Хакимова Гульчехра Алимжановна,
Заместитель директора по УВР
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
МО Арсеньевский район
Классный руководитель в рамках ФГОС (Слайд 1)
( Слайд 2)
В 2021 году были введены обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС-21) начального общего и основного общего образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации. Новые ФГОС обеспечивают личностное развитие учащихся, а классный руководитель играет новую важную роль. Какие надежды на классного руководителя возлагают родители? Что сегодня ожидает от классного руководителя ученик, который растёт в условиях стремительного развития цифровой экономики и информационных технологий? Как и в чём меняется роль классного руководителя сегодня?
Ответы на эти вопросы дает сегодня система образования, основная цель которой – обеспечить качественное образование, позволяющее выпускникам быть успешными и конкурентоспособными в учёбе, работе и жизни в условиях цифровизации общества.
(Слайд 3)
В модели современного руководителя класса преломляются различные грани его деятельности и поведения. Классный руководитель сегодня– это:
- педагог, который управляет ресурсами, условиями, изменениями, достигая целей и запланированных результатов;
- организатор сотрудничества между ребёнком и его родителями, с одной стороны, и учителями-предметниками, специалистами и руководством школы — с другой;
- наставник-психолог для каждого ребёнка, направляющий процесс его воспитания, становления и развития, способствующий преодолению возникающих затруднений.
(Слайд 4)
С нормативной точки зрения, классный руководитель – это организатор сотрудничества педагогов и социальных партнеров в построении не только эффективной воспитательной, но и образовательной системы школы.
В данном сообщении, наряду с воспитательными, рассмотрим некоторые аспекты в образовательном направлении работы классного руководителя в рамках ФГОС, при котором появляются новые компетенции руководителя класса: нацеленность на проектирование индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), то есть последовательности элементов учебной и внеучебной деятельности каждого школьника по реализации собственных образовательных целей, соответствующих его способностям, возможностям, интересам и осуществляемая при координирующей деятельности руководителя класса во взаимодействии с родителями и педагогами, работающими в классе.
(Слайд 5)
Ключевыми функциями классного руководителя при этом являются:
- Анализ:
• данных электронного журнала;
• информации от родителей, учителей-предметников, психолога, социального педагога;
• результатов собственных наблюдений за развитием каждого обучающегося;
- Прогноз:
• направлений личностного развития обучающихся;
• профессионального самоопределения школьников (мероприятия «Неделя без турникета», «Проектория»);
• результатов и рисков;
- Организация:
• проектирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;
• реализации подходов принятой в школе воспитания;
- Координация:
• взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- Контроль:
• учебных достижений класса и каждого обучающегося;
• соблюдения обучающимися принятых правил и норм;
• соблюдения всеми педагогами единства требований и исполнения принятых решений;
- Коммуникация:
• в целях регулирования межличностных отношений всех заинтересованных сторон;
• для создания благоприятного климата в классе;
- Принятие решений:
• по проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
(Слайд 6)
Почему в условиях обновленного ФГОС руководитель класса применяет проектный подход к управлению классом и работе с каждым учеником? Во – первых, деятельность ориентирована не на процесс, а на результат в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами; во – вторых, принимается ответственность перед педагогической общественностью за достижение результата. И, наконец, реализация требует новых подходов, технологий, способов, методов, приемов в зависимости от конкретной ситуации. «Класс как проект» направлен на получение качественного образования, раскрытие талантов и способностей каждого ученика и развитие класса в целом.
Виды проектов руководителя класса:
Проект-ребёнок
Каждый ребёнок – уникален! Руководитель класса способствует индивидуальному развитию ребёнка, выстраивая вместе с ним, с родителями траекторию продвижения к успеху.
Проект-команда
Руководитель класса создаёт условия, в которых каждый член класса находит сообщество, разделяющее его интерес или устремление к той или иной профессии, помогая реализовать этот интерес в совместнойдеятельности.
Проект-класс
В современной жизни не снижается важность умения жить сообща, работать в команде. Руководитель класса создает условия для сплочения коллектива, как уникального ученического сообщества с
определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.
(Слайд 7)
Меняется время. Сегодня успешность современного человека определяют:
- ориентирование на знания и использование новых технологий;
- активная жизненная позиция;
- установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;
- активное финансовое поведение;
- эффективное социальное сотрудничество;
- здоровый и безопасный образ жизни.
Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Основной целью его деятельности является создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе. А для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это включается в понятие функциональной грамотности,
(Слайд
которая практикуется в МОУ «Первомайская СОШ» уже два года.
Если инструментом оценки предметных результатов являются стандартизированные контрольные, проверочные, самостоятельные работы, тесты, диктанты, творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка учащихся и др., а также итоговые контрольные работы (промежуточная аттестация) по предметам, то оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе различных процедур таких, как:
1) решение различных задач творческого и поискового характера, учебное
проектирование;
2) выполнение заданий специально сконструированных, в том числе комплексных работ на межпредметной основе, мониторинга сформированности основных учебных умений.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Анализ результатов показывает, насколько учащиеся умеют использовать предметные знания , умения и навыки в решении жизненно важных задач. Задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик.
(Слайд 9)
Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности.
(Слайд 10)
МОУ «Первомайская СОШ» реализует выполнение заданий по функциональной грамотности как в урочное время, так и во внеурочной деятельности через общеинтеллектуальное направление (в секциях «Культура здорового образа жизни», «Занимательная грамматика», «Инфознайка», «В мире математики», «В мире химии и биологии», «В мире географии», «Занимательная информатика») и социальное направление (в секциях «Финансовая грамотность» ,
(Слайд 11)
«В мире профессий» , «Безопасность повседневной жизни»).
(Слайд 12)
(Слайд 13)
А классный руководитель выступает здесь как коммуникатор и медиатор между всеми участниками образовательного процесса.
(Слайд 14)
Его основными функциями являются:
- личностно-ориентированное общение с обучающимися класса;
- выстраивание позитивной коммуникации с классом как социальной группой;
- конструктивное взаимодействие с родительской общественностью;
- работа в режиме двухканальной связи с представителями администрации школы;
- позиционирование класса и школы в публичном информационном пространстве.
(Слайд 15)
Итак, классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, гарант нынешней и будущей успешности ребёнка, рассматривающий развитие каждого обучающегося через выстраивание его индивидуальной образовательной траектории, раскрытие его талантов и способностей.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Функции:
- воспитательная;
- организационно-административная;
- координирующая.
(Слайд 16)
«Классный» — значит, лучший, удивительный, прекрасный; значит, надёжный, понимающий; значит — образец во всём! И в то же время — «руководитель»! Именно он – тот магнит, который притягивает к себе детей, вдохновляет их на яркие, интересные дела, воодушевляет, подсказывает, зовёт за собой!
(Слайд 17)
Спасибо за внимание!
Скачать материал
Скачать материал
- Курс добавлен 27.03.2023
- Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
- Сейчас обучается 453 человека из 71 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Классный руководитель в системе ФГОС
-
2 слайд
ФГОС
В 31 мая 2021 года были введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС-21) начального общего и основного общего образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации (№286 и 287) . Новые ФГОС обеспечивают личностное развитие учащихся, а классный руководитель играет новую важную роль. -
3 слайд
ФГОС
В модели современного руководителя класса преломляются различные грани его деятельности и поведения. Классный руководитель сегодня – это:
педагог, который управляет ресурсами, условиями, изменениями, достигая целей и запланированных результатов;
организатор сотрудничества между ребёнком и его родителями, с одной стороны, и учителями-предметниками, специалистами и руководством школы — с другой;
наставник-психолог для каждого ребёнка, направляющий процесс его воспитания, становления и развития, способствующий преодолению возникающих затруднений. -
4 слайд
С нормативной точки зрения, классный руководитель – это организатор сотрудничества педагогов и социальных партнеров в построении не только эффективной воспитательной, но и образовательной системы школы.
Рассмотрим некоторые аспекты в воспитательном и образовательном направлении работы классного руководителя в рамках ФГОС, при котором появляются новые компетенции руководителя класса: нацеленность на проектирование индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), то есть последовательности элементов учебной и внеучебной деятельности каждого школьника по реализации собственных образовательных целей, соответствующих его способностям, возможностям, интересам и осуществляемая при координирующей деятельности руководителя класса во взаимодействии с родителями и педагогами, работающими в классе. -
5 слайд
Ключевыми функциями классного руководителя при этом являются:
1.Анализ:
• данных электронного журнала;
• информации от родителей, учителей-предметников, психолога, социального педагога;
• результатов собственных наблюдений за развитием каждого обучающегося;
2.Прогноз:
• направлений личностного развития обучающихся;
• профессионального самоопределения школьников (мероприятия «Неделя без турникета», «Проектория»);
• результатов и рисков;
3.Организация:
• проектирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;
• реализации подходов принятой в школе воспитания; -
6 слайд
Ключевыми функциями классного руководителя при этом являются:
4.Координация:
• взаимодействия всех участников образовательных отношений;
5.Контроль:
• учебных достижений класса и каждого обучающегося;
• соблюдения обучающимися принятых правил и норм;
• соблюдения всеми педагогами единства требований и исполнения принятых решений;
6.Коммуникация:
• в целях регулирования межличностных отношений всех заинтересованных сторон;
• для создания благоприятного климата в классе;
7.Принятие решений:
• по проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; -
7 слайд
Проектный подход к управлению классом и работе с каждым учеником
1. деятельность ориентирована не на процесс, а на результат в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами;
2. принимается ответственность перед педагогической общественностью за достижение результата.
3. реализация требует новых подходов, технологий, способов, методов, приемов в зависимости от конкретной ситуации.
«Класс как проект» направлен на получение качественного образования, раскрытие талантов и способностей каждого ученика и развитие класса в целом. -
8 слайд
Виды проектов руководителя класса:
Проект-ребёнок
Каждый ребёнок – уникален! Руководитель класса способствует индивидуальному развитию ребёнка, выстраивая вместе с ним, с родителями траекторию продвижения к успеху.
Проект-команда
Руководитель класса создаёт условия, в которых каждый член класса находит сообщество, разделяющее его интерес или устремление к той или иной профессии, помогая реализовать этот интерес в совместной деятельности.
Проект-класс
В современной жизни не снижается важность умения жить сообща, работать в команде. Руководитель класса создает условия для сплочения коллектива, как уникального ученического сообщества с
определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой. -
9 слайд
Сегодня успешность современного человека определяют:
ориентирование на знания и использование новых технологий;
активная жизненная позиция;
установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;
активное финансовое поведение;
эффективное социальное сотрудничество;
здоровый и безопасный образ жизни. -
10 слайд
Функциональная грамотность
Основной целью деятельности классного руководителя сегодня является создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе. А для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это включается в понятие функциональной грамотности.
-
11 слайд
Функциональная грамотность
Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе различных процедур таких, как:
1) решение различных задач творческого и поискового характера, учебное проектирование;
2) выполнение заданий специально сконструированных, в том числе комплексных работ на метапредметной основе, мониторинга сформированности основных учебных умений. -
12 слайд
Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося.
Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.).
В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. -
13 слайд
Направления
общеинтеллектуальное (в секциях «Культура здорового образа жизни», «Занимательная грамматика», «В мире математики», «В мире IT-технологий», «В мире химии и биологии», «В мире географии», «Занимательная информатика»)
социальное направление (в секциях «Финансовая грамотность» , «В мире профессий» , «Безопасность повседневной жизни», «Правовая культура гражданина»). -
14 слайд
Классный руководитель выступает здесь как коммуникатор и медиатор между всеми участниками образовательного процесса.
Его основными функциями являются:
личностно-ориентированное общение с обучающимися класса;
выстраивание позитивной коммуникации с классом как социальной группой;
конструктивное взаимодействие с родительской общественностью;
работа в режиме двухканальной связи с представителями администрации школы;
позиционирование класса и школы в публичном информационном пространстве. -
15 слайд
Итак,
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, гарант нынешней и будущей успешности ребёнка, рассматривающий развитие каждого обучающегося через выстраивание его индивидуальной образовательной траектории, раскрытие его талантов и способностей.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Функции:
воспитательная;
организационно-административная;
координирующая.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 258 192 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 27.04.2023
- 58
- 0
- 27.04.2023
- 32
- 0
- 27.04.2023
- 59
- 0
- 26.04.2023
- 76
- 0
- 26.04.2023
- 53
- 0
- 26.04.2023
- 71
- 5
- 26.04.2023
- 44
- 0
- 26.04.2023
- 60
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по подготовке учащихся старших классов к сдаче экзаменов»
-
Курс повышения квалификации «Основы музейной педагогики в работе учителя как одно из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Принято на педагогическом совете Протокол №____ от__________________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бирюлинская СОШ» ______________ И.П.Санарова Приказ №____ от__________ |
Положение о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует работу классного руководителя в МБОУ «Бирюлинская СОШ» (далее – Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии:
-
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-
Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях;
-
уставом МБОУ «Бирюлинская СОШ»
-
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в Школе, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
-
Конституцией Российской Федерации;
-
Семейным кодексом Российской Федерации;
-
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
-
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
-
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
-
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-
ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
-
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
-
ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
-
приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией Школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным родительским комитетом, социальным педагогом, педагогом-психологом, педагогом-организатором и педагогами дополнительного образования.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
-
формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
-
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
-
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
нравственный пример педагогического работника;
-
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-
социальная востребованность воспитания;
-
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
-
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
-
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
-
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
-
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
-
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
-
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
-
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
-
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
-
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
-
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
-
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
-
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий Школы.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:
-
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
-
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
-
содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
-
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
-
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
-
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;
-
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
-
формирование навыков информационной безопасности;
-
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
-
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
-
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
-
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
-
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
-
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
-
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
-
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
-
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
-
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
-
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
-
координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
-
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:
-
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
-
взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
-
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
-
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
-
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
-
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
-
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:
-
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;
-
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
-
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя:
-
работу с детьми-инвалидами и ОВЗ;
-
работа с учащимися, состоящими на всех видах учёта
-
реализацию воспитательной системы школы «Остров обретения»;
-
организацию дней единых действий «Моя инициатива в действии»;
-
участие в школьной службе медиации, наркопосте, Совете отцов и совете по правовому обучению, воспитанию и профилактике правонарушений;
-
проведение родительских всеобучей для классных родительских комитетов;
-
организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
-
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
-
вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
-
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы в части организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее качества и эффективности;
-
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
-
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру Школы при проведении мероприятий с классом;
-
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления Школы для реализации задач по классному руководству;
-
приглашать в Школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;
-
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
-
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
-
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
-
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
-
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
-
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
-
организует и контролирует дежурство учащихся по Школе;
-
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
-
проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков учащимися занятий;
-
проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным расписанием;
-
организует работу с родителями;
-
проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе;
-
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
-
посещает уроки в своем классе (согласно графику);
-
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
-
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
-
оформляет и заполняет электронный журнал;
-
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
-
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
-
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
-
проводит классное родительское собрание;
-
предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию об успеваемости учащихся класса за четверть, год.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
-
оформляет личные дела учащихся;
-
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
-
составляет план воспитательной работы в классе;
-
собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).
4.6. Классный час, дата и время которого утверждаются директором Школы, обязателен для проведения классным руководителем и посещения обучающимися. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустимы. Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин.
4.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не предусмотренных планом Школы и годовым планом классного руководителя, не допускается.
4.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.10. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию Школы не менее чем за три дня до мероприятия.
4.11. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
-
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
-
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
-
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
-
личное дело обучающегося;
-
электронный журнал класса;
-
журналы по ТБ;
-
анализ и программа воспитательной работы (на основе перспективного плана работы Школы). Форма анализа и программы воспитательной работы определяется администрацией Школы;
-
социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией Школы);
-
диагностическую карту класса;
-
план индивидуальной работы с учащимися;
-
план работы с родителями;
-
психолого-педагогическую характеристику;
-
диагностический инструментарий работы с классом;
-
карты на детей и семей, состоящих на всех видах учёта (совместно с социальным педагогом);
-
карты развития ученика (совместно с педагогом-психологом);
-
результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;
-
характеристики на обучающихся (по запросу);
-
протоколы заседаний родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;
-
схему самоуправления в классе;
-
таблицу занятости детей во внеурочное время;
-
разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (в том числе классных часов – при необходимости);
-
аналитические материалы.
6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся:
-
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
-
адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
-
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;
-
системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
6.2. Оценка эффективности происходит 2 раза в год в результате проведения экспертизы. Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором Школы.
6.3. Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:
-
сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
-
сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
-
наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются основой для поощрения классных руководителей.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
-
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией Школы;
-
создание системы наставничества и организацию методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
-
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству.
7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая:
-
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
-
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;
-
предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая:
-
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений;
-
организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и восстановления в Школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
7.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:
-
публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета;
-
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте Школы;
-
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
-
организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
-
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.