Классное руководство будущего

​Московская система образования непрестанно движется вперед и открывает новые горизонты, отвечая важнейшим вызовам современности. В поисках лучших подходов к изучению тех или иных предметов методистам приходится быть гибкими и чутко реагировать на постоянно меняющиеся реалии, а технологам – способствовать обеспечению школ современным оборудованием, позволяющим организовать учебный процесс интересно и в то же время эффективно. И все же, несмотря на новейшие технологии и актуальные методические разработки, как и прежде, львиная доля успеха учащихся зависит от учителя – профессионала, творца, мастера своего дела.

Во все времена в школе не только давали необходимые знания, но и воспитывали душу, а также способствовали нравственному становлению молодого поколения. Важная роль в воспитательном процессе школьников отведена классному руководителю, который не в последнюю очередь является проводником детей во взрослый мир. Примечательно, что в последнее время этому вопросу Департамент образования Москвы уделяет особое внимание. В межрайонных советах директоров и в школах вновь обсуждаются вопросы о роли классного руководителя, о его месте в образовательном и воспитательном процессе, говорится об условиях его труда, должностных обязанностях и надлежащих способах стимулирования его работы.Рассуждая о классном руководстве, не могу не поделиться личным опытом. 1 сентября 2015 года я впервые стоял с табличкой «5-й «А» на крыльце школы. Эмоции переполняли меня: тогда наряду с должностью учителя я наконец-то стал классным руководителем. Позади были несколько лет педагогического опыта, учеба, практика, собственные поиски наилучших подходов в работе с детьми, саморазвитие, постоянная работа над собой. «Здравствуйте, а это вы наш классный руководитель?» В тот момент лица моих детей выражали любопытство и тревогу, они не знали, что ждет их впереди, но для меня в отличие от них это был осознанный выбор, к которому я шел пять лет.Два года классного руководства пролетели как миг, они были полны работы и насыщенны: творческие вечера и выступления, победы в олимпиадах и конкурсах, спортивные соревнования, экскурсии и поездки по городам нашей Родины. Подпитываясь энергией и энтузиазмом своих учеников, хочется творить и развиваться. Именно в одной команде с ними я решился на участие в конкурсе «Педагог года Москвы»-2016 в номинации «Классный руководитель года» и стал его финалистом.Мысль о том, каким будет классный руководитель будущего, не покидает меня все это время. Будет ли вообще необходима такая функция у учителя в школе?В поисках ответа на этот вопрос я провел мониторинг среди учащихся, молодых учителей, опытных коллег и администрации школы. В целом большинство опрошенных сходятся в одном: классный руководитель будет востребован, но при условии, что он будет идти в ногу со временем, внушать доверие всем участникам образовательного процесса, будет интересным и разносторонне развитым, сможет стать для детей образцом и вдохновителем, примером для подражания. Также все сошлись во мнении, что классный руководитель не может быть компетентен без знаний основ психологии, социологии, управленческих качеств и организационных способностей.Одна из интересных тенденций современного образования – объединение школьников в группы по интересам (например, такие проекты Департамента образования, как инженерные, медицинские классы). Возможно, что вскоре и вместо современных классов появятся некие новые формы организации учебной работы. Вместе с ними изменятся и функции классного руководителя.Уже на современном этапе возрастает значение тьюторов – педагогов-наставников, прописывающих вместе с учителями индивидуальные учебные планы для школьников, следящих за их личностным и интеллектуальным развитием, а также в какой-то мере обеспечивающих их психологические сопровождение. Со смещением акцентов в воспитательном процессе функции классного руководителя, возможно, перейдут к тьюторам. Очевидно, что сейчас, когда такая трансформация еще не произошла окончательно, одна из задач современного классного руководителя – соответствовать вызовам времени и использовать элементы тьюторской деятельности в своей работе с детьми. Каким образом это возможно в современных условиях – интересный вопрос, над его решением стоит подумать.Андрей ЧУГУНОВ, учитель истории и обществознания школы №1315

 «Новый»
классный руководитель для поколения
Z»

Педагогика
должна ориентироваться

не
на вчерашний, а на завтрашний день.

Л.С. Выготский

«Классный»…
Написала и задумалась: может, правильнее считать, что образовано оно не от
слова «класс», а от слова «классно»? Классно – весело, интересно, дружно. Когда
рядом плечо товарища. Когда знаешь, что тебя поймут и поддержат. Когда учитель
и ученики вместе. Но
как достичь взаимопонимания,если педагоги учащиеся представители разных поколений? 

Мне
выпала честь работать с детьми нового поколения — поколения Z. Три года назад,
когда мне только доверили классное руководство у них, первое, что я сделала, –
познакомилась с исследованиями психологических особенностей детей, рожденных
после 2000 года. И эта новая информация стала для меня значительным открытием!

Характерными
чертами поколения Z были названы индивидуализм, эгоцентричность и «клиповое
мышление». Это значит, что учителю предстоит выстраивать коммуникацию с детьми,
почти всегда сосредоточенными на своем внутреннем мире, необходимо сблизиться с
учениками, полагающимися только на себя. Также учителю надо смириться с тем,
что для детей поколения
Z свойственна максимальная приближенность к
информации: виртуальный мир гораздо комфортнее и динамичнее, чем реальный
(нажал кнопку и получил результат), а образ их мыслей отличается фрагментарностью.
В итоге и обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым,
техногенное общение берет верх над человеческой коммуникацией. И как результат,
эти дети ведут малоподвижный образ жизни, что ведет к различным проблемам со
здоровьем.

В
дальнейшем мои наблюдения подтвердили эти исследования. Я обратила внимание,
что ребятам действительно очень сложно строить проблемную коммуникацию.
Это
отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между
ними увеличивается и цепочка социального наследования, передачи опыта
прерывается. Сегодня родители всё меньше играют роль авторитета для своих
детей; всезнающим авторитетом для последних становится интернет. А если дети не
учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей (формируется
так называемое «префигуративное общество»).

Я же,
как классный руководитель, задалась вопросом: на что лично мне нужно обращать
внимание при построении воспитательной системы класса?

Изучив всю
проблематику вопроса, я поставила перед собой следующую цель – создать
диалогическое пространство в классном коллективе для выстраивания новых
смыслов. Я вижу свою миссию в том, чтобы показать, что есть эффективный диалог,
позволяющий выйти на другой уровень взаимодействия, диалог, способный научить
поддерживать, расширять, анализировать коммуникацию и быть успешным в ней.

Опираясь
на слова Л. С. Выготского: «В основу воспитания должна быть положена
личная деятельность ученика, а все искусство воспитателя должно сводиться
только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», я возложила
на себя две обязанности –
направлять диалоговую деятельность и
регулировать ее.

В этом
направлении деятельности высокой эффективностью обладают такие формы работы,
как:

— тренинги,
направленные на развитие коммуникативных навыков;

— открытые
встречи всех участников образовательного процесса;

— коучинговые
беседы о целях и ценностях воспитанника.

Основной
мой навык, позволяющий выстраивать диалогическое пространство с детьми и
родителями, – это умение слушать на глубинном уровне и задавать открытые
вопросы. Мне всегда очень интересно, какая картина мира у моего собеседника,
какие ценности для него важны, как я могу помочь открыть его способности для
реализации цели. Еще один важный навык – умение давать обратную связь высокого
качества, основанную на доверии и принятии. Ведь слово – самый мощный
инструмент воспитания!

Такой
подход к воспитанию современного поколения требует от классного руководителя
постоянного профессионального роста, умения анализировать имеющуюся систему и
синтезировать новую. Я иду по жизни увлеченно, постоянно развиваясь, люблю
находить работающие методики, брать их к себе в копилку и использовать для осуществления
своей миссии. Я стремлюсь быть примером для ребят и родителей, ведь только
успешный пример может стать мотивирующим фактором развития.

Наше
будущее принадлежит детям. С этим утверждением невозможно не согласиться. И
представители поколения Z, которые появились на свет после 2000 года,
безусловно, будут строить его таким, каким он будет удобен им. И классному
руководителю обязательно необходимо быть профессионалом, чтобы грамотно
моделировать будущее.

В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в современной городской или сельской малокомплектной школе? О том, что делается сегодня в регионе для финансовой поддержки классных руководителей – в нашем материале.

Наставник и помощник

Практически каждый из нас помнит свою первую учительницу: добрый, а иногда и строгий голос, внимательный взгляд, особая, почти материнская забота. «Вторая мама» — так ее чаще всего и называют.

На классном руководителе – особая ответственность. Это — наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций. В жизни каждого ребенка он будет играть особую роль: например, трудному подростку он необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; обычному, среднестатистическому школьнику, классный руководитель помогает правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями. Талантливому ребенку наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Учить, воспитывать, прививать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине, стимулировать интерес к учебе, формировать полноценного гражданина своей страны – на классного руководителя возложены эти и многие другие задачи.  

«Классное руководство — это не профессия,  — подчеркивает начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования науки и молодежной политики Оксана Кузнецова. — А огромная ответственности перед детьми, родителями, обществом. Быть классным руководителем – это значит отдать свое сердце и всю свою любовь детям. А для этого нужна колоссальная трудоспособность, умение разглядеть в каждом ребенке неповторимость, уникальность, талант, а потом зажечь в их душах огонь познания самого себя».

Золотые слова? Безусловно! Но за ними кроется огромная работа. Сегодня в Воронежской области обучаются 227 482 школьника в 715 организациях среднего и общего образования. Многие из этих ребят все еще находятся под трепетным надзором классных руководителей (их в регионе 11 543). 

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Согласно официальной классификации функции классного руководителя делятся на три больших группы: целевые, социально-психологические и управленческие. Под целевыми понимается воспитание ребенка, его защита от неблагоприятного влияния социальной среды, помощь в решении личностных проблем и подготовка к самостоятельно жизни.  Под социально-психологическими функциями имеется в виду помощь в выстраивании отношений со сверстниками в классе, сплочение коллектива, организаторские функции. А управленческие функции говорят сами за себя: классный руководитель, словно капитан корабля, должен руководить детским коллективом и учить свою «команду» самоконтролю и самокоррекции, организованности и самостоятельному планированию.

Есть функции классных руководителей, которые сразу видны невооруженным взглядом. Это – организация питания и дежурств школьников, контроль посещаемости и проведение классных часов, наблюдение за здоровьем учеников и их внешним видом. Однако огромная часть работы скрыта от посторонних глаз, но не менее важна. Это, к примеру, взаимодействие с родителями учеников. Вот как об этом рассказывает Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова:

«Взаимосвязь классный руководитель — родитель очень важна. Ведь цель наша общая — благо ребёнка. Когда родители видят, что дети увлечены и с удовольствием ходят в школу, тогда и отношение к преподавателю совсем другое. Родители — мои «союзники» однозначно! А в век информационных технологий это еще проще, ведь мы с ними всегда на связи. Классный руководитель должен быть мобильным».  

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Работа с семьями учеников включает в себя не только проведение родительских собраний, но и педагогическое просвещение родителей, их привлечение к различным внеклассным мероприятиям, изучение условий семейного воспитания, личное посещение семей и изучение условий, в которых живет и воспитывается ребенок, а при необходимости и проведение индивидуальных диагностических бесед и консультативно-коррекционной работы с родителями учащихся. Таким образом, получается, что воспитывая ребенка, классный руководитель берет на себя ответственность за всю его семью. Вот как рассказывает об этом Жанна Тюряева, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101:

«Порой классный руководитель знает гораздо больше о ребенке, чем его родители. Ему отводится роль воспитателя, наставника, психолога, лидера, друга, учителя. И, учитывая это, связь классного руководителя с семьей ребенка должна быть очень тесной. В моем классе родители  — частые гости на внеклассных мероприятиях. Совместные праздники, экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, организация проектной деятельности все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений и талантов».

Получается, что классный руководитель – это не просто учитель, проверяющий тетрадки с домашними заданиями, но и психолог, врач-диагност и даже юрист.  И при этом, он должен находить время на саморазвитие и самообразование, а иначе детям будет с ним попросту неинтересно:

«В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает, — рассказывает Вера Животягина из МБОУ СОШ №105. — Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в какой-либо из областей культуры. Например, увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, и быть для своих воспитанников реальным примером, которому хочется подражать».

Помощь от государства

Сложно ли все это совмещать одному человеку? Безусловно! А сколько душевного тепла и бессонных ночей, а то и просто слез бессилия и усталости тратят эти люди. Как компенсирует государство эти моральные и физические затраты? Помимо заработной платы ежемесячно классные руководители получают региональную и федеральную надбавки за классное руководство.

5000 рублей из федерального бюджета выплачивается с 1 сентября 2020 года, причем она не зависит от количества учеников в классе. А если учитель ведет два класса, то доплату он получит за каждый класс отдельно.     

Кроме того, существуют и региональные выплаты, которые правительство Воронежской области, несмотря на пандемию и связанные с ней экономические трудности, сохранила в полном объёме. В общей сложности в текущем году на выплаты классным руководителям в региональных организациях общего и среднего образования было выделено 313,4 млн. руб.

«В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина на территории Воронежской области 11 543 классных руководителя в общеобразовательных организациях региона получают актуальные выплаты, — пояснил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. — Начисления федеральной надбавки проводятся до конца месяца по отдельной ведомости. Региональная выплата, существовавшая ранее, в соответствии с уже действующим порядком, начисляется классными руководителями вместе с заработной платой».

Помимо материальных компенсаций у классных руководителей есть еще и моральные бонусы, к примеру – участие в муниципальном конкурсе «От призвания к признанию». Он состоит из нескольких этапов: заочного и очного. На заочном этапе жюри оценивает учительский сайт, эссе, видео визитку классного руководителя. Во время очного этапа проходит защита воспитательной программы и проводится показательный классный час для детей. Конкурсанты, набравшие максимальное количество баллов, сражаются в финале, где показывают мастер класс для своих коллег.

Многие преподаватели, с которыми мы пообщались, участвовали в данном состязании. Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова, была призером номинации «Молодой педагог», а Александр Захаренко, учитель географии МБОУ СОШ №1 испытал свои силы в номинации «Классный руководитель». Вот как он сам рассказывает об этом событии:

«Скажу честно, поначалу я вообще не хотел участвовать. Время было хлопотное: только набрал 10-ый класс, и нужно было организовать коллектив: экскурсии, тематические классные часы, внеклассные мероприятия и т.д. А ведь ещё и проведение занятий – уроков, которые требуют не меньшего времени и отдачи. Что же всё все-таки меня подтолкнуло к участию? По образованию я учитель географии, а это накладывает свой отпечаток: любовь к путешествиям, открытиям, интерес к новому и неизвестному. Всё это пересилило груз рутинных задач, и я принял решение об участие!»

Как оказалось – не зря: Александр Захаренко стал победителем в вышеупомянутой номинации. Еще один классный руководитель, сумевший завоевать «золото» сразу в нескольких муниципальных и областных конкурсах, таких как «Воспитать человека», «Уроки Победы» и «Растим гражданина» — Валентина Артюшова, учитель истории и обществознания,  классный руководитель 9 класса МКОУ Пчелиновская СОШ. Школа, где она работает, является малокомплектной и это накладывает свою специфику на весь учебный процесс.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

В 9 классе там учатся всего 5 человек — один юноша и четыре  девушки. В этом есть и свои минусы, и свои плюсы. К примеру, из-за малого числа учеников в классе, сложно, а то и невозможно проводить командные  соревнования или групповые квест игры. Ребятам не хватает духа соперничества, который, как правило, присутствует в больших школах. Кроме того рядом со школой нет досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования, а значит вся тяжесть воспитательной работы в сельской местности ложится на классного руководителя, который должен заинтересовать, вовлечь детей, организовать их  досуг так, чтобы они развивались и получали  дополнительные знания наравне с учениками городских  школ. 

Однако есть и плюсы: небольшое количество детей позволяет классному руководителю более тщательно раскрыть склонности, достоинства и таланты каждого ребенка. По сути, все они – скорее не класс, а одна крепкая, дружная семья. Валентина Артюшова знает характер и склонности  каждого подростка, его вопросы и проблемы. И это способствует созданию близких доверительных отношений.

Класс под руководством Валентины Артюшовой успел реализовать много проектов и завоевать много наград: ребята развивают свои таланты на базе пчелиновского сельского дома культуры, учатся доброте и милосердию в сотрудничестве с приходом Успенского храма поселка Ясенки, регулярно участвуют в акциях «Белый цветок» и «Из детских рук — частицу доброты», ходят на экскурсии по родному краю,  записывают воспоминания детей войны, приглашают в школу воинов Афганистана и Чечни. К 75-летию  Великой Победы класс подготовил и реализовал проект «Книга памяти села Пчелиновка».

Ученики Валентины Артюшовой — постоянные участники различных муниципальных, региональных и всероссийских состязаний. В их копилке — приз всероссийского кон курса «Мы — гордость Родины» и конкурса «История местного самоуправления».

Вот как говорит о своих воспитанниках сама Валентина Артюшова:

«Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ученике всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Все эти задачи невыполнимы без главной составляющей – любви к работе и своим подопечным. И данную истину как нельзя лучше подтверждают слова Татьяны Тюрнёвой, классного руководителя 9 «А» класса МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского муниципального района Воронежской области:

«Как бы пафосно ни звучали сейчас мои слова, но я люблю свой 9 «А» класс, люблю каждого, а их 21, как своего ребенка, с их недостатками и достоинствами. Как радуется душа, когда видишь, что они растут и взрослеют на твоих глазах, еще вчерашние пятиклашки, а сегодня – юноши и девушки. Если мы обратимся к словарю Ожегова, то увидим, что слово наставник имеет следующее значение – учитель, воспитатель, руководитель. И не зависимо от того, как мы назовём учителя – классный руководитель или наставник, цель одна – сеять разумное, доброе и вечное!»

Летний старт в образование. Классный руководитель-навигатор будущего.

              Летняя пора — уникальная возможность для педагогов повысить свою квалификацию, дополнительно заняться самообразованием и составить план работы на будущий учебный год.  Важную часть играет план воспитательной работы. В стратегии образования на период до 25 года говорится, что воспитание детей — стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных инструментов различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

                       Реализация этого приоритета невозможна без участия классного руководителя, функции которого меняются в современном обществе. Не случайно, его сейчас называют  директором класса, куратором, тьютором, педагогом-воспитателем, менеджером класса…Это игра слов или за этим стоит нечто новое и важное?

              Определений слову руководить множество. Толковый словарь дает его значение как направлять чью-то деятельность, побуждать кого-то к какому-либо действию, управлять чьими-то поступками. На мой взгляд, современный классный руководитель-это учитель, умеющий взаимодействовать с администрацией школы, учителями-предметниками, обучающимися класса, родителями учеников, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, школьным психологом, с внешними образовательными организациями города.

              Психолог и классный руководитель  очень нужны друг другу. Мне кажется, в школе они ближе всего друг к другу по своим профессиональным задачам, по пониманию детских проблем.

                Отношения классного руководителя и педагогов, преподающих в классе, крайне противоречивы. С одной стороны, классный руководитель чаще всего и сам предметник, а с другой, он понимает и знает про своих ребят значительно больше и смотрит на ситуацию сразу с нескольких сторон. Важной задачей при взаимодействии классного руководителя и учителя-предметника является умение показать ребенка целостной личностью со своей мотивацией и своими целями в жизни.

         Cотрудничество школы и  семьи — одна из важных задач, стоящих перед классным руководителем. Семья должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте, сотрудничестве с родителями. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания. Мною выработаны направления работы с родителями:

-расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания;

 — повышение педагогической культуры родителей;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательную деятельность.

Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это и посещение  открытых уроков и мероприятий,  помощь в их подготовке, и  участие  в подготовке проектов и исследовательских работ,  проведении праздников, спортивных мероприятий, в постановке спектаклей, организации экскурсий.  Безусловно, сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной,  целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.

                От классного руководителя зависит многое. Ему предстоит рассмотреть индивидуальные способности и потенциал каждого ребенка и в соответствии с этим составить его индивидуальную траекторию развития. От него зависит, насколько родители класса будут активно принимать участие в жизни класса и своего ребенка в частности. От него, в итоге, зависит имидж класса в образовательном учреждении.

                    В этом году я стала классным руководителем 5 класса. Прошло пару дней, и передо мной  встали первоочередные задачи: сплочение класса в единый, дружный коллектив, повышение уровня воспитанности и культуры поведения, укрепление связей семья-школа. Нет, нельзя сказать, что дети были плохо воспитаны или не знали о правилах поведения в школе, в обществе. Напротив, они очень старались показать себя с лучшей стороны и поэтому максимально пытались привлечь к себе внимание, что сильно мешало как на уроках, так и во внеурочной деятельности и просто на внешкольных мероприятиях. Понятие уважение друг к другу мы осознавали через умение выслушать, дать своему однокласснику возможность показать свои знания и способности. Мы побывали во многих музеях, где дети постепенно начали осознавать целостность класса, гордость за своих одноклассников и радость от общения. Во время подготовки ежегодного театрального фестиваля нам пришлось столкнуться с нелегким выбором на ведущую роль одновременно двух девочек. Одна больше подходила на роль по типажу, темпераменту, а другая, как оказалось, мечтала об этой роли очень давно. Эту проблему мы решали всем классом. Дети стояли перед выбором-сделать ставку на явно выигрышную актрису или дать шанс второй, для которой это было давней мечтой. Мы пошли на эксперимент. И я рада, что мы переписали совместными усилиями сценарий и роль дали обеим. Класс только выиграл от этого. Мы, очевидно, стали дружнее. Ситуаций, в которых нам приходилось разбираться вместе, было много в этом году. И я старалась все обсуждать с детьми и учила их видеть ситуацию с разных сторон. Конфликтов в классе у нас не стало. Дети научились слушать, понимать друг друга, поддерживать, доверять друг другу.

                      Весь год с нами были наши родители. Они также принимали участие во всех мероприятиях вместе с детьми, готовили их, переживали за успех. Если возникали какие-то вопросы, пожелания, благодаря налаженной системе связи и открытости школы и образования в целом, все решалось оперативно.

                  Свой план воспитательной работы я составляю в соответствии с проектами и мероприятиями, рекомендованными ДОгМ (такими как «Безопасный город», «Музеи, парки, усадьбы», «Не прервется связь поколений» и др.) и традиционными мероприятиями, проводимыми нашей школой. Столица предоставляет современному классному руководителю много возможностей повысить свою квалификацию, предлагая метапредметные профессиональные олимпиады, семинары, конкурсы, курсы повышения квалификации, требуя от современного классного руководителя готовности постоянно учиться чему-то новому, заинтересованности в поиске новых интересных мероприятий для своего класса. Этим летом я планирую принять участие в цикле мероприятий “Профессионально-ориентированный английский для будущих инженеров” в рамках проекта ГМЦ “Университетская среда для учителей”, разрабатывать сценарии уроков в рамках проекта МЭШ.

                     Итак, от классного руководителя – к менеджеру класса. От руководства людьми – к управлению ситуацией. Что же дает классному руководителю такая профессиональная позиция? Я бы обозначила ее преимущества так: определенность целей, профессиональный подход и курс на здоровьесбережение. Классный руководитель перестает быть человеком, обслуживающим чужие задачи, у него появляются свои цели, связанные с социально-личностным развитием обучающихся. Его отношения с другими специалистами обретают договорную, деловую основу. От руководства на основе собственного личностного ресурса он переходит к управлению ситуацией на основе педагогических методов и технологий. Это бережет его силы. Преимуществ немало. Стоит попробовать. И начинать необходимо уже сейчас, летом.

Автор: Полева Полина Игоревна

Организация: МАОУ ОЦ «Ньютон» г. Челябинска

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Классный руководитель 21 века – какой он? Сложно ответить на данный вопрос, не пройдя и четверти столетия. Однако, с уверенностью можно сказать, что самое главное в классном руководителе во все времена было и остается то, что именно этот человек закладывает фундамент в личности обучающегося, который, порой, играет решающую роль в дальнейшем становлении и жизни ребенка.

Современный классный руководитель сегодня — это и учитель, и наставник, и психолог, и друг для каждого ученика. Находясь в постоянном диалоге с детьми, он может организовывать воспитательную деятельность таким образом, что решение всех проблем и вопросов будет происходить не за них, а вместе с ними. Работа классного руководителя непроста — это человек, который несет ответственность «за всё и сразу», и должен профессионально уметь выполнять большое количество дел одновременно.

Современный классный руководитель не стоит на месте, а идет в ногу со временем. Он не только подкован психологически и методически, но и интересуется вопросами, которые волнуют подрастающее поколение, и изучает новинки современных информационных технологий. Он всегда открыт для нового, нацелен на свое профессиональное и личностное саморазвитие, чтобы работать с современными детьми максимально эффективно.

Однако, работа классного руководителя – это не только дети, но и их родители. Частым камнем преткновения становятся «неоправданные», по мнению учителя, требования семей относительно учебного процесса и школьной жизни их детей. Истории, повторяющиеся из раза в раз во многих классах, эхом разносятся по всей школе, добавляя к себе все новые и новые ужасающие подробности. Именно это непонимание, зародившееся когда-то между определённым учителем и определенными родителями, становится в дальнейшем страхом вновь прибывшего молодого специалиста, который отныне и впредь решает никогда не связывать свою профессиональную деятельность с классным руководством.

Придя в школу, я была этим молодым специалистом, полным сомнений и страхов. Однако, любопытство взяло верх, и я решила попробовать. Первые родительские собрания, первые ученики – все это, несомненно, было ново и непонятно, но интересно. Два года спустя, я могу с уверенностью сказать, что мы с моим классом прошли многое, но я ни разу не пожалела о принятом решении. Ведь то, как вы себя поставите, как будете выстраивать взаимоотношения с родителями и детьми, и какой это принесет результат – ваш путь и ваша заслуга.

Работа классного руководителя — понятие круглосуточное. Да, мы воспитываем детей, но и они тоже воспитывают нас. Дети учат нас терпению, спокойствию, учат видеть мир в его красоте, восхищаться жизнью, забывать о трудностях. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от понимания переживаний детей и мотивов их поведения. Изучить, чем живет ваш воспитанник, каковы его интересы и склонности, особенности поведения и черты характера – значит найти верный путь к его сердцу.

На классных часах мы поднимаем важные и интересные для подрастающего поколения темы. Нередко дети и сами предлагают поговорить о том, что их волнует. Помимо проведения классных часов моей частой практикой стало проведение индивидуальных бесед – это может быть отдельно выделенное время или небольшая встреча на перемене. Постарайтесь уделить свое внимание каждому ученику. Когда они поймут, что вам не безразличны и начнут доверять, большинство проблем будет пресекаться на корню — ведь при их возникновении ребята не будут молчать, а сразу пойдут к вам за помощью.

При выполнении обязанностей классного руководителя необходимо оказывать помощь в учебной деятельности: преодолении проблем, связанных с учебой, организации взаимопомощи и решении конфликтов. Конечно же, я не могу учиться за всех, но в моих силах постараться мотивировать учеников к самообразованию. Важно повышать их самооценку, веру в свою успешность, и понимание необходимости личностного роста. Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь, но и понимание, вера в него, добрые и ласковые слова поддержки. Поэтому любую работу в данном направлении нужно начинать с установления контакта и доверия.

Мои первые выводы:

  • не спешите критиковать детей,
  • уважайте их взгляды и мнения,
  • учитесь понимать детей и их родителей,
  • умейте прощать чужие ошибки и признавать свои.

Верьте, что силы и время, потраченные на организацию школьной жизни вашего класса, никогда не будут потрачены напрасно. Ну и, конечно же, любите детей, а они, в ответ, будут любить и помнить вас всю свою жизнь!

Приложения:

  1. file1.pdf.. 1004,6 КБ

  2. file0.docx.. 18,5 КБ

Опубликовано: 31.05.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как купить дом в ипотеку без риэлтора пошаговая инструкция
  • Лептоспироз лошадей вакцина инструкция по применению в ветеринарии
  • Камфорное масло для чего используется инструкция по применению взрослым отзывы
  • Под чутким руководством значение
  • Eucerin atopicontrol крем инструкция по применению