Классное руководство в 5 классе классный час

                                              
Классный час

                
«Первая встреча с классным руководителем»

Класс:
5

Учитель:
Величко Елена Борисовна

Дата
проведения:1.09.15г

Цели:
познакомиться  с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к
учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обучения, создать
благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку
своего классного коллектива.

Задачи:

v  снять
психологическое напряжение в новом коллективе;

v  настроиться на
новый учебный год со старыми друзьями;

v  зарядить доброй,
положительной энергией в начале учебного года;

v  подготовить
пятиклассников к коллективному планированию и организации жизни класса;

v  играя, понять
значимость друг друга и коллектива;

v  обобщить знания о
взаимоотношениях

Оборудование
и оформление класса:

v  кабинет украшен
воздушными шарами;

v  дети рассаживаются
по кругу;

v  на парту каждому
ученику положить лист, на котором он напишет «Рецепт приготовления 5 класса»;

v  слова для рецепта
приготовления класса;

v  карточки с
вопросами для каждого ученика;

v  буклеты.

Музыкальное
оформление:

Детские
песни  «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Всё мы делим пополам», «Настоящий
друг» и т.д.

План классного часа

1.      Вступительное слово
классного руководителя

2.      Игра «Такая разная
улыбка»

3.      Игра «Имя-имечко»

4.      Игра
«Вопрос-ответ»

5.      Игра «Рецепт
приготовления 5-го класса»

6.      Игра «Правила дружбы»
,
загадывание желаний.

7.      Итог классного часа

Ход
классного часа

Классный
руководитель:
Дорогие ребята,
поздравляю вас с началом учебного года. Еще совсем недавно вы читали стихи и
пели песни, прощаясь с начальной школой. Сегодня вы – пятиклассники! И не
просто пятиклассники – ученики средней школы. Впереди у нас долгие годы
совместной жизни. Я надеюсь, что наш класс будет здоровым, дружным, сплочённым.
Нас ждёт много интересных дел. Но главное наше дело-это создать и сберечь наш
коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нём уверенно, надёжно и удобно.

В 5 классе
вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не всё будет
получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не
один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники,
родители, учителя.

Класс, в
котором вы сейчас находитесь — это наша классная комната. В ней будут проходить
некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная
комната станет для вас вашим школьным домом. Вы становитесь хозяевами этого
учебного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество,
соблюдать чистоту и порядок.

Итак, вы многое уже умеете, многому научились в
начальной школе. Может быть, кто-то из вас попробует догадаться, что значат
цифры, так необычно написанные.

1.09 – день нашей
первой встречи, которая должна и вам и мне запомниться надолго, так как она
самая первая в нашей с вами общей жизни.

2015– год, который нас
с вами познакомил и, надеюсь, подружил.

2020 – год, в которой
вы закончите школу. Он станет последним годом наших школьных встреч. Возможно,
если мы подружимся, мы будем с вами встречаться и после окончания школы, но это
так далеко.

Впереди – целых… лет(ученики подсказывают), на
протяжении которых мы будем встречаться с вами каждый день и постараемся
сделать так, что бы при встрече нам хотелось улыбаться друг другу, радоваться
тому, что мы вместе.

Игра «Такая разная улыбка»

Классный руководитель: Каждый из
вас, наверняка, хорошо помнит слова из детской песенки: «Ну а дружба начинается
с улыбки». Да, в 
большинстве случаев знакомство начинается
с улыбки, ведь улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Улыбка длится
мгновение, а в памяти остается навсегда. Великий писатель Вильям Шекспир
считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хотите завоевать друзей –
улыбайтесь. Оглянитесь вокруг: какие разные улыбки вас окружают! Подсчитано,
что в произведениях Л.Н. Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. Может быть,
сегодня мы с вами сможем придумать больше? Давайте попробуем! Например:
ослепительная, ангельская, мечтательная. (Ученики по очереди называют
эпитеты к слову «улыбка». Возможные варианты ответов: виноватая,
вопросительная, выразительная, открытая, дежурная, дружелюбная, дурацкая,
любезная, нежная, одобрительная, растерянная, стыдливая, усталая, холодная,
ясная, лошадиная, таинственная, растерянная, поощрительная )
.

А теперь, я попрошу выйти родителей (Родители
выходят к доске и становятся в полукруг).
Ваши дети сейчас назвали эпитеты
к слову «улыбка». Ваша задача попробовать изобразить одну из
выбранных улыбок (Родители получают заранее приготовленные листочки с
эпитетом и изображают улыбку).

Игра «Имя-имечко»

Классный
руководитель:
Сегодня у нас день знакомства. А чтобы лучше узнать
друг друга, давайте немного поиграем. Игра называется «Имя-имечко». Послушайте
условия игры. Каждый участник, начиная с меня, должен встать и громко назвать
своё имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает положительные
качества его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени.
Например, Наташа — надёжная,
Олег
— остроумный.
Знакомство
с улыбки начинается, а продолжается представлением друг другу.
Условия игры понятны? Тогда
приступим.  Елена Борисовна — веселая (Дети называют своё имя и прибавляют к
нему прилагательное. Возможные варианты: искренний, интересный,
интеллектуальный, игривый; славный, симпатичный, солнечный, смешной, сильный;
милая, мудрая, модная; волшебная, веселая, вежливая, внимательный, верный;
единственная; красивая, кокетливая, креативная; юморная; мудрый, милосердный;
приятный, привлекательный; аккуратная, артистичная; решительный, романтичный,
работящий; ласковая, любимая, лучистая; жизнерадостная. При желании, родители
могут помочь своим детям)

Игра
«Вопрос-ответ»

Классный
руководитель:
Продолжаем наше знакомство. Ребята, вам конечно
интересно узнать что-то обо мне. А мне в свою очередь интересно поближе
познакомиться с вами. Предлагаю вам  поиграть в ещё одну игру «Вопрос-ответ». Я
буду подходить к каждому из вас с волшебной коробочкой. Вы вытягиваете карточку
— вопрос и отвечаете на него. А потом любой вопрос задаёте мне, и я отвечаю на
него.

1.      Твоя
любимая книга. Почему?

2.      Каким
животным ты охарактеризовал бы себя?

3.      Школьный
предмет, который тебе больше всего нравится. Почему?

4.      Школьный
предмет, который тебе больше всего не нравится. Почему?

5.      Самый смелый
поступок в твоей жизни?

6.      Твои
отрицательные черты характера?

7.      Твой
лучший друг? Почему?

8.      Животное,
которое тебе хотелось бы иметь дома?

9.      Самое
интересное мероприятие, которое ты помнишь из четвёртого класса?

10.  Твои положительные
черты характера?

11.  Твой любимый
писатель? Почему?

12.  Чем ты
увлекаешься?

13.  Как ты проводишь
свободное время?

14.  Кем хочешь быть по
профессии, когда вырастишь?

15.  Твоё любимое
блюдо?

16.  Твоё нелюбимое
блюдо?

Игра
«Рецепт приготовления 5-го класса»

Классный
руководитель:
Молодцы,  ребята.
Знакомо ли вам слово «рецепт»? Что оно означает? Рецепт — это состав продуктов,
которые необходимы для приготовления вкусного и незабываемого блюда. Приведите
мне, пожалуйста, рецепт вашего любимого блюда.  Как вы думаете, можно ли слово 
«рецепт» использовать применительно к классу? Каким должен быть рецепт дружного
класса? Давайте попробуем составить рецепт нашего класса. (На доске в
хаотичном порядке расположены  слова: доброта, дружба, озорство,
любознательность, смелость, интерес, ответственность, взять, добавить,
приправить, размешать, влить, остудить, украсить. Звучит музыка, дети
записывают рецепт. Желающие зачитывают. Возможный вариант рецепта: «
Взять
большой класс, добавить доброты и дружбы, приправить ответственностью, влить
любознательности, остудить озорство, украсить смелостью и ответственностью»)
.

Игра «Правила дружбы»

Классный руководитель: А как вы
думаете, ребята, что нужно для того, чтобы класс был дружным? (Ребята
отвечают)
Давайте совместно с вами определим, что среди друзей мо­жет быть
разрешено, а что должно быть запрещено (Ребята выполня­ют задание сообща. Учитель
записывает правила на доске и предлагает учащимся запи­сать эти правила. Он
просит учащихся познакомить родителей с этими прави­лами и дописать их, если
родители посчитают нужным что-либо доба­вить).

Разрешено

Запрещено

помогать друг другу

радоваться успехам друг друга поддерживать в трудную минуту
переживать за неудачи друг друга говорить правду

врать

завидовать друг другу

радоваться горю другого человека

обижать и давать обидные клички

смеяться над неудачами

Учитель:

Сейчас
я хочу предложить вам шуточное тестирование:

1.Стоит
дом, сотни ребят в нем.

Кто
постоянно его посещает —

С
годами знания приобретает.

(Школа)

2.В
черном небе Заяц белый

Прыгал,
бегал, петли делал.

След
за ним был тоже бел.

Кто
же этот заяц?

(Мел)

3.Палочка
волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою
этой могу построить я

Башню,
дом, и самолет,

И
огромный пароход!

(Карандаш)

4.Если
ей работу дашь —

Зря
трудился карандаш.

(Резинка)

5.По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей —

Чиста страница.

(Классная доска)

6.Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

(Пятерка)

7.Есть совсем другая птица:

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

(Двойка)

8.Новый
дом несут в руке,

Дверцы
дома на замке.

Тут
жильцы бумажные,

Все
ужасно важные.

(Портфель и учебники)

9.Разноцветные
страницы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

(Краски и кисть)

10.Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

В классе я — помощник твой,

Будь же бережным со мной.

(Учебная книга,
учебник)

Учитель:

Молодцы, не забыли, что на
необходимо для работы на уроках.

Ну и конечно же, наше первое
знакомство и ваш переход в пятый класс не может обойтись без клятвы…. 

Итак, клятва учащихся.

Клянитесь:
Никогда не ходить в школу… с не выученными уроками
Никогда не здороваться с учителями… набив рот жвачкой
Никогда не открывать учебники… грязными руками
Никогда не носить вторую обувь… в одном пакете с бутербродами
Ни когда не носить в школу цветы… сорванные со школьной клумбы
Ни когда не заканчивать четверть… с плохими оценками

Как здорово и дружно у нас все
получилось! Наверное, это потому, что мы дружный класс.

Загадаем
желание на грядущий год.
Загадывать желания принято в новогоднюю
ночь под звон курантов. Но 1 Сентября — это тоже первый день нового года,
Нового Учебного Года. Следовательно, и в этот день можно что — либо пожелать
самому себе на будущее. Причём, сделаем мы это организовано. Вот у меня коробка
желаний и много маленьких листочков. На листочках каждый из вас, подумав,
напишет 1, 2 или 3 главных желания, они могут относиться только к учебному
процессу. Затем мы их свернем и поместим в коробку, и спрячем её, а в конце
четвёртой четверти, на последнем уроке проверим, а сбылись ли наши желания. И
так начали …

У.: На этом
наше знакомство и путешествие не заканчивается. Ребята, в подарок я вам
приготовила вот такие буклеты. Где есть расписание на 02.09.15, расписание
звонков и список учителей работающих в вашем классе.

Итог классного часа

Классный руководитель благодарит учащихся за участие в
класс­ном часу.
Прощание: 
передать по кругу поддерживающее рукопожатие и сказать, что понравилось, или
что удивило, или что запомнилось на этом классном часе. 

Закончить мероприятие можно совместным чаепитием.

Список
литературы

1.       Давыдова
А. В.. Классные часы: 5 класс. –М.: ВАКО, 2008

2.       Дереклеева
Н.И. справочник классного руководителя. 5-11 классы.- М.6 ВАКО, 2004

3.       Шепелева
Т.В. и др. Классные часы. 5-6 классы.- Волгоград: Учитель, 2007.

Родительское собрание в 5 классе

Тема:  «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Ход собрания

При переходе детей из начального звена в среднее, ребята всегда сталкиваются с некоторыми трудностями, которые снижают их успеваемость и желание учиться.

В 5-м классе (11 лет) дети сталкиваются с многими проблемами. Детей с этого года ожидают:

  • Новые предметы и учителя.
  • Увеличение продолжительности учебного дня.
  • Учеба в новых кабинетах или даже учебных корпусах.
  • Повышенный объем домашних заданий.

Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. Переходя в него, школьники сталкиваются с многообразием проблем и сложностей, которые теперь приходится разрешать самостоятельно. Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей и учителей-предметников. Возникающие трудности затрагивают не только учебный процесс и школьную жизнь, но и психологический климат семьи.

В этот период важно стать своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником. Правильно организованное поведение родителей позволит не только с легкостью пережить детям данный период, но и не «замкнуться в себя», прячась в занавес отчуждения. Именно семья должна стать детям настоящей опорой и надежным тылом, куда пятиклассники с радостью будут приходить после учебных занятий, делиться полученными впечатлениями и восстанавливать силы.

Многие пятиклассники, которым не удалось найти необходимой поддержки со стороны родителей в период адаптации пятого класса, замкнулись в себе и закрылись от всех в отчуждении. Такие дети стали более агрессивными, пассивными и отличались негативным настроем на учебу и досуг. Кроме этого, такие дети часто осуждают других, не желают противостоять трудностям и отказываются от помощи.

Школьники, не получившие вовремя необходимой помощи со стороны семьи, ищут ее на улице, у сверстников.

Возрастной особенностью пятиклассников является формирование ориентации на своих сверстников. Причиной этого выступает характер изменений существующего самооценивания ребенком самим себя.

До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. С пятого класса самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. Дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.

Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям. В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам. На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.

Анализируя все вышеуказанные факторы, можно прийти к выводу, что переходный период пятого класса сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в: 

  • эмоциональном состоянии;
  • системе отношений к окружающим;
  • поведении;
  • мотивации к учебе;
  • интеллектуальном развитии.

Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе. Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности и сделать его «счастливым», родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием. Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению иусловии их успешного преодоления».

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:

1. Снижение интереса к учебе.

Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки. 

2. Снижение успеваемости.

Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока. 

3. Напряженные отношения между детьми.

Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.

4. Повышенная тревожность.

5. Непредсказуемые реакции.

С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя. 

6. Отстранение от взрослых.

Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь. 

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.


1. Смена учителя.

В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму». 

2. Много учителей.

Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.

Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже. 

4. Новые требования.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку — нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

5. Отсутствие постоянного кабинета.

Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта. 
 Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

  • Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

  • Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 Рекомендации для родителей.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню.
  • Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
  • малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Классные часы для классного руководителя 5 класс и другие
полезные материалы для учителя классного руководителя, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Показывать


Классные часы

  • Все разработки
  • Уроки
  • Тесты
  • Презентации
  • Планирование
  • Мероприятия
  • Видеоуроки
  • Кабинет
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Проверочные работы
  • Практикумы
  • Подготовка к ОГЭ
  • Факультативы
  • Классные часы
  • Разное


Классному руководителю

  • Все предметы
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Биология
  • Внеурочка
  • Всем учителям
  • Всемирная история
  • Всеобщая история
  • География
  • Геометрия
  • Директору
  • Дошкольное образование
  • Естествознание
  • Завучу
  • ИЗО
  • Информатика
  • Искуcство
  • Истоки
  • История
  • История России
  • Классному руководителю
  • Коррекционная школа
  • Литература
  • Логопедия
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Начальные классы
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • ОРК
  • ОРКиСЭ
  • Право
  • Прочее
  • Психологу
  • Родной язык и литература
  • Русский язык
  • Технология
  • Технология девочки
  • Технология мальчики
  • Физика
  • Физкультура
  • Финансовая грамотность
  • Французский язык
  • Химия
  • Школьному библиотекарю
  • Экология
  • Экономика


5 класс

  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Прочее

Воспитательское занятие «Психология общения»

Классные часы

На занятии происходит формирование представлений у детей о вербальном и невербальном общении; разваются мыслительные способности, внимания;
приобретаются навыки невербального…

17.01.2023, Самодурова Ольга Иванова

0

40

0

6

Добавить эту разработку
в избранное

Сценарий занятия 5 сентября (Разговоры о важном) 5-7 класс

Классные часы

24.08.2022, Солодякова Ольга Викторовна

0

94

0

404

Добавить эту разработку
в избранное

Разговоры о важном (внеурочные занятия) 5 класс

Классные часы

27.06.2022, Солодякова Ольга Викторовна

0

60

0

74

Добавить эту разработку
в избранное

Лекция для родителей на тему » Чтение- мир в будущее»

Классные часы

Данная лекция нужна в проведении классного часа. Чтение- это будущее наших детей. А работа с родителями только усилит желание школы и общества сделать наших детей счастливыми.

04.05.2022, Скиба Виктория Николаевна

0

9

0

5

Добавить эту разработку
в избранное

Внеклассное мероприятие

Классные часы

18.04.2022, Евсевьева Наталья Георгиевна

0

12

0

4

Добавить эту разработку
в избранное

Тематика классных часов в 5 классе

Классные часы

Разработка посвящена тематике для классных часов в 5 классе

16.03.2022, Стахова Татьяна Владимировна

0

29

0

16

Добавить эту разработку
в избранное

Классный час на тему: «Гаджеты и здоровье подростков в современном мире»

Классные часы

23.02.2022, Петрова Кристина Валериевна

0

440

0

207

Добавить эту разработку
в избранное

Классный час «В мире профессий»

Классные часы

Цель: Формирование у воспитанников представления о многообразии профессий.
Задачи:
1. Формировать знания воспитанников о профессиях.
2. Прививать интерес к миру профессий.
3….

14.11.2021, Гладких Мария Павловна

0

19

0

38

Добавить эту разработку
в избранное

Классный час 5 класса «Блокада Ленинграда»

Классные часы

31.08.2021, Колесникова Оксана Михайловна

0

14

0

103

Добавить эту разработку
в избранное

Правовой турнир «страна правовых знаний»

Классные часы

31.08.2021, Колесникова Оксана Михайловна

0

12

0

5

Добавить эту разработку
в избранное

В начало

1

2

3

4

5

  • Самехова
    Наталья Анатольевна

  • Муниципальное
    Образовательное Учреждение Средняя
    Образовательная Школа №116

  • Учитель
    химии и биологии

Классный
час на тему:

«Первая
встреча с классным руководителем»

План
классного часа:

  1. Познакомиться
    с коллективом учащихся.

  2. Предложить
    учащимся совместно спланировать дела
    класса на первую четверть.

  3. Стимулировать
    любознательность учащихся, умение
    слушать своих сверстников, соглашаться
    или разумно опровергать доводы других
    людей.

Задачи:

снять
психологическое напряжение в новом
коллективе;

зарядить
доброй, положительной энергией в начале
учебного года;

подготовить
пятиклассников к коллективному
планированию и организации жизни класса.

Ход
классного часа.

Доска
может быть оформлена следующим образом:

2010

01.09

2017

Вступительное
слово классного руководителя:

Ребята!
Еще совсем недавно вы читали стихи и
пели песни, прощаясь с начальной школой.
Сегодня вы – пятиклассники! И не просто
пятиклассники – ученики средней школы.
Вы многое уже умеете, многому научились
в начальной школе. Может быть, кто-то из
вас попробует догадаться, что значат
цифры, так необычно написанные на
школьной доске.

1.09
– день нашей первой встречи, которая
должна и вам и мне запомниться надолго,
так как она самая первая в нашей с вами
общей жизни.

2010

год, который нас с вами познакомил и,
надеюсь, подружил.

2017
– год, в которой вы закончите школу. Он
станет последним годом наших школьных
встреч. Возможно, если мы подружимся,
мы будем с вами встречаться и после
окончания школы, но это так далеко.
Впереди – целых…

Верно,
впереди целых 7 лет, на протяжении на
протяжении которых мы будем встречаться
с вами каждый день и постараемся сделать
так, что бы при встрече нам хотелось
улыбаться друг другу, радоваться тому,
что мы вместе.

Аукцион
улыбок

Все
участники рассаживаются в круг, классный
руководитель говорит приветственное
слово.

Классный
руководитель:

Каждый
из вас, наверняка, хорошо помнит слова
из детской песенки: «Ну а дружба начинается
с улыбки». Да, в

большинстве
случаев знакомство начинается с улыбки,
ведь улыбка ничего не стоит, но ценится
очень дорого. Улыбка длится мгновение,
а в памяти остается навсегда. Великий
писатель Вильям Шекспир считал, что
улыбкой можно добиться больше, чем
мечом. Хотите завоевать друзей –
улыбайтесь. Оглянитесь вокруг: какие
разные улыбки вас окружают! А впрочем,
какие бывают улыбки? Подсчитано, что в
произведениях Л.Н. Толстого упоминается
97 оттенков улыбки. Может быть, сегодня
мы с вами сможем придумать больше?

Ученики
по очереди называют эпитеты к слову
«улыбка». Выигрывает тот, кто назвал
последний эпитет.

Правила
приветствия

Каждый
день мы здороваемся с большим количеством
людей: своими друзьями, знакомыми,
учителями. Как можно приветствовать?


Можно глазами.
(Учитель
предлагает, а ученики здороваются
глазами, так как придумывают в этот
момент, можно предложить подмигивание,
кивок головой и др.)


Можно
руками
(Ученики
здороваются, как могут и как им позволяет
фантазия.)


А можно ртом. Да, сказать: «Здравствуй!»,
«Привет!», «Здорово!» и т.д.
(Ученики
произносят приветственные слова)

Рифмуем
имена

Классный
руководитель:

Давайте
сейчас улыбнемся друг другу и будем
улыбаться каждую минуту сегодня, а потом
каждый день, всегда. Знакомство с улыбки
начинается, а продолжается представлением
друг другу. Давайте представимся.

Проводится
игра на запоминание имен друг друга.
Каждый участник должен сочинить двустишие
на свое имя, которое начинается словами
«Меня зовут…».

Например:

  • Меня
    зовут Светлана, я люблю сметану!

  • Меня
    зовут Настя, от меня вам здрасте!

  • Меня
    зовут Ирина, я неповторима!

После
знакомства все ученики получают бейджики
с именами
.

Классный
руководитель:
интересный
и дружный класс живет интересно, дружно,
весело. Как же нам сделать так, чтобы
все запомнившиеся дела прошлого года
продолжились в новом учебном году? Очень
бы хотелось, чтобы учи­тельница,
которая была вместе с вами все четыре
года, могла радо­ваться вашим успехам
и гордиться тем, что ее ребята продолжают
тра­диции, начатые в начальной школе.

Давайте
совместно с вами, ребята, определим, что
среди друзей мо­жет быть разрешено,
а что должно быть запрещено. (Ребята
выполня­ют задание сообща.)

Учитель
записывает правила на доске и предлагает
учащимся запи­сать эти правила в
дневник (страничка для замечаний учителя
в конце дневника). Он просит учащихся
познакомить родителей с этими прави­лами
и дописать их, если родители посчитают
нужным что-либо доба­вить.

Разрешено

Запрещено

помогать
друг другу

радоваться
успехам друг друга поддерживать в
трудную минуту переживать за неудачи
друг друга говорить правду

врать

завидовать друг
другу

радоваться
горю другого человека обижать и давать
обидные клички смеяться над неудачами

Классный
руководитель:
Ребята!
А как должен жить дружный класс?
(Ребята
называют: весело, ин­тересно, необычно
и т. д.)

Давайте
для этого склеим волшебный цветик-семицветик,
кото­рый поможет нам определить, какие
интересные мероприятия вам хо­телось
бы провести в первой четверти.

Учащиеся
получают по два лепестка от
цветика-семицветика и на лепестках
записывают названия тех мероприятий,
в которых им хоте­лось бы участвовать
в первой четверти.

На
доске записаны мероприятия первой
четверти, в которых класс­ный
руководитель предлагает ребятам принять
участие.

После
выполнения задания ребята передают
лепестки классному ру­ководителю. Он
зачитывает мероприятия, в которых
большинство ребят хочет принять участие.
Цветик-семицветик склеивается и
выве­шивается на доске.

Итог
классного часа

Классный
руководитель благодарит учащихся за
участие в класс­ном часу, просит ребят
рассказать родителям дома о том, чем
они за­нимались в ходе классного часа.

В
конце классного часа учитель сообщает
школьникам необходимую информацию об
организации нового учебного года,
отвечает на их вопросы. Закончить
мероприятие можно совместным чаепитием.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Классный час «Секреты общения» для учащихся 5 класса

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных

взаимоотношений.

  1. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать

другого человека.

  1. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим

товарищам.

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

  2. Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Игра «Приветствие».

Цель:  создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте поприветствуем друг друга.

1 кадр. Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте, девочки»,

  • «здравствуйте, мальчики»,

  • «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,

  • «здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу»,

  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься»,

  • «здравствуйте, все!»

2 кадр. Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

3 кадр. Тема нашего занятия – «Секреты общения».

Что такое общение?

4 кадр. Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

  • Нужно ли учиться общению?

(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).

5 кадр. II. Основная часть.

Сказка «Мудрецы и слон»

Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)

6 кадр.

  • Нужно прислушиваться к мнению других

  • Надо уметь слушать и слышать.

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого загляните на спинки ваших стульев, там я приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые яблоки, выходит к нам сюда.

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • уметь внимательно слушать и слышать

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

  • не перебивать

  • умение задавать уточняющие вопросы

  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться

Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.

  • С помощью, каких средств происходит общение между людьми?

7 кадр. (Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют вербальным).

  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.

  • невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.

Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут желтые груши и желтые яблоки (8 человек)

Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.

Профессия: повар, зубной врач, учитель.

Группа груши покажет при помощи пантомимы животных

Животные: заяц, медведь, собака.

У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов, молодцы)

Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

Ребят, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.

Подведение итогов.

  • Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?

  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?

  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.

Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации — речь, интонацию, тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда выходят зеленые груши. ( чел)

  1. Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость;

  • Страх;

  • Удивление;

  • Неудовольствие;

  • Грусть;

  • Торжественно.

  1. Посмотрите, как смотрят:

  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром;

  • Папа после родительского собрания;

  • Начальник на подчинённого.

  1. Улыбнитесь, как улыбаются:

  • Очень вежливый японец;

  • Собака своему хозяину;

  • Кот на солнышке;

  1. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

  • Учитель, недовольный ответом ученика;

  • Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

  • Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные — голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

1 ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу, Саша обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши остался.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.

Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?

Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:

после нашего занятия настроение стало хорошим;

после нашего занятия настроение стало отличным;

те, кто:

познал секреты общения;

остался доволен нашим занятием;

а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!

Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. На память от меня смайлы с секретами успешного общения!

Спасибо за работу и до новых встреч!

Приложения

повар

зубной врач

учитель

заяц

медведь

собака.

«Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.

Шарлотта Бронте

Наслаждение общением –

главный признак

дружбы.Аристотель

Правила доброжелательного общения.

  1. Обязательно улыбайтесь;

  2. Слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность;

  3. Старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно собеседнику;

  4. Обращайтесь к собеседнику по имени и смотрите ему в глаза;

  5. Не оскорбляйте собеседника и не давайте негативных оценок его личности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Sublime text руководство пользователя
  • Бензокаин что это за лекарство инструкция по применению
  • Мофлаксия 400 инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает
  • Брелок старлайн без дисплея инструкция по применению
  • Херши ситуационное руководство по