Список рекомендуемых тем по самообразованию для классных руководителей
1.
Организация совместной деятельности педколлектива,
родителей и учащихся по достижению максимальных результатов.
2.
Формы и методы работы с родителями с целью усиления
педагогического воздействия на ребенка.
3.
Взаимоотношение детей и родителей для развития
личности школьника.
4.
Успешное учение как средство профилактики девиантного
поведения детей состоящих на ВШК»
5.
Игра как средство воспитания, обучения и развития
личности
6.
Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся
как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности
7.
Привлечение родителей к совместной активной
деятельности по воспитанию и развитию детей для развития культурной
педагогической среды
8.
Формирования у учащихся здорового образа жизни
9.
Самостоятельная работа учащихся как средство
развитие познавательных интересов
10. Организация совместной деятельности родителей и детей как средство
расширения поля позитивного общения в семье
11. Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального
самосознания
12. Организация совместной деятельности между родителями и классным
руководителем для воспитания нравственной личности подростка
13. Использование этических бесед и диалогов как средство повышения
духовно-нравственного воспитания учащихся
14. Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся
по достижению максимальных результатов
15. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских
отношений в коллективе.
16. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности
школьника.
17. Формирование экологической культуры личности.
18. Экологическое воспитание в семье.
19. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный
период (при переходе из начальной школы в среднюю).
20. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.
21. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям
жизнедеятельности в новом коллективе.
22. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию
духовных ценностей старшеклассников.
23. Нравственное воспитание школьников.
24. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
25. Фомирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания
этической культуры.
26. Культурологический подход к воспитанию.
27. Формирование творческой личности.
28. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной
среде.
29. Воспитание культуры межнационального общения:
30. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя.
31. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
32. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
33. Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.
34. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
35. Организация работы с одаренными детьми.
36. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
37. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения,
перспективы развития.
38. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
39. Воспитательная система класса.
40. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
41. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях
коллективной деятельности.
42. Активные формы работы с воспитанниками.
43. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
44. Технология индивидуальной работы с учащимися.
45. Самоуправление в классе.
46. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной
школе.
47. Формирование национального самосознания школьников.
48. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
49. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений
деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к
родному краю.
50. Самовоспитание школьников.
51. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
52. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
53. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
54. Подготовка учащихся к семейной жизни.
55. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного
единства поколений.
56. Диагностический инструментарий классного руководителя.
57. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.
58. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
59. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
60. Формирование правовой культуры старшеклассников.
61. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
62. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
63. Традиции детского коллектива.
64. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа).
65. Совместная деятельность классного руководителя с
учителями-предметниками.
66. Пути взаимодействия классного руководителя и практического психолога по
изучению личности воспитанников.
67. Изучение уровня воспитанности школьников.
68. Игра как важное средство воспитания школьников.
69. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию
школьников.
70. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах
музыкального, изобразительного искусства, художественной культуры.
71. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.
Индивидуальный план самообразования
классного руководителя 6А класса
МБОУ «Школа № 135 г. Казани»
Широковой Ирины Борисовны
на период 2018-2019 гг.
(общий период 2017-2022 гг.)
Пояснительная записка
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно – образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Воспитание Благородного человека, Гражданина России – первостепенная задача для школы и педагога, задача, которая достигается через раскрытие и проявление потенциальных творческих и научных возможностей обучающихся, несущих им
и нам счастье и радость жизни. Основной же задачей классного руководителя по ФГОС нового поколения является формирование свободной личности, способной адаптироваться к реалиям современного общества.
Индивидуальная тема по самообразованию:
«Роль классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива, развитие инициативы и творческих способностей обучающихся»
Цели:
- Изучение различных подходов классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива;
- Повышение качества воспитательного процесса.
Задачи:
- Создавать необходимые условия для организации деятельности ученического коллектива;
- Развивать творческий потенциал обучающихся класса;
- Повысить уровень инициативности обучающихся через развитие потенциальных творческих и научных возможностей обучающихся при организации внеурочной деятельности.
Источники самообразования:
Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет (www.fipi.ru, www.nsportal.ru, www.openclass.ru, www.pedsovet.su, www.cerm.ru, www.1september.ru ), общение с коллегами на муниципальном, городском, республиканском и российском уровнях.
Методы процесса самообразования:
Чтение вспомогательной тематической литературы;
Семинары (в том числе вебинары, проводимые посредством Интернета в режиме онлайн);
Конференции, семинары – практикумы;
Курсы (очные, дистанционные);
Экскурсии, выставки;
Открытые занятия (уроки, внеклассные мероприятия).
Формы самообразования:
- Индивидуальная (индивидуальный план);
- Групповая (участие в деятельности ШМО и РМО, сетевое воздействие с педагогами посредством Интернета).
План работы
№ п/п |
Задачи и направления |
Способы достижения, результаты |
1. |
Составление плана воспитательной работы на 2018-2019 учебный год |
Составление (редактирование по мере необходимости) плана |
2. |
Работа с документацией |
Анализ документации. Оформление |
3. |
Изучение литературы по теме самообразования |
Изучение |
4. |
Посещение семинаров и мастер-классов по внедрению новых образовательных технологий в обучении и воспитании |
Посещение |
5. |
Оформление папки классного руководителя |
Пополнение папки новыми материалами |
6. |
Проведение внеклассных мероприятий, классных часов с применением ИКТ |
Проведение |
7. |
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися |
Консультации для родителей и обучающихся |
8. |
Изучение интернет — ресурсов по теме самообразования |
Работа в сети интернет |
9. |
Посещение МО классных руководителей |
Посещение |
10. |
Изучение педагогической печати: «Воспитание школьников», «Классный руководитель» |
Изучение |
11. |
Создание «Портфолио класса» (рейтинг активности участия обучающихся в мероприятиях класса, школы, района, города, Республики по разным направлениям воспитательного процесса) |
Подбор материала, составление презентации |
12. |
Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет |
Работа в сети интернет |
13. |
Повышение уровня психологической грамотности |
Взаимосвязь с психологом |
14. |
Посещение открытых мероприятий коллег |
Обмен опытом |
15. |
Изучение темы в сообществе классных руководителей |
Работа с компьютером по обмену опытом через интернет |
16. |
Обобщение и распространение собственного опыта через сеть Интернет: Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/iriska40 Дистанционный Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/40059.html Интернет-сервис http://www.docme.ru/profile/20857 |
Обмен опытом |
Ожидаемые результаты:
- Развитие личностных потенциальных творческих и научных возможностей обучающихся;
- Повышение мотивации детей на самосовершенствование и саморазвитие;
- Повышение качества образовательного процесса обучающихся через воспитание нравственной и познавательной сознательности обучающихся;
- Повышение уровня педагогического мастерства учителя.
Примерные варианты тем самообразования классных руководителей
1. Роль
обычаев и традиций русского народа
в формировании у подростков нравственно-патриотических чувств к своему народу.
2. Спортивно-патриотическое
воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в
сфере физической культуры и спорта Российской Федерации.
3. Из опыта работы по
патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы «Великая Отечественная война
1941-1945гг.».
4.Cinema-технологии как система не только
социального, но и нравственного воспитания, осмысление нравственных проблем.
5. С чего начинается
патриотическое воспитание?
6.Роль музея Боевой и
Трудовой Славы в патриотическом воспитании учащихся.
7.Формирование
ценностно-смысловых ориентаций, нравственных навыков на основе развития
самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.
8. Формирование
у учащихся трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению
трудностей.
9.Использование
инновационных методик и технологий в процессе формирования духовно-нравственной
идентичности у учащихся.
10.Создание
в ОУ единой воспитательно-образовательной среды для формирования толерантности
межнациональных отношений, дружбы и солидарности.
11. Моделирование
у учащихся высокой морали, чувство патриотизма и гражданской солидарности.
12.Использование
символики России в воспитании гражданственности и патриотизма у обучающихся.
13. Формирование
гражданского самосознания средствами духовно- нравственных ценностей.
14. Бесценный
капитал традиций, как средства преемственности поколений в формировании
патриотизма и чувства любви к Родине.
15. Формирование
духовно-нравственных ценностей у обучающихся средствами искусства.
16. Использование
исторических мест памятников города в формировании чувства гордости и любви к
Родине.
17. Воспитание
патриотизма – актуально на все времена.
18. «Ты
– гурьянин» – активная форма привлечения подростков к изучению истории родного
края.
19. Пути
формирования мировоззренческих навыков у обучающихся в процессе учебного и
внеучебного времени.
20. Воспитание
у обучающихся любви к Отечеству на примерах жизни и деятельности героев и
участников Великой Отечественной войны.
21. Роль
художественной литературы в формировании мировоззренческой культуры и
гражданского самосознания.
22.
Материальное
и духовное. Цели и ценности в системе формирования ценностных ориентиров у подростков.
23.
Формы
и методы работы классных руководителей по формированию нравственных навыков, воли,
силы духа, чести и достоинства, как важнейшей основы гражданского самосознания.
24. Мужественность,
как нравственная основа гражданского воспитания.
25. Пути
и средства формирования толерантности, коммуникативной культуры, как важнейшего
средства интернационального воспитания.
26. Формирование
жизненной позиции, нравственной и социальной ориентации на основе глубокого и
разностороннего изучения историко-культурного наследия города.
27. Современная
семья и ее роль в воспитании и социализации подростка.
28. Формы
и методы работы классного руководителя по формированию гражданского
самосознания.
29. Туристическая
деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в
воспитательной системе училища.
30. Формирование
ценностно-смысловых ориентиров на основе патриотического воспитания обучающихся
на уроках литературы.
31. Социально
– значимый проект как основная форма работы по формированию патриотизма.
32. Воспитательная
система работы классного руководителя как основа формирования гражданского
самосознания и социальной значимости.
33. Роль
ученического самоуправления в формировании лидерских качеств, коммуникативной
культуры, навыков упражнения и связи с общественностью.
34. Многообразие
моделей ученического самоуправления в учреждениях НПО.
35. Практика
формирования органов ученического самоуправления в учебной группе.
36. Сфера
деятельности ученического самоуправления в училище и вне его.
37. Права
и обязанности ученического самоуправления, его органов (раскрыть динамику с первого курса по третий).
38. Многообразие
функций ученического самоуправления, его органов (исполнительская,
организаторская, управленческая).
39. Формы
работы с активом. Подготовка выборного актива к деятельности в органах
ученического самоуправления.
40.
Внешние
связи ученического самоуправления.
41.
Семья
и училище – равные партнеры в воспитании подростка.
42.
«Педагогика
Любви и свободы». Философия семейного воспитания.
43.
Иерархия
отношений в семье и особенности семейного воспитания.
44.
Традиционные
культурные ценности как основа воспитания в семье.
45.
Способы
общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
46.
Проблемы
и пути духовно-нравственного становления личности.
47.
«Что
такое хорошо и что такое плохо?» Нормы морали: нужны ли они сегодня и кто их
должен воспитывать?
48.
Воспитываем
патриота, гражданина, профессионала.
49.
«Надо:
трудно и прекрасно!» Трудовое воспитание подростка в семье и в училище.
50.
«Воспитываем
хозяина». Экономическое воспитание ребенка в семье и в училище.
51.
«Красота
спасет мир». Эстетическое воспитание ребенка в семье и в училище
52.
«Музыка
– дыхание души». Музыкальные традиции в училище.
53.
«У
книжной полки» – читаем семьей, читаем с группой.
54.
«Весь мир цветной и удивительный». Приобщение подростка
к изобразительному искусству.
55.
«Природа
– глазами души». Экологическое воспитание подростка в семье и в училище.
56.
«Кнут
и пряник». Методы поощрения и наказания в семье и в училище.
57.
Значение
воспоминаний о собственных переживаниях в культуре общения с подростком.
58.
Типичные
недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
59.
Этика
и эстетика семейного быта.
60.
Семейный
досуг: путешествия, туризм, игры, телевидение, домашние праздники.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности
школьника.
2. Формирование экологической культуры личности.
3. Экологическое воспитание в семье.
4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный
период (при переходе из начальной школы в среднюю).
5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.
6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям
жизнедеятельности в новом коллективе.
7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию
духовных ценностей старшеклассников.
8. Нравственное воспитание школьников.
9. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания
этической культуры.
11. Культурологический подход к воспитанию.
12. Формирование творческой личности.
13. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в
многонациональной и разноконфессиональной среде.
14. Воспитание культуры межнационального общения:
15. Социально—педагогическая деятельность классного руководителя
(воспитателя).
16. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите
ребенка.
17. Социально—педагогическая деятельность классного руководителя
(воспитателя) с неблагополучными семьями.
18. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
19. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
20. Научно—методические подходы к организации полового воспитания учащихся.
21. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
22. Организация работы с одаренными детьми.
23. Личностно—ориентированный подход к воспитанию.
24. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения,
перспективы развития.
25. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
26. Воспитательная система класса.
27. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
15. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях
коллективной деятельности.
28. Активные формы работы с воспитанниками.
29. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
30. Технология индивидуальной работы с учащимися.
31. Самоуправление в классе.
32. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в
современной школе.
33. Формирование национального самосознания школьников.
34. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
35. Туристско—краеведческая работа как одно из важных направлений
деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и
уважения к родному краю.
36. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в
становлении гражданина—патриота.
37. Особенности военно—патриотического воспитания юных севастопольцев.
38. Самовоспитание школьников.
39. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
40. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
41. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
42. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
43. Подготовка учащихся к семейной жизни.
44. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства
поколений.
45. Диагностический инструментарий классного руководителя.
46. Психолого—педагогический ключ к пониманию личности школьника.
47. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.
48. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
49. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного
поведения.
50. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
51. Формирование правовой культуры старшеклассников.
52. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у
школьников.
53. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
54. Традиции детского коллектива.
55. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа,
воспитательного часа).
56. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями—
предметниками.
57. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по
изучению личности воспитанников.
58. Изучение уровня воспитанности школьников.
59. Игра как важное средство воспитания школьников.
60. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию
школьников.
61. Художественно—эстетическое воспитание учащихся на примерах
музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.
62. Художественно—эстетическое воспитание учащихся средствами
фольклора.
МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская»
план
по
самообразованию
Классный руководитель: Клочко Н.А.
2019-2020уч.г.
Название темы по самообразованию
«Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива
в рамках ФГОС»
Цель темы — развитие коммуникативных учебных действий через создание классного коллектива
Задачи:
развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию,
реализация системно-деятельностного подхода,
становление коммуникативных универсальных учебных действий («учить ученика учиться в общении») как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
В основе — личностные УУД:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.
Участники программы формирования классного коллектива: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.
Срок реализации программы – 1 год
Непонимание ребёнком того, что он член коллектива, особенно если ребёнок не посещал детский сад, или он один ребёнок в семье – всё это приводит к тому, что ему трудно жить в коллективе, общаться на равных с другими детьми – таким образом, мы пришли к необходимости формирования коммуникативных УУД (умение общаться, работать и отдыхать вместе, задавать вопросы и отвечать на них). Эти блоки УУД я поставила основными при организации воспитательной работы, т.к. регулятивные и познавательные УД в большей мере развиваются во время учебных занятий, а личностные и коммуникативные – в том числе и через формирование коллектива при проведении различных мероприятий.
Задачи для реализации программы:
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в классе является формирование культуры личности:
— совершенствовать познавательную активность учащихся;
— нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
— воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
— создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
— формировать оргдеятельностные умения учащихся;
— использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
— обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
— поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
— обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Что такое коллектив? Это группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.
Признаки коллектива:
1. Сознательный характер объединения людей.
2. Единство общих и личных целей членов коллектива.
3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.
4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.
5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).
6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).
7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.
8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.
9. Сплочённость.
10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.
11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.
Этапы формирования коллектива:
1 этап – организационный, группа учащихся, в нашем случае 1 класс, ещё не коллектив. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учеников на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. Первый этап можно считать завершенным, когда приняты цели коллектива, царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах; развернута непрерывная коллективная деятельность и большинство детей занимают активную позицию.
2 этап — наступает, когда выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива, т.е.актив. Преподаватель здесь должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива. Идёт вовлечение детей в разнообразные виды совместной деятельности, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми. Второй этап можно считать состоявшимся, когда у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, действует самоуправление (при поддержке учителя).
3 этап — коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности каждого его члена. Этот этап можно считать состоявшимся, когда поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое. Далеко не каждый коллектив достигает этого уровня развития, с положительным психологическим климатом, доброжелательными взаимоотношениями, сопереживанием. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности: у ребёнка развиваются общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности. Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. И в начальной школе мы закладываем основы коллектива. Для этого нужно:
Вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;
Организовать эту деятельность так, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив. Т.о. в качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
Педагогическую основа методики составляют:
-
Воспитание ученического актива;
-
Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
-
Формирование здорового общественного мнения;
-
Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.
План работы
№ п/п |
Задачи и направления |
Способы достижения, результаты |
1. |
Составление плана работы на 2019/2020 учебный год. |
Редактирование плана |
2. |
Изучить литературу по теме самообразования. |
Изучение |
3. |
Принимать участие в работе МО по внедрению новых образовательных технологий в воспитании |
Работа на сайтах интернета |
4. |
Взаимопосещение классных часов коллег. |
В теч. года |
5. |
Оформление папки классного руководителя. |
Пополнение папки новыми материалами |
6. |
Проведение внеклассных мероприятий с применением ИКТ. |
В теч. года |
7. |
Изучение интернет — ресурсов по теме самообразования. |
Работа в сети интернет |
8. |
Посещение МО классных руководителей. |
В теч. года |
9. |
Изучение педагогической печати: «Воспитание школьников», «Классный руководитель» |
Изучение |
10. |
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися. |
Консультации для родителей и учащихся. |
11. |
Развитие обучающихся через сеть Интернет. |
Олимпиады, конкурсы |
12. |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. |
Работа с компьютером |
13. |
Повышение уровня психологической грамотности. |
Взаимосвязь с психологом |
14. |
Посещение открытых мероприятий коллег |
Обмен опытом |
15. |
Обращение к трудам Сухомлинского и А.С. Макаренко. |
Изучение |
16. |
Разработка открытого внеклассного мероприятия |
Подбор материала |
17. |
Изучение педагогической литературы. |
Изучение |
18. |
Решение вопросов по изучению темы в сообществе классных руководителей. |
Работа с компьютером по обмену опытом через интернет. |
19. |
Обобщение и распространение собственного опыта |
обмен опытом через интернет. |
20. |
Отчёт по проделанной работе. |
Оценка профессиональной деятельности |
Вывод:
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Мы — коллектив» — на данном этапе — умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
От авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми
Используемые формы и методы работы при изучении темы
Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др.
В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания :
1) словесные формы (собрания, доклады, встречи и т.д.);
2) практические формы( экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Основные коллективные формы и методы, которые использую в своей работе по данной теме.
-
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от уровня воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива.
Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.
-
Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
-
Приобщение учащихся к искусству. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.
-
Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.
В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.
Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.
-
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав ,награждение.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся должны иметь представления :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
— о том, как беречь и поддерживать красоту;
— как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
— верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.
Способы проверки ожидаемых результатов:
— педагогическое наблюдение, тестирование;
— выполнение творческих, проектных заданий
— анкетирование родителей и детей.
Формы подведения итогов воспитательной программы:
— открытые мероприятия;
— выставки творческих работ воспитанников;
-участие в конкурсах;
— создание фотоальбомов и фотогазет;
— создание презентаций;
— выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
— викторины, кроссворды, игры;
— инсценировки;
— итоговые концерты для родителей.
Работа с родителями в рамках работы над темой
Внеурочную деятельность по развитию классного коллектива веду не только с детьми и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.
Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями по воспитанию младших школьников в школе являются:
1) повышение педагогической культуры родителей,
2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;
3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.
Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!
Принципы, которыми руководствуюсь
при работе с детьми
-
Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом и стараюсь все сделать для этого.
-
Я хочу, чтобы меня любили, поэтому живу по принципу: относись к детям так, как бы ты хотел, чтоб они к тебе относились.
-
Я не всезнайка, поэтому я и не притворяюсь им.
-
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволяю детям учить меня.
-
Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать детей.
-
Я люблю, когда меня принимают такой, какой я на самом деле, поэтому я переживаю вместе с ребёнком и ценю его.
-
Я человек и склонен ошибаться, поэтому я терпелив к ошибкам детей.
-
Почти всему, что знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт.
-
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я признаю и поддерживаю чувство самостоятельности в ребенке.
-
Я стараюсь привить детям чувство справедливости, терпимости и упорства. Я учу их ненавидеть ложь и любить правду.
-
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я стараюсь смягчить удар.
-
Я чувствую страх, когда я беззащитна, поэтому я прикасаюсь к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
И чтобы это у меня получалось, я не забуду:
-
Входить в класс с улыбкой;
-
При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;
-
Быть всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной;
-
Не искать легкого пути в общении;
-
Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;
-
Не принижать и не завышать планку трудностей;
-
Постараться вселять в ребенка веру в себя;
-
Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;
-
Не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске;
-
Не бояться извиниться, если не права, быть терпимой к ошибкам детей;
-
Не иметь среди детей «любимчиков», в каждом можно найти предначертанное ему;
-
Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут;
-
Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми;
-
Нести детям добрую энергию.
Мои принципы общения с родителями
-
Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство.
-
Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
-
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Список используемой литературы при изучении темы по самообразованию
-
Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. — N 3. — С. 54-57.
-
Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте : межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] , 1988. — 267 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХ
-
Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. — 2008. — N 7. — С. 13-18.
-
Голошумова Г. С. Программа курса «Основы духовности и нравственности» для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. — N 2. — С. 146-151.
-
Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. — 2010. — N 1. — С. 22-26.
-
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. — 2009. — N 5. — С. 7-27.
-
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. — 2009. — N 4. — С. 55-64.
-
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. — 2008. — N 9. — С. 88-93.
-
Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. — N 3. — С. 72.
-
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. — 2010. — N 2. — С. 3-8.