Классное руководство это эссе

ЭССЕ

Педагогическая концепция классного руководителя.

     Классный руководитель – кто это для ребенка? Учитель – это понятно, человек, который учит. А классный руководитель – это тот, кто руководит?

    Но никто из ребят не хочет, чтобы им руководили, никто не желает беспрекословно подчиняться. Значит, классный руководитель должен так организовать свою работу, чтобы дети чувствовали себя комфортно в классе, ощущали себя коллективом и личностью. Таким образом,  наставник не руководит, а направляет, координирует, подсказывает направление.

  Работа классного руководителя очень сложная, но она несомненно нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями.

   Быть классным руководителем — призвание, основа которого — любовь к детям. Эта любовь проявляется по-разному: доброта, строгость, требовательность, доверие и т.д. Главное, видеть в каждом ребенке человека,  у которого свои интересы и желания, но, с которыми следует обязательно считаться. Очень интересно наблюдать за детьми, смотреть, как они растут, меняются. Приятно осознавать, что именно классный руководитель приложил к этим изменениям свои усилия.

    Быть классным руководителем для меня — это видеть внутренний мир ребенка со всеми его проблемами и нуждами.   Очень важно уметь слушать и слышать. Быть искренним, чутким и сопереживающим,  строгим и, конечно, справедливым. Эти качества ценят и родители, и дети. В их глазах такой классный руководитель достоин уважения. А их доверие и уважение дорогого стоит!

Эссе «Я — классный руководитель»

Автор: Вашкевич Юлия Владимировна

Организация: МБОУ «Танковская ООШ»

Населенный пункт: Республика Крым

Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо,

вполне хороший и надежный человек.

К. Ушинский

Классный руководитель — кто он?

Классный руководитель.… Как часто мы слышим эти слова. А что это? Должность? Профессия? Нет! Ответ на этот вопрос я нашла лишь спустя 20 лет работы в школе. Теперь, я с уверенностью могу сказать, что это состояние души. Это образ жизни. Это Любовь и Преданность, Истина и Сердце, Совесть и Благородство, Судьба и Призвание…

Классный руководитель – это целая жизнь! Главное – прожить её достойно. Ведь как говорил Ксенократ: «Мало родиться – надо состояться!» Да и само значение слова «классный» обязывает нас к тому, что мы должны быть классными, лучшими, образцом во всём!

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.

Я – Учитель! И не просто учитель, а ещё и классный руководитель

Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель.

Мы всегда идем к достижению своих целей. В одних случаях быстро и легко, а в других долго и тяжело. Поэтому я , классный руководитель, не теряю своего особого значения и призвания «разжигать огонь» в юных душах.

Спрашиваю себя, правильно ли я всё делаю, смогу ли я воспитать хороших людей? Думаю, да!

Я люблю своих детей, каждый из них – частичка меня, моё отражение. Все ученики, приходящие в мой класс – мои дети, мои «школьные» дети, моя семья, моя жизнь, моё вдохновение и…, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. Как здорово, когда ученик и учитель растут вместе! Мы с ребятами ежедневно учимся друг у друга; они нужны мне, учителю, не меньше, чем я им, так в процессе совместного общения я тоже развиваюсь.

Я бы хотела видеть своих учеников свободно мыслящими, толерантными, умеющими конструктивно решать проблемы, способными к самовыражению… Но, прежде всего, каждый должен быть Человеком. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

Зачастую, дети мне ближе, чем взрослые – они искренние. Со взрослыми иногда приходится притворяться, с детьми–нет. Они –открытые.
При встрече с детьми я постоянно смотрю им в глаза, которые говорят о многом: о настроении, их внутреннем мире. С детьми я всегда стараюсь быть выдержанной, терпеливой, внимательной. Я должна вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации. Каждый ребёнок становится родным, частицей моего сердца. Очень тяжело переживаю их ошибки и неудачи.
Но каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих детей, красочно разрисованную доску, шарики, цветы, я понимаю, что я им нужна, они мне рады. Это и есть учительское счастье.

Я часто задумываюсь: «А какой меня хотят видеть дети?» Детям нужны интересные собеседники. Они меняются каждую минуту, и от меня ждут того же. Они веселы, игривы, активны, подвижны, и хотят, чтобы я была такой. Они хотят видеть во мне помощника, а не «ошибкоуказателя»! Они ждут понимания, хотят, чтобы рядом был человек творческий. И я очень стараюсь такой быть!

« А какой меня хотят видеть родители?» Ведь они доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Доброй, чуткой, внимательной. Именно с такой философией – философией добра и уважения, каждый день я иду в школу, где внедряются новые образовательные технологии, стандарты, но неизменным остаётся одно – Доброта и Любовь к детям!

Мне кажется, что рецепт счастья классного руководителя – «Проверяй всё сердцем!»

Я уверена: классный руководитель-это не должность, это призвание. Только любящий детей человек, понимающий их психологию, умеющий найти подход к каждому, понять, подбодрить, вселить уверенность, надежду-только такой педагог способен стать « классным» классным руководителем!

Учиться всю жизнь, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: какая я? Достойна ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы уверенно вести диалог со своими учениками? Эти вопросы постоянно тревожат и заставляют трудиться над собой.

Вся гордость учителя в учениках

в росте посеянных им семян.

Д.И. Менделеев

Возможно, когда-нибудь, где-нибудь, кто-нибудь из моих учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».

Говорят, на свете все профессии важны, но есть три самых главных – священник, врач и учитель. Их объединяет забота о будущем, не своём, а общем — будущем всех людей. Это здорово – прикоснуться к нему и, возможно, немножко повлиять. А пока наше будущее ещё только растёт, нужно сделать так, чтобы его детство было счастливым.

И вот я вновь в любимом классе с любимыми детьми…..

Сейчас у меня 24 пламенных сердца, жаждущих исследовать новые горизонты и открывать новые перспективы. Я не знаю, кем они станут в будущем: врачами, учителями, учёными, но я очень надеюсь, что они будут ответственными родителями, заботливыми детьми и внуками, и просто честными, порядочными, добрыми и любящими жизнь людьми. Я верю, что помогу им стать такими. Ведь в этом и есть предназначение классного руководителя, а значит и МОЁ.

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,0 МБ

Опубликовано: 14.11.2022

Классный руководитель – это человек, который имеет огромное количество обязанностей, которые позволяют грамотно обучить детей и вести их вперёд по трудному, но очень интересному пути. Для аргументирования определения приведём несколько примеров, которые помогут нам рассмотреть и раскрыть эту интересную тему.

Как говорил великий философ В. Гюго:

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь — хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правдив еще лучше.

В настоящее время главной задачей учителя является – «научить детей учиться». Потому что, когда дети приходят в первый класс, учитель, в первую очередь должен настроить детей на этот серьёзный путь. Поэтому, для того, чтобы было интересно, почти на протяжении всей начальной школы, уроки проводятся в игровой форме. Также, классный руководитель является второй мамой для детей, которая может поддержать или помочь в трудной ситуации. Поэтому, классный руководитель должен знать интересы каждого ребёнка и находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Таким образом, мы узнали, что классный руководитель является самым главным человеком в жизни младших школьников, потому что это самый первый учитель. Которого они запомнят на всю свою жизнь.

И даже когда дети становятся взрослыми, они всегда будут помнит своего первого учителя.

«Не должность, но призвание»

Много профессий на свете. Но среди них выделяется одна, на мой взгяд , лучшая – профессия учитель. Именно ему, учителю, посвящают стихи и песни, дарят море цветов! А ведь каждый учитель – это ещё и классный руководитель. А быть им, хорошим и любимым классным руководителем, не легче, если не труднее. Стать профессионалом — ещё сложнее. Потому что, сколько бы книг по психологии и педагогике ни было написано, каждый ребёнок- это отдельная загадочная планета, понять которую и разгадать её тайны придётся уже классному руководителю одному. Так что здесь даже профессионализма недостаточно. Быть классным руководителем — призвание, это зов души и сердца, основа которого — огромная любовь к детям.

Классный руководитель… Как часто в школе, в процессе нашей педагогической деятельности, мы слышим эти слова. Их произносят дети, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек для наших ребят в школе. Классный руководитель встретит детей 1 сентября, познакомит с новыми учителями; классный руководитель поможет каждому ребёнку в трудную минуту, успокоит, подбодрит; классный руководитель подскажет родителям, как лучше разобраться в их взаимоотношениях с сыном или дочерью. Можно продолжать бесконечно говорить о нём, о классном руководителе.

А ведь если вдуматься в значение слова, то уже в нём самом заложена огромная роль классного руководителя в школьной жизни детей.

«Классный» — значит лучший, удивительный, прекрасный; значит надёжный, понимающий; значит образец во всём!

И в то же время — «руководитель»! Именно он – тот магнит, который притягивает к себе детей, вдохновляет их на яркие, интересные дела, воодушевляет, подсказывает, зовёт за собой!

Всё же как прекрасно быть классным руководителем!

Кто он, этот незаменимый, нужный в любую минуту классный? Каким надо быть, чтобы дети с гордостью говорили : «Это наш классный руководитель»!»

Кажется, что ответить на этот вопрос легко. Достаточно перечислить те качества, которыми должен обладать этот педагог. Это доброта, понимание, образованность, культура, надёжность, профессионализм и многое другое. Но только ли это? Я уверена, что главное – воспринимать эту работу не как должное, а именно как часть своей жизни, когда в любое время дня и недели, в рабочие дни и в отпуск- все твои мысли о них – о твоих детях! Да, я постоянно думаю о них. Они в душе, в сердце, я слышу их голоса¸ знаю, как они ответят на тот или иной вопрос, как поведут себя. Я знаю их манеры, привычки. А всё это происходит потому, что я просто очень люблю их, таких разных, порой непослушных, порой удивительно милых. Они просто – МОИ дети, мой класс.

Я уверена: классный руководитель – это не должность, но призвание. Только любящий детей человек, понимающий их психологию, умеющий найти подход к каждому, понять, подбодрить, вселить уверенность, воспитать личность – только такой педагог способен стать «классным» классным руководителем!

Вот уже 30 лет я – классный руководитель… Как это много, и в то же время кажется, что годы пролетели мгновенно! Сколько их, моих любимых Наташ, Серёж, Ильясов, Лиль было за эти годы… Все они – в моём сердце. Светлане я подсказала, что её призвание — быть учителем, и она пошла по моим стопам, стала прекрасным педагогом; А Ильяс, как я радовалась, когда он, преодолевая застенчивость, воспитывал в себе характер, постепенно становился организатором дел, а сейчас — это прекрасный руководитель одной из фирм Казани; А Иринка, как она любила петь, выступать, я всегда предоставляла ей такую возможность , и сейчас она учится в институте культуры. Да, я всегда старалась и стараюсь увидеть в детях необычное, помочь им раскрыться. Воспитать личность – именно такую цель я всегда ставлю в своей работе. А воспитать личность может только личность! И я всегда стремлюсь идти в ногу со временем, быть интересной моим детям. Сколько труда, терпения, усилий нужно прилагать, чтобы услышать, как твои дети называют тебя любимым классным руководителем.

Школа- это второй дом не только для моих учеников, но и для меня. Это НАШ дом. И я , как классный руководитель, пытаюсь сделать так, чтобы дети бежали сюда, скучали в разлуке, думали о нём, о нашем доме. Бывает, что ребёнок не находит внимания, поддержки в своей родной семье. И именно школа становится родным местом, где ему всегда рады ,заботятся о нём, где его всегда ждёт с нетерпением Вера Александровна.

А как многому научили меня они, мои ребята! Это только нам кажется, что мы воспитываем детей. Но и они тоже воспитывают нас. Дети учат нас терпению , спокойствию. Учат видеть мир в его красоте, восхищаться жизнью, забывать о трудностях жизни. Когда я вижу глаза моих детей, такие открытые, добродушные, я забывают о том, что в жизни много сложностей, я даже о возрасте своём забываю- ведь душа моя так же молода, как когда-то, когда я ещё молоденькой девушкой вошла в свой первый 9Б класс… Со своими первыми учениками я встретилась в прошлом году. Они моложе меня всего на 6 лет. Это уже взрослые женщины и мужчины. А я для них осталась всё той же классной руководительницей. Я видела, как им хотелось поребячиться, как когда-то, услышать мою похвалу, рассказать о себе. А главное – они сказали мне, что многому я их научила в жизни, что они до сих пор берегут в своей душе добрые воспоминания обо мне. А один из них – Марфин Павел, когда-то самый непослушный ребёнок, признался мне, что всему хорошему в своей жизни он обязан мне, что именно я помогла стать ему настоящим человеком. Что может быть дороже для классного руководителя, чем услышать через 30 лет такие слова-признание своего ученика!

Да, быть классным руководителем — это призвание. Я счастлива, что добилась в молодости своей цели, став учителем, я счастлива, что я – классный руководитель, что могу стать для моих детей другом, помощником,

Счастья Вам, мои ребята, мои ученики 5а¸9б, 10Б…. Я желаю Вам удачи в жизни, исполнения желаний, а главное — выбрать профессию по ПРИЗВАНИЮ. Как когда-то это сделала я, Ваша Вера Александровна, Ваша КЛАССНАЯ!

Эссе на тему: «Признание быть классным руководителем!»

Фалилеева Марина Васильевна

Каким должен быть современный учитель?

Может, строгий, серьезный, холодный и злой?

Или должен быть мягким он, словно родитель,

Точно также делиться своей душой?

Педагог – это будто вторая мама,

Воспитатель, учитель и просто друг.

Надо в детских глазах быть совсем без изъяна,

Ведь изъянов полно и без нас вокруг.

(Александр Александрович Жигайлов)

Каждый человек ищет свое место в бурном потоке времен. Выбирая профессию, испытываем желание чего-то добиться, работать так, чтобы это приносило удовлетворение. Я рада, что моя судьба привела меня в мир, полный детских голосов, как бурлящий поток, накатывающий с порога. Это мир, где трудно провести грань между работой и личной жизнью.    

Стать учителем я решила, еще учась в школе. Сегодня за моими плечами более двадцати лет работы в школе, практически все из них являюсь классным руководителем.

Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Я считаю, что сегодняшний классный руководитель должен учитывать современные требования к результату образования, находить новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определять в качестве приоритетных целевые ориентиры. Любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект — вот те ценности, которые для меня как педагога являются основополагающими.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.   Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства.

Чем дольше я работаю в школе, тем чаще начинаю задумываться над вопросами: «Быть учителем и классным руководителем — это моя работа, выполнение должностных обязанностей или призвание? Каким должен быть современный классный руководитель? Соответствую ли я, как классный руководитель, течению времени?

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.

  Но все-таки быть классным руководителем для меня – это значит жить, ведь классный руководитель — это состояние души. Важно, чтобы классный руководитель признавал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями.

Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. А знаете, что меня еще радует? Дети видят, что я отношусь к ним с любовью, и отвечают мне тем же. А еще с уважением и сотрудничеством.

Конечно, я их иногда ругаю, но когда ребята понимают, что справедливо, то не обижаются. Успокоился – значит, сдался, а равнодушному педагогу не место в классе.

О чем ты можешь сказать детям, если у тебя самого не горят глаза? Нет… в школе по-другому нельзя. Не случайно классного руководителя называют второй мамой. Иногда бывает так, что родители не могут или не   хотят помочь своим детям, и помогает именно она, вторая мама. Да они же верят мне! Ждут   помощи от меня и приходят на помощь мне в трудную минуту. Вот тут понимаешь, что мне, действительно, в жизни невероятно повезло. Я не просто учитель, не просто классный руководитель, я их друг! А друзей никогда не бросают! Вот оно то, к чему я стремлюсь, что пытаюсь воспитать в своих учениках! Мне нравится каждый день их встречать и провожать. Мне нравится каждый день с ними думать, учиться, изобретать, ценить дружбу, любить, ходить в походы.  Я сама получаю от этого удовольствие, и с чувством внутреннего удовлетворения трачу свободное время, иногда в ущерб собственной семье. И пусть меня многие не понимают и даже осуждают.  Если бы сейчас мне предложили вернуться в прошлое и начать все заново, я бы выбрала ту же стезю, мою школьную жизнь, которую я не представляю без классного руководства.

Врачи, прежде чем получить право лечить людей, дают клятву Гиппократа. А нам, классным руководителям, выпускающим в жизнь людей, какую клятву давать? Ведь ответственность не меньшая. Вспоминаю заповеди Монтессори: «Если ребенка подбадривают, он учиться верить в себя. Если ребенка хвалят, он учиться быть благодарным… Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть…». Врач отвечает за физическое здоровье  человека, а мы- педагоги за нравственное. Какая огромная ноша – быть в ответе за духовное здоровье нации! «Не навреди!» — вот главная заповедь не только врача, но, как мне кажется, и классного руководителя. Слово воспитателя… Скольким ученикам помогло оно многое понять, передумать, взглянуть пристальнее на самого себя, сколько человек заставило поверить в себя, обрести душевное спокойствие, найти свое призвание. И надо помнить, к кому обращено наше слово, наше оружие – застенчивому ребенку со слабым здоровьем, истощенной нервной системой, ждущему от нас помощи или, напротив, отвергающему ее.

 Классный руководитель, как я думаю, — это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником. Считаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувства собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Мы, работающие в школе, черпаем живую энергию детства и, как никто, должны всегда помнить собственное детство и не «взрослеть», то есть не черстветь душой. Помните слова Руссо, обращенные, как я теперь понимаю, именно к нам: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»? Без этой любви к детству в школе нечего делать.

А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», — утверждал И.Кант. Так будем же ею наслаждаться, овладевая великой силой каждого воспитателя – владеть сердцами своих учеников. 

Эссе «Сущность, содержание и направления деятельности классного
руководителя»

          Деятельность
классного руководителя введена в 1934г. Классным руководителем назначался один
из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную
работу в данном классе. В наше время деятельность классного руководителя носит
особый характер, диктуемый своеобразием гуманистических систем, требованиями,
предъявляемыми к педагогам, как к их создателям. Сегодня воспитание
рассматривается, как управление процессом развития личности через создание
благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие,
раскрытие творческого потенциала, формирование ключевых компетенций. Основная
задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать
свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Главное
направление воспитательной деятельности классного руководителя — забота об
индивидуальном развитии каждого учащегося, содействие максимальному проявлению
его положительных личностных качеств. Для успешной работы с классом необходим
системный подход к процессу воспитания и управлению этим процессом, который
предполагает создание и развитие воспитательной системы класса на основе
программы воспитания, определяющей цели, задачи и основные направления развития
воспитательной работы с коллективом учеников, учителей и родителей.

          Кто-то из мудрецов сказал, что
человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее
пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее,
пленительно чарующее…

            С какой из этих стихий можно сравнить работу учителя, классного
руководителя? Я думаю, что труд педагога сравним с пламенем костра, горящим в
ночи. Это пламя и освещает, разгоняя холодную темноту ночи, и согревает
нуждающегося в тепле, и дает возможность приготовить пищу и утолить голод. А
разве учитель пламенем своего сердца и разума не разгоняет мрак незнания и
невежества? Разве наставник не согревает нас теплом души своей, в час, когда
вера в свои силы покидает нас? Разве педагог не дает нам в руки знания,
применив которые мы сможем добыть себе пищу для души и тела? Ярко горит костер,
негромко потрескивая, и тысячи искр разлетаются во все стороны, взлетая выше
костра, породившего их и освещая большее пространство, нежели сам костер. Но
разве зажглись бы эти искорки светом и внутренней силой, если бы пламя не
отдало бы им часть своего тепла и энергии? И разве не так разлетаются ученики,
подобные маленьким искоркам, чтобы, попав в благоприятные условия, окрепнув,
дать начало еще одному костру…

Личность
классного руководителя

          По мнению
А.С. Макаренко, личность самого классного руководителя имеет огромнейшее
значение. Немаловажен внешний образ человека, работающего в системе образования,
он оказывает мощное психологическое воздействие на школьников. Существует пять
основных «точек опоры» внешнего образа: одежда; походка, жесты, позы; мимика,
взгляд,  визуальный контакт; прическа, макияж; манера общаться (умение
удерживать внимание собеседника, риторические способности).

          Около 80%
информации передаётся при помощи невербальных средств.

          Педагог
должен иметь эстетический вкус, с тем, чтобы прививать его своим воспитанникам.
Замечено, если учитель приходит в школу в неопрятной одежде и от него дурно
пахнет, то это вызывает отвращение у учащихся, внимание на уроке снижается,
педагог превращается в объект для насмешек. Поэтому классный руководитель,
впрочем, как и любой учитель, должен тщательно следить за своей внешностью,
создавать себе положительный образ.

          Несомненно,
что к самой личности классного руководителя требования не менее жёсткие. Это и
профессиональная компетенция, владение основами знаний по общей психологии,
грамотность, владение искусством слова, даром убеждения. Но самое главное —
порядочность, нравственность, сформировавшаяся гражданская позиция. Прививая
эти качества своим воспитанникам, он сам должен владеть ими в полной мере.
Личный пример педагога — это самое мощное оружие в педагогической практике.
Если проводя классный час и говоря о вреде курения и алкоголя, педагог курит в
стенах школы и приходит на работу с запахом алкоголя, то его работа не возымеет
никакого педагогического воздействие или оно будет низким. Если на классном
часе говорится о бережном отношении к хлебу, а лежащий на полу кусок не
поднимет проходящий мимо учитель, то эта работа тоже будет нерезультативной.

Роль классного
руководителя в становлении классного коллектива

          Большую роль
в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со
сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие
потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения
(общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях,
авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от каждого
фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает
её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как
коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

Критерии коллектива:
групповая направленность, способность группы к самоуправлению, подготовленность
группы к совместной деятельности.

Показатели развития
коллектива: интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие,
взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»); эмоциональная
коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе); волевая
коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных
ситуациях).

          Коллектив —
это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные
потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении,
самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести
необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные
качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт.
Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают,
прежде всего, деловые отношения — отношения ответственности-зависимости. Они
являются основными в коллективе.

          Классный
руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды
отношений в классе, имея в виду их стержень — деловые связи учащихся. В классе
существует актив  (группа детей), на который всегда можно опереться, и который
может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся
на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.
Далее  классный руководитель создает условия для становления классного
коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся,
равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют
сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы,
имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса
(юноши-девушки), соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно
сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, занятие
творчеством. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению
более сильной личности слабой

          В.А.Сухомлинский
писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и
заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость
коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил
чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

          Классный
руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации
его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят
одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна
программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию
коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по
схеме — плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках
целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом
формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы
это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши
проблемы будут решены.

          Чтобы работа
по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо
учесть следующее:

1) открытость
деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе,
радуемся вместе»;

2) осуществление обратной
связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу,
анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

3) сотворчество
(сотрудничество в творчестве);

4) успешность (с
использованием инструмента оценки);

5) свобода выбора;

6) целевая направленность
на конкретный результат дела;

7) привлекательность
деятельности.

          Основные
направления работы классного руководителя по организации и развитию классного
коллектива:

       
организация коллективной деятельности;

       
организация самоуправления;

       
организация перспективы развития коллектива;

       
организация традиций коллектива;

       
воздействие на межличностные отношения в классном коллективе;

          Основная
цель педагога — максимально использовать возможности коллектива для решения тех
задач, ради которых этот коллектив создаётся. Стимулируются положительные
стороны личности. Таким образом, коллектив становится средством развития
социально-важных качеств личности, раскрытие потенциальных возможностей и
способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он не обладал.

          Необходимо
остерегаться ошибок: одно слово может навсегда убить доверие к классному
руководителю; тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях; не
все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в
индивидуальной беседе; не чувствуя меры, можно воспитать качество,
противоположное желаемому (тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество,
лживость).

          Основные направления деятельности
классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

        
установление личных контактов;

        
изучение учащихся;

        
реализация индивидуального подхода;

        
средства индивидуального воздействия;

        
выстраивание программы личностного роста ребенка

          Мне
посчастливилось стать учителем, классным руководителем, преподавать технологию.
Мой путь к школе был последовательным и осознанным. Считаю свою профессию
архиважной, так как участвую в формировании полноценной личности человека. Для
меня очень значимо не столько поделиться знаниями, которыми владею сама, но, в
большей мере, моя задача помочь ребятам увидеть и раскрыть тот творческий
потенциал, который заложен в них природой. И неважно, какую дорогу выберет
каждый из них, повзрослев, главное — не погасить его внутреннюю искорку в
настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. От результатов нашей
работы зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит, от нас
зависит будущее.

Список литературы

1.    
Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник
классного руководителя. — 2008. — №9. — с.33-35.

2.    
Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко — М.:
Педагогика, 1983.- 386с.

3.    
Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А.
Сухомлинский — М.: Педагогика, 1990. — 286с.

автор: Черемных Елена Геннадьевна

учитель начальных классов МОУ “Костинская СОШ”

Эссе “Я – классный руководитель!”

Министерство образования Российской Федерации

Управление образования Муниципального образования Алапаевское

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Костинская средняя общеобразовательная школа»

Эссе 

« Я – классный руководитель!»

Автор: учитель начальных классов

                                                                 высшей  квалификационной категории

                                                                 Черемных Елена Геннадьевна

МО Алапаевское, 2021

Эссе «Я – классный руководитель!»

Всё в мире начинается с любви… Любви к людям, природе, красоте…к профессии.

Я всегда мечтала стать учителем. Ведь моя мама была учителем, и во мне с детства жила тяга к школе, к детям. Сколько раз я представляла себе свой первый класс, первый урок, первое родительское собрание, прокручивала всё, как  киноплёнку. Видела во сне своих первых учеников. Ждала тот день, когда смогу попробовать свои силы.

… Мелькали дни. Шелестели листочки календаря. И вот настал этот день: 

«Я – Учитель! И не просто учитель, а ещё и классный руководитель!»

Классный руководитель.… Как часто мы слышим эти слова. А что это? Должность? Профессия? Нет! Ответ на этот вопрос я нашла лишь спустя 25 лет работы в школе. Теперь, я с уверенностью могу сказать, что это состояние души. Это образ жизни. Это Любовь и Преданность, Истина и Сердце, Совесть и Благородство, Судьба и Призвание… Классный руководитель – это целая жизнь! Главное – прожить её достойно. Ведь как говорил Ксенократ: «Мало родиться – надо состояться!» Да и само значение слова «классный» обязывает нас к тому, что мы должны быть классными, лучшими, образцом во всём!

А это не просто. Ведь кто-то очень мудрый однажды сказал, что обладать умением из таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это искусство, видеть в каждом ребёнке личность – это профессионализм, а уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный руководитель.

Вот уже 25 лет я – классный руководитель. Всё было за это время: радость и огорчения, победы и поражения, трудности и проблемы, но никогда не было сожаления о выборе своего жизненного пути.

Судьба. Скажу ли я ей спасибо? Да.

Спасибо за те минуты, когда удавалось проникнуть в самые далёкие галактики детского мира и пробудить лучшие качества в детях.

Спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребёнок вдруг восклицал: «Получилось!» – и обретал веру в себя.

Спасибо за то, что в понедельник, переступив порог школы, слышишь: «Как мы соскучились!»

Ради этого стоит быть классным руководителем!

Я часто задумываюсь: «А какой меня хотят видеть дети?» Детям нужны интересные собеседники. Они меняются каждую минуту, и от меня ждут того же. Они веселы, игривы, активны, подвижны, и хотят, чтобы я была такой. Они хотят видеть во мне помощника, а не «ошибкоуказателя»! Они ждут понимания, хотят, чтобы рядом был человек творческий. И я очень стараюсь такой быть!

« А какой меня хотят видеть родители?» Ведь они доверяют мне самое дорогое, что  у них есть – своих детей. Доброй, чуткой, внимательной. Именно с такой философией – философией добра и уважения, каждый день я иду в школу, где внедряются новые образовательные технологии, стандарты, но неизменным остаётся одно – Доброта и Любовь к детям! 

Мне кажется, что рецепт счастья классного руководителя – «Проверяй всё сердцем!» Ведь благодаря искренности и теплоте, открытости и уважению, доброте и любви, я вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им радость, радость познания и приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, успешным, сообразительным. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, нужно только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза…

Конечно, классный руководитель не Бог, не великий мудрец и не может вершить судьбы и предопределять будущее, но он – непосредственный участник судьбы каждого ребёнка и забывать об этом нельзя, ни на минуту.

Сейчас у меня 17 пламенных сердец, жаждущих исследовать новые горизонты и открывать новые перспективы. Я не знаю, кем они станут в будущем: врачами, учителями, учёными, но я очень надеюсь, что они будут ответственными родителями, заботливыми детьми и внуками, и просто честными, порядочными, добрыми и любящими жизнь людьми. Я верю, что помогу им стать такими. Ведь в этом и есть предназначение  классного руководителя, а значит и моё.

Много профессий на свете. Но среди них выделяется одна, на мой взгяд лучшая – профессия учитель. Именно ему, учителю, посвящают стихи и песни, дарят море цветов! А ведь каждый учитель – это ещё и классный руководитель. А быть им, хорошим и любимым классным руководителем, не легче, если не труднее. Стать профессионалом — ещё сложнее. Потому что, сколько бы книг по психологии и педагогике ни было написано, каждый ребёнок- это отдельная загадочная планета, понять которую и разгадать её тайны придётся уже классному руководителю одному. Так что здесь даже профессионализма недостаточно. Быть классным руководителем — призвание, это зов души и сердца, основа которого — огромная любовь к детям.

По моему мнению классный руководитель должен быть защитником своих учеников, должен всегда быть готов прийти на помощь своему подопечному, а не выплёскивать на него чашу своих обид и злости. Лишние нотации ученикам не помогут. Нужна ласка со стороны классного руководителя. Классный руководитель должен распахнуть душу перед своим классом. Вспомним хорошо известные всем слова А. П. Чехова: « Кто не умеет взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». А наши ученики зорко следят за реакцией классного руководителя, за каждым сказанным им невзначай словом. Особенно старшеклассники. На грубость они могут ответить тем же или смешком. Ученики должны доверять классному руководителю в любой ситуации. Они должны знать, что классный руководитель всегда поможет в трудную минуту. Разумеется, замечания со стороны классного руководителя порой нужны ученику. Но это делать нужно корректно, тактично, чтобы ученик понял свои ошибки и захотел их исправить и больше никогда к ним не возвращаться. Тогда, возможно, исчезнет и настороженность к школе со стороны некоторых родителей. И родители тогда будут настоящими помощниками классного руководителя, если будут видеть, что их ребёнок в школе в надёжных, добрых руках. Родители тоже, как и дети, должны верить своему классному руководителю.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету. Работа классного руководителя трудная, но интересная и творческая. А секрет прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» Сердце классного руководителя должно чувствовать свой класс, любить его. И тогда всё получится. И тогда в детях будет продолжать развиваться сказка, любовь к школе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту приора 2172 скачать бесплатно
  • Ригель немецкий альта профиль инструкция по монтажу
  • Осуществление руководства внешней политикой российской федерации правительство осуществление
  • Должностная инструкция следователя мвд россии образец 2020
  • Momegalen fett creme инструкция на русском