Как
сделать классное руководство интересным и содержательным
Выступление на ШМО классных руководителей
Панина М.И.
Выступление «Как
сделать классное дело интересным и содержательным»
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк
Вопросы
образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись
одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А
так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная
ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя,
классного руководителя, воспитателя.
Каждый ребёнок
уникален и неповторим, и задача педагогов классных руководителей, воспитателей,
состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и
терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и
значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное,
индивидуальностью.
Но процесс воспитания
не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта
предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное,
равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя,
воспитателя.
Согласно
требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен
на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их
самоидентификацию и гражданское становление».
Для меня быть
классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это
реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому
своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я
убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к
детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость,
неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Конечный продукт
нашей работы – выпускник начальной школы, творческая личность,
индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива,
здоровая и любящая, ведущая здоровый образ жизни, личность, которая имеет
гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.
На сегодняшний день существует много форм
внеклассной работы. К классическим формам работы с классным коллективом
относятся классный час, классное собрание, час общения, информационный час.
Учащимся нравятся такие формы работы как викторины, конкурсы, марафоны,
состязания, турниры и они с радостью принимают в их участие. Однако главной
формой внеклассной работы является классный час. Задача классного руководителя
заключается в оптимальном выборе формы проведения классного часа в зависимости
от возраста учащихся и поставленных целей работы. Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют
место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу
классного руководителя со своим классом. Во время классного часа обычно
подводятся итоги за прошедшую неделю. Учащиеся обсуждают результаты
успеваемости и состояние дисциплины в классе. Нередко классные часы посвящаются
беседам по вопросам морали и культуры поведения, проведению встреч с
интересными людьми. Чаще всего классные часы проводит классный руководитель. На
классном часе возможно совместное творчество педагога и учащихся, обмен
мнениями обеих сторон. Классный час выполняет несколько воспитательных функций:
просветительную, ориентирующую и направляющую.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные
функции: он просвещает, ориентирует и направляет учащихся. Тематика классных
часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в воспитательных
планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое
отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому
себе.
2. Проблемам
науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у
воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику
духовного развития личности.
3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики
знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном
в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у них
сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился
творческий потенциал.
4. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые
должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.
5. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов
заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации
элементарного психологического просвещения.
6. Проблемам
экологии. Необходимо привить учащимся ответственное отношение к природе. Как
правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.
7. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям,
юбилейным датам, праздникам).
Перед проведением классного часа классный
руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения
классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и
проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно
больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными
учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные
особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития. В
структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной,
основной и заключительной.
Вступительная часть призвана
активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и
уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение
обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во
время заключительной части важно стимулировать потребность учащихся внести
изменения в работу класса. Следовательно, классный час – это прямое общение
педагога со своими воспитанниками, и его успешность зависит от взаимопонимания
всех участников воспитательного процесса.
Классное собрание – это иная форма взаимодействия классного
руководителя с классным коллективом, которое является наивысшим органом самоуправления
в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству,
самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение
вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание
выполняет две функции: стимулирующую и организующую. Классное собрание распределяет
поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива,
слушает доклады учеников о выполнении поручений. Личное участие классного
руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия
какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку
проведения собрания, умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать
коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Ещё одна интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни
учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное
творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности
поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения.
Классному руководителю при этом важно создать комфортный микроклимат в классе,
чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться
или быть непонятыми. Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит
от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога. Это могут быть беседы, дискуссии (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение
поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения,
слушать и понимать иное мнение. А сюжетно-ролевые игры позволяют обсудить проблему, вызвать
сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты
проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”,
“спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения. К формам
работы, вызывающим интерес у учащихся, относятся также устные журналы и
социальные проекты. Эти формы работы ставят перед учащимися конкретные
проблемы, возникающие в классе и требующие решения. Одним из способов быстрого
решения проблемы является “мозговая атака” или “мозговой штурм” так же учащимся
нравятся классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где?
Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и тематические классные часы. Тематические классные часы требуют
подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного
времени. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить
кругозор учащихся, способствовать их духовному развитию.
Важно, что при планировании тематики классных часов необходимо
учитывать не только возраст учащихся, но и их мнение и интересы.
В
последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным
технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального
проекта «Образования».
На своих уроках я
стараюсь внедрять новые инновационные технологии, создавая условия для
самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе
включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную
деятельность. Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении,
а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на
уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира,
дружбы и взаимопомощи. Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить
структуру организации внеклассной работы в классе.
В классе действует
орган ученического самоуправления, где ребята готовятся к будущей жизни уже с
малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная,
отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая,
благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие
качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность,
коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается не
группы ребят, а всех членов классного коллектива.
Нужно, чтобы они
сами составляли план работы на целую четверть, сами привлекали ребят из других
классов к сотрудничеству, сами оценивали. В своей творческой деятельности они
решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель,
не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать,
подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в
конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не
смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я
стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными,
исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.
Дети учатся
планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной.
Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом или
группой ребят для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед
классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные
стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти.
Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Задача педагога –
направить деятельность учащихся таким образом, чтоб их действия были социально
одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями,
делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так,
чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час
с помощью руководителя.
Создавая
условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной
жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному
становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование
мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности
для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия
для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой
индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя
систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся.
Вся работа с
детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая
родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую
созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Учитель использует
проектную деятельность, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми,
ориентированную на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени.
Данная работа направлена на решение конкретной проблемы: «Можно ли в классе
сделать жизнь интересной, а учёбу важной и полезной»?
Вся система
воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего
хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце
года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с
детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и
подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб
наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми,
коммуникабельными, творческими.
Всякая ученическая
группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае
возможно полное достижение всех целей и задач школы.
Цель истинного
воспитания – не только в том, чтоб заставить людей делать добрые дела, но и
находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только
быть справедливым, но и жаждать справедливости.
Надеемся, что
ученики будут – самостоятельными личностями, понявшие свою самоценность,
которые достигнут самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и
самореализации.
Всё это и есть
главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идёт долгая и тщательная
работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо
в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же
неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).
Каждый ученик
должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого
как «Дето вождение». Мы должны помогать учащимся выбирать то, что
полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.
Свое выступление
хочу закончить так:
Ребенок
— горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является
тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество,
сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От
него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя — поддерживать огонь в каждом ребенке.
13 советов классному руководителю
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
2. Создайте для класса чёткие правила
и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
3. Никогда публично
не отчитывайте ребёнка
4. Никогда не обсуждайте чужих детей
и коллег с родителями
5. Доверяйте детям и давайте
им свободу выбора и действий
6. Признавайте свою
вину и просите прощения
7. Помогайте родителям
в рамках своей компетенции
8. Открыто обсуждайте
проблемы класса с детьми
9. Просите родителей обо всех конфликтных
ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
10. Играйте с детьми
11. Шутите!
12. Избегайте рутины
13. Не живите только работой
и не жалейте себя
ому разрешению правообладателя.
Доклад
Как сделать классное руководство интересным и содержательным?
В последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального проекта «Образования».
На своих уроках я стараюсь внедрять новые инновационные технологии, создавая условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении, а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира, дружбы и взаимопомощи. Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить структуру организации внеклассной работы в классе.
В классе действует орган ученического самоуправления, где ребята готовятся к будущей жизни уже с малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная, отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается не группы ребят, а всех членов классного коллектива.
Нужно, чтобы они сами составляли план работы на целую четверть, сами привлекали ребят из других классов к сотрудничеству, сами оценивали. В своей творческой деятельности они решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель, не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать, подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными, исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.
Дети учатся планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной. Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом или группой ребят для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти. Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Задача педагога – направить деятельность обучающихся таким образом, чтоб их действия были социально одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями, делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так, чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час с помощью руководителя.
Я ПРОВОЖУ БЕСЕДЫ О ТОЛЛЕРАНТНОСТИ И УВАЖЕНИИ К СТАРШИМ.
Ребята ПОМОГАЮТ и следят за выполнением домашних работ, но и помогают сделать на перемене или после уроков ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧЕНИКАМ. Очень приятно видеть, когда радуются за успехи все. Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество.
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как А.А. Дыскин, А.Г. Литвак, А.М. Щербакова, В.П. Ермаков, Ф.С. Исмагилова и другие. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть некоторые особенности профессионального самоопределения подростка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Не менее важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния оптанта, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.
Создавая условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
Вся работа с детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Учитель использует проектную деятельность, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми, ориентированную на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Данная работа направлена на решение конкретной проблемы: «Можно ли в классе сделать жизнь интересной, а учёбу важной и полезной»?
Вся система воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми, коммуникабельными, творческими.
Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы.
Цель истинного воспитания – не только в том, чтоб заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости.
Надеемся, что ученики будут – САМОстоятельными личностями, понявшие свою САМОценность, которые достигнут САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Всё это и есть главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идёт долгая и тщательная работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).
Каждый ученик должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого как «Дето вождение». Мы должны помогать обучающимся выбирать то, что полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа №1»
Доклад
«Классный проект- как сделать классное дело интересным и содержательным».
(МО классных руководителей)
Подготовила и выступила:
классный руководитель
Е. А. Иванченко
Барнаул 2022г.
«Классный проект- как сделать классное дело интересным и содержательным»
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя, воспитателя.
Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача классного руководителя, воспитателя, состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя, воспитателя.
Для меня быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и побед. Я убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Конечный продукт моей работы – выпускник средней школы, творческая личность, индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива, здоровая и любящая, ведущая здоровый образ жизни, личность, которая имеет гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.
На сегодняшний день существует много форм внеклассной работы. К классическим формам работы с классным коллективом относятся классный час, классное собрание, час общения, информационный час, работа по программе внеурочной деятельности. Учащимся нравятся такие формы работы как викторины, конкурсы, марафоны, состязания, сбор информации и подготовка презентаций, создание мини фильмов, и они с радостью принимают участие в этой форме работы.
Моя задача классного руководителя заключается в оптимальном выборе формы проведения классного дела и поставленных целей работы. Внеклассная работа, конечно же, не урок. Но обыкновенно ей не определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Во время внеклассной работы обычно мы подводятся итоги за прошедшую неделю. Для этого мы используем классные часы. Учащиеся обсуждают результаты успеваемости и состояние дисциплины в классе, беседуем по вопросам морали и культуры поведения. Очень часто во внеурочное время у нас совместное творчество педагога и учащихся, обмен мнениями обеих сторон. Любое классное дело выполняет у меня несколько воспитательных функций: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Классный час – это прямое моё общение как педагога со своими воспитанниками, и его успешность зависит от взаимопонимания всех участников воспитательного процесса.
Ещё одна интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Мне, как классному руководителю, при этом важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить структуру организации внеклассной работы в классе. В классе действует орган ученического самоуправления, где девочки готовятся к будущей жизни уже с малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная, отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается каждого ученика моего класса.
В своей творческой деятельности они решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель, не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать, подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными, исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.
Дети учатся планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной. Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти. Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Моя задача педагога – направить деятельность учащихся таким образом, чтоб их действия были социально одобряемыми и социально признаваемыми. Девочки с удовольствием делятся эмоциями, делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так, чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час.
Создавая условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя систему самоуправления в классе, что способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
Вся работа с детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.
Я использую внеурочную деятельность во внеклассной работе с детьми, ориентированную на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Данная работа была направлена на решение конкретной темы: «Школьный музей».
Совместно с девочками мы собирали информацию о школе, её истоках, об учителях и ветеранах, о выпускниках школы. Благодаря упорному труду и терпению девочки создали для школьного музея презентации и мини фильмы: «Истоки школы», «Ветераны школы», «Памяти ветеранов», «Выпускники», «Учителя нашей школы».
Вся система воспитания начинается с того, что я должна чётко представлять себе, чего хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года. Веду целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми, коммуникабельными, творческими.
«Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).
Каждый ученик должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого как «Дето вождение». Мы должны помогать учащимся выбирать то, что полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.
Свое выступление хочу закончить так:
Ребенок — горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя — поддерживать огонь в каждом ребенке.
Слайд 1МБОУ «СОШ №103» города Воронежа
Руководитель МО: Балнова Елена Михайловна
Как сделать классное
дело
интересным и содержательным?
МО классных руководителей
Слайд 2 «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она
кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».
К.Д.Ушинский.
Слайд 3Выдержки из программы воспитания и социализации обучающихся
Инновации в
воспитании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. При использовании инновационных технологий, создаются комфортные условия обучения и воспитания, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, моделируют жизненные ситуации.
Слайд 4
Понятие «инновация»
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация
представляется как процесс внедрения новшеств.
Слайд 5Инновационный потенциал школы
Создание в рамках школы единого воспитательного и образовательного пространства, в которой
каждый субъект реализует принцип трех «П»: понимание, принятие, поддержка;
Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести ученика к самосовершенствованию;
Создание условий для выявления и развития творческого потенциала, включению в процесс самоуправления в школе;
Совершенствование диагностики, методов коррекции
Слайд 6
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе школы:
создание развернутой системы дополнительного образования
внутри школы;
различные варианты школы полного дня;
создание службы медиации внутри школы;
создание детско-родительских объединений внутри школы;
телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты);
Слайд 7коллективное творческое дело (КТД);
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей,
видеосюжеты, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация);
социальное проектирование;
организационно-деятельностные игры (ОДИ);
технология исследовательской деятельности;
Слайд 8
Показатели нового качества
воспитательного процесса
повышение эффективности и
качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий.
Слайд 9Модель выпускника
МБОУ «СОШ №103»»
Наша школа ориентируется
на формирование «нравственно закаленного» человека, человека-гражданина, интегрированного в современное общество, толерантного, стремящегося к самообразованию и самосовершенствованию, конкурентоспособного; инициативного и общественно активного, способного творчески реализовать себя в различных сферах современного общества, обогатить процесс реформирования нашего общества, увеличить интеллектуальный потенциал страны, сохраняющего свой личный и социальный статус в обществе.
Слайд 10
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым и инновационные технологии помогают нам
в этом.
Слайд 11Классный руководитель —
это
Гражданин, Патриот, Гуманист, Профессионал, Интеллигент, Энтузиаст, Наставник,
Культурный человек, Трудолюбивый, Добрый, Терпеливый, Благожелательный.
Слайд 12
Формы работы
с классным коллективом:
Классный час
Классное собрание
Час общения
Информационный час
Викторины
Конкурсы
Марафоны
Состязания
Турниры
Слайд 13Классные часы могут посвящаться:
1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение
школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе.
2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.
3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у них сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.
Слайд 14Классные часы могут посвящаться:
4. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни,
которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.
5. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.
6. Проблемам экологии. Необходимо привить учащимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.
7. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам).
Слайд 15Работа с детьми направлена на сотрудничество с семьёй, в интересах ребёнка.
Слайд 16
Ребенок — горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого
является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя — поддерживать огонь в каждом ребенке.
Образовательный портал Edutopia поделился методами, которые помогают повысить сплоченность детского коллектива. Некоторые идеи работают только с детьми определенного (младшего или старшего) школьного возраста, но некоторые из них универсальны.
Начальная и средняя школа
1. Публичное выражение благодарности.
Этот метод можно использовать в любой момент урока. Дети могут поблагодарить друг друга за хорошо сделанную работу или за то, что они взялись за сложную задачу.
Валери Галлахер, учитель первого класса из города Провиденс, штат Род-Айленд, звенит в колокольчик, чтобы привлечь внимание класса, и называет ученика, который должен высказать публичную благодарность одному из своих одноклассников. Она считает, что такая внезапная благодарность мотивирует детей лучше, чем похвала от учителя.
2. Элизабет Петерсон, учитель 4-го класса из Эймсбери, штат Массачусетс, проводит Дружеские Пятницы. В Дружескую Пятницу дети пишут друг другу анонимные дружеские записки.
3. Марисса Кинг, учитель 5-го класса из города Талса в Оклахоме, поделилась двумя способами, которые побуждают детей делать добрые дела.
Первый заключается в том, что учитель дает задание сделать тайное доброе дело, например, написать анонимную вдохновляющую записку однокласснику, которому с трудом дается изучение определенного предмета в школе. Второй заключается в том, чтобы замечать, как одноклассники делают добрые дела. Когда ученик видит, как его одноклассник делает уборку в классе после урока, он может опубликовать благодарность на общей электронной «доске доброты». Оба способа приучают детей к тому, чтоб в быть добрее друг к другу.
4. В городе Каполей, Гавайи, учитель Джилл Флетчер организовала доску наподобие страницы пользователя Twitter. На ней ученики могут создать собственный «профиль» и добавить как минимум 3 читателей – друга, знакомого и кого-то, с кем они не очень много общаются. В первый раз на создание профиля уходит около 45 минут, ученик рассказывает о своем настроении или о недавнем событии из его жизни. Ученикам, добавленным в качестве читателей, предлагается ответить на то, о чем написал в своем профиле его автор.
5. Бобби Шэддокс, учитель обществознания из Портленда, штат Мэн, просит своих семиклассников выбрать разработать для самих себя набор правил поведения на уроке: 7 прилагательных, которые описывают их как сообщество учеников. Когда ученики сами создают для себя правила поведения, класс становится гораздо сплоченнее.
6. Совместные физические или социальные действия двух и более учеников в начале или после окончания какой-либо деятельности.
Например, ученики могут «дать друг другу пять» или устно выразить благодарность одноклассникам. Существует любопытное подтверждение тому, что это действительно работает. Исследователи выяснили, что команды Национальной Баскетбольной Ассоциации, чьи игроки чаще коммуницируют физически в начале сезона – например, «дают пять» или ударяются кулаками с товарищами по команде – в течение сезона набирают больше очков.
Старшая школа
7. В школе Риверсайд в городе Ахмедабад в Индии каждый класс ежедневно проводит утренние собрания учеников длительностью 30–45 минут для укрепления отношений в коллективе. В ходе таких собраний, направленных на сближение учеников, дети играют в игры, общаются, делятся идеями, лучше узнают друг друга. В таких утренних собраниях может принимать участие один или несколько классов вместе, а проводить их могут как учителя, так и сами ученики.
8. Ауким Баллард, учитель из Сан-Франциско, проводит в конце учебного дня короткие встречи, на которых дети анализируют, как прошел их день. Ученики собираются в круг и благодарят кого-то из одноклассников за помощь, извиняются за свое поведение или делятся моментом озарения. Учитель начинает разговор и предлагает добровольцам высказаться.
9. Пятиминутка «Розы и шипы» заключается в том, что учитель и все ученики делятся чем-то позитивным (роза) и негативным (шип). Многие жалуются на достаточно обычные вещи, например, на усталость, но некоторые делятся и весьма личными проблемами – например, рассказывают о болезни собаки.
10. Игра «в снежки» позволяет снять стресс: школьники анонимно записывают одну свою проблему на листе бумаги, комкают его, а затем дети кидаются ими, как будто играя в снежки. Это позволяет расслабиться и повеселиться. В конце каждый подбирает по «снежку» и зачитывает, что на нем написано.