.организатор |
Экологическое воспитание |
1. Всероссийская |
23-29 |
Кл. Пед.организатор |
Физкультурно-оздоровительное, ЗОЖ |
1. Инструктажи, 2. «Международный 3. День здоровья «Весенние забавы» |
Март 1 неделя |
Кл. Кл. Пед.организатор |
Самоуправление и в |
1. Рейд по посещаемости 2. Уход за |
в в |
Кл. Кл. |
Интеллектуально-познавательное |
1. |
В |
Кл. |
Работа с |
1. Индивидуальные 2. Родительское · · |
в конец |
Кл. Кл. руководитель |
АПРЕЛЬ
–МЕСЯЦ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Девиз месяца:
Девиз
месяца: «И он сказал: «Поехали!» — и взмахнул рукой…»
Направление |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое |
1. Акция : 2. 60-летие 3. Тематические |
Апрель 12.04.2021г. 21.04.2021 |
Кл. Кл. Кл. руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание |
1. Конкурс 2. Весенняя неделя добра «Добро для всех» |
апрель |
Кл. Пед.организатор |
Экологическое воспитание |
1. Уборка |
В |
Кл. руководитель |
Физкультурно-оздоровительное |
1. Классные 2. День 3. День здоровья «Мы любим спорт»(весёлые старты) |
В 30.04.2021 |
Кл. руководитель Кл. Пед.организатор |
Интеллектуально-познавательное |
1. Рейд «Лучший 2. Участие |
Апрель В |
Кл. Кл. |
Работа с |
1. Посещение |
Апрель |
Кл. |
Самоуправление |
1. Виртуальная |
30.04 |
Кл. |
МАЙ – МЕСЯЦ ГРАЖДАНСКО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Девиз
месяца: «Мы помним, мы гордимся!»
Направление |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1. Тематические 2. 800-летие |
07.05.2021 13.05.2021 |
Кл.руководитель Кл.руководитель |
Нравственно-эстетическое воспитание |
1. Конкурс 2. 100-летие Мероприятия, -Выставка рисунков и -Единый урок «Урок «Поклонимся великим -Акция «Георгиевская -Мастер-класс открытка -Акция «Бессмертный |
7 мая 21.05.2021. В |
Кл.руководитель Кл.руководитель Пед.организатор |
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
1. «Праздник |
11 мая |
Кл.руководитель |
Самоуправление в школе и в классе |
1. Линейка 2. Последний |
Третья май |
Кл.руководитель Кл.руководитель |
Семейное воспитание |
1. Международный 2. Итоговые |
15.05.2021 Третья |
Кл.руководитель Кл.руководитель |
Интеллектуально-познавательное |
1. Игровая 2. Участие 3. 4. Единый урок « И по нашей земле будет течь до конца веков |
Май В 24.05.2021 |
Кл Кл.руководитель Кл.руководитель Пед.организатор |
Работа с |
1. Родительское · · · |
Конец |
Кл.руководитель |
Самоуправление |
Самоуправление
в 1 Г классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №1 г. Завитинска Амурской области
РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим советом школы. Протокол № 1 От__________________2020 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУСОШ № 1 ________ Л.А.Васюхно ____________________2020 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ №1 ________ Е.Н. Назаренко Приказ № __ от ______2020 г. |
План работы
методического объединения
классных руководителей
на 2020-2021 уч. год
Разработчик: Фаткуллина Светлана Валерьевна,
учитель английского языка,
I квалификационной категории
2020-2021 гг.
Методическая тема школы:
«Новые стандарты, новое качество образования»
Тема работы методического объединения классных руководителей на 2020-2021 уч.год:
«Повышение педагогического мастерства в воспитательном процессе путем освоения современных технологий через инновационные методы работы с обучающимися по повышению качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС».
ЦЕЛИ: совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития обучающихся в условиях реализации ФГОС. Организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации классных руководителей для повышения качества обучения и воспитания.
ЗАДАЧИ:
1.Активно включать классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
2.Организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
3.Совершенствование методики проведения классных воспитательных мероприятий классными руководителями, создать информационно-педагогический банк собственных достижений, популяризации и обмена собственным опытом;
4.Повышение педагогического мастерства классных руководителей и развитие творческих способностей классного руководителя.
5.Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования современной системы воспитания в классе.
6.Стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы классных руководителей.
Приоритетные направления методической работы:
∙ Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
∙ Информирование о нормативно-правовой и методической базе, регулирующей работу классных руководителей на уровне образовательного учреждения.
∙ Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
∙ Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Формы методической работы:
совещания, семинары, круглые столы, творческие отчёты классных руководителей; открытые классные часы и мероприятия; доклады, сообщения, презентации; изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта, тренинги; обзор идей личностного развития ребенка; деловые игры; практикумы, семинары; методические конференции; мастер-класс; «мозговой штурм».
Предполагаемый результат:
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе плана воспитательной работы МБОУ СОШ № 1 г. Завитинска с учетом анализа предыдущей деятельности, рекомендаций УО, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим и классным коллективом предполагает результат: повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение воспитательного потенциала обучающихся. МО классных руководителей поводится 1 раз в четверть. Консультации для классных руководителей проводятся по мере необходимости и личного запроса.
План работы МО классных руководителей на 2020-2021 учебный год
№ п/п |
Вид деятельности |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1.Организационно-методическая работа |
||||
1.1. |
Разработка и утверждение плана МО классных руководителей на новый учебный год |
План работы МО классных руководителей |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР Руководитель ШМО |
1.2. |
Организация групповых и индивидуальных консультаций по вопросам планирования организации воспитательной деятельности, оценке эффективности воспитательной работы, обзор новейшей методической литературы. |
Планирование воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. |
В течение года |
Руководитель ШМО, заместитель директора по ВР, Классные руководители |
Педагогическая диагностика личности обучающегося и классного коллектива |
||||
Организация самоуправления в классе |
||||
Организация дополнительного образования |
||||
Мониторинг обучающихся отдельных категорий (многодетные, ТЖС, потерявшие кормильца, сироты и опекаемые, дети с ОВЗ) |
||||
Сверка данных на обучающихся, состоящих на все видах профилактического учета Мониторинг летней занятости обучающихся |
||||
Составление социального паспорта класса. |
||||
1.3. |
Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта классных руководителей |
Подготовка творческих отчётов и мастер-классов, взаимное посещение мероприятий. |
В течение года |
Руководитель ШМО, Классные руководители |
1.4. |
Организация методической выставки разработок мероприятий классных руководителей |
Выставка методических разработок классных руководителей |
Апрель 2020 г. |
Руководитель ШМО, Классные руководители |
2.Учебно-методическая работа МО классных руководителей |
||||
2.1. |
«Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя» |
Должностные инструкции классного руководителя. |
Сентябрь 2020 |
Заместитель директора по ВР, Руководитель ШМО |
Выполнение функциональных обязанностей классным руководителем в соответствии с ФГОС. |
||||
Инструктивно-методическая, правовая литература по вопросам воспитания |
||||
2.2. |
Круглый стол «Деятельность классного руководителя по созданию благоприятного психологического климата классного коллектива»» |
Педагогические технологии, лежащие в основе работы классного руководителя |
Ноябрь 2020 |
Руководитель ШМО , Заместитель директора по ВР, Классные руководители |
Секреты успешности работы классного руководителя. |
||||
Трудности в работе классного руководителя. |
||||
Работа классного руководителя с родителями. |
||||
2.3. |
Семинар – практикум «Работа классного руководителя по социально — педагогическому сопровождению обучающихся, находящихся в СОП и ТЖС, безнадзорных, склонных к совершению правонарушений.» |
Анализ правонарушений, преступлений, безнадзорности обучающихся за предшествующий год. |
Декабрь 2020 |
Руководитель ШМО, Заместитель директора по ВР, Классные руководители |
Классные часы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактика семейного неблагополучия и фактов жесткого обращения с детьми. |
||||
Методические рекомендации классному руководителю по социально- педагогическому сопровождению обучающихся, находящихся в СОП и ТЖС |
||||
2.4. |
«Проблемные вопросы воспитания в работе классного руководителя» |
Актуальные вопросы воспитания |
Май 2021 |
Руководитель ШМО, Заместитель директора по ВР, Классные руководители |
Подведение итогов 2020-2021 уч.года |
||||
3. Аналитико-диагностическая работа |
||||
3.1. |
Формирование банка данных о классных руководителях |
сентябрь |
Заместитель директора по ВР, Руководитель ШМО, Классные руководители |
|
3.2. |
Анализ воспитательной работы классных руководителей |
Январь, май 2021 |
||
3.3. |
Анализ результатов деятельности МО классных руководителей |
Май 2021 |
||
3.4. |
Отчёт классных руководителей по итогам организации занятости обучающихся в каникулярное время, индивидуальная работа с учащимися «группы риска» |
В течение года |
||
4. Информационно-методическая работа |
||||
4.1. |
Подготовка печатной и электронной продукции методического характера по вопросам деятельности классного руководителя: памятки, бланки для практической работы, и иное). |
Май, 2021 |
Заместитель директора по ВР, Руководитель ШМО, Классные руководители |
|
4.2. |
Методическая копилка классных руководителей(классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний). |
В течение года |
||
5. Контрольно-инспекционная деятельность |
||||
5.1. |
Наличие, правильность составления плана воспитательной работы классного руководителя |
Сентябрь, 2020 |
Заместитель директора по ВР, Руководитель ШМО |
|
5.2. |
Выполнение плана воспитательной работы |
Ноябрь, 2020 |
||
5.3. |
Посещение классных часов |
Анализ проведения классных часов |
Декабрь, май |
|
5.4. |
Протоколы родительских собраний |
Анализ заполнения протоколов родительских собраний |
1 раз в четверть |
|
5.5. |
Учёт посещаемости родителей родительских собраний |
Анализ посещения родителями родительских собраний. |
1 раз в четверть |
|
В течение года: |
||||
Подготовка документации классными руководителями. Проведение диагностики уровня воспитанности личности и развития классных коллективов. Обсуждение результатов диагностирования классных коллективов. Проведение мероприятий по безопасности детей. Организация экскурсий. Разъяснительная работа по соблюдению Устава ОО, внешнего вида обучающихся. Организация ученического самоуправления. Организация мероприятий с участием родительской общественности. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе. Обзор методической и правовой литературы по проблемам организации воспитательной деятельности. Создание банка интересных педагогических идей и взаимопосещение классных мероприятий. Участие в массовых мероприятиях школы. Консультации для классных руководителей по вопросам ведения документации классных руководителей, организации работы с родителями |
Календарно — тематическое планирование заседаний ШМО классных руководителей на 2020-2021 учебный год
ДАТА |
ТЕМА ЗАСЕДАНИЙ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ |
ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ |
ВЫСТУПЛЕНИЯ |
август |
1.Организационно – установочное заседание МО классных руководителей «Нормативно — правовое обеспечение деятельности классного руководителя» |
1.Анализ работы ШМО классных руководителей за 2019-2020 учебный год. Цели и задачи работы методического объединения на 2020-2021учебный год. 2.Анализ состояния правонарушений среди обучающихся. Цели и задачи педагогического коллектива по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. 3. «Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики правонарушений обучающихся». 4.Современные требования к планированию воспитательной работы классных руководителей в соответствии с ФГОС. Рекомендации по составлению плана воспитательной работы на 2020-2021 учебный год: календарь памятных дат, рекомендации о проведении профилактических мероприятий, рекомендации. 5. Анкетирование: «Современный классный руководитель». |
Руководитель ШМО классных руководителей Соц. педагог Зам. Директора по ВР Зам. Директора по ВР Руководитель ШМО |
октябрь |
2.Семинар – практикум «Школа – территория безопасности». |
1. « Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жесткого обращения с детьми.» 2. «Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями по безопасному использования сети Интернет, направленные на блокировку опасного контента (информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей).» 3.«Работа классного руководителя по проведению мероприятий в образовательных организациях, направленных на повышение толерантности 4.« Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя. Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек». 5. «Формы и методы профилактики суицидального поведения в работе классного руководителя с обучающимися и их родителями». 6. «Работа классного руководителя по предотвращению детского дорожно — транспортного травматизма и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта». 7.Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классных коллективах». 8.Нормативно правовая база вопросам безопасного поведения обучающихся. |
Руководитель ШМО Зам. по ВР Соц. педагог Классные руководители |
декабрь |
3. Круглый стол «Работа классного руководителя по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия и социально — педагогическому сопровождению обучающихся и их семей, находящихся в СОП и ТЖС» «Нормативно — правовое обеспечение деятельности классного руководителя» |
1. «Формы и методы работы классного руководителя по реализации в образовательных организациях технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, сопровождению обучающихся, находящихся в СОП и ТЖС.» 2. «Формы и методы работы с родителями — одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Родительские собрания – современные требования к их проведению». 3. «Формы и методы работы классного руководителя по формированию ответственного родительства, семейных ценностей. 4. «Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности. |
Руководитель ШМО Зам. по ВР Соц. педагог Классные руководители |
март |
4. «Социальные проблемы профориентации учащихся» «Управление воспитательным процессом на основе диагностик» «Нормативно — правовое обеспечение деятельности классного руководителя» |
1. «Содержание профориентационной работы в школе». 2. «Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе». 3. «Интерактивные методы профориентационной работы в школе.» |
Руководитель ШМО Зам. по ВР Соц. педагог Классные руководители |
май |
5. «Проблемные вопросы воспитания в работе классного руководителя» -круглый стол. 6. Показатели эффективности воспитательной работы |
1.Основные сложности и проблемы, которые испытывали в работе классные руководители в течение учебного года: обмен мнением, тренинги, диагностика. «Круглый стол». 2. Организация летнего отдыха обучающихся. Мониторинг. Подведение итогов. 1. Анализ деятельности классных руководителей за 2020 -2021 учебный год . 2. Перспективное планирование воспитательной работы на 2020-2021 учебный год. |
Заместитель директора по ВР, руководитель ШМО, классные руководители |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бирюлинская СОШ»
______________ И.П.Санарова
«_______» ___________ 2020г.
План работы методического объединения классных руководителей на 2020-2021 учебный год
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» К.Д. Ушинский
Методическая тема: «Повышение педагогического мастерства в воспитательном процессе путем освоения современных технологий через инновационные методы работы с учащимися по повышению качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС».
Цель работы МО классных руководителей: совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития обучающихся в условиях реализации ФГОС. Организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации классных руководителей для повышения качества обучения и воспитания.
Основные задачи МО классных руководителей:
-
активно включать классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
-
организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
-
совершенствование методики проведения классных воспитательных мероприятий классными руководителями, создать информационно-педагогический банк собственных достижений, популяризации и обмена собственным опытом;
-
повышение педагогического мастерства классных руководителей и развитие творческих способностей классного руководителя.
-
формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования современной системы воспитания в классе.
-
стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы классных руководителей.
Приоритетные направления методической работы:
-
повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
-
информирование о нормативно-правовой и методической базе, регулирующей работу классных руководителей .
-
обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
-
вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Формы методической работы: совещания, семинары, круглые столы, творческие отчёты классных руководителей; открытые классные часы и мероприятия; доклады, сообщения, презентации; изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта, тренинги; обзор идей личностного развития ребенка; деловые игры; практикумы, семинары; методические конференции; мастер-класс; «мозговой штурм».
Школьное методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы. Воспитание — процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя.
В центре всей общеобразовательной деятельности нашей школы стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода.
МО классных руководителей проводится 1 раз в четверть. Консультации для классных руководителей проводятся по мере необходимости и личного запроса. В течение учебного года осуществляется работа классных руководителей над темами самообразования. Инновационная деятельность классных руководителей и обмен опытом воспитательной работы. Включение информационных технологий в воспитательный процесс.
Функции МО классных руководителей:
-
организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов;
-
координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе;
-
вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся;
-
организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы;
-
принимает меры по внедрению передового педагогического опыта работы классного руководителя;
-
оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
МО классных руководителей ведет следующую документацию:
-
список членов МО;
-
годовой план работы МО;
-
протоколы заседаний МО;
-
аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля;
-
инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
-
материалы «Методической копилки» классных руководителей.
Контроль. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, заместителем директора школы по воспитательной работе, в соответствии с планом внутришкольного контроля по воспитательной работе.
Предполагаемый результат: Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе плана воспитательной работы МБОУ СОШ №2 г. Лакинска, с учетом анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим и классным коллективом предполагает результат: повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение воспитательного потенциала обучающихся.
Циклограмма деятельности классного руководителя
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
-
изучение личности учащихся.
-
анализ координации и коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе (обучающихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей…).
-
организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.
-
социальная защита учащихся.
-
работа с родителями учащихся.
-
педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе.
-
организация, ведение классного журнала и дневников учащихся осуществляется свои функции, классное руководство.
В начале учебного года:
-
составляет список класса и оформляет классный журнал.
-
изучает условия семейного воспитания.
-
уточняет или составляет социальный портрет класса.
-
собирает полную информацию об участии учащихся класса в конкурсах.
-
проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, организует коллективное планирование.
-
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем МО классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по ВР.
Ежедневно:
-
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся.
-
осуществляет педагогическую помощь активу класса.
-
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви.
-
осуществляет контроль за дежурством по классу.
Еженедельно:
-
проверяет дневники учащихся.
-
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями — предметниками.
-
проводит классный час.
Ежемесячно:
-
организует коллектив класса на участие в школьных делах.
-
помогает активу организовывать подведение итогов жизнедеятельности классных коллективов.
-
проводит занятия по ПДД и плановый инструктаж по ТБ.
-
дежурит на общешкольных мероприятиях.
-
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
-
организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся.
-
помогает активу в организации жизнедеятельности класса планирование, организация дел, коллективный анализ).
-
организовывает дежурство класса ( по графику) по школе.
-
оперативно информирует заместителя директора по ВР или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащихся класса устава школы.
-
проводит родительское собрание.
-
организует работу родительского комитета класса.
-
посещает МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы.
В конце четверти:
-
организует подведение итогов учебы обучающихся и жизнедеятельности класса в прошедшей четверти.
-
сдает заместителю директора по воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал.
Во время каникул:
-
участвует в работе МО классных руководителей.
-
совместно с ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса.
В конце учебного года организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году:
-
проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора по воспитательной работе.
-
организует ремонт классного помещения.
План проведения заседаний ШМО классных руководителей на 2020-2021 учебный год
Сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
1 заседание Август |
Тема: «Аспекты реализации воспитательной работы в условиях ФГОС» Цель: обеспечение нормативно-методического сопровождения воспитательного процесса. Форма проведения: круглый стол
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
2 заседание Октябрь |
Тема: «Школа – территория безопасности» Цель: формировать у классных руководителей установку на необходимость педагогической поддержки в работе с детьми по формированию ЗОЖ. Форма проведения: семинар-практикум
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
3 заседание Декабрь |
Тема: «Современные методики воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС. Методы психологической коррекции детско-родительских отношений. » Цель: повышение компетентности классного руководителя с помощью использовании новых технологий воспитания по ФГОС ОВЗ. Форма проведения: практикум
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
4 заседание Март |
Тема:«Воспитание толерантной личности в образовательной организации» Цель: создание условий, способствующих осмыслению и внедрению в практику работы классного руководителя современных форм по формированию толерантности в классном коллективе. Форма проведения: круглый стол.
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
5 заседание Май |
Тема: « Мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы школы в условиях реализации ФГОС» Цель: определение эффективности деятельности классного руководителя за год. Определение проблемного поля в работе. Форма проведения: Обмен опытом
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
В течение года |
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.
С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).
Классный руководитель — кто он?
Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.
Примечание. Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678, не значится, а в приказе Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н — отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.
Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.
Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.
Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.
Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения
Поскольку классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, то им предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:
— самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
— вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
— участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;
— самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
— использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
— получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;
— приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
— давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
— посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
— защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
— повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
О защите академических прав и свобод классных руководителей
Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:
— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»;
— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;
— письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».
О недопущения избыточной отчетности
«Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством», — отмечается в методических рекомендациях.
Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:
1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);
2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности».
Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей
Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
В целях стимулирования классных руководителей рекомендуется использовать механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).
С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном ЦС профсоюза работников народного образования:
https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf
Также в блоге:
Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве
Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования
О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях
Методические рекомендации классным руководителям: разбираем письмо Минпросвещения
Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» классным руководителям было принято в мае 2020 года, но в поле нашего зрения попало только сейчас. В документе сказано, что классный руководитель должен оформлять только два документа, и это хорошая новость. Много красивых слов про академические свободы педагога. «Ложкой дегтя в бочке меда» является неконкретность формулировок и рекомендательный характер письма.
Отчетность классного руководителя
Относительно ведения классными руководителями документации в Письме Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» приводится исчерпывающий перечень форм отчетности:
1) классный журнал (в бумажной форме), внесение и актуализация в нем списка обучающихся (если используется электронный журнал, то данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);
2) план работы, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Не раскрывая, чем должен ограничиваться план работы, авторы документа относительно расширения видов отчетной документации отсылают к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. N 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности». Так, если следовать логике обоих документов, от классного руководителя нельзя требовать:
1) формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов и т.п. Это функции других педагогических работников («педагогов-организаторов», «социальных педагогов», «педагогов-психологов»);
2) функции органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования (например, составления протоколов родительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);
3) составления отчетов и (или) представления информации в связи с выполнением работы правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, органов опеки и попечительства и т.д. (например, актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их законных представителей, состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т.п.).
Последнее не может не радовать. Таким образом, например, отчет по мониторингу социальных сетей учеников на предмет “материалов экстремистской направленности”, который Комитет по образованию Санкт-Петербурга разослал в сентябре 2020 года по школам, в данных рекомендациях не относится к обязанностям классного руководителя.
Запрет на принуждение к работе классным руководителем
“Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей”, — отмечается в документе. Это еще одно напоминание о том, что принуждать к классному руководству учителя нельзя. Классное руководство рассматривается как отдельный вид педагогической деятельности, оплата которого состоит из федеральной и региональной (муниципальной, школьной) надбавки.
Подтверждение добровольности классного руководства есть в письме Минпросвещения, направленном профсоюзу «Учитель» в декабре 2020 года: «Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации» (страница 4).
Задачи классного руководства и «академические свободы»
Помимо общих слов о задаче классного руководителя создания “благоприятных психолого-педагогических условий в классе” и “формирования у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития” в текст включены те положения, которые следовало ожидать после президентских “патриотических” поправок в Закон об образовании.
Так, от классного руководителя ожидается работа по “формированию у обучающихся… чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны”. При этом в пункте “Обеспечение академических прав и свобод” классных руководителей значится, что педагог имеет право самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы — с учетом локальных нормативных актов общеобразовательной организации.
Обычно в школе заместитель по воспитательной работе сразу намечает направления работы, а классный руководитель должен лишь включить свою деятельность в них. В этом смысле об академических свободах раньше речи не было. На педагога «сыплются» различного рода административные «просьбы»: организация участия в конкурсах детей, опросы родителей, тематические классные часы и отчетность по всем этим мероприятиям. Как правило, такого рода “просьбы” не подкрепляются никакими локальными актами, поэтому содержание письма Минпросвещения даёт возможность оспорить подобные требования. Правда этого будет непросто добиться без профсоюза. В одиночку «трансформировать» данные рекомендации в локальные акты школы вряд ли удастся.
Оценка деятельности классного руководителя
К нововведениям можно отнести попытку измерить эффективность деятельности классного руководителя. Приводится перечень критериев, которые не самым простым и прозрачным образом обозначают признаки «эффективного классного руководителя»:
“1 — сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2 — сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3 — наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Эффективность деятельности по классному руководству повышается по мере продвижения к результатам более высокого уровня.”
Эффективность предлагается подвергать “экспертному оцениванию”. Возможно, в документе имеется в виду психолого-педагогическое тестирование, которое показывает изменения в личностном развитии ребенка, адекватность применения воспитательных методов в образовательном процессе. Последнее могло бы реализоваться через сотрудничество с социально-психологической службой школы, чтобы выстроить систему отслеживания указанных критериев. Специалистам же надлежит подобрать перечень методик, которые бы позволили эти критерии отследить. Но на практике скорее всего «оценивание» будет пустой формальностью.
О проблеме
Учителя Санкт-Петербурга посчитали, что после введения федеральной надбавки число их обязанностей только возросло. Так, они обязаны оформлять как минимум 11 документов:
— социальный паспорт класса;
— личные дела обучающихся в «Параграфе» (электронный журнал в Санкт-Петербурге);
— личные дела обучающихся в канцелярии;
— контроль и учет прививок;
— информация о кружках и секциях;
— сведения о питании;
— сведения об отсутствующих;
— сведения о выборе профилей, о делении на группы по иностранному языку, технологии и информатике;
— сведения о выборе экзаменов, сбор подписей родителей и учащихся;
— план воспитательной работы, отчеты;
— листки здоровья, ПДД.
Материалы по теме:
Минпросвещения опубликовало новые разъяснения по доплате за классное руководство
Доплата за классное руководство: разъяснения Минпросвещения
Рабочее время учителя