Государственное
учреждение образования
«Средняя
школа № 32 г.Могилева»
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С
УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ. РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Подготовила:
руководитель
методического объединения
классных руководителей 1 – 4 классов
Голосова Лариса Владимировна
2018/2019
Центральное
место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному
руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов
воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями
учителей-предметников, социального педагога, психолога, врача, коллективом
учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества работы классного
руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути
решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля
взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей
соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной
урочной и внеурочной творческой деятельности. Делом классного руководителя
остается и непосредственное участие в организации занятости школьников в период
каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
Кто, как
не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления
неблагополучия положения ребенка, порадоваться его успеху, ободрить в
случае неудачи?
Работа по
организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками
строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают
взаимодействие классного руководителя, социального педагога,
педагога-психолога, медицинской службы.
Вся работа
начинается с деятельности классного руководителя. Основная задача классного
руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях
развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и
взаимоотношений.
Поэтому
одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и
оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их
семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие
ситуации.
В начале
каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие
задачи:
— создать
условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
— оказать помощь в
достижении позитивного разрешения проблем;
— сформировать у
ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому
себе, общественным нормам и законам;
— оказать семье
учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
И реализует их с
помощью методов и форм:
·
беседа;
·
наблюдение;
·
тестирование;
·
анкетирование;
·
анализ;
·
консультирование;
·
индивидуальная
работа;
·
групповая
работа;
·
диагностика.
В классном
коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и
развития личности ребенка:
— гуманный стиль
отношений между всеми участниками образовательного процесса;
— демократические
принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
— разумная
дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в
образовательном пространстве;
— возможность
проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Классным
руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся
в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической
работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою
работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и
соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации. Самым общим
принципом педагогики является гуманно-личностный подход к ребенку.
Приняв
класс, всегда свою деятельность, классный руководитель, начинает с
диагностики, изучения личных дел. Изучаются особенности, как детей, так и их
семей:
— путем
систематических наблюдений за детьми, изучаются результаты их деятельности,
устанавливается характер их проблемы;
— путем
наблюдения, социометрических измерений и анкетирования психолога,
устанавливается положение ученика в классном коллективе, характер
взаимоотношений с ним, намечаются пути и способы улучшений;
— изучаются
интересы и склонности, способности ученика, возможные включения его во
внеурочную кружковую, общественно полезную деятельность;
— устанавливается,
входит ли ребёнок в другие группы, компании и объединения; направленность этих
групп, характер их влияния на ученика;
— совместно с соц.
педагогом изучается положение ребенка в семье, заполняется социальный паспорт
класса.
На
основании собранного материала составляется личная карточка учащегося,
продумывается план воспитательной работы с учащимися и план работы с семьями
учащихся, что является наиболее важным моментом в воспитательном процессе классного
руководителя.
В
планировании работы с такими детьми различают два аспекта, взаимно дополняющие
друг друга: мероприятия, рассчитанные на всех учащихся класса и индивидуальная
работа с каждым из таких учащихся.
При
планировании индивидуальной работы необходимо учитывать два вопроса:
· Что нужно
устранить? (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания,
стихийно-группового общения, негативные особенности и т. д.)
· Как это
устранить? (проанализировать учёбу школьника и оказать необходимую помощь в
ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми,
вовлечь в практическую деятельность и т. д.).
Проофилактическая
работа – это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Существуют
следующие виды профилактической работы:
1. Профилактика
правонарушений.
2. Пропаганда
здорового образа жизни.
3. Профилактика
травматизма.
4. Профилактика
суицидов.
5. Профилактика
алкоголизма, табакокурения и наркомании.
6. Профилактика
дорожно-транспортных и происшествий.
7. Безопасность
в интернете.
Воспитательно-профилактическая
работа классного руководителя с учащимися начальной школы и их родителями носит
систематический характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной
работы и по следующим направлениям:
·
профилактическая
работа;
·
организация
досуговой деятельности;
·
работа
с родителями;
·
правовой
всеобуч;
·
организация
каникул;
·
работа
с трудными детьми.
Важным
компонентом в системе ранней профилактики противоправного поведения
является ликвидация пробелов в учёбе учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам
имеет пробелы в знаниях, у него появляется внутренний психологический
дискомфорт. Ребёнок ощущает себя не нужным на уроке, ему скучно.
Контроль
за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяет
своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем
проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися,
снять «синдром неудачника».
Контроль
посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и
учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо
учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не
принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности,
которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в
наркоманию и преступную деятельность.
Организация
досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска»,
в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях,
конкурсах, мероприятиях — важнейшие направления воспитательной деятельности,
способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному
полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения,
значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.
Кроме
того, в классах проводятся классные часы: «Что такое хорошо, что такое плохо»,
«Ребёнок в мире вредных привычек», «Что со мной происходит?», неделя правовых
знаний, классные руководители на свои занятия приглашают следующих
специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника.
Проведение
бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те
или иные противоправные поступки, характерные для учащихся виды преступлений,
понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности
несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль
классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов,
предоставив максимальную возможность детской активности в организации
мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают
активность, формирование жизненных позиций.
Также неотъемлемой
частью в профилактике противоправного поведения среди несовершеннолетних,
является работа с семьёй.
Классный
руководитель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с
семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, —
это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.
Наиболее
трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с
«трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного»
школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества,
контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Самым
важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего
педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе
от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации
на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный
объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты
(педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги –
предметники, педагоги дополнительного образования — весь коллектив школы
участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе
профилактики правонарушений. Применение творческих подходов в этой
работе, личной ответственности за работу по профилактике противоправного
поведения, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность,
взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут
способствовать успеху в этой работе.
Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жесткого обращения с детьми.
Социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков занимает ведущее направление в деятельности каждого общеобразовательного учреждения и каждого классного руководителя в частности.
Несомненно, профилактическая работа в образовательном учреждении начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Поэтому важными задачами для классного руководителя являются:
- направить деятельность учащихся, их социализацию в положительное конструктивное русло,
- дать дополнительные знания и новый опыт, при этом нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.
В плане работы классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений должны быть включены такие формы работы как профилактические беседы, родительские собрания, посещения учащихся на дому, ведение дневника классного руководителя, где на детей из группы «риска» выделена отдельная страница, на которой фиксируются вся работа, проводимая с учащимся и его родителями.
Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашем обществе особенно остра. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.
Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий — является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
— учебная деятельность;
— взаимоотношения со сверстниками;
— взаимоотношения со взрослыми;
— проведение свободного времени;
— отношение к труду и к профессиональной ориентации;
— поведение и поступки.
Главное в работе классного руководителя:
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Важным компонентом в системе профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Классный руководитель посещает уроки, а также обсуждает с учителями-предметниками поведение, работу на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля. Это позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях. Классный руководитель осуществляет контроль по подготовке учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей.
Контроль посещаемости занятий. Следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, регулярный учет пропусков учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.
Организация досуга и свободного времени учащихся. Широкое вовлечение учащихся, особенно детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях — важнейшее направление воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей отдыхать в оздоровительных лагерях или санаториях, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.
Пропаганда здорового образа жизни – следующее звено воспитательной работы классного руководителя. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в Днях здоровья, а в начальных классах – Неделе Здоровья.
Пропаганде здорового образа жизни посвящены многие классные часы, проводимые в течение учебного года.
Правовое воспитание. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы, социальный педегог.
Правильно организованная разъяснительная работа с обучающимися о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, о видах преступлений, а также понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних — даёт мотивацию на ответственность за свои действия. Такая работа помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.
Взаимодействие с родителями обучающихся. Неотъемлемая часть работы классного руководителя по предупреждению правонарушений и безнадзорности – это взаимодействие с родителями обучающихся. Классный руководитель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей, тем более, что он работает с различными категориями семей.
Огромная роль в формировании психологически здорового и социально адаптированного подростка принадлежит семье. Поэтому так важно раннее выявление семейного неблагополучия и организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.
Особенно важны в профилактической работе действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды. Классный руководитель в содружестве с психологом имеет возможность воспользоваться рекомендациями и спланировать работу с родителями в системе, исходя из нужд конкретного класса.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
- разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
- формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Организация своевременной и эффективной профилактической деятельности способствует значительному снижению совершений правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования — весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и контроль за наполняемостью дневников положительными оценками с моей стороны и информирование родителей и воспитателей класса позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками. В нашем классе учащиеся в субботу после уроков собирают дневники на проверку и всегда не хватало дневника Расиля, мне приходилось искать его в сумке. Перейдя в наш класс, мальчик не желал заполнять дневник и каждую неделю приходилось делать ему замечание, велась беседа с родителями, ребята помогали ему в оформлении и заполнении и только к концу четверти мальчик самостоятельно стал заполнять дневник и подавать на проверку.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Так, по примеру с Самариной В. в прошлом учебном году и Самигуловым Р. в текущем. И в том и в другом случае совместно с воспитателями класса было решено контролировать учащихся и будить их по утрам. На сегодняшний день в 7.30 мы делаем контрольный звонок Расилю, чтобы проверить его местонахождение, т.к. Вера посещает школу уже без опозданий.
Я ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Я принимала меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска», но, к сожалению, учащихся нашего класса не вовлечены ни в одну спортивную секцию по состоянию здоровья. Лишь один ученик из класса, это Самарина В. нашла дело по душе в хоровом и танцевальном коллективе. Остальные учащиеся вовлечены в классном кружке «Умелые руки», который организуют воспитатели. Участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
Наши мальчики Садртдинов И. и Николаев А. очень любят лыжный вид спорта. В прошлом году они ежедневно брали лыжи и делали пробежки вокруг школы. При посещении Ильнара на дому, было замечено его увлечение таким видом спорта как футбол.
Несколько раз в неделю ребят кормлю обедом, во время которого контролирую, чтобы они полноценно питались, т.к. у них в привычке – «сухомятка». Если Субботина Д., Самарина В. не ели суп, нужно отметить, тот факт, что после многократных бесед, проведенных на классных и воспитательных часах, примеров приведенных мной из жизни и постоянного контроля со стороны взрослых, ситуация стала исправляться. В пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы на темы:
-
«Движение – это жизнь»
-
«Умеем ли мы быть здоровыми?»
-
«Спортивная энциклопедия»
-
«Мы за здоровый образ жизни»
-
«Красота тела и физическая культура»
Просмотр презентаций на переменах и проведение различных бесед о спорте. Ребята очень любят слушать примеры из жизни педагога и поддержать беседу из личного опыта. Активно в беседе проявляют себя такие ученики как, Бойкова Т., Андреев Н., Субботина Д., Гизятуллина Р..
5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, воспитатели, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:
-
участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» неделя правовых знаний.
-
совместно с педагогом-психологом проводилось анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам»
-
месячник по военно-патриотическому воспитанию
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. К сожалению своего мнения, учащиеся не имеют, слабые учащиеся поддерживают мнения сильных.
В течение 2013–2015учебные года проведены классные часы по следующим темам:
-
«Права и обязанности гражданина»
-
«Я – ребенок! Я – гражданин!»
-
Жизненный подвиг М. Джалиля.
-
Автомобиль, дорога, пешеход.
-
Ответственность несовершеннолетних
-
Знать правила дорожного движения – большое достижение
-
Я и мои поступки
-
Месть или прощение?
-
«Основной закон России»
-
«Нетерпимость и нарушение порядка»
6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Так была проведена беседа с семьей Кашкаровых, Ватрановых.
Я, как классный руководитель совместно с воспитателями знакомимся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводим беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
В течение всего учебного года мы стараемся посетить всех учащихся класса, особенно проблемных: Кашкаров А., Субботина Д., Николаев А., опекаемые: Бойкова Т., Самарина В.
Важными направлениями в этой работе являются:
-
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
-
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.;
-
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком.
Каждую субботу мною ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся диалоги, беседы и консультации по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, индивидуальные беседы:
-
«Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь»
-
«Почему ребенок не хочет учиться»;
-
родительские собрания:
-
«Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания»,
-
«Права и обязанности ребёнка в школе и семье».
-
«Родительский авторитет»
Отрадно отметить, что родители на классных родительских собраниях активно принимают участие в дискуссии по поводу воспитания своего ребенка.
Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Работая в классе с учащимися, имеющих нарушения в поведении, приходится подбирать методы коррекции.
Одним из методов воспитания общественного поведения у детей с нарушением интеллекта является
-
Метод поручений.
Предлагаемые ученикам поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям. Учащимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции. Задача учителя состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации конкретной помощи выполняющим его детям. Например, когда «приручали» Дашу, я приглашала к себе в кабинет и просила найти необходимые картинки для своих уроков или приготовить кабинет к уроку. Ей это очень нравилось, т.к. она чувствовала себя кому то нужной. Это вошло в привычку и на сегодняшний день после каждого урока она заходит и спрашивает: «Чем помочь?». Во всяком случае, это лучше, чем беготня по школе.
-
Метод поощрения и наказания.
Поощрение — это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося (или коллектива)
Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.
Наказание — такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе. Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у учащихся чувство стыда и вины.
Строгая индивидуализация наказаний в коррекционной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.
1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного обсуждения:
а) устное замечание, выговор, сделанное наедине;
б) устное замечание, выговор, сделанное публично;
в) публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.).
2. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей. Например: намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись, подвел — исправь, помоги и пр.
Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок.
9. Формирование умений, навыков, привычек дисциплинированного поведения и вежливого обращения с окружающими:
— привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам; (Самарина В., Самигулов Р.)
— привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др.), но всеми ее посетителями (в коррекционной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой). (Самигулов Р.)
— умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений; (Субботина Д., Бйкова Т., Гизятуллина Р.)
— привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя я других старших товарищей;
— умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок) и т.д.
Во главе с классным руководителем воспитатели проводят диагностику уровня воспитанности обучающихся и мониторинг уровня школьной мотивации (2 раза в год по полугодиям). На основе данных показателей мной проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывается план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в слабой мере.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, органов прокуратуры, работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
-
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
-
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
-
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
-
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 32 г.Могилева»
ВОСПИТАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Подготовила:
руководитель
методического объединения
классных руководителей 1 – 4 классов
Голосова Лариса Владимировна 2018/2019
Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно
отводится классному руководителю, его задачей становится координация
работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи
между действиями учителейпредметников, социального педагога, психолога,
врача, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества
работы классного руководителя зависит успешность реализации всех
воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации
благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании
педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения,
в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной
творческой деятельности. Делом классного руководителя остается и
непосредственное участие в организации занятости школьников в период
каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть
тревожные проявления неблагополучия положения ребенка, порадоваться его
успеху, ободрить в случае неудачи?
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с
детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами
работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя,
социального педагога, педагогапсихолога, медицинской службы.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя.
Основная задача классного руководителя – скоординировать все
воспитательные влияния на школьников в целях развития личности
посредством включения их в многообразные виды деятельности и
взаимоотношений.
Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя
является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной
помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные
социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед
собой следующие задачи:
создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу,
учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в
воспитании.
И реализует их с помощью методов и форм:
беседа;
наблюдение;
тестирование; анкетирование;
анализ;
консультирование;
индивидуальная работа;
диагностика.
В классном коллективе классные руководители создают условия
групповая работа;
нормального воспитания и развития личности ребенка:
гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного
процесса;
демократические принципы и стиль общения между учителями и
воспитанниками;
разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и
взрослого в образовательном пространстве;
возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны
взрослых.
Классным руководителям необходимо своевременно выявлять
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью
организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с
законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах
доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип
конфиденциальности полученной информации. Самым общим принципом
педагогики является гуманноличностный подход к ребенку.
Приняв класс, всегда свою деятельность, классный руководитель,
начинает с диагностики, изучения личных дел. Изучаются особенности, как
детей, так и их семей:
путем систематических наблюдений за детьми, изучаются результаты их
деятельности, устанавливается характер их проблемы;
путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования
психолога, устанавливается положение ученика в классном коллективе,
характер взаимоотношений с ним, намечаются пути и способы улучшений;
изучаются интересы и склонности, способности ученика, возможные
включения его во внеурочную кружковую, общественно полезную
деятельность;
устанавливается, входит ли ребёнок в другие группы, компании и объеди
нения; направленность этих групп, характер их влияния на ученика;
совместно с соц. педагогом изучается положение ребенка в семье,
заполняется социальный паспорт класса.
На основании собранного материала составляется личная карточка
учащегося, продумывается план воспитательной работы с учащимися и план
работы с семьями учащихся, что является наиболее важным моментом в
воспитательном процессе классного руководителя. В планировании работы с такими детьми различают два аспекта,
взаимно дополняющие друг друга: мероприятия, рассчитанные на всех
учащихся класса и индивидуальная работа с каждым из таких учащихся.
При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать два
вопроса:
∙ Что нужно устранить? (отрицательные факторы семейного и школьного
воспитания, стихийногруппового общения, негативные особенности и т. д.)
∙ Как это устранить? (проанализировать учёбу школьника и оказать
необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер
отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.
д.).
Проофилактическая работа – это система мер, направленных на
предупреждение возникновения явления.
Существуют следующие виды профилактической работы:
1. Профилактика правонарушений.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Профилактика травматизма.
4. Профилактика суицидов.
5. Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании.
6. Профилактика дорожнотранспортных и происшествий.
7. Безопасность в интернете.
Воспитательнопрофилактическая работа классного руководителя с
учащимися начальной школы и их родителями носит систематический
характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и
по следующим направлениям:
профилактическая работа;
организация досуговой деятельности;
работа с родителями;
правовой всеобуч;
организация каникул;
работа с трудными детьми.
Важным компонентом в системе ранней профилактики противоправного
поведения является ликвидация пробелов в учёбе учащихся. Если учащийся
по какимлибо причинам имеет пробелы в знаниях, у него появляется
внутренний психологический дискомфорт. Ребёнок ощущает себя не нужным
на уроке, ему скучно.
Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и
родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в
знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы
с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя
бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер,
появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные
прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную
деятельность.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно
из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение
к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях важнейшие
направления воспитательной деятельности, способствующие развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга,
формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск
мотивации на асоциальное поведение.
Кроме того, в классах проводятся классные часы: «Что такое хорошо,
что такое плохо», «Ребёнок в мире вредных привычек», «Что со мной
происходит?», неделя правовых знаний, классные руководители на свои
занятия приглашают следующих специалистов:
педагогапсихолога,
социального педагога, медицинского работника.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах
ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для
учащихся виды преступлений, понятий об административной, гражданско
правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию
на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя
заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив
максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и
свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность,
формирование жизненных позиций.
Также неотъемлемой частью в профилактике противоправного
поведения среди несовершеннолетних, является работа с семьёй.
Классный руководитель должен обладать большой педагогической
«гибкостью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами
формирует личность ребенка, это обязательное условие укрепления связей,
условие понимания самих родителей.
Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному
способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи
родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на
его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в
свободное время.
Самым важным в организации профилактической работы в школе
является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой
деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и
учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный
участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо,
чтобы не только специалисты (педагогпсихолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги
дополнительного образования весь коллектив школы участвовали в
воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики
правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной
ответственности за работу по профилактике противоправного поведения,
опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность,
взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики
будут способствовать успеху в этой работе.