Классное руководство его формы

Выступление на  педсовете

«Формы работы классного руководителя».

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

      по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

      по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

      по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

      по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

      по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

      по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

      по числу участников — индивидуальные  (воспитатель—воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые  (воспитатель—несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказан и индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подросла вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д

При выборе форм необходимо:

1.      Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;

2.      на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;

3.      составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;

4.      организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;

5.      обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы. 

Формы работы классного руководителя  зависят в данном классе от традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.

От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно- эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.

2. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни. Собрание группы (классное собрание).

 Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

 позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга; — привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей; — наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания: — попытаться самим решить проблему; — не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного; — слушать друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

1. представление обсуждаемой проблемы;

 2. изложение информации по проблеме;

3. начало дискуссии;

4. предложение решения проблемы;

 5. выбор решения;

6. обсуждение предполагаемого результата решения;

 7. закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут. Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив. Решаемые вопросы: — выборы, перевыборы органов самоуправления; — разрешение конфликтных ситуаций; — создание правил группы для достижения желаемого этического поведения; — налаживание дружеских взаимоотношений между учениками; — разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

3. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

4. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

5. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

 6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

 8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условие подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:  торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;  концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

 11. Игра — соревнование, состязание между учениками по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

12. Дискотека — англ., слово значит — собрание пластинок. «Диск» — по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» — «ящик». Формы организации дискотек самые разнообразные: — дансинг — «танцуем без перерыва»; — тематические; — танцевальные; — диско-театры. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.

Список используемой литературы

1. Алоева, Марина Андреевна.

Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. — 9-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Сердце отдаю детям).

2. Беспятова, Надежда Константиновна.

Организация и содержание воспитательного процесса в школе : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. — М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 20с. — (Методика).

3. Гуткина Л. Д.

Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина ; ред. А. А. Рождественская. — М. : Педагогический поиск, 20с. — (Библиотека администрации школы).

4. Дереклеева Н. И.

Справочник классного руководителя : 5-11 классы / Н. И. Дереклеева. — М. : ВАКО, 20с. — (Педагогика. Психология. Управление).

5. Классному руководителю : учебно-методическое пособие / ред. М. И. Рожков. — М. : Владос, 19с. — (Воспитание и дополнительное образование детей).

6. Лизинский В. М.

Практическое воспитание в школе. Часть I / В. М. Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 20с. — (Библиотека администрации школы).

7. Лизинский В. М.

Практическое воспитание в школе. Часть II / В. М. Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 20с. — (Библиотека администрации школы).

8. Лупоядова Л. Ю.

Копилка классного руководителя : классные часы, игры, викторины, часы общения / Л. Ю. Лупоядова, И. Г. Якимович. — 2-е изд. — Брянск : Курсив, 20с. — (Библиотечка классного руководителя).

9. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева. — 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Школа радости).

10. Настольная книга классного руководителя 8, 9,10,11-х классов / сост. Л. С. Бескоровайная. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Школа радости).

11.Организация воспитательной работы в классе : методическое пособие для классного руководителя / В. П. Созонов; ред. В. М. Лизинский. — М. : Педагогический поиск, 20с.

Современные формы и методы работы классного
руководителя

Автор: Свирина Наталья Владимировна

От способов организации воспитательного дела
зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

Таблица 1. Виды и формы воспитательной работы.


п/п

Вид
деятельности

Целевое
назначение

Активные
формы организации деятельности

1.

Познавательная

Обогащает
представление об окружающей действительности, формирует потребность в
профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Урочная:
семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет.

Внеурочная:
конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон,

2.

Общественная

Содействует
социализации учеников

 Выпуск 
периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.

3.

Ценностно – орентированная

Рациональное
осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры,
своего “Я”.

Диспуты
на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование,
анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.

4.

Спортивно – Оздоровительная

Здоровый
образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого
тела и отношений.

Кружки,
секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.

5.

Художественная

Чувственное
мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и
способностей.

Музыкальные
и литературные гостиные, творческие конкурсы.

Дополнительное
образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в
музеи, вечера отдыха, праздники.

6.

Свободное общение

Взаимнообогащающий
досуг школьников.

Общение
друг с другом.

Групповые
дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.

7.

Трудовая

Создание,
сохранение и приумножение материальных ценностей.

Общественно-полезный
труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

1.
Классный час

Классный час
форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников,
в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и
этические проблемы.

Требования к
содержанию классного часа:

1.                     
Классные
часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к
сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.

2.                     
В ходе
классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих
суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках
правильногорешения.

Необходимо учитывать психологические
особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании
классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

3.                     
Классный
час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный
эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительныеэмоции.

4.                     
В
содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть.
Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам
классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному
классномучасу.

Современные формы
проведения классных часов:

1)               
Дискуссионныеформы:

                 
диспут;

                 
 дискуссия;

                 
конференция;

                 
круглый
стол;

                 
вечер
вопросов и ответов;

                 
встреча с
интересными людьми;

                 
лекторий;

                 
аукцион.

2)               
Формы
состязательногохарактера:

                 
конкурс,

                 
викторина,

                 
путешествие,

                 
КВН,

                 
эстафета
полезных дел,

                 
смотр,

                 
парад,

                 
презентация,

                 
турнир,

                 
олимпиада;

3)               
Творческиеформы:

                  
фестиваль

                  
выставка

                  
устныйжурнал

                  
живая
газета

                  
творческийтруд

                  
представление(проектов)

                  
юморина

                  
спектакль

                  
концерт

                  
ярмарка;

4)               
Игровыеформы:

                  
ролевыеигры

                  
сюжетныеигры

                  
интеллектуальные

                  
игры
–катастрофы;

5)               
Формы
психологическогопросвещения:

                  
тренинг

                  
исследование;

6)                 
Подвижныеформы:

                  
веселыестарты

                  
малаяолимпиада

                  
школьнаяолимпиада

                  
день…(атлетики,
здоровья ит.д.)

7)               
Формы
работы внешколы:

                  
экскурсия

                  
поход

                  
выход
(концерт, цирковое, театральноепредставление).

Анализ классного часа

Он нужен педагогу для определения задач
индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений
работы с классом.

Выделяют две стороны анализа.

Первая – это
совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя
заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат;
причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого;
выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.

Другая сторона – это педагогический
анализ.

Почему? Зачем? — Потребности,
особенности,интересы

Что? -Цель

  Как? — Методы Формы работы.
Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся.
Удачи,трудности

И что мы с этого имеем? — Результат,
продолжениеработы

 

Критерии
эффективности классного часа

1)       
Личностная
значимость дляучащихся.

2)       
Комфортность,
благоприятный психологическийклимат.

3)       
Возможностьдляпроявленияиразвитияиндивидуальныхи творческих способностей школьников.

4)       
Обогащенность
жизненного опытаучащихся.

5)       
Духовно-нравственнаяценность.

6)       
Вовлеченность
учащихся в подготовку и проведение классногочаса.

2.
Часы общения

Цель и задачи часов
общения:


Взаимнообогащающий досуг школьников.

-Общение друг с другом.

Данные занятия можно условно разделить на четыре
блока:

Первый блок
— общие сведения об общении;

Второй блок
— общение как обмен информацией;

Третий блок
— общение как взаимодействие;

Четвертый блок — общение как понимание и восприятие людьми друг друга.

Этапы
проведения часов общения

В проведении часов общения можно выделить три
основных этапа:

1.                           
подготовительный;

2.                           
рабочий;

3.                           
заключительный.

Подготовительный этап. Этот этап включает всебя:

                               
подготовку
и оборудованиепомещения;

                               
обеспечение
внешних условий;

                               
моделирование
предстоящейработы.

В помещении, где проводятся часы общения, следует по возможности
исключить помехи, отвлекающие учащихся от происходящего в ходе занятий
(обеспечить комнату ключом, приготовить технические средства, средства
видеозаписи, уютную обстановку).

Активные участники (не более 13 человек) образуют внутренний круг.
Остальные ребята выступают в роли активных наблюдателей, хотя по мере
необходимости руководитель может привлекать их к активной работе группы
(упражнения, игры, методы диагностики), они рассаживаются, образуя внешний круг
или полукруг. Посадка по кругу наиболее благоприятна, так как обеспечивает
участникам возможность видеть и слышать каждого и занимать позицию, равную со
всеми. Иногда удобна для работы посадка по двум активно действующим кругам,
когда на занятиях отрабатываются навыки, и ребята не нуждаются в
непосредственном руководстве ведущего. Важно учесть, что активная группа
образуется по принципу добровольности.

Таблица 2. Цели,
задачи и тематика часов общения для школьников

№ п/ п

Цели,
задачи, темы

I блок Общие

сведения об общении

II блок

Общение как обмен информацией

III блок Общение как взаимодействие

IV блок Общение как

понимание друг друга

1

Общиецели

Развитие
общей культуры общения

школьника

Диагностика
и развитие коммуникативного

потенциала ученика.

Диагностика и
развитие умений взаимодействовать.

Диагностика и
развитие умений понимать себя идругих

2

Задачи

1.Научить ценить
общение 2.Понимать функции, виды, цели общения.
3.Научить
анализировать и работатьнадразвитиемкоммуникативныхспособностей

1. Научить детей вести диалог,
участвовать в дискуссии, выступать публично, задавать вопросы,убеждать.

2. Развитькоммуникативныеумения.

1.
Научить детей
сотрудничать, решать конфликты.

2. Научить организовывать коллективную деятельность. 3.Развить
способности и умения взаимодействовать.

1. Научитьучащихсяценитьсебя.

2.
Научить учащихся относиться к другому как высшей ценности.

3. Развитьперцептивныеи эмпатийныеумения

подростка.

3

Примерныетемы

1.Что такое
одиночество? 2.Формы, виды, функции и структура общения.

3.Умение дружить,
его слагаемые. 4.Общительный ли ты человек? 5.Общительност ь и застенчивость.
6.Продуктивное общение: смысл и техника его осуществления.

1. Основытехникиречи.

2.
Дыхание, голос, дикция.

3. Правиладискуссии.
4.Выразительность речи.

5. Обращениенауроке.

6.  
Трудимся вместе. 7.Правила групповой работы. 8.Мастерство
публичноговыступления.

9. Умеем ли мы
слушать? 10.Слышать и слушать. 11.Одобрение и
критика. 12.Искусство

комплимента.

1.Слагаемые
сотрудничества. 2.Виды взаимодействия. 3.Управление конфликтом.

4.Мастерство
убеждающего воздействия. 5.О чем говорят позы.

6.Мир начинаетсяс меня.

1.Самовыражени е
и самооценка. 2.Чувство собственного достоинства.

3.Внимание и
внимательность. 4.Позитивный разговор.

5.Тайм-аут. 6.Как
проявляются чувства?

7. Поддерживатьдругого.

8. Поддержисебясам.

9. Сопереживатьчтоэтозначит?

 

Рабочий этап.

Данный этап включает в себя:

            
разминку;

            
основнойэтап;

            
оценкурезультатов.

Задачаразминки-созданиеблагоприятногоклимата,настройучастниковна
совместную творческую работу. Здесь широко используются игры или игровые
моменты.
Какпоказываетопыт,втакихиграхсудовольствиемучаствуютребята и
старшего подростковоговозраста.

В качестве разминки можно использовать
следующие приемы:

            
поприветствоватьдругдруга,назвавлишьоднослово(илиодинжест,
изменивмимику);

            
высказать
друг другукомплимент;

            
перечислить
как можно больше приятных, уважительныхслов;

            
определить
какие-либо ассоциации с предложенным предметом или явлением идр.

Основная часть включает в себя:

            
определение
целей, задач, времени и темызанятия;

            
знакомство
с ключевымиидеями;

            
организацию
деятельности детей в зависимости от целей занятия. Это можетбыть:

            
организациядискуссии;

            
работа по
выполнению творческих групповыхзаданий;

            
пробные и
творческие упражнения по развитию умений инавыков;

            
организация
деловых, психологическихигр;

            
работа в
парах, творческом кругу по отражению существенных качеств и определеннойроли;

            
диагностика;

            
анализ
ситуаций общения идр.

Время работы оговаривается до начала работы,
чаще всего оно колеблется от 45 до 60 минут.

Анализ результатов.

Этот этап включает:

                    
резюмирование
полученной информации во времязанятия;

                    
оценку
работы рабочей группы в достижении поставленнойцели.

Основные задачи
ведущего

1.        
Подготовить
помещение, необходимые средства длязанятия.

2.        
Определить
активную группуучастников.

3.        
Сформулировать
цель, задачи, тему, сообщить время, ознакомить ребят с программойзанятия.

4.        
Ориентировать
учащихся на сотрудничество в совместной работе, принятие коллективного решения
(где необходимо).

5.        
Создатьдоброжелательнуюобстановку,деловуюатмосферу,
положительный эмоциональныйтон.

6.        
Добиваться,
чтобы в работе принимали участие всечлены.

7.        
Стимулировать
пассивныхребят.

8.        
Оказывать
дозированную помощь, поддержку тому, кто в этом нуждается.

9.        
Не
допускать личной конфронтацииучастников.

10.    Побуждать ребят к
самоанализу, самоконтролю, самонаблюдению действий и мнений и
дальнейшемусамовоспитанию.

11.    Уделять (по возможности)
вниманиекаждому.

12.    Четко подводитьитоги.

13.    Добиваться того, чтобы у
каждого было чувствоудовлетворения.

14.    Формировать адекватную оценкукаждого
и уважениевсехк личностидругого.

Для успешного решения поставленных задач
ведущему необходимо:

            
быть
открытым, т. е. быть самим собой, открыто предъявлять своё мнение,

            
уметь
отнестись к своей позиции не как к единственноверной;

            
видеть в
каждомположительное;

            
быть
готовым к доверительному контакту, т. е. быть ответственным за развитие
желаемыхотношений;

            
выводить
участников на роли ведущих вобщении;

            
быть
готовым к совместному поиску решений на правахравного.

Методы и средства,
применяемые в часах общения

В часах общения используются следующие группы
методов:

Методы
формирования сознания:

рассказ;

беседа;

пример;

убеждение;

внушение;

дискуссия;

эвристический вопрос;

Рефлексивные методы:

самонаблюдение,

самоанализ;

самоодобрение;

самоконтроль;

самоотчёт;

самооценка;

самопорицание.

Методы организации деятельности:

упражнение;

игра;

инструктаж;

микротренинг;

«мозговой штурм»,

анализ ситуаций,

решение поставленных задач.

Методы диагностики:

тестирование;

анкетирование;

опрос;

интервью;

текст-рисунок;

ранжирование;

недописанный рассказ,

тезис и др.

В таблице 3приведен комплекс умений,
необходимых для организации продуктивного, гуманистического по характеру
общения, которым должен владеть и учитель и учащиеся. «Часы общения»
способствуют развитию данных умений у школьников.

Таблица
3.

Комплекс умений учителя и учащихся, необходимых для
продуктивного общения

Коммуникативныеумения

Умения

взаимодействовать

Перцептивныеумения

1

2

3

умение слушать
(активно и пассивно) и вслушиваться;

умение передавать
информацию и принимать её с нужным смыслом и личностным отношением;
открыто предъявлять собеседнику свою позицию; умение считаться с другим
мнением;

умение отстаивать
свою точку зрения и убеждать других

1)   умение владеть позицией всехролей:

2)                 
умениесотрудничать;

3)   умение организовывать коллективную учебно- творческуюдеятельность;

4)   умение решать конфликт и достойно выходить из него.

1)      умение понять коммуникативное состояние другого исебя;

2)      умение сопереживать, поддерживать и сочувствовать;

3)      умение быть внимательным и доброжелательным кдругому;

4)     
умение правильно оценивать информацию и
прогнозировать реакцию на своеповедение;

5)      умение замечать и регулировать защитные механизмыучащихся.

3.
Классное родительское собрание

Одной из важных
форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское
собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция
усилий педагога и семьи в создании условий для развития духовно богатой,
нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Нетрадиционные
формы
родительских собраний:

Родительские вечера
— это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник
воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная
праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и
желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно
откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и
поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительские
вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть
на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.

С помощью
организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную
проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном
соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что
приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские
вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете,
помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и
взрослых.

Родительские
тренинги
— это активная форма работы с теми
родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое
взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и
доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в
воспитании собственного ребенка.

В родительских
тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого
эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой
тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Семинар-
практикум.
На собрании могут выступать не только
учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с
родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут
присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть,
как учитель так и родители, приглашенные специалисты.

Родительские ринги
— одна из дискуссионных форм формирования родительского коллектива. Проведение
родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной
школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей,
абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его
реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы
воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога.
Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли
утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего
педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка
они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг
готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и
психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор
тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия
в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения
ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них
могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику
не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в
родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе.
Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо
приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может
привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной
позиции.

Собрание
«Ассоциации».
На листе бумаги рисуется символ,
олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению
доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет
подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия».
Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже
с решением проблемы.

Собрание «Мини
проекты»
— родительское собрание можно провести
совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по
созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в
каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание,
например, 1-я группа – составляет режим дня для своёй семьи, 2-я группа –
разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группа отвечает за «личную гигиену»,
4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о
негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В
заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект».

Собрание «Мастер –
класс»
  — собрание, на котором родители могут
провести мастер- класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания
детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручается каждому
провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем
собравшимся родителям, например,  как научить ребенка ответственно относиться к
выполнению домашнего задания. Родители дают практические советы, показывают
ролевую сценку. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать
наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского
опыта»

Собрание «
Педагогическая лаборатория»
рекомендуется проводить
в начале или в конце года. На нем обсуждается участие родителей в различных
мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа» Проходит
обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и
подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе
учитель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями,
запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и
поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их
пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях
подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская
конференция»
.Проводится подготовительный этап перед
собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме.
Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания
родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит
прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает
вопросы при обсуждении.

«Душевный
разговор».
Собрание рассчитано не на всех родителей,
а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками,
агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание
родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок –
левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность
их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или
выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться
специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого
ребенка.Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того
чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы,
связанные с леворукостью.

«Вечера вопросов и
ответов».
Предварительно родителям дается задание
продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их
со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

«Аукцион».
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой
форме. Например, кризис семи лет. Учитель дает понятия – кризиса семи лет,
совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей.
Педагог предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или
как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет
даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее
количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу».
Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек
зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу
выступают родители, учителя, специалисты.

Совместно
выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно
обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских
собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы
активизации родителей
.

«Мозговой
штурм».
Метод коллективной мыслительной
деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема
является личной для целой группы.

«Список
прилагательных и определений».
Такой список
прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики
объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала
предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они
рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или
усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть
вашего ребенка на выходе из начальной школы ?». Родители перечисляют качества,
т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная
запись».
Каждый из участников получает записную
книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или
рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга,
определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку.
Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит
обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись
на листах».
При обсуждении проблемы каждый из
родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и
просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на
отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь
ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант,
затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

Решение
проблемных задач
семейного воспитания
побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в
логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического
такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации: « Вы наказали
ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват».

Ролевое
проигрывание семейных ситуаций
обогащает арсенал
способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например,
такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с
плачущим ребенком, и др.

Тренинговые
игровые упражнения и задания
. Родители дают оценку
разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают
более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Или родители должны
определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку:
«Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли,
что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты
можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой
форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе — это
значит…» или «Для меня диалог с ребенком — это…» Мать или
отец должны закончить предложение.

Анализ родителями
поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и
возрастные потребности.

Обращение
к опыту родителей.
Педагог предлагает:
«Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в
налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный
случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или:
«Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и
наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их
потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с
приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими
родителями.

Игровое
взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности

(рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)
способствует приобретению опыта партнерских отношений.

«Мини-
эксперимент»
.Этот метод позволяет включить
родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и
использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема
может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и
достижимого.

4.
Работа с детьми с «группы риска»

Цель: активное
воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка, содействие
стабилизации эмоционального уровня.

Задачи
коррекционной работы классного руководителя

с детьми «группы риска».

1. Выявление и
изучение неблагоприятных  (психогенных и дидактогенных) факторов социальной
среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое
развитие.

2.Формирование
характера и личности, преодоление микросоциально — педагогической запущенности.

3.Помощь в
разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных
взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса
личности, создание ситуации успеха.

4.Формирование
эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции
(познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Что является
показателями к использованию коррекционной функции:

·                  
Нарушение 
коммуникации  (связей)  в  системах  «ребенок-ребенок»,  «ребенок-взрослый», «ребенок-коллектив».

·                  
Низкий
уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с
потенциальным уровнем.

·                  
Наличие
поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический
отказ от выполнения педагогических требований;

·                  
Стресс,
депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

Понять,  
принять,  помочь
— основа
психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Для
детей «группы риска» очень важно:

Освобождение от
груза негативных переживаний.

Восстановление позитивного
отношения к миру.

Актуализация
потенциальных ресурсов ребёнка.

Педагогу
необходимо:

·Обсуждать с ребенком особенности
состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том,
что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за
происходящее с их родителями.

·Обсудить с ребёнком возможное
расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою
успешность и способности.

·Постараться обеспечить ребёнку
поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.

·Постараться помочь ребёнку осознать
свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

·Бывает и так, что ребёнок
рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы
не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического
слушания».

·Во всех случаях, когда ребёнок
обижен, расстроен, рассержен — первое, что необходимо сделать, дать ему понять,
что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.

Способы
и формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

1. Включение в
воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация
общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование
позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4. Изменение   классным  
руководителем   стиля   взаимодействия   с   учащимися, коллективом.

5. Регулирование
отношений с семьёй.

6. Анализ
реальных  и  предполагаемых  классным руководителем  задач  и воспитательных
ситуаций.

7. Дискуссии,
коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

Уместно выделить
несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в
работе с этой категорией детей:

Ответственность
педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во
многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости
обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в
диагностической работе.

Необходима особая
осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим
людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от
клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую
лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные
рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

Следует обращать
особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка
«группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики,
чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает
возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Существо поведения
подростка — это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в
семье
. Поэтому его перевоспитание необходимо
начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений.

Семьи делятся на
пять типов.

1.       
Семья, в которых «трудные» родители
.
Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,безразличием, отсутствием
духовного контакта.

Для достижения
контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую
стратегию
:

·    
расположить
родителей к себе, заручиться доверием, не спешить обижаться;

·    
попробовать
посмотреть на себя глазами родителей, это поможет лучше понять и контролировать
свое отношение;

·    
заинтересовать
судьбой подростка, пробудить ответственность за его и будущее;

·    
деликатно,
тактично прикоснуться к сокровенным чувствам;

·    
пробудить
в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном
решении повседневных жизненных проблем;

2. Семья,
где господствует безнадзорность
. В семьях этого типа родители, как
правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная
ограниченность, бедностьчувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного
руководителя:

·    
терпеливо,
без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на
растущую личность;

·    
обратить
внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и
мать, ведущих аморальную жизнь;

·    
выяснить,
кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать
опорой в изменении опыта, условий жизни;

·    
подростка
необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально
поддержать, установить контроль.

3. Семьи,
характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
В такой
семьеродители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов
воздействия,недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет
школы и учителей.

Задача классного
руководителя:

·сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через
проведение с ними консультаций;

·включение в систематическую и методическую работу школы с родителями
учащихся;

·пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики
и психологии;

·внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в
которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью
.
В таких семьях   дети,   как   правило,   растут   эгоистами,   излишне  
практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача классного
руководителя:

·изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;

·заинтересовать внутренним духовным миром подростка;

·при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное
воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту,
благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.

5. Семьи, в
которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с
жестокостью.
В таких семьях детей наказывают, часто физически, за
малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного
руководителя:

·доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;

·убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;

·относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на
самостоятельность и уважение;

·показать, что терпение и снисходительность к ребенку — главные средства в
воспитании.

     Эффективный
педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов   и  
матерей   в   воспитательную   работу   класса.   Деятельное   участие  
родителей   в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков
сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

Памятка
классному руководителю при оказании помощи подростку в разрешении проблем

Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование,
он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои
неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека
в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.

Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии,
безотлагательно пригласите его на беседу.

Методика
работы по организации беседы

Приглашение на

беседу-

Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с
глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу
через «третьих лиц».

Место беседы

Можно провести разговор в служебном помещении, но
предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное — отсутствие
посторонних. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни длился.

Поведение во время беседы

Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным
собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Время беседы

Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый
занят своими делами

Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет
построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких
последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

Начальный этап беседы

Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального
контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника
в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и
трудности. На первом этапе — только внимательное, терпеливое выслушивание,
без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как
именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки.

Второй этап беседы

В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий,
в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло
на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого
этапа — снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь
убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что
положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно
использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую
формулировку ситуации, переживаемой человеком.

Третий этап беседы

Этот этап представляет собой совместное планирование
деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что
вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в
планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает
затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы
разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического
кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие,
принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько
предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать
конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных
обстоятельств.

Завершающий этап беседы

Этот этап окончательного формирования решения, активной
психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях.
План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко.

Предупреждение№1

Действия
после беседы.

Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с
учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие
детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные
могут состоять в следующем:

·        
отнеситесь ко всем
высказываниям собеседника очень серьезно;

·        
продумайте план оказания
помощи ребёнку;

·        
учитывая повышенную
вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более
спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте
отрицательных оценок, не используйте методы наказания;

·        
ставьте несложные задачи,
успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;

·        
не оставляйте подростка без
контроля и внимания;

·        
при необходимости продумайте
возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).

Предупреждение№2!

Нельзя допускать никаких действий вопреки желанию подростка. Любая
информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его
согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в
коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).

В
соответствии со своими функциями
классный руководитель осуществляет
отбор форм работы с учащимися. Все их
многообразие можно классифицировать
по разным основаниям:


по видам деятельности – учебные,
трудовые, спортивные, художественные
и др.;

— по способу влияния
педагога – непосредственные и
опосредованные;


по времени проведения – кратковременные,
продолжительные, традиционные;


по времени подготовки – формы работы,
проводимые с учащимися без включения
их в предварительную подготовку, и
формы, предусматривающие предварительную
работу, подготовку учащихся;


по субъекту организации – организаторами
детей выступают педагоги, родители и
другие взрослые; деятельность детей
организуется на основе сотрудничества;
инициатива и ее реализация принадлежит
детям;


по результату – формы работы, результатом
которых могут быть информационный
обмен, выработка общего решения (мнения),
общественно значимый продукт;

— по числу участников
– индивидуальные, групповые, массовые.

Индивидуальные
формы,
как
правило, связаны с внеурочной деятельностью,
общением классного руководителя и
детей. Они действуют в групповых и
коллективных формах и в конечном счете
определяют успешность всех других форм.
К ним относятся: беседа, консультации,
обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения
проблемы, задачи.

К
групповым
формам
работы
можно отнести советы дел, творческие
группы, органы самоуправления, микрокружки.
Главная задача классного руководителя
– с одной стороны, помочь каждому
проявить себя, а с другой – создать
условия для получения в группе ощутимого
положительного результата, значимого
для всех членов коллектива, других
людей.

К
коллективным
формам
работы
классного руководителя относятся,
прежде всего, различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления
агитбригад, походы, турслеты, спортивные
соревнования и др.

Многообразие
форм и практическая необходимость
постоянного обновления их ставят
классных руководителей перед проблемой
их выбора.

7.Методы работы классного руководителя

Одной
из острых проблем современной дидактики
является проблема классификации методов
обучения. В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу. В связи
с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на
группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней
классификацией является деление методов
обучения на методы работы учителя
(рассказ, объяснение, беседа) и методы
работы учащихся (упражнения, самостоятельная
работа).

Распространенной
является классификация методов обучения
по источнику получения знаний. В
соответствии с таким подходом выделяют:

— словесный метод
(источником знаний является устное или
печатное слово);


наглядный метод (источником знаний
являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия);

— практические
методы (учащиеся получают знания и
вырабатывают умения, выполняя практические
действия).

В реальных условиях
педагогического процесса методы
выступают в сложном и противоречивом
единстве.

Метод
сам по себе не может быть ни хорош, ни
плох. В основе воспитательного процесса
кладутся не сами методы, а их система.
А.С.Макаренко отмечал, что никакое
педагогическое средство не может быть
признано всегда абсолютно полезным,
что самое хорошее средство в некоторых
случаях обязательно будет самым плохим.

К.Д.Ушинский
считал, что необходимо изучить законы
тех психических явлений, которыми мы
хотим управлять, и поступать, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами,
в которых мы хотим приложить.

Выбор
методов не есть произвольный акт. Он
подчиняется ряду закономерностей и
зависимостей, среди которых первостепенное
значение имеют цель, содержание и
принципы воспитания, конкретная
педагогическая задача и условия ее
решения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Коростелева Мария Валерьена,   Размер: 1.08 MB
Добавлен: 22.09.2015.

Цель:

предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.

Задачи:

расширить представление о современных формах и методах воспитательной работы классного руководителя;

показать организацию классного часа для обучающихся начальных классов;

поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

“Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.

Основными формами и методами работы классного руководителя являются:

проведение анализа результатов успеваемости;

организация собраний, классных часов;

проведение различных соревнований;

участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;

организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий

Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.

Основные понятия.

Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания  разных  видов работы.

Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы.

Проблемный классный час — начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.

Классный час – визуализация — учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.

Классный час с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить обучающиеся

Список ошибок обучающиеся узнают в конце

Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя

 Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист

В конце классного часа проводится их обсуждение

Классный час – дискуссия — целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе

Виды дискуссий

Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Мозговой штурм (мозговая атака) — свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся

Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Это способ поощрения активности обучающихся    и быстрого генерирования идей

Правила проведения мозгового штурма:

Запрещена критика выдвинутых идей

Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

Наличие ролей

В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

Активное взаимодействие всех участников

Применение системы оценки, стимулирование

Классный час – пресс-конференция

Учитель объявляет тему классного часа

Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.

Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут

 Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы

В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся

Мой классный час.

Тема моего классного часа » О дружбе и друзьях». При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием «радуга»(но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.

Раскрашивая радугу — появляются слова на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых разными цветами радуги их можно прочитать.(Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)

Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)

Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя.

Весь материал — в документе.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классный руководитель – это педагог, который занимается организацией учебно-воспитательной работы во вверенном ему классе.

Формы деятельности классного руководителя

Основными задачами деятельности классного руководителя являются:

  1. Организовывать опытно-экспериментальную работу по различным дидактическим вопросам и проблемам.
  2. Осуществлять разработки авторских программ по преподаванию своего предмету, если классный руководитель является одновременно и учителем-предметником.
  3. Осуществление воспитательной работы в порученном ему классе.
  4. Разработка и внедрение авторской воспитательной работы, с учетом особенностей и индивидуальностей учащихся в его классе.

Формы работы классного руководителя зависят от возраста учащихся. Так, у классного руководителя начальных классов, деятельность весьма специфична. Это обусловлено возрастом учащихся, их психологическим состоянием, связанным с переходом от дошкольного обучения к школьному, протекающей адаптацией и т.д. От его деятельности зависит вся дальнейшая успешность обучения детей в школе. В случае, если педагог выполняет свои обязанности «спустя рукава», то возможно не полное раскрытие способностей учащихся, их интеллектуальных и нравственных сил. Поэтому основной задачей классного руководителя начальных классов является обязательный учет специфики младшего школьного возраста.

Классный руководитель, ведущий класс с подростками пубертатного периода, также должен учитывать особенности этого возраста. Данный возраст считается самым сложным и трудным. Это связано с переходом ребенка от детства к взрослости. Педагогу необходимо найти со всеми детьми класса, установить с ними доверительный контакт.

Формы деятельности, которые подбирает классный руководитель, для работы с учащимися, должны в первую очередь быть направлены на усиление процесса общения учащихся друг с другом и с самим педагогом, а также на сплочение коллектива. Особенно важно воспитывать в учащихся навыки вхождения в коллектив, потому как по окончанию школы им придется взаимодействовать в разных коллективах, где они должны уметь выстроить взаимоотношения с другими его участниками.

Замечание 1

Одной из основных форм деятельности классного руководителя является работа, осуществляемая во внеурочное время (внеклассная работа). Результативность внеурочной работы зависит от разнообразия организуемых мероприятий и вовлеченности учащихся в них.

«Основные направления и формы деятельности классного руководителя» 👇

Выбор формы деятельности во многом зависит от самого педагога, который практически ничем не ограничен. Задача классного руководителя только лишь правильно её подобрать, ориентируясь на возраст учеников, их способности, потребности, интересы и т.д.

Основные направления деятельности классного руководителя

Функции классного руководителя при организации различных видов деятельности при работе с учащимися:

  1. Установление эффективного взаимодействия школы и семьи
  2. Организация разнообразной внеучебной деятельности
  3. Осуществление совместной работы со специалистами школы (психолог, логопед и т.д.)
  4. Организация индивидуально-педагогической работы с учащимися, при необходимости с привлечением специалистов
  5. Формирование положительного взаимодействия между учащимися класса.
  6. Формирование эффективного взаимодействия «педагог – учащийся».

Замечание 2

Таким образом, классный руководитель, выступает в качестве посредника между учащимися и учителями, родителями и учителями. Особенно важна его роль в предупреждении и разрешении разного рода конфликтов, которые могут возникнуть.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

  1. Получение необходимой информации о физическом и психическом здоровье и развитии учащихся.
  2. Осуществление контроля за успеваемостью и поведением учащихся.
  3. 3.Осуществление контроля посещаемости учебных занятий.
  4. Организация воспитательной работы с учениками класса, посредством использования различных форм деятельности.
  5. Вынесение на рассмотрении администрации школы вопросов воспитания и обучения детей, внесение обоснованных предложений по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.
  6. Организация работы с родителями учащихся, посредством использования разнообразных форм работы с ними.
  7. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних, психолого-педагогической комиссией, советами содействия школе и семье. Данное взаимодействие направлено на решение разного спектра вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей.
  8. Получение необходимой помощи от педагогического коллектива школы.
  9. Определение индивидуального режима работы с учащимися, разработанного с учетом возраста и возможностей детей.

Основные требования к классному руководителю

Для того, чтобы успешно осуществлять работы классного руководителя, педагог должен быть профессионалом своего дела, постоянно совершенствоваться и опираться на опыт более успешных коллег.

Согласно требованиями, предъявляемыми к классному руководителю, он должен:

  1. Владеть психолого-педагогическими основами воспитания и знание возрастной специфики детей.
  2. Владеть всеми необходимыми формами и методами обучения и воспитания.
  3. Уметь правильно осуществлять индивидуальный подход к детям.
  4. Осуществлять эффективное руководство и сотрудничество с учениками, опираясь на собственное профессиональное мастерство.
  5. Уметь планировать внеурочную деятельность.
  6. Формировать у учащихся интерес к процессу обучения, развивать у детей познавательные потребности.
  7. Гармонично совмещать работу педагога-предметника (учителя) и классного руководителя.
  8. Уметь взаимодействовать с родителями (опекунами) учащихся.
  9. Уметь взаимодействовать с социальными службами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Газоанализатор атом руководство по эксплуатации
  • Скачать руководство по эксплуатации аллион премио
  • Maxi l carnitine 500 инструкция по применению
  • Clatronic msi 2571 инструкция по пользованию на русском
  • Электрическая варочная панель lex evh 640 bl инструкция