Классное руководство преемственность

Выступление на педсовете по теме:

Преемственность работы классных руководителей

начальной и основной школы

Татаренко Оксана Юрьевна,

классный руководитель 5 «а» класса,

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска

       Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.

      В жизни любого человека   переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в основную — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

    И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
   
Ведь переход учащихся из начального в среднее звено школы — одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения.

    Учителю и одновременно классному руководителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми общеучебными знаниями, умениями, навыками.

     Классному руководителю  5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

   В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах; новые требования со стороны учителей-предметников, смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.

    Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

    Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

     Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Чаще всего возникают следующие проблемы:  снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Причины возникновения проблем:

Изменение условий обучения

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов  много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.

Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь – справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход в сравнении с начальной школой к новым методам обучения.

-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться  действенными мотивами для успешного обучения.

Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе

Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.

Ослабление внешнего контроля над выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом учащихся  в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий,  отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.

Появляются пропуски и пробелы в знаниях.

В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.

Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – позволяет  преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.

Преемственность – понятие Преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию)

На слайде вы можете увидеть примерный план работы по реализации преемственности в начальной и основной школе:

Содержание работы

Время проведения

Ответственные

Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе

Январь

Администрация

Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене

Январь-май

Классный руководитель

4 класса

Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания основных предметов, с целью выработки единых требований

Январь — март

предметников

Взаимопосещения уроков учителями-предметниками.

Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы

Январь-

март

Зам. директора по УР

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Апрель

Классные руководители

Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов)

январь-май

Администрация, классные

руководители

Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ.

Апрель

Руководители МО

Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах.

Май

Классные руководители 4-5 классов, учителя- предметники

Совместное итоговое родительское собрание.

Цель: “Особенности адаптации пятиклассников”

Май

Администрация, классные руководители

Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе классных руководителей начальной и основной школы:


1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей и учителей-предметников будущих пятиклассников.
2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-х классах классными руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
3. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2»,  так называемый «мораторий на двойки».
5. Итоговые контрольные работы в 4-х классах, совместный анализ проведенных работ.

6. Участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов. Ознакомление с характеристикой классного коллектива, уровнем воспитанности и возрастными особенностями школьников, выявление участия родителей в жизни класса.
7. Проведение школьным психологом семинара «Ознакомление  с возрастными особенностями младших школьников и будущих 5-классников. Вопросы адаптации 5-классников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе» для классных руководителей 5 классов и учителей-предметников.
8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
9. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10.  Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.

11. Создание программы воспитательной деятельности с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива, которая должна логично быть продолжена с 1- 4 классов — в старшем звене 5 — 9 и 10 – 11 классов.      

12. Продолжение оформления портфолио ученика, с предоставлением всех форм деятельности школьника и его успехов в виде грамот и дипломов.

13. Привлечение учащихся 8-10-х классов к процессу воспитания в организации и проведении классных часов, конкурсов, викторин, динамических пауз, игр на больших переменах и после уроков, что позволит пятиклассникам легче преодолеть трудности адаптационного периода, одной из которых может быть страх перед старшеклассниками.

Чтобы наладить процесс преемственности, необходимо создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных условий школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя 5-го класса и способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию образования.

Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.

Давайте укреплять мосты партнёрства,

Содружества, взаимопонимания.

Без лишней суеты или актёрства

Проявим и заботу и старание.

Давайте помогать в пути друг другу,

Ведь наша цель, по сути, благородна:

Растить детей. Не уповать на чудо,

А действовать и мудро и свободно…

Выступление на педсовете
по теме:

Преемственность работы
классных руководителей

начальной и основной
школы

Татаренко Оксана Юрьевна,

классный руководитель 5 «а» класса,

МБОУ СОШ № 117
г. Снежинска

       Всякий раз, когда новые пятиклассники
переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить
воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными,
сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и
во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им
применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.

      В жизни любого человека   переходные периоды
всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в основную
— это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации,
зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

    И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит
сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они
сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
    Ведь переход учащихся из начального в
среднее звено школы — одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период
адаптации в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения.

    Учителю и одновременно классному
руководителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил
школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми общеучебными
знаниями, умениями, навыками.

     Классному руководителю  5 класса необходимо
за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять
деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Не следует также
забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их
воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

  
В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и
учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах; новые требования со стороны учителей-предметников,
смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.

    Наблюдения за учащимися,
общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут
понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны
для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными
для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу
своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

    Одни пятиклассники гордятся тем,
что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают
изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети
нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или,
наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у
детей ухудшаются сон и аппетит.

     Предметное
обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются
более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа
педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и
успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению
неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения
во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не
могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению
защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье
ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и
общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования
в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной
деятельности педагогического коллектива.

Чаще всего возникают следующие проблемы:  снижение успеваемости, возникновение
негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими
заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие
рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на
организационном, содержательном и методическом уровнях.

Причины возникновения проблем:

Изменение условий обучения

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы,
которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет
изучается в своём кабинете, и таких кабинетов  много. Зачастую на этом этапе
дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение
кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле
заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.

Неспособность ученика адаптироваться к
различным требованиям учителей-предметников.

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя,
требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое
количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя
предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или
сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные
связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие
педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с
поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов,
другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель
требует завести отдельную тетрадь – справочник, на другом уроке все термины
записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не
только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока
ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных
школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия
с реальными возможностями.

Учителя средней школы не всегда учитывают
функционально-психологические и личностные различия
между пятиклассниками и более старшими учащимися и
предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы,
их возможностей и реальных учебных результатах.

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного
возраста
и как следствие неадаптированность методики преподавания к
возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход в сравнении с
начальной школой к новым методам обучения.

-Отсутствие гибкого переноса традиций классного
коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции,
которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.
Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций
слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за
город, и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся
сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в
соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для
учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт
позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных
взаимоотношениях с педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую
деятельность.

Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании
доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных
эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание
ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе
нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и
эмоциональные переживания продолжают оставаться  действенными мотивами для
успешного обучения.

Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и
индивидуальными.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится
деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к
сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной
деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах.
Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога,
способного организовать значимое для школьников общение.

Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных
курсов в 5-ом классе

Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с
начальной школой объёмом домашнего задания.

Ослабление внешнего контроля над выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом учащихся  в 5-ый класс педагоги фиксируют
небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных
принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий,  отсутствие
самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих
детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном
объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники
постепенно отучаются продуктивно работать дома.

Появляются пропуски и пробелы в знаниях.

В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным
подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не
усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать
всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему,
ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку,
затягивается узел незнаний, появляются двойки.

Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они
воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется
личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится
и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить
интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны
забота и внимание со стороны учителя.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним
факторы негативного характера – позволяет  преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.

Преемственность – понятие Преемственности в
педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения
ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,
т.е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в
сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при
переходе к новому состоянию)

На слайде вы можете увидеть примерный план
работы по реализации преемственности в начальной и основной школе:

Содержание работы

Время проведения

Ответственные

Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе

Январь

Администрация

Знакомство учащихся начальных классов с
учебным процессом в среднем звене

Январь-май

Классный руководитель

4 класса

Анализ программ, методических рекомендаций
по преемственности преподавания основных предметов, с целью выработки единых
требований

Январь — март

предметников

Взаимопосещения уроков
учителями-предметниками.

Цель: ознакомление со стилем, темпом,
формами работы учителей будущих выпускников начальной школы

Январь-

март

Зам. директора по УР

Диагностика готовности учащихся начальных
классов к переходу в среднее звено

Апрель

Классные
руководители

Знакомство классных руководителей, учителей
– предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы
(посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие
преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе
родительских собраний 4-х классов)

январь-май

Администрация, классные

руководители

Итоговые контрольные работы в 4-х классах по
русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ.

Апрель

Руководители МО

Подготовка и проведение выпускного праздника
в выпускных классах.

Май

Классные руководители 4-5 классов, учителя-
предметники

Совместное итоговое родительское собрание.

Цель: “Особенности адаптации пятиклассников”

Май

Администрация,
классные руководители

Основные условия преемственности в
учебно-воспитательной работе классных руководителей начальной и основной школы:


1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей
и учителей-предметников будущих пятиклассников.
2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-х классах классными
руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя,
выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского
коллектива и отдельных учащихся.
3. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу
5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе,
только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать
повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по
дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы
избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти
надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок
начальной школы. В 1 четверти не ставить «2»,  так называемый «мораторий на
двойки».
5.
Итоговые контрольные работы в
4-х классах, совместный анализ проведенных работ.

6. Участие преподавателей средней школы и будущих
классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов. Ознакомление с характеристикой классного коллектива,
уровнем воспитанности и возрастными особенностями школьников, выявление участия
родителей в жизни класса.
7. Проведение школьным психологом семинара «Ознакомление  с возрастными
особенностями младших школьников и будущих 5-классников. Вопросы адаптации
5-классников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе» для
классных руководителей 5 классов и учителей-предметников.
8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
9. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации
учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10.  Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.

11. Создание программы воспитательной деятельности с учётом
специфики класса, особенностей родительского коллектива, которая должна логично
быть продолжена с 1- 4 классов — в старшем звене 5 — 9 и 10 – 11 классов.      

12. Продолжение оформления портфолио ученика, с
предоставлением всех форм деятельности школьника и его успехов в виде грамот и
дипломов.

13. Привлечение учащихся 8-10-х
классов к процессу воспитания в организации и проведении классных часов,
конкурсов, викторин, динамических пауз, игр на больших переменах и после уроков,
что позволит пятиклассникам легче преодолеть трудности адаптационного периода,
одной из которых может быть страх перед старшеклассниками.

Чтобы
наладить процесс преемственности, необходимо создание единого образовательного
пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на
всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между
образовательными учреждениями города.

Школа
может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые
организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.
Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных
условий школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя
5-го класса и способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию
образования.

Можно с
уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми
объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том
случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в
самом тесном сотрудничестве.

Давайте
укреплять мосты партнёрства,

Содружества,
взаимопонимания.

Без лишней
суеты или актёрства

Проявим и
заботу и старание.

Давайте
помогать в пути друг другу,

Ведь наша
цель, по сути, благородна:

Растить
детей. Не уповать на чудо,

А
действовать и мудро и свободно…

13.01.2016

Преемственность в работе классного руководителя по развитию классного коллектива

Трофимова Алевтина Львовна

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес не только к обучению, но и к управленческой деятельности класса. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Классное самоуправление – это самодеятельный добровольный соуправляемый центр, объединяющий детей.

Оценить




1529

Содержимое разработки

Преемственность в работе классного руководителя по развитию классного коллектива

А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребёнку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес не только к обучению, но и к управленческой деятельности класса. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Классное самоуправление – это самодеятельный добровольный соуправляемый центр, объединяющий детей.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырёх лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет.

В текущем учебном году я взяла классное руководство в 5 б классе. И первыми вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Что было отрадно, это то, что я их знала уже, т.к. вела у них уроки марийского языка. Я в 4 классе уже приглядывалась к ним, старалась определить, какие же они каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый класс, так же беседовала с классным руководителем Ведерниковой Е.В. (с целью на кого обратить внимание). Полного самоуправления в 4 классе ещё не существовало, т.к. класс находился на первом этапе создания коллектива. Однако первые черты его уже проявлялись: командир чётко знала свои функции и класс ему подчинялся. Командир класса с помощью командиров подгрупп мог воздействовать на любого учащегося, а также оказать помощь любому ученику при необходимости. Уровень самоуправления в классе был чуть ниже среднего, он проявлялся в том, что всей внеклассной работой руководил учитель, хотя кое-что дети пытались делать и самостоятельно (проведение классных часов, заполнение календаря погоды, дежурство по классу, по столовой, уход за цветами).

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

1.Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Свою деятельность я начала с того, что 3 сентября я организовала экскурсию по школе и по классам, в которых они будут учиться в среднем звене. Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, — это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления. Пять подгрупп (звеньев) в рамках преемственности оставили те же, что и в начальных классах. Но командиров каждого звена мы выбрали с учётом мнений всех ребят, они отвечают за сбор дневников, за внешний вид и поведение своего звена.

Обязанности были строго распределены. Например, командир класса отвечает за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса, за организацию самоуправления в классе. Учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий, содействует работе с портфолио ученика в классе. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Зона полезного действия (трудовой сектор) – за организацию дежурства в классе и по столовой, за организацию работы на территории школы, хозяйственно-бытовых мероприятий класса (генеральные уборки), за соблюдением учащимися единых требований школы, к внешнему виду учащихся. Художественный сектор — за классный уголок, стенгазеты, за участие в конкурсах рисунков, плакатов. Библиотекари, цветоводы, вожатые тоже знают свои обязанности. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений почти никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течение первых двух четвертей 5 класса, стало функционировать лучше.

Одним из видов самоуправления является ЧТД, где у каждого звена есть свои обязанности, например,

Работа с подшефными (каждое звено проводило с 1 б разные игры, загадывали загадки, помогали)

Выпуск молнии (еженедельно дети выпускают молнии-газеты, где обобщают, что хорошего и плохого было у них за неделю (без помощи классного руководителя))

Зона полезного действия (следит за посещаемостью учеников, назначает дежурных по классу, помогает классному руководителю следить за соблюдением правил внутреннего распорядка)

Дежурство по столовой (в начальных классах дети дежурили в столовой всем классом, а сейчас каждое звено должно дежурить, вначале все переживали, как будем успевать, но быстро привыкли ко всему). У меня в классе есть мальчик, который вообще не понимал как и почему дежурить, но глядя на своих товарищей, он научился.

Классный час (как я уже говорила, в начальных классах практиковалось проведение классных часов самими детьми, это было им не в тягость, они с большим энтузиазмом готовят классные часы).

На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Для сплочения коллектива были проведены классные часы «Я и мои друзья», «Мы выбираем, нас выбирают», «День рождение класса». Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом. Можно сказать, что количество активистов увеличилось. Считаю, что еженедельное подведение итогов ЧТД, обсуждение проблем, возникающих в звенья, дало положительные результаты.

Уровень развития самоуправления в коллективе у нас средний, но работа продолжается. До конца учебного года осталось не больше 2 месяцев. Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

В конце своего выступления, хочу порекомендовать будущим классным руководителям 5 классов:

Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива заблаговременно

Поддерживайте тесную связь с первым учителем

Трофимова А.Л.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/177563-preemstvennost-v-rabote-klassnogo-rukovoditel

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Материалы к совещанию № 3.

Доклад классного руководителя 5-А класса

NN

Результативность работы

по преемственности начального и основного общего образования.

В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой.

Для адаптации пятиклассников — учащихся 5-А класса — были проведены следующие мероприятия:

1.Сбор информации об учащихся. Беседы с учителями начальной школы. Знакомство с материалами совещаний и педсоветов, предоставленными учителями начальной школы (указаны учителя).

2.Изучение личных дел и медкарт. Составлены листы здоровья и социограммы класса.

3. Знакомство с родителями. Проведено родсобрание.

4.Осуществление педагогического наблюдения за поведением, обучением учащихся, выявление характерных особенностей учащихся для реализации индивидуального и дифференцирующего подходов к ним при реализации образовательного процесса. Проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 класса.

5. Проведение классных и внеклассных мероприятий, факультативных занятий с воспитательными и мониторинговыми целями.

6. Анализ посещаемости учащихся.

7. Анализ успеваемости обучающихся.

8. Проведение предметных мониторинговых диагностических работ.

9. Работа с психологом.

10. Координировались действия учителей, работающих в классе, по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе, по выяснению личностных особенностей детей.

11. Наблюдалась преемственность в содержании учебных предметных курсов — ребятам были предложены темы на повторение и с опорой на имеющиеся знания.

12. Наблюдалась преемственность в формах и методах работы с обучающимися.

13. Наблюдалась преемственность в общих требованиях к учащимся. Новые требования вводились постепенно, поэтапно.

14. Перед педагогическим коллективом в 5-А классе на первом месте была и будет главная цель – научить школьника учиться, быть самостоятельным, организованным, стремиться к самосовершенствованию, к успеху и к реализации полного самовыражения.

Классный руководитель NN.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно
из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и
единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени
обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода
адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к
ухудшению здоровья ученика.

Главная цель педагогического совета по преемственности – выработка линии
поведения классных руководителей, учителей-предметников;

создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;

выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального
подхода к ученикам и классу в целом;

привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;

обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;

определение основных направлений совместной работы педагогического
коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации
образовательного процесса в 5-х классах.

Педагогический совет проводится в три этапа:

I – подготовка,
II – проведение.
III – контроль выполнения решений.

1. Подготовка педагогического совета по преемственности.

Приложение 7.

Задолго до ноября месяца в годовом плане школы появляется тема ноябрьского
педагогического совета: “Преемственность в обучении, воспитании, развитии
учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основную”. Определяются
цели и задачи педсовета, планируются сроки его проведения. Этот момент и есть
начало подготовки педсовета. Специалисты всех школьных служб получают конкретные
задания от директора школы.

Задания директора школы различным службам.

Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:

  • разобрать план проведения педсовета по преемственности;
  • продумать форму проведения педсовета по преемственности;
  • продумать кандидатуры будущих классных руководителей 5-х классов с
    учетом особенностей учащихся и классных руководителей 4-х классов;
  • предварительно подготовить выступающих: учителей 5-х классов,
    председателей методических объединений;
  • составить план посещения уроков в 4-х классах (апрель-май) и в 5-х
    классах (сентябрь-октябрь);
  • продумать, кого из родительского комитета пригласить.

Руководителю ППМС-службы (психологу школы):

  • посетить совместно с учителями, администрацией уроки в 4-х классах
    (апрель-май) (психолого-педагогический аспект предполагаемой проблемы
    адаптации);
  • подготовить диагностические материалы по программе “Готовность к
    обучению в основной школе”;
  • провести диагностику;
  • подготовить рекомендации;
  • подготовиться к выступлению (на родительских собраниях в 4-х классах, на
    педсовете);
  • подготовить рекомендации для родителей учащихся 4-х классов на летний
    период и в плане подготовки к 5-му классу;
  • провести родительские собрания (принять участие в проведении) в конце
    года в 4-х классах;
  • составить анкету для классных руководителей 4–5-х классов для
    выступления на педсовете: психолого-педагогические характеристики классов,
    напутствие классных руководителей, слова благодарностей и т.д.;
  • подготовить рекомендации для будущих учителей 5-х классов по
    индивидуальным особенностям отдельных учащихся, особенностям класса в целом;
  • посетить уроки в 5-х классах, классные часы (сентябрь-октябрь);
  • провести родительские собрания в 5-х классах “Особенности младшего
    подросткового возраста”;
  • провести работу по программе “Адаптация-5”;
  • обобщить результаты.

Учителям 4-х классов:

  • “открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня
    готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся
    и класса в целом;
  • провести экскурсии по кабинетам основной школы;
  • провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
  • провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;
  • посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления
    преемственности.

Классным руководителям будущих 5-х классов:

  • посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;
  • познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной
    школы;
  • изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить
    эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования
    (сентябрь);
  • обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми
    учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам.

Председателям МО (методических объединений по предметам):

  • совместно с учителями посетить уроки в 4-х, 5-х классах, подготовить
    рекомендации по оптимизации учебного процесса с целью осуществления
    преемственности.
  • Председателям МО русского языка:

  • проконсультировать родителей по проблемам дефектов устной и письменной
    речи учащихся (на родительских собраниях);
  • проконсультировать учителей-предметников об особенностях работы с
    детьми, имеющими дефекты речи.

Логопедам:

  • подготовить речевые карты учащихся 4-х классов для передачи в основную
    школу;
  • провести логопедическое обследование пятиклассников;
  • сформировать группы для логопедических занятий в 5-х классах;
  • поддерживать постоянный контакт с родителями учащихся, посещающих
    логопедические занятия (телефонный контакт, встречи);
  • поддерживать контакт с учителями русского языка и классными
    руководителями.

Родителям:

  • посещать родительские собрания;
  • выполнять рекомендации учителей, психологов.

Учителям предметникам:

  • выступить на родительских собраниях в сентябре (знакомство с
    родителями), изложить требования по предмету, критерии оценок и т.д.
  • познакомиться с учащимися 5-х классов, изучить их имена и фамилии.

2. Порядок проведения педсовета.

  1. Открытие педсовета по преемственности,
  2. Выступления представителей администрации,
  3. Выступления психолога, логопеда 4-х классов,
  4. Выступления учителей начальной школы 4-х классов,
  5. Классные руководители 5-х классов,
  6. Учителя-предметники,
  7. Руководители МО по предметам,
  8. Логопед, психолог 5-х классов,
  9. Медицинский работник,
  10. Принятие решений,
  11. Заключение администрации.

После окончания первой четверти в торжественной обстановке проводится
педсовет по преемственности. Присутствующие: администрация школы; учителя
начальных классов; классные руководители 5-х классов; учителя предметники,
работающие в 5-х классах; руководители методических объединений (МО) по
предметам; сотрудники ППМС-центра, другие специалисты.

  1. Педсовет открывает директор школы или его заместитель.
  2. Выступают представители администрации, которые подводят итоги проведения
    классно-обобщающего контроля, высказывают свое мнение об особенностях класса
    и отдельных учеников, дают рекомендации классным руководителям по работе с
    коллективом. Приложение 1.
  3. Выступают психолог 4-х классов и логопед 4-х классов, которые
    рассказывают о результатах коррекционной работы с учащимися, об их
    психолого-педагогических особенностях, об уровне готовности к переходу в
    основную школу, представляют результаты диагностики.
    Приложение 2
    .
  4. Выступают учителя начальной школы.
    Приложение 3
    .
  5. Затем классные руководители 5-х классов рассказывают об особенностях
    вверенных им классов, индивидуальных особенностях отдельных учеников
    (опираясь на результаты анкеты, которая была предложена им при подготовке к
    педсовету), торжественно преподносят письма-сочинения пятиклассников
    учителям начальных классов.
    Приложение 4
    .
  6. Продолжают разговор учителя-предметники 5-х классов.
  7. Затем руководители МО дают рекомендации учителям-предметникам на основе
    анализа посещенных уроков в 5-х классах в Ι четверти.
  8. После выступлений классных руководителей и учителей 5-х классов,
    начальной школы, руководителей МО психолог 5-х классов рассказывает о
    результатах диагностического исследования трудностей адаптационного периода,
    дает рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям,
    опосредованно – родителям. Приложение 5,
    Приложение 6.
  9. Медицинский работник рассказывает о особенностях здоровья учащихся, дает
    рекомендации классным руководителям, учителям предметникам, родителям.
  10. В заключение принимается решение педагогического совета.
  11. Закрывает педсовет директор школы или его заместитель, подводя итоги,
    делая выводы.

Основным объектом внимания является ученик и основной целью – забота о его
здоровье. Классный руководитель находится в постоянном контакте с психологом,
курирующим данный класс, с медицинскими работниками, родителями. От этого
зависит успех процесса адаптации ребенка в новых условиях.

Таким образом, педсовет по преемственности подводит итоги периода адаптации
пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании,
развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы.
Окончание педагогического совета по преемственности является началом очередного
витки в развитии системы преемственности в обучении, воспитании, развитии.

Педсовет закончился. Его решения – начало работы специалистов разных
направлений по их выполнению.

3. Контроль выполнения решений педагогического педсовета.

Какие функции возложены на каждое звено воспитательного и образовательного
процесса на этом этапе?

Администрация:

  • контроль за выполнением решений ПСП;
  • создание необходимых условий для их выполнения;
  • проведение необходимых мероприятий последующего промежуточного контроля.

Руководители МО:

  • контроль за выполнением рекомендаций учителями-предметниками;
  • посещение уроков, взаимопосещение, проведение заседаний МО, контрольные
    срезы знаний.

Учителя:

  • изучение индивидуальных особенностей пятиклассников;
  • учет возрастных особенностей в работе;
  • подбор педагогических технологий с учетом особенностей класса;
  • контакт с родителями учащихся;
  • участие в классных совещаниях, совещаниях при директоре,
    психолого-педагогических консилиумах, в консультативном сопровождении
    учащихся, классов и т.д.;
  • корректировка программ с учетом уровня готовности класса.

Классные руководители:

  • работа с родителями (рекомендации отдельным родителям, просветительская
    работа);
  • участие в психологических программах сопровождения (адаптация,
    преодоление учебных затруднений, профилактика агрессивного поведения и др.);
  • участие в консультативном сопровождении совместно с психологом.

Школьные психологи:

  • программное сопровождение;
  • консультативное сопровождение;
  • сопровождение 5-х классов;
  • индивидуальное сопровождение учащихся 5-х классов;
  • консультирование учащихся, классных руководителей,
    учителей-предметников, родителей;
  • психодиагностика;
  • проведение психолого-педагогических консилиумов;
  • проведение психологических уроков развития;
  • осуществление психологической поддержки всем категориям.

Родителям:

  • посещение родительских собраний;
  • контакт с классным руководителем;
  • контакт с учителями-предметниками;
  • посещение ППМС-центра (контакт с психологом);
  • родительская поддержка ребенка в семье.

Значение педсовета по преемственности.

Педагогический совет по преемственности можно рассматривать как форму
повышения педагогической компетентности педагога.

Педсовет по преемственности дает возможность каждому педагогу, работающему в
5-х классах, выявить актуальные проблемы каждого ребенка и учащихся 5-х класса в
целом.

Педсовет по преемственности позволяет учителю начальной школы увидеть свои
удачи и промахи в работе с учащимися 4-х классов, зафиксировать успех,
спланировать дальнейшую работу с учетом принятых на педсовете решений, внести
элементы самокоррекции в будущую деятельность.

Педсовет по преемственности позволяет согласовать действия
учителей-предметников, классных руководителей, родителей в поиске и
осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных затруднений,
эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-ориентированных технологий
обучения, воспитания и развития учащихся. Проблемы, не решенные на этом этапе,
переходят к другим специализированным структурам и службам – медикам, логопедам,
коррекционным и социальным психологам и др.

Педсовет по преемственности привлекает внимание педагогов, психологов,
руководителей школы к проблеме необходимости учета индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка, сохранения здоровья ученика и учителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ж58а8009 руководство по эксплуатации
  • Бисептол от чего помогает таблетки взрослым инструкция по применению отзывы
  • Прокурор цао москвы официальный сайт руководство
  • Система менеджмента качеством руководство 9001 2011
  • Мануал по тойота королла е150