Классное руководство это не работа это образ жизни

Щедрина Е.А.

Педсовет 02.04.2018 г.

«Классное руководство
— это не работа, это образ жизни!»

 В
институте нас не учат быть классным руководителем, нам даже такого понятия не
дают. Мы выходим специалистами — предметниками, зная о воспитательном процессе
только из книг и небольшого жизненного детского опыта, если повезло с классным
руководителем и наставником. Мне повезло в двойне! У меня были прекрасны 
классные руководители и замечательные наставники. Они с нами, детьми, общались
на равных, учили переделывать песни, сочинять стихи, составлять сценарии. Мы
мероприятия придумывали сами, как казалось нам, но всё происходило под чутким
руководством учителя. Только начав работать классным руководителем, я поняла,
какую работу проводили наши классные, чтобы мы и наши родители жили не только
семейной, но и школьной жизнью.

В 1987 году
я стала впервые классным руководителем. И своим опытом со мной делились Ефремова
Мария Николаевна, Умурзакова Екатерина Байзаковна, Нагайцева Зоя Андреевна.
Именно они рассказывали о работе с родителями: как проводить родительские
собрания (первая заповедь: никогда не говори публично плохо о ребёнке, иначе
родитель больше не придёт!), посещение семьи, вызов родителей в школу,
взаимодействие с учителями – предметниками. Я видела, как любят и уважают моих
наставников не только дети, но и родители, и старалась быть хорошей
ученицей!  

1990-1994 г
– мой первый выпуск детей из начальной школы. Незабываемые 4 года взросления
учеников и моего опыта молодого учителя. Параллельно получение высшего
образования учителя начальных классов. До сих пор свежи в памяти воспоминания о
последнем звонке  и совпавшем экзамене в ВУЗе, когда на моё появление во время
уже идущей линейки класс отреагировал громким вздохом (так неожиданно
получилось) : «Ух! Успела!» Промелькнула мысль – « значит ждали, значит вся
работа, переживания не напрасны…».

 В 1994
году мне представилась повторно  начать свою работу в первом классе. Тогда
я и представить не могла, что 20 малышей, пришедших на свой первый урок в мой
класс, станут частью моей жизни и  11 лет моего трудового стажа будут
связаны именно с ними и их семьями. Прошло 13 лет как мои «внебрачные
дети», именно так они и их родители себя называли, окончили школу, но до сих
пор нас объединяют «семейные узы», и сейчас при встрече или в телефонной трубке
я слышу: «Здравствуйте, «мама Лена». Идут за советом, делятся радостью,
приглашают на значимые торжества, рассказывают о своих успехах и промахах –
значит доверяют – что, как не успехи твоих учеников, подтверждает правильность
твоих действий, поступков, выбор методов и приёмов в общении с ними, когда они
только учились стоять крепко на своих ногах и пытались найти тот самый верный
путь в жизни, опираясь на опыт своих родителей и твой.

Мне очень
повезло с родителями! Мои родители были инициативные, активные, любящие своих
детей и умеющие работать в коллективе. Мне с ними было легко  работать и
отдыхать. В классе была инициативная группа родителей, которые мне помогали не
только праздники проводить, но и классные часы, беседы с детьми, совместно
посещать семьи. Формы
взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их
совместной деятельности и общения.

 Я
ограничусь освещением лишь некоторых вопросов деятельности классного
руководителя по поддержанию связей с родителями учащихся.  Главное в
работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить
единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать
нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную
деятельность семьи. Большое место в работе классного руководителя с семьей
занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и
общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в четверть
проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние
успеваемости и дисциплины школьников в целом, и намечаются мероприятия по
улучшению работы семьи в этом направлении. Формы проведения родительских
собраний в среднем звене просто необходимо искать новые, т.к. у родителей
пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают, что
основные навыки обучения у детей сформированы. Очень часто родители не хотят
посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие
не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится,
может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится
хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в
школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей
работы. Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую
создавать не обвинительную атмосферу, а доверительную. Почему родители не
ходят на родительские собрания? Одни не хотят слушать постоянные упреки
учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие,
вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не
видят в собраниях никакой пользы. Обычно родительские собрания — это наезды на
учеников, родителей, и на учителей. У собрания должна быть тема, причем
классный руководитель должен донести до родителей важную информацию и провести
диалог с родителями. На собраниях должен быть позитив. Хвалите детей больше, показывайте
их достижения перед родителями.

Обязанность
классных руководителей – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в
особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных
групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями
воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель,
и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти
особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для
родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания
младших школьников, подростков или старших школьников ; взаимоотношения
родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям
учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье; акселерация и ее
влияние на воспитание учащихся; организация досуга детей в семье и т.д. К
сожалению,  , наши родители не владеют достаточной профессиональной
информацией и, большей частью, временем. Оказывая влияние на воспитательную
деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей
при проведении воспитательной работы с учащимися.

В своей
работе пытаюсь следовать  некоторым заповедям разумного воспитания:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это
ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте
каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные
пути к нему и разби­райте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы
он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его
отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что
сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание — это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

   Хочу предложить несколько советов,
рекомендаций, предостережений классному руководителю.

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно
быть:

  • Меньше
    формализма, больше человеческого общения
  • Нужно не воспитывать
    ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который
    вам выпало быть вместе
  • К
    воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе
  • Лучше
    больше хвалить и меньше ругать, педагогика успеха приносит хорошие результаты
  • Силы и
    время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное
    развитие учеников, не может быть потрачено напрасно. Главное — найти,
    какое — либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им
    интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с
    тобой, а тебе — интересно с ними.
  • Родитель
    ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник
  •  Не
    жди прямых актов благодарности — тогда не будет разочарований
  • Дети в
    классе — это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой.
    Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять
    юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная
    карьера.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания,
развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой
которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

 «Наши дети – это наша старость.

                                                                                                                Правильное воспитание-это

                                                                                                                      наша счаствая старость, плохое

                                                                                                                    воспитание-это наше будущее

                                                                                                                     горе, это наши слезы, это наша

                                                                                                                  вина перед другими людьми,

                                                                                                  перед все странной»

                                                                                                                                              А.С. Макаренко

Классное руководство – это не работа, это образ жизни.

Кодекс классного руководителя.

Помни : во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно  быть меньше формализма, но больше человеческого общения.

Ймей в виду: главное- не воспитывать ребенка, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни: учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

Имей в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников. Никогда не будут потрачены напрасно.

Имей в виду: главное – найти какое либо интересное дело в которое ты можешь вовлечь детей, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой,  а тебе — интересно с ними.

Помни: родитель ребенка не твой ученик, не твой враг. А друг, советчик, единомышленник.

Помни: дети в классе – твое отражение — старайся постоянно работать над собой.

Имей в виду: главное — не ждать прямых актов благородности – тогда не будет разочарований.

Помни: дети не только наше будущее, но  и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве – это поможет лучше понять ребенка.

Имей в виду: главное – сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять  юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастлива профессиональная карьера.

Циклограмма деятельности классного руководителя

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выявления причин отсутствия.
  2. Организация дежурства в кабинете.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.

Ежедневно:

      1. Проведение мероприятий в классе (по плану)

      2. Работа с родителями (по ситуации)

       3.Работа с учителями – предметниками.

Каждый месяц:

  1. Посещение уроков в своем классе.
  2. Консультация у школьного врача по проблемам здоровья учащихся.
  3.  Встреча с родительским активом
  4. Совещание пол планированию работы классного руководителя (по графику)

Один раз в четверг:

      1.Оформление классного журнала по итогам четверти.

      2. Методобъединение  классных руководителей.

      3.Проведение родительского собрания

      4.  Анализ работы за четверть, коррекция его на новую четверть.

Один раз в год:

      1.Проведение открытого мероприятия.

      2.Оформление личных дел учащихся.

      3.Сбор статистических данных о классе (начало сентября)

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.

Так кто же такой – классный руководитель? На этот вопрос нам поможет ответить Добролюбова Людмила Львовна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, член Общественного совета при Министерстве образования Новосибирской области, бессменная ведущая рубрики «Классный час для классного руководителя».

«Классный руководитель должен быть и актером, и экскурсоводом, уметь рукодельничать, стряпать тортики…»

– Классный руководитель всегда играл очень важную роль в становлении личности школьников, раскрытии их творческого и интеллектуального потенциала. Какой он – классный руководитель XXI века? Какими компетенциями должен обладать, чтобы его деятельность была успешной?

– У меня достаточно серьезный опыт работы и в качестве предметника, и в качестве классного руководителя, но и для меня данный вопрос представляет определенную сложность. В первую очередь, мне самой себе хотелось бы ответить на этот вопрос: какой он, классный руководитель XXI века… Точного ответа, к сожалению, нет. По сути, содержание деятельности классного руководителя не меняется, независимо от того, в каком веке мы живем. Главная задача классного руководителя – организовать детей, дать возможность им самореализоваться, быть успешными. В этом направлении люди работали всегда: и в XX веке, и в начале XXI века.

Вопрос в другом: насколько изменилась роль классного руководителя в современный период и насколько изменились его обязанности? Ребенок не изменился. Он как был маленьким, затем подростком – он так и проходит свой путь. Задача в другом: как он его проходит, в каких условиях? Школа всегда была тем местом, где ребенок социализируется, приобретает определенный опыт общения с детьми. Поэтому классный руководитель должен быть не мамой, а, прежде всего, другом, который в нужный момент может дать совет, помочь, подсказать, как поступить в той или иной ситуации.

В XXI веке изменились условия: предъявляются совершенно новые требования к классному руководителю, как координатору всех действий ребенка в школе и как к профессионалу. Каким он должен быть? В чём компетентным? Я бы не хотела знакомить читателя с новейшими подходами к определению компетентности классного руководителя, а хотела, прежде всего, сказать, что классный руководитель должен быть МАСТЕРОМ своего дела: владеть знаниями теории и методики воспитательной работы, знаниями по возрастной и социальной психологии, регулярно повышать свою квалификацию, участвовать в тематических вебинарах, семинарах, конференциях, интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Классный руководитель обязан знать физиологию школьников, потому что подростки имеют определенные особенности, которые не принимать во внимание нельзя.

У классного руководителя должны быть навыки, умения практического характера из различных областей: он должен быть актером и режиссером, поэтом и экскурсоводом, должен уметь рукодельничать, стряпать тортики. Детям это очень важно. Они делятся своими мыслями, задают вопросы, поэтому классный руководитель должен быть интересным собеседником, иметь широкий кругозор.

Настолько много тех компетентностей, которыми должен владеть классный руководитель, что все их невозможно записать в список и пронумеровать. Их даже очень сложно озвучить. Поэтому я бы выделила самое главное – это желание учителя руководить классом. Если нет желания, ничего не получится. Да, это непросто – огромные отчеты, ответственность, нехватка свободного времени. Молодые специалисты переживают: хватит ли им знаний, коммуникативных умений и навыков?

Есть опыт разделения должностей воспитателя и педагога. Такое иногда практикуют в частных школах. Но здесь палка о двух концах: как можно воспитывать, не зная детей, не видя их в процессе обучения? Как определить, на что способен ребенок? Я считаю, что воспитание в школе нельзя отделять от обучения, эти два процесса взаимосвязаны. Во все времена учитель воспитывал своих учеников.

Я всегда была классным руководителем, каждый из выпусков любим и дорог по-своему. Девиз моей педагогической деятельности: Вдохновение! Инициатива! Творчество! Результат! Успех! Эти «позывные» сопровождают меня повсюду, и думаю, каждый из читателей «Интерактивного образования» сможет вложить в них свой смысл.

Классный руководитель должен быть образцом человеческой культуры. Он обязан быть защитником от безнравственности, инициатором сплочения классного коллектива с помощью различных творческих дел, помогать каждому ребенку самореализоваться как личность, важно не потерять в коллективе каждого. В советской педагогике дети, переходя из одной общественной организации в другую, чувствовали себя взрослеющими, стремились к общей цели. В современной школе воспитание во многом зависит от личности классного руководителя. Если не достигнуто взаимопонимание между классным руководителем и его воспитанниками, то тогда ничего не получится. А как найти к каждому ключик, подход, если в классе сидят одаренные дети и дети с ОВЗ? Здесь важно тесное сотрудничество классного руководителя с родителями – взаимодействие триумвирата «Школа-Родители-Ученики», ведь порой требования у всех несколько разные. Требования у ребенка: помочь, подсказать, направить, разрешить какие-то важные проблемы. Требования у родителей: чтобы ребенок был образованным, успешным, не попадал в какие-то неприятные ситуации. Школа же ждет от родителей помощи в решении важных вопросов. А классный руководитель должен найти подход и к ребенку, и к родителям, а также разрешать все проблемы с педагогами, с которыми он работает.

В зависимости от возраста учеников меняются задачи, цели и подходы. Если говорить о старшей школе, то классный руководитель должен быть наставником, консультантом по профориентации. Он должен быть, должен быть, должен быть… А если спуститься с облаков на землю и увидеть за каждым классным руководителем человека, у которого есть свои собственные проблемы, своя семья, свои интересы. Как совместить личные интересы с интересами коллективными (классными)? Здесь тоже возникает определенная сложность. Классный руководитель – это не должность, это образ жизни. Если ты классный руководитель, ты живешь своими учениками и стараешься решать их проблемы, порой забывая про свои. Так нельзя. Только счастливый человек может сделать счастливым других. Если человек несчастлив сам, неудовлетворён своей работой, то он не сможет принести добра окружающим людям. Поэтому я считаю, что классный руководитель должен улыбаться, быть в хорошем настроении. Очень важно, как ты входишь в класс: если улыбаешься, рад им, то и они рады тебе.

Классный руководитель нужен! Нужен и классный час! Это не старая забытая форма, а очень нужная и современная. Недаром в моей рубрике в электронной газете «Интерактивное образование» есть подрубрика «Классный час». Это как раз тот час, когда классный руководитель разговаривает с детьми. Там можно обсудить разные проблемы, поднять разные вопросы. От того, как его организовать, будет зависеть, как дети будут дальше ориентироваться, насколько будут работать органы самоуправления. Классный час могут организовывать и сами дети. Он может быть выездной или за чашкой чая. Под влиянием информатизации мы порой забываем об этом. Иногда нам легче написать СМС, чем собрать детей и поговорить с ними.

Чтобы деятельность была успешной, классный руководитель не должен забывать, что он ответственен за души детей, за самоосознание их как личности, должен уважать своих учеников. Несмотря на изменения в информационном пространстве, окружающем мире, мы не должны забывать о тех нравственных составляющих, которые являются главным критерием, показателем содержания деятельности классного руководителя.

«Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним…»

– С 1 сентября вступил в силу закон о воспитательной составляющей образования. Как эти нововведения повлияли на работу классного руководителя?

– Исходя из опыта, могу сказать, что в школе образовательный процесс никогда не был отделен от воспитания. Позволю себе выразить несогласие с мнением, что учитель-предметник на уроках только учит предмету, одновременно не воспитывая детей. Я считаю, что это далеко не так.

Когда мы всем коллективом в гимназии работали над Программой по воспитанию, я была руководителем рабочей группы, разрабатывающей модуль «Классное руководство». Мне вспомнились слова советского педагога-новатора и детского писателя Василия Александровича Сухомлинского: «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может жить без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Вспомнились потому, что главное предназначение классного руководителя, согласно воспитательной составляющей образования – «это создать условия для личности ребенка, который входит в современный мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни». Когда мы структурировали всю свою деятельность, согласно данному модулю, мы поняли, что все это в нашей жизни уже есть – работа с классом, с учителями-предметниками, индивидуальная работа с обучающимися. Нового в этом я ничего не вижу.

Но я признательна государству, что закон о воспитательной составляющей образования появился. Я вижу здесь смысл сконцентрировать внимание общественности на важности данной проблемы, придать воспитанию особое значение в современный период, активизировать работу в данном направлении.

«Государству необходимо принимать меры для повышения статуса классного руководителя»

– В последнее время видно, что роли классного руководителя уделяется большое внимание: введена федеральная доплата, был инициирован всероссийский конкурс среди классных руководителей. По вашему мнению, способствуют данные меры повышению статуса классного руководителя? Какие меры еще необходимо предпринять?

Думаю, педагогическое сообщество благодарно факту введения федеральной доплаты. На мой взгляд, в настоящее время актуален вопрос сохранения наряду с федеральной доплатой всех выплат, установленных на уровне региона, всех ранее установленных надбавок.

Я бы хотела немножко остановиться на другом. Я считаю, что необходимо повышать статус классного руководителя и педагога в целом, а также уважение к нему. Какие меры необходимо предпринять? Как член Общественного совета при Министерстве образования Новосибирской области, я очень рада тому, что активную деятельность в процессе воспитания проявляют родители. Например, создаются Советы отцов и т.д. Но всегда ли родители компетентны в вопросах педагогики? Мы же не вмешиваемся в процесс лечения, строительства, уважаем этот труд, не говорим, что делать нужно так, а не иначе. У педагога нет должного авторитета. Все зависит конкретно от учителя, от его личных качеств, какое место в триумвирате: Учитель – Ученик – Родители он занимает. Очень трудно в этой ситуации молодым педагогам, которые не имеют опыта работы, и работающим пенсионерам. Государству необходимо принимать меры по повышению статуса классного руководителя как человека, который занимается воспитанием детей. А как это сделать, вопрос открытый… К сожалению, в обществе есть тенденция к понижению этого статуса.

Конкурсы среди классных руководителей нужны, важны и их надо обязательно проводить. Я сама постоянно участвую в конкурсах. Считаю, что это стимул для профессионального развития, для саморазвития, потому что в процессе много готовишься, много изучаешь литературы и нормативных документов. А во-вторых, ты общаешься с другими людьми, перенимаешь опыт и учишься чему-то новому. Конкурсы являются двигателем. Экстренная ситуация дает возможность проявиться самым лучшим качествам педагогов и показать то, что ты умеешь, возможность увидеть себя в другой коммуникативной ситуации. Это приобретение колоссального, уникального опыта!

«Не будет ли должность советника заменой должности заместителя директора?»

– С 1 марта в 10 пилотных регионах была введена новая должность – советник директора по воспитательной работе. Данные специалисты должны стать поддержкой и учителям, и тем, кто занимается организацией воспитания. Как вы думаете, поменяет ли это что-то в деятельности классного руководителя?

– По этому вопросу существует много различных противоречивых точек зрения. Воспитанием детей в школе сейчас занимается большое количество людей: заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог и т.д. Какие функции будет исполнять советник и кто им может быть? Либо это будут педагоги, уже работающие в школе, либо молодые специалисты-выпускники, по мнению инициаторов данной должности. Если молодые специалисты, то как определить тот уровень компетентности человека, когда он может советовать директору, какие решения принимать в том или ином вопросе? Не будет ли должность советника заменой должности заместителя директора? Я считаю, что заместитель директора уже и есть советник, потому что именно он руководит всем процессом воспитания в школе, руководит деятельностью классных руководителей. Кроме того, у нас есть должность руководителя методического объединения классных руководителей, который помогает заместителю директора решать различные вопросы.

Очень хотелось бы познакомиться с результатами пилотных площадок, которые апробировали новую должность советника. Не бежим ли мы за этим красивым словом – советник, которое может быть совершенно неприемлемо для сложившегося воспитательного процесса в школе? Мы, как учителя-практики, ждем практической деятельности. Сейчас очень много нормативных документов, актов, где можно посмотреть направления работы или как действовать в конкретной ситуации. Я думаю, что появление советника директора по воспитательной работе в деятельности классного руководителя ничего не поменяет, потому что никто не знает класс лучше, чем сам классный руководитель. Если это касается организации всей воспитательной работы в школе и реализации закона о воспитательной составляющей образования, то новая должность не подменит ли деятельность заместителя директора и руководителя методического объединения по работе с классными руководителями? Это вопрос времени.

«Нужно заранее договориться, что можно, а что нельзя»

– Если раньше родители узнавали обо всех школьных новостях либо от детей, либо на родительских собраниях, то сейчас обмен информацией идет через родительские чаты. Какова, по вашему мнению, роль классного руководителя в выстраивании культуры взаимодействия между участниками образовательного процесса?

– В период пандемии, в период работы на самоизоляции мы поняли, что нам не избежать чатов, общения в сети Интернет, по электронной почте – это вошло в нашу жизнь как неотъемлемая составляющая работы. Здесь я бы хотела поговорить о правилах дистанционного общения. Для того чтобы не возникало эксцессов, классному руководителю необходимо проговорить, как нужно общаться в сети, как выстраивать разговор, какого рода сообщать информацию. Мы сталкиваемся с тем, что необходимо учить родителей культуре общения. Родительское собрание – это то место, где нужно обсудить, как общаться, сколько общаться, в какое время и тогда проблем совершенно не будет. Если будет установка классного руководителя, что сообщения можно посылать в определенное время, не отправлять голосовые сообщения, не посылать излишних поздравительных сообщений, смайликов, а вести разговор по существу, то возможно простроить деловые отношения. В нашей гимназии, находясь на дистанционном обучении, классные руководители проводили классные часы, родительские собрания, записывали поздравления к 8 марта, к 9 Мая и др. Главное – нельзя забывать о культуре. Не все компетентны организовать блоги, но можно использовать электронную почту, Zoom и другие платформы. Мы не можем уйти от такого быстрого, очень удобного способа общения, нужно только заранее договориться, что можно, а что нельзя.

«Ежегодный диктант на знание интересов молодёжи я считаю излишним»

– В начале года Институт прогрессивного образования вышел с инициативой внедрить для госслужащих в сфере образования ежегодные курсы «Тренды цифровой молодёжной среды», также предлагается разработать ежегодный диктант на знание интересов молодёжи. Как вы думаете, необходимы ли такие курсы для педагогов и классных руководителей?

– Честно говоря, именно с такого рода подачей я бы не согласилась. Да, действительно, учителя долго не стареют, потому что общаются с молодежью, детьми и долго находятся на этом уровне мышления. Они интересуются проблемами детей, вникают, узнают, пытаются разбираться в том, что для них совершенно неактуально и недоступно. Если ты в этом не сможешь разбираться, то ты не сможешь руководить классом. Настоящий классный руководитель признает, что он не умеет и должен этому научиться. Но ежегодный диктант на знание интересов молодёжи – я считаю, это излишне. Нужно проводить не курсы, а вебинары, семинары, конференции на знание молодежной среды. Это, действительно, очень актуально и нужно. Воспитывая ребенка, нужно знать о его интересах, быть компетентным в той сфере, в которой общается ребенок.

Обобщение опыта работы классного руководителя
Выступление по теме 
«Классное руководство­это не работа, 
это образ жизни»
Автор: Храмушина Светлана Евгеньевна, 
учитель  технологии, ИЗО, черчения 2017
  «Если   бы   в   кабинете   у   врача,   юриста   или   дантиста   одновременно
собрались   30   человек   с   разными   желаниями   и   потребностями,   а
некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему
работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в
течение  9 месяцев, применяя  все свое мастерство, добиться высоких
профессиональных   результатов,   вот   тогда,   возможно,   он   бы   получил
некоторое представление о работе школьного учителя…»
Дональд Д. Куин
        Это очень правильное, на мой взгляд, высказывание о нашей работе.
В институте нас не учат быть классным руководителем, нам даже такого
понятия не дают. Мы выходим специалистами­ предметниками, зная о
воспитательном   процессе   только   из   книг   и   небольшого   жизненного
детского опыта, если повезло с классным руководителем и наставником.
Мне повезло в двойне! У меня был прекрасный классный руководитель
Поросенкова Татьяна Геннадьевна.  Я пришла к ней класс, где обучалось
42 ученика, после малокомплектной школы.  Мне казалось, что меня ни
кто   не   замечает.   И   когда   на   новогодней   елке,   она   подошла   к   Деду
Морозу и попросила, что бы именно мне подарили коробку с гуашью. Я
была такой счастливой, конечно гуашь мне очень хотелось, но больше
меня удивило, что она заметила, что мне очень нравиться рисовать.
        Лично у меня вся моя профессиональная деятельность делится на
две части: до классного руководства и с классным руководством. Когда
мне дали классное руководство, я по­другому стала видеть работу в
школе.   Круг   общения   расширился,   количество   ответственности   и
информации   увеличилось.   И   когда   мы   в   начале   года   составляем
планирование   своей   работы,   то   часто   наши   планы   расходятся   с
действительностью. 
          Предыдущий выпуск мне дался очень тяжело. Это был сложный
класс, было много всего, как хорошего, так и плохого. Сколько было «Трудности   взаимопонимания»,
проведено   классных   часов   на   тему   нравственности,   сколько
индивидуальных   бесед   и   с   детьми,   и   с   родителями   –   не   перечесть.
Конечно,   дисциплинированность   и   культурный   уровень   оставляли
желать лучшего. Вообще, я считаю, что вода камень    всё­таки точит:
точит­точит, сколько­нибудь, да и сточит.
                 Какая работа была мной проведена. Для изучения результатов
воспитательного   воздействия   использую   следующие   методики:
диагностика,   анкетирование.   Например,   такие   как   «Диагностика
характера»,
  «Оценка   уровня
конфликтности»,   очень   нравятся   детям   рисуночные   тесты,   где   они
могут в свободной форме выражать свои предпочтения одноклассникам
и   др.,   а   также   диагностику   нравственной   воспитанности,   выявляю
способности детей, их положительные и отрицательные черты характера
для дальнейшей корректировки.
                  Анализируя   проведенную   работу,   замечаю,   что   динамика
показателей   может   быть   неодинаковой,   более   того,   некоторые
показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на
предыдущем этапе.   В 5, 6 классе классные часы проходят в большей
степени в игровой форме, различные конкурсы, соревнования, походы и
поездки ( Ледовый дворец, санаторий Алатырь, Кинотеатр). Работа идет
на сплочение коллектива и формирования актива класса. (Видеоролик
«Внеклассная  жизнь 5 а класса»
        Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и
классных   мероприятиях   ВСЕХ   учащихся   класса.   Веду   постоянную
систему   поручений.   Конечно,   легче   найти   одного   ответственного
ученика и все возложить на него, легче, но не правильно. Я часто меняю
поручения,   стараюсь   всех   задействовать,   конечно,   с   учетом
возможностей ребенка. Таким образом, создаю ситуацию успеха ребенка
Классные   огоньки,  
  чайные   посиделки   я   считаю,   являются
немаловажным   фактором   в   развитии   духовно­нравственного
воспитания.   Совместные   праздники   сплотили   классный   коллектив,
сдружили   ребят,   разбудили   их   творческий   потенциал:   если   во   время проведения первых мероприятий  ребята просто воплощали мои идеи, то
сценарии последних мы писали вместе. 
              7,8,9     классы   считаются   наиболее   тяжелыми   в   классном
 
руководстве. Часто в классах ухудшается поведение  и успеваемость,
это напрямую связано с возрастными особенностями. Стараюсь, чтобы
беседа   не   превращалась   в   лекцию,   где   учитель   говорит,   ученики
слушают. Даю  детям возможность откровенно высказываться в своих
суждениях. Мне всегда важно чтобы дети мне доверяли и разговаривали
со мной.  Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое­
что не замечать. Они же учатся доверять нам. В выпускных классах«На
достижение   успеха»,   «Выявление   уровня   готовности   к   выпускным
экзаменам»,   «Мое   отношение   к   учебе»,   «Мои   ценности».   Это   тоже
интересный материал, который может использоваться на родительском
собрании. Особое место в этот период отвожу нравственным беседам,
как групповым, так и индивидуальным.
        Самое главное, больше общения, каждому стараюсь уделить время.
Кто сядет рядом, посидеть за партой, перебросится парой слов, кто­то
спросит совет, поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит,
они хотят быть со мной, хотят делиться со мной.  А я замечаю: кто­то
подстригся,   у   кого­   то   новая   кофточка,   сапожки,   а   кто­то   появился
после   болезни,   а   у   кого­   то   грустный   вид.   Они   чувствуют   свою
значимость   для   меня.   Проще   говоря,   меньше   формализма,   больше
человеческого общения
       Мы часто говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят.
Как трудно создавать это единство! Ведь    работа с родителями – это
совершенно отдельная и самостоятельная работа.  
        Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания.
Многие не хотят ходить из­за страха, боязни и стыда, так как ребёнок
плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают,
что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний,
то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды.  Я
ни когда не прихожу на собрание с плохим настроением. Длительность собрание   1   час,   максимум   1,5.   В   первую   нашу   встречу   довожу   до
родителей, что информация, полученная на собрании не должна стать
достоянием  детей, и тем более выходить за пределы нашего коллектива.
Конечно, этого правила не все родители придерживаются. 
             У собрания должна быть обязательна тема. Вначале знакомлю   с
темой, провожу небольшую беседу, часто с использование диагностики,
анкетирования по теме собрания. Например, тема собрания Интернет,
телевидение и пятиклассник».  Во время беседы использую результаты
анкетирования   «Мое   свободное   время».   После   беседы   разговор   об
успеваемости,   затем   результаты   внеклассной   работы   класса.   В   этом
пункте   очень   важно   найти   для   каждого   родителя   похвалу   о   своем
ребенке.   Затем   мы   обсуждает   организационные   вопросы   и   если   есть
необходимость личные беседы с родителями.
                Все знаем, как трудно собрать родителей в среднем и старшем
звене.   Приходилось   некоторым   родителям   звонить.   Затем   писала
пригласительные в дневники уч­ся.  При каждой встрече с родителями,
говорю   «наши   дети…,   наш/наша..»,   довожу   до   родителей   мысль,   что
плохой ученик, не означает плохой человек.
 
  На   каждом   собрании   я   регулярно   сообщаю   родителям   о
психологических   особенностях   возраста   детей   и   данного   классного
коллектива. Например, такие собрания, как «Трудный ребенок», «Права
и  обязанности»,  «Родительский  авторитет»,  так  же  с  использованием
диагностического материала. Интересный материал по профориентации
«Престижные   профессии»   «Темперамент   и   характер»   Большая
диагностическая   работа   была   проведена,   по   оценки   возможностей   и
желаний в выборе профессии.
         Конечно же, на родительских собраниях я больше рассказываю о
положительных   сдвигах   в   коллективе   и   об   индивидуальных   успехах
каждого ученика. О негативных моментах стараюсь говорить в общем
или   индивидуально.   Практически   со   всеми   родителями   у   меня
установлены добрые отношения. Проблем много. Часто бывает так, что родители сами плохо знают
своих детей, а иногда – не хотят уделить достаточного внимания 
         И в заключении хочется сказать: начинать новое всегда страшно, но
и интересно. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет
назад.   Они   требуют   от   нас   новых   подходов   в   воспитании.   Ольга
Алексеевна,   передавая   мне   классное   руководство,   сказала:   «Класс
работоспособный, творчески одарённый, но с ленцой – надо толкать!»
Сейчас   у  нас  в   классе   идет   адаптационный   период,  мы   узнаем,  друг
друга. Активно общаюсь с ними в соц. сетях, кстати, это, удобно, ты
всегда с ними на связи  и в курсе событий в коллективе. Было и первое
родительское   собрание.   К   нему   я   подготовила   с   детьми   письма
родителям. Оно так и называлось «Открытое письмо родителям». Из них
я узнала, что они с гордостью говорят что они теперь Пятиклассники,
пишут   что   учебе   стала   тяжелее,   мало   времени   на   отдых,   многие   не
привыкли к новым учителям, они искренне пишут что часто озоруют,
ленятся,   но   пытаются   исправиться,   удивляются   ,   что   нет   ТПО   по
предметам,   что   надо   дежурить   по   классу,   многих   волнует   дружба   в
классе.   Конечно,   работа   одного   классного   руководителя,   это   театр
одного   актера.   Эта   работа   вряд   ли   будет   успешной   без   поддержки
родителей, администрации, учителей предметников, психолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кодекс классного руководителя

Классное руководство — это не работа, это образ жизни.

Помни:

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общении.

v Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.

v Никогда не унижай, не оскорбляй детей — свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отло­жить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ре­бенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеятся на него.

v Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о ка­ждом ребенке и о классе в целом, а за гем постоянно интересуйся жиз­нью детей, их проблемами.

v Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить под­робную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отно­шения между воспитанником и классным руководителем.

v Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микро­группы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть ли­дер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повер­нуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.

v Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудниче­стве с ними и с их родителями.

v Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретно­го ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, органи­зованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные дос­тижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и зна­ниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика.

v Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.

v Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоя­тельности.

v Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должны быть похожи на меня? У не­го/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не да­вить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».

v Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда, (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

v Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.

v Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей — пожа­леешь.

v Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.

Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельно­стью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни:

Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обуче­нию, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

v Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:

v Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стре­мись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.

v Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.

v Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из шко­лы обиженным на учителя.

v Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок.

v Научись своевременно и четко заполнять журнал.

v Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежур­ством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанно­стей.

Имей в виду:

Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику ус­пеха — она приносит хорошие результаты.

Помни!

Силы и время, потраченные па организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потраче­ны напрасно:

v Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных мероприятий: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсу­ждением (хотя бы по дороге), экскурсии, походы, поездки.

v Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует па­мять, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повто­рить или придумать что-то подобное.

v Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а жела­тельно — и скромное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.

v Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возмож­ности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об инте­ресующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусст­ве, будь готов к дискуссиям и оценкам.

v Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает ини­циативу.

v Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования Дня рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить.

v Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к созданию собственного классного микроклимата.

v Работай в тесном содружестве с классными руководителями парал­лельных классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь детей интереснее.

v Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возмож­ность каждому ребенку проявить себя. Имей в виду;

Главное — найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислу­шиваться, им будет интересно с тобой, а тебе — интересно с ними.

Помни:

Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

v Стремись наладить деловые связи с родителями.

v Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опи­райся на их помощь.

v На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год — и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет все­гда в стороне.

v На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей.

v Старайся постепенно создать работоспособный родительский коми­тет, это очень помогает в решении практически всех вопросов клас­сной жизни.

v Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.

v Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие отношения.

v Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.

Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети — родители -учитель — семья.

v Не играй роль небожителя — у тебя тоже есть недостатки, твое пре­имущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стре­мишься к этому.

v Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).

v Не будь чрезмерно активным — иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий.

v Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все остав­шееся время будешь делать все сам.

v Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза

v Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.

v Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напо­минать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, -это оценят и ученики, и родители, и коллеги.

Имей в виду:

Главное — не жди прямых актов благодарности: тогда не будет раз­очарований.

Помни:

Дети в классе — твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

v Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельно­сти — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из раз­ных ситуаций, советовать.

v Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.

v Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки ана­лизировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным посо­бием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совер­шать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советом.

v Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и ста­райся следовать им, но не навязывать детям.

К принципам можно от­нести следующие:

быть честным с детьми;

быть добрым, но не добреньким, не заигрывай с детьми;

Предостережения:

v Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

v Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками — установить её снова будет гораздо труд­нее.

— быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;

— не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообе­щав, всегда исполняй;

— быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопе­реживать им;

— быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;

— не делать ничего формально;

— быть последовательным и объективным;

— быть артистом в своей профессии владеть ораторским искусст­вом, воздействовать словом убедительно и

эмоционально;

— быть самим собой, работать без профессиональной маски, оста­ваясь в ладу со своими чувствами, сочетая

искренность с требо­вательностью и добротой;

— быть активным и инициативным, заинтересованным в своей ра­боте;

— быть примером пытливости и знаний, искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и

идти вперед.

v Умей отдать себе отчет в том, к формированию каких человеческих качеств приводят те условия, которые созданы. «Ребенка учит то, в чем он живет», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспи­танники вряд ли научатся терпимости.

v Не торопись, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет.

v Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребенок еще изменится, а ты нет, умей начинать все сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.

v Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребен­ка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно иное время, нежели мы. Самое трудное — внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощу­щали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал. Имей в виду:

Главное — сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счаст­ливая профессиональная карьера

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство для автомобилей ford
  • Инструктор по труду в школе должностная инструкция
  • Вормин таблетки от глистов инструкция по применению взрослым дозировка
  • Должностная инструкция патентоведа в научно исследовательском институте
  • Терморегулятор mst 1 grand meyer инструкция по применению