Классное руководство тема для самообразования

Список рекомендуемых тем по самообразованию для классных руководителей

1.     
Организация совместной деятельности педколлектива,
родителей и учащихся по достижению максимальных результатов.

2.     
Формы и методы работы с родителями с целью усиления
педагогического воздействия на ребенка.

3.     
Взаимоотношение детей и родителей для развития
личности школьника.

4.     
Успешное учение как средство профилактики девиантного
поведения детей состоящих на ВШК»

5.     
Игра как средство воспитания, обучения и развития
личности

6.     
Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся
как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности

7.     
Привлечение родителей к совместной активной
деятельности по воспитанию и развитию детей для развития культурной
педагогической среды

8.     
Формирования у учащихся здорового образа жизни

9.     
Самостоятельная работа учащихся как средство
развитие познавательных интересов

10.  Организация совместной деятельности родителей и детей как средство
расширения поля позитивного общения в семье

11.  Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального
самосознания

12.  Организация совместной деятельности между родителями и классным
руководителем для воспитания нравственной личности подростка

13.  Использование этических бесед и диалогов как средство повышения
духовно-нравственного воспитания учащихся

14.  Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся
по достижению максимальных результатов

15.  Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских
отношений в коллективе.

16.  Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности
школьника.

17.  Формирование экологической культуры личности.

18.  Экологическое воспитание в семье.

19.  Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный
период (при переходе из начальной школы в среднюю).

20.  Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.

21.  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям
жизнедеятельности в новом коллективе.

22.  Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию
духовных ценностей старшеклассников.

23.  Нравственное воспитание школьников.

24.  Этический диалог как форма нравственного воспитания.

25.  Фомирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания
этической культуры.

26.  Культурологический подход к воспитанию.

27.  Формирование творческой личности.

28.  Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной
среде.

29.  Воспитание культуры межнационального общения:

30.  Социально-педагогическая деятельность классного руководителя.

31.  Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

32.  Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

33.  Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.

34.  Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

35.  Организация работы с одаренными детьми.

36.  Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

37.  Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения,
перспективы развития.

38.  Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

39.  Воспитательная система класса.

40.  Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

41.  Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях
коллективной деятельности.

42.  Активные формы работы с воспитанниками.

43.  Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

44.  Технология индивидуальной работы с учащимися.

45.  Самоуправление в классе.

46.  Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной
школе.

47.  Формирование национального самосознания школьников.

48.  Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

49.  Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений
деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к
родному краю.

50.  Самовоспитание школьников.

51.  Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

52.  Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

53.  Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

54.  Подготовка учащихся к семейной жизни.

55.  Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного
единства поколений.

56.  Диагностический инструментарий классного руководителя.

57.  Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

58.  Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

59.  Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

60.  Формирование правовой культуры старшеклассников.

61.  Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

62.  Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

63.  Традиции детского коллектива.

64.  Формы проведения часа классного руководителя (классного часа).

65.  Совместная деятельность классного руководителя с
учителями-предметниками.

66.  Пути взаимодействия классного руководителя и практического психолога по
изучению личности воспитанников.

67.  Изучение уровня воспитанности школьников.

68.  Игра как важное средство воспитания школьников.

69.  Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию
школьников.

70.  Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах
музыкального, изобразительного искусства, художественной культуры.

71.  Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

Индивидуальный план самообразования

классного руководителя 6А класса

МБОУ «Школа № 135 г. Казани»

Широковой Ирины Борисовны

на период 2018-2019  гг.

 (общий период 2017-2022 гг.)

Пояснительная записка

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно – образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Воспитание Благородного человека, Гражданина России – первостепенная задача для школы и педагога, задача, которая достигается через раскрытие и проявление потенциальных творческих и научных возможностей обучающихся, несущих им

и нам счастье и радость жизни. Основной же задачей классного руководителя по ФГОС нового поколения является формирование свободной личности, способной адаптироваться к реалиям современного общества.

Индивидуальная тема по самообразованию:

«Роль классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива, развитие инициативы и творческих способностей обучающихся»

 Цели:  

  1. Изучение различных подходов классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива;
  2. Повышение качества воспитательного процесса.

Задачи: 

  1. Создавать необходимые условия для организации деятельности ученического коллектива;
  2. Развивать творческий потенциал обучающихся класса;
  3. Повысить уровень инициативности обучающихся  через развитие потенциальных творческих и научных возможностей обучающихся при организации внеурочной деятельности.

Источники самообразования:

Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет (www.fipi.ru, www.nsportal.ru, www.openclass.ru, www.pedsovet.su, www.cerm.ru, www.1september.ru ), общение с коллегами на муниципальном, городском, республиканском и российском уровнях.

Методы процесса самообразования:

Чтение вспомогательной тематической литературы;

Семинары (в том числе вебинары, проводимые посредством Интернета в режиме онлайн);

Конференции, семинары – практикумы;

Курсы (очные, дистанционные);

Экскурсии, выставки;

Открытые занятия (уроки, внеклассные мероприятия).

Формы самообразования:

  • Индивидуальная (индивидуальный план);
  • Групповая (участие в деятельности ШМО и РМО, сетевое воздействие с педагогами посредством Интернета).

План работы

№ п/п

Задачи и направления

Способы достижения, результаты

1.

Составление плана воспитательной работы на 2018-2019 учебный год

Составление (редактирование по мере необходимости) плана                

2.

Работа с документацией

Анализ документации. Оформление

3.

Изучение литературы  по теме самообразования

Изучение

4.

Посещение семинаров и мастер-классов по внедрению новых образовательных технологий в обучении и воспитании

Посещение

5.

Оформление папки классного руководителя

Пополнение папки новыми материалами

6.

Проведение внеклассных мероприятий, классных часов с применением ИКТ

Проведение

7.

Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися

Консультации для родителей и обучающихся

8.

Изучение интернет — ресурсов по теме самообразования

Работа в сети интернет

9.

Посещение МО классных руководителей

Посещение

10.

Изучение педагогической печати: «Воспитание школьников», «Классный руководитель»

Изучение

11.

Создание «Портфолио класса»                                  (рейтинг активности участия обучающихся в мероприятиях класса, школы, района, города, Республики по разным направлениям воспитательного процесса)

Подбор материала, составление презентации

12.

Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет

Работа в сети интернет

13.

Повышение уровня психологической грамотности

Взаимосвязь с психологом

14.

Посещение открытых  мероприятий  коллег

Обмен опытом

15.

Изучение темы в сообществе классных руководителей

Работа с компьютером по обмену опытом через интернет

16.

Обобщение и распространение собственного опыта через сеть Интернет:  Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/iriska40                                                   Дистанционный Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/40059.html                                               Интернет-сервис http://www.docme.ru/profile/20857

Обмен опытом

Ожидаемые результаты:

  • Развитие личностных потенциальных творческих и научных возможностей обучающихся;
  • Повышение мотивации детей на самосовершенствование и саморазвитие;  
  • Повышение  качества  образовательного процесса обучающихся через воспитание нравственной и познавательной сознательности обучающихся;
  • Повышение уровня педагогического мастерства учителя.

Примерные варианты тем самообразования классных руководителей

 1. Роль
обычаев и традиций русского народа
в формировании у подростков нравственно-патриотических чувств к своему народу.

2. Спортивно-патриотическое
воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в
сфере физической культуры и спорта Российской Федерации.

3.  Из опыта работы по
патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы «Великая Отечественная война
1941-1945гг.». 

4.Cinema-технологии как система не только
социального, но и нравственного воспитания, осмысление нравственных проблем. 

5. С чего начинается
патриотическое воспитание?

6.Роль музея Боевой и
Трудовой Славы в патриотическом воспитании учащихся.

7.Формирование
ценностно-смысловых ориентаций, нравственных навыков на основе развития
самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.

8.  Формирование
у учащихся трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению
трудностей.

9.Использование
инновационных методик и технологий в процессе формирования духовно-нравственной
идентичности у учащихся.

10.Создание
в ОУ единой воспитательно-образовательной среды для формирования толерантности
межнациональных отношений, дружбы и солидарности.

11.  Моделирование
у учащихся высокой морали, чувство патриотизма и гражданской солидарности.

12.Использование
символики России в воспитании гражданственности и патриотизма у обучающихся.

13.  Формирование
гражданского самосознания средствами духовно- нравственных ценностей.

14.  Бесценный
капитал традиций, как средства преемственности поколений в формировании
патриотизма и чувства любви к Родине.

15.   Формирование
духовно-нравственных ценностей у обучающихся средствами искусства.

16.  Использование
исторических мест памятников города в формировании чувства гордости и любви к
Родине.

17.  Воспитание
патриотизма – актуально на все времена.

18.   «Ты
– гурьянин» – активная форма привлечения подростков к изучению истории родного
края.

19.  Пути
формирования мировоззренческих навыков у обучающихся в процессе учебного и
внеучебного времени.

20. Воспитание
у обучающихся любви к Отечеству на примерах жизни и деятельности героев и
участников Великой Отечественной войны.

21. Роль
художественной литературы в формировании мировоззренческой культуры и
гражданского самосознания.

22.          
Материальное
и духовное. Цели и ценности в системе формирования ценностных ориентиров у подростков.

23.          
Формы
и методы работы классных руководителей по формированию нравственных навыков, воли,
силы духа, чести и достоинства, как важнейшей основы гражданского самосознания.

24.  Мужественность,
как нравственная основа гражданского воспитания.

25. Пути
и средства формирования толерантности, коммуникативной культуры, как важнейшего
средства интернационального воспитания.

26. Формирование
жизненной позиции, нравственной и социальной ориентации на основе глубокого и
разностороннего изучения историко-культурного наследия города.

27.  Современная
семья и ее роль в воспитании и социализации подростка.

28.  Формы
и методы работы классного руководителя по формированию гражданского
самосознания.

29.  Туристическая
деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в
воспитательной системе училища.

30.  Формирование
ценностно-смысловых ориентиров на основе патриотического воспитания обучающихся
на уроках литературы.

31.  Социально
– значимый проект как основная форма работы по формированию патриотизма.

32. Воспитательная
система работы классного руководителя как основа формирования гражданского
самосознания и социальной значимости.

33.    Роль
ученического самоуправления в формировании лидерских качеств, коммуникативной
культуры, навыков упражнения и связи с общественностью.

34.      Многообразие
моделей ученического самоуправления в учреждениях НПО.

35.      Практика
формирования органов ученического самоуправления в учебной группе.

36.       Сфера
деятельности ученического самоуправления в училище и вне его.

37.  Права
и обязанности ученического самоуправления, его органов (раскрыть динамику с первого курса по третий).

38. Многообразие
функций ученического самоуправления, его органов (исполнительская,
организаторская, управленческая).

39. Формы
работы с активом. Подготовка выборного актива к деятельности в органах
ученического самоуправления.

40.          
Внешние
связи ученического самоуправления.

41.          
Семья
и училище – равные партнеры в воспитании подростка.

42.          
«Педагогика
Любви и свободы». Философия семейного воспитания.

43.          
Иерархия
отношений в семье и особенности семейного воспитания.

44.          
Традиционные
культурные ценности как основа воспитания в семье.

45.          
Способы
общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

46.          
Проблемы
и пути духовно-нравственного становления личности.

47.          
«Что
такое хорошо и что такое плохо?» Нормы морали: нужны ли они сегодня и кто их
должен воспитывать?

48.          
Воспитываем
патриота, гражданина, профессионала.

49.          
«Надо:
трудно и прекрасно!» Трудовое воспитание подростка в семье и в училище.

50.          
«Воспитываем
хозяина». Экономическое воспитание ребенка в семье и в училище.

51.          
«Красота
спасет мир». Эстетическое воспитание ребенка в семье и в училище

52.          
«Музыка
– дыхание души». Музыкальные традиции в училище.

53.          
«У
книжной полки» – читаем семьей, читаем с группой.

54.          
 «Весь мир цветной и удивительный». Приобщение подростка
к изобразительному искусству.

55.          
«Природа
– глазами души». Экологическое воспитание подростка в семье и в училище.

56.          
«Кнут
и пряник». Методы поощрения и наказания в семье и в училище.

57.          
Значение
воспоминаний о собственных переживаниях в культуре общения с подростком.

58.          
Типичные
недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

59.          
Этика
и эстетика семейного быта.

60.          
Семейный
досуг: путешествия, туризм, игры, телевидение, домашние праздники.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности

школьника.

2. Формирование экологической культуры личности.

3. Экологическое воспитание в семье.

4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный

период (при переходе из начальной школы в среднюю).

5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.

6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям

жизнедеятельности в новом коллективе.

7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию

духовных ценностей старшеклассников.

8. Нравственное воспитание школьников.

9. Этический диалог как форма нравственного воспитания.

10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания

этической культуры.

11. Культурологический подход к воспитанию.

12. Формирование творческой личности.

13. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в

многонациональной и разноконфессиональной среде.

14. Воспитание культуры межнационального общения:

15. Социальнопедагогическая деятельность классного руководителя

(воспитателя).

16. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите

ребенка.

17. Социальнопедагогическая деятельность классного руководителя

(воспитателя) с неблагополучными семьями.

18. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

19. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

20. Научнометодические подходы к организации полового воспитания учащихся.

21. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

22. Организация работы с одаренными детьми.

23. Личностноориентированный подход к воспитанию.

24. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения,

перспективы развития.

25. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

26. Воспитательная система класса.

27. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

15. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях

коллективной деятельности.

28. Активные формы работы с воспитанниками.

29. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

30. Технология индивидуальной работы с учащимися.

31. Самоуправление в классе.

32. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в

современной школе.

33. Формирование национального самосознания школьников.

34. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

35. Туристскокраеведческая работа как одно из важных направлений

деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и

уважения к родному краю.

36. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в

становлении гражданинапатриота.

37. Особенности военнопатриотического воспитания юных севастопольцев.

38. Самовоспитание школьников.

39. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

40. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

41. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

42. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

43. Подготовка учащихся к семейной жизни.

44. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства

поколений.

45. Диагностический инструментарий классного руководителя.

46. Психологопедагогический ключ к пониманию личности школьника.

47. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

48. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

49. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного

поведения.

50. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

51. Формирование правовой культуры старшеклассников.

52. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у

школьников.

53. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

54. Традиции детского коллектива.

55. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа,

воспитательного часа).

56. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями

предметниками.

57. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по

изучению личности воспитанников.

58. Изучение уровня воспитанности школьников.

59. Игра как важное средство воспитания школьников.

60. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию

школьников.

61. Художественноэстетическое воспитание учащихся на примерах

музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

62. Художественноэстетическое воспитание учащихся средствами

фольклора.

МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская»

план

по

самообразованию

Классный руководитель: Клочко Н.А.

2019-2020уч.г.

Название темы по самообразованию

«Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива

в рамках ФГОС»

Цель темы — развитие коммуникативных учебных действий через создание классного коллектива

Задачи:

 развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию,

 реализация системно-деятельностного подхода,

 становление коммуникативных универсальных учебных действий («учить ученика учиться в общении») как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

В основе — личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.

Участники программы формирования классного коллектива: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся. 

 Срок реализации программы – 1 год

Непонимание ребёнком того, что он член коллектива, особенно если ребёнок не посещал детский сад, или он один ребёнок в семье – всё это приводит к тому, что ему трудно жить в коллективе, общаться на равных с другими детьми – таким образом, мы пришли к необходимости формирования коммуникативных УУД (умение общаться, работать и отдыхать вместе, задавать вопросы и отвечать на них). Эти блоки УУД я поставила основными при организации воспитательной работы, т.к. регулятивные и познавательные УД в большей мере развиваются во время учебных занятий, а личностные и коммуникативные – в том числе и через формирование коллектива при проведении различных мероприятий.

Задачи для реализации программы:

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в классе является формирование культуры личности:

 — совершенствовать познавательную активность учащихся;

 — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

— воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

 — создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

 — формировать оргдеятельностные умения учащихся;

 — использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

— обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

— поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

— обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Что такое коллектив? Это группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

Признаки коллектива:

1. Сознательный характер объединения людей.

2. Единство общих и личных целей членов коллектива.

3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.

4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.

5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).

6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).

7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.

8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.

9. Сплочённость.

10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.

11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.

Этапы формирования коллектива:

1 этап – организационный, группа учащихся, в нашем случае 1 класс, ещё не коллектив. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учеников на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. Первый этап можно считать завершенным, когда приняты цели коллектива, царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах; развернута непрерывная коллективная деятельность и большинство детей занимают активную позицию.

2 этап — наступает, когда выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива, т.е.актив. Преподаватель здесь должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива. Идёт вовлечение детей в разнообразные виды совместной деятельности, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми. Второй этап можно считать состоявшимся, когда у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, действует самоуправление (при поддержке учителя).

3 этап — коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности каждого его члена. Этот этап можно считать состоявшимся, когда поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое. Далеко не каждый коллектив достигает этого уровня развития, с положительным психологическим климатом, доброжелательными взаимоотношениями, сопереживанием. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности: у ребёнка развиваются общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности. Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. И в начальной школе мы закладываем основы коллектива. Для этого нужно:

Вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

Организовать эту деятельность так, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив. Т.о. в качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

Педагогическую основа методики составляют:

  • Воспитание ученического актива;

  • Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

  • Формирование здорового общественного мнения;

  • Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.

План работы

№ п/п

Задачи и направления

Способы достижения, результаты

1.

Составление плана работы на 2019/2020 учебный год.

Редактирование плана

2.

Изучить литературу по теме самообразования.

Изучение

3.

Принимать участие в работе МО по внедрению новых образовательных технологий в воспитании

Работа на сайтах интернета

4.

Взаимопосещение классных часов коллег.

В теч. года

5.

Оформление папки классного руководителя.

Пополнение папки новыми материалами

6.

Проведение внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

В теч. года

7.

Изучение интернет — ресурсов по теме самообразования.

Работа в сети интернет

8.

Посещение МО классных руководителей.

В теч. года

9.

Изучение педагогической печати: «Воспитание школьников», «Классный руководитель»

Изучение

10.

Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися.

Консультации для родителей и учащихся.

11.

Развитие обучающихся через сеть Интернет.

Олимпиады, конкурсы

12.

Продолжение изучения компьютерных возможностей.

Работа с компьютером

13.

Повышение уровня психологической грамотности.

Взаимосвязь с психологом

14.

Посещение открытых мероприятий коллег

Обмен опытом

15.

Обращение к трудам Сухомлинского и А.С. Макаренко.

Изучение

16.

Разработка открытого внеклассного мероприятия

Подбор материала

17.

Изучение педагогической литературы.

Изучение

18.

Решение вопросов по изучению темы в сообществе классных руководителей.

Работа с компьютером по обмену опытом через интернет.

19.

Обобщение и распространение собственного опыта

обмен опытом через интернет.

20.

Отчёт по проделанной работе.

Оценка профессиональной деятельности

Вывод:

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс «Мы — коллектив» — на данном этапе — умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

От авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно ста­ло «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказы­ваются недоступны для младших школьников. Это обстоятель­ство значительно затрудняет усвоение детьми системы мораль­ных норм и нравственных принципов, препятствует форми­рованию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лише­ны возможности приобрести опыт лидерства и работы в ко­манде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социаль­ное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми

Используемые формы и методы работы при изучении темы

Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания :

1) словесные формы (собрания, доклады, встречи и т.д.);

2) практические формы( экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Основные коллективные формы и методы, которые использую в своей работе по данной теме.

  • Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от уровня воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива.

Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.

  • Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

  • Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.

  • Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.

В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.

Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.

Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.

Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.

  • В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.

Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав ,награждение.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны иметь представления  :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
— о том, как беречь и поддерживать красоту;
— как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
— верить в свои силы, иметь  желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Способы проверки ожидаемых результатов:

— педагогическое наблюдение, тестирование;

— выполнение творческих, проектных  заданий

— анкетирование родителей и детей.

 Формы подведения итогов воспитательной программы:

— открытые мероприятия;

— выставки творческих работ воспитанников;

-участие в конкурсах;

— создание фотоальбомов и фотогазет;

— создание презентаций;

— выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

— викторины, кроссворды, игры;

— инсценировки;

— итоговые концерты для родителей.

Работа с родителями в рамках работы над темой

Внеурочную деятельность по развитию классного коллектива веду не только с детьми и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начи­нается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотноше­ния с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в буду­щей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ре­бенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями по воспитанию младших школьников в школе являются:

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;

3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.

Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!

Принципы, которыми руководствуюсь

при работе с детьми

  • Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом и стараюсь все сделать для этого.

  • Я хочу, чтобы меня любили, поэтому живу по принципу: относись к детям так, как бы ты хотел, чтоб они к тебе относились.

  • Я не всезнайка, поэтому я и не притворяюсь им.

  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволяю детям учить меня.

  • Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать детей.

  • Я люблю, когда меня принимают такой, какой я на самом деле, поэтому я переживаю вместе с ребёнком  и ценю его.

  • Я человек и склонен ошибаться, поэтому я  терпелив к ошибкам детей.

  • Почти всему, что знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт.

  • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я  признаю и поддерживаю чувство самостоятельности в ребенке.

  • Я стараюсь привить детям чувство справедливости, терпимости и  упорства. Я учу их ненавидеть ложь и любить правду.  

  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я  стараюсь смягчить удар.

  • Я чувствую страх, когда я беззащитна, поэтому я  прикасаюсь к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

  • Входить в класс с улыбкой;

  • При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;

  • Быть всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной;

  • Не искать легкого пути в общении;

  • Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;

  • Не принижать и не завышать планку трудностей;

  • Постараться вселять в ребенка веру в себя;

  • Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;

  • Не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске;

  • Не бояться извиниться, если не права, быть терпимой к ошибкам детей;

  • Не иметь среди детей «любимчиков», в каждом можно найти предначертанное ему;

  • Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут;

  • Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми;

  • Нести детям добрую энергию.

Мои принципы общения с родителями

  • Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство.

  • Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

  • Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Список используемой литературы при изучении темы по самообразованию

  1. Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. — N 3. — С. 54-57.

  1. Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте : межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] , 1988. — 267 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХ

  1. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. — 2008. — N 7. — С. 13-18.

  1. Голошумова Г. С. Программа курса «Основы духовности и нравственности» для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. — N 2. — С. 146-151.

  1. Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. — 2010. — N 1. — С. 22-26.

  1. Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. — 2009. — N 5. — С. 7-27.

  1. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. — 2009. — N 4. — С. 55-64.

  1. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. — 2008. — N 9. — С. 88-93.

  1. Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. — N 3. — С. 72.

  1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. — 2010. — N 2. — С. 3-8.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по строительству оптических кабелей
  • Китайский инкубатор на 24 яйца инструкция по применению
  • Зарубежнефть добыча харьяга руководство
  • Руководство по эксплуатации киа оптима 2018
  • Гидроксикарбамид 500 цена мг инструкция по применению