Классное руководство советы

Памятка начинающему 
классному  руководителю

 Организация учебной деятельности класса

Уделяйте серьезное внимание учебной работе класса:

v 
Наладьте хорошие отношения с учителями, работающими
в классе.

v 
Введите систему  проверки дневников и требуйте от
родителей обязательной росписи в дневнике.  Контроль за успеваемостью лучше
вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную  беседу с
учеником, посетить урок по данному  предмету, встретиться с родителями  с целью
выработки наилучшего способа решения проблемы.

v 
Осторожно  оценивайте неудачи ученика, ведь он и
сам болезненно к ним относится, и имейте в виду, что ребенок не должен уходить
из школы обиженным на учителя.

v 
Ведите повседневный контроль за посещаемостью и
справками, заведите отдельный конверт для справок.

v 
Научитесь своевременно и четко заполнять журнал.

v 
Чаще бывайте на уроках других учителей в своем
классе, наблюдайте на различных уроках за ребятами, вырабатывайте навыки
ответственности и самостоятельности с первого дня, ведите строгий контроль  за
дежурством по школе, по классу и добивайтесь от всех выполнения обязанностей.

  Имейте
в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедайте педагогику
успеха      – она приносит хорошие результаты.

         Как
организовать взаимодействие с педагогами, работающими в классе.

Успешность воспитательного процесса в классе
невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими с
учащимися класса. Взаимодействуя с учителями- предметниками, классный
руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с
учащимися и коллективом.

    Возможные направления и формы взаимодействия между классным
руководителем и учителем- предметником:

  Классный руководитель:

·        
информирует учителя о психофизиологических
особенностях учащихся;

·        
изучает проблемы учеников в сфере «Учение»;

·        
поддерживает учащихся в учебном процессе, в
разрешении его учебных проблем;

·        
информирует учителя о неучебных (личностных,
межличностных, семейных) проблемах, если считает их значимыми в учебной деятельности;

·        
анализирует отношения учащихся класса с учителем,
помогает в налаживании отношений с классом и в случае конфликтной ситуации;

·        
по мере необходимости посещает уроки учащихся 
класса;

·        
оказывает содействие учителю в развитии
познавательного интереса учащихся класса к предмету через внеучебные формы
работы.

          Учитель:

·        
несет ответственность за усвоение учащимися
учебного материала;

·        
знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к
изучению предмета;

·        
готовит памятки- рекомендации, помогающие детям
овладеть учебной дисциплиной, например, «как подготовиться к сочинению», «как
успешно выполнить домашнее задание по физике» и т.д.

·        
своевременно информирует воспитателя  об учебных
проблемах учащихся;

·        
обсуждает с классным руководителем способы
разрешения проблем учащихся в сфере «Учение»;

·        
осуществляет индивидуальный подход к учащимся  в
организации и проведении занятий;

·        
с целью развития интересов у учащихся организует
внеучебную работу по предмету;

·        
по мере необходимости встречается с родителями
учащихся.

      Формы взаимодействия:

·        
текущие собеседования учитель  — классный
руководитель;

·        
собеседование  учитель  — классный руководитель  —
родитель;

·        
проблемные классные собрания, педагогические
советы, родительские собрания, медико-психолого-педагогические консилиумы, «круглые
столы», посвященные конкретному ученику или классу в целом»

·        
совместная организация познавательных дел.

Практические советы начинающему классному руководителю

 Обдумайте
возможность предварительного знакомства со  своим будущим классом.
Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А.Амонашвили (Амонашвили Ш.А.
Здравствуйте, дети! –М., 1983. С. 10-12. Заочное знакомство). Как изменится в
этом случае ситуация первой встречи с детьми?

 Как  добиться
эмоционального благополучия в классе? Перед тем как войти в класс, постарайтесь
добиться ощущения бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в
класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.

 Найдите удобное
место и позу, меняйте свое положение, если оно вас почему- то не устраивает,
пока не почувствуете себя хорошо.

 Подумайте, не
мешает ли вам что-нибудь в вашем  теле. Руки – их некуда деть. Займите их
чем-нибудь  необходимым.

 Как
сформировать у себя  непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения
внимания, сосредоточения в общении?

 Чтобы внимание в классе в первые минуты не
рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С. Станиславский):

         
сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый
круг» внимания);

         
постепенно расширяйтесь до группы учащихся
(«средний круг»);

         
теперь можно организовать «большой круг» внимания –
видеть весь класс. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните
все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом
настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните это
им), а также узнайте, что они думают по этому поводу.

 Предоставьте
ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

 Не подсказывайте
решение, а показывайте путь к нему, разбирайте с ребенком его правильные и
ложные шаги к цели.

 Не пропустите
момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку
поступка.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

1.             
Можно выразить
неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

2.             
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства,
какими бы непозволительными      они не были. Раз они возникли, значит, есть
причины.

3.             
Недовольство действиями ребенка не может возникать
то и дело — иначе это перерастает в неприятие ребенка.

4.             
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку
ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря
на его оплошность.

5.             
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет
окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

 Каковы главные
принципы и правила педагогического общения?

   Основные принципы общения с ребенком – безусловное принятие ребенка: исходное
положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями,
недостатками, промахами, бедами.

 Принимать ребенка
– это

v 
проявлять к нему терпимость, стремиться  понять его
и помочь ему;

v 
проявление уважения к личности и поддержание
чувства собственного достоинства в каждом («Уважать – душевно признавать
достоинства человека» (В.Даль.));

v 
осознание права личности быть непохожей на других;

v 
предоставление права на свободу выбора;

v 
оценка не личности ребенка, а его деятельности;

v 
владение способностью чувствовать (эмпатия),
понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с
его позиции;

v 
учитывать индивидуально- психологические и
личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:

v 
проявлять педагогический такт (в каждом конкретном
случае применять метод, поддерживающий чувство собственного достоинства
ребенка);

v 
уметь слушать;

v 
уметь по внешним признакам определить состояние
ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с
вниманием и уважением, не прерывать собеседника;

v 
уметь говорить:

-владеть культурой речи (доступность,
образность, логичность высказывания, лаконичность);

-управлять голосом (интонация, дикция);

-управлять мимикой, жестами;

-ведение диалога, а не монолога;

-уметь управлять своим состоянием, чувствами.

Как подготовить и провести классный час

Классный час – одна из основных  форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему
быть – решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения,
доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится
долгожданной.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие
в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них
системы отношений к окружающему миру.

 Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

 Смысл просветительской функции состоит
в том, что кл. ч. позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены
в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за
ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом — обо всем, что волнует ребят,
заставляет их задуматься и переживать, можно вести  разговор на кл. ч.

 Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных
отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

 Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический
опыт учащихся.

 Формирующая функция заключается в
формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести
диалог, договариваться, аргументированно отстаивать свое мнение. Правильно
организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе,
положительное и действенное общественное мнение.

 У классного часа есть очевидные
преимущества перед другими формами внеклассной работы
:

— общение с учащимися в рамках классного часа
дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их
мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;

— результативность классного часа состоит в
том, что он может влиять на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного
или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает
важнее мнения взрослого;

 — классный руководитель с помощью классного часа
 может создать определенные условия, с помощью которых он может 
спрогнозировать результативность воспитательной работы.

 Замечено, что воспитательный эффект классного
часа выше, когда  классный час  проводится регулярно, в специально
отведенное время
.

У каждого классного руководителя есть свои
«секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет
подготовительный этап.

 Подготовка классного часа  может строиться по
следующему плану:

— определение темы разговора с учащимися;

— формулировка целей и задач к. ч.;

— подбор необходимого материала и
оборудования;

— создание инициативной группы учащихся,
распределение поручений (если это       предусмотрено сценарием);

определение
целесообразности участия в классном  часе  других педагогов, родителей,
специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

 Традиционная
структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение.

 Такая структура
позволяет проследить логику проведения классного  часа:  постановка проблемы во
вступлении, обсуждение в основной части,  принятие решения в заключении.

  Очень важно создать комфортный микроклимат в
классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать
свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми. Классный 
руководитель может предложить ребятам выработать правила общения  на
классном  часе:

С уважением относимся друг к
другу.

Любое мнение заслуживает
внимания.

Признаем право каждого на любой вопрос.

У каждого есть право быть выслушанным и
понятым. Пока один говорит, все слушают.

О своем желании высказаться сообщаем с помощью
поднятой руки.

В педагогической
практике хорошо зарекомендовали себя такие
формы проведения классного часа:

1.Беседа.

2.Дискуссия
(диспут
).
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение
поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать
факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и
понимать иное мнение, позицию.

3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД
(коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему,
повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с
помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение
проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение
возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании
ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее
участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по
поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр:  «инсценированный суд»,
«пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.

4.Устный журнал— форма расширения и углубления
знаний  школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее
определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между
творческими группами учащихся.

5.Социально-культурный проект это самостоятельное исследование учащимися
различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого
продукта.  Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного
алгоритма действий:

изучение ситуации в социуме, школе, классе;

формирование социальной проблемы, в решении
которой класс может принять участие;

сбор  информации;

планирование;

формирование микрогрупп и назначение
ответственных;

практические действия;

определение приоритетов результативности;

групповой анализ выполнения поставленных задач.

6. «Мозговая атака»- один из способов быстрого
генерирования идей  (для решения конкретной проблемы или поиска ответа на
вопрос, например: «Как улучшить дежурство в классе?»). Правила проведения «мозговой
атаки» могут выглядеть следующим образом:

  Учитель фиксирует все мнения и идеи
учащихся.

  Если какое – либо предложение ученика
высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его
поняли.

  Никого не заставляйте высказывать свое
мнение.

  Объясните детям, что при проведении «мозговой
атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.

  «Мозговая атака» заканчивается, когда все
идеи исчерпаны.

7.Большой интерес у учащихся вызывают классные
часы в
форме интеллектуальных
игр, конкурсов, путешествий, викторин
,
в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час»,
«Что, где, когда», «Аншлаг», «Слабое звено», «Счастливый случай» и  т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

Родительское
собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его
интересным и продуктивным? Эти советы могут оказаться особенно полезными
начинающему классному руководителю.

1. Для
проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и
постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было
запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2.
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и
на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое
внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить
столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо
видели и слышали друг друга.

4.
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще
недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе
с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать
верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы;
отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг
друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6.
Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите
регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе
собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия
родителей.

8. Сделать
общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

 9. При
обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт
наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и
совета школы.

10.
Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила  поведения
 классного  руководителя  на  родительском  собрании

1.
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с
родителями.

2. С
помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать
ваше уважение и внимание к ним.

3.
Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее
волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи,
одни дети.

4.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы
родители всех учеников — и  благополучных, и детей  группы риска — ушли с
собрания с верой в своего ребенка.    

5. Результатом
вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность
родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу
поддержку и помощь других учителей школы.

Необходимым  элементом  проектирования  собственной  деятельности  классного
руководителя  является  разработка  и  составление  плана  воспитательной  работы.

  План
воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том
случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного
общения учителя со своими воспитанниками, родителями.

         
Варианты  совместного  с
учащимися  планирования
 могут
быть самыми разнообразными:

1.
Микропрактикум  «Подумаем вместе
»   —  Класс разбивается на 4
группы (по количеству четвертей в году). В каждой группе выбирается
координатор. В ходе жеребьевки координаторы групп определяют четверть, которую
им  предстоит спланировать. Причем  мероприятия в плане должны быть  представлены
по направлениям: учеба, спорт, досуг, общение и т.д. Учащиеся сами определяют, кто
отвечает за проведение конкретного дела. По окончании работы группы  представляют
свои  предложения на листах ватмана и защищают их.

2. «Солнечный
 круг»
  —  На  листе ватмана нарисовано солнышко с лучиками. К ним
классный руководитель прикрепляет записки с заранее написанными формами  внеклассных
 мероприятий (викторины, классные часы, классные собрания, диспуты, праздники и
пр.) причем прикрепляются  они  чистой стороной вверх, чтобы дети не видели,
что на них написано. Ребята снимают  записочки и объединяются в группы
(например, диспуты, праздники, соревнования  и пр.). В группе выбирается  координатор.
В течение 20-25 минут дети должны придумать содержание данного мероприятия.
Свои  мини-проекты  группы сдают в жюри «Важных дел»,  куда войдут по одному  представителю
от каждой группы  и  классный  руководитель (можно привлечь родителей). Жюри
анализирует  мини- проекты  и определяет, какие отвечают  критериям:
занимательность, полезность дела. Результаты  работы  жюри  доводятся  до
сведения коллектива, лучшие проекты  вносятся  в план работы класса, а авторы
получают  возможность его реализовать. Затем в конце четверти или года лучшие
проекты и его авторы награждаются призами.

    Для
определения большей  результативности  плана  воспитательной  работы  в конце
учебного года  можно провести  
анкетирование  учащихся  и  родителей  класса с целью  выяснения  их отношения  к классным
делам и  пожеланий  на следующий учебный год. Примерные вопросы  анкет:  какие
мероприятия понравились, какие нет – почему?; в  каких  мероприятиях  принимали
 участие, в каких нет, но хотели бы?;  что можете предложить, какие  мероприятия
 включить в  план  будущего  года,  на что обратить внимание  классного
руководителя?

Методист
РМК                                                                                                                             Мажирина
И.Н.

Памятка

Советы классному руководителю

1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности.

Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.

1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников

Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.

Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.

Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.

Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).

Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.

Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

1.2. Общение классного руководителя

Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.

Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества учителя.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.

Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.

Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.

Б) Работа с классным коллективом

Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:

• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;

• беседы и дискуссии;

• тренинги общения с привлечением школьного психолога;

В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне

Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения

А) Индивидуальная работа классного руководителя.

Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:

— особенности мышления, умение выделять главное;

— самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;

— интересы, склонности;

— уровень работоспособности;

— знание пройденного ранее учебного материала;

— а также особенности его учебной мотивации, в частности:

— осознание необходимости учебной деятельности;

— мотивы улучшения качества обучения.

Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:

— состояние здоровья;

— отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;

— пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;

— недостатки преподавания;

— отсутствие интереса к предмету;

— проблемы, связанные с волевой сферой;

— невнимательность.

Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания и воли.

Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.

Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим

В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии — в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.

В) Участие в общешкольных делах

Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.

1.4. Организация досуга

Досуг — это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

— формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

— досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

— разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки — к спокойному общению школьников в кругу).

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);

• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.

Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:

— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);

— участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);

— организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);

— укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);

— изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);

— участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;

— организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

— организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.

Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.

В) Участие в общешкольных и городских делах

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:

— в общешкольных праздниках, трудовых акциях, городских мероприятиях;

— в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.

Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого — всей воспитательной работы школы.

2. Документация классного руководителя

2.1. Рабочий дневник

Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).

В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.

Во втором разделе — выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем — сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом — разместить информацию о проведении им досуга, на пятом — описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом — дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.

На каждом из этих листов следует записать:

— каким образом изучался ребенок;

— какие проблемы наиболее актуальны для него;

— способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.

В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:

1. Способы изучения коллектива класса.

2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.

3. Планы разрешения этих проблем.

2.2. Материалы исследования

Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).

3. Советы вразброс

3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:

— проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;

— проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;

— взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).

3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.

Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.

3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.

3.4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге — сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:

— включать ребенка в значимую для него деятельность;

— демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;

— предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;

— учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).

Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.

Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:

«Детские годы — долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»

«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.

Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.

Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.

Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.

Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»

«Ты вспыльчив, — говорю я мальчику. — Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».

4. Памятка родителям

С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях — любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:

1. Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа — совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом — не менее одного часа.

2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они — отражение вашей семьи.

4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.

5. Помнить, что воспитание — это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.

6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


Несколько эффективных стратегий преподавателя…

18 сентября 2017

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

начальная школа2

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.

  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.

  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.

  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.

  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.

  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.

  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.

  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.


Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?

  • Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.

  • Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.

  • Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.

  • «Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.

  • Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.

  • Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.

  • Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.

Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого? 

3829 (1)

Классный руководитель – учитель, который не только передает школьникам знания по конкретному предмету, но и координирует жизнь класса в целом. Именно он часто взаимодействует с учениками, следит за их успеваемостью и выступает в роли наставника, когда они участвуют в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах.

Содержание

Что входит в обязанности классного руководителя?

1. Классный руководитель должен проводить воспитательную работу

Выполнение воспитательных задач основа деятельности классного руководителя. Ему необходимо следить за атмосферой в классе и принимать меры по предотвращению конфликтов среди учеников школы. Для воспитания учащихся отводятся отдельные классные часы, во время которых коллективы могут обсудить насущные проблемы и придумать выходы из непростых ситуаций.

2. Классный руководитель должен знать актуальные требования ФГОС

Педагогу нужно знать о новшествах, касающихся работников образовательной организации, и следить за остальными реформами в области образования. Особое значение имеет преподавание материала: ФГОС надо реализовывать так, чтобы передача знаний была увлекательным процессом, а не «сухой» отработкой должностных обязанностей.

3. Классный руководитель должен привлекать к сотрудничеству родителей учеников

Педагогу в своей деятельности нужно контактировать и с членами класса, и с их родителями. Законные представители должны знать обо всех проводимых медицинских осмотрах, прививках, предстоящих воспитательных мероприятиях, о поведении детей. Для взаимодействия классного руководителя и родителей учеников проводятся собрания в очной форме. Также связь поддерживается при помощи общих чатов, которые, как правило, организуют и модерируют члены родительского комитета.

Бесплатный
онлайн-пробник ЕГЭ

Проверь свои знания перед экзаменами и выиграй полезные призы!

4. Классный руководитель должен контролировать успеваемость учеников

Классному руководителю необходимо проверять классный журнал и следить за тем, чтобы каждый ребенок выполнил все необходимые работы, не имел по итогам триместров/полугодий задолженностей, не превышал отведенное количество пропусков занятий.

5. Классный руководитель должен содействовать социализации детей

Любовь к обучению в школе сложно представить без дружного коллектива. Дети, которые проводят пять дней в неделю под одной крышей, на самом деле мало знают друг о друге. Задача классного руководителя – сплотить членов класса посредством групповых форм работ, дать каждому ученику возможность проявить себя. 

6. Классный руководитель должен соблюдать гарантии доступности образовательных ресурсов

Педагог не может открыть сбор денежных средств для покупки учебных пособий. Порекомендовать книги – да, но не принуждать. А также классный руководитель не вправе препятствовать участию ребенка в проверочной работе, если у последнего отсутствует сборник тестов.

7. Классный руководитель должен содействовать раскрытию талантов

Педагог должен подмечать, в каких областях ученики достигают успехов. Если школьники проявляют заинтересованность, стабильно демонстрируют высокие результаты по какому-либо предмету, им можно предложить попробовать свои силы в олимпиадах. Да, перед классными руководителями стоят десятки задач, поэтому найти время на подготовку юных олимпиадников не так-то просто. Но вовсе не обязательно самостоятельно обучать детей – можно помочь им ценными рекомендациями и поддержкой.

Онлайн-курсы подготовки к ВсОШ и перечневым состязаниям помогут школьникам встать на путь олимпиад, покорить интеллектуальные соревнования и получить ценные призы. На занятиях ребята ознакомятся со всеми особенностями заданий, изучат теорию, которую смогут успешно применить в 2023/2024 сезоне, и закрепят весь материал на практике.

image 2369 (1)

Какими чертами должен обладать классный руководитель?

Педагог, который управляет целым коллективом учащихся, обязательно должен отличаться стрессоустойчивостью. Крики, оскорбления, прилюдные унижения запрещено использовать любому педагогическому работнику и руководству. Деструктивное поведение не должно быть свойственно и другим должностям.

В школе собраны дети с разными судьбами, темпераментами, взглядами. Учителю надо быть тактичным, уважительно относиться ко всему коллективу класса.

При осуществлении деятельности классному руководителю поможет наблюдательность. Каково взаимодействие между членами класса, есть ли «симптомы» буллинга? В каких сферах дети демонстрируют свои способности? На эти и другие вопросы можно найти ответы, если чутко следить за атмосферой в группе. 

Опрятность характеризует педагога как личность. Он своими взглядами и поступками должен подавать ученикам положительный пример. Образ не только мудрого, но и аккуратного учителя, который следит за собой, всегда вызывает приятные воспоминания.

Твердость характера – одна из профессиональных черт учителя. Классный руководитель должен быть авторитетом для членов класса. Если он будет постоянно потакать желаниям детей, они начнут халатнее относиться к выполнению домашнего задания и посещению школы.

Любовь к деятельности видна сразу. Если учителя раздражает атмосфера, царящая в образовательных учреждениях, если он не любит детей, это быстро бросается в глаза. И тогда о построении доверительных отношений с учениками и их родителями не может быть и речи.

Классный руководитель должен быть готов к совместной работе в педагогическом коллективе. Нужно слушать и слышать коллег, грамотно обсуждать вопросы с другими классными наставниками.

image 2381 (1)

Как выстраивать взаимодействие с классом?

Ученикам интереснее слушать не монотонные лекции, а материал, который преподносится с долей юмора или забавных ассоциаций. В целом – не будьте угрюмыми людьми, тогда дети потянутся к вам.

•   Предлагайте тактики по повышению успеваемости

Если у учеников возникают сложности с освоением некоторых предметов, предоставьте перечень действий, которые можно предпринять для улучшения ситуации. Укажите, какие контрольные надо написать, какие доклады и презентации подготовить, чтобы заработать хорошие оценки.

•   Не умаляйте достоинство учеников и их родителей

«Если будешь плохо учиться, то пойдешь по стопам своего отца станешь уборщиком!». Подобная озвученная мысль поставит школьника в неловкое положение перед всем классом и ухудшит ваше взаимодействие. Аккуратнее подбирайте слова для критики.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

•   Организуйте классный час по самопрезентации

Попросите детей подготовить небольшие рассказы о своей жизни и своих увлечениях. Так вы сможете понять, чему ученики посвящают свободное время, и узнаете об интересах представителей младших поколений. А каждому школьнику удастся обменяться опытом и найти единомышленников.

•   Консультируйте классы по всем учебным вопросам

Будьте готовы к диалогу. У учеников могут возникнуть вопросы о дальнейшей сдаче экзаменов и поступлении в вуз, о том, как решать задачу, какими функциями обладают олимпиады. Делитесь опытом выпускников прошлых лет, историями из практики, советуйте детям варианты университетов и т.д.

•   Сотрудничайте с учениками

Работайте с детьми над общими проектами, помогайте им взять все от школьной поры, привлекайте к участию в конкурсах. Например, если ваш класс едет в другую школу на муниципальный этап Всероссийской олимпиады, отправьтесь вместе с ним в роли сопровождающего. Ученики смогут настроиться на усердную работу, если перед ответственным моментом они будут рядом с главным наставником – со своим классным руководителем.

image 2382 (1)

Как общаться с родителями учеников?

Установите временные рамки общения с родителями

На родителях лежат не менее важные обязанности по воспитанию и обучению младшего поколения. Если у законных представителей возникают вопросы, они начинают в полночь связываться с воспитателями, строчить сообщения классному руководителю. Чтобы таких случаев не возникало, сразу обозначьте время, когда с вами можно контактировать. А также укажите формат взаимодействия – переписки или звонки.

Не сплетничайте с родителями

Вероятно, что вам встретятся родители, которые захотят самоутвердиться за счет принижения одноклассников их сына/дочери, поговорить о других учителях и обсудить их педагогическую деятельность. Не поддерживайте диалог, который перетекает в такое русло. Сразу пресекайте попытки высмеять или унизить иных лиц: законных представителей, которые пришли к вам на консультацию, должны волновать дела их ребенка. И не давайте родителям управлять обязанностями классного руководителя. Педагог имеет соответствующее образование, он компетентен в вопросах обучения детей.

Заранее продумывайте ход родительских собраний

Встречи родителей и классного руководителя проводятся не так часто. Чтобы эти часы приносили максимальную пользу, нужно заблаговременно заботиться о плане беседы. Заранее отмечайте темы, которые нужно раскрыть: обсудить работы, которые выполняют школьники, общие тенденции успеваемости, анонсы мероприятий, направления образовательной деятельности, поговорить об обязанностях учеников.

3808 (1)

Выводы

Классный руководитель – не только учитель, но и наставник, способный эффективно управлять коллективом. Даже через много лет после окончания школы люди вспоминают с улыбкой тех классных руководителей, которые вкладывали душу в свою деятельность, а не просто следовали шаблону.

Данная должность – и дополнительные заботы, и дополнительные возможности. Если вы регулярно будете подмечать положительные стороны своей работы, то ваша любовь к педагогике и роли классного руководителя не угаснет.

Поделиться в социальных сетях

Какие плюсы классного руководства вы можете выделить?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

✅Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?

✅Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?

✅Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?

✅Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?

✅Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?

✅Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?

✅Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.

Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

​​​​​​❗1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:

Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;

После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;

К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;

Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

​​​​​​2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

✅Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.

✅Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.

✅Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.

✅Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

✅В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.

✅Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.

✅Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.

✅Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.

✅Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.

✅Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.

✅Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.

​​​​​​3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

​​​​​​4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите

Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

«У меня нет времени на семью!»

«Сначала уроки, потом классное руководство, уношу тетрадки домой, не высыпаюсь!»

«У меня в классе сложные дети, я схожу от них с ума!»

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!

Автор: Евгений Ланге, блогер, классный руководитель

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сплит система митсубиси инструкция по эксплуатации
  • Larypro таблетки египет инструкция по применению детям
  • Руководство города липецка
  • Руководство по соблюдению обязательных требований по архивному делу
  • Комидес лекарство цена инструкция по применению