Классное руководство его значение

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая
наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух,
мечта, идея, которые увлекают сразу троих –
 ребенка, учителя, родителя – и тут же
реализуются. Если их нет, значит то не школа, а
обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по
звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и
считают дни до отпуска и минуты до очередного
звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте
взрослого. Ведь иногда так хочется
пофантазировать, представить себя на месте
учителя или даже строгого директора. В мечтах
ребенок чувствует себя взрослым. С его точки
зрения он умеет все: и правильно учить и
интересно рассказывать, помочь  кому – то в
трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за
плохо выученные уроки, советовать, заботиться и
заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто
воспроизводит события, связанные с  жизнью в
школьные годы. Добрая память осталась о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты
общения, который помогал в решении личностных
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной
личностью. Чаще всего это классный руководитель.
Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и
операций, которым педагога можно обучить и
совершая которые он гарантированно достигает
успеха, а деятельность, которую педагог должен
выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её
ценностями, подбирая методы и средства,
сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя
процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного
руководителя является важнейшим звеном в
воспитательной системе учебного заведения,
основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением мировое сообщество,
государство, родители – максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического
совершенства.

Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает,
контролирует повседневную жизнь и деятельность
учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не
только известные формы воспитательной работы, а
так же в свою практику включает и новые формы
работы с ученическим коллективом. Формы работы
определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы,
общественно-полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили
широкое распространение следующие формы
воспитательной работы:

Публичная лекция – лекция, насыщенная
яркой информацией с необычными примерами,
фактами, позволяющая «высветить» отношение к
рассматриваему явлению или событию.
Открытий микрофон – ученикам предлагается
обсудить события общественной жизни.
«Сократовская беседа» – поиск истины,
обсуждение поставленной проблемы с разных
сторон с поочередным решением дополнительных
вопросов.
Философский стол – обсуждение жизненных
ситуаций воспитанниками философской позиции.
Дискуссионные качели по предложенной теме
– беседы с чередованием суждений ведут две
группы учеников.
Разговор при свечах – беседа на темы
интимно-личностного общения или этического
содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном
воспитательном процессе?

Занимаясь поиском ответов, мною осознана
необходимость оценить данную проблему с двух
позиций: глазами классного руководителя и
глазами ребенка.

Настоящий классный руководитель, владеющий
технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем
воспитаннике личность неповторимую, уникальную;
который глубоко изучает каждого учащегося на
основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует
формированию детского коллектива, базируясь на
личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует
воспитательную систему класса вместе с детьми с
учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в
ногу со временем, он методически и
психологически подкован, владеет знаниями по
теории и методике воспитательной работы,
 хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а так же умеет ориентироваться
в основных нормативных документах. Классный
руководитель интересуется вопросами волнующими
 современную молодежь, изучает новинки
информационных технологий.  Кроме того,
классный руководитель хорошо знает
инфраструктуру города, в котором он  живет и
работает, это помогает организовывать
внеклассную работу. Регулярно повышает свою
квалификацию, посещая и участвуя в тематических
секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не
забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного
процесса. Без их участия ни один классный
руководитель не сможет продемонстрировать своё
мастерство, показать навыки работы, поделиться
опытом.  Как  роль классного руководителя
оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6,
9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью
определения мнения о роли классного
руководителя.

Учащимся  были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный
    руководитель?

В результате анкетирования были получены
следующие результаты.

На первый вопрос положительно  ответило 100%
учащихся.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов:
от него мы узнаем много нового, с ним посещаем
театры, музеи, стадионы; классный руководитель
помогает при решении проблем в классе;
заступается за нас; является хорошим примером в
жизни и т.д.

Из высказываний учащихся полученных на третий
вопрос видно, что они придают большое значение
личностным качествам классного руководителя. У
каждого ребенка есть свое мнение на этот счет.
Одни считают, что это надежный, искренний,
честный, порядочный. Другие – модный,
аккуратный,  терпеливый, скромный, не слишком
молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные
 качества: образованность, общий кругозор,
эрудиция.

Классный руководитель должен создавать
условия! Он должен помогать реализации ребенком
своих психосоциальных потребностей, которые
есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы
ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел,
стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть
хорошим!

Воспитывать может любая деятельность:
умственная, физическая, организаторская.
Необходимо только, чтобы она была педагогически
инструментирована, а именно развивала ребенка,
его дарования и вместе с тем помогала ребенку
чувствовать удовольствие, наслаждение, радость
от того, что он делает и благодарности
окружающих.

Словом, главная задача воспитания и
воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и
физические умения, не чувства, не волю, не
коммуникабельность, а мотивы и мотивационную
сферу личности ребенка, т.е. его желания,
стремления, потребность быть социальным,
человечным, нравственным, которые подкреплены
умом и чувством, волей и привычкой.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя,
направленная на создание
психолого-педагогических условий для
удовлетворения базовых, психосоциальных
потребностей школьника.

Работа классного руководителя –
целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно-ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного
руководителя в первую очередь направлена на
работу с обучающимися своего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития  и стимулирования
познавательных интересов. Через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры,
навыков созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного
классного руководителя является системная
работа с коллективом класса. Педагог
гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально-ценные отношения и
переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления.
Классный руководитель создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия
для развития личности ребенка, способствует
формированию навыков самовоспитания
обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим
звеном между учеником, педагогами и родителями,
социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный
классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями – предметниками,
привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам. Это и
разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, и совместная
организация и участие в предметных неделям,
тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом 
классный руководитель изучает индивидуальность
учащихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макросоциуме. Классный руководитель
координирует связь педагога – психолога с
родителями. При поддержке психолога классный
руководитель анализирует развитие коллектива
класса, определяя познавательные, творческие
способности и возможности воспитанников,
помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии.

Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с
ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы
классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом – организатором.
При поддержке педагога – организатора классный
руководитель привлекает к работе  с классом
представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и
современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботиться о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

Одним  из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка.
Классный руководитель привлекает родителей к
участию в воспитательном процессе в
образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и дома. При этом важнейшей
задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи,
интеллекта.

Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час – форма
организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут
подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов
деятельности классного руководителя является
обеспечение обратной связи. Это и в методическом
и психологическом смысле довольно сложная
процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя,
горючим материалом которого является тесная
дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя классный
руководитель. От него зависит потухнет факел или
будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя – поддерживать «огонь» в
каждом ребенке.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

 « РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА».

                                C:UsersГлокDownloads4171729760.jpg

       Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :

— становление классного коллектива

— формирование гармонично – развитой личности

      Классный коллектив – это большая воспитательная сила , т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении , самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.

          Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости  и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания . Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся , мероприятия по организации и формированию классного  коллектива  .

     Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса  классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором , заинтересован ученик , где есть не просто накопление фактов , а изменение ученика, его поведения , его « Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания :

— воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей .

— любая воспитательная задача решается через активные действия ; физическое развитие – через физические упражнения

— нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность , решения интеллектуальных задач

— содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка.

     Опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка . то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка , затем активность ребенка возрастает , и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.

    Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся , проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому . Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности , выявлять черты характера , культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.

     Непосредственное общение с детьми , духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей , формированию их идеалов , взглядов , убеждений , личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения.

       Воспитательный  эффект велик , когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития , перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

     Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности , осознание ее целей , требований , перспектив. Классный руководитель , анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь , процесс их становления , как личностей , формирования их мировоззрения , творческих способностей ,  предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.    

      Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношений, формирование личности протекает , как движение , вызываемое причинами  проходящее свои этапы .  Это движение  длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила : « Недостаток ребенка – это такое достоинство , которому мы не нашли применения» А , значит , нет у детей недостатков , с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные . Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка        ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь» , « я рада , что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня , как классного руководителя , одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.

Формируя классный коллектив  использую следующие направления в воспитательной работе:

— художественно — эстетическое

— патриотическое

— здоровье сберегающее

— спортивное

        Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:

— воспитывать у учащихся потребность в формировании здорового образа жизни

— воспитывать чувство долга , чувство собственного достоинства

— поддерживать творческие стремления детей

— создать условия для самовыражения и самореализации учащихся

— создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем

— обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности

      В работе с классным коллективом использую следующие методы , приемы, формы работы: лекция , объяснение , беседа , диспут , пример . поощрение.

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися :

-психологическая диагностика

-индивидуальные беседы

-вовлечение учащихся в кружки и факультативы

-дневник педагогических наблюдений

      Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками , ежедневно отслеживаю оценки учеников , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .

     Особое место в деятельности классного руководителя занимают  классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы . Классные часы можно подразделять на группы : « часы знаний» , « часы труда» , « час коллектива» , « час творчества» и т.д. Классный час – это своеобразная форма собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни классного коллектива. В течении часа проводится свободная дискуссия , формируются основные выводы и решения , выдвигаются темы и вопросы следующих классных часов.

      Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся . Он организует и направляет воспитательный процесс в классе , объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей , о коллективизме , трудолюбии , о повышении качества знаний , укрепления дисциплины и порядка в классе.

       Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно , в центре внимания стоят вопросы учебной работы , повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит  прежде всего как воспитатель.

         В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью , глубоко владеть знаниями , увлекаться театром , живописью , литературой , разбираться в моде  , владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .

        Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека . Они вспоминаются не только интересными уроками . Но в памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии , школьные вечера , яркие доклады. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя , его дружеская поддержка в трудную минуту . Многие ученики и после школы не порывают связь со своими любимыми классными руководителями.

Права и обязанности классного руководителя

  • Кто он – классный руководитель  

  •  Суть работы классного руководителя

  •  Функции, которые выполняет классный руководитель

    • Прогностически-аналитические функции

    • Координирующая функция

    • Коммуникативная функция

    • Охранная и профилактическая функции

  •  Как строится работа классного руководителя?

Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе. 

Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.

Кто он – классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д. 

На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже). 

Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка. 

Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!

Суть работы классного руководителя

Права и обязанности классного руководителя

Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя. 

Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей. 

Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях). 

Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.

Функции, которые выполняет классный руководитель

Права и обязанности классного руководителя

Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп: 

  • прогностически-аналитические; 

  • координирующие; 

  • коммуникативные;

  • охранные;

  • профилактические. 

Рассмотрим подробнее каждую группу функций.

Прогностически-аналитические функции

Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного. 

Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.

Координирующая функция

Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.

Коммуникативная функция

Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.

Охранная и профилактическая функции

Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д. 

Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.

Как строится работа классного руководителя?

Права и обязанности классного руководителя

В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы. 

Что должен делать классный руководитель ежедневно: 

  • выявлять отсутствующих или опоздавших учеников, попутно выясняя причины отсутствия или опоздания; 

  • организовать дежурство учеников в классе; 

  • организовать и проводить индивидуальную работу со своими учениками. 

Еженедельно: 

  • проверять ведение школьных дневников; 

  • проводить классный час; 

  • проводить работу с родителями (по необходимости);

  • анализировать успеваемость учеников.

Ежемесячно: 

  • решать хозяйственные вопросы;

  • проводить консультации с учителями-предметниками; 

  • проводить работу с родительским комитетом;

  • готовить отчет об успеваемости учеников;

  • готовить отчет о посещаемости учеников. 

В течение учебной четверти: 

  • оформлять и заполнять классный журнал; 

  • проводить анализ воспитательной работы;

  • проводить родительское собрание;

  • готовить отчет об успеваемости учеников за четверть. 

Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования. 

Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 22.05.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по сборке лего виду 2
  • Липа в пакетиках инструкция по применению
  • Оператор наладчик станков с чпу инструкция по охране труда
  • Мебеспалин инструкция по применению от чего
  • Тантум верде инструкция спрей для детей с какого возраста