Классное руководство как проблема

Трудности в работе классного
руководителя

Каждый человек, делая первые шаги в
своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым,
непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной
цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой
профессии, для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж
педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь
огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и
учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть –
помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.

В работе каждого учителя есть
трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
 Одни учителя считают ее дополнительной к своей
преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни
была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям,
поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь
организуется познавательная деятельность и формируются социальные отношения
между обучающимися.

Классный руководитель – особый
феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической
ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе.

 Профессиональная миссия педагога, на
которого возлагается функция классного руководителя, это — педагогическое
сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка
в период его школьного образования.

Классному руководителю важно помнить,
что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе
классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько
его индивидуальность и личностный подход к работе.

Ш.А. Амонашвили — известный
советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области
педагогической психологии. писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы
помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство –
это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить
до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для
тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам,
и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и
советчика. 

Давайте вспомним вместе

Основными функциями классного руководителя :

а) аналитическую:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

— изучение и анализ развития классного коллектива;

— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

— анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно — педагогическую:

— организация и стимулирование разнообразной деятельности
учащихся;

— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами
служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативную:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;

— создание общего благоприятного психологического климата в
коллективе.

  Также мы с вами взаимодействуем

Каждый классный руководитель взаимодействует с:

Учителями
— предметниками;

Социальным
педагогом;

Дефектологами
;

Библиотекарем;

Медицинским
работником; Заместителями директора

Семьей;

В соответствии со своими функциями я, как классный
руководитель, отбираю формы работы с обучающимися и
родителями:

индивидуальные

(беседа,
консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые

(советы
дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные

(коллективные
творческие дела, конкурсы, концерты, экскурсии, соревнования и др.).

Хочется и конечно Нужно построить работу так, чтобы плоды этой
работы с классом были видны.

У более опытных педагогов уже есть
своя концепция, у меня же она только формируется.

Немаловажную роль в воспитании
обучающихся играет трудовая деятельность, самообслуживание,
общественно-полезный и производительный труд.

Для полноценного прохождения процесса
обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат
между классным руководителем, обучающимися и семьей.

Семья – важнейший институт
социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином
этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением,
что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на
детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по
отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а
как партнер.

Любая воспитательная система, имеющая
цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим
получить в итоге.

Я опираюсь на мнение и интересы ребят
своего класса. Именно они являются помощниками в составлении данной модели
воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями мы решаем
многие задачи, стоящие перед нами.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и
коллегами — процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой,
педагогической индивидуальности в целом.

Чаще всего классные руководители
планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является
педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной
работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной
деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей. Не следует
забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое».

Великий Авиценна писал: «Учитель —
это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих
знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».

Уверена, что я и мои ребята находимся
лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

Мы все сталкиваемся с трудностями в своей работе

Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые
мешают учителям вести классное руководство.

Как правило, классные руководители – это учителя-предметники.
Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления
документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других
школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой
просто не хватает времени.

Невозможность собрать класс в полном составе в силу внеурочной
загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и
т.д.).

Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как
результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника,
как педагога, так и представителей ребёнка.

У нас есть выделенное время для проведения часов общения, но
иногда этого времени не хватает для решения каких-либо важных вопросов.

Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных
документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание
учиться, общаться с успешными коллегами.

Подводя итог хотелось бы сказать, что,
вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события,
связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении
личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще
всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя,
педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и
развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок
не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит,
школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо.
Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в школе
возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный
руководитель.

Библиографическое описание:

Кучина, Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании / Е. А. Кучина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3191/ (дата обращения: 19.05.2023).

Каждый ребенок мечтает как можно
быстрее вырасти, чтобы оказаться на месте взрослого человека. Ведь
иногда так хочется представить себя на месте родителя, учителя или
даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С
его точки зрения он отлично знает, что ему нужно, а что нет, умеет
все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому–то
в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные
уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Каждый из нас, взрослых людей, воспитывая детей, часто
вспоминает в той или иной ситуации события, связанные со школьной
жизнью. В памяти остаются воспоминания о тех педагогах, которые
доставили нам радостные минуты общения, которые смогли помочь решить
проблему ненавязчиво, тактично и правильно, которые были интересными
личностями. Их манеры общения с учениками, их любовь к людям,
самоотдача остается в подсознании на всю жизнь, и, как мне кажется,
становится эталоном общения, построения человеческих отношений в
будущем. Умный, добрый отзывчивый, понимающий, тактичный взрослый
человек в школьной жизни любого ученика – это образец
правильного поведения взрослого человека в социуме, это уроки общения
для подрастающего поколения. Чаще всего таким образцом становится
классный руководитель. Он является самым близким человеком к
учащемуся в школьной иерархии.

Деятельность современного классного
руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе
учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами,
которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество,
государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка,
сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание
условий для нормального духовного, умственного, физического
совершенства.

Классный руководитель – педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры,
накопленной человечеством, организующий систему отношений через
разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей, защиты интересов детства. Работа
классного руководителя – целенаправленная система, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего
образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих
перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном
коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику
семейных обстоятельств. Деятельность классного руководителя в первую
очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его
возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования
познавательных интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного
труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления.

Каким же должен быть современный классный руководитель?
Какова его роль в современном воспитательном процессе? С какими
трудностями приходится сталкиваться в воспитательной и деятельности
как преодолевать эти трудности?

В последнее десятилетие в России произошли экономические
и политические изменения, которые привели к значительной социальной
дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны
духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие
российской культуры и образования как важнейших факторов формирования
чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата
нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

На первый план выходит приоритет получения знаний, как
вознаграждения, при этом не замечая и попирая чувства и достоинство
окружающих. Чаще всего дети и их родители слышат только себя и
воспитание отклоняется в сторону «мои права», а не «мои
обязанности». Диктат со стороны родителей входит в двери школы.

Очень сложным становится проведение воспитательной
политики и построение воспитательной системы в школе. Принцип
обязанностей перед коллективом, в частности, и обществом, в целом,
потерялся. Остался принцип индивидуализма. Поэтому основная задача
воспитания ложится на плечи классного руководителя еще более тяжким
грузом, нежели ранее. Поскольку классный руководитель является самым
важным связующим звеном в «любовном треугольнике»
«родитель – ученик – школа».

Родители все чаще перекладывают свои воспитательные
функции на школу, соответственно предъявляя свои требования, не
понимая и не признавая своих обязанностей, которые возлагаются на них
с момента появления ребенка в семье. Инфантильность родителей в
вопросах воспитания своих чад, превращение своих детей в мега –
звезд цвета индиго с четко направленным воспитанным индивидуализмом,
ложится уже на плечи начальной школы.

Многие родители, которые привели детей в первый класс,
четко распланировали будущее своего ребенка. Становится очевидным,
что отклонения влево или вправо от выбранной ими стратегии
недопустимы. Воспитательная работа может проводиться со стороны школы
лишь в том случае, если это не навредит и не противоречит интересам и
мечтам семьи ли родителя, при этом дети часто обделены простым
родительским вниманием и пониманием.

В таких условиях учитель начинает формировать детский
коллектив, в котором учащиеся должны научиться строить
взаимоотношения в социуме на основе существующих норм.

Какие методы использует начальная школа? Прежде всего,
направленные на привлечение родителей к диалогу о воспитании детей,
непосредственное участие в воспитательных мероприятиях школы. Это
соревнования дети –родители, образовательные поездки,
коллективные творческие дела с участием родительского коллектива
класса.

Нашему учебному заведению свойственна ранняя
профилизация учащихся в силу того, что школа является
общеобразовательным заведением с углубленным изучением математики.
Поэтому уже в 5-6 классе начинается пропедевтика математики.
Большинство учащихся переходят из начальной школы уже сложившимся
коллективом, но ежегодно появляется класс детей, перешедших в школу
для углубленного изучения математики в будущем.

В таких классах необходима филигранная работа классного
руководителя. Очевидно, в классе, где собираются амбициозные дети и
характерной чертой родительского коллектива является большое желание
помочь своим чадам, видя в своем ребенке особенность, одаренность и
чаще всего поддерживая эту «звездность».

Современные пятиклассники и шестиклассники умело копируя
своих родителей, хорошо ориентируются в своих правах и некоторые из
учащихся знают, на какие законы можно сослаться, предъявляя свои
требования. Но в силу возраста и того, что дети слышат и наблюдают
вокруг, они забывают о том, что у любого человека есть обязанности,
которые необходимо неукоснительно соблюдать, согласно тех же законов.
Поэтому формирование правовой культуры современного ученика является
важной задачей классного руководителя на любой ступени школьного
образования. Воспитание толерантности, совести, доброты и гуманности
становится очень важным в пору, где безразличие и жестокость
становиться нормой человеческих отношений.

После шестого класса дети проходят через отбор в классы
с углубленным и профильным изучением математики, что способствует с
одной стороны ранней профилизации, а с другой стороны отстраненности
от дел школы и класса и расслоению учащихся. Поэтому в 7-9 классах
важна работа не только в классном коллективе, но и взаимодействие
между классами в параллели, а также участие педагогов –
предметников в воспитательной работе школы. Поэтому наши учителя
практикуют проведение интегрированных уроков, совместных с родителями
собраний, вечеров, подготовку силами педагогов дополнительного
образования, учителей – предметников и родителей
театрализованных представлений и тематических вечеров: «Вечер
романса», «Французский шансон», «Математика –
Царица наук» и т. п.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное
представление о юридической ответственности, раскрыть причины
негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся
должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь
представление о вине как обязательном составе преступления, и
наказании как результате наступления юридической ответственности.
Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о
возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к
своим поступкам и поведению.

В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека
от других живых существ: способность к творчеству, потребности
духовные и материальные, способности ординарные и выдающиеся.

В 9-11 — ом классе подробно изучить вопросы: «Личность
и мораль», «Гражданин, государство, право», «Права
человека и гражданина». Определить роль морали в анализе и
оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности гражданина
перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную
основы брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки
понятий «гражданин», «частная и духовная жизнь»,
«гуманизм».

Еще одним из важных направлений в воспитательной и
познавательной работе классного руководителя и учителя –
предметника с детьми любых возрастов является образовательный туризм.
В поездках ребята не только получают знания в отличной от привычных
уроков форме, но имеют возможность развития навыков общения вне
школы, поведения в социуме. У ребят появляется возможность взглянуть
друг на друга вне школы и попробовать строить отношения уже с учетом
новых представлений о своих товарищах.

Таким образом, классный руководитель –
это организатор и руководитель целостного педагогического процесса.
Это педагог, который является “центром” организации,
координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на
коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий
учителей-предметников, педагогов дополнительного образования,
психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в
современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Из
всего выше сказанного следует, что на плечи классного руководителя
ложится тяжкий груз проблем, которые диктует современное общество. И
то, каким ребенок будет в будущем, на сколько учащийся будет готов к
борьбе с трудностями, зависит в том числе и от работы классного
руководителя. Завершить свою работу хочу словами Гете: “Учатся
у тех, кого любят”. Чтобы изменять других, их надо любить.
Классный руководитель – это «человек – любящий».
Именно в этом случае цель будет достигнута.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ребенок, класс, классный коллектив, начальная школа, родитель, учебное заведение, школа, взрослый человек, воспитательная система.

Похожие статьи

Роль воспитательной системы классного руководителя

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Сотрудничество классного руководителя

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном…

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Сотрудничество классного руководителя

Взаимодействие классного руководителя и родителей

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по…

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Методика работы социального педагога в общеобразовательной…

Особенности воспитательной деятельности классного

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей.

Проблема преемственности ФГОС начального и общего…

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Использование современных технологий в воспитательной работе… Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как…

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Учитель — ученик — родитель — вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя…

«Проблема престижности института классного руководства. Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя»

Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Он является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний и т.д.

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом и формы взаимодействия с учащимися являются эффективными? О некоторых из них мы сегодня с Вами поговорим. Но чуть позже…

В работе классного руководителя можно выделить следующие проблемы, мешающие полноценной его работе:

  1. Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности учителя, как предметника, оформления большого количества документации, курсов, совещаний и т.д., связанных с основным видом деятельности.
  2. Отсутствие в учебном расписании классных часов.
  3. Очень высокий ритм работы.
  4. Большая часть родителей не заинтересована в совместной успешной деятельности классного руководителя и детей.
  5. Отсутствие времени для повышения квалификации по классному руководству (даже взаимопосещение внеклассных мероприятий внутри школы, обмен опытом, не говоря о курсовой подготовки). Кто сегодня готов пойти на курсы по классному руководству на 1-2 недели? 
  6. Слабая материальная и моральная поддержка классного руководителя. Хотя если говорить о материальной поддержке, то с отменой фиксированного вознаграждения за классное руководство из областного бюджета (т.к. вся дополнительная нагрузка, в т.ч. классное руководство стала входить в стоимость образовательного часа), классные руководители нашей школы ничего не потеряли. Потому как, директором школы принято решение, классным руководителям нашей школы это вознаграждение выплачивать в прежнем объеме (в зависимости от количества человек в классе) и при этом эта сумма входит в основную заработную плату педагога (со всеми вытекающими последствиями). Также на основании Положения о стимулировании классный руководитель имеет возможность получить доплату за эффективность ВР в классе, на параллели, на общешкольном уровне (конечно при такой возможности). К моральному стимулированию деятельности классного руководителя можно отнести: устную похвалу, благодарность, рейтинг классных руководителей, письменную похвалу и благодарность (грамоты, благодарственные письма). У нас в школе разработаны свои наградные документы с логотипом школы.
  7. Мало кто из педагогов-предметников использует результаты своей деятельности как классного руководителя при аттестации. А ведь это огромный пласт работы, который говорит о разносторонней деятельности педагога.

Самыми ключевыми противоречиями в работе классного руководителя являются:

  1. Между образом классного руководителя-профессионала в свете современных требований и недостаточной мотивацией классного руководителя на изменения;
  2. Между необходимостью повышения мотивации на изменения и недостаточным количеством стимулирующих факторов;
  3. Между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и не разработанностью системы подготовки классных руководителей с учётом вариативности воспитательной деятельности;
  4. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности классного руководителя со стороны школьных управленцев и недостаточными организационными условиями, необходимыми для становления вариативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Но мы должны знать и помнить, что классный руководитель является ключевой фигурой воспитательного процесса. От уровня его профессионализма, духовности и нравственности зависит успех воспитательной работы всей отечественной системы общего образования. Механизм поддержки и повышения социального статуса классного руководителя должен предусматривать не только улучшение материального положения педагогов, но и системное повышение их профессионализма, соответствующего запросам реальной жизни.

Под социальным статусом классного руководителя нами рассматривается его положение по отношению ко всем субъектам образовательного процесса, место и роль в системе межличностных отношений, определяющие его права, обязанности и привилегии. Социальный статус классного руководителя определяется по признаку его отношения к сфере профессиональной деятельности.

Под профессиональным статусом мы понимаем положение классного руководителя в системе профессионально-педагогических отношений, характеризующее его квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения задач классного руководства, мотивационную сферу и ценностные ориентации, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

С целью создания условий повышения социального и профессионального статуса и успешности деятельности классного руководителя в воспитательной системе ОУ в школе проводится с прошлого года конкурс «Самый классный классный», стимулирование за эффективность ВР, грамоты, благодарственные письма за эффективность в том или ином направлении деятельности (подготовку призеров, участников конкурсов, реализацию проектов, организацию ЛДП и т.д.), опыт классных руководителей обобщен и представлен в публикациях педагогических социальных сетей.

Но при этом в городе, я считаю, отсутствует система повышения профессионального статуса классного руководителя через методическое сопровождение его деятельности – обучение на уровне города. Но опять-таки противоречие – готов ли к этому классный руководитель. Конечно, в рамках городских акций «Открытая школа» возможность взаимопосещения внеклассных мероприятий, обмена опытом предоставляется. Для чего мы с Вами сегодня и собрались.

В восьмой школе работает высококвалифицированный, дружный, оптимистичный педагогический коллектив, состоящий из 52 педагогов, в том числе:

  • классных руководителей – 34 (на 35 классных коллективов)

из них имеют звания:

  • 1 Заслуженный учитель РФ – Боярова Надежда Анатольевна.
  • 5 Почетный работник общего образования РФ – Жердева Надежда Васильевна, Казачкова Татьяна Дмитриевна, Гробок Тамара Ивановна, Лузан Галина Владимировна, Терехова Татьяна Викторовна.
  • 1 Почетная Грамота Министерства образования РФ – Вьюшина Наталья Викторовна.
  • Высшая категория – 24 (70,6%)
  • Первая категория – 9 (26,5%)
  • Соответствие должности – 1 (2,9%)

В целях профессионального совершенствования педагогов, осуществляющих функции классного руководителя; распространения педагогического опыта; дифференциации оплаты труда педагогов в зависимости от качественных результатов; повышения престижа педагогического труда, института классного руководства; повышения роли воспитательной составляющей деятельности образовательной организации, в МБОУ СОШ №8 был впервые проведен конкурс на Грант самого лучшего классного руководителя по итогам 2014-2015 учебного года.

Грант был учрежден директором школы в размере 30000 рублей: 15000, 10000 и 5000 рублей соответственно за 1, 2, 3 место (по возможности может увеличиваться, но не уменьшаться).

        В рамках конкурса деятельность классного руководителя оценивалась по следующим критериям, согласно Положению «О Гранте «Самый классный классный»:

Критерий

Своевременность сдачи всей необходимой документации по ВР

Качественное ведение Дневника классного руководителя

Наличие системы ВР с классом, документально подтвержденной

Наличие детского самоуправления и организация его работы согласно возрасту детей

Качественные показатели участия в общешкольных мероприятиях

Участие в городских мероприятиях

Особенность ВР в классе («изюминки»)

Охват горячим питанием

Школьная форма

Отсутствие (или положительная динамика правонарушений, пропусков уроков). Работа с детьми, состоящими на различного вида учетах (справка соц. педагога)

Отсутствие неразрешенных конфликтов с детьми и родителями

Индивидуальная работа с детьми и родителями (документально подтвержденная)

Положительный результат посещения родительских собраний (лист регистрации или протокол)

Наличие методических разработок проводимых мероприятий с детьми и родителями

Обобщение и распространение педагогического опыта (выступления, публикации, мастер-классы)

Наличие и правильность оформления отчета по ВР за учебный год

В рамках конкурса были проведены индивидуальные собеседования с классными руководителями с целью выявления положительных сторон, особых достижений в воспитательной работе с классом и проблем. Составлены справки и экраны достижений по критериям конкурса (согласно Положению).

В конкурсе на Грант «Самый классный классный» приняли участие 23 классных руководителя из 33 (представляющих 24 классных коллектива).

В ходе заседания конкурсной комиссии выяснилось, что из 23 участников, имеют публикации по классному руководству только 9 педагогов.

Согласно протоколу конкурса (Гранта) «Самый классный классный» от 16.06.2015 составлен рейтинг 10 лучших классных руководителей по итогам 2014-2015 учебного года:

  1. Мещерякова Е.В. 5А (51,79 балла)
  2. Казачкова Т.Д. 1А (48,7 балла)
  3. Гробок Т.И. 2А (47,45 балла)
  4. Миронова А.Н. 2Г (46,36 балла)
  5. Сорокина С.В. 9А (40,85 балла)
  6. Белоконь В.Н. 4В (39,33 балла)
  7. Хорева М.Н. 1В (37 баллов)
  8. Хорева М.Н. 4Г (36,83 балла)
  9. Косарева М.А. 4Б (36,83 балла)
  10.  Галютина Н.В. 6А (34,63 балла)

Рекомендации по итогам конкурса:

  • Провести Семинар по обобщению и обмену опытом работы классных руководителей в День классного руководителя;  
  • Создать банк методических разработок проводимых мероприятий с детьми и родителями;
  • Педагогам публиковать методические материалы по направлению «Классное руководство» в различных СМИ;
  • Продолжить проведение конкурса на Грант в дальнейшем, но было внесено изменение – подведение итогов сделать по двум возрастным категориям.

Народная мудрость гласит: «У одного человека есть яблоко и у другого есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи». Давайте попробуем сегодня поделиться друг с другом идеями при работе с детьми и родителями.

Три года назад я начала в школе целую серию мастер-классов, когда я умею что-то делать и учу этому других. Я находила детей, которым помогала собрать группу и они выступали в качестве мастеров и проводили занятия. Так в школе прошли такие мастер-классы, как «Коса – девичья краса», «Букет из конфет», «Фенечки», «Топиарии», «Новогодние игрушки», «Открытка своими руками» и так далее. Сегодня форма работы, мастер-класс получила очень широкое распространение в нашей школе. И что примечательно, в качестве мастеров выступают не только. Дети, педагоги или приглашенные специалисты, но и наши родители. Кстати, эти карандашницы, результат родительского мастер-класса.

        Хорошо, когда родители принимают участие в творческой деятельности класса и школы, но есть опыт. Когда родители принимают участие в разрешении конфликтных ситуаций в классе, способствуют повышению качества успеваемости. Такую форму работы успешно реализует классный руководитель 9А класса Кротова Елена Николаевна.

Работа классного руководителя для любого учителя по существу — вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений и навыков.

Позиция всех  классных руководителей нашей школы: обязательно принимать участие во всех общешкольных мероприятиях. Наша школьная традиция: активно участвуем в классных и общешкольных делах, акциях, событиях. Богатство и насыщенность школьной жизни зависят от активности ее классных коллективов, поэтому необходимость вложить свою лепту в общешкольное бытие есть нравственный долг каждого — это с одной стороны, и с другой: система общешкольных мероприятий обогащает содержание воспитательного процесса в классном коллективе, расширяет поле межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплачивает в единый школьный коллектив.

Понимание и признание директором школы, администрацией, всем педагогическим коллективом исключительной роли классного руководителя в современной школе, обеспечение поддержки и помощи, стимулирование и поощрение творческой и управленческой инициативы классных руководителей – одно из первоочередных условий для их успешной работы.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.  Как  роль классного руководителя оценивают сами дети?

Учащимся школы были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

Ответы:

  1. Положительно  ответили 100% учащихся.
  2. Контролировать нас, посещать театры, музеи, готовим вместе выступления к праздникам, помогает нам в решении проблем…
  3. Надежный, честный, творческий, интересный, терпеливый, интересный, добрый. А также отмечают профессиональные качества: должен все про все и про всех знать, образованный, умный.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Трудности в работе классного руководителя

Процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя. И это не случайно, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками, организует познавательную и воспитательную деятельность в учебном заведении; помогает разрешать проблемы общения в детском коллективе; осуществляет непосредственное взаимодействие семьи и школы.

Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. В Законе РФ «Об образовании» классное руководство определяется как профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися.

Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка в период его школьного образования. Классному руководителю важно помнить, что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько его индивидуальность и личностный подход к работе.

Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика. Я являюсь классным руководителем обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Основными функциями классного руководителя считаю :

а) аналитическую:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

— изучение и анализ развития классного коллектива;

— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

— анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно — педагогическую:

— организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативную:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;

— создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый классный руководитель взаимодействует с:

Учителями — предметниками;

Педагогом-психологом;

Социальным педагогом;

Педагогом дополнительного образования;

Библиотекарем;

Медицинским работником;

Органами ученического самоуправления;

Семьей;

Педагогом организатором (вожатой)

Содержание моего сотрудничества с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении школы.

Каждое из направлений предполагает организацию определенных форм работы с семьей.

В соответствии со своими функциями я, как классный руководитель, отбираю формы работы с обучающимися и родителями:

индивидуальные

(беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые

(советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные

(коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, походы, соревнования и др.).

Нужно построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были видны, и у меня есть своя концепция воспитательной системы — «Я с вами, вы со мной». Это позволяет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления моих действий, действий обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.

Девизом своей работы я выбрала следующие слова: «Учась и играя, мы творим и дерзаем. Создавая и творя, мы совершенствуем себя».

Воспитательная система нашего класса, как и любого другого класса школы, построена на гуманистическом принципе воспитания, а ребенок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

Сопутствующими принципами моей модели воспитания являются:

принцип личностно-ориентированного

подхода

– в основе

которого

лежит

уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

принцип социальной адаптации

, где работа строится на отношениях партнерства, приспособления к окружающей среде;

принцип создания воспитывающей среды

, где предполагается формирование умений и навыков самоанализа и самооценки.

Немаловажную роль в воспитании обучающихся играет трудовая деятельность, самообслуживание, общественно-полезный и производительный труд.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между классным руководителем, обучающимися и семьей.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер.

В своей работе с родителями я использую различные виды собраний: организационные, собрания по плану классного всеобуча родителей, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые.

Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим получить в итоге.

Я опираюсь на мнение и интересы ребят своего класса. Именно они являются помощниками в составлении данной модели воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями мы решаем многие задачи, стоящие перед нами.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами — процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом.

Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое».

Великий Авиценна писал: «Учитель — это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

В своей педагогической деятельности мне приходилось сталкиваться и с пассивным отношением классного руководителя к своим обязанностям, отсутствием ответственного отношения к своей работе. Почему это происходило?

Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые мешают учителям вести классное руководство.

Как правило, классные руководители – это учителя-предметники. Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой просто не хватает времени.

Во многих образовательных учреждениях отсутствуют часы для проведения классных мероприятий.

Невозможность собрать класс в

полном

составе в силу внеурочной загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и т.д.).

Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника, как педагога, так и представителей ребёнка.

Образовательное учреждение не контролирует, не стимулирует, не поддерживает (морально и материально) классных руководителей.

Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание учиться, общаться с успешными коллегами.

Подводя итог хотелось бы сказать, что вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в школе возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»

Статья

По дисциплине: Классное руководство

На тему: «Классное руководство как современный проблемный феномен»

Работу выполнила студентка группы 246

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Ермолаева Юлия

Руководитель: Михайлова Вера Владимировна

Нижний Новгород

2020

Повышение уровня воспитательной работы в школе является одним из направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование». Повысить уровень? Значит, он не столь высок. Значит, существующая на практике ситуация общения классного руководителя и ребенка формальна, не эффективна в том, в чем этот эффект ожидается? Значит, качество не соответствует тем представлениям о человеке свободном, мыслящем, развивающемся, которого мы хотим видеть полноправным членом общества, страны.

Институт классного руководства на российской почве имеет свою историю. В качестве ведущих приоритетов воспитания, как правило, выступали принципы, ориентированные на раскрытие личностного потенциала растущего человека, развитие нравственных и духовных ценностей и так далее. Что же меняется сегодня? Что усиливается? Какие акценты возникают?

Возможно, еще довольно долго в нашем традиционном педагогическом менталитете «воспитание» будет тянуть за собой шлейф значений, опирающихся на активность взрослого: «формирование», «привитие качеств», «вооружение знаниями» и так далее. Но ведь по-настоящему воспитывает детей, можно сказать «впитывается кожей», не организуемое учителями содержание обучения или внеурочной деятельности, а воспринимаемые при этом поведение, общение, подлинность проживания ситуации. Если же этот воспитательный эффект не возникает (по различным причинам), в ответ на воспитывающие действия взрослого (на первый взгляд вполне правильные и разумные с его точки зрения) ребенок просто отворачивается, «уходит со сцены». Это уже не его спектакль, он здесь лишний. В этом случае «воспитание» нужно только самому взрослому как обеспечение поля своей педагогической деятельности.

Наверное, сегодняшняя ситуация во многом такова потому, что, как отмечает в своей статье в журнале «Воспитание и дополнительное образование» Татьяна Ромм, «утерян либо еще не сформирован навык педагогической рефлексии воспитательных проблем». Классный руководитель довольно долго являлся, по сути, исполнителем функциональных обязанностей, связанных чаще с организационно-контролирующей стороной. А теперь требуется «хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания».

Да, безусловно, деятельность классного руководителя, как указано в «Методических рекомендациях», — «целенаправленный, системный, планируемый процесс». Но целенаправленность процесса воспитания, наверное, должна пониматься учителем сегодня не просто как прямое воздействие на ребенка с целью передачи, трансляции правил и норм. Логика традиционного понимания состоит в том, что учитель (классный руководитель) знает объективные закономерности воспитания, формирования ребенка и может целенаправленно воздействовать на него, может формировать другого, опираясь на некие профессиональные умения; что всякое действие двух человек — уже взаимодействие, потому сотрудничество как будто бы изначально свойственно деятельности каждого учителя. При этом нельзя забывать, что формальное сотрудничество перестает быть таковым, оставаясь просто функциональными взаимоотношениями. «Принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим», еще и во времена Льва Николаевича Толстого считалось недопустимым.

К разряду традиционных мифов принадлежит представление о том, что если обеспечить классного руководителя методиками, то его труд станет продуктивным, эффективным, качественным. Безусловно, методики могут, задав определенные культурно-педагогические рамки воспитательной деятельности, в известной мере упорядочить и организовать ее. Но не они обеспечивают суть воспитательной деятельности. Главное — понять, что поле совместной бытийности ребенка и взрослого есть неповторимый акт общения, каждый раз создающий новую ситуацию, неповторимую атмосферу, которая существует «здесь и теперь». При этом каждый отдельный ребенок в коллективе черпает из этой ситуации свои смыслы и «воспитательные уроки».

В «Методических рекомендациях…» подчеркивается, что успешность и эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько хорошо он знает «психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста». Поверхностное понимание особенностей возраста детей, с которыми взаимодействуют классные руководители в своей практической воспитательной деятельности, отмечает Т. Ромм. Учителя-участники городского конкурса «Классный руководитель года» при всей увлеченности психологическими идеями, к сожалению, по-настоящему не осмыслили возрастные проблемы, не дали «психологической характеристики его ресурсов, потребностей и возможностей развития».

А ведь отсюда и исходит главная идея индивидуально-личностного подхода к ребенку. Именно от понимания природы возраста, особенностей поведения и развития выстраиваются взаимоотношения классного руководителя с детьми. Даже беглый анализ концепций, культивирующих идеи свободного воспитания и деятельность педагогов-новаторов, убеждает в том, что они исходят из норм совместности и природосообразности:

Идея Руссо: уметь ничего не делать с воспитанником — вот первое и наиболее трудное искусство воспитателя.

Идея Корчака: воспитания без участия самого ребенка нет.

Идея Монтессори: учитель не должен передавать знания, он может наслаждаться соприкосновением с душой ребенка и откликаться на главную просьбу ученика: «Помоги мне это сделать самому».

Идея Сухомлинского: воспитание любовью и радостью; настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле («Сердце отдаю детям»).

Шалва Амонашвили в ответ на вопрос «Как нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка?» ответил: «Нужно не это учитывать, а основываться на движении целостной природы в ребенке: на его страсти к развитию, к взрослению и к свободе».

Идея Соловейчика: воспитание без воспитания; воспитание общением; воспитание сотрудничеством и сотворчеством.

Идея Щетинина и Тубельского: воспитание укладом жизни.

Идея Нилла: дайте ребенку быть самим собой, не подталкивайте его все время; не учите его; не читайте ему нотаций, не пытайтесь его возвысить; не заставляйте его делать что бы то ни было. Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают.

Воспитание не что иное, как «побочный эффект взаимодействия, взаимоотношений людей, их глубинного общения. Всё остальное — самоадаптация ребенка и его самоопределение», — отмечает Н. Б. Крылова. О качестве и культуре современного воспитания можно говорить в том случае, если оно в состоянии обеспечить культурную идентификацию ребенка: дать представление каждого о себе как индивидуальности, находить смысл в самоопределении себя в мире, культуре, социуме.

Исходя из этого своеобразной сверхзадачей классного руководителя как человека и профессионала, на наш взгляд, является создание среды культурного взаимодействия как совместного практического освоения культурных норм и образцов общения и поведения (младший школьный возраст). А дальше школьник встает на путь самостоятельного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей через собственный практический жизненный опыт. Начинают постепенно включаться механизмы самовоспитания (младший и средний подростковый возраст).

Если классный руководитель заинтересован не только во внешних факторах (выполнение своих функций и получение за них материального вознаграждения), а пытается искать ответ на вопрос: что же происходит внутри растущего на его глазах человека, каким образом он постоянно реагирует на наши (да и не наши) воздействия и влияния?- тогда он действительно заинтересован в качестве воспитания.

Список литературы

1. Крылова, Н. Б. Культурология образования. — М. : Народное образование, 2000. — 270 с.

2. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений // Вестник образования. — 2006. — Июнь. — С. 38—43.

3. Примерное положение о классном руководителе государственного и муниципального общеобразовательного учреждения на территории Новосибирской области //Воспитание и дополнительное образование. — 2006. — № 3. — С. 21—24.

4. Ромм, Т. А. Путь тернистый к воспитательному ренессансу / Т. А. Ромм // Воспитание и дополнительное образование. — 2006. — № 3. — С. 51—55.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Объект 219р руководство по войсковому ремонту
  • Удобрение рассада рост инструкция по применению отзывы производитель буйские удобрения
  • Методическое руководство по определению стоимости транспортных средств
  • Методическое руководство по определению стоимости транспортных средств
  • Инвестиционный стиль руководства