Классное руководство его значение

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая
наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух,
мечта, идея, которые увлекают сразу троих –
 ребенка, учителя, родителя – и тут же
реализуются. Если их нет, значит то не школа, а
обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по
звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и
считают дни до отпуска и минуты до очередного
звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте
взрослого. Ведь иногда так хочется
пофантазировать, представить себя на месте
учителя или даже строгого директора. В мечтах
ребенок чувствует себя взрослым. С его точки
зрения он умеет все: и правильно учить и
интересно рассказывать, помочь  кому – то в
трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за
плохо выученные уроки, советовать, заботиться и
заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто
воспроизводит события, связанные с  жизнью в
школьные годы. Добрая память осталась о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты
общения, который помогал в решении личностных
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной
личностью. Чаще всего это классный руководитель.
Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и
операций, которым педагога можно обучить и
совершая которые он гарантированно достигает
успеха, а деятельность, которую педагог должен
выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её
ценностями, подбирая методы и средства,
сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя
процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного
руководителя является важнейшим звеном в
воспитательной системе учебного заведения,
основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением мировое сообщество,
государство, родители – максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического
совершенства.

Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает,
контролирует повседневную жизнь и деятельность
учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не
только известные формы воспитательной работы, а
так же в свою практику включает и новые формы
работы с ученическим коллективом. Формы работы
определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы,
общественно-полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили
широкое распространение следующие формы
воспитательной работы:

Публичная лекция – лекция, насыщенная
яркой информацией с необычными примерами,
фактами, позволяющая «высветить» отношение к
рассматриваему явлению или событию.
Открытий микрофон – ученикам предлагается
обсудить события общественной жизни.
«Сократовская беседа» – поиск истины,
обсуждение поставленной проблемы с разных
сторон с поочередным решением дополнительных
вопросов.
Философский стол – обсуждение жизненных
ситуаций воспитанниками философской позиции.
Дискуссионные качели по предложенной теме
– беседы с чередованием суждений ведут две
группы учеников.
Разговор при свечах – беседа на темы
интимно-личностного общения или этического
содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном
воспитательном процессе?

Занимаясь поиском ответов, мною осознана
необходимость оценить данную проблему с двух
позиций: глазами классного руководителя и
глазами ребенка.

Настоящий классный руководитель, владеющий
технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем
воспитаннике личность неповторимую, уникальную;
который глубоко изучает каждого учащегося на
основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует
формированию детского коллектива, базируясь на
личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует
воспитательную систему класса вместе с детьми с
учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в
ногу со временем, он методически и
психологически подкован, владеет знаниями по
теории и методике воспитательной работы,
 хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а так же умеет ориентироваться
в основных нормативных документах. Классный
руководитель интересуется вопросами волнующими
 современную молодежь, изучает новинки
информационных технологий.  Кроме того,
классный руководитель хорошо знает
инфраструктуру города, в котором он  живет и
работает, это помогает организовывать
внеклассную работу. Регулярно повышает свою
квалификацию, посещая и участвуя в тематических
секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не
забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного
процесса. Без их участия ни один классный
руководитель не сможет продемонстрировать своё
мастерство, показать навыки работы, поделиться
опытом.  Как  роль классного руководителя
оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6,
9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью
определения мнения о роли классного
руководителя.

Учащимся  были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный
    руководитель?

В результате анкетирования были получены
следующие результаты.

На первый вопрос положительно  ответило 100%
учащихся.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов:
от него мы узнаем много нового, с ним посещаем
театры, музеи, стадионы; классный руководитель
помогает при решении проблем в классе;
заступается за нас; является хорошим примером в
жизни и т.д.

Из высказываний учащихся полученных на третий
вопрос видно, что они придают большое значение
личностным качествам классного руководителя. У
каждого ребенка есть свое мнение на этот счет.
Одни считают, что это надежный, искренний,
честный, порядочный. Другие – модный,
аккуратный,  терпеливый, скромный, не слишком
молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные
 качества: образованность, общий кругозор,
эрудиция.

Классный руководитель должен создавать
условия! Он должен помогать реализации ребенком
своих психосоциальных потребностей, которые
есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы
ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел,
стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть
хорошим!

Воспитывать может любая деятельность:
умственная, физическая, организаторская.
Необходимо только, чтобы она была педагогически
инструментирована, а именно развивала ребенка,
его дарования и вместе с тем помогала ребенку
чувствовать удовольствие, наслаждение, радость
от того, что он делает и благодарности
окружающих.

Словом, главная задача воспитания и
воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и
физические умения, не чувства, не волю, не
коммуникабельность, а мотивы и мотивационную
сферу личности ребенка, т.е. его желания,
стремления, потребность быть социальным,
человечным, нравственным, которые подкреплены
умом и чувством, волей и привычкой.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя,
направленная на создание
психолого-педагогических условий для
удовлетворения базовых, психосоциальных
потребностей школьника.

Работа классного руководителя –
целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно-ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного
руководителя в первую очередь направлена на
работу с обучающимися своего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития  и стимулирования
познавательных интересов. Через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры,
навыков созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного
классного руководителя является системная
работа с коллективом класса. Педагог
гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально-ценные отношения и
переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления.
Классный руководитель создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия
для развития личности ребенка, способствует
формированию навыков самовоспитания
обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим
звеном между учеником, педагогами и родителями,
социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный
классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями – предметниками,
привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам. Это и
разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, и совместная
организация и участие в предметных неделям,
тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом 
классный руководитель изучает индивидуальность
учащихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макросоциуме. Классный руководитель
координирует связь педагога – психолога с
родителями. При поддержке психолога классный
руководитель анализирует развитие коллектива
класса, определяя познавательные, творческие
способности и возможности воспитанников,
помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии.

Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с
ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы
классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом – организатором.
При поддержке педагога – организатора классный
руководитель привлекает к работе  с классом
представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и
современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботиться о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

Одним  из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка.
Классный руководитель привлекает родителей к
участию в воспитательном процессе в
образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и дома. При этом важнейшей
задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи,
интеллекта.

Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час – форма
организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут
подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов
деятельности классного руководителя является
обеспечение обратной связи. Это и в методическом
и психологическом смысле довольно сложная
процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя,
горючим материалом которого является тесная
дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя классный
руководитель. От него зависит потухнет факел или
будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя – поддерживать «огонь» в
каждом ребенке.

             «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников

в условиях реализации ФГОС второго поколения»

    «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

                                                                                                                               (А.А. Захаренко) 

   Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
        Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
     Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью

     Воспитание — это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
     Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
     Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
     Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
     Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
     Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
     В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
     Мечта любого классного руководителя — создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие — коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
     Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
     В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
     
Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
     Большое значение в деятельности классного руководителя имеет
сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
     Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
     В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом-организатором. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
     Классный руководитель также должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
     В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от
медицинских работников образовательного учреждения.
     Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
     Особое место в деятельности классного руководителя занимает
классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
     Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.
     Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России значительно, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – само актуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

   Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Основные идеи

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

  В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 

Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

 Модель организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов

ФГОС – конвенциональная норма организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность учащихся – обязательная часть образовательного процесса. Учет запроса и удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности учащихся. Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности (ведение кружковой работы, проектная деятельность учащихся).

Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности учащихся и направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

 Проводится оценка результативности воспитательной деятельности классного руководителя по критериям мониторинга оценивания (культурный уровень учащихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью.   . Взаимодействие с родителями – критерий эффективности воспитательной работы классного руководителя. Ведение блога – эффективная форма взаимодействия классного руководителя с родителями.

Кодекс чести учителя

      1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
      2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
      3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся — один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, — такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.
      4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости — важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
      5. Помощь детям в трудные моменты — одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг — чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
      6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
      7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.
      8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности — одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
      9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
      10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее — обязательное правило для учителя.
      12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
      13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
      14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
      15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
      16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
      17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход — один из основных элементов и требований педагогической тактики.
      18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, — одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
      19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.
      Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Основополагающие принципы работы преподавателей:

      — сделать человека способным жить полной жизнью — вот твоя обязанность;
      — стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам;
      — учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится;
      — лучшее средство быть любимым детьми — самому любить их;
      — хороший пример старших — лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников;
      — опыт и профессионализм, смелость и поиск — составные творчества учителя;
      — относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности;
      — относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;
      — воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек;
      — не забывай, что принятая тобой обязанность.
      Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 21.05.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

Классный руководитель играет важную роль в образовании ребенка, потому что влияет на формирование личности учащихся, раскрывает их творческий и мыслительный потенциал. А еще хороший руководитель класса всегда защитит права детей и их интересы, выстроит воспитательный процесс по принципам гуманизма. Профессиональный руководитель поможет ученику стать человеком, если деятельность его будет развивающей.​​​​​​​

Функции и обязанности классного руководителя

Какое значение в нынешних реалиях имеет классный руководитель? Он является основным организатором учебного процесса школы, должностным лицом, назначенным директором школы для организации воспитательной работы с учащимися. В настоящее время существуют несколько типов классного руководства:

  • педагог и преподаватель, одновременно осуществляющий классное управление;
  • руководитель класса, освобожденный от других форм деятельности, выполняет только воспитательные действия с учащимися класса;
  • куратор класса, отвечающий за определенный набор работ класса;​​​​​​​
  • тьютор, который покровительствует классу или направляет учащихся в выполнение ими определенного рода деятельности.

Функции классного руководителя:

  • Воспитательная деятельность.
  • Социальная защита.
  • Организация в классе любых видов деятельности, которые способствуют всесторонней подготовке учеников, формированию их индивидуальности, гармоническому существованию коллектива.
  • Координирование, направленное на положительное взаимодействие всех участников учебного процесса – педагогов, учеников, родителей.
  • Управление, способствующее контролю динамики развития личностей учащихся и коллектива учеников.

Классный руководитель является лицом, обладающим определенными правами и обязанностями:

  • быть информированным о здоровье каждого ученика;
  • контролировать успеваемость учеников и посещаемость занятий;
  • взаимодействовать с администрацией школы и учителями, библиотекой, психологом школы, медработником школы, специализированными службами, родителями учащихся;
  • проводить воспитательную работу с учащимися класса по различным направлениям и методикам;
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласовывать их в классе;
  • получать помощь от коллектива учителей школы;
  • проводить индивидуальную работу с учениками и родителями;
  • не принимать поручения, которые не касаются прямых обязанностей;
  • проводить экспериментальные и исследовательские работы по актуальным педагогическим вопросам;
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые окажут оптимальное влияние на развитие личности учеников;
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
  • оказывать помощь родителям школьников в вопросах воспитания детей.
Замечание 1

Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.

Система работы

В последние годы одним из главных требований, связанных с организацией и осуществлением грамотного профессионального классного руководства, является ведение системной работы и в классе, и с каждом учеником в целом. Такой труд должен быть направлен на развитие индивидуальности каждого ученика, а также на неповторимость и успех всего класса. Важнейшим заданием классного руководства является обеспечение взаимопонимания между его учениками и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе учеников.​​​​​​​

Классный руководитель ведёт системное управление на основе следующих принципов:

  • Воспитательная программа по концепции, принятой в учебном заведении.
  • Анализ результатов деятельности, позитивных и негативных явлений жизни.
  • Личностно-ориентированный подход к педагогике.
  • Актуальные задачи воспитания.
  • Принцип толерантности.
Замечание 2

Грамотный классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.

Система работы руководителя класса включает в себя:

  • аналитическую, практическую, организационную деятельность в области воспитания;
  • контроль за повседневной деятельностью класса;​​​​​​​
  • использование современных методов воспитания.

Внедряя и традиционные, и новаторские методы, формы взаимодействия с учениками, классному руководителю следует понимать: чем больше их и чем интереснее они для учеников, тем лучше. Это могут быть разговоры и дискуссии, дебаты и игры, тренинги и экскурсии, интересная встреча, конкурсы, турниры и другие формы общественной и творческой работы. Успешная работа классного руководителя предполагает тесную связь с родителями учеников. Работа с родителями осуществляется при помощи следующих форм:

  • проведение родительского собрания;
  • совместное мероприятие для учеников и их родителей (праздник, соревнование, игра, турнир);​​​​​​​
  • родители могут проводить лекции по актуальным педагогическим проблемам.

В первую очередь классный руководитель является профессиональным педагогическим сотрудником, который для учеников является:

  • духовным образцом культуры человечества;
  • защитником от безнравственности;
  • инициатором объединения ученических коллективов;
  • стимулом для развития личности и самовыражении каждого ученика;
  • консультантом по социализации ребенка;
  • консультантом по проблемам повседневной жизни школьников;
  • человеком, который помогает осознать ученику социальную и экономическую жизнь в обществе;
  • консультантом по профессиональной ориентации;
  • координатором совместного усилия педагогов, родителей и общества в области воспитания школьников;
  • человеком, позитивно влияющим на нравственный и психологический климат учебного коллектива.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  • Эффективно взаимодействовать с учителями, педагогами, родителями.
  • Уважать детей, которые поддерживают инициативу и развивают чувство ответственности.
  • Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  • Планировать деятельность.
  • Организовывать воспитательные мероприятия./li>
  • Использовать методики психологического анализа учеников.​​​​​​​
  • Внедрять нравственные и эстетические технологий в образовательный процесс, направленные на формирование духовности учеников.
Замечание 3

Сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане.

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  • Выбор тематики.
  • Определение цели и задачи работы.
  • Выделение предмета и объекта.
  • Подробное исследование литературного источника по выбранной теме.
  •  
  • Практическое применение результатов своего опыта и эксперимента.
  • Анализ выполненной работы, формулировка выводов, рекомендаций, направления дальнейшей работы.
  • Оформление работы и представление отчета в педагогическом коллективе.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • Изучение профессиональной научно-практической литературы и электронных ресурсов.
  • Участие в научных организациях, клубах и проектах.
  • Ведение научных и экспериментальных работ.
  • Изучение современных педагогических практик.
  • Посещение библиотеки.
  • Поездки на экскурсию.
  • Профессиональное общение с учеными и иными интересными и выдающимися личностями.
  • Посещение мероприятий, повышение культурного уровня (музея, концерта, выставки и так далее).

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план воспитательной работы.
  2. Внесение информации в классную книгу.
  3. Таблица родительских сведений.
  4. Список членов родительской комиссии.
  5. Подробная информация о содержании протоколов родительского собрания.
  6. Расписание, содержание занятий учителей различных предметов для изучения образовательных моментов.
  7. Сценарии мероприятий по воспитанию, классные часы.
  8. Диагностические методы.
  9. Информация об индивидуальной работе с проблемными учениками.
  10. Классный журнал.
  11. Журнал инструктажа по безопасности и ПДД.
  12. Отчеты по воспитанию.
  13. Сведения о посещаемости, их успешности, присутствии, состоянии здоровья учащихся.
  14. Информация по внеурочным занятиям учащихся.
  15. Личные дела школьников.

На сегодняшний день классный руководитель является мыслящим педагогом, постоянно развивающимся, ищущим ответы на проблемы, которые волнуют учеников, родителей и учителей. Такая личность открыта для новых свершений, способна положительно повлиять на развитие учеников, сформировать их личность.

Определение 1

Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.

Мастерство учителя в основном зависит от его собственной личности, от наличия у него специфических качеств. Данные качества не только должны способствовать формированию профессионального опыта в работе, но также должны самостоятельно организовать свои педагогические действия.​​​​​​​

Пример 1

Состав набора качеств преподавателя-профессионала, необходимых, чтобы обеспечить учебный процесс, довольно разнообразен и широк. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.

Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность. Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Права и обязанности классного руководителя

  • Кто он – классный руководитель  

  •  Суть работы классного руководителя

  •  Функции, которые выполняет классный руководитель

    • Прогностически-аналитические функции

    • Координирующая функция

    • Коммуникативная функция

    • Охранная и профилактическая функции

  •  Как строится работа классного руководителя?

Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе. 

Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.

Кто он – классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д. 

На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже). 

Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка. 

Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!

Суть работы классного руководителя

Права и обязанности классного руководителя

Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя. 

Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей. 

Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях). 

Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.

Функции, которые выполняет классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп: 

  • прогностически-аналитические; 

  • координирующие; 

  • коммуникативные;

  • охранные;

  • профилактические. 

Рассмотрим подробнее каждую группу функций.

Прогностически-аналитические функции

Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного. 

Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.

Координирующая функция

Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.

Коммуникативная функция

Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.

Охранная и профилактическая функции

Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д. 

Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.

Как строится работа классного руководителя?

Права и обязанности классного руководителя

В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы. 

Что должен делать классный руководитель ежедневно: 

  • выявлять отсутствующих или опоздавших учеников, попутно выясняя причины отсутствия или опоздания; 

  • организовать дежурство учеников в классе; 

  • организовать и проводить индивидуальную работу со своими учениками. 

Еженедельно: 

  • проверять ведение школьных дневников; 

  • проводить классный час; 

  • проводить работу с родителями (по необходимости);

  • анализировать успеваемость учеников.

Ежемесячно: 

  • решать хозяйственные вопросы;

  • проводить консультации с учителями-предметниками; 

  • проводить работу с родительским комитетом;

  • готовить отчет об успеваемости учеников;

  • готовить отчет о посещаемости учеников. 

В течение учебной четверти: 

  • оформлять и заполнять классный журнал; 

  • проводить анализ воспитательной работы;

  • проводить родительское собрание;

  • готовить отчет об успеваемости учеников за четверть. 

Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования. 

Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классное руководство его значение
  • Инструкция по сборке лего виду 2
  • Инструкция по сборке лего виду 2
  • Smd meter hp4070c инструкция на русском
  • Цена энрофлон 10 инструкция по применению для птиц цена