Классное руководство это сколько часов в неделю

Томникова Марина Вячеславовна

Все, кто выполняет функцию классного руководителя, должны хотя бы примерно знать, как рассчитывается рабочее время «классных мам и пап». Предлагаю познакомиться с примерным расчетом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Принципы расчета рабочего времени классного руководителя

Для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время;

Суммарное время на выполнение функций классного руководителя предусматривается из расчета 3,6 ч (216 мин. в неделю; в год  122 часа 40 мин) воспитательной работы в неделю (20% от 18 ч). Различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время;

Ненормированность рабочего времени педагога не означает возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни.

Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем

Вид работы

Периодичность

Норма затрат времени , мин. в неделю

1

Индивидуальные беседы

Еженедельно 10 мин

5 часов 36 мин

2

Классный час, анкетирование, тестирование

Еженедельно 40 мин

22 часа 36 мин

3

Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной деятельности

1 раз в четверть 2 часа

68 часов

4

Участие в педсоветах, консилиумах, заседаниях МО Кл. рук.

8 раз по 1.5 часа

12 часов

5

Родительские собрания

1 раз в четверть по 1,5 часа, индивидуальные консультации родителей 2 часа в четверть

14 часов

6

Контроль посещаемости, организация питания

Ежедневно 20 мин.( 1 ч. 40 мин)

37ч. 37 мин.

7

Дежурство по школе

Еженедельно 10 мин.

5 часов 36 мин.

8

Дежурство по классу

Ежедневно 10 мин

33 часа

9

Проведение генеральных уборок, субботников

1 раз в четверть 2 часа

8 часов

10

Проверка дневников

Еженедельно 40 мин

22 часа 36 мин

11

Ведение классного журнала

Еженедельно 15 мин

8 часов 30 мин

12

Ведение личных дел, составление характеристик, справок, планов, отчетов, По мере необходимости

Еженедельно 10 мин

5 часов 36 мин

13

Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий

1 раз в четверть 1 час

З4 часа

Всего: 277 часов 07 мин 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа классного руководителя

Данная разработка является шаблоном  и представляет собой набор страниц  дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр…

  • Мне нравится 

 
 

С 1 сентября 2020 года российские педагоги, осуществляющие классное руководство, к ранее существовавшим выплатам за классное руководство дополнительно стали получать из федерального бюджета денежное вознаграждение в размере 5000 рублей.

В некоторых школах это стало поводом для увеличения нагрузок на педагогических работников, осуществляющих классное руководство (далее – классный руководитель). Как пишут в своих комментариях посетители нашего блога, классных руководителей обязывают быть в школе пока в их классе не закончатся уроки, измерять температуру у детей на входе в школу, проводить мероприятия по указанию муниципальных органов власти, готовить отчеты в различные организации и т.д., несмотря на Разъяснения Минпросвещения, Общероссийского профсоюза образования от 28 мая и от 7 сентября 2020 года, Методические рекомендации Минпросвещения от 12 мая 2020 года.

Так сколько же времени должен отрабатывать учитель, осуществляющий классное руководство?

Прежде всего разберемся в терминах.

В Методических рекомендациях Минпросвещения классное руководство определяется как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.  

Классным руководителем в профессиональном сообществе и родители называют педагога, осуществляющего классное руководство.

Обратимся к нормативным правовым документам.

В Номенклатуре должностей педработников, утвержденной постановлением Правительства России от 8 августа 2013 г. N 678, должности «классный руководитель» нет.

В ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)  в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» нет и соответствующей квалификационной характеристики. Отсутствуют профстандарт,  должностные обязанности классного руководителя.

Поэтому каждая школа самостоятельно регулирует вопросы классного руководства в своих локальных актах. 

Согласно приказу Минобрнауки от 11 мая 2016 года №536, классное руководство относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).

В соответствии с п. 2.4 упомянутого приказа, в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

И в тоже время, несмотря на то, что классное руководство нормативными  правовыми документами не регламентировано, все-таки можно ориентировочно нормировать отдельные виды работ, выполняемых классным руководителем.

Вот что мы нашли в Интернете по вопросу расчета рабочего времени классного руководителя.

Суммарное время на выполнение функций классного руководителя рассматривается как пятая часть ставки учителя (20% от 18 ч) и составляет 3,6 ч в неделю (некоторые берут за основу ставку воспитателя -30 час. в неделю).

Далее берутся отдельные виды работ, выполняемые классным руководителем (основные направления деятельности классного руководителя обозначены в Методических рекомендациях), и определяют для них конкретное время для исполнения. Например:

— индивидуальные беседы — еженедельно 10 мин.;

— классный час, анкетирование, тестирование — еженедельно 40 мин.;

— экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной деятельности — 1 раз в четверть 2 часа;

— родительские собрания -1 раз в четверть  1,5 часа;  — индивидуальные консультации родителей  -2 часа в четверть;

— контроль посещаемости, организации питания — ежедневно 20 мин.;

— ведение личных дел, составление характеристик, справок, планов, отчетов — по мере необходимости – из расчета  еженедельно 10 мин.;

— и  т.д.

Различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.

Таким образом, можно примерно определить ежедневное рабочее время классного руководителя. Кроме того, при составлении расписания учителя — классного руководителя учитывается наличие уроков в его классе, чтобы ему не приходилось  дожидаться конца уроков.

Также в нашем блоге

О направлениях деятельности по классному руководству – рекомендации Минпросвещения России

Приоритетные цели, задачи классного руководства и пути успешного их решения – рекомендации Минпросвещения России

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Добрый вечер

Для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время;

Суммарное время на выполнение функций классного руководителя предусматривается из расчета 3,6 ч (216 мин. в неделю; в год  122 часа 40 мин) воспитательной работы в неделю (20% от 18 ч). Различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время;

Ненормированность рабочего времени педагога не означает возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни.

Таким образом, исходить нужно из Вашей учебной нагрузки, максимальная продолжительность рабочего времени педагога составляет 36 часов в неделю. Еженедельно, классный руководитель проводи классный час, то есть это уже 4-5 часов в месяц + воспитательная работа еженедельно в предела 20% от ставки (18 ч.), как написано выше — 3,6 часов в неделю.

Следовательно в неделю вы тратите 4,6 часов на классное руководство, в среднем по 1 часу в день.

Положение о классном руководстве

Наши документы

Локальные акты

 
[
Скачать
]

Положение о классном руководстве

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы и настоящего Положения.

1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.7. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет  директор образовательного учреждения.

1.8. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом  в установленном порядке.

2.  Функции классного руководителя

Основными функциями деятельности классного руководства являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3.   Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1.  Ведет журнал.

3.2.  Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3.  Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.

3.4.  Организует дежурство по классу, школе.

3.5.  Соблюдает санитарное состояние прикрепленной классной комнаты.

3.6.  Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7.  Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания( для начальной школы) и платного питания (средней и старшей школы).

3.8.  Осуществляет строгий контроль за посещаемостью.

3.9.  Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.10.  Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.11.  Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.

3.12.  Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их познавательных интересов, расширения их кругозора (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры и т. д.)

3.13.  Создает благоприятный макроклимат в классе, формирует благожелательные межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.14.  Организует творческие дела в классе.

3.15.  Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультуру, спортивную работу.

3.16.  Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.17.  Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей

3.18.  Работает с характеристиками учащихся

3.19.  Помогает учащимся в выборе профессии.

3.20.  Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе.

3.21.  Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.22.  Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в КДН и ПДН.

3.23.  Проводит тематические родительские собрания. (Один раз в четверть).

3.24.  Изучает условия воспитания в семье.

3.25.  Работает с родителями индивидуально.

3.26.  Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.

3.27.Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

3.28.  Защищает права и свободы воспитанников. Нести ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе, в период проведения внеклассных и общешкольных мероприятий.

3.29.  Планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы.

3.30.  Регулярно проводит классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.

3.31.  Повышает свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.

3.32.  Должен быть примером для учащихся.

3.33.  Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаниях.

4.   Режим работы классного руководителя

4.1.  Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают их ст. 130 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

4.2.  Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, — 4,5 часов (20% от ставки учителя).

4.3.  Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в плане классного руководителя.

4.4.  Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.

4.5.  Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.

4.6.  В каникулярное время режим работы устанавливается согласно дополнительному плану.

5.   Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

5.1.  Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.

5.2.  Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

5.3.  Создавать собственные воспитательные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом – «не навреди».

5.4.  Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями – предметниками в классе.

5.5.  Требовать от учителей — предметников информацию об организации учебно – воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.

5.6.  Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах

самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах

власти.

6 Классный руководитель не имеет право:

6.1.  Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.

6.2.  Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.

6.3.  Злоупотреблять доверием ребенка, нарушая данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.

6.4.  Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

6.5.  Использовать семью, родителей или родственников для наказания ученика или в личных корыстных целях.

7.  Организация работы классного руководителя.

7.1.  Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой:

7.1.1. Классный руководитель ежедневно:

·  определяет отсутствующих на занятии и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, подводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и пропусков учебных занятий;

·  организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;

·  организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

7.1.2. Классный руководитель еженедельно:

·  проверяет ведение учащихся дневников с выставлением оценок за неделю;

·  проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;

·  организует работу с родителями по ситуации;

·  проводит работу с учителями-предметниками, работает в классе, по ситуации,

·  анализирует состояние успеваемости в классе целом и у отдельных учащихся.

7.1.3. Классный руководитель ежемесячно:

·  посещает уроки в своем классе;

·  проводит консультации у отдельных учителей;

·  решает хозяйственные вопросы в классе;

·  организует заседание родительского комитета в классе;

·  организует работу классного актива;

·  предоставляет отчет об успеваемости в классе;

·  предоставляет отчет о посещаемости в классе.

7.1.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

·  оформляет и заполняет классный журнал;

·  участвует в работе МО классных руководителей;

·  проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся ;

·  проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

·  проводит классное родительское собрание;

·  представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть;

 7.1.5. Классный руководитель ежегодно:

·  оформляет личные дела учащихся;

·  анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

·  составляет план воспитательной работы в классе;

·  собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ -1, трудоустройство выпускников и пр.)

7.2. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной

форме.

7.3. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и

представлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.

7.4. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании МО

классных руководителей, педагогическом или методическом советах,

административном совещании.

7.5. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе МО

классных руководителей.

 8. Классный руководитель обязан знать:

8.1  . Закон Российской Федерации «Об образовании».

8.2  . Конвенцию ООН о правах ребенка.

8.3  . Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию.

8.4  . Школьную этику.

8.5  . Педагогическую этику.

8.6  . Теорию и методику воспитательной работы.

8.7  . Основы трудового законодательства.

8.8  . Правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной

защиты.

8.9  . Решения Правительства Российской Федерации и органов управления

образованием по вопросам образования.

9.  Классный руководитель должен уметь:

9.1.  Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.

9.2.  Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

9.3.  Составить план воспитательной работы в собственном классе.

9.4.  Организовать воспитательное мероприятие.

9.5.  Организовать и провести родительское собрание.

9.6.  Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.

10. Классный руководитель ведет следующую документацию:

10.1. Классный журнал.

10.2. План воспитательной работы с классным коллективом.

10.3. Личные дела учащихся.

10.4. Протоколы родительских собраний.

10.5. Дневники учащихся.

10.6. Отчеты о результативности воспитательной работы по полугодиям.

10.7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных социально-психологических исследований.



Федеральные документы

  • Конституция Российской Федерации Открыть
  • Федеральный закон об образовании в российской федерации Открыть

Профилактика и противодействие экстремизму

  • Федеральный список экстремистских материалов Открыть
  • Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» Открыть
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» Открыть
  • Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 24.03.2011) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Открыть
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Открыть

Антитеррор

  • Электронные ресурсы Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (нцпти.рф) и портала Науки и образования против террора (scienceport.ru)

Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

  • Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Открыть
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ред. от 22.12.2014) Открыть

Прием в школу

  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Открыть
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Открыть

Информационная безопасность детей

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Открыть
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (27 июля 2006 г.) Открыть
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Открыть
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Открыть
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Открыть

О снижении рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях

  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Открыть
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Открыть
  • Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 10.09.2016) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Открыть

В статье, подготовленной юристами профсоюза «Учитель», рассмотрены следующие вопросы: 1) нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка), 2) ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками), 3) дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату, а также даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу рабочего времени.

1. Нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка)

  • Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • Как оформляется учебная нагрузка?
  • Правомерно ли установление учителю продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю (сверх фактического объема учебной нагрузки)?
  • Есть ли верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе?
  • Обязан ли учитель отработать уроки, пропущенные из-за временной нетрудоспособности?

Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ). Нормируемая часть педагогической работы определяется в астрономических часах (60 минут). Она включает проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены) между занятиями, в том числе «динамическую паузу» (п. 2.2 Особенностей), то есть, 45 (40 или 35) минут урока и остальное — перемена.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда на федеральном уровне определяются (ч. 3 ст. 333 ТК РФ):

— продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) (установлено Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

— порядок определения учебной нагрузки и основания ее изменения (установлено Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

Учебная нагрузка учителя прописывается в трудовом договоре. Ее объем определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации (тарификационным списком) (п.п. 1.3, 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Объем учебной нагрузки каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. К примеру, если учитель проводит, 9, 18, 27 учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 часов в неделю. В трудовой договор вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы).

Отметим, что продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — не единая категория для всех педагогических работников. 36 часов в неделю устанавливается только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и т.д.). Поэтому неправомерно устанавливать учителю (то есть, приказом по школе вводить 36-часовую рабочую неделю) продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, если объем его учебной нагрузки меньше этого значения, например, 18 часов в неделю. (Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849).

Ставки заработной платы, установленные за 18 часов преподавательской работы в неделю, являющиеся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой части педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками (п. 3.5 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02).


Вопрос: Есть ли верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе?

Ответ: Верхний предел учебной нагрузки предусмотрен только для некоторых педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам. Для педагогических работников общеобразовательных организаций федеральным законодательством он не ограничен. Региональные, муниципальные власти, а также общеобразовательные организации самостоятельно устанавливать его не вправе, поскольку случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются исключительно федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ, разд. VII Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Однако следует отметить, что есть позиция, согласно которой верхний предел ограничен статьей 333 ТК РФ. Суть ее заключается в следующем.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

Напомним, что не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников (пп. «з» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41).

В соответствии с примечанием 4 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением отдельных случаев. Однако эта норма с учетом ч. 1 ст. 333 ТК РФ касается перераспределения рабочего времени в пределах 36 часов. А работа за пределами 36 часов уже требует заключения договора по внутреннему совместительству либо оформления сверхурочной работы.


Вопрос: Если учитель был на больничном, а в это время его никто не заменял, обязан ли он выйдя на работу отработать пропущенные уроки?

Ответ: В период временной нетрудоспособности работник освобождается от работы. Поскольку период временной нетрудоспособности не относится к рабочему времени, для временно нетрудоспособных работников норма рабочего времени уменьшается на время их отсутствия (ч. 1 ст. 91 ТК РФ, п. 4 Письма Минтруда России от 25.12.2013 N 14-2-337). Следовательно, требовать от работника отработать часы, которые пришлись на период его отсутствия из-за временной нетрудоспособности, работодатель не вправе.

1.1. Изменение учебной нагрузки

  • В каких случаях могут изменить учебную нагрузку без согласия учителя?
  • Какова процедура изменения учебной нагрузки по инициативе работодателя?
  • Есть ли смысл обращаться в суд, если уволили из-за неправомерного изменения учебной нагрузки?

Изменение учебной нагрузки вызывает много вопросов со стороны педагогических работников. По большей части с изменением нагрузки сталкиваются при ее определении на новый учебный год.

Согласно общему правилу в новом учебном году у учителя по основному месту работы сохраняется объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов в классах (п. 2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Изменить объем учебной нагрузки можно по соглашению сторон трудового договора в любое время. Соглашение заключается в письменной форме.

Снизить учителю учебную нагрузку (нормируемую часть) по своей инициативе работодатель может в случаях, когда уменьшается количество часов по учебным планам, учебным графикам, сокращается количество обучающихся или классов (классов-комплектов). При этом о снижении учебной нагрузки, а также о причинах, вызвавших такую необходимость, работодатель обязан письменно уведомить работника не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений (п.п. 1.5 — 1.8 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Если работник откажется работать с уменьшенной нагрузкой, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ (поскольку учебная нагрузка оговаривается в трудовом договоре, при ее изменении в одностороннем порядке должны также соблюдаться положения ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При увольнении выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).

Неправомерное увольнение работника в случае изменения учебной нагрузки за отсутствием законных оснований или с нарушением установленной процедуры можно оспорить в суде. Обратиться в этот орган нужно в течение одного месяца со дня увольнения.

Существует положительная для педагогических работников практика по этому вопросу. Например Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча на должность учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такая причина изменения не поименована в Приложение № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Решение поддержал Мосгорсуд.


2. Ненормируемая часть педагогической работы, предусмотренная квалификационными характеристиками

• Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?
• Может ли директор заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?
• Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?

Другая часть педагогической работы (ненормируемая часть) также требует затрат рабочего времени. Однако это время не конкретизировано по количеству часов.

К этой части относится выполнение видов работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками по занимаемой должности, например (п. 2.1 Особенностей):

— подготовка к занятиям, изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся и выполнение с ними дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы;

— участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей);

— ведение журнала, дневников обучающихся и работа с родителями;

— участие в работе педагогических и методических советов;

— участие в мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации (например, участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);

— периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

В п. 2.3 Особенностей описано каким образом регулируется тот или иной вид ненормируемой части работы. Например, ведение журнала и дневников обучающихся осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, а участие в методической работе — планами и графиками организации.

Отметим важную проблему, которая до сих пор надлежащим образом не урегулирована на законодательном уровне: действующее законодательство, устанавливая рабочее время педагогического работника – не более 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени.

В частности это касается учета затрат времени на другую часть педагогической работы (ненормированную). Получается, что многое зависит от того, как именно будет определен круг большинства этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа (по вопросу: «Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?» см. ниже.). Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию»), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.
Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 50 до 75 часов в неделю.

Простого способа решения этой проблемы нет. Что мы можем предложить?

  • Вводится норма часов рабочего времени — например, 36 часов в неделю при учебной нагрузке 18 часов. Это время учитель должен быть в школе и работать: вести уроки, готовиться, проверять тетради, общаться с детьми и родителями и прочее. Тогда оплачиваются не уроки, а вся работа вместе. В этом случае учитель вообще не работает дома.

  • Как и в первом случае, мы отказываемся от понятия «ненормированная часть рабочего времени» и строго учитываем каждый отработанный час (помимо уроков). Стоимость такого часа может быть меньше или равна стоимости проведения урока. Тогда зарплата учителя может сильно колебаться в зависимости от того, что он делал в конкретный месяц. Недостаток этой схемой — необходимость строгого учета времени и, значит, бюрократического контроля.

  • Оставляем «ненормированную часть», но определяем список дополнительных работ, которые должны быть оплачены помимо уроков.


Вопрос: Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?

Ответ: Нет. Соотношение учебной нагрузки и другой деятельности предусмотрено только для педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (п. 6.5 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Ранее Минобрнауки России отмечал, что для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой определяется такое соотношение. Оно имеет существенное значение, поскольку в отличие от учителей, педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава получают должностной оклад вне зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.

Более того, по мнению ведомства действия работодателя по нормированию локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей неправомерны (Письмо от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849). То есть директор не имеет права прописать в правилах трудового распорядка или приказах точное количество времени, которое он должен потратить на выполнение своих обязанностей (например, на проверку тетрадей, общение с родителями, методическую работу).


Вопрос: Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?

Ответ: В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.
Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей — это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.


Вопрос: Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?

Ответ: Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей. На каникулах учителя осуществляют педагогическую (в том числе методическую и организационную работу) в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникул, а также времени, необходимого для выполнения «ненормированной части педагогической работы» (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому (разд. IV Особенностей). Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.


3. Дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату

• Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства методическим объединением?
• Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?

Дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняются с письменного согласия учителя и за дополнительную оплату. Возложение на работника таких обязанностей, необходимо отразить в трудовом договоре (дополнительном соглашение к трудовому договору). К такой деятельности относятся (п. 2.3 Особенностей):

— классное руководство;

— проверка письменных работ;

— заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;

— руководство методическими объединениями;

— другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Выполнение дополнительной работы по времени также не конкретизировано.


Вопрос: Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства школьным методическим объединением? В нашей школе этот вид деятельности не оплачивается. Обязанность вменяется на основании приказа.

Ответ: в данном случае директор не вправе объявить педагогическому работнику выговор за отказ от руководства методическим объединением.
Руководство методическими объединениями относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. Такая работа выполняется на условиях дополнительной оплаты и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) (абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536).


Вопрос: Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?
Описание ситуации: Директор настаивает на том, что классные руководители обязаны вести внеурочную деятельность в количестве 3-5 часов в субботу (дети учатся по пятидневной неделе, у педагогов шестидневная рабочая неделя, но нагрузка распределена так, что все уроки укладываются в пятидневку). Оплаты за внеурочку нет и не будет. Директор считает, что эта оплата включена в те самые 5 тысяч классного руководства, а внеурочка по ФГОС обязательна. Помимо основной нагрузки, которую вырабатываем за пять дней, мы должны еще идти в субботу работать. Так должно быть или внеурочная деятельность не входит в оплату классного руководителя и должна оплачиваться отдельно?

Ответ: методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ приведены в Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672, а Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие в том числе классные руководители. Однако это не означает, что классный руководитель обязан ее осуществлять. Функции у классного руководителя иные: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.

Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную нагрузку педагогического работника. Следовательно, эти часы учитываются при тарификации и подлежат оплате.

Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. А введенная с 1 сентября 2020 г. доплата за классное руководство в размере не менее пяти тысяч рублей осуществляется за счет средств федерального бюджета иным способом (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08). Указанное также свидетельствует о том, что внеурочная деятельность не может осуществляться за счет доплаты за классное руководство.

Режим занятий обучающихся определяется расписанием занятий, в том числе проводимых в рамках внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком. Указанные документы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.

Таким образом, внеурочная деятельность подлежит оплате, причем ее нельзя подменить доплатой за классное руководство. Расписание занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, устанавливается образовательной организацией. Требовать проведение занятий в дни, не предусмотренные расписанием занятий, директор организации не вправе.


4. Основные нарушения со стороны работодателей и способы отстаивания трудовых прав

Чаще всего встречаются следующие нарушений со стороны работодателей:

1) приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей, то есть, к 36 часам (18 часов — уроки + 18 часов — нерегулируемая часть рабочего времени) и требование присутствия на работе,

2) требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки во время каникул,

3) в предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня,

4) неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия),

5) неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

По степени сложности эти ситуации делятся на три группы.

В ситуациях №1 и №2 мы видим явный произвол со стороны работодателя, поэтому достаточно четко объяснить директору, что он не прав, например, подать заявление в письменном виде со ссылкой на законодательство («прошу устранить нарушения моих трудовых прав…» или принести разъяснение юриста профсоюза. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить проблему №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК РФ, в том числе ст. 95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий, но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу[1] с детьми вне обычного расписания занятий, необходимо многое проговорить с директором заранее. Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная инициатива учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы (поэтому в приказе должно быть сказано не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»). Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или «отгулы» (дополнительные выходные дни) (ст. 152 ТК РФ). Последнее проще для школы, поэтому обычно директор соглашается предоставить «отгулы» в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, только в этом случае учитель сможет обратиться в суд, если оговоренные условия не будут соблюдены.

Что касается ситуации №5, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы.

Педагоги и профсоюз могут добиваться внесения в коллективный договор, в локальные нормативные акты дополнительных положений и системы учета рабочего времени.

Например, администрация школы совместно с представителями педагогического коллектива проводит мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга можно рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами) и внести его в коллективный договор.

Можно определить: 1) перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений); общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю; 2) определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).


В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

1) разработать в школе должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности;

2) в соответствии с требованиями ст. 91 ТК РФ обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя;

3) предоставить профсоюзу или представителям педагогического коллектива возможность проверки этого учета;

4) расписание уроков составлять с учетом пожеланий учителей, с минимальным количеством окон (в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Приходится признать, что проблемы с рабочим временем педагогов будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление Министерства просвещения об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее существующее деление на нормированную и ненормированную части.

Сноски:

  • [1]  ТК РФ, ст. 99. Сверхурочная работа. «Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.»


Материалы по теме:

Комментарии к статье В.Н. Понкратовой «Рабочее время учителя. В чём проблема?» 

Рабочее время педагогических работников. Изменение работодателем учебной нагрузки

Как добиться защиты прав учителя с помощью коллективного договора

Если у Вас в школе единая 36-часовая рабочая неделя учителя

Что нужно знать об изменении учебной нагрузки?

Основные положения рекомендаций для педагогов, привлекаемых к проведению ГИА

Законотворчество на тему зарплат педагогов. Есть ли свет в конце тоннеля?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бальзам лекарство инструкция по применению отзывы
  • Тинкер констракт руководство
  • Тинкер констракт руководство
  • Руководство для toyota caldina 1997
  • Руководство для toyota caldina 1997