Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко — Сале
Описание опыта работы
классного руководителя
Ждановой Оксаны Павловны
2014 г.
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади
Я, Жданова Оксана Павловна, общий педагогический стаж 18 лет. Образование высшее. Закончила Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева по специальности – педагогика и методика начального обучения. С 1995 года работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко – Сале учителем начальных классов, и, конечно же, являюсь классным руководителем.
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса.
Воспитание и обучение – две взаимосвязанные стороны одного процесса, и воспитание не менее важно, чем обучение, так как, только соединив эти две задачи, можно сформировать творчески активную и зрелую личность. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Главная цель воспитательной работы в современной школе — всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности учащихся.
В чем же заключается деятельность классного руководителя? Это прежде всего создание благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе, забота о здоровье, организация свободного времени учащихся, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение, делает школу центром жизни ребенка. Школа для учащихся младших классов, особенно на первых порах, — это прежде всего учитель, за работой, за словами и поступками которого непрестанно следят дети. Они замечают все: как он одет, как он общается с людьми, как он относится к разным ребятам — отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение, выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Воспитательная работа классного руководителя начинается с установления правильных взаимоотношений с учащимися, которые должны быть основаны на глубоком взаимоуважении.
Деятельность классного руководителя строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, интересов учащихся, личностно — ориентированного подхода. Ведущие ценности, которыми руководствуюсь в работе — воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия.
Основные направления воспитательной деятельности:
- духовно — нравственное и гражданско-патриотическое;
- спортивно — оздоровительное;
- интеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное;
- работа с родителями.
Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, она формируется постепенно, с детства. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.
Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания — экологическая культура, поэтому темой самообразования выбрала – «Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время». Основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу, как средство эстетического воспитания, высоко ценил К.Д. Ушинский: «…Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе провожу экскурсии на тему: «Золотые краски осени», «Чем красив наш край?», «Мы тоже можем быть полезными природе». Экскурсии включают в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям. Экологизация воспитательного процесса учит правилам поведения в природной среде, благотворно влияет на развитие мышления, эмоциональной речи, творческих способностей. Развивать в детях уважение и любовь к природе помогают внеурочные занятия «Экологическая тропинка», на которых дети учатся протягивать руку помощи всем живым существам от мала до велика.
Здоровье школьников — один из элементов экологического воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Это физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке и на перемене; праздники, посвященные охране здоровья; спортивные эстафеты, соревнования, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.
Нередко, ребенок, переступивший порог школы, с трудом адаптируется к новым условиям жизни, испытывает трудности в отношениях с детьми. Поэтому перед классным руководителем стоит важная задача — формирование дружного сплоченного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия — вот главное условие успешного воспитания.
В 2012 – 2013 учебном году я набрала первый класс. На сегодняшний день в классе создан благоприятный социально — психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие. Еще Аристотель отметил, что «коль человек — существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека.
По результатам тестирования школьного психолога (сентябрь), в классе было выявлено 2 дезадаптированных ребёнка. Известно, что дети этой группы испытывают особые трудности адаптации к школьной жизни, которые с течением времени могут усугубляться. Для предотвращения этого с родителями учащихся была проведена беседа, в ходе которых выяснялся следующий круг вопросов:
- с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу;
- как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования;
- нет ли активного или пассивного протеста;
- жалуется ли на усталость, не появились ли признаки детской нервозности (повышенная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность).
Далее родителям была оказана консультативная помощь по данному вопросу, с детьми проводилась индивидуальная работа классного руководителя, психолога, социального педагога. При повторном тестировании (декабрь) данные дети были исключены из группы дезадаптированных детей.
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Я использую традиционные формы: капитан и актив класса. Капитана ребята выбирают путём голосования. С помощью анкетирования узнаю о предпочтениях детей заниматься тем или иным видом деятельности, что помогает распределить их по секторам: «Просвещение», «Умники и умницы», «Чистюли», «Волшебная кисточка», «Спортивный» и «Досуговый». В каждом секторе дети самостоятельно выбирают ответственного. Так создаётся актив класса и начинается планомерная воспитательная работа. Командир посещает общешкольные собрания и доводит до сведения актива класса план работы. Далее включается группа, ответственная за подготовку того или иного мероприятия. На классных собраниях дети обсуждают вопросы жизнедеятельности коллектива и принимают по ним соответствующие решения. Учащимися класса выработаны правила дружбы, правила поведения в школе.
Воспитание — это процесс постоянного творчества. Соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск стенгазет, коллективные творческие дела — позволяют добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Все мероприятия, тематические беседы, классные часы должны быть направлены на повышение уровня воспитанности, сплочение коллектива, раскрытие индивидуальных и творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса, должны прививать навыки культуры общения, обогащать знания ребят. Обязательным элементом является обращение к личному опыту детей, к их размышлениям по обсуждаемой теме. Ведь опыт может быть востребован и развит самим
субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
При организации мероприятий пользуюсь методом коллективных творческих дел. В каждом наборе стараюсь организовать творческую группу, с которой готовим театрализованные мероприятия на различные темы и представляем их ребятам начальной школы, детских садов, пожилым людям и детям — инвалидам из центра социального обслуживания населения: «Будь здорова, Книжка!», «Знай ПДД», «В стране дружбы», «День Земли».
Для определения уровня воспитанности учащихся, развития самооценки, выработки умения видеть сильные и слабые стороны своего характера использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Полученные данные позволяют выстраивать дальнейший воспитательный процесс в нужном направлении, определять верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Развивать интеллектуальные способности, укреплять и расширять знания учащихся помогает внеурочная деятельность. Она побуждает любознательность, инициативу, воспитывает разносторонне — развитую личность, развивает исследовательскую и познавательную деятельность учеников, логическое мышление.
С этой целью мною была разработана программа предметного кружка «Юный астроном» для 1 – 4 классов. Курс вводит детей в мир космонавтики, способствует правильному представлению ребят об астрономических явлениях. Программа имеет рецензию Центра педагогических технологий им. К. Д. Ушинского «Новое образование» г. Москва и рекомендована к реализации в учебно – воспитательном процессе образовательного учреждения. Работа прошла экспертную оценку редакционного совета «Школа 21 века» и опубликована на страницах СМИ.
Кружок «Умники и умницы», который провожу еженедельно по комплекту учебно – методических пособий Холодовой О. А., способствует развитию логического мышления, повышению качества знаний по учебным предметам. Результат данной работы — отсутствие в классе неуспевающих детей, процент качества знаний — 68 %.
Ежегодно в школе проводятся предметные недели: по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе, неделя физической культуры и спорта, неделя здоровья. К их подготовке и проведению привлекаю учащихся класса. Дети с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях, конкурсах чтецов, составляют кроссворды, ребусы, выпускают тематические газеты.
Неоднократно ребята становились победителями и призёрами в мероприятиях школы, городских и районных акциях и конкурсах.
Институциональный уровень:
- «Ярмарка солидарности», вырученная сумма от которой идёт на благотворительность: помощь погорельцам; детям, оставшимся без попечения родителей; ребёнку, находящемуся на длительном лечении в больнице;
- сбор книг и игрушек для воспитанников детского сада «Солнышко»;
- «Весёлые старты» в рамках «Недели здоровья», «Недели патриотического воспитания»;
- акция «Собери посылку солдату»;
- конкурсы рисунков и творческих работ:
— конкурс стенгазет, посвящённый 80 – летию образования ЯНАО — I место;
— конкурс рисунков, посвящённый Дню защитника Отечества – III место;
— конкурс рисунков «На прививку становись» — II место;
— конкурс плакатов «Профессия – пожарный» — I место;
- проекты, направленные на улучшение качества окружающей среды:
— изготовление поделок из бытовых отходов и представление их на районные
экологические конкурсы;
— участие в районных акциях «Сохраним ёлочку», «Подари школе дерево»;
— изготовление кормушек, скворечников, выпуск листовок с призывом «Поможем
зимующим птицам».
Городской уровень:
- конкурс творческих работ «Басни И. А. Крылова» — II место;
- «Земля, где я живу» — 3 участника, 1 победитель, 2 призёра –II, III место;
- творческий конкурс «Мы дети одной планеты» — 3 участника;
- конкурс стихов С. Михалкова «Вместе с книгой я расту» — 4 участника, 1 победитель – III место;
- конкурс творческих работ «Мой небольшой, но славный городок» — 7 участников, 4 победителя, 3 призёра – 2 место;
- «Вместе с папой мастерим» — II место;
- интеллектуальная командная олимпиада среди первоклассников (на базе д/ с «Радуга») — 3 участника, III место;
- командный турнир по шашкам среди первоклассников — 2 участника, II место.
Районный уровень:
- смотр — конкурс «Что могут мальчики» – 2 участника, 1 призёр – II место;
- фестиваль детского творчества «Мы всё можем» — победитель — диплом I степени;
- конкурс детского творчества «Эко-Ель» — 8 участников, 3 победителя;
- конкурс детского творчества «Эко – Чум» — 7 участников, 2 победителя;
- районный конкурс «Поможем зимующим птицам», — 10 участников, 3 победителя, 2 призёра – II, III место.
Всероссийский уровень:
- конкурс детских исследовательских работ «Мои первые открытия»- 3 участника,
2 дипломанта;
- дистанционное интеллект – путешествие «Вундеркинд» — 4 участника, 2 призёра — II, III место;
- поэтический конкурс «Родительский дом» — 3 участника, 1 — дипломант III степени;
- творческий конкурс «Дети – цветы жизни» — 3 участника, 2 победителя, 1 призёр — II место;
- викторина «Мой Пушкин» — 5 участников, 2 победителя, 2 призёра – II, III место;
- конкурс «Явления природы» — 6 участников, 5 победителей;
- творческий конкурс «Азбука флоры и фауны родного края» — 4 участника, 2 победителя, 2 призёра — II место;
- викторина «Космическая одиссея» — 9 участников, 5 победителей, 4 призёра.
За активное участие в мероприятиях класс поощрён:
- благодарность администрации детского сада «Брусничка» за уборку территории;
- благодарность ДОД «Центр детского туризма и краеведения» за участие в мероприятии «Поможем зимующим птицам»;
- благодарность МБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района» за участие в акции «Подари тепло детям»;
- благодарность ОГИБДД ОВД за участие в «Неделе безопасности»;
- благодарности МБУК «Централизованная библиотечная система г. Тарко – Сале» за участие в мероприятиях «Вместе с книгой я расту», «Мой небольшой, но славный городок»;
- благодарность администрации МКДОУ ДС «Солнышко» за помощь в приобретении книг и игрушек.
Все ребята класса заняты во внеурочное время. Посещают дополнительные образовательные учреждения: музыкальную школу, спортивные секции, кружки ДДТ, подростковый клуб «Островок», ЦНК.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. В основе сотрудничества лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, вырабатывает верный подход к развитию его способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, практикумы, разработка памяток. Классные родительские собрания моделирую так, чтобы они стали школой просвещения родителей, расширили их педагогический кругозор, стимулировали желание стать хорошими родителями. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. Провожу анализ учебных достижений, возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. К родительскому собранию готовлю выставки творческих работ учащихся, портфолио. О трудностях ребенка беседую с родителями индивидуально, начиная с положительных моментов в обучении, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание.
На протяжении нескольких лет провожу «День открытых дверей». Присутствуя на уроке, родители, сами того не замечая, вовлекаются в учебный процесс, могут увидеть стиль работы учителя, методы, приёмы, современные образовательные технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности.
Традиционными мероприятиями с участием родителей стали: «Первый раз в первый класс», «День Матери», «День именинника», «Подари школе дерево», «Прощание с начальной школой».
Учитель, классный руководитель — это профессия, которая требует постоянного роста, самосовершенствования, поиска новых методов и путей обучения и воспитания. Педагог в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно осваивает новые методики и технологии, внедряет в жизнь инновационные педагогические идеи и вносит личный вклад в повышение качества образования.
Как современный учитель активно внедряю в работу информационно — коммуникативные технологии. ИКТ — компетенция позволяет мне быть активным участником образовательного процесса: веду мониторинг успеваемости и качества знаний, электронный журнал, социальный паспорт класса, участвую в конкурсах профессионального мастерства, публикую методические разработки. В Социальной сети работников образования создала личный сайт, который регулярно пополняю методическими разработками, рекомендациями для родителей, статьями. Кроме этого на личной странице создан сайт класса.
На сегодняшний день мои разработки, статьи и электронные презентации опубликованы:
- на сайте и на компакт – дисках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», внеклассные мероприятия: «Знатоки родной природы», «Пожар в квартире». http://festival.1september.ru;
- на сайте ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование» статья «Условия и приёмы организации учебного диалога». obrpiramida@gmail.com;
- на личном сайте в Социальной сети работников образования: разработка «Будь здорова, Книжка!», статья с методическими рекомендациями по педагогике «Формирование экологической культуры учащихся начальной школы». http://nsportal.ru/zhdanova-oksana-pavlovna
- на сайте электронных презентаций «Экологические катастрофы Земли», «Если б не было школ», «Люблю тебя, моя Земля». viki.rdf.ru.;
- на страницах СМИ «Школа 21 века» родительское собрание «Искусство воспитания»; рабочая программа предметного кружка «Юный астроном» 1 — 4 класс. redakcija@shkola-21-veka.ru
Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства:
- лауреат II Всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга» в номинации «Конкурс сценариев детских праздников»;
- победитель Международной педагогической творческой олимпиады «Педолимп» в номинации «Наука вокруг нас». Внеурочная деятельность «Астрономия — это интересно!» г. Москва.
- победитель II Международного конкурса мастер – классов «Вершины мастерства». Краткосрочный проект, мероприятие «Сохраним родную Землю»;
- II место во Всероссийском конкурсе «Аурум» «Я – учитель» в номинации «Родительское собрание».
- лауреат Всероссийского конкурса «Талантоха» в номинации «Внеклассное мероприятие».
Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и любви к своему делу. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»
Отчёт подготовила: Жданова Оксана Павловна _______________
Отдел образования Администрации Цимлянского района
Ростовской области
Конкурс педагогического мастерства
классных руководителей
«Наш классный – самый классный»
Описание системы работы
классного руководителя
учитель начальных классов
высшей категории МБОУ СОШ №3,
Цимлянского района
Жиркова Н.В.
2012 г
Описание системы работы классного руководителя
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили ученики тебя.
Да, порой очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Но каждый педагог в силу своего опыта и знаний стремиться к слиянию этих двух понятий.
В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактулизации и самоопределения личности. Для достижения этих идей необходимо координационные взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
И это взаимодействие не должно нарушаться, если из этой системы выпадает, хотя бы одно звено, всякое воспитание бессмысленно.
В своей работе классный руководитель может и должен использовать отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности.
-
Определение приоритетных задач классного руководителя, вытекающих из выявленных проблем класса
Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующее направление моей воспитательной работы:
Помощь учащимся класса в организации учебной работы:
— организация изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности
Методы: беседа, диалог;
-организация дежурства, уборки класса. Методы: организация и контроль работы ученического самоуправления в частности трудового сектора;
-организация рейтинговой оценки образовательных достижений (создание экрана успеваемости);
-организация и контроль за работой учебного сектора;
Индивидуальная работа с учащимися:
-ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке.
-помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов
Формирование и развитие детского коллектива:
-работа по формированию детского коллектива, обеспечение хорошего учебного настроя (беседы, классные собрания, классные часы «Мой сосед по парте», «Какой мы коллектив» и т.д.).
-организация участия классного коллектива в общешкольных мероприятиях,
обязательное присутствие и участие всего класса во всех мероприятиях, в которых задействован класс /организация группы поддержки/.
Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся:
-Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.
-Проведение тематических родительских собраний.
-Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка.
-Информирование родителей об успешности обучения учащихся.
-Проведение с родителями совместных мероприятий
Для успешной реализации воспитательной работы использую различные формы работы с детьми:
Групповые (педагог-группа учащихся) – творческие группы. Здесь классный руководитель — сотрудник, рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата .
Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом и др.
Массовые (педагог — несколько групп) – конкурсы, походы, спортивные соревнования и т.д. роль классного руководителя здесь разнообразна от организатора до рядового участника.
Построение системы воспитательной работы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Я строила систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты |
Составные части компонентов |
Индивидуально- групповой |
— Классный руководитель — Учащиеся — Родители — Педагоги и другие взрослые |
Ценностно-ориентационный |
— Цели и задачи воспитания — Перспективы жизнедеятельности классного сообщества — Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса |
Функционально-деятельностный |
— Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения — Основные функции воспитательной системы — Педагогическое обеспечение и самоуправление |
Пространственно-временной |
— Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда — Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми — Место и роль класса в воспитательном пространстве школы — Этапы становления и развития воспитательной системы |
Диагностико-аналитический |
— Критерии эффективности воспитательной системы — Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы — Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов |
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, была направлена на формирование творческой личности. Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
-
Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
-
Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
-
Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом.
-
Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
-
Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.
-
Подробный план работы с классом
Наша школа работает по программе «Я – гражданин России».
Цель программы — создание условий для формирования личности школьника, готового к достойной самореализации в современных условиях, для формирования социально-компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина и патриота России. Программа включает в себя следующие направления: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и Я», «Я и семья».
«Я и я» — осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
«Я и семья» — подготовка к выполнению основных социальных ролей (отца, матери, сына, дочери, женщины, мужчины).
«Я и школа» — осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.
«Я и Отечество» — осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота.
«Я и Здоровье» — осмысление ребенком необходимости вести здоровый образ жизни, пропаганда спорта и физической культуры.
«Я и человек» — воспитание уважения к мнению других людей, прав других людей и принятие чужого мнения.
Данная программа создаёт необходимые условия для реализации задач воспитания, успешной социализации личности:
-
развитие у учащихся эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных, духовных ценностей;
-
формирование активной жизненной позиции личности, приобретение опыта гражданского поведения и общения;
-
развитие умений и навыков конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятия коллективных решений;
-
воспитание детей в русле принципов и ценностей демократичного гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом, где были бы включены основные направления воспитательной программы «Я – гражданин России». Основную задачу планирования я видела в эффективной организации жизни детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. И здесь за основу я брала такие критерии, как ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности. Цель моей работы в настоящее время заключается в воспитании личности, способной быть счастливой: гуманной, творческой, высоконравственной, способной мыслить и понимать окружающий мир. Поэтому я определила следующие задачи программы воспитания на 2011/2012 год:
-
Расширять представление учащихся о «малой» и «большой» Родине, её историческом прошлом и национальных традициях.
-
Формировать способы и методы «общения» с окружающим миром.
-
Формировать навыки санитарно-гигиенической культуры.
-
Воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, близким, друзьям.
-
Формировать интеллектуальную культуру детей
На основании вышеизложенных задач я составила воспитательный план работы, куда включила различные мероприятия по всем направлениям программы воспитания «Я — гражданин России». (см приложение ).
-
Описание работы с родителями
Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по Дополнительному образованию. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещались презентации студий, велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась их и наша работа. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остался в стороне.
Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация направления воспитания «Я и семья», цель которой привлечение родителей процессе обучения и воспитания. Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:
-
Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
-
Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
-
Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Тематика родительских собраний разнообразна:
-
Поощрение и наказание детей в семье.
-
Предупреждение детской агрессивности
-
О разумной родительской любви
-
Развитие познавательной сферы ребёнка
-
Описание особенностей самоуправления в классе
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берём Законы нашего класса. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – командир класса и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса. Были строго распределены обязанности. Например, учебный сектор отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи класса, классный уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
классное собрание
-
планирует работу в классе;
-
подводит итоги работы;
-
распределяет поручения между творческими группами.
творческие группы:
-
дисциплины и порядка: организуют дежурство по школе, в классе;
-
школьный пресс-центр;
-
организаторы интересных дел;
-
школьный меридиан (учебно-исследовательская деятельность школьников).
Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняя в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. Воспитательная система – единое целое и все направления работы в её рамках связаны воедино. Также это динамичная система, изменяющаяся со временем, поэтому, конечно же, я учитываю возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни школы, общества, класса. Во всей системе работы я стараюсь реализовать идею сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
-
высокий уровень успеваемости и качества знаний;
-
высокий уровень школьного патриотизма;
-
определение учащимися своего класса как семьи;
-
высокий уровень развития у учащихся таких качеств как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, толерантность, активность и др.
-
высокая степень удовлетворенности жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Осуществляя свою воспитательную работу я часто представляю, какими будут мои дети – и я знаю это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
-
Кто он – классный руководитель
-
Суть работы классного руководителя
-
Функции, которые выполняет классный руководитель
-
Прогностически-аналитические функции
-
Координирующая функция
-
Коммуникативная функция
-
Охранная и профилактическая функции
-
Как строится работа классного руководителя?
Классный руководитель, как многорукий индийский бог Шива, выполняет много функций сразу – он и учитель, и воспитатель, психолог, бухгалтер, спикер, секретарь, коуч. Этот список может быть очень длинным. На официальном языке педагогической документации это звучит так – организация учебной и воспитательной работы в классе.
Какие функции выполняет классный руководитель, какие у него есть обязанности и насколько тяжело вести начальные или средние классы – об этом подробнее поговорим в статье.
Кто он – классный руководитель
Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенку повезло с классным руководителем. Учителем, который бы любил свою работу, свой класс, хорошо относился к детям, умел найти общий язык с родителями и т. д.
На плечи этого человека ложится огромная ответственность, в первую очередь, за детей. Потом уже идут тонны бумажных отчетов, проведение уроков, внеурочная деятельность, аттестации, всевозможные конкурсы, олимпиады и пр. А плюс еще должностные обязанности (о них мы расскажем чуть ниже).
Из этой профессии нельзя убрать человеческую составляющую. Ведь за несколько лет ведения классного руководства учитель порой сближается с учениками сильнее, чем родители. Он становится их доверенным лицом, человеком, с которым можно поделиться проблемой, спросить совета или помощи. Нельзя ограничиться только заполнением всевозможных бумажных форм и жалобами родителям на их ребенка.
Детское доверие и уважение дорого стоит. Если вы любите детей, умеете и хотите с ними работать – вы будете настоящим классным классным!
Суть работы классного руководителя
Работа классного руководителя – это дети. Воспитание, учеба, мотивация, сохранение индивидуальности каждого ребенка, раскрытие способностей, реализация его ученического потенциала, социализация – все это содержание работы классного руководителя.
Учитель должен знать каждого из своих детей, все особенности их развития, стороны характера, особенности развития личности. Для чего? Для того чтобы в классе была благоприятная атмосфера, чтобы ребенок шел в школу с охотой. Воспитательный процесс в школе должен соответствовать требованиям времени, национальным традициям, должны учитываться возрастные особенности детей.
Координируя свои действия с другими учителями, классный руководитель должен видеть слабые и сильные стороны своих учеников, помогать им в учебе (но не учиться за них!), заниматься их интеллектуальным развитием, помогать получать дополнительное образование (в школе или дополнительных кружках и секциях).
Необходимо еще учитывать работу с родителями. Важно найти с ними общий язык, оказывать им педагогическую помощь, исправлять или корректировать родительские ошибки воспитания детей, проводить консультации по вопросам обучения. По необходимости направлять родителей и детей к школьному психологу.
Функции, которые выполняет классный руководитель
Функции, которые определяют содержание работы классного руководителя, можно объединить в пять групп:
-
прогностически-аналитические;
-
координирующие;
-
коммуникативные;
-
охранные;
-
профилактические.
Рассмотрим подробнее каждую группу функций.
Прогностически-аналитические функции
Сюда относится сбор и обработка различных данных об учениках. На основе собранной информации классный руководитель может делать выводы о развитии, ситуации в семье, окружении ребенка, анализирует личность своего подопечного.
Из аналитической функции берет свое начало прогностическая функция. Классный руководитель имеет возможность прогнозировать результаты педагогического воздействия, уровень развития детей.
Координирующая функция
Классный руководитель создает условия для общественной работы, организует работу с учениками, создает детское самоуправление (для развития организованности и самоконтроля), содействует в получении дополнительного образования.
Коммуникативная функция
Это одна из самых важных функции классного руководителя. Коммуникативная функция выражается в умении наладить общение и хорошее отношение между учеником и учителем, общение в самом классе, поддерживать дисциплину, создавать благоприятную психологическую обстановку.
Охранная и профилактическая функции
Классный руководитель отвечает за здоровье своих учеников, ведет пропаганду здорового образа жизни, занимается профилактикой буллинга, правонарушений, приема или торговли запрещенными препаратами, алкоголем и т. д.
Теперь мы знаем, какие именно функции выполняет классный руководитель. Давайте теперь разберемся, что должен уметь делать классный руководитель, чтобы соответствовать своей должности.
Как строится работа классного руководителя?
В школе работа педагогов, в том числе, и классного руководителя, подчиняется строгим правилам. Есть ежедневный, еженедельный и ежемесячный план работы.
Что должен делать классный руководитель ежедневно:
-
выявлять отсутствующих или опоздавших учеников, попутно выясняя причины отсутствия или опоздания;
-
организовать дежурство учеников в классе;
-
организовать и проводить индивидуальную работу со своими учениками.
Еженедельно:
-
проверять ведение школьных дневников;
-
проводить классный час;
-
проводить работу с родителями (по необходимости);
-
анализировать успеваемость учеников.
Ежемесячно:
-
решать хозяйственные вопросы;
-
проводить консультации с учителями-предметниками;
-
проводить работу с родительским комитетом;
-
готовить отчет об успеваемости учеников;
-
готовить отчет о посещаемости учеников.
В течение учебной четверти:
-
оформлять и заполнять классный журнал;
-
проводить анализ воспитательной работы;
-
проводить родительское собрание;
-
готовить отчет об успеваемости учеников за четверть.
Представляете, какую большую работу должен проделывать классный руководитель! Конечно, к этому учителю будут предъявляться особые требования.
Если вы любите детей, хотели бы попробовать себя в роли классного руководителя, но вам не хватает базовых знаний, вам пригодится наш курс «Проектная форма работы в системе воспитательной работы куратора/классного руководителя».
Классное руководство
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
«Классное руководство» 👇
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
- Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
- Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023
Похожие материалы по теме
Социальная работа
#Статья
Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк
Автор(ы):
Елена Александровна Булахова
Автор(ы):
Нина Петровна Добренко
Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен
Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая
Автор(ы):
В.П. Ручкина
Решение любого учебного вопроса за 300₽
должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать
учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности
и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению
учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель —
это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе,
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное
руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства
образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую
литературу.
Классное руководство осуществляется как педагогическая функция,
обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене —
первичном ученическом коллективе.
В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет
содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их
возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной
обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу
однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению.
Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой
деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой
и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых
форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной
ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть
самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и
реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что
классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм
работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др.
Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или
полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по
воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих
перед школой.
План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах
директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей
заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе
директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету.
Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации
обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам
государственной политики в области образования и определенных Законом РФ
«Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании
благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в
координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников.
Задачи классного
руководства:
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя —
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы),
обеспечение прав и свобод обучающихся;
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников;
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса;
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом
половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и
целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жизнедеятельности.
Основные направления
классного руководства:
Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.
Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между
обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего
благоприятного психологического климата в коллективе.
В процессе своей
деятельности классный руководитель:
получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении;
по мере необходимости обращается за методической и
организационно-педагогической помощью к руководству образовательного
учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета
образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся;
по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий
в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам
несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с
обучением и воспитанием обучающихся класса;
систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
контролирует ведение дневников;
проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и
родительские собрания;
содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с
ними;
повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса;
планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей;
ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом;
осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;
работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым
проблемам учащихся;
ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;
осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах;
осуществляет организационную поддержку досуга школьников.
Классный руководитель
является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению,
развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым
формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству
существования человека;
художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и
стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к
активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях;
свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности
является общение с «другим человеком» как ценностью.
Полномочия классного
руководителя:
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
«малые педсоветы»;
выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;
оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в
учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки;
входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за
отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за
примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы
отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были
исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с
улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;
проводить собрания родителей класса;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и
школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и
воспитанием учащихся его класса;
определять программы индивидуальной работы с детьми;
по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и
воспитательной деятельности;
выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку.
Требования к подготовке
классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов;
педагогической этике;
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение
эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой
деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции
о правах ребенка; основ трудового законодательства;
способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.
Для реализации
педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие
условия:материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности;
организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;
мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).
Круг обязанностей
классного руководителя
1. Организация
деятельности классного коллектива.
• Ведение журнала.
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с
активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
• Организация питания.
2. Организация учебной
работы классного коллектива и отдельных учащихся.
• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им
помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть).
• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника.
• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед,
рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация
внеучебной жизни классного коллектива.
• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их
коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за
порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива класса.
• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия.
• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы.
• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела,
определение целесообразности и целенаправленности при организации и
проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь
то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор,
огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц
обязательно).
4. Изучение личности и
коррекция в воспитании школьников.
• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с
учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника.
• Организация нравственного воспитания.
• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков.
• Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье.
• Индивидуальная работа с родителями.
• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива.
• Влияние на общение ребят с родителями.
Критерии оценки
деятельности классного руководителя.
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный
рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и
трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания,
сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного
руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника
идеальной модели, выражающей цели воспитания.