Классное руководство или воспитание школьников

 « РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА».

                                C:UsersГлокDownloads4171729760.jpg

       Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :

— становление классного коллектива

— формирование гармонично – развитой личности

      Классный коллектив – это большая воспитательная сила , т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении , самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.

          Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости  и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания . Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся , мероприятия по организации и формированию классного  коллектива  .

     Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса  классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором , заинтересован ученик , где есть не просто накопление фактов , а изменение ученика, его поведения , его « Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания :

— воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей .

— любая воспитательная задача решается через активные действия ; физическое развитие – через физические упражнения

— нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность , решения интеллектуальных задач

— содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка.

     Опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка . то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка , затем активность ребенка возрастает , и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.

    Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся , проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому . Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности , выявлять черты характера , культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.

     Непосредственное общение с детьми , духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей , формированию их идеалов , взглядов , убеждений , личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения.

       Воспитательный  эффект велик , когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития , перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

     Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности , осознание ее целей , требований , перспектив. Классный руководитель , анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь , процесс их становления , как личностей , формирования их мировоззрения , творческих способностей ,  предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.    

      Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношений, формирование личности протекает , как движение , вызываемое причинами  проходящее свои этапы .  Это движение  длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила : « Недостаток ребенка – это такое достоинство , которому мы не нашли применения» А , значит , нет у детей недостатков , с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные . Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка        ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь» , « я рада , что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня , как классного руководителя , одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.

Формируя классный коллектив  использую следующие направления в воспитательной работе:

— художественно — эстетическое

— патриотическое

— здоровье сберегающее

— спортивное

        Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:

— воспитывать у учащихся потребность в формировании здорового образа жизни

— воспитывать чувство долга , чувство собственного достоинства

— поддерживать творческие стремления детей

— создать условия для самовыражения и самореализации учащихся

— создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем

— обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности

      В работе с классным коллективом использую следующие методы , приемы, формы работы: лекция , объяснение , беседа , диспут , пример . поощрение.

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися :

-психологическая диагностика

-индивидуальные беседы

-вовлечение учащихся в кружки и факультативы

-дневник педагогических наблюдений

      Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками , ежедневно отслеживаю оценки учеников , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .

     Особое место в деятельности классного руководителя занимают  классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы . Классные часы можно подразделять на группы : « часы знаний» , « часы труда» , « час коллектива» , « час творчества» и т.д. Классный час – это своеобразная форма собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни классного коллектива. В течении часа проводится свободная дискуссия , формируются основные выводы и решения , выдвигаются темы и вопросы следующих классных часов.

      Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся . Он организует и направляет воспитательный процесс в классе , объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей , о коллективизме , трудолюбии , о повышении качества знаний , укрепления дисциплины и порядка в классе.

       Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно , в центре внимания стоят вопросы учебной работы , повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит  прежде всего как воспитатель.

         В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью , глубоко владеть знаниями , увлекаться театром , живописью , литературой , разбираться в моде  , владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .

        Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека . Они вспоминаются не только интересными уроками . Но в памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии , школьные вечера , яркие доклады. Не забываются и задушевные беседы классного руководителя , его дружеская поддержка в трудную минуту . Многие ученики и после школы не порывают связь со своими любимыми классными руководителями.

ГБОУ
СОШ №125 Красногвардейского района

Выступление на методическом объединении классных руководителей

 «Роль классного руководителя 
в системе воспитания школьников 

в условиях реализации  ФГОС
второго поколения»

 Подготовила классный руководитель
Н.И.Васильева

 
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это
возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя,
родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная
бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто
оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван
реализовывать мечты детей…»

                                                               
                                            (А.А. Захаренко)

 
 Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто
воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память
остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который
помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.
Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к
ребенку в педагогическом коллективе школы.

 
       Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте
взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте
учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым.
С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать,
помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо
выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

 
   Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события,
связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с
которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью

 
   Воспитание — это не набор неких действий и операций, которым
педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а
деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели,
насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися
условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

 
   Деятельность современного классного руководителя является
важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным
механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое
сообщество, государство, родители, — максимальное развитие каждого ребенка,
сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического совершенства.

 
   Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует,
сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего
класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не
только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику
новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя
из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий
труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

 
   Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его
роль в современном воспитательном процессе?

 
   Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей
деятельности, — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем
воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого
учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним,
способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно
ориентированном подходе.

 
   Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса
вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует
с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

 
   В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем,
он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике
воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также
умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель
интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки
информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает
инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает
организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию,
посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

 
   Мечта любого классного руководителя — создать единый дружный
коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее
осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие —
коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

 
   Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между
учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

 
   В процессе своей деятельности современный классный руководитель в
первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к
работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной
работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных
неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

 
   Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс
их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель
координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога
классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя
познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая
ребенку определиться в выборе будущей профессии.

 
   Большое значение в деятельности классного руководителя имеет
сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает
использовать все многообразие системы образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

 
   Классный руководитель способствует включению школьников в
различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы),
действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях
дополнительного образования.

 
   В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива,
досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом-организатором. При поддержке педагога-организатора
классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры,
спорта, общественность.

 
   Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с
социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и
всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения
обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к
нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

 
   В своей работе классный руководитель постоянно заботится о
здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

 
   Одним из важнейших социальных институтов воспитания является
семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество
с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к
участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что
способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального
комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается
актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

 
   Особое место в деятельности классного руководителя занимает
классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и
воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.

 
   Одним из самых сложных компонентов деятельности классного
руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и
психологическом смысле довольно сложная процедура.

 
   Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания
и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников
образовательного процесса.

В
условиях модернизации российского образования, реализации Национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России значительно, введения
Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,
возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для
достижения главной цели воспитания – само актуализации личности растущего
человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса
главным направлением становится воспитание.

 
 Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а
педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества
педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и
технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при
условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой,
инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой
педагогический инструмент.

Ориентируясь
на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости
для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью
самого учителя.

Воспитательные
функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические
работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит
педагогическому работнику, на которого возложены функции классного
руководителя.

Основные
идеи

В
условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и
функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя
непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта
общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью,
семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и
государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия
обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью
подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель
становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой
и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из
сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

 
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю
отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном
процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного
поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности
детей.

Актуальной
становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на
формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение
рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения
социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
 

Основные
результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач
личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по
направлениям деятельности классного руководителя.

 Модель
организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов

ФГОС
– конвенциональная норма организации образовательного процесса. Внеурочная
деятельность учащихся – обязательная часть образовательного процесса. Учет
запроса и удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности
учащихся. Деятельность классного руководителя в реализации направлений
внеурочной деятельности (ведение кружковой работы, проектная деятельность
учащихся).

Взаимосвязь
в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности
учащихся и направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников.

 Проводится
оценка результативности воспитательной деятельности классного руководителя по
критериям мониторинга оценивания (культурный уровень учащихся, создание
благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской
общественностью.   . Взаимодействие с родителями – критерий эффективности
воспитательной работы классного руководителя. Ведение блога – эффективная форма
взаимодействия классного руководителя с родителями.

Кодекс
чести учителя

 
    1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство
собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это
чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и
поддерживать стремление к самосовершенствованию.

 
    2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям,
бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку
взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных
отношений в школе.

 
    3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся — один из
важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть
требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть
доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, — такой, которая
может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к
учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим
требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с
другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое
качество, как требовательность к себе, самокритичность.

 
    4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости —
важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его
взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и
проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут
строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе
учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих
воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже,
чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое
горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать
способность откликаться на чужое несчастье.

 
    5. Помощь детям в трудные моменты — одна из моральных норм,
регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в
помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его
долг — чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять
ребенку лишнюю душевную боль.

 
    6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания,
но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного
нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных
ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют
лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.

 
    7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива,
постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых
мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или
угрозой.

 
    8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от
насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой
иронии при проявлении детьми любознательности — одно из важнейших правил,
которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.

 
    9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных
поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

 
    10. Разумно используя различные формы ученического
самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на
совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.

11.
Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему
глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве
информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам
общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное
отсутствие ее — обязательное правило для учителя.

 
    12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и
нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в
антипатию к ним.

 
    13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике
положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми.
Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не
порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.

 
    14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу,
несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно
подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть
явными и совершенно очевидными для учащихся.

 
    15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами
учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.

 
    16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека
учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для
этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о
формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

 
    17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный
тон, индивидуальный подход — один из основных элементов и требований
педагогической тактики.

 
    18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения,
основанные на четком представлении о добре и зле, — одно из важнейших
требований этики настоящего учителя.

 
    19. Воспитание нового человека возможно при условии таких
взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении,
взаимопонимании и единстве целей.

 
    Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных
способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом
развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и
целенаправленным.

Основополагающие принципы работы преподавателей:

 
    — сделать человека способным жить полной жизнью — вот твоя
обязанность;

 
    — стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к
делу и к ученикам;

 
    — учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится;

 
    — лучшее средство быть любимым детьми — самому любить их;

 
    — хороший пример старших — лучший проводник нравственных начал в
ученической среде. Будь во всём примером для учеников;

 
    — опыт и профессионализм, смелость и поиск — составные творчества
учителя;

 
    — относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В
оценках стремись к объективности;

 
    — относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к
тебе;

 
    — воспитанного человека может воспитать только воспитанный
человек;

 
    — не забывай, что принятая тобой обязанность.

 
    Классный руководитель играет главную роль в воспитательном
процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу,
ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе
определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши
проблемы будут решены.

     Ребенок — горящий факел! Это, то живое
пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля,
отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество.
И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел
или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя —
поддерживать огонь в каждом ребенке.

МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОКООУСТ
КЛЮКВИНСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДОКЛАД НА
ТЕМУ:
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников  в условиях
реализации ФГОС второго поколения»

ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

БУКРЕЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

2016

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 19.05.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

«Роль классного руководителя в организации воспитательного процесса младших школьников»

Зубова Татьяна Николаевна

Студентка группа № 246 «а»

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», г. Нижний Новгород

Аннотация. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Ключевая роль отводится именно классному руководителю, нацеленному на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Ключевые слова: классный руководитель, классное руководство, организация воспитательного процесса, младшие школьники.

«Роль классного руководителя в организации воспитательного процесса младших школьников»

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет соглашаюсь с этим — не судьёй, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ. Всем чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости также хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.

Ж. Ж. Руссо

Всем нам хорошо известно, что ребёнок не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, что личность ребёнка формируется под влиянием семьи, школы, социума. Ещё А. С. Макаренко говорил, что «…воспитывает не только и не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом. Человеческая жизнь — это поиск реальных путей к нравственному здоровью и полноценной жизни, стремление быть физически сильным, психически устойчивым, творчески активным, духовно нравственным. Всё это ставит перед современной школой и учителем ряд качественно новых требований и определяет особое внимание к решению задачи становления личности обучающегося.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкованным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя .

Родители доверяют учителю самое дорогое, что у них есть — своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителями, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от классного руководителя зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:

— Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии).

быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

— приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

— вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

-находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

— вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

— И самое главное — способность к общению.

Главные задачи современного учителя: раскрыть способностей каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

 Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно — эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т. д.

Задачи деятельности классного руководителя:

формирование и развитие коллектива класса;

создание благоприятных психолого — педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с обучающимися в классе;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально значимой, творческой деятельности

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться». Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.     Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Такая деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Воспитательная работа в классе — процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе .

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, социальных проектов, секций, экскурсий, поисковых и научных исследований и т.д. И это лишь некоторые формы работы с детьми.

 В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

 Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

 Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

 В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями — предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.         

 Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности учащихся и направлений Программы духовно — нравственного развития и воспитания младших школьников.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, призванному создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. И если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.

Список использованной литературы

1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.

2. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.

3. Григорьев,  Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.

4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2018. – 80 с.

5. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.

6. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 240 с.

7. Колесникова, И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25–33.

8. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 13–20.

9. Крупина, И. Педагогическое просвещение родителей / И. Крупина // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 18–20.

10. Куприянов, Б.В. 18 форм воспитательной работы с детским коллективом класса / Б.В. Куприянов // Классный руководитель. – 2017. – № 6. – С. 103–125.

11. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 92 с.

12. Овчелупова, Ю. А. Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы / Ю. А. Овчелупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 815-818.

13. Плахова, Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие / Т.В. Плахова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 157 с.

14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

15. Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский // Сост., вступ. статья, примеч. и комментарии Э.Д. Днепров. – М.: Дрофа, 2005. – Кн. 1. Проблемы педагогики. – 638 с.

МОУ»Андреевская школа Волновахского района»

Доклад

Роль

классного руководителя

в формировании

творческой личности.

Подготовила

классный руководитель 11класса

Потемкина С.В.

2016г.

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способ­ностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. По­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается ис­кать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Учитель – один из немногих людей, даю­щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможнос­тями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится школа. Один ученик отличается от другого, прежде всего способностями. Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми чело­век может успешно осуществлять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, жи­вописи, математике, спорту, литературе и т.д… От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще развиваться способности.

Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. Ведь класс- это основное звено, связующее ребёнка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Именно поэтому предназначение классного руководителя — создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу ,самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.

В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила: «Недостаток ребёнка-это такое достоинство, которому мы не нашли применение». А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться, тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребёнка играет психологическая поддержка. Для ребёнка важно услышать от педагога высказывания типа: «Я тобой горжусь», «Я рада, что ты попытался это сделать» и другие. Важно вовремя найти такой момент , когда каждому ребёнку нужно обязательно сказать эти важные слова

Поэтому сегодня для меня, как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка.

Воспитателю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способ­ности учащихся. Для полноценного развития ребенка необ­ходимо погрузить его в различные виды твор­ческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Воспитатель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Не­обходимо освоение таких форм воспитатель­ной работы, которые выявляют индивидуальные свойства личности, развивают эмоци­ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритет­ные для современных школьников игровые, те­атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. «Детская одаренность». Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одаренными чаще всего называют:
     – детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
     – детей с высоким уровнем творческих способностей;
     – детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
     – детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.

Этапы организации работы классного руководителя

     

1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ . Учащиеся ведут текущие записи в творческих книжках, журналах личных достижений примерно по следующим направлениям: что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг?
     Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкала социальной компетенции, шкала социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание). 1-й кл. час «Расскажи мне о себе»
     2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы.
Необходимо провести психологическую диагностику, в процессе которой выявляется:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).
     Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. По результатам диагностики классный руководитель определяет, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.

     3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.
Одна из задач – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей, подготовленности и интересов ученика.
     Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные кружки, конкурсы, олимпиады, исследовательской работы учащихся. Классный руководитель побуждает ребят к участию во внеурочной деятельности, к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Условия успешного развития творческих способностей1)Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

  • 2) вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).

  • 3) Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.

  • 4) Не­навязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

  • 5)Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ученика к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни.

Классному руководителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью. (рассказать о подготовке ребят к праздникам 8 Марта и 23 февраля, как украшали класс) Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы

1.Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться со­временными педагогическими разви­вающими технологиями, ориентиро­ванными на развитие способности учащегося быть субъектом образо­вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2. Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимися особенностя­ми. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может стро­иться по логике объект — субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4.Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

Обязательные условия проведения занятия,

направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1.     Педагог должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и плас­тической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2.     Необходимо обеспечить независи­мость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3.     Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.

4.     Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то при­вычное.

5.     Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.

6.     Во время занятия исключается всякая критика личности и де­ятельности детей.

7.     Следует шире использовать в воспитательной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого занятия — помочь раскрыть собственные воз­можности ученика.

Примеры занятий по развитию творческого потенциала подростков:

«Волшебные звуки». Ученикам даю прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру, Чайковского), потом предлагаю с помощью слов передать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания.

«Новая жизнь».     Учеников просят принести из дома сломанные игрушки и передать их соседям по парте, чтобы те придумали, как и где её можно использовать. Должны появиться самостоятельные идеи по поводу применения каждого предмета.

«Мой жизненный путь».   Ученикам предлагается изобразить путь своей жизни, используя известные нам дорожные знаки, и, конечно, придумывая новые. Анализируя переживания собственной жизни, каждый ребёнок должен выбрать тот путеводный знак, к которому он стремится.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В воспитательной работе с классом я выделяю следующие направления

1.Художественно-эстетическое («Первое сентября», «День матери», «Новый год», , Праздник Масленицы, др.)

2.Гражданско-патриотическое (классные часы, «День Победы», работа над альбомом «Мой прадед в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и др.»

3.Здоровьесберегающее (Дни Здоровья, беседы, классные часы с привлечением специалистов, антинаркотические акции);

4.Спортивное (Дни здоровья, эстафеты);

5.Профориентационное (классные часы, опросники,тестирование).

В начале учебного года началась работа по моделированию воспитательной системы класса как целостного процесса взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.

Первым этапом стала диагностика учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива.

В результате проведённой диагностики была определена основная цель: создание условий для развития психически и физически здоровой личности, формирования и раскрытия творческой индивидуальности ребёнка, укрепление его здоровья.

Для достижения данной цели были определены воспитательные задачи:

— воспитать у учащихся потребности в формировании культуры здорового образа жизни;

— воспитать у каждого ребёнка чувство долга, чувство собственного достоинства;

— способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие стремления детей;

— создать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

— создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;

— обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности.

Следующий этап моделирования воспитательной работы-конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач.

Через учебную деятельность осуществляю систематическое сообщение основных сведений по охране здоровья, привитие гигиенических навыков. Познавательная деятельность учащихся продолжается и вне уроков.

В течение этого года проведены следующие мероприятия с классом: День Знаний 1 сентября (Познавательная викторина), участвовали в Днях Здоровья ( в эстафете(дата) заняли 1 место), Новогодний КВН, к 23 февраля игра «А, ну-ка, мальчики!» работа над альбомом «Мой прадед в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, к 8 Марта – участие в игре «А, ну-ка, девочки!» Праздник Масленицы.

В работе с классным коллективом я использую следующие методы, приёмы и формы воспитательной работы:

1. Методы формирования сознания личности:

Лекция,рассказ,объяснения Беседа,диспут (Пример)

2. Методы организации деятельности, опыта поведения:

Педагогическое требование Воспитывающие ситуации

Общественное мнение

3.Методы стимулирования деятельности и поведения:

Поощрение Наказание (привести примеры)

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися.Формы и приёмы индивидуальной работы:

*Психологическая диагностика;

*Индивидуальные беседы;

*Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;

*Дневник педагогических наблюдений.

Важное место отвожу регулярным контактам с учителями, ежедневно отслеживаю оценки учеников, провожу индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, при необходимости организую встречу учителей с родителями.

Начинаю родительское собрание с приятных моментов: достижения ребёнка, связанные с обучением и воспитанием. Провожу анкетирование, при помощи которого узнаю, какие предметы вызывают затруднения, что хотели бы изменить родители в воспитательной системе класса, какие вопросы обсудить на следующих классных собраниях. В соответствии с полученными результатами корректирую воспитательный план. При подготовке к встрече с родителями, знакомлюсь с различными психолого-педагогическими исследованиями. В конце каждого собрания родители получают рекомендации по воспитанию ребёнка.

Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и др. ценные качества.

Таким образом, воспитательная программа класса даёт положительные результаты: благоприятный психологический климат, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных мероприятиях.

Как классному руководителю, мне очень важно видеть моих детей здоровыми в психическом и физическом отношении, творческими, успешными, любящими свою семью и страну, в которой мы живём. Ведь из всех различные видов одарённости духовная (высокие моральные качества, альтруизм) наиболее ценная в нашей жизни.

Думаю, в этом и заключается главная цель воспитания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классное руководство или воспитание школьников
  • Марбофлоцин инструкция по применению в ветеринарии для коров при мастите
  • Марбофлоцин инструкция по применению в ветеринарии для коров при мастите
  • Panasonic rx ct900 руководство
  • Panasonic rx ct900 руководство