Классное руководство перспективы

«Портрет современного
классного руководителя в перспективе»

Бабакова А.О.,

мастер производственного обучения, куратор

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»

г. Алексеевка,Белгородская обл.

Классный руководитель — это  ключевая
фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От успешности
его работы во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом.  Классным
руководителям важно осознавать необходимость обновления практики построения
воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и
социально-педагогической ситуации, знакомиться с опытом эффективной организации
воспитательной деятельности, определять пути, формы и способы совершенствования
воспитательного взаимодействия со своими воспитанниками. Важную роль в этих
вопросах играет готовность классного руководителя к самообразованию, к решению
им какой-то отдельной педагогической проблемы в ученическом коллективе.

В сложившихся условиях система образования актуализирует
значимость классного руководителя как высококвалифицированного специалиста,
творческой личности, способной к достижениям, умеющей ориентироваться в
образовательном пространстве и возникающих инновационных процессах, добиваться
высоких результатов в профессиональной деятельности на основе взаимного
освоения образовательных и культурных ценностей детьми и взрослыми как
равноправными субъектами.

Деятельность классного
руководителя — это целенаправленный, планируемый, системно организуемый
процесс, выстроенный с учётом принципов и закономерностей воспитания, на основе
анализа условий, в которых протекает воспитательный процесс, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом, и воспитательной ситуации в коллективе группы,
уровня воспитанности обучающихся, социальных и материальных условий их жизни. .
Это процесс, построенный на основе ведущих положений федеральных, региональных,
нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

       Классный руководитель в силу многообразия
своей деятельности должен обладать разнообразными способностями и всесторонними
знаниями в различных сферах деятельности. Одному овладеть таким багажом знаний
просто физически невозможно, и именно поэтому в
учебном заведении должна быть система совершенствования и повышения квалификации классных
руководителей, в которой самообразованию отводится далеко не последняя роль.

Требования
современной реальности заставляют идти нас в ногу со временем, овладевать новейшими
технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей
работе. От глубины проникновения в суть современных технологий и концепций
воспитательных систем зависит построение системы воспитательной работы в каждо
м учебном заведении. От целостности восприятия всеми классными
руководителями, учителями – предметниками и педагогами дополнительного
образования модели воспитательной системы зависит уникальность воздействия
педагога на личность ребенка.

Система
повышения квалификации классных руководителей в наше
м техникуме состоит из нескольких структур:

— Педагогические советы и обучающие
семинары по проблемам воспитательной работы.

— Заседания МО классных
руководителей.

— Система самообразования
классных руководителей

— Обобщение и передача опыта
воспитательных систем классных руководителей.

Результатом становится
формирование воспитательной системы
техникума
через создание программ развития классных коллективов.

Система воспитательной работы техникума
включает в себя деятельность всего педагогического коллектива по 5 основным направлениям:
у
чебно-познавательному,
профессионально-трудовому, культурно – массовому, гражданско-правовому и оздоровительно-спортивному.
 Все они отражены в плане воспитательной работы техникума и
каждой учебной группы в отдельности. Система повышения квалификации, в общем, и
темы самообразования, в частности, отражают эту деятельность. Все эти
направления можно объединить в 4 направления, которые одновременно являются
целями системы воспитательной работы техникума.

Для
более глубокого изучения теории и практики, различных форм и методов реализации
целей каждого конкретного направления, в начале учебного года создаются
творческие группы, которые и занимаются теоретической
и практической проработкой этих вопросов. Выходом этой работы является обмен опытом работы.

Таким
образом, работая только над одной темой самообразования в течении года,
классные руководители в конце учебного года овладевают
технологиями формирования компетентностей личности
обучающегося во всех направлениях, и, имея в качестве ресурса
методическую копилку всего педагогического коллектива, труд классного
руководителя во многом облегчается и увеличивается коэффициент полезного
действия его деятельности как руководителя
в формировании личности
и реализации способностей
обучающихся.

      В условиях создания гуманистической
системы воспитания ведущим в деятельности классного руководителя становится
личностн
о —
ориентированный
подход,
выражающийся в признании ценностно
смыслового равенства взрослых и детей, в умении выстроить
внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности ребенка, а
также культуры и ментальности народа и модели семейного воспитания.

Вся
воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических
задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных
педагогических ситуаций
,
требующих оптимальных педагогических действий, результатом
которых является формирование новых качеств, нового состояния
обучающегося. Таким образом, классный руководитель
помогает становлению личности, ее самораскрытию.

Классный
руководитель каждый год выбирает себе новую тему самообразования,
которая зависит, прежде всего, от потребностей
всего педагогического коллектива в разработке именно данной темы,
дополняя и расширяя то, что уже было наработано ранее по
этому направлению. Такая система самообразования дает возможность обобщения
опыта каждого классного руководителя и полного раскрытия темы на протяжении
нескольких лет.

Эффективность системы
воспитательной работы зависит не только от работы классных руководителей, но и
от слаженности действий всего педагогического коллектива, так как, 
формирование системы воспитательной работы – это совместный процесс,
охватывающий и учебную и внеучебную деятельность всех участников
образовательного пространства.

Современный классный
руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность
неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого
обучающегося на основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует формированию коллектива, базируясь
на личностно
ориентированном
подходе.

      Классный руководитель интересуется
вопросами, волнующими  современную
молодёжь,
изучает новинки информационных технологий. 
Классный
руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует
повседневную жизнь и деятельность учащихся сво
ей группы. Современный
классный руководитель в своей деятельности включает новые формы работы с
обучающимся  коллективом.

      Качества современного классного руководителя подразделяются на несколько
категорий
: личностные,
человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий
педагог, руководящий
группой, должен быть самым-самым, чтобы успешно
управлять доверенным ему
ученическим коллективом.


1


Проблемы и перспективы в работе классного руководителя Совещание 2


2


Цель Исследование и решение современных проблем, касающихся работы классного руководителя


3


Аналитическая справка по анкетам председателей ШМО классных руководителей В анкетировании принимали участие председатели ШМО классных руководителей из 14 школ. Анкета состояла из 4 вопросов: 1. поставьте оценку деятельности вашего МО классных руководителей в учебном году 2. считаете ли Вы необходимым активизировать работу МО классных руководителей 3. выделите основные проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя 4. в чём Вы сами видите основную цель работы МО классных руководителей в школе


4


По первому вопросу: поставьте оценку деятельности вашего МО классных руководителей в учебном году Средний балл работы ШМО классных руководителей – 3,5 балла Этот балл является хорошим показателем работы МО, но в то же время указывает на необходимость более активной и продуктивной деятельности ШМО классных руководителей.


5


По второму вопросу: считаете ли Вы необходимым активизировать работу МО классных руководителей Из 14 ответов : 10 — «да» 3 – «не уверен» 1 – «нет» большее количество «да» подтверждает вывод по первому вопросу о необходимости более активной и продуктивной деятельности ШМО классных руководителей


6


По третьему вопросу выделите основные проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя Проанализировав и обобщив ответы на третий вопрос, можно выделить самые распространённые проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя: Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов, обилие курсов, совещаний и прочей учебной деятельности Отсутствие в учебном расписании времени для классных часов. Насыщенная послеурочная занятость учащихся и как следствие трудно или невозможно собрать весь класс Нехватка информационной базы и низкое качество обученности классных руководителей, некомпетентность классного руководителя по многим вопросам, в том числе незнание нормативных документов Невнимание к особенностям мировоззрения, уровню жизни современного учащегося, незнание психологических и возрастных особенностей учащихся Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса обеих сторон к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность со стороны обеих сторон Замкнутость классного руководителя внутри своего класса, т.е. отсутствие взаимообмена опытом между классными руководителями внутри своей школы и классными руководителями разных школ района Несогласованность со стороны учителей-предметников и классного руководителя в требованиях к классу Недостаточное понимание особенностей работы классного руководителя со стороны администрации школы, порой слабая, стимулирующая работу, моральная и материальная поддержка классного руководителя Как следствие — от этих и многих других проблем, может возникнуть самая непростая – пассивность классного руководителя, отсутствие ответственного отношения к работе, творчеству и самосовершенствованию


7


По четвёртому вопросу: в чём Вы сами видите основную цель работы МО классных руководителей в школе Исходя из ответов на этот вопрос, можно выделить следующие предложения председателей ШМО классных руководителей: Выбрать основные направления деятельности классных руководителей (с учётом загруженности учителя и учащегося) Способствовать повышению компетентности классных руководителей в области классного руководства, знания психологии и возрастных особенностей учащихся, знания информационных ресурсов и освоения новых форм и методов работы с классом, расширения методической копилки классного руководителя Расширить рамки взаимодействия классных руководителей внутри школы и между школами района, с целью взаимообмена опытом Отрабатывать и приводить в систему воспитательную работу в классе Систематизировать все документы и материалы, педагогический опыт по работе классного руководителя в специальную папку-копилку С целью стимулирования активной и творческой работы классного руководителя, содействовать оказанию со стороны администрации школы эмоциональной и материальной поддержки классных руководителей ( денежное поощрение, доска почёта, стенгазета «Наш классный классный», благодарственное письмо и прочее) Организовывать различные формы совещаний с родительским комитетом определённого класса или родительским комитетом школы, с целью более активного вовлечения родителей в совместную работу с классным руководителем по воспитанию учащихся.


8


Вывод: считаю необходимым методическому объединению председателей ШМО классных руководителей создать рекомендации администрациям школ района, с целью корректировки и организации более продуктивной деятельности работы классных руководителей.


9


Дайджест нормативных и научно-методических материалов, сопровождающих деятельность классного руководителя Дайджест – сжатая информация по определённой тематике


10


Социометрия: исследование межличностных отношений в группе Социометрическая техника, разработанная Джекобом Леви Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.


11


Социометрическая процедура может иметь целью: а ) измерение степени сплоченности- разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.


12


Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе


13



14


Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработал Анатолий Николаевич Лутошкин)


15


Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши сваю анкету. Спасибо!


16


Обработка полученных результатов Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор, а по горизонтали в таком же алфавитном порядке имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая все ответы школьников, вы заносите их в таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Буянова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Емельянова Егора); при ответе на второй вопрос Б, Ж и 3; при ответе на третий Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице.И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым школьником, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку под каждой фамилией. Эта цифра будет считать­ся его рейтингом


17


Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их, можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги ; рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива, они имеют средние рейтинги; одиночек, т. е. тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом, они имеют невысокие рейтинги ; отверженных, т. е. тех. кто не принят в коллективе, они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 12 балла

Совершенствование деятельности классного руководителя в современном   образовательном учреждении

Методическое объединение классных руководителей

Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна.

В течение  последних  нескольких учебных лет в работе  классных  руководителей  были  выявлены  следующие  проблемы  и недостатки:

планы работы классных руководителей не скоординированы с перспективным планом работы образовательного учреждения, концепцией воспитательной системы, комплексно-целевыми программами, воспитательная работа в классе осуществляется без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, без анализа воспитательной работы за прошлый учебный год;

 в работе классных руководителей отсутствует система воспитательной работы, воспитательные мероприятия планируются бессистемно, учащиеся не участвуют в планировании воспитательной деятельности;

 не планируется и не проводится в системе индивидуальная работа с учащимися и родителями;

 не проводится работа по изучению эффективности воспитательного процесса;

родители не становятся полноправными участниками воспитательного процесса;

 со стороны администрации образовательных учреждений не уделяется должного внимания созданию условий для повышения качества профессиональной деятельности классных руководителей, не осуществляется должный контроль;

 не обобщается актуальный педагогический опыт работы классных руководителей;

 методические объединения не играют ведущей роли в повышении профессиональной компетенции классных руководителей;

 слабо проявляется интерес у классных руководителей к овладению новыми технологиями в организации воспитательного процесса, педагогической диагностики результатов воспитательного процесса;

воспитательная работа в классе строится без учета интересов, способностей и возрастных особенностей учащихся в классе, уровня их самоопределения;

 не осознается классными руководителями ответственность за социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося, а не только мотивированных на учение и трудных школьников;

 поиск новых способов, форм и содержания воспитательной работы не рассматривается большинством классных руководителей как необходимое условие результативности воспитательного процесса и учета интересов учащихся;

 недостаточно учитывается качество работы классного руководителя по уровню обученности и воспитанности при осуществлении материального стимулирования.

При определении содержания деятельности классных руководителей необходимо руководствоваться:

-методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (Приказ №21 от 03.02.2006 г., «Вестник образования» №11 2006г). На основе данного документа в каждом образовательном учреждении необходимо разработать Положение о деятельности классного руководителя с учетом специфики образовательного учреждения.

-ФГОС начального  общего  образования;

-ФГОС основного  общего  образования;

-ФГОС среднего(полного)  общего  образования;

-Указом  президента  «О национальной стратегии действий в  интересах  детей  на  2012-2017годы»;

-Концепцией  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России;

-Законом  «Об  образовании».

Классный руководитель остается центральной фигурой воспитательного процесса в образовательном учреждении. Он обязан реализовывать функции воспитателя, организатора творческой деятельности детей, создавать условия для развития их задатков и способностей, а главное осуществлять социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося класса, защищать учащихся класса в трудных для них ситуациях, поддерживать инициативы детей в проектировании собственной деятельности, поощрять самостоятельность, творчество, учить разрешать конфликты и являться доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом.

От целостности работы классного руководителя во многом зависит эффективность воспитательного процесса в целом. Неоднократные попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных руководителей, как правило, оказывались неудачными. Изменение принципов и порядка оплаты труда классных руководителей не следует рассматривать в качестве самоцели. Оно должно способствовать повышению качества труда педагогов-воспитателей, формированию современной модели воспитательной деятельности, адекватной изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации жизни и развития детей.

Следовательно, надо сначала разработать модельные представления о современной воспитательной деятельности, назвать и охарактеризовать основные ее черты, а лишь затем приступить к поиску новых подходов и способов финансового обеспечения работы классных руководителей. Для внедрения предлагается модель воспитательной деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении, предложенную Е.Н.Степановым. Характерными чертами этой модели являются:

стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;

направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

системность осуществления воспитательного взаимодействия;

ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

технологичность работы педагога-воспитателя;

диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.

Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания. Классным руководителям необходимо использовать в своей деятельности такие методы стратегического планирования, как прогнозирование, программирование, проектирование, моделирование. С помощью этих методов разрабатываются перспективные планы работы, авторские (адаптированные, усовершенствованные) программы воспитания детей на период от трех до пяти лет или разрабатывают на такой же промежуток времени концепции воспитательных систем классов. Такой подход позволяет решить проблемы с целеполаганием, выбором содержания и способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев и показателей его результативности. Процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным.

Вторая черта – направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей. Для решения этой проблемы классным руководителям необходимо иметь: 1) сформированные научные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития; 2) о цели воспитания, направленной на развитие личности ребенка; 3)о развитии основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениях личностного развития (умственное, нравственное, физическое); 4)о проведении массовых мероприятий с целью развития учащихся; 5)об изучении состояния и эффективности воспитательного процесса на основе анализа результатов развития школьников, изменений параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.

Третья черта – системность осуществления воспитательного взаимодействия. Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Создание уникальных и эффективных воспитательных систем классов позволяет систематизировать воспитательную деятельность в классе. Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом классного наставника формулируется название воспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующего фактора. Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. В-третьих, предпринимаются попытки объединить воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания»: разработка и осуществление целевых (тематических) программ, систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический, физический; формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени. И, наконец, устанавливаются более тесные взаимосвязи между основными компонентами воспитательного процесса целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.

Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей. Классным руководителям необходимо сделать процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению индивидуальности и процессу ее становления мало уделяется внимания в практической деятельности. В планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства они часто используют индивидуальностно-ориентированные формы воспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п. Разработка и включение форм содействия развитию индивидуальности учеников в практическую деятельность не только обогащает и повышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют с удовольствием и высокой активностью.

Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это технологичность воспитательной работы. Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. В этом можно убедиться на квалификационных испытаниях, когда учитель может перечислить большое количество подходов, методов и технологий, используемых на уроке, и в то же время затрудняется назвать более трех-четырех технологий и методик, применяемых во внеклассной воспитательной работе. Классным руководителям необходимо знать и использовать в работе педагогические технологии организации воспитательного процесса: технологии групповой деятельности (технология КТД И.П.Иванова, технология ключевых дел В.А.Караковского, технология групповой деятельности Н.Е.Щурковой), технологию моделирования воспитательной системы класса, технологию совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе, технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, игровые и коммуникативные технологии, технологии психолого-педагогической диагностики, технологию саморазвития Г.К.Селевко, технологию ценностно-смыслового диалога Е.Н.Барышникова, интерактивные технологии и другие.

Шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Многие классные руководители оценивают результаты воспитательного процесса на «глазок». Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете. В процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики: состояние (ход) воспитательного процесса и его результативность (эффективность). При изучении первого объекта состояния (хода) воспитательного процесса предметом диагностики становятся: а) формирование отношений в коллективе класса (межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и отношения);б)развитие совместной деятельности (изучение потребностей, мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать деятельность);в) культура общения учащихся.

Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами разрабатывается  целая диагностическая система, состоящая из критериев, показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя должна быть своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления. Чаще всего мерилом эффективности воспитательного процесса выступают следующие критерии: развитость основных потенциалов человека; сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе. В соответствии с каждым из перечисленных критериев подбираются показатели и методики изучения.

Завершая характеристику модели эффективной деятельности классного руководителя в современных условиях, необходимо заметить, что данные модельные представления могут быть использованы в целях совершения оптимального выбора путей и способов научно-методического обеспечения успешной работы педагогов-воспитателей, определения содержания самообразовательной работы классных руководителей, разработки дифференцированной системы оплаты их труда. А это, в свою очередь, должно способствовать повышению качества процесса воспитания детей.

В процессе педагогической деятельности и исполнения функций классного руководителя формируется его профессиональная компетентность. Профессиональную деятельность классного руководителя следует рассматривать как непрерывное динамическое явление, направленное на последовательное усвоение и совершенствование профессионально-личностных качеств.

В основных направлениях работы в рамках инициативы «Наша новая школа» определены требования к учителю: «Естественно, новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

Характеризуя профессиональную компетентность классного руководителя, важно выделить следующие положения:

классный руководитель должен хорошо знать теоретические основы воспитания и владеть методикой воспитания и обучения;

четко определять свое отношение к тем или иным методическим (воспитательным) системам и технологиям;

владеть педагогической диагностикой, как основой в социально-педагогическом сопровождении каждого учащегося, как средством и способом воспитания учащихся;

находиться в творческом поиске новых форм и содержания в реализации воспитательной деятельности;

стремиться к созданию своего стиля или авторской технологии воспитательной работы с учащимися;

владеть коммуникативной культурой общения как с детьми, так и с их родителями, коллегами;

постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном совершенствовании.

Рассматривая «компетентность» как основной качественный показатель деятельности классного руководителя как профессионала, следует рассмотреть ряд компетенций, которые характеризуют его деятельность в социально-педагогическом сопровождении учащихся:

мотивационная компетенция — рассматривается как внутренне осознаваемая деятельность и потребность в реализации себя как воспитателя в стремлении личностного саморазвития, самообразования и совершенствования своей профессиональной культуры и мастерства в воспитательной деятельности;

когнитивная компетенция — включает систематическую работу по развитию как своих, так и учащихся интеллектуальных способностей, поиску новой научно-методической информации по вопросам теории и практики воспитания;

диагностическая компетенция — характеризуется стремлением к овладению диагностическими методиками для изучения состояния личности каждого учащегося и коллектива учащихся, их интересов, потребностей, устремлений, ценностей и самодостаточности;

проектировочная компетенция — направлена на освоение навыков самим классным руководителем и его воспитанниками целеполагания, поиск нового содержания, способов, нестандартных форм воспитательной работы, ответственного отношения к собственной деятельности и результатам общего труда, на умение проектировать маршруты индивидуального самовоспитания, развитие своих склонностей, способностей с учетом уровня их сформированности;

организаторская компетенция — умение создавать условия для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов, умение ставить цели перед собой и детьми, использовать методы и средства стимулирования, оказывать доверие, предъявлять разумную требовательность, предоставлять учащимся возможности свободного выбора видов деятельности, необходимых для их развития;

коммуникативная компетенция — направлена на установление контакта и взаимопонимание, обучение совместимости в групповой и коллективной деятельности, вера в возможности ребенка, корректирование межличностных отношений;

креативная компетенция — выражена в поиске собственного видения будущих воспитательных мероприятий с учащимися, в стремлении уйти от шаблона, создании условий для творческого самосовершенствования и развития учащихся;

рефлексивная компетенция — это умение анализировать собственную деятельность и учить этому учащихся, находить противоречия и недостатки в деятельности, видеть способы и пути их преодоления

Такая интегральная характеристика профессиональной компетентности классного руководителя является важнейшим условием его эффективной деятельности.

 Рассматривая формирование профессиональной компетентности классного руководителя в системе повышения его квалификации, следует особо отметить формы достижения указанной цели:

 через активное участие в деятельности методического объединения в образовательном учреждении;

 через систему семинарских занятий районного, городского, областного уровня;

через организацию открытых мероприятий с целью распространения своего опыта;

 через участие в конкурсах разного уровня «Самый классный классный»;

 через участие в заседаниях круглых столов, конференциях как условия распространения собственного опыта, так и знакомства с передовым опытом других педагогов;

 через обучение на курсах повышения квалификации с целью совершенствования своего мастерства, достижения определенного профессионального уровня, овладения технологической компетентностью.

Для формирования профессиональной компетенции классных руководителей необходимо совершенствовать работу методических объединений классных руководителей, цель которых состоит:

 в повышении их научно-теоретического уровня в воспитательной деятельности, в социально-педагогической поддержке каждого учащегося;

 в овладении современными технологиями и их распространении в индивидуальном и дифференцированном воспитании и обучении.

Задачами деятельности методического объединения классных руководителей являются:

 изменение педагогического сознания педагогов по исполнению функций классного руководителя;

 совершенствование научно-практической и профессиональной культуры классных руководителей на основе современных требований к процессу духовно-нравственного воспитания каждого учащегося;

 освоение современных концепций и технологий в области воспитания и социально-педагогического сопровождения каждого ребенка, а не только одаренных и трудных;

 овладение навыками (гуманистического, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и системного подходов) в воспитании коллектива и личности;

овладение проектно-организаторской функцией с целью формирования у воспитанников самостоятельности, сотрудничества, ответственности за свои дела;

 овладение системой методик педагогической диагностики воспитанности, включающих в себя разные аспекты: интересы, положение учащегося в коллективе сверстников, культура общения, ценностные ориентиры, духовно-нравственная культура, трудовая активность, участие в детских и молодежных объединениях, самоопределение, самостоятельность, самооценка, самопознание, саморегуляция, самовоспитание.

При планировании работы методического объединения необходимо учитывать:

 нормативные документы Министерства образования и науки РФ, региональных, муниципальных органов управления образованием, определяющих главные направления воспитательной работы; проблемы воспитания, стоящие в центре внимания,

 анализ и оценку реального состояния воспитательной работы в образовательном учреждении, уровень воспитанности каждого школьника, проблемы в организации воспитательного процесса;

 определение основных направлений воспитательной работы и путей их реализации;

 повышение уровня педагогического сознания и мастерства классных руководителей, за счет повышения квалификации и научно-методических семинаров, организуемых районными, и городскими органами управления образованием;

 распространение актуального педагогического опыта деятельности классных руководителей;

 роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи, в сопровождении семейного воспитания.

Деятельность методического объединения должна быть направлена как на теоретическую подготовку, так и поиск новых форм успешного практического решения проблемы социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в процессе воспитания.

 Работа классного руководителя целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Большие трудности вызывает у классных руководителей планирование воспитательной работы в классе. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса

Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса;

педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование; уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного руководителя. Исходя из предъявляемых требований к плану работы классного руководителя, рекомендуем разделы плана работы.

Анализ воспитательной работы за прошедший год.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Основные направления и дела классного сообщества.

Индивидуальная работа с учащимися.

Работа с родителями.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Планируя воспитательную работу в классе необходимо знать требования к плану работы:

целеустремленность и конкретность воспитательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм, и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

преемственность, систематичность и последовательность;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитанников;

реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности;

согласованность плана;

связь внутриклассной работы с работой вне школы;

гибкость плана.

Очень важно определить содержание деятельности с учащимися и их родителями для достижения поставленной цели.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

В основных направлениях работы в рамках национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» определена задача в области воспитания: «Усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

составляющая деятельности школы».

Очень важен раздел плана работы «Индивидуальная работа с учащимися», в формирования личности каждого ребенка, педагогическое этом разделе планируется работа по созданию в классе благоприятной среды для проектирование и обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся.

 К числу основных направлений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися следует отнести:

 изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;

 установление межличностных контактов с каждым ребенком;

 создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценностных личностно значимых интересов и потребностей школьников;

оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

 взаимодействие с родителями, администрацией, ее социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;

содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Существует большое количество способов и форм индивидуальной работы с учащимися. При составлении плана классный руководитель может включить в него приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников, составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов школьников и их родителей, ведение портфолио, совместное определение с воспитанниками и его родителями перспектив и зон ближайшего развития, создание ситуации успеха и выбора, разработка и осуществление программы педагогической поддержки учащихся, проведение занятий «Познай себя» и др.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями — предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Классный руководитель обязан тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

 В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. В основных направлениях работы в рамках национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» определено: « Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха». Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Воспитательный процесс является результативным там, где классные руководители создают воспитательные системы класса.

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

 Целесообразность создания воспитательной системы класса определяется следующими особенностями:

 ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного воспитательного процесса;

 воспитательная система — благоприятная среда для жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

 системный подход позволяет воспитателю рационально распределять свои усилия;

 в процессе построения воспитательной системы формируется лицо коллектива;

 воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей.

Примерные направления деятельности классного руководителя по созданию модели воспитательной системы класса.

Основные направления деятельности        

Задачи  деятельности        

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.        

 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

 2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

 3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

 4. Определить эффектность учебно-воспитательного процесса.        

 1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

 2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом-эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение».

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности коллектива        

 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.        

 1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться»

 2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети = ?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»

Деятельность по сплочению и развитию коллектива        

 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества         

 1. Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам

 2. «Разговор при свечах», Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел».

Моделирование воспитательной системы класса — это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время мы считаем, что организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план построения воспитательной системы.

В целях реализации воспитательных задач администрация общеобразовательного учреждения обязана создать классному руководителю необходимые условия для работы: материально — техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса, поддержку и помощь в систематическом научно — теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах общеобразовательного учреждения и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

 Реализация  выше  сказанного  позволит повысить качество воспитательного процесса, профессиональное мастерство классных руководителей, обновить формы и методы воспитательной деятельности.        

риод «бесполого сексизма» и негативное отношение женщин нашей страны к феминизму делают из самих женщин — современных сексистов — они не хотят говорить о своем положении в обществе, видя в феминизме только угрозу для себя. На основе исторических гендерных исследований, возможно обнаружение тех факторов, которые помогали смягчить или скорректировать секситст-кие установки по отношению к женщине в разные исторические периоды, а также разработка обучающих и социальных программ, направленных на нейтрализацию сексистских установок в современном обществе.

Список литературы:

1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 318 с.

2. Бовуар С. де. Второй пол: Т. 1 и 2 / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ. ст. С. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. — М.; СПб., 1997. — 832 с.

3. Браун Л. Женский вопрос. — 1902. — 433 с.

4. Вейнингер О. Пол и характер. — М.: ТЕРРА, 1992. — 480 с.

5. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М.: ОГИ, 1997. — 464 с.

6. Милль Дж.Ст. О подчинении женщины / Пер. с англ. М. Лялиной; под ред. В.С. Лялина. — СПб.: Изд. книгопродавца В.И. Губинского, 1896. — 121 с.

7. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384 с.

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© Радионова Е.В.*

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,

г. Ярославль

В статье на основе результатов социологического исследования сформулированы наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, выполняющие функции классного руководителя. Исследование проведено в школах Заволжского района города Ярославля.

Все чаще в обществе высказывается мнение, что будущее человечества должно быть связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, высшей целью которого является формирование и развитие личности.

В Концепции модернизации российского образования обозначены общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существен-

* Аспирант кафедры «Социология и психология», заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 47 г. Ярославль.

ных изменений в системе образования. В этом же документе прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно научить достойно жить в меняющемся социуме и одновременно ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу — обязанность классного руководителя.

Уже само словосочетание «классное руководство» изначально противоречиво. С одной стороны, термин определяет одну из важнейших ролей педагога, выполняющего функции классного руководителя в школе — руководство коллективом и личностью. С другой стороны, это человек, ведущий индивидуальную воспитательную работу с каждым конкретным учащимся, и эта работа требует еще большего внимания, мастерства и сил. Очень часто классный руководитель становится большим, чем просто учитель, руководитель коллектива. Его отношения с детьми включают в себя дружбу, доверие, понимание, поддержку, помощь, сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сопровождение…

Деятельность классного руководителя не ограничивается работой с группой детей и индивидуальной работой с учащимися. Это еще и взаимодействие с различными участниками воспитательно-образовательного процесса, социумом: родителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

Список этих противоречий можно продолжать бесконечно: каждый педагог-практик внесет в него свои коррективы. Тем не менее попробуем определить наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сегодня сталкиваются если не все, то многие педагоги, выполняющие функции классного руководителя, независимо от того, в какой школе и с какими детьми они работают.

На основании опроса педагогов, выполняющих функции классного руководителя, представителей администрации образовательных учреждений, можно выделить две группы таких проблем — объективные и субъективные, в зависимости от того, где находится их источник: вне сферы влияния классного руководителя или в его сознании.

Рассмотрим объективные проблемы в деятельности классного руководителя. 95 % респондентов отметили, что основной проблемой института классного руководства является политика государства в сфере классного руководства.

С 1934 года, с начала своего существования, и до начала 90-х годов двадцатого века институт классного руководства находился под бдительным

оком государства. Но в дальнейшем на государственном уровне школа была практически лишена наработанной годами воспитательной системы, с ее четкими задачами, структурой и традициями. В 2006 году приказом Ми-нобрнауки были утверждены методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, в которых четко прописано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства». Там же подчеркивается, что «ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя…».

При этом обозначилась самая основная проблема — отсутствие в современной школе должности классного руководителя. Соответственно, нет нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность классного руководителя в образовательном учреждении, обязанности классного руководителя расплывчаты и противоречивы, сводятся ко все возрастающей отчетности. Не определены критерии и показатели результативности и эффективности работы. Нет четкой системы оплаты и премирования классного руководителя. При принятой в государстве системе подушевого финансирования учебных заведений остро встает вопрос оплаты труда классного руководителя в небольших школах (до 500 человек), с низкой наполняемостью классов, в малокомплектных и сельских школах.

Немаловажной является и кадровая проблема (72 % респондентов): количество молодых специалистов, трудоустраивающихся в учебные заведения, снижается, наблюдается уход из школы и педагогов-профессионалов, и молодых учителей, что связано как с оплатой труда педагогов, так и с активной антипропагандой средствами массовой информации педагогического труда.

Второй по значимости педагоги считают проблему внутришкольного управления в сфере классного руководства (86 %). Руководители школ по-прежнему приоритеты отдают обучению, с которым связана внешняя успешность школы.

Функции классного руководителя выполняет педагог-предметник, качество профессиональной подготовки которого как воспитателя оставляет желать лучшего. Да и отношение педагогов-предметников к выполнению функций классного руководителя формальное. Все чаще в школах возникает ситуация, когда педагог отказывается от выполнения функций классного руководителя, даже в середине учебного года.

Нормативной основы, обязывающей педагога выполнять функции классного руководителя, нет. Ставки воспитателя, или так называемого освобожденного классного руководителя есть далеко не во всех школах. Ввести ее в небольших школах не позволяет фонд оплаты труда.

Отмечают педагоги и то, что статус классного руководителя, классного воспитателя ниже статуса педагога-предметника (89 %). Не пользуются популярностью конкурсы профессионального мастерства классных руководителей (например, «Самый классный классный»).

Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод, что субъективные проблемы в деятельности классного руководителя определяются наличием и степенью выраженности совокупности личностных характеристик, которые можно объединить в личностный фактор [1]. К личностным характеристикам, влияющим на результативность деятельности классного руководителя, педагоги и администраторы относят следующие:

— профессиональная мотивация (92 %), от характера которой зависит и степень активности личности по преодолению профессиональных трудностей, противоречий, стремление к повышению профессионализма [2];

— не меньшее влияние на личностные факторы оказывают случаи де-мотивации (89 %): постоянные стрессовые нагрузки; привычность и повторяемость деятельности, слишком большое количество рабочих процедур; слишком много нужно разрабатывать самому и нести за это ответственность; отсутствие профессионального и карьерного роста; неудовлетворенность статусом; недостаток признания обществом; материальные факторы [2];

— эмоциональная устойчивость (84 %) — способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях воздействий, вызывающих различные эмоциональные состояния;

— стремление к самоактуализации (80 %) — процесс и результат профессионального самосовершенствования, стремление к максимальной реализации своих возможностей, в том числе творческих [3];

— профессиональное самосознание (71 %) — внутриличностный механизм осознания целей, мотивов профессиональной деятельности, формирования и развития «Я-концепции», адекватных критериев самооценки [1];

— поскольку эффективность работы классного руководителя зависит от умения взаимодействовать с различными участниками педагогического процесса, необходимым компонентом личностных характеристик является социально-педагогическая компетентность (52 %) -готовность человека эффективно взаимодействовать с другими, активно включаться в процесс общения, адекватно выбирать и выполнять социальные роли при взаимодействии с людьми;

— рефлексивные способности (48 %) — способность познавать самого себя, анализировать собственный жизненный опыт — включают способность планировать, предвосхищать последствия принимаемых решений, оценивать этапы собственной деятельности, выбирать стратегию собственного развития;

— организаторские способности (47 %) — практический ум, способность активизировать свою деятельность и деятельность других, тактичность, настойчивость, требовательность, умение планировать.

Личностно-профессиональные качества придают профессиональной деятельности неповторимый индивидуальный характер. Высокий уровень развития одной из характеристик не является гарантией повышения эффективности деятельности. Успешное профессиональное поведение определяется результатом совокупного развития личностно-профессиональных качеств. На современном этапе в научных исследованиях и в психолого-педагогической литературе не обозначены единые показатели и возможности диагностики профессионализма и результативности труда классных руководителей.

Опрос показал, что для классных руководителей, участвовавших в исследовании, характерна социально-психологическая адаптация в коллективе, принятие коллег (91 %). Чувство дискомфорта и неудовлетворенности связано с заработной платой и системой поощрений (88 %), статусом профессии (82 %), условиями труда (70 %), недостатком внимания со стороны администрации (64 %).

Роль классного руководителя в школе, обществе возрастает на этапе введения новых ФГОС. Проблемы классных руководителей многочисленны и разнообразны. Важно, чтобы образовательная политика государства и школьной администрации реально и последовательно поддерживала уникальный в мировой практике институт классного руководства.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. — М., 2003. — 336 с.

2. Иванова С.В. Мотивация на 100 %: А где же у него кнопка? / С.В. Иванова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 288 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

© Янова Е.П.*, Макарова С.М.*

Средняя общеобразовательная школа № 246, г. Москва

«Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

В.М. Лизинский

Системы образования любой страны должна способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно поэтому роль школы как базового звена образования чрезвы-

* Завуч НМР, учитель биологии и географии, кандидат педагогических наук.

* Директор.

​Московская система образования непрестанно движется вперед и открывает новые горизонты, отвечая важнейшим вызовам современности. В поисках лучших подходов к изучению тех или иных предметов методистам приходится быть гибкими и чутко реагировать на постоянно меняющиеся реалии, а технологам – способствовать обеспечению школ современным оборудованием, позволяющим организовать учебный процесс интересно и в то же время эффективно. И все же, несмотря на новейшие технологии и актуальные методические разработки, как и прежде, львиная доля успеха учащихся зависит от учителя – профессионала, творца, мастера своего дела.

Во все времена в школе не только давали необходимые знания, но и воспитывали душу, а также способствовали нравственному становлению молодого поколения. Важная роль в воспитательном процессе школьников отведена классному руководителю, который не в последнюю очередь является проводником детей во взрослый мир. Примечательно, что в последнее время этому вопросу Департамент образования Москвы уделяет особое внимание. В межрайонных советах директоров и в школах вновь обсуждаются вопросы о роли классного руководителя, о его месте в образовательном и воспитательном процессе, говорится об условиях его труда, должностных обязанностях и надлежащих способах стимулирования его работы.Рассуждая о классном руководстве, не могу не поделиться личным опытом. 1 сентября 2015 года я впервые стоял с табличкой «5-й «А» на крыльце школы. Эмоции переполняли меня: тогда наряду с должностью учителя я наконец-то стал классным руководителем. Позади были несколько лет педагогического опыта, учеба, практика, собственные поиски наилучших подходов в работе с детьми, саморазвитие, постоянная работа над собой. «Здравствуйте, а это вы наш классный руководитель?» В тот момент лица моих детей выражали любопытство и тревогу, они не знали, что ждет их впереди, но для меня в отличие от них это был осознанный выбор, к которому я шел пять лет.Два года классного руководства пролетели как миг, они были полны работы и насыщенны: творческие вечера и выступления, победы в олимпиадах и конкурсах, спортивные соревнования, экскурсии и поездки по городам нашей Родины. Подпитываясь энергией и энтузиазмом своих учеников, хочется творить и развиваться. Именно в одной команде с ними я решился на участие в конкурсе «Педагог года Москвы»-2016 в номинации «Классный руководитель года» и стал его финалистом.Мысль о том, каким будет классный руководитель будущего, не покидает меня все это время. Будет ли вообще необходима такая функция у учителя в школе?В поисках ответа на этот вопрос я провел мониторинг среди учащихся, молодых учителей, опытных коллег и администрации школы. В целом большинство опрошенных сходятся в одном: классный руководитель будет востребован, но при условии, что он будет идти в ногу со временем, внушать доверие всем участникам образовательного процесса, будет интересным и разносторонне развитым, сможет стать для детей образцом и вдохновителем, примером для подражания. Также все сошлись во мнении, что классный руководитель не может быть компетентен без знаний основ психологии, социологии, управленческих качеств и организационных способностей.Одна из интересных тенденций современного образования – объединение школьников в группы по интересам (например, такие проекты Департамента образования, как инженерные, медицинские классы). Возможно, что вскоре и вместо современных классов появятся некие новые формы организации учебной работы. Вместе с ними изменятся и функции классного руководителя.Уже на современном этапе возрастает значение тьюторов – педагогов-наставников, прописывающих вместе с учителями индивидуальные учебные планы для школьников, следящих за их личностным и интеллектуальным развитием, а также в какой-то мере обеспечивающих их психологические сопровождение. Со смещением акцентов в воспитательном процессе функции классного руководителя, возможно, перейдут к тьюторам. Очевидно, что сейчас, когда такая трансформация еще не произошла окончательно, одна из задач современного классного руководителя – соответствовать вызовам времени и использовать элементы тьюторской деятельности в своей работе с детьми. Каким образом это возможно в современных условиях – интересный вопрос, над его решением стоит подумать.Андрей ЧУГУНОВ, учитель истории и обществознания школы №1315

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации блока 300 мвт
  • Инструкция по настройке смарт часов x7 pro
  • Ваз 1111 ока мануал
  • Как часто издаются технические инструкции икао
  • Инструкция по действию дежурного персонала в случае возникновения пожара