Классное руководство это педагогическая деятельность

Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.

Цели – то к чему стремятся, чего хотят достичь.

Принципы — основные идеи, следование которым помогает достичь поставленной цели.

Направления — линии движения чего-либо.

Задачи педагогической деятельности — осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе плана необходимых  действий.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно- практического опыта от поколения к поколению.

Нам сегодня необходимо разобраться в сложившейся социально-общественной ситуации, которая определила для нас то, чего хочется обществу достичь в процессе воспитания, какими идеями для достижения результата необходимо руководствоваться, в каком направлении двигаться и каким должен быть план действий для эффективной передачи практического опыта подрастающему поколению.

Классное руководство в современном понимании – это деятельность педагогического работника, которому передан функционал по реализации воспитательного процесса в конкретном классе с конкретным ребенком.

Какого результата в своей педагогической деятельности нам необходимо достичь?

Для начала давайте обратимся к тем вызовам общества, которые и заставили нас сегодня говорить о процессе воспитания.

Видео

Вот они вызовы современного времени, вот оно общество, в котором мы с вами живем. И, действительно, время изменений наступило. И эти изменения происходят уже сейчас.

Сформулирована единая цель воспитательной деятельности для всей страны, выделены ключевые и актуальные направления воспитательного процесса, составлено описание необходимых действий для достижения этого результата.

Все сформулировано документально:

Одна страна одна и цель воспитания для всей страны – ФЗ от 29 дек 2012 №273 ФЗ «Об образов в РФ»

Указ президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

В данных документах сформулирована одна цель воспитания для всей страны – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слова и словосочетания этой цели – это и есть  направления нашей работы

В примерной программе воспитания сформулирована возможная цель воспитания в общеобразовательных организациях.

Она заключается в развитии обучающихся, проявляющаяся в усвоении ими знаний, основных норм, которые общество выработало на основе нравственных ценностей (т.е. усвоении ими социально значимых знаний).

В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений).

В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Базовые ценности российского общества:

Семья, труд, отечество, природа, мир, культура, знания, здоровье, человек.

В примерной программе воспитания выделены целевые приоритеты – те действия, которым необходимо педагогу уделить наибольшее внимание. Например, на уровне начального общего образования это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

На уровне основного общего образования – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего общего образования — создание благоприятных условий для приобретения школьниками опята осуществления социально значимых дел.

Любая деятельность, особенно воспитательная, должна основываться на определенных принципах для достижения результата, но, к сожалению, точно так же как, накапливались вызовы нашего общества к системе образования, параллельно шло формирование бессодержательного классного руководства.

Классный руководитель превратился в администратора, который контролирует, фиксирует, сообщает, но не помогает, развивает, поощряет.

Давайте вспомним эту знакомую картинку, которая до сих пор наблюдается в каждой школе.

Видео

Педагогу, которому доверено осуществлять личностно-развивающую функцию, необходимо принятие существующих педагогических принципов:

Принцип коллегиальности – современные дети не воспринимают нормы и догмы, пришедшие извне, необходимо вырабатывать вместе со своими воспитанниками нормы жизни маленького коллектива под названием класс.

Принцип требовательности и уважения – высокая требовательность к воспитаннику органически сочетается с уважением его человеческого достоинства.

Принцип системности, принцип целесообразности и  природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры.

Принцип целостности и последовательности – классный руководитель осуществляет деятельность по определенной программе и имеет план деятельности.

Лучше всего, чтобы этот план был согласован с другими специалистами школы – логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Приоритетные задачи деятельности по классному руководству соответствующие государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся представлены в письме министерства РФ от  12 мая 2020 г. (№ ВБ-1011/08) «О методических рекомендациях»:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе

Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития

Формирование внутренней позиции личности обучающегося

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества

В рамках реализации образовательных задач в процессе педагогической деятельности классный руководитель самостоятельно выбирает формы, технологии работы с обучающимися и родителями.

Эти формы нам хорошо известны –

Индивидуальные (консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

Групповые (ролевые игры, дебаты, проекты, творческие группы, органы самоуправления)

Коллективные (классные часы, конкурсы, квесты, родительские собрания, игры)

У каждого из нас в арсенале есть интересные формы достижения тех или иных воспитательных целей.

Вызовы, которые у нас с вами сейчас они не ложные, они самые настоящие, они требуют использовать более активные формы, позволяющие вместе с ребятами сформировать нормы и правила, найти выходы из сложившейся ситуации, вместе с ними создавать план воспитательной работы.

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 21.05.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448,  педагогическим  работникам, осуществляющим  классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах,  независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.

С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство,  а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с  Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях  (далее – методические рекомендации).

Классный руководитель — кто он?

Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Классное руководство понимается  как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а  классными руководителями являются педагогические работники  общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.

Примечание.  Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678, не значится, а в  приказе Минздравсоцразвития от  26 августа 2010 г. N 761н — отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и   классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.

Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года   №1601  в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.

Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения

Поскольку классными руководителями являются педагогические работники  общеобразовательной организации, то им предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:

самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;

вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов  общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;

самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;

получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;

приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

О защите академических прав и свобод классных руководителей

Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ  от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:

— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»;

 — письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;

— письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».

О недопущения избыточной отчетности

«Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством», — отмечается в методических рекомендациях.

Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:

1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и  актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся); 

2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности».

Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей

Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать  две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.

В целях стимулирования классных руководителей  рекомендуется использовать  механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров  с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).

С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном  ЦС профсоюза работников народного образования:

https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

Также в блоге:

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ (ВОСПИТАТЕЛЯ) В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1.1.           
ЦЕЛИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ, СОДЕРЖАНИЕ ЕГО РАБОТЫ

Классный руководитель (воспитатель) – это педагогический
работник, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения на
основании решения педагогического совета, для организации 
учебно-воспитательной работы в вверенном ему классном коллективе и координации
усилий всех участников педагогического процесса с целью создания условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации
в обществе.

Деятельность, проводимая классным руководителем, включает в
себя комплекс организационных и педагогических задач, основными из них
являются:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой творческой деятельности
обучающихся.[1]

 Классный воспитатель стремится достичь оптимального уровня
развития положительных личностных качеств обучающихся, создать благоприятные
условия для развития в них гражданственности и патриотизма, нравственной
культуры, творческой индивидуальности, успешной социализации в обществе, посредством включения их в
многообразные виды деятельности классного коллектива, с помощью разнообразных
форм и методов классной работы. Он заботится не только о всестороннем их
развитии и о повышении качества знаний, но и об  укреплении дисциплины, порядка
в классе.

Решать поставленные задачи необходимо в соответствии со
спецификой возраста учащихся, сложившимися в классе взаимоотношениями и уровнем
дисциплины, учитывая потребности каждого конкретного классного коллектива,
каждого конкретного ребенка. На разных этапах развития коллектива классный
руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический
коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными
учениками. При организации воспитательного процесса должны доминировать
системный, программно-целевой, вариативный подходы к работе, учитываться
основополагающие принципы деятельности классного руководителя в современной
школе:

—  гуманистическая направленность воспитательной
деятельности;

— принцип коллегиальности — участие в воспитательном процессе
самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих с ученическим
коллективом;

— принцип системности — системное взаимодействие всех
субъектов воспитательного процесса в образовательном учреждении;

— принцип целесообразной вариативности — выбор форм и методов
организации воспитательного процесса конкретного коллектива учащихся обусловлен
такими  факторами, как:

·                   
возрастные
особенности детей, уровень их воспитанности, организованности, обучаемости, их
состояние здоровья и физического развития;

·                   
социальные
и материальные условия жизни обучаемого, специфика семейных обстоятельств;

·                   
условия
работы образовательного учреждения, его экономические возможности;

·                   
профессиональный
уровень педагогов;

·                   
активность 
взаимодействия всех участников образовательного процесса и так далее.

Воспитательная деятельность классного руководителя дает
наилучший результат и достигает своей цели,  при условии, если она хорошо
спланирована и проведена в определённой системе, то есть мероприятия,
обусловленные целями и задачами воспитания, проводятся последовательно и
взаимосвязаны между собой.

В системе работы классного руководителя можно выделить
следующие направления деятельности, определяющие содержание его работы:

1. Установка целей и планирование работы с учетом результатов
предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе.

Классное руководство начинается с изучения классного
коллектива и индивидуальных особенностей каждого ученика, оно продолжается на
продолжении всего срока их обучения. Изучение учащихся требует знания
психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и
методами педагогического исследования. 

Для получения объективных данных о личностных характеристиках
учащегося, об его интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника
классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает
школьника в естественной обстановке, в единстве с условиями его
жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения;
изучает школьника целостно, во всех его проявлениях. Для этого он знакомится с
условиями его жизни в семье: состав семьи, ее материальная обеспеченность,
семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и так далее. Классного
воспитателя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной
предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.

Следует изучить отношение школьника к  окружающим (насколько
он уважителен, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен
больше к себе или к людям, вежлив или груб, и тому подобное), отношение к
учению и труду (уровень самостоятельности, добросовестно или недобросовестно
учится,  насколько бережлив и аккуратен в труде и прочее), отношение к
общественной работе (инициативность, ответственность), определить уровень
умственных способностей, тип мышления,  памяти и наблюдательности, изучить
интересы ребенка во внеурочное время.

Результаты исследования дают возможность классному
руководителю прогнозировать развитие личности, создавать для него развития
наиболее благоприятные условия.

Для планирования воспитателем своей деятельности необходимо
также провести диагностику классного коллектива. Основными показателями воспитанности
и зрелости коллектива являются наличие актива, организованность, сплоченность,
наличие здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных
отношений. Наилучшего результата можно достичь только в дружном и
работоспособном коллективе.

Распространенной формой фиксирования результатов изучения
учащихся является педагогический дневник классного руководителя, который
используется при составлении характеристик учащихся и классного коллектива.

В ходе исследования определяются необходимые условия для
правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления
индивидуального подхода, определяются основные цели и задачи воспитательного
процесса.

Планирование воспитательной работы — составление плана для
работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по
их решению.[5]

План составляется для того, чтобы упорядочить педагогическую
деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому
процессу, как управляемость и преемственность результатов, планомерность и
систематичность.

В современной школе используются
следующие виды планов:

                  
План
работы класса.

                  
Перспективный,
календарный и перспективно-календарный.

                  
План на
учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

                  
План воспитательного
мероприятия.

                  
План
работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации
определенных задач и решению актуальных проблем класса.

                  
План
работы по развитию индивидуальности учащихся.

2. Выбор форм, методов  и средств деятельности.

Данный вид направления деятельности предполагает продуманный
отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование
наиболее эффективных средств и методов воздействия. Для эффективного выполнения
своих функций классному руководителю надо знать психолого-педагогические основы
работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными
технологиями воспитания.

3. Реализация намеченных планов.

Это направление включает в себя организацию, проведение и
корректировку различных видов деятельности в соответствии  с поставленными
задачами и намеченным планом.

                  
Индивидуальная
работа с учащимися, коррекция их воспитания.

                  
Социальная защита школьников.

                  
Формирование
и воспитание классного ученического коллектива,
организация его деятельности.
Объединяя учащихся в дружный и сплоченный
коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения
учебно-воспитательных задач.

                  
Работа с
учителями и с различными детскими общественными организациями и координация их
воспитательной деятельности. Каждый педагог должен не только обогащать учащихся
знаниями, но и развивать познавательные способности и интересы, формировать
мировоззрение, развивать личностные качества ученика. Классный руководитель для
улучшения состояния учебно-воспитательной работы в классе должен координировать
воздействия педагогов, добиться единства их требований. Успех
учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от общности целей всех её
участников.

                  
Работа с
родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через
классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об
учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их
воспитанию.

                  
Организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся, п
овышение
качества знаний и укрепление дисциплины. Важными показателями правильной
организации учебно-воспитательной работы являются уровень знаний учащихся  и
сознательная дисциплина. Классный руководитель должен стремиться предупредить
отставание в учёбе отдельных учеников.

                  
Организация
и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы, участие класса в
общешкольных делах. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется
внеурочной воспитательной деятельностью с использованием разнообразных формы
данной организации. При этом сочетаются два основных направления —
идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Для реализации в школе
доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная
деятельность;

3) проблемно-ценностное
общение;

4) досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество
(социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая  деятельность;

8) спортивно-оздоровительная
деятельность;

9) туристическо-краеведческая
деятельность.

                  
Работа по
защите прав и интересов детей.

                  
Работа по
укреплению  и охране здоровья.

                  
Работа по
оформлению документации (план работы на год, отчеты по четвертям,
характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио
на учащегося).

4.                 
Анализ и
контроль результатов деятельности.

Данное направление направлено на исследование и анализ
личности и индивидуальности ребёнка, на поиски причин неэффективности работы и
на характеристику целостного педагогического процесса, с помощью  наблюдения,
проведения анкетирования, опросов и других методов, позволяющих судить о
результатах и ставить новые задачи.

Анализ деятельности предполагает выявление, с одной стороны,
положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих в
процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов осуществляется
коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с
конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного
руководителя — это в первую очередь самоконтроль.

5.     
Коррекция
программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного
процесса, его соответствие  целям гуманистического, демократического воспитания
и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно
полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах
деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения,
формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе
получаемой информации классный руководитель контролирует состояние
воспитательных отношений и корректирует их, формулирует новые задачи, создаёт прогноз возможных результатов воспитательной
работ.
Коррекция — это всегда совместная деятельность классного
руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Основной целью анализа и коррекции результатов деятельности классного
руководителя является обеспечение постоянного совершенствования воспитательного
процесса.

Сущность целостности воспитательного процесса, организуемого
классным руководителем,  в подчиненности всех его компонентов и функций
основным задачам.

Содержание деятельности классного руководителя, как
руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся,
определяется выполняемыми им функциями:

1. Аналитико-прогностическая функция включает в себя
деятельность классного руководителя следующего содержания:

                  
изучение
индивидуальных особенностей детей и подростков;

                  
изучение
и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

                  
анализ и
оценка уровня воспитанности;

                  
изучение
и анализ становления и формирования коллектива класса.

                  
прогнозирование
результата воспитательного воздействия;

                  
прогнозирование
уровней индивидуального развития учащихся;

                  
прогнозирование
этапов становления и формирования коллектива;

                  
предвидение
последствий отношений складывающихся в классном коллективе.

2. Организационно-координирующая:

                  
ведение
документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного
руководителя, протокол родительского собрания и так далее).

                  
организация
взаимодействия с семьями учащихся;

                  
создание
благоприятной атмосферы и морально-психологического климата в классе

                  
взаимодействие
с различными детскими общественными организациями в проведении внеурочной
воспитательной работы;

                  
координация
воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников
различного профиля;

                  
организация
различных видов деятельности классного коллектива: распределение поручений,
работа с активом, правильная организация каждого коллективного творческого
дела;

                  
организация
дежурства по классу, по школе, по столовой;

                  
соблюдение
санитарного состояния прикрепленного кабинета;

                  
забота о
внешнем виде воспитанников;

                  
организация
питания;

                  
организация
учебно-воспитательного процесса;

                  
разъяснение
и внедрение правил поведения учащихся;

                  
создание
условий для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся
(вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, экскурсии, посещение
выставок и тому подобное);

                  
ведение
работы по защите прав и интересов детей;

                  
охрана и 
укрепление здоровья учащихся;

                  
организация
спортивных соревнований, спортивных игр, походов;

                  
формирование
нравственного воспитания, эстетической культуры;

                  
воспитание
политической культуры;

                  
воспитание
ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков;

                  
содействие
деятельности родительского комитета класса.

3. Коммуникативная:

                  
организация
и проведение встреч классного руководителя с классным коллективом (классный
час, классное собрание, беседа и т. д.). помощь в установлении и регулировании
межличностных отношений в детской и подростковой среде;

                  
построение
оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители»,
«родители – ученик»;

                  
ведение
работы по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической
культуры;

                  
помощь
учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

4.     
Контрольная:

                  
контроль
за успеваемостью каждого обучающегося;

                  
контроль
за посещаемостью учебных занятии с обучающимися.

В современных школах воспитательную деятельность с учащимися осуществляют все педагоги, однако основная роль
принадлежит классному руководителю (воспитателю), на него
возложены основные обязанности
по формированию и развитию растущей
личности. В соответствии с этим к нему предъявляются и высокие педагогические
требования:

1. Высокий моральный авторитет

2. Педагогическое мастерство

3. Широкий культурный кругозор

4. Педагогический такт

5. Любовь и уважение к детям

6. Наличие организаторских способностей

7. Творческий подход к воспитательной работе

8. Повышение квалификации классного руководителя

Важное значение имеет профессиональная пригодность классного
руководителя — совокупность психологических и психофизических свойств, а также
специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой
эффективности труда.  [4] Она не приобретается в ходе профессионального
обучения, так как зависит в первую очередь от психического и физического и
здоровья. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к
педагогической деятельности, относятся: высокая требовательность к себе и своим
учащимся, коммуникативность, вежливость в общении, выдержка, самообладание,
отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность, организаторские
способности  и так далее. Классный руководитель должен владеть следующими
знаниями и умениями: знаниями по практической педагогике, детской и возрастной
психологии, знанием законодательных актов, теоретических основ воспитания и так
далее.

1.2.           
СУБЪЕКТ,
ОБЪЕКТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА

Основное назначение классного руководителя в рамках общих
задач воспитания — обеспечить индивидуальное развитие личности школьников,
приобщить их к ценностям культуры, сформировать дружный классный коллектив,
базируясь на личностно-ориентированный подходе.  Деятельность воспитателя
направлена на реализацию этих задач. В любой  деятельности   субъектом  принято
называть того, кто совершает действие, а объектом  – того, кто испытывает
воздействие. Субъектом педагогической деятельности является непосредственно
классный руководитель (воспитатель), как организатор воспитательной и
познавательной деятельности. Объектом социально-педагогической деятельности
классного руководителя —  учащийся классного коллектива. Но в зависимости  от взаимодействия
педагога и ученика их роли могут меняться. Ребенок, как личность, является
субъектом своего развития. Класс, как единый коллектив, также может выступать в
роли субъекта воспитания. Он  создается воспитателем, поэтому на первом этапе
он существует как объект воспитания, но от этапа к этапу признаки субъектности
возрастают, и зрелый  коллектив  в полной мере — воспитывающийся  субъект
педагогического процесса. [2,с.109] Родители, педагоги, и обучающиеся являются
субъектами всего педагогического процесса, между ними складываются субъектно-субъектные отношения, так как
они взаимодополняют друг друга, интенсифицируют  саморазвитие каждой из сторон.

Решение основных задач воспитания и развития личности
школьника и эффективного выполнения классным воспитателем своих функциональных
обязанностей возможно только при взаимодействии всех участников воспитательного
процесса – педагогов, родителей, общества, координацию воздействий на ребенка
которых должен проводить классный руководитель.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую
очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих
педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе
на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих
воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с
родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по
предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных
газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических
вечерах и других мероприятиях. Управляя ученическим коллективом класса,
координируя деятельность педагогов, работающих с данным классом, классный
руководитель с одной стороны является представителем администрации школы, а с
другой — представляет интересы учащихся своего класса. [
9]

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель
изучает личностные качества и способности обучающихся, анализирует развитие
коллектива класса, координирует выбор форм и методов организации индивидуальной
и групповой учебной и внеклассной деятельности.

Классный руководитель сотрудничает  с педагогами
дополнительного образования, для включения школьников в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции), действующие как в образовательных
учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Это
взаимодействие позволяет расширить познавательные, творческие способности
воспитанников, стимулироватья их самоопределение, саморазвитие и
самовоспитание.

При  организации внеурочной работы классного коллектива,
досуговых и каникулярных мероприятиях воспитатель привлекает к работе с классом
представителей культуры, спорта, общественности, которые помогают формировать
здоровый образ жизни школьника, общечеловеческие ценности, содействуют его
социализации и так далее.

Посредником между личностью ребенка и всеми социальными
институтами является социальный педагог. При непосредственном участии
социального педагога классный руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, разрешает их личностные кризисы.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель
способствует формированию у детей культуры чтения, расширяет у них кругозор,
формирует потребность в образовании, отношение к нравственным идеалам,
этическим нормам поведения через освоение классической и современной
литературы. 

В обязанности классного руководителя входит охрана и
укрепление здоровья учащихся, для исполнения которой он должен
взаимодействовать с медицинским работником, получать от него необходимую
информацию, консультации.

Первыми и основными учителями ребёнка являются родители.
Эффективность работы школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от
того, насколько налажен ее контакт  с семьёй. В основе сотрудничества родителей
и классного руководителя должны лежать: доверие и уважение, взаимная поддержка
и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.

Работа классного руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к
воспитанию, выработку общих требований, организацию помощи в обучении,
физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает
родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении,
организует работу по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение родительских собраний, что способствует созданию
благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка
в школе и за ее пределами.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и
развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников
педагогического процесса,  координация их воздействий в едином образовательном
пространстве и социокультурной среде.

1.3.           
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ

Обязанности классного руководителя определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, возрастными
особенностями школьников, уровнем их развития воспитанности, сформированности
классного коллектива, качеством предшествующей воспитательной деятельности.
Соответственно, в зависимости от индивидуальных особенностей учеников для
решения поставленных задач, выбираются наиболее эффективные методы и формы
работы. Классному воспитателю необходимо обладать данными об условиях их жизни, особенностях развития, уровне
обучения и воспитания
. Хорошее знание учащихся помогает устранить
недостатки в их поведении.

Объективность изучения личности учащегося зависит от
правильного использования разнообразных диагностических методов исследования,
основными из которых являются:

Метод
наблюдения.

Сущность метода состоит в сборе, описании фактов, случаев,
особенностей поведения учеников в различных условиях учебной и внеклассной
работы. Наблюдение должно быть планомерным и систематическим.  Необходимо
определить цели и объект наблюдения, длительность, последовательность действий,
способ фиксирования результатов. Систематичность предполагает регулярность его
осуществления.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности
опросных методов: беседа, анкетирование, интервью.

Метод беседы.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики.  Как правило, она проводится в вопросно-ответной форме.
Педагог задает вопросы, которые и определяют ход беседы, задавая ее ключевые
точки. Важную роль при организации беседы играет невербальные общение
(интонации, жесты, мимика и пр.).
Диагностическая беседа отличается от 
воспитательной. От разговора ее отличает то, что содержание её разворачивается
вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Она может проводиться не
только с учащимся, но и с другими субъектами участвующими в
учебно-воспитательной деятельности.

Метод интервью.

Данный метод дает возможность выявить
интересы, конкретного ребенка или группы класса в целом, мотивацию действий
учащихся, их ценностные ориентации, знания, установки, позиции, отношения к
сверстникам, окружающему миру и самому себе и так далее.  Осуществляется с
помощью сбора первичной информации, основан на непосредственном (интервью) или
опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между
исследователем и опрашиваемым.

Метод анкетирования.

Анкетирование проводится в письменной форме. Как и другие
опросные методы, позволяет получить сведения о личностных качествах, ценностях,
отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые
(свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий
вариант среди предложенных ответов).

Метод
тестирования.

Тест, включает в себя
стандартизированные письменные задания, с помощью которых проводится
психологическое исследование. Они позволяют изучить отношение
учащихся к миру, к самому себе, своим социальным ролям, отношение к коллективу,
семейные отношения, взаимодействие  с педагогами и родителями.

Мониторинг.

Представлен в виде одного вопроса или нескольких вопросов,
задаваемых через определенные промежутки времени. Его  цель — получить
представление о динамике оценок, мнений, ценностей в течении заданного периода
времени.

Изучение результатов деятельности учащихся.

По результатам Анализа документов и работ учеников,
разнообразной творческой деятельности классный руководитель может судить о
способностях, склонностях и увлечениях учащихся, делать прогнозы их развития.

Метод незаконченного предложения.

Порядок исследования:
испытуемым предлагается бланк с незаконченными предложениями, условно
поделенными на  тематические блоки (отношение к учебе, отношение к школе,
отношение к сверстникам и так далее), которые необходимо дополнить.
Он помогает выявить установки,
проблемы и конфликты, значимые для
испытуемого.

Ранжирование.

Данный метод требует
расположения данных в определенной последовательности (обычно в порядке
убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения
места в этом ряду каждого из исследуемых. Как правило, в качестве критерия берется
какая-то одна черта человеческой личности или характера (принципиальность,
совестливость, общительность, любознательность, организаторские способности и
так далее).

Шкалирование.

Под шкалированием понимается метод вынесения субъективных
оценок, когда испытуемому (информанту, эксперту) предлагается оценить какой-то
объект по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью
числовых, словесных градаций или заданных в графической форме. [8] Как и
ранжирование, данный метод рассчитан на выявление индивидуального мнения
каждого учащегося о своих товарищах, родителей, учителей и так далее.

Метод педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент
— исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей
в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование
педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя
на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического
воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических
явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы
эксперимента:

·                    
теоретический (постановка
проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и
гипотез);

·                    
методический (разработка
методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных
результатов);

·                    
собственно эксперимент 
проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение,
управление опытом и измерение реакций испытуемых);

·                    
аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных
фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент
естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный —
создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода
обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего
используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или
кратковременным.

Педагогический эксперимент
может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в
процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная
его организация для определения условий (методов, форм и содержания
образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий
эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности
экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть
техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со
стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым. [
10]

Метод регистрации.

Это метод выявления наличия определенного
качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное
качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на
занятии и пассивных).  [
10]

Метод моделирования.

Моделирование – это метод
создания и исследования моделей. [3,с.51] Моделирование успешно применяется для
решения таких  задач:

— оптимизации структуры
учебного процесса;

— улучшения планирования
учебного процесса;

— управления познавательной
деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

— диагностики,
прогнозирования, проектирования обучения.

Метод столкновения взглядов, позиций.

Форма данного метода позволяет обращаться
к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к
определенному явлению, поведению, проблеме.

Социометрическое тестирование.

Данный метод позволяет сделать моментальный срез о
межличностных отношениях в классе, измерить степень сплоченности, выявить
неформальных авторитетов в коллективе.

Методы рейтинга и компетентных оценок.

 При использовании этого
метода ученикам  предлагается, оценить важность тех или иных нравственных
качеств в развитии личности.

На основе результатов проведенной диагностики классный
руководитель составляет план работы на четверть, полугодие, в котором кратко
определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя
из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой. Данный план утверждается
директором школы или заведующим учебной частью, которым он подотчетен.

В ходе реализации намеченных планов классный руководитель
использует методы воспитания.

Метод воспитания – это способы взаимодействия педагогов и
учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств
личности воспитанников. [
6] Рассмотрим основные из них.

С помощью методов убеждения, которые используются  в целях
воздействия на интеллектуальную сферу, формируются взгляды, установки,
представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией.
Данные методы предполагают  доказательство какого-либо понятия, нравственной
позиции, оценки происходящего:  внушение, повествование, диалог,
доказательство, призывы, убеждения.

Самоубеждение — метод самовоспитания, основан на осознанном,
самостоятельном, поиске решений социальной проблемы, в ходе которого школьник
формирует у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных
логических выводов.

Методы упражнений (требований) воздействуют на волевую сферу,
с помощью них развивается у детей инициатива, настойчивость, уверенность в
своих силах, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, совершенствуются
навыки самостоятельного поведения и так далее. К ним относят различные виды
заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений,
требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха.
Ситуация успеха является фактором развития личностных компетенций школьника,
успех это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Если
ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.

Методы стимулирования– метод,
в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е.
определенных мотиваций. В педагогике распространены такие компоненты этого
метода, как поощрение и наказание. [
11]

Методы внушения оказывают влияние на эмоциональную сферу
ребёнка и связанны с приёмами аттракции. Внушение может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами. Процесс внушения часто
сопровождается процессом самовнушения. Данные методы формируют необходимые
навыки в самоуправлении своими эмоциями, чувствами, понимании причин,
порождающих эмоциональные состояния.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на
формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития
навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния
окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и
другим.

Это метод коррекции поведения, который  позволяют производить
оценку поступков, стимулирование деятельности, оказывать помощь воспитуемым в
самокоррекции их поведения: критика, замечания, ситуации доверия, контроля,
самоконтроля, самокритики.  Коррекция может происходить на основе сопоставления
по­ступка ученика с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка,
уточнения целей деятельности. Пример, как образец поведения, основной  путь к
коррекции поведения учащихся.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены
на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как
существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Ме­тоды
организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных
условиях кратко называют методами воспитывающих си­туаций. Это те ситуации, в
процессе которых ребенок ставится перед необхо­димостью решить какую-либо
проблему. Это может быть проблема нравст­венного выбора, выбора способа
организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает
лишь условия для возникновения си­туации. Когда в ситуации возникает проблема
для ребенка и существуют ус­ловия для самостоятельного ее решения, создается
возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные
пробы охваты­вают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей.
В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная соци­альная
позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их
дальнейшего вхождения в социальную среду. Соревнование является модификацией метода
воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной
личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству,
соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в
отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. [
12]

Соревнование может быть
организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае
воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог сам или
совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет
программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения
соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и
понятными для всех участников.

Соревнование побуждает не
только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутными переживаниями, но
и формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как
элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в
определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта
стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам
деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на
формирование у школьников способности к суждениям на основе принципа
справедливости, решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в
совместном обсуждении с учащимися разнообразных моральных проблем. К каждой
дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение,
по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».  Методу
дилемм соответствует метод самовоспитания — рефлексия, означающая процесс
размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не
только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в
определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также
выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. [
13]

Основная задача классного преподавателя — помочь ребёнку в
его развитии. Для решения данной задачи ему необходимо в совокупности 
использовать перечисленные методы воспитания.

Реализация каждого метода предполагает использование
совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям
учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация
различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

Приёмы воспитания — это педагогически оформленные дей­ствия,
посредством которых на поведение и позиции обучаемо­го оказываются внешние
побуждения, изменяющие его взгля­ды, мотивы и поведение, в результате чего
активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать
определенным образом. [7] В педагогической теории и практики имеется некоторая
классификация приёмов воспитания.

Первая группа- коммуникативные приёмы, то есть приёмы общения
классного руководителя и учащихся: «ролевая маска», «непрерывная эстафета
мнений», «самостимулирование», «импровизация на свободную тему», «импровизация
на заданную тему» и другие.

Вторая группа приёмов связана с организаторской деятельностью
учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика. К этой группе
можно отнести приём «инструктирования», «распределение ролей», «коррекция
позиций», «самоотстранение учителя», «обмен ролями», «мизансцена» и другие.

Третья группа приёмов связана с использованием
художественной литературы, кинофильмов и так далее: «сочини конец истории»,
«любимые книги товарища», «добрые слова», «творчество на заданную тему» и другие.

Рассмотрим содержание некоторых из них.

Прием «Обмен ролями»
учащиеся обмениваются роля­ми (или функциями), которые получили при выполнении
заданий.

 Прием «Импровизация на
свободную тему» — учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны
и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые
условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Сочини конец истории» — детям предлагается придумать свое
завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном
произведении.

Прием «Встречные вопросы» — учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу
определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на
них под­вергаются затем коллективному обсуждению.

Среди множества педагогических приёмов значительное место
занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к
независимым экспертам и др.

Педагогических приёмов много. Классному руководителю
необходимо в зависимости от актуальности задачи и  индивидуального стиля
определять, какие  приёмы использовать  в той или иной ситуации. 

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет
выбор форм работы с детьми. Все они связаны с организацией разнообразной
деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности — учебная,
трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога —
непосредственные и опосредованные.

По времени проведения формы можно разделить на:

— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов)

— продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)

— традиционные (регулярно повторяющиеся)

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах,
то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а
также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации классификация форм может быть
следующей:

— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие
взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества;

— инициатива и её реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

— результат — информационный обмен;

— результат — выработка общего решения (мнения);

— результат — общественно значимый продукт.

По числу участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель-воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю воспитательную
деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и
коллективных, определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа,
консультация, обмен мнениями, задачи и так далее. С каждым учеником необходимо
взаимодействовать по-разному, для каждого нужен индивидуальный подход.

К групповым формам работы можно отнести классный час, совет
старшеклассников, творческие группы,  микрокружки. Формы проведения классных
часов также разнообразны: диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми,
викторины по различным областям знаний, КВНы, интерактивные игры, игры –
путешествия, театральные премьеры, тренинги, читательские конференции и так
далее. Задачи классного руководителя при этом: помочь каждому проявить себя,
создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата,
значимого для вех членов коллектива, других людей.

В массовые формах работы педагогов со школьниками относятся:
конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и так далее. В
зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги
могут выполнять различные роли: организатора; участник деятельности,
воздействующий на детей личным примером; участник, воздействующий на школьников
личным примером при этом овладевающий опытом более знающих людей; помощник
детей в организации деятельности.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости
от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих
классификаций. Возможен переход той или иной  формы из одного типа
классификации в другой. Так, например, любое мероприятие, может стать
коллективным творческим делом, если оно будут разработано и проведено самими
детьми.

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно
руководствоваться следующим:

— определять содержание и основные виды деятельности в
соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

— учитывать принципы организации образовательного процесса,
возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

— обеспечивать целостность содержания, форм и методов
социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Формы взаимодействия основных субъектов воспитательного
процесса — это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм
взаимодействия. К примеру, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на
родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с
родителями, а также на групповых консультациях. Индивидуальная работа с
родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и
эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители
усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками
классного руководителя.

Перечислим основные формы совместной деятельности учащихся,
родителей и педагогов, используемые в практике:

Классное собрание — это разговор равноправных
заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы
родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если
используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение
проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь
форму конференции, диспута, коллективного творческого дела, встреча с
администрацией, со специалистами.

Формы познавательной деятельности — общественные смотры
знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и
творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется
непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности — оформление кабинета, сбор
макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни
детей и родителей и другие.

Формы досуга — совместные праздники, подготовка концертов,
спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня,
родительские школы по интересам.

Организуя совместную деятельность родителей и детей, классный
руководитель обеспечивает формирование доброжелательных отношений в семье,
привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.

Проводя воспитательную работу с учащимися, классному
руководителю следует поддерживает тесные контакты с учителями с целью
установления единых требований к учащимся и повышения качества
учебно-воспитательного процесса.

Одной из форм сотрудничества является посещение классным
руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения
занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество
их  знаний и познавательную активность.

Педагогические консилиумы – еще одна из распространенных форм
взаимодействия воспитателя и педагогов. Это совещания учителей класса,
проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается
характеристика класса и отдельных учеников, коллективно выявляются причины
отставания в учебе или недостатков в поведении тех или иных школьников и
намечаются меры индивидуального подхода к ним.

Основная задача классного руководителя – создание
пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. Выбирая тот
или иной метод или форму своей работы, ему необходимо учитывать важность
предоставления детям свободы выбора форм и способов проявления своей
активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.

1.4.           
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, АНАЛИЗ И
ДИАГНОСТИКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В «Методических рекомендациях об осуществлении функций
классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений» (приказ Минобразования России от 3 февраля 2006 г. № 21)
отмечается, что эффективность осуществления функций классного руководителя
можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и
деятельности.

 Первая группа – результативные критерии, показывающие,
насколько эффективно реализуются  цели работы классного руководителя и его
функции.

Результативные показатели отражают тот уровень, который
достигают воспитанники педагога в своём социальном развитии (уровень общей
культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). [1] Они отражают
реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, то есть личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые
качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы
чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя —
установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели,
выражающей цели воспитания.  Положительно оценивается воспитательный процесс
тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к
выпускному классу, а общий результат много выше показателей младших и
подростковых классов.

Определенным критерием является и уровень зрелости классного
коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.
Качество микроклимата класса можно оценить по тому, насколько защищенным
чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно
и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.

К показателям оценки результативности относятся:

                  
уровень
воспитанности учащихся;

                  
результативность
обеспечения жизни и здоровья учащихся;

                  
результативность
профилактики правонарушений;

                  
занятость
учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности;

                  
занятость
учащихся в системе дополнительного образования;

                  
наличие
классного ученического самоуправления;

                  
результативность 
организации работы с родителями учащихся;

                  
результативность
организации работы в социуме и взаимодействия с внешкольными организациями;

                  
социально-психологический
климат в классном коллективе;

                  
результативность
инновационной деятельности в сфере воспитания;

Вторая группа – показатели деятельности.

                  
планирование
воспитательной деятельности в классном коллективе;

                  
организация
воспитательной деятельности;

                  
нормативно-правовое
обеспечение воспитательного процесса;

                  
система
внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе;

                  
анализ
воспитательной деятельности в классном коллективе;

                  
материально-техническое
обеспечение воспитательного процесса.

Они же раскрывают то, как осуществляется педагогическая
деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность,
каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности  и
общения учащихся он организует.

Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию
управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной
работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками,
работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).

Для более глубокого изучения динамики показателей
эффективности работы классного руководителя целесообразно учитывать и
анализировать информацию, полученную в разные периоды и различными методами. При
исследовании результатов и эффективности работы не­обходимо использовать не
одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и
подтверждали объектив­ность, достоверность результатов изучения. Методики
должны по возможности представлять собой обычное учебное или вос­питательное
средство, подбираться с учетом возрастных и ин­дивидуальных особенностей
учащихся, родителей, специфики коллектива и взаимоотношений в нем. К таким
диагностическим средствам можно отнести, к примеру: методику
М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся; педагогическое наблюдение;
методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (занятость  в
творческих объединениях, направленность интересов, профилактическая работа с
учащимися); анализ документации, методику выявления уровня развития
самоуправления М.И. Рожкова и другие.
Оценку необходимо проводить
поэтапно на основании мониторинга. Как правило, мониторинг предполагает минимум
три «среза» результатов различных видов деятельности, объединенных в
блоки, проводимых ориентировочно в октябре, ноябре и мае (сроки могут
варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения). Общий
вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих
педагогический процесс.

По результатам, проведенного анализа эффективности работы,
происходит коррекция системы деятельности классного руководителя, направленная
на устранение выявленных недочетов. Определяются основные тенденции дальнейшего
развития классного коллектива, формулируются основные задачи воспитательного
процесс на новый учебный год.

Список
использованной литературы

1.                 
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении
методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений».//Официальные документы в образовании (ОДвО). — 2006. — № 6.
С. 60- 63.

2.                 
Голованова
Н. Ф.Общая педагогика : учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПБ. :
Речь, 2005  —  320с.

3.                 
Кушнер
Ю.З. Методология и методы педагогического исследования
: учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. –– Могилев. :
МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

4.                 
http://edunews.ru/professii/statyi/profnepregodnost.html

5.                 
http://gigabaza.ru/doc/63230.html

6.                 
http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/metodika-vospitaniya-tolerantnosti-kulturyi-18144.html

7.                 
http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/priemyi-vospitaniya-18147.html

8.                 
http://psychology.academic.ru/2894/шкалирование

9.                 
http://vestnik.yspu.org/releases/chronika_informaciya/3_1/

10.             
http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin27.html

11.             
http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/4_1/

12.             
http://www.studfiles.ru/preview/1620124/page:15/

13.             
http://www.studfiles.ru/preview/1620124/page:16/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по знакам или по разметке
  • Диклоберл уколы инструкция цена по применению в беларуси
  • Salbuhexal n аэрозоль инструкция по применению
  • Руководства по ремонту для автосервисов
  • Руководство по технической эксплуатации флота