Классное руководство образовательным процессом

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать


Классное руководство

Осуществление классного руководства
педагогическими работниками государственных
образовательных учреждений

Общие положения

Воспитательная работа среди
обучающихся является одним из приоритетных
направлений деятельности образовательных
учреждений.

Основными целями образовательного
учреждения являются формирование общей культуры
личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание
гражданственности, духовности, инициативности и
самостоятельности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание
условий для воспитания, становления и
формирования личности обучающегося, для
развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако основная роль в
решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.

В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
«на педагогического работника с его согласия
могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации
воспитательной работы с обучающимися в классе».

Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения
по воспитательной работе.

Класс – это группа обучающихся, как
правило, одного возраста, осваивающих одну
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.

 


Наполняемость классов

В соответствии с Типовыми положениями
о типах образовательных учреждений
наполняемость класса должна составлять:

  • 25 и более обучающихся:

    • в общеобразовательных и вечерних
      (сменных) общеобразовательных учреждениях;

    • в образовательных учреждениях для
      детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    • в группах учреждений начального,
      среднего и высшего профессионального
      образования.

  • 20 и более человек:

    • в общеобразовательных
      школах-интернатах;

    • в образовательных учреждениях для
      детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
      родителей;

    • в оздоровительных образовательных
      учреждениях санаторного типа для детей,
      нуждающихся в длительном лечении;

  • до 12 человек:

    • в специальных (коррекционных)
      образовательных учреждениях для обучающихся,
      воспитанников с отклонениями в развитии;

    • для слабовидящих и поздноослепших
      детей;

    • для детей, имеющих тяжелые нарушения
      речи;

    • для детей, имеющих задержку
      психического развития;

    • для умственно отсталых детей;

  • до 10 человек:

    • в специальных учебно-воспитательных
      учреждениях для детей и подростков с девиантным
      поведением;

    • в специальных (коррекционных)
      образовательных учреждениях для обучающихся,
      воспитанников с отклонениями в развитии;

    • для слабослышащих и позднооглохших
      детей с легким недоразвитием речи, обусловленным
      нарушением слуха;

    • для имеющих нарушения
      опорно-двигательного аппарата;

    • для глубоко умственно отсталых;

  • до 8 человек:

    • для слепых детей;

  • до 6 человек:

    • для глухих детей;

    • для слабослышащих и позднооглохших
      детей с глубоким недоразвитием речи,
      обусловленным нарушением слуха;

  • до 5 человек:

    • для умственно отсталых детей, имеющих
      сложные дефекты.


Цели и задачи деятельности классного
руководителя

Цель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1) формирование и развитие
коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися
в классе;
3) создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого
ребенка, его самоутверждения, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
4) организация системы отношений детей через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися,
обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8)  формирование нравственных смыслов и
духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя
– целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
образовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах
и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.

В своей деятельности классному
руководителю необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.

1. Организационно-координирующие

  • Разработка плана деятельности
    классного руководителя исходя из анализа,
    состояния и перспектив развития классного
    коллектива. Прогнозирование результата
    воспитывающей деятельности.

  • Установление контактов с родителями
    (законными представителями) обучающихся,
    оказание им помощи в воспитании обучающихся
    (лично, через психолога, социального педагога,
    педагога дополнительного образования).

  • Взаимодействие с педагогическими
    работниками и иными работниками
    общеобразовательного учреждения.

  • Организация в классе
    образовательного процесса, оптимального для
    развития положительного потенциала личности
    обучающихся в рамках деятельности общешкольного
    коллектива.

  • Организация воспитательной работы с
    обучающимися через проведение «малых
    педсоветов», педагогических консилиумов,
    тематических и других мероприятий.

  • Стимулирование и учет разнообразной
    деятельности обучающихся, в том числе через
    систему дополнительного образования детей
    (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины,
    олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
    посещение театров, выставок).

  • Взаимодействие с общественными
    организациями, советом ветеранов, заслуженными
    работниками образования.

  • Защита, сохранение и укрепление
    физического и психического здоровья детей:

– сотрудничество с медицинским
персоналом школы;
– организация просветительской работы
с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам
физкультуры и занятиям спортом.

  • Организация изучения обучающимися
    правил по охране труда, правил дорожного
    движения, безопасного поведения в городе, в быту,
    на воде.

  • Обеспечение охраны и защиты прав
    обучающихся, оставшихся без попечения родителей
    (законных представителей). Сотрудничество с
    социальным педагогом.

  • Выявление, учет и работа с детьми
    социально незащищенных категорий.

  • Работа с детьми, подростками и
    семьями, находящимися в социально опасном
    положении.

  • Содействие профессиональному
    самоопределению выпускников, осознанному выбору
    ими профессии.

  • Ведение документации: классного
    журнала, личных дел обучающихся, осуществление
    проверок дневников, разработок методических
    материалов мероприятий.

  • Еженедельное проведение классных
    часов и родительских собраний раз в четверть.

  • Организация дежурства по классу,
    образовательному учреждению, столовой,
    коллективная уборка школы, помощь детей в
    ремонте образовательного учреждения.

  • Соблюдение санитарного состояния
    прикрепленного кабинета.

  • Забота о внешнем виде воспитанников.

  • Оперативное извещение администрации
    школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по
    оказанию первой доврачебной помощи.

  • Взаимодействие с каждым обучающимся
    и коллективом класса в целом.

2. Коммуникативные

  • Регулирование межличностных
    отношений между обучающимися.

  • Установление взаимодействия между
    педагогическими работниками и обучающимися.

  • Содействие общему благоприятному
    психологическому климату в классе.

  • Оказание помощи обучающимся в
    формировании коммуникативных качеств. Помощь в
    решении проблем, возникающих в общении с
    товарищами, учителями, родителями.

3. Аналитико-прогностические

  • Изучение индивидуальных
    особенностей обучающихся и динамики их развития.

  • Направление самовоспитания и
    саморазвития личностей обучающихся.

  • Определение состояния и перспектив
    развития классного коллектива.

4. Контрольные

  • Контроль за успеваемостью каждого
    обучающегося.

  • Контроль за посещаемостью учебных
    занятий обучающимися.


Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:

  • индивидуальные (беседы, консультации,
    совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы
    самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли,
    концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные
    виды деятельности в соответствии с задачами,
    стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации
    образовательного процесса, возможности,
    интересы и потребности обучающихся, внешние
    условия;

  • обеспечивать целостность содержания,
    форм и методов социально значимой, творческой
    деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки деятельности
классного руководителя


1. Критерий результативности

Отражает уровень социального развития
обучающихся:

  • уровень общей культуры и дисциплины,
    гражданской зрелости, нравственности,
    воспитанности учащихся;

  • успеваемость учеников класса
    (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и
    повышения (с учетом реальных возможностей
    класса);

  • комфортный психологический климат
    обучающихся.

2. Критерии деятельности

Позволяют оценить реализацию
управленческих решений классного руководителя:

  • наличие установленной для классного
    руководителя документации;

  • ведение документации в соответствии
    с требованиями:

– план воспитательной работы,
постановка конкретных задач воспитания и их
реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и
занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости
уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения
личностей учащихся.

  • Организация воспитательной работы с
    обучающимися:

– массовые воспитательные дела
класса;
– участие классного коллектива в общих делах
школы;
– организация участия классного коллектива
во внешкольных мероприятиях (районные, городские
конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик,
ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для
него и окружающих деятельность.

  • Активная деятельность классного
    руководителя:

– участие в мероприятиях по
воспитательной работе и обмену опытом в рамках
образовательного учреждения, района, округа и
города;
– профессиональное общение с педагогическими
работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими
участниками образовательного процесса и
общественностью.

  • Работа с родителями:

– организация совместных с
родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация
индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в
педагогической поддержке.

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ (ВОСПИТАТЕЛЯ) В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1.1.           
ЦЕЛИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ, СОДЕРЖАНИЕ ЕГО РАБОТЫ

Классный руководитель (воспитатель) – это педагогический
работник, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения на
основании решения педагогического совета, для организации 
учебно-воспитательной работы в вверенном ему классном коллективе и координации
усилий всех участников педагогического процесса с целью создания условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации
в обществе.

Деятельность, проводимая классным руководителем, включает в
себя комплекс организационных и педагогических задач, основными из них
являются:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой творческой деятельности
обучающихся.[1]

 Классный воспитатель стремится достичь оптимального уровня
развития положительных личностных качеств обучающихся, создать благоприятные
условия для развития в них гражданственности и патриотизма, нравственной
культуры, творческой индивидуальности, успешной социализации в обществе, посредством включения их в
многообразные виды деятельности классного коллектива, с помощью разнообразных
форм и методов классной работы. Он заботится не только о всестороннем их
развитии и о повышении качества знаний, но и об  укреплении дисциплины, порядка
в классе.

Решать поставленные задачи необходимо в соответствии со
спецификой возраста учащихся, сложившимися в классе взаимоотношениями и уровнем
дисциплины, учитывая потребности каждого конкретного классного коллектива,
каждого конкретного ребенка. На разных этапах развития коллектива классный
руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический
коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными
учениками. При организации воспитательного процесса должны доминировать
системный, программно-целевой, вариативный подходы к работе, учитываться
основополагающие принципы деятельности классного руководителя в современной
школе:

—  гуманистическая направленность воспитательной
деятельности;

— принцип коллегиальности — участие в воспитательном процессе
самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих с ученическим
коллективом;

— принцип системности — системное взаимодействие всех
субъектов воспитательного процесса в образовательном учреждении;

— принцип целесообразной вариативности — выбор форм и методов
организации воспитательного процесса конкретного коллектива учащихся обусловлен
такими  факторами, как:

·                   
возрастные
особенности детей, уровень их воспитанности, организованности, обучаемости, их
состояние здоровья и физического развития;

·                   
социальные
и материальные условия жизни обучаемого, специфика семейных обстоятельств;

·                   
условия
работы образовательного учреждения, его экономические возможности;

·                   
профессиональный
уровень педагогов;

·                   
активность 
взаимодействия всех участников образовательного процесса и так далее.

Воспитательная деятельность классного руководителя дает
наилучший результат и достигает своей цели,  при условии, если она хорошо
спланирована и проведена в определённой системе, то есть мероприятия,
обусловленные целями и задачами воспитания, проводятся последовательно и
взаимосвязаны между собой.

В системе работы классного руководителя можно выделить
следующие направления деятельности, определяющие содержание его работы:

1. Установка целей и планирование работы с учетом результатов
предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе.

Классное руководство начинается с изучения классного
коллектива и индивидуальных особенностей каждого ученика, оно продолжается на
продолжении всего срока их обучения. Изучение учащихся требует знания
психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и
методами педагогического исследования. 

Для получения объективных данных о личностных характеристиках
учащегося, об его интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника
классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает
школьника в естественной обстановке, в единстве с условиями его
жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения;
изучает школьника целостно, во всех его проявлениях. Для этого он знакомится с
условиями его жизни в семье: состав семьи, ее материальная обеспеченность,
семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и так далее. Классного
воспитателя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной
предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.

Следует изучить отношение школьника к  окружающим (насколько
он уважителен, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен
больше к себе или к людям, вежлив или груб, и тому подобное), отношение к
учению и труду (уровень самостоятельности, добросовестно или недобросовестно
учится,  насколько бережлив и аккуратен в труде и прочее), отношение к
общественной работе (инициативность, ответственность), определить уровень
умственных способностей, тип мышления,  памяти и наблюдательности, изучить
интересы ребенка во внеурочное время.

Результаты исследования дают возможность классному
руководителю прогнозировать развитие личности, создавать для него развития
наиболее благоприятные условия.

Для планирования воспитателем своей деятельности необходимо
также провести диагностику классного коллектива. Основными показателями воспитанности
и зрелости коллектива являются наличие актива, организованность, сплоченность,
наличие здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных
отношений. Наилучшего результата можно достичь только в дружном и
работоспособном коллективе.

Распространенной формой фиксирования результатов изучения
учащихся является педагогический дневник классного руководителя, который
используется при составлении характеристик учащихся и классного коллектива.

В ходе исследования определяются необходимые условия для
правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления
индивидуального подхода, определяются основные цели и задачи воспитательного
процесса.

Планирование воспитательной работы — составление плана для
работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по
их решению.[5]

План составляется для того, чтобы упорядочить педагогическую
деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому
процессу, как управляемость и преемственность результатов, планомерность и
систематичность.

В современной школе используются
следующие виды планов:

                  
План
работы класса.

                  
Перспективный,
календарный и перспективно-календарный.

                  
План на
учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

                  
План воспитательного
мероприятия.

                  
План
работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации
определенных задач и решению актуальных проблем класса.

                  
План
работы по развитию индивидуальности учащихся.

2. Выбор форм, методов  и средств деятельности.

Данный вид направления деятельности предполагает продуманный
отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование
наиболее эффективных средств и методов воздействия. Для эффективного выполнения
своих функций классному руководителю надо знать психолого-педагогические основы
работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными
технологиями воспитания.

3. Реализация намеченных планов.

Это направление включает в себя организацию, проведение и
корректировку различных видов деятельности в соответствии  с поставленными
задачами и намеченным планом.

                  
Индивидуальная
работа с учащимися, коррекция их воспитания.

                  
Социальная защита школьников.

                  
Формирование
и воспитание классного ученического коллектива,
организация его деятельности.
Объединяя учащихся в дружный и сплоченный
коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения
учебно-воспитательных задач.

                  
Работа с
учителями и с различными детскими общественными организациями и координация их
воспитательной деятельности. Каждый педагог должен не только обогащать учащихся
знаниями, но и развивать познавательные способности и интересы, формировать
мировоззрение, развивать личностные качества ученика. Классный руководитель для
улучшения состояния учебно-воспитательной работы в классе должен координировать
воздействия педагогов, добиться единства их требований. Успех
учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от общности целей всех её
участников.

                  
Работа с
родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через
классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об
учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их
воспитанию.

                  
Организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся, п
овышение
качества знаний и укрепление дисциплины. Важными показателями правильной
организации учебно-воспитательной работы являются уровень знаний учащихся  и
сознательная дисциплина. Классный руководитель должен стремиться предупредить
отставание в учёбе отдельных учеников.

                  
Организация
и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы, участие класса в
общешкольных делах. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется
внеурочной воспитательной деятельностью с использованием разнообразных формы
данной организации. При этом сочетаются два основных направления —
идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Для реализации в школе
доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная
деятельность;

3) проблемно-ценностное
общение;

4) досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество
(социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая  деятельность;

8) спортивно-оздоровительная
деятельность;

9) туристическо-краеведческая
деятельность.

                  
Работа по
защите прав и интересов детей.

                  
Работа по
укреплению  и охране здоровья.

                  
Работа по
оформлению документации (план работы на год, отчеты по четвертям,
характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио
на учащегося).

4.                 
Анализ и
контроль результатов деятельности.

Данное направление направлено на исследование и анализ
личности и индивидуальности ребёнка, на поиски причин неэффективности работы и
на характеристику целостного педагогического процесса, с помощью  наблюдения,
проведения анкетирования, опросов и других методов, позволяющих судить о
результатах и ставить новые задачи.

Анализ деятельности предполагает выявление, с одной стороны,
положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих в
процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов осуществляется
коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с
конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного
руководителя — это в первую очередь самоконтроль.

5.     
Коррекция
программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного
процесса, его соответствие  целям гуманистического, демократического воспитания
и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно
полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах
деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения,
формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе
получаемой информации классный руководитель контролирует состояние
воспитательных отношений и корректирует их, формулирует новые задачи, создаёт прогноз возможных результатов воспитательной
работ.
Коррекция — это всегда совместная деятельность классного
руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Основной целью анализа и коррекции результатов деятельности классного
руководителя является обеспечение постоянного совершенствования воспитательного
процесса.

Сущность целостности воспитательного процесса, организуемого
классным руководителем,  в подчиненности всех его компонентов и функций
основным задачам.

Содержание деятельности классного руководителя, как
руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся,
определяется выполняемыми им функциями:

1. Аналитико-прогностическая функция включает в себя
деятельность классного руководителя следующего содержания:

                  
изучение
индивидуальных особенностей детей и подростков;

                  
изучение
и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

                  
анализ и
оценка уровня воспитанности;

                  
изучение
и анализ становления и формирования коллектива класса.

                  
прогнозирование
результата воспитательного воздействия;

                  
прогнозирование
уровней индивидуального развития учащихся;

                  
прогнозирование
этапов становления и формирования коллектива;

                  
предвидение
последствий отношений складывающихся в классном коллективе.

2. Организационно-координирующая:

                  
ведение
документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного
руководителя, протокол родительского собрания и так далее).

                  
организация
взаимодействия с семьями учащихся;

                  
создание
благоприятной атмосферы и морально-психологического климата в классе

                  
взаимодействие
с различными детскими общественными организациями в проведении внеурочной
воспитательной работы;

                  
координация
воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников
различного профиля;

                  
организация
различных видов деятельности классного коллектива: распределение поручений,
работа с активом, правильная организация каждого коллективного творческого
дела;

                  
организация
дежурства по классу, по школе, по столовой;

                  
соблюдение
санитарного состояния прикрепленного кабинета;

                  
забота о
внешнем виде воспитанников;

                  
организация
питания;

                  
организация
учебно-воспитательного процесса;

                  
разъяснение
и внедрение правил поведения учащихся;

                  
создание
условий для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся
(вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, экскурсии, посещение
выставок и тому подобное);

                  
ведение
работы по защите прав и интересов детей;

                  
охрана и 
укрепление здоровья учащихся;

                  
организация
спортивных соревнований, спортивных игр, походов;

                  
формирование
нравственного воспитания, эстетической культуры;

                  
воспитание
политической культуры;

                  
воспитание
ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков;

                  
содействие
деятельности родительского комитета класса.

3. Коммуникативная:

                  
организация
и проведение встреч классного руководителя с классным коллективом (классный
час, классное собрание, беседа и т. д.). помощь в установлении и регулировании
межличностных отношений в детской и подростковой среде;

                  
построение
оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители»,
«родители – ученик»;

                  
ведение
работы по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической
культуры;

                  
помощь
учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

4.     
Контрольная:

                  
контроль
за успеваемостью каждого обучающегося;

                  
контроль
за посещаемостью учебных занятии с обучающимися.

В современных школах воспитательную деятельность с учащимися осуществляют все педагоги, однако основная роль
принадлежит классному руководителю (воспитателю), на него
возложены основные обязанности
по формированию и развитию растущей
личности. В соответствии с этим к нему предъявляются и высокие педагогические
требования:

1. Высокий моральный авторитет

2. Педагогическое мастерство

3. Широкий культурный кругозор

4. Педагогический такт

5. Любовь и уважение к детям

6. Наличие организаторских способностей

7. Творческий подход к воспитательной работе

8. Повышение квалификации классного руководителя

Важное значение имеет профессиональная пригодность классного
руководителя — совокупность психологических и психофизических свойств, а также
специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой
эффективности труда.  [4] Она не приобретается в ходе профессионального
обучения, так как зависит в первую очередь от психического и физического и
здоровья. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к
педагогической деятельности, относятся: высокая требовательность к себе и своим
учащимся, коммуникативность, вежливость в общении, выдержка, самообладание,
отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность, организаторские
способности  и так далее. Классный руководитель должен владеть следующими
знаниями и умениями: знаниями по практической педагогике, детской и возрастной
психологии, знанием законодательных актов, теоретических основ воспитания и так
далее.

1.2.           
СУБЪЕКТ,
ОБЪЕКТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА

Основное назначение классного руководителя в рамках общих
задач воспитания — обеспечить индивидуальное развитие личности школьников,
приобщить их к ценностям культуры, сформировать дружный классный коллектив,
базируясь на личностно-ориентированный подходе.  Деятельность воспитателя
направлена на реализацию этих задач. В любой  деятельности   субъектом  принято
называть того, кто совершает действие, а объектом  – того, кто испытывает
воздействие. Субъектом педагогической деятельности является непосредственно
классный руководитель (воспитатель), как организатор воспитательной и
познавательной деятельности. Объектом социально-педагогической деятельности
классного руководителя —  учащийся классного коллектива. Но в зависимости  от взаимодействия
педагога и ученика их роли могут меняться. Ребенок, как личность, является
субъектом своего развития. Класс, как единый коллектив, также может выступать в
роли субъекта воспитания. Он  создается воспитателем, поэтому на первом этапе
он существует как объект воспитания, но от этапа к этапу признаки субъектности
возрастают, и зрелый  коллектив  в полной мере — воспитывающийся  субъект
педагогического процесса. [2,с.109] Родители, педагоги, и обучающиеся являются
субъектами всего педагогического процесса, между ними складываются субъектно-субъектные отношения, так как
они взаимодополняют друг друга, интенсифицируют  саморазвитие каждой из сторон.

Решение основных задач воспитания и развития личности
школьника и эффективного выполнения классным воспитателем своих функциональных
обязанностей возможно только при взаимодействии всех участников воспитательного
процесса – педагогов, родителей, общества, координацию воздействий на ребенка
которых должен проводить классный руководитель.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую
очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих
педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе
на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих
воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с
родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по
предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных
газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических
вечерах и других мероприятиях. Управляя ученическим коллективом класса,
координируя деятельность педагогов, работающих с данным классом, классный
руководитель с одной стороны является представителем администрации школы, а с
другой — представляет интересы учащихся своего класса. [
9]

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель
изучает личностные качества и способности обучающихся, анализирует развитие
коллектива класса, координирует выбор форм и методов организации индивидуальной
и групповой учебной и внеклассной деятельности.

Классный руководитель сотрудничает  с педагогами
дополнительного образования, для включения школьников в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции), действующие как в образовательных
учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Это
взаимодействие позволяет расширить познавательные, творческие способности
воспитанников, стимулироватья их самоопределение, саморазвитие и
самовоспитание.

При  организации внеурочной работы классного коллектива,
досуговых и каникулярных мероприятиях воспитатель привлекает к работе с классом
представителей культуры, спорта, общественности, которые помогают формировать
здоровый образ жизни школьника, общечеловеческие ценности, содействуют его
социализации и так далее.

Посредником между личностью ребенка и всеми социальными
институтами является социальный педагог. При непосредственном участии
социального педагога классный руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, разрешает их личностные кризисы.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель
способствует формированию у детей культуры чтения, расширяет у них кругозор,
формирует потребность в образовании, отношение к нравственным идеалам,
этическим нормам поведения через освоение классической и современной
литературы. 

В обязанности классного руководителя входит охрана и
укрепление здоровья учащихся, для исполнения которой он должен
взаимодействовать с медицинским работником, получать от него необходимую
информацию, консультации.

Первыми и основными учителями ребёнка являются родители.
Эффективность работы школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от
того, насколько налажен ее контакт  с семьёй. В основе сотрудничества родителей
и классного руководителя должны лежать: доверие и уважение, взаимная поддержка
и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.

Работа классного руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к
воспитанию, выработку общих требований, организацию помощи в обучении,
физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает
родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении,
организует работу по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение родительских собраний, что способствует созданию
благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка
в школе и за ее пределами.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и
развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников
педагогического процесса,  координация их воздействий в едином образовательном
пространстве и социокультурной среде.

1.3.           
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ

Обязанности классного руководителя определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, возрастными
особенностями школьников, уровнем их развития воспитанности, сформированности
классного коллектива, качеством предшествующей воспитательной деятельности.
Соответственно, в зависимости от индивидуальных особенностей учеников для
решения поставленных задач, выбираются наиболее эффективные методы и формы
работы. Классному воспитателю необходимо обладать данными об условиях их жизни, особенностях развития, уровне
обучения и воспитания
. Хорошее знание учащихся помогает устранить
недостатки в их поведении.

Объективность изучения личности учащегося зависит от
правильного использования разнообразных диагностических методов исследования,
основными из которых являются:

Метод
наблюдения.

Сущность метода состоит в сборе, описании фактов, случаев,
особенностей поведения учеников в различных условиях учебной и внеклассной
работы. Наблюдение должно быть планомерным и систематическим.  Необходимо
определить цели и объект наблюдения, длительность, последовательность действий,
способ фиксирования результатов. Систематичность предполагает регулярность его
осуществления.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности
опросных методов: беседа, анкетирование, интервью.

Метод беседы.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики.  Как правило, она проводится в вопросно-ответной форме.
Педагог задает вопросы, которые и определяют ход беседы, задавая ее ключевые
точки. Важную роль при организации беседы играет невербальные общение
(интонации, жесты, мимика и пр.).
Диагностическая беседа отличается от 
воспитательной. От разговора ее отличает то, что содержание её разворачивается
вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Она может проводиться не
только с учащимся, но и с другими субъектами участвующими в
учебно-воспитательной деятельности.

Метод интервью.

Данный метод дает возможность выявить
интересы, конкретного ребенка или группы класса в целом, мотивацию действий
учащихся, их ценностные ориентации, знания, установки, позиции, отношения к
сверстникам, окружающему миру и самому себе и так далее.  Осуществляется с
помощью сбора первичной информации, основан на непосредственном (интервью) или
опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между
исследователем и опрашиваемым.

Метод анкетирования.

Анкетирование проводится в письменной форме. Как и другие
опросные методы, позволяет получить сведения о личностных качествах, ценностях,
отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые
(свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий
вариант среди предложенных ответов).

Метод
тестирования.

Тест, включает в себя
стандартизированные письменные задания, с помощью которых проводится
психологическое исследование. Они позволяют изучить отношение
учащихся к миру, к самому себе, своим социальным ролям, отношение к коллективу,
семейные отношения, взаимодействие  с педагогами и родителями.

Мониторинг.

Представлен в виде одного вопроса или нескольких вопросов,
задаваемых через определенные промежутки времени. Его  цель — получить
представление о динамике оценок, мнений, ценностей в течении заданного периода
времени.

Изучение результатов деятельности учащихся.

По результатам Анализа документов и работ учеников,
разнообразной творческой деятельности классный руководитель может судить о
способностях, склонностях и увлечениях учащихся, делать прогнозы их развития.

Метод незаконченного предложения.

Порядок исследования:
испытуемым предлагается бланк с незаконченными предложениями, условно
поделенными на  тематические блоки (отношение к учебе, отношение к школе,
отношение к сверстникам и так далее), которые необходимо дополнить.
Он помогает выявить установки,
проблемы и конфликты, значимые для
испытуемого.

Ранжирование.

Данный метод требует
расположения данных в определенной последовательности (обычно в порядке
убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения
места в этом ряду каждого из исследуемых. Как правило, в качестве критерия берется
какая-то одна черта человеческой личности или характера (принципиальность,
совестливость, общительность, любознательность, организаторские способности и
так далее).

Шкалирование.

Под шкалированием понимается метод вынесения субъективных
оценок, когда испытуемому (информанту, эксперту) предлагается оценить какой-то
объект по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью
числовых, словесных градаций или заданных в графической форме. [8] Как и
ранжирование, данный метод рассчитан на выявление индивидуального мнения
каждого учащегося о своих товарищах, родителей, учителей и так далее.

Метод педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент
— исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей
в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование
педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя
на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического
воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических
явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы
эксперимента:

·                    
теоретический (постановка
проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и
гипотез);

·                    
методический (разработка
методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных
результатов);

·                    
собственно эксперимент 
проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение,
управление опытом и измерение реакций испытуемых);

·                    
аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных
фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент
естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный —
создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода
обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего
используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или
кратковременным.

Педагогический эксперимент
может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в
процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная
его организация для определения условий (методов, форм и содержания
образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий
эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности
экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть
техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со
стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым. [
10]

Метод регистрации.

Это метод выявления наличия определенного
качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное
качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на
занятии и пассивных).  [
10]

Метод моделирования.

Моделирование – это метод
создания и исследования моделей. [3,с.51] Моделирование успешно применяется для
решения таких  задач:

— оптимизации структуры
учебного процесса;

— улучшения планирования
учебного процесса;

— управления познавательной
деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

— диагностики,
прогнозирования, проектирования обучения.

Метод столкновения взглядов, позиций.

Форма данного метода позволяет обращаться
к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к
определенному явлению, поведению, проблеме.

Социометрическое тестирование.

Данный метод позволяет сделать моментальный срез о
межличностных отношениях в классе, измерить степень сплоченности, выявить
неформальных авторитетов в коллективе.

Методы рейтинга и компетентных оценок.

 При использовании этого
метода ученикам  предлагается, оценить важность тех или иных нравственных
качеств в развитии личности.

На основе результатов проведенной диагностики классный
руководитель составляет план работы на четверть, полугодие, в котором кратко
определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя
из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой. Данный план утверждается
директором школы или заведующим учебной частью, которым он подотчетен.

В ходе реализации намеченных планов классный руководитель
использует методы воспитания.

Метод воспитания – это способы взаимодействия педагогов и
учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств
личности воспитанников. [
6] Рассмотрим основные из них.

С помощью методов убеждения, которые используются  в целях
воздействия на интеллектуальную сферу, формируются взгляды, установки,
представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией.
Данные методы предполагают  доказательство какого-либо понятия, нравственной
позиции, оценки происходящего:  внушение, повествование, диалог,
доказательство, призывы, убеждения.

Самоубеждение — метод самовоспитания, основан на осознанном,
самостоятельном, поиске решений социальной проблемы, в ходе которого школьник
формирует у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных
логических выводов.

Методы упражнений (требований) воздействуют на волевую сферу,
с помощью них развивается у детей инициатива, настойчивость, уверенность в
своих силах, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, совершенствуются
навыки самостоятельного поведения и так далее. К ним относят различные виды
заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений,
требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха.
Ситуация успеха является фактором развития личностных компетенций школьника,
успех это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Если
ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.

Методы стимулирования– метод,
в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е.
определенных мотиваций. В педагогике распространены такие компоненты этого
метода, как поощрение и наказание. [
11]

Методы внушения оказывают влияние на эмоциональную сферу
ребёнка и связанны с приёмами аттракции. Внушение может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами. Процесс внушения часто
сопровождается процессом самовнушения. Данные методы формируют необходимые
навыки в самоуправлении своими эмоциями, чувствами, понимании причин,
порождающих эмоциональные состояния.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на
формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития
навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния
окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и
другим.

Это метод коррекции поведения, который  позволяют производить
оценку поступков, стимулирование деятельности, оказывать помощь воспитуемым в
самокоррекции их поведения: критика, замечания, ситуации доверия, контроля,
самоконтроля, самокритики.  Коррекция может происходить на основе сопоставления
по­ступка ученика с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка,
уточнения целей деятельности. Пример, как образец поведения, основной  путь к
коррекции поведения учащихся.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены
на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как
существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Ме­тоды
организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных
условиях кратко называют методами воспитывающих си­туаций. Это те ситуации, в
процессе которых ребенок ставится перед необхо­димостью решить какую-либо
проблему. Это может быть проблема нравст­венного выбора, выбора способа
организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает
лишь условия для возникновения си­туации. Когда в ситуации возникает проблема
для ребенка и существуют ус­ловия для самостоятельного ее решения, создается
возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные
пробы охваты­вают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей.
В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная соци­альная
позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их
дальнейшего вхождения в социальную среду. Соревнование является модификацией метода
воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной
личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству,
соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в
отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. [
12]

Соревнование может быть
организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае
воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог сам или
совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет
программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения
соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и
понятными для всех участников.

Соревнование побуждает не
только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутными переживаниями, но
и формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как
элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в
определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта
стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам
деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на
формирование у школьников способности к суждениям на основе принципа
справедливости, решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в
совместном обсуждении с учащимися разнообразных моральных проблем. К каждой
дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение,
по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».  Методу
дилемм соответствует метод самовоспитания — рефлексия, означающая процесс
размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не
только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в
определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также
выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. [
13]

Основная задача классного преподавателя — помочь ребёнку в
его развитии. Для решения данной задачи ему необходимо в совокупности 
использовать перечисленные методы воспитания.

Реализация каждого метода предполагает использование
совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям
учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация
различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

Приёмы воспитания — это педагогически оформленные дей­ствия,
посредством которых на поведение и позиции обучаемо­го оказываются внешние
побуждения, изменяющие его взгля­ды, мотивы и поведение, в результате чего
активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать
определенным образом. [7] В педагогической теории и практики имеется некоторая
классификация приёмов воспитания.

Первая группа- коммуникативные приёмы, то есть приёмы общения
классного руководителя и учащихся: «ролевая маска», «непрерывная эстафета
мнений», «самостимулирование», «импровизация на свободную тему», «импровизация
на заданную тему» и другие.

Вторая группа приёмов связана с организаторской деятельностью
учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика. К этой группе
можно отнести приём «инструктирования», «распределение ролей», «коррекция
позиций», «самоотстранение учителя», «обмен ролями», «мизансцена» и другие.

Третья группа приёмов связана с использованием
художественной литературы, кинофильмов и так далее: «сочини конец истории»,
«любимые книги товарища», «добрые слова», «творчество на заданную тему» и другие.

Рассмотрим содержание некоторых из них.

Прием «Обмен ролями»
учащиеся обмениваются роля­ми (или функциями), которые получили при выполнении
заданий.

 Прием «Импровизация на
свободную тему» — учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны
и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые
условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Сочини конец истории» — детям предлагается придумать свое
завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном
произведении.

Прием «Встречные вопросы» — учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу
определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на
них под­вергаются затем коллективному обсуждению.

Среди множества педагогических приёмов значительное место
занимают юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к
независимым экспертам и др.

Педагогических приёмов много. Классному руководителю
необходимо в зависимости от актуальности задачи и  индивидуального стиля
определять, какие  приёмы использовать  в той или иной ситуации. 

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет
выбор форм работы с детьми. Все они связаны с организацией разнообразной
деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности — учебная,
трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога —
непосредственные и опосредованные.

По времени проведения формы можно разделить на:

— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов)

— продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)

— традиционные (регулярно повторяющиеся)

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах,
то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а
также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации классификация форм может быть
следующей:

— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие
взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества;

— инициатива и её реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

— результат — информационный обмен;

— результат — выработка общего решения (мнения);

— результат — общественно значимый продукт.

По числу участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель-воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю воспитательную
деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и
коллективных, определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа,
консультация, обмен мнениями, задачи и так далее. С каждым учеником необходимо
взаимодействовать по-разному, для каждого нужен индивидуальный подход.

К групповым формам работы можно отнести классный час, совет
старшеклассников, творческие группы,  микрокружки. Формы проведения классных
часов также разнообразны: диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми,
викторины по различным областям знаний, КВНы, интерактивные игры, игры –
путешествия, театральные премьеры, тренинги, читательские конференции и так
далее. Задачи классного руководителя при этом: помочь каждому проявить себя,
создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата,
значимого для вех членов коллектива, других людей.

В массовые формах работы педагогов со школьниками относятся:
конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и так далее. В
зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги
могут выполнять различные роли: организатора; участник деятельности,
воздействующий на детей личным примером; участник, воздействующий на школьников
личным примером при этом овладевающий опытом более знающих людей; помощник
детей в организации деятельности.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости
от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих
классификаций. Возможен переход той или иной  формы из одного типа
классификации в другой. Так, например, любое мероприятие, может стать
коллективным творческим делом, если оно будут разработано и проведено самими
детьми.

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно
руководствоваться следующим:

— определять содержание и основные виды деятельности в
соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

— учитывать принципы организации образовательного процесса,
возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

— обеспечивать целостность содержания, форм и методов
социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Формы взаимодействия основных субъектов воспитательного
процесса — это способы организации их совместной деятельности и общения.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм
взаимодействия. К примеру, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на
родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с
родителями, а также на групповых консультациях. Индивидуальная работа с
родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и
эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители
усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками
классного руководителя.

Перечислим основные формы совместной деятельности учащихся,
родителей и педагогов, используемые в практике:

Классное собрание — это разговор равноправных
заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы
родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если
используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение
проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь
форму конференции, диспута, коллективного творческого дела, встреча с
администрацией, со специалистами.

Формы познавательной деятельности — общественные смотры
знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и
творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется
непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности — оформление кабинета, сбор
макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни
детей и родителей и другие.

Формы досуга — совместные праздники, подготовка концертов,
спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня,
родительские школы по интересам.

Организуя совместную деятельность родителей и детей, классный
руководитель обеспечивает формирование доброжелательных отношений в семье,
привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.

Проводя воспитательную работу с учащимися, классному
руководителю следует поддерживает тесные контакты с учителями с целью
установления единых требований к учащимся и повышения качества
учебно-воспитательного процесса.

Одной из форм сотрудничества является посещение классным
руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения
занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество
их  знаний и познавательную активность.

Педагогические консилиумы – еще одна из распространенных форм
взаимодействия воспитателя и педагогов. Это совещания учителей класса,
проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается
характеристика класса и отдельных учеников, коллективно выявляются причины
отставания в учебе или недостатков в поведении тех или иных школьников и
намечаются меры индивидуального подхода к ним.

Основная задача классного руководителя – создание
пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. Выбирая тот
или иной метод или форму своей работы, ему необходимо учитывать важность
предоставления детям свободы выбора форм и способов проявления своей
активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.

1.4.           
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, АНАЛИЗ И
ДИАГНОСТИКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В «Методических рекомендациях об осуществлении функций
классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений» (приказ Минобразования России от 3 февраля 2006 г. № 21)
отмечается, что эффективность осуществления функций классного руководителя
можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и
деятельности.

 Первая группа – результативные критерии, показывающие,
насколько эффективно реализуются  цели работы классного руководителя и его
функции.

Результативные показатели отражают тот уровень, который
достигают воспитанники педагога в своём социальном развитии (уровень общей
культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). [1] Они отражают
реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, то есть личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые
качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы
чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя —
установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели,
выражающей цели воспитания.  Положительно оценивается воспитательный процесс
тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к
выпускному классу, а общий результат много выше показателей младших и
подростковых классов.

Определенным критерием является и уровень зрелости классного
коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.
Качество микроклимата класса можно оценить по тому, насколько защищенным
чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно
и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.

К показателям оценки результативности относятся:

                  
уровень
воспитанности учащихся;

                  
результативность
обеспечения жизни и здоровья учащихся;

                  
результативность
профилактики правонарушений;

                  
занятость
учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности;

                  
занятость
учащихся в системе дополнительного образования;

                  
наличие
классного ученического самоуправления;

                  
результативность 
организации работы с родителями учащихся;

                  
результативность
организации работы в социуме и взаимодействия с внешкольными организациями;

                  
социально-психологический
климат в классном коллективе;

                  
результативность
инновационной деятельности в сфере воспитания;

Вторая группа – показатели деятельности.

                  
планирование
воспитательной деятельности в классном коллективе;

                  
организация
воспитательной деятельности;

                  
нормативно-правовое
обеспечение воспитательного процесса;

                  
система
внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе;

                  
анализ
воспитательной деятельности в классном коллективе;

                  
материально-техническое
обеспечение воспитательного процесса.

Они же раскрывают то, как осуществляется педагогическая
деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность,
каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности  и
общения учащихся он организует.

Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию
управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной
работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками,
работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).

Для более глубокого изучения динамики показателей
эффективности работы классного руководителя целесообразно учитывать и
анализировать информацию, полученную в разные периоды и различными методами. При
исследовании результатов и эффективности работы не­обходимо использовать не
одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и
подтверждали объектив­ность, достоверность результатов изучения. Методики
должны по возможности представлять собой обычное учебное или вос­питательное
средство, подбираться с учетом возрастных и ин­дивидуальных особенностей
учащихся, родителей, специфики коллектива и взаимоотношений в нем. К таким
диагностическим средствам можно отнести, к примеру: методику
М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся; педагогическое наблюдение;
методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (занятость  в
творческих объединениях, направленность интересов, профилактическая работа с
учащимися); анализ документации, методику выявления уровня развития
самоуправления М.И. Рожкова и другие.
Оценку необходимо проводить
поэтапно на основании мониторинга. Как правило, мониторинг предполагает минимум
три «среза» результатов различных видов деятельности, объединенных в
блоки, проводимых ориентировочно в октябре, ноябре и мае (сроки могут
варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения). Общий
вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих
педагогический процесс.

По результатам, проведенного анализа эффективности работы,
происходит коррекция системы деятельности классного руководителя, направленная
на устранение выявленных недочетов. Определяются основные тенденции дальнейшего
развития классного коллектива, формулируются основные задачи воспитательного
процесс на новый учебный год.

Список
использованной литературы

1.                 
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении
методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений».//Официальные документы в образовании (ОДвО). — 2006. — № 6.
С. 60- 63.

2.                 
Голованова
Н. Ф.Общая педагогика : учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПБ. :
Речь, 2005  —  320с.

3.                 
Кушнер
Ю.З. Методология и методы педагогического исследования
: учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. –– Могилев. :
МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

4.                 
http://edunews.ru/professii/statyi/profnepregodnost.html

5.                 
http://gigabaza.ru/doc/63230.html

6.                 
http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/metodika-vospitaniya-tolerantnosti-kulturyi-18144.html

7.                 
http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/priemyi-vospitaniya-18147.html

8.                 
http://psychology.academic.ru/2894/шкалирование

9.                 
http://vestnik.yspu.org/releases/chronika_informaciya/3_1/

10.             
http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin27.html

11.             
http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/4_1/

12.             
http://www.studfiles.ru/preview/1620124/page:15/

13.             
http://www.studfiles.ru/preview/1620124/page:16/

Слайд 1

Модуль «Классное руководство»

Слайд 2

Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Слайд 4

Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

Слайд 5

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности) Работа с классным коллективом:

Слайд 6

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Работа с классным коллективом:

Слайд 7

сплочение коллектива класса через: и гры и тренинги на сплочение и командообразование ; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Работа с классным коллективом:

Слайд 8

Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

Слайд 9

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Индивидуальная работа с учащимися:

Слайд 10

Индивидуальная работа с учащимися: коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Слайд 11

Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

Слайд 12

Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

Слайд 13

Работа с учителями, преподающими в классе: привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей

Слайд 14

Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

Слайд 15

Работа с родителями учащихся или их законными представителями: организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Массажер для стоп блаженство инструкция по применению
  • Дорамицин таблетки инструкция по применению цена
  • Индап таблетки от давления инструкция по применению взрослым отзывы
  • Runway герметик шин 650мл аэрозоль rw6125 инструкция
  • Азона инструкция по применению цена отзывы