Классное руководство информационная безопасность

Муниципальное общеобразовательное
учреждение

Новоивановская средняя общеобразовательная
школа

Амурская область Свободненский район

Доклад по теме:

«Формы и методы работы классного руководителя с
обучающимися и родителями по безопасному использованию сети Интернет,

направленные на блокировку опасного контента

(информация, причиняющие вред здоровью и развитию
детей)».

                                                                                           
подготовила: Дорофеева Е.С.

                                                                                          
учитель английского языка

Новоивановка

2020г

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в    информационно-телекоммуникационных
сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием
численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития
общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже
«воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный,
высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в
возможности
получить качественное образование.
Между тем существует
ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно
влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения,
порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих
для детей угрозу.

В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения,
знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею
пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
«Зачастую
дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В
силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности
они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной
и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и
подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными
гражданами своей страны -теми, кто может анализировать и критически относиться к
информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в
сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченныйпри Президенте Российской
Федерации по правам ребенка).

Медиаграмотность
определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их
преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие
критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков,
содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного
и ответственного использования ими информационных и коммуникационных
технологий и услуг.Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной
мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет
(Рекомендация
Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по
расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006.)Обеспечение
государством информационной безопасности детей,
защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных
медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации
Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и
человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета
№ 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному
использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного
содержимого в рамках глобальных сетей).
  Согласно
российскому законодательству информационная безопасность детей
— это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой
в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и
нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Преодолеть
нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями
учителей, родителей и самих школьников.
Наша
задача сегодня — обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно
оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так
как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались
не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только
разрабатываются.

Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Прежде всего
можно выделить следующие:
суицид-сайты, на
которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
сайты-форумы
потенциальных самоубийц;
наркосайты. Интернет
пестрит новостями о «пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами
изготовления «зелья”;
сайты, разжигающие
национальную рознь и расовое неприятие:
экстремизм, национализм, фашизм;
сайты порнографической
направленности;

сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению
реальному, «убивает” коммуникативные навыки подростка;
секты.
Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам
«проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Это
далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на
такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть
дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме
этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет-
зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления
негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении
должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с
родителями. Образовательному учреждению необходимо выработать единую стратегию
безопасности совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся.
Обучение
педагогических работников может проводиться в форме семинаров, мастер —
классов, круглых столов, в рамках которых должны рассматриваться проблемы
информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры
борьбы с ним, виды и формы информационно — психологического воздействия и
методы защиты от него, правила и нормы сетевого этикета, причины возникновения
девиантной формы поведения детей и методы работы по их профилактике и
устранению.

Необходимую информацию можно найти на сайтах: «Школьный сектор.
Права и дети в Интернете»
(schoolsectorp.wordpress.com),
«Безопасность»(http://sos-ru.info),     «Безопасный
Интернет»

(http://www.saferintemet.ru)
и т.д. Работа с обучающимися должна
вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс),
среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы
специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Формирование навыков информационной безопасности и культуры должно
осуществляться не только на уроках информатики, но и на других предметах
(например, обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной
деятельности.

Полезно создать в школе «Совет по Интернет — безопасности», в рамках
которого обучающиеся будут изучать и создавать проекты по данной тематике,
проводить доклады и заседания, что позволит воспитать в школьниках не только
культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за
использование и передачу информации.
Достичь высоких
результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто
родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся
в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка
в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет
обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в
Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам
безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации,
сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление.

С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу,
т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами
только образовательного учреждения. Формы работы с родителями могут быть
разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы,
информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия. Должны
быть разработаны специальные методические рекомендации для родителей по
обеспечению информационной безопасности в сети Интернет. Они должны содержать
классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка
в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).
Комплексное
решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно
сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет.
Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры
должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения
Для
изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков
разрабатываются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в
образовательной среде. Анкетирование предполагается проводить в форме
анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Рекомендации
для родителей (законных представителей)
по  безопасности в сети Интернет

Находясь в
Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а
возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от
родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно
полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по
ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или
то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки
c:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet Files в
операционной системе Windows Vista)
.

В результате, у
ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако,
родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок.

Стоит понимать,
что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не
сомневаются в авторитетах. Дети этого
возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне
возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на
сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу
использования электронной почты рекомендуется не разрешать иметь свой
собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители
могли контролировать переписку.

Запретить ребенку
использовать внешние бесплатные ящики сможет
такое программное обеспечение, как
Kaspersky Internet Security версии 7.0
со
встроенным родительским контролем.

        
Создайте
список домашних правил посещения Интернет при участии
детей и требуйте его выполнения.

        
Требуйте
от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за
компьютером.

        
Покажите
ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это
хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы
ему помочь.

        
Приучите
детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы
разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с
помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим
позднее.

        
Компьютер
с подключением в Интернет должен находиться в общей
комнате под присмотром родителей.

        
Используйте
специальные детские поисковые машины, типа
MSN Kids
Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM
).

        
Используйте
средства блокирования нежелательного контента как
дополнение к стандартному Родительскому контролю.

        
Создайте
семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь
собственные адреса.

        
Блокируйте
доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с
помощью соответствующего ПО.

        
Приучите
детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо
информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и
профилей.

        
Научите
детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего
согласия.

        
Используйте
фильтры электронной почты для блокирования сообщений

от конкретных
людей или содержащих определенные слова или фразы.
Подробнее о таких фильтрах http: //www.microsoft.com/rus/athome/security/email/t1ghtspam. mspx.

        
Не
разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена
сообщениями.

        
В
«белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только
сайты с хорошей репутацией.

        
Не
забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы
речь шла о друзьях в реальной жизни.

        
Не
делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети
могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

        
Приучите
вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они
в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах.
Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

ГБПОУ «ПОЧИНКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Доклад на тему:

«Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями по безопасному использованию сети Интернет, направленные на блокировку опасного контента».

Подготовила:

классный руководитель

2К группы

Абросимова Е.А.

с. Починки, 2019 г.

«Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями по безопасному использованию сети Интернет, направленные на блокировку опасного контента».

Для гармоничного развития личности обучающемуся необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Но реальность такова, что студенты реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Но, как известно, в Интернете есть не только полезное. Интернет для подростков таит в себе множество опасностей. Существует множество сайтов пропагандирующих порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя. Такого рода информация может травмировать психику обучающегося, вызвать страх, панику и внушить им ужас. Большинство взрослых, которые знакомы с Интернетом, понимают и осознают эту проблему. Но лишь немногие из них знают, как правильно защитить детей от такого рода информации. Методические рекомендации «Безопасность детей в Интернете» помогут им в решении этой проблемы.

Формы и методы работы с обучающимися:

— классные часы;

— беседы, в том числе индивидуальные беседы;

— информация на сайте техникума;

— встречи со специалистами;

— семинарские занятия;

— круглые столы;

— анкетирование;

— памятки;

— контроль со стороны родителей.

Формы и методы работы с родителями и законными представителями обучающихся:

— выступление на родительских собраниях;

— индивидуальные беседы;

— информация на сайте техникума;

— встречи со специалистами;

— семинарские занятия.

Разработаны специальные методические рекомендации для законных представителей учащихся по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет, которые содержат классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребёнка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей). Основные правила и рекомендации законным представителям учащихся по обеспечению безопасности детей в Интернете: Установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в Интернете. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет Установите «родительский контроль», антивирусные программы, бесплатное программное обеспечение «Интернет Цензор» (www.icensor.ru), NetPolice, KidGid Ограничьте время пребывания ребенка в сети. Контролируйте входящие и выходящие сообщения электронной почты своего ребенка. Постоянно повышайте уровень своей компьютерной грамотности. Отвлекайте ребенка от компьютера.

Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков используются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде. Проводится в форме анонимного опроса, как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Анкета «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

а) свои увлечения;

б) свой псевдоним;

в) домашний адрес.

2. Чем опасны социальные сети?

а) личная информация может быть использована кем угодно в разных целях; б) при просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан;

в) всё вышеперечисленное верно.

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить? а) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия; б) пойти на встречу одному;

в) пригласить с собой друга.

4. Что в Интернете запрещено законом?

а) размещать информацию о себе;

б) размещать информацию других без их согласия;

в) копировать файлы для личного использования.

Правила работы в сети Интернет

1. Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.

2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.

3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.

4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).

5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!

9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и ОУ позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба подростка со стороны сети Интернет. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.

Помните: ИНТЕРНЕТ может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

      Араев Денис Викторович

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга

           «Роль педагога в обеспечении информационной безопасности учащихся»

В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы — переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Необходимость ее смены означает осознание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практике (по Г. Л. Ильину).

В связи с переходом к информационному обществу и внедрением инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов сети Интернет.

Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в этой области, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом.

В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина. Поэтому одним из ключевых элементов национальной, общественной и личной безопасности является информационная безопасность.

 На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде.

Информация представляет угрозу при определенных условиях. Целью создания таких условий является манипуляция сознанием и психикой личности, в частности, личности школьника. В качестве основных средств информационного воздействия на личность можно выделить следующие пункты, представленные на Схеме 1.

Схема 1. Основные средства информационного воздействия на личность.

https://moluch.ru/blmcbn/16381/image002.png

Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности.

Поскольку сейчас для получения информации, как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни,  всё чаще используется интернет, важно рассмотреть этот аспект воздействия на информационную безопасность школьников, как основной. Современное состояние информационного пространства сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать интернет как благоприятную образовательную среду.  

На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток, представленный в виде всей информации, которую он получает. И если информация, предлагаемая родными и педагогами, чаще всего является трансформированной под возрастные и психофизиологические особенности ребенка, то информация, получаемая учащимся из внешней среды (телевидение, интернет, печатная пресса, фото и видео, информационные службы), подается ученику в первоначальном виде, и может негативно влиять на ребенка- в большей или меньшей степени, в зависимости от личностных характеристик обучающегося.

С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности должны осуществляться меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:

Правовое обеспечение информационной безопасности – это специальные законы, нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе,  для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.

Защита психики и здоровья ребенка – меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет- зависимости среди учащихся. Педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников.

Воспитательные меры по обеспечению ИБ – меры направленные на формирование культуры безопасности, ответственности за производимые действия в информационном пространстве, меры воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, патриотизма, меры по подготовке родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и помощи в его самореализации.

Техническое и программное обеспечение ИБ – это использование различных технических  и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программы родительского контроля, технические средств защиты информации.

Образование в области информационной безопасности – реализация образовательных программ в курсе школьных учебных предметов (ОБЖ и других), организация дополнительного образования учащихся во внеклассной работе по информационной безопасности, повышение квалификации педагогического состава, проведение тематических родительских собраний и встреч с интересными людьми.

Формирование информационной культуры школьников – через образовательную и воспитательную среду школы, которая определяется нами как компонент базовой культуры личности и характеристики человека, позволяющей ему эффективно выполнять все виды работы с информацией, понимать природу информационных процессов и осуществлять информационную рефлексию без ущерба для себя и окружающих.

В условиях школьного образования, обеспечение информационной безопасности можно рассматривать, как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребёнка.

При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.

Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать со школы.

Поэтому важно проанализировать информационную безопасность школьника, как педагогическую проблему, цель решения которой есть педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для уменьшений последствий психического и нравственного воздействия.

Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий в рамках своего предмета и включая в этот предмет информационную безопасность.

 Педагог может подготовить сознание детей к сопротивлению негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – школьника. Это влияние может нанести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости).

Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация (Цукерман Г.А.). В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования, и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе.

Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности.

Школьный возраст, имеет особенность большой мыслительной пластичности, поэтому возможно её изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности.

И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения (в принципе, похожие на те, которыми мы руководствуемся в обычной жизни), приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере ИКТ.

Анализируя приведённые выше данные, можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе.

Развитие технологий современного общества требуют повышения профессиональной компетентности педагогов, изменения содержания некоторых предметов. Учитель должен быть ориентирован на будущее, соединяя при этом свою профессиональную и социальную компетентность.

Учитель современной школы должен знать не только информацию сегодняшнего дня, но и знать направления дальнейшего информационного развития. Педагог должен следить за постоянными изменениями окружающего мира, чтобы своевременно прореагировать на эти изменения.

Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых мы выделили задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:

1.   Формирование у учащихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;

 2. Формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;

3.      Развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.

Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательного учреждения, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.

Безопасность доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет и контроль над процессом работы в сети может достигаться путем применения комплекса аппаратно–технических и организационных мер. Но проведенные психолого-педагогические исследования, показывают, что только техническими средствами эту проблему не решить. Согласно данным исследований, на сегодняшний день нет компьютерных программ, способных полностью защитить пользователя от доступа к нежелательной информации. Самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.

Задачи по формированию у современного школьника навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решается как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Для целенаправленной работы по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию, в образовательном учреждении необходимо организовывать часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете.

Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков.

Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках предметов естественно–биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий.

Умело спроектированное воспитательное пространство школы, организация занятости детей и подростков социально–значимой деятельностью является действенным способом обеспечения информационной безопасности.

Повышению информационной компетентности подрастающего поколения способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ по информатике и информационным технологиям, привлечение детей и подростков к изданию школьных газет, работе телестудий, разработке сайтов. Проводимые мероприятия дадут больший результат, если педагог будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи.

Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности учащихся, можно вывести необходимые критерии, которые обязаны знать учителя.  Попробуем представить их в виде схемы.

Схема 2. Необходимые критерии знаний  педагога

C:UsersShtelvahAADesktopimage001.png

Преподавателю важно иметь представление, как о классических методах защиты информации, так и о современных методах, технологиях информационной безопасности.

Для того чтобы обучение школьников информационной безопасности проходило успешно, педагог должен быть осведомлен в теории информационной безопасности.

Во-первых, учитель обязан знать, что защищается, что является объектом защиты (личность школьника).

Во-вторых, от чего следует защищать личность школьника.

Также есть необходимость понимания необходимости предотвращения разрушения самооценки ребенка, нарушении адекватности представлений об окружающем мире, попадания в психологическую зависимость, нарушении психического здоровья.

Учитель по основам безопасности жизнедеятельности должен представлять, как избежать возможного ущерба, каким образом защищаться. В процессе обучения учитель должен понимать, что именно он является субъектом защиты личности школьника.

Учителю важно уделять большее внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности — обучение ребенка адекватному восприятию в оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

В учебных заведениях организуется специальная система информационной безопасности:

-проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам в Интернете;

-установка программ-фильтров на школьные компьютеры;

-проведение бесед с родителями;

 Также существует много различных программ, которые помогают отфильтровать содержимое Интернета, ограничить время работы на компьютере, блокировать доступ к небезопасным сайтам, запрещать запуск некоторых игр и программ. Программы называются программами родительского контроля.

В настоящее время практические все школы оснащены или оснащаются компьютерной техникой, и компьютеры широко используются в образовательной деятельности.

 Кроме того, воплощен в жизнь проект по подключению всех общеобразовательных учреждений РФ к сети Интернет.

 Учителя и ученики получили возможность приобретения новых, актуальных знаний, доступа к различным образовательным ресурсам, виртуальным библиотекам посредством компьютера и сети Интернет.

 В программы по основам безопасности жизнедеятельности не входят разделы, ориентированные на информационную безопасность школьников, но есть темы, куда возможно включить различные аспекты данного раздела.

На сегодняшний день в школах Санкт-Петербурга реализуются различные методики организации информационно безопасного образовательного процесса, основанные на включении вопросов информационной безопасности в уроки по ОБЖ.

Одними из первых таких проектов стали «Поднимайся по лестнице компьютерной безопасности», который был проведен в гимназии № 272, «Информационная зависимость и ее профилактика», реализуемый в школе № 625, и ряд других.

Вышеперечисленные методики разработаны для создания безопасной информационно-образовательной среды для школьника. Проекты предусматривает совместную деятельность учителей предметников, классных руководителей, администрации школы, учащихся. Методики предполагают своеобразный путь по ступенькам к обеспечению информационно безопасного процесса в школе. В результате реализации проектов в школах получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике создания информационно безопасной образовательной среды.

На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что обеспечение информационной безопасности учащихся должно стать одним из приоритетных направлений работы школы. Необходимо отметить, что решение проблемы информационной безопасность школьников должно проходить под руководство грамотного педагога, который может учитывать все составляющие информационной безопасности учащихся в школе, осознает большое значение информационной безопасности в становлении личности школьника и обладает знаниями об условиях обеспечения защиты школьников от информационных угроз.

Литература:

1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ — СП-б., 2006.

2. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. – 2002

3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.

4. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис.канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

 5. Тайлаков У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов [Текст] / У. Н. Тайлаков // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 768-772.

6.  Личная безопасность школьника: Памятка. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

7. Молодцова Е.Ю., Силаева Э.В. Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности. Молодой ученый. — 2014. — № 5.1. — С. 46.

8. Богатырева Ю.И. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Loading…

— нежелательная информация в Интернете, как ее избежать,

— проблемы достоверности информации в Интернете, как проверить достоверность информации,

— социальные сети: опасности и правила поведения в социальных сетях,

— кибермошенничества, как избежать кибермошенников,

— киберхулиганство, киберзапугивание, правила поведения в опасной виртуальной ситуации,

— вредоносные программы, методы борьбы с ними,

— полезные ссылки, ресурсы, сервисы в Интернете.

Необходимо использовать разные формы классных часов, в зависимости от возраста детей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах,выпуск листовок с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете»

Во время мероприятий по медиабезопасности следует ознакомить обучающихся:

— с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

— с информацией о необходимости критического отношения к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, признаках отличия достоверных сведений от недостоверных, распознавания признаков злоупотребления доверчивостью;

— с правилами общения в социальных сетях (сетевой этикет);

— ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет-угрозы, номером всероссийского детского телефона доверия.

Работа классного руководителя с родителями. Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.

Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей — и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен.

Для организации профилактических мер в образовательном учреждении необходимо периодически проводить мониторинг, диагностику проблем по Интернет-безопасности среди детей и родителей. 

Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем.

Дата публикации — 19.10.2021

Греческий философ и математик Архимед сказал:
«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир».
Сегодня мы с уверенностью можем сказать:
Интернет – это та точка опоры, которая позволит
перевернуть мир культуры и образования.

Понятия «виртуальная культура»,
«всемирная паутина», «сеть сетей» и т.п.
прочно закрепились в нашем сознании, а сам
феномен Интернет стремительно проник в нашу
профессиональную и бытовую реальности, разрушив
территориальные и временные границы, сделав нашу
жизнь более разнообразной и информативной.
Совершенно очевидно, что новое столетие – это
время нового состояния культуры, сложного и
противоречивого, время становления культурной
модели информационного общества.

Но существует и обратная сторона медали.
Сегодня мы поговорим о том какую угрозу несет
интернет подросткам.

Итак, какие бывают виды онлайн угроз,
представляющих опасность для жизни, физического,
психического, нравственного здоровья и
полноценного развития ребенка.

1. Обилие откровенных материалов сексуального
характера.
Многочисленные видеоролики и снимки с так
называемой «жесткой эротикой», в том числе
содержащие информацию о сексуальных
извращениях, могут дезориентировать ребенка,
ранить его психику. Интернет зачастую дает
неверное представление о сути интимных
отношений между людьми, эксплуатирует и
извращает естественное любопытство детей.

2. Появление виртуальных знакомых и друзей,
среди которых могут оказаться педофилы и
извращенцы, мошенники и хулиганы, а виртуальное
хамство и розыгрыши могут закончиться
киберпреследованием и киберунижением, доставив
объекту травли множество страданий.
Обратите внимание на новые понятия, которые
обозначают некоторые виды угроз.
В последние годы получили распространение такие
общественно опасные посягательства на личность
несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг
(cyberbullying) – нападения с целью нанесения
психологического вреда, которые осуществляются
через электронную почту, сервисы мгновенных
сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах,
а также посредством мобильной связи. Наиболее
опасными видами кибербуллинга считаются
киберпреследование – скрытое выслеживание
жертвы с целью организации нападения, избиения,
изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy
Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение)
– видеоролики с записями реальных сцен насилия.
Эти ролики размещают в интернете, где их могут
просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Встречается в виртуальной среде и так называемый
буллицид – доведение ребенка до самоубийства
путем психологического насилия.
Особенно опасным может стать груминг –
установление дружеских отношений с ребенком с
целью личной встречи, вступления с ним в
сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации.
Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на
форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в
привате»), злоумышленник, чаще всего
представляясь сверстником, входит в доверие к
ребенку, а затем пытается узнать личную
информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о
встрече. Иногда такие люди выманивают у детей
информацию, которой потом могут шантажировать
ребенка, например, просят прислать личные
фотографии или провоцируют на непристойные
действия перед веб-камерой.

3. Опасная для детей информация, способная
причинить серьезный вред их здоровью, развитию и
безопасности. Может содержаться на электронных
ресурсах, содержащих материалы экстремистского
и террористического характера.

4. Особую опасность представляют для незрелой
психики детей электронные ресурсы, созданные и
деструктивными религиозными сектами.

5. Доверчивость и наивность детей
нередко используют в своих целях компьютерные
мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние
скачивают неизвестные файлы, которые могут
оказаться вирусами или содержать незаконную
информацию.
Недостаточно информированный об опасностях в
сети ребенок может сообщить злоумышленнику
номер кредитной карточки родителей, пароль от
электронного кошелька, свой настоящий адрес и
многое другое.

6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости,
суицидального поведения, абортов,
самоповреждений может быть весьма опасной для
неокрепшей детской психики. Помимо указанной
информации в Сети есть немало сомнительных
развлечений, таких как онлайн-игры,
пропагандирующие секс, жестокость и насилие,
требующие немалых финансовых вложений. Дети
бывают вовлечены в азартные игры в сети.

7. Психологами отмечается интернет-зависимость
среди подростков, которая появляется в
навязчивом желании неограниченно долго
продолжать сетевое общение.

8. Опасность для детей представляют также
социальные сети и блоги, на которых ребенок
оставляет о себе немало настоящей информации,
завязывает небезопасные знакомства, нередко
подвергается незаметной для него деструктивной
психологической и нравственно-духовной
обработке.
Злоумышленникам особенно легко искать своих
несовершеннолетних жертв с помощью таких сайтов
как «В контакте|», «Одноклассники» и «Мой мир».
Совершенно не стесняясь, педофилы создают свои
группы и сообщества прямо в социальных сетях,
выкладывают в открытый доступ фото и
видео-материалы порнографического содержания.

9. Дети все чаще используются дельцами от
порнобизнеса в качестве моделей для детской
порнографии.
Главное средство защиты от педофила – ребенок
должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые
должны оставаться виртуальными. То есть –
никаких встреч в реальном мире с теми друзьями,
которых он приобрел в интернете. По крайней мере,
без родительского присмотра. Такова
характеристика угроз каким образом это можно
попытаться «лечить» применительно к интернету.

В первую очередь конечно это
информационно-просветительская деятельность,
которая должна учитывать целый ряд факторов, она
должна носить характер не только повышения
квалификации тех специалистов, которые
непосредственно работают с детьми и детским
контентом, но она должна так же воздействовать на
формирование грамотного и ответственного
сознания у детей и родителей. И в данном случае
очень высока роль школы, как транслятора
позитивных воспитательных ценностей: школа
является очень важным каналом для
распространения подобной просветительской
информации.

Итак что же должны знать родители.

1. Родители должны быть первыми, к кому ребенок
придет с проблемой. Однако очень часто случается
наоборот. Почему так происходит? Чаще всего дети
не обращаются за помощью к родителям, потому что
те слишком остро реагируют. Нередко дети считают,
что после того как выложат маме и папе всю правду,
станет только хуже: родители позвонят другим
родителям, начнут разбираться с другими детьми
или ограничат доступ к интернету. Или же наоборот
– реакция будет слишком легкомысленной: «Ну и
пусть обзываются. Не обращай внимания, это все
глупости!» На деле же «глупостями» можно нанести
ребенку настоящую рану или даже психотравму с
серьезными последствиями. Не секрет, что
отдельные случаи кибербуллинга в мире
завершались самоубийствами детей и подростков.
Научитесь слушать.

2. Создайте вокруг ребенка атмосферу
безопасности. Если интернет-пространство
кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок
чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте
ребенку поддержку и проявляйте любовь.

3. Если вы понимаете, что Ваш ребенок «интернет
– зависим» и это приобретает серьезный оборот
вам необходимо прибегнуть к помощи психолога.
Далее прилагаем советы, рекомендации для
родителей которые помогут им защитить детей от
негативной информации.

Как можно предотвратишь негативные
последствия неграмотного пользования
Интернетом детьми?

  • Научите ребенка не давать личную информацию
    (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы
    родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах
    и на досках объявлений.
  • Будьте в курсе электронной почты, которую
    получают ваши дети, а также используемого пароля.
    Увы, все мы знаем, что читать чужие письма нельзя,
    но в данном случае это правило нарушить не
    помешает.
  • Предупредите, что нельзя открывать
    подозрительные послания электронной почты,
    файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых
    или сомнительных людей.
  • Научите детей не организовывать встреч со
    своими знакомыми по интернету. Объясните, что
    люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в
    реальной жизни могут сильно отличаться от того,
    какими они кажутся в интернете. Предупредите, что
    если ребенок все же решится на встречу, то пусть
    назначает ее в общественном месте и обязательно
    предупредит родителей. Лучше, если вы поедете
    вместе.
  • Держите компьютер там, где вам удобнее
    контролировать его использование. Установите
    четкие требования насчет пользования
    компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их
    выполнения.
  • Регулярно проводите время в интернете вместе с
    вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там
    занимаются и что их интересует. Постарайтесь
    установить атмосферу доверия и взаимопонимания.
    Не вините их за неприятные случаи в интернете,
    чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь
    наказания. Попросите их показывать все
    полученные сообщения, которые им неприятны.
  • Скажите ребенку, что нельзя отвечать на
    оскорбительные или опасные послания по
    электронной почте, в чатах. Веб-сайты, на которых
    они чувствуют себя дискомфортно, необходимо
    незамедлительно покидать.
  • Лучший способ защитить детей заключается в
    установке компьютеров в местах сбора всей семьи,
    но не в детских комнатах. Таким образом, родители
    могут иногда поглядывать через плечо ребенка, не
    будучи ему в тягость. Младшие дети должны быть
    под контролем в любое время своего нахождения в
    Интернете.
  • Если есть возможность, купите специальную
    программу, которая дает взрослым возможность
    ограничивать доступ детей к нежелательным
    ресурсам в Internet. Программа контролирует действия
    ребенка и проверяет контент каждой посещенной
    страницы в Интернете. Если она обнаруживает
    подозрительную информацию (порнография,
    насилие).

Работа школы сегодня так же должна быть
направлена на развитие и умение грамотно
использовать интернет подростками. Ведь
интернет – это не только очаг разврата и
жестокости, но и самая богатая в мире библиотека
знаний, развлечений, общения и других полезных
вещей. Мы должны научить учащихся правильно
пользоваться этим неисчерпаемым источником
информации.

В школе необходимо проводить мероприятия в
форме:

  • Единых классных часов
  • Дней безопасного интернета
  • Акции «Открытый микрофон»
  • Организацию работы школьного
    уполномоченного.   

Формирование информационной культуры и
безопасности – процесс длительный и сложный, но
важный и необходимый, поэтому от того какими
вырастут  наши дети, как смогут защитить себя в
интернете зависит от нас, взрослых (педагогов,
родителей).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рено логан 2005 инструкция по эксплуатации
  • Озенпик препарат инструкция по применению взрослым
  • Руководство на автомобиль kia sportage скачать бесплатно
  • Инструкция по эксплуатации скутера венто смарт 2
  • Руководство для бессмертных