Особенности организации работы классного руководителя
в группах СПО
ГБПОУ МО
«Дмитровский техникум» классный руководитель Давиденко П.Ф.
Институт классного руководства сложился очень давно,
практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти
педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны
вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить
за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между
детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был
образцом для подражания. В разное время педагогическая наука дает различные
трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и
доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это
целенаправленное управление процессом развития личности».
Классный руководитель – ближайший и непосредственный
воспитатель и наставник в СПО. Он организует и направляет воспитательный
процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В
деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная,
организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о
всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о
повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание
студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания
стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Классный руководитель отвечает за содержание
воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического
демократического воспитания и активность участия в нём студентов. Для этого
необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного
руководителя об участии студента в различных видах деятельности, его отношениях
в группе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и
интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от
самих студентов, от непосредственных организаторов их жизни, классный
руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы,
вносит педагогические коррективы в течение жизни.
Работа классного руководителя – целенаправленная,
системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания
всего техникума, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с
учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом техникума.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися своей группы. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе
самоуправления.
К важнейшим функциям классного руководителя
относятся: развитие познавательных интересов и способностей студентов, забота
об охране здоровья.
Классный руководитель организует своевременную
помощь отстающим студентам, их работу в общественно-полезном труде, в важнейших
общетехникумовских мероприятиях. Он также взаимодействует со студентами на
основе уважения, взаимопонимания.
Классный руководитель – член педагогического
коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку,
а под руководством директора техникума, его заместителей, в тесном контакте с
другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до
каждого студента. В любой группе, в том числе, в самой организованной и
дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на
формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.
Среди основных качеств личности классного
руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как
коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти
качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими
классному руководителю. Ведь он воспитывает студентов не только словом, но и
личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного
руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией,
гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим студентам.
Успех работы классного руководителя зависит и от
наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением
ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к
себе.
К основным качествам, необходимым классному руководителю,
следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость,
наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность.
Его почетное дело – непосредственное воспитание молодежи, формирование
жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.
Классный руководитель ставит и осуществляет единые
воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию,
организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач
могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.
Одних нужно вовремя поощрить, других – умело
наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне
их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать своих студентов, понимать
их, уметь организовать полезную учебнообщественную деятельность с учётом их
индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание студентов поможет
уладить недостатки в поведении. Эффективность и качество воспитательной деятельности
классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению
их квалификации. Для того, чтобы хорошо воспитывать, им самим надо быть хорошо
воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои
знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации
классного руководителя является самообразование. Систематическая работа по
повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам
педагогического мастерства.
Основные функции классного руководителя определяются
необходимостью создания условий существования студентов в техникуме для его
успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию
личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
В качестве важнейших функций (от лат. function –
исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие:
когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие,
объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие.
а) Классному руководителю необходимо знать состояние
здоровья студентов и физического развития, проявляемые склонности, способности
и интересы, отношение к учёбе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно
доводить до сведения работающих в группе преподавателей с тем, чтобы они
соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной
деятельности.
б) Организаторско-стимулирующая функция
обуславливается тем, что участие студентов во внеклассной работе является
добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким
регламентированием деятельности студентов. Главное здесь, умение классного
руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала
студентов высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным
поиском новых подходов к её проведению. Даже самые традиционные виды работы
(классные часы) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие
красочные формы.
в) Объединительно-сплачивающая функция вытекает из
того, что действенным фактором воспитания является сплочение студентов,
здоровый психологический микроклимат в группе, товарищеское общение, забота
друг о друге. Необходимо предотвращать появление группировок с негативной
направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности
студентов.
г) Координирующая функция обусловлена координацией
деятельности студентов и осуществления единого подхода к ним. Подобную работу
необходимо проводить также с родителями студентов и привлекать их к совместной
воспитательной работе.
д) Личностно-развивающая функция. Её осуществление
требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического
влияния на развитие личностных качеств студентов: стимулирование их
потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности,
нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и
задатков. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным
руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. В круг этих
обязанностей входит тесное сотрудничество с другими преподавателями, оказание
своевременной помощи студентам в учёбе, проведение мероприятий, содействующих
укреплению здоровья студентов, организация общественно-полезного труда, ведение
установленной документации, представление руководству техникума сведений об
успеваемости, посещаемости и поведении студентов.
Изучение студентов классным руководителем проводится
с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное
наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и
внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение
их на квартирах, в общежитии, на дому.
Сущность этих методов заключается в том, чтобы
наблюдая за студентами в различных условиях учебной и внеклассной работы,
выявлять особенности их отношения к выполнению своих обязанностей, черты
характера, культуры поведения. Например, когда наблюдая за тем или иным из
студентов, классный руководитель замечает, что на уроках он не может
сдерживаться и ведёт себя неспокойно, логично сделать вывод о недостаточной его
дисциплинированности. Если на какого-нибудь студента преподаватели жалуются,
что он совсем не выполняет домашние задания, нужно предполагать, что он требует
постоянного внимания и помощи. Подобные наблюдения и фактический материал
классный руководитель должен накапливать не только по учебной деятельности
студентов, но и по их нравственным проявлениям, отношению к
общественно-полезной деятельности, состоянию здоровья, поведению в свободное
время.
Индивидуальные, групповые беседы. С их помощью классный
руководитель имеет возможность узнать, как относится студент к учебным
занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности
испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах студенты
рассказывают о своих успехах и неудачах, характере отношений с однокурсниками.
Изучение результатов деятельности студентов. В техникуме проводятся различные
конкурсы, викторины, олимпиады, выставки, соревнования. Студенты проявляют творческие
способности.
Классный руководитель нередко даёт им различные
поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые студенты с увлечением
выжигают, вяжут, шьют, поют, танцуют, читают техническую литературу, третьи с
увлечением изучают устройство автомобиля, четвёртые играют с удовольствием на
духовых инструментах. По результатам этой разнообразной деятельности классный
руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и
способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты с
преподавателями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали всё это в
своей работе.
Так, сущность естественного эксперимента состоит в том,
что студенты включаются в какую-нибудь деятельность, и классный руководитель
наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе
обычной работы и, таким образом, изучает их особенности. Например, группе
поручается закончить начатую ранее уборку закреплённой за ней территории. Но
поскольку работы там немного, классный руководитель, предлагает принять участие
в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из
студентов, которых обычно хвалят за хорошую учёбу и общественную активность, не
изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель
делает вывод, что с этими студентами необходимо усилить работу по воспитанию у
них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении
студентов могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных
студентов, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу.
Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их
нет.
Для практической работы классного руководителя
больше всего подходят следующие методы воспитания:
—
методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды,
представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией
(внушение, призывы, убеждения);
—
методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется
деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды
заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений,
требований, создание ситуаций успеха);
—
методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка
поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания,
наказания, ситуация доверия, контроля).
Следующей ступенью профессионального роста классного
руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная
характеристика учебновоспитательной деятельности классного руководителя есть не
что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и
воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и
приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему
обеспечивается высокая эффективность учебновоспитательного процесса. А.С.Макаренко
подчёркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
Особое место в деятельности классного руководителя
занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные
моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы классный
руководитель подходит творчески. Планируемые им формы, различного содержания
«классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный
процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать
оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить
принципиальное отношение к чуждому, вредному. Так, при подготовке к проведению
открытого классного часа, посвященному одной из самых актуальных тем –
экологии, в процессе совместной практической деятельности между студентами
установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное
дело, раскрывались способности каждого, а главное – крепло товарищеское
сплочение, рождался дух коллективизма. Эта работа потребовала распределения
обязанностей, поиска необходимых материалов. Одни оформляли книжную выставку
«Окно в природу», другие думали о музыкальном сопровождении, а для этого
требовалось найти мелодии нужных песен, третьи готовили высказывания известных
людей о природе, четвёртые искали материал для докладов об экологических
проблемах, пятые подбирали стихи, соответствующие теме. Думали также о том,
кого пригласить на классный час в качестве гостей.
Организация таких интересных практических дел
студентов создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в
свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию.
Каковы же основные направления в
работе классного руководителя?
1.
Изучение студентов группы: получение демографических,
медицинских, психологических и педагогических данных.
2.
Постановка воспитательных задач общих для группы или отдельных
студентов.
3.
Планирование воспитательной работы – составление плана для работы
со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по
их решению.
4.
Организация, проведение и корректировка различных видов
деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом:
проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.
5.
Организация работы с родителями студентов: систематическое
информирование об успеваемости, поведении студентов.
6.
Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и
другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
Современный классный руководитель – тонкий психолог и
умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он
легко входит в контакт с преподавателями и студентами, умело организует
совместную деятельность в техникуме и вне его, обладает искусством прямо и
косвенно управлять мыслями, чувствами и волей студентов. Он исследователь и
организатор, общественник, увлечённый спортом, техникой или искусством. Всё
богатство своей души он с готовностью дарит студентам. Для получения
объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах
студента классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает
студента в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности;
постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения: изучает студента
целостно, во всех его проявлениях: изучая, воспитывает – воспитывая, изучает.
Для выявления взглядов, убеждений и идеалов студентов большое значение имеют их
ответы, высказывания на уроках, а также классных часах, диспутах.
Весьма ценной формой обобщения результатов изучения
студентов являются «Педагогические консилиумы» — совещания преподавателей
группы, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается
характеристика группы и отдельных студентов, коллективно выявляются причины
отставания в учёбе или недостатков в поведении тех или иных студентов и намечаются
меры индивидуального подхода к ним. Успешное воспитание студентов немыслимо без
сплочённого, педагогически управляемого коллектива, каким является группа.
Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живёт. В
создании, сплочении и всей жизнедеятельности группы главная роль принадлежит
классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение
студентов он начинает с организации их деятельности.
Коллектив сплачивается в процессе совместной
деятельности и общения. Наиболее интенсивно он созревает в творческой,
проблемной деятельности, когда студенты не просто выполняют то или иное
задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.
Классный руководитель организует общение студентов в
различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному
взаимообогащению. Это достигается путём поощрения сотрудничества студентов при
выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учениях,
поощрения дружбы. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный
руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых
группировок.
Специфический характер имеет работа классного
руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, классный
руководитель использует коллектив группы для повышения требований к студентам
по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания,
на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются
отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное
место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об
обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также контроль
за выполнением их домашних заданий. Задача классного руководителя – вовремя заметить
отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную
помощь.
Ответственный участок деятельности классного
руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных
внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, вечеров) он знакомит
студентов с современной жизнью страны, проводит диспуты на моральные темы,
литературно-художественные вечера. Так, в феврале прошел урок нравственности в
музее «За право носить имя героя», где состоялась встреча с ветеранами войны. Нетрудно
представить, насколько важны впечатления от этих встреч с людьми, своими
глазами видевших поля сражений, принимавших участие в захоронении близких
товарищей. Велика роль ветеранов ВОВ в духовно-нравственном воспитании
подрастающего поколения. Их рассказы о подвигах боевых друзей дают студентам
вдохновение, повышают общий культурный уровень.
Проводя воспитательную работу со студентами,
классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с преподавателями с
целью установления единых требований к студентам и повышения качества
учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным
руководителем уроков, проводимых преподавателями в его группе. В процессе
посещения занятий он наблюдает за работой студентов, их дисциплиной,
анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим
классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их
стимулирующей роли в учении, о дозировке объёма домашних заданий. Классный
руководитель изучает учебные трудности и совместно с родителями и
преподавателями и активом группы устраняет их. Одни студенты нуждаются в
дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном
внимании и даже лечении, четвёртых надо учить приёмам умственной работы. Важной
проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является
организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных
контактах со студентами, может подсказать причины снижения качества знаний того
или иного студента и попросить преподавателя учесть их в своей работе.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы
работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи
систематической и научно обоснованной, органично включается в общую
педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует
умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического
такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение
имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Классный
руководитель информирует родителей об успехах студента, акцентируя внимание на
положительном, говорит о трудностях и неудачах, стараясь выяснить причины и
мотивы ослабления в учёбе, совместно определяют методы педагогической помощи.
Обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение
родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных
возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными
особенностями воспитания и развития тех студентов, с которыми работает классный
руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного воспитания. Таким образом, эффективное
выполнение классным руководителем своих функций, активное использование форм
работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов в
целостный учебно-воспитательный процесс.
Только классный руководитель в полном
объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование
растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое
призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме
него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе,
величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том,
что Учитель – это, действительно, звучит гордо! Я хочу сказать, что
студенческие годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются
потом не только интересными уроками лучших преподавателей. В памяти всплывают
увлекательные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и
задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную
минуту. Многие студенты и после окончания техникума не порывают связи со своими
любимыми классными руководителями.
Список используемой литературы:
1.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений [Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3- е
изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
2.
Савва, Л.И.
Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие [Текст]/Л.И. Савва,
Сайгушев Н.Я., О.А. Веденеева. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015.
– 129с.
3.
Формы
воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Под ред.
Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.-
М.: Школьная пресса, 2006.
4.
Шилова, М.И.
Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное
пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ,
2007
5.
Ястребова, А.П.
Программа воспитательной деятельности классного руководителя [Текст]// Классный
руководитель. -2001.- №6. 6. http://nsportal.ru/
7.
http://festival.1september.ru/
8.
http://www.menobr.ru/
9.
https://www.gelschool3.ru/public/13.doc
10. http://www.art-gzhel.ru/download/932f5d7fug2jz2f.do
Разъяснения об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения
- Опубликован: 03 сентября 2021
Информационные материалы
Файлы
- Скачать архив
- Скачать документ
- Распечатать
- Добавить в папку
- Справка
В Министерство просвещения Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации поступают обращения о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 548, от 10 ноября 2020 г. № 1800, от 7 июля 2021 г. № 1133), а также о применении положений, вытекающих из Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и г. Байконура, муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. № 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В целях единообразного применения указанных нормативных правовых актов Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования сообщают следующее.
1. С 1 сентября 2021 г. педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство (кураторство) в учебных группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей с сохранением ранее установленных выплат (далее – классное руководство (кураторство) в группах СПО; организации СПО).
2. Обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения педагогических работников за классное руководство (кураторство) в группах СПО в размере 5 тысяч рублей осуществляется из федерального бюджета путем предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура. Выделение средств на выплату ежемесячного денежного вознаграждения организациям СПО, расположенным в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с учетом районных коэффициентов, а также надбавок к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.
Из этого следует, что если в местностях с особыми климатическими условиями для расчета заработной платы работников, включая ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство), применяются районные коэффициенты, превышающие размеры, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, то дополнительные расходы в связи с имеющейся разницей в размерах коэффициентов должны осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а отчет об исполнении условий предоставления иного межбюджетного трансферта на обеспечение финансирования ежемесячного денежного вознаграждения должен предоставляться с учетом применения размеров районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти СССР.
3. При введении с 1 сентября 2021 года выплаты педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство (кураторство), ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5 тысяч рублей должны сохраняться ранее установленные выплаты за осуществление классного руководства.
4. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления учета и отчетности по выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, направляемого из средств федерального бюджета, следует организовать раздельное начисление и выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство получателям (то есть педагогическим работникам) по аналогии с тем, как это было предложено Минпросвещения России в письме от 21 августа 2020 г. № ВБ-1625/08 (далее – письмо № ВБ-1625/08), имея в виду формирование таких выплат в отдельную ведомость.
При этом формирование таких выплат в отдельную ведомость не должно влиять на учет ежемесячного денежного вознаграждения при исчислении среднего заработка во всех случаях его определения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, финансовое обеспечение которых осуществляется из средств субъектов Российской Федерации.
5. При регулировании вопросов, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства (кураторства) в группах СПО, в том числе с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждую группу, необходимо учитывать следующее.
5.1. Осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 1.
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).
5.2. Классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты.
5.3. Дополнительные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5 тысяч рублей, именуемую «ежемесячное денежное вознаграждение», относятся к выплатам компенсационного характера.
5.4. Регулирование вопросов, связанных с возложением на педагогических работников дополнительных обязанностей по классному руководству, целесообразно осуществлять в том же порядке, который применяется при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре организации среднего профессионального образования (СПО).
5.5. Применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства (кураторства) в группах:
а) недопущение в течение учебного года и в каникулярный период отмены классного руководства (кураторства) в конкретной группе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества групп с соблюдением законодательства о труде;
б) недопущение изменений или отмены педагогическим работникам размеров ранее установленных выплат за классное руководство (кураторство);
в) преемственность осуществления классного руководства (кураторства) в группах на следующий учебный год;
г) определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство (кураторство) в группах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в какой группе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство (кураторство);
д) временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство), другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство (кураторство) пропорционально времени замещения, что предусматривается в дополнительном соглашении к трудовому договору;
е) возможность отмены выплат за классное руководство (кураторство) за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.
6. Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5 тысяч рублей является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:
а) выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;
б) выплачивается ежемесячно за полностью отработанное в календарном месяце время;
в) учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;
г) учитывается при расчете фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» при определении отношения средней заработной платы этих категорий работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации;
д) учитывается при определении страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
е) учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
ж) учитывается при расчете среднего заработка для всех случаев его определения независимо от источников этих выплат, в том числе при оплате за ежегодные основные удлиненные оплачиваемые и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, определяемого в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями и дополнениями);
з) учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, тогда как выплата денежного вознаграждения будет осуществляться с 1 сентября 2021 года.
Несмотря на то, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы, размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом страхового стажа, других особенностей, влияющих на его размер по сравнению с размером оплаты труда в период работы.
Таким образом, если в течение месяца часть времени приходится на работу в должности, а часть времени связана с временной нетрудоспособностью, то работнику за часть календарного месяца будет пропорционально начислена заработная плата, в составе которой за дни фактической работы будет учтено денежное вознаграждение, а за дни нетрудоспособности – пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в порядке, установленном положениями Федерального закона № 255-ФЗ. При этом за первые 3 дня временной нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств работодателя (пункт 1 части 2 статьи 3 Федерального закона № 255-ФЗ).
7. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство (кураторство) в двух группах, в том числе временно в связи с заменой другого педагогического работника, отсутствующего по болезни или иным причинам.
8. В случае необходимости классное руководство (кураторство) в группах СПО может также осуществляться преподавателями из числа руководителей и других работников организаций СПО, ведущих в них учебные занятия.
9. Периоды каникул, установленные для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования или профессионального обучения, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.
За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство (кураторство).
10. Деятельность педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство), регулируется локальным нормативным актом организации СПО, определяющим права, обязанности, ответственность классного руководителя (куратора) группы.
Список педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство) с номером курируемой группы, размещается на официальном сайте организации СПО.
11. Образовательная организация, реализующая образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
В свою очередь, организация классного руководства (кураторства) в группах таких образовательных организаций предусматривает создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся, установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учетом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях и образовательных организациях среднего профессионального образования.
12. Воспитание обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
Педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах, принимают участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации, а после ее утверждения формируют на ее основе календарный план воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.). Содержанием воспитательной работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в группах, является воспитательная работа, осуществляемая образовательной организацией в рамках утвержденных программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
13. Для проведения воспитательной работы преподаватели, иные педагогические работники организации должны использовать весь имеющийся аудиторный и внеаудиторный потенциал воспитательной работы организации, определяемый с учетом интересов и потребностей обучающихся, в том числе различных форм (спортивные секции, кружки, творческие объединения, наставничество и пр.).
Перед педагогическим коллективом организации поставлена задача подготовить не только квалифицированного специалиста, но и воспитать гражданина, патриота, человека с наименьшим количеством или полным отсутствием вредных привычек. При этом педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах во взаимодействии со всеми педагогическими работниками организации, решают следующие задачи:
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности студента путем гуманизации межличностных отношений, формирование навыков общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, особенно обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и утративших контакт с родителями (их представителями);
формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося, однозначно осуждающей негативные явления окружающей социальной действительности;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их организационно-коммуникативных навыков;
профилактики правонарушений и употребления психотропных средств.
14. В реализации воспитательных задач особенно важным для педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство) в группах, является оказание помощи и поддержки тем студентам, которые нуждаются в укреплении собственной жизненной и социальной позиции, в приобретении навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности. К специфическим особенностям задач воспитательной деятельности в группах организаций СПО относятся также ориентация обучающихся на формирование их социальной и профессиональной мобильности, на развитие способностей к самоопределению, саморазвитию и самореализации, а также принятие адекватных мер, направленных на компенсацию недостаточной роли семьи в воспитании.
Педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах, предпринимают воспитательные меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у студентов стойкой направленности на совершение противоправных действий.
Ключевое место в воспитательной работе педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в группах организаций СПО, должно занимать мотивирование обучающихся к обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме, а также к их участию в мероприятиях рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации.
15. Важной работой педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство) в группах, зависящей от количества запросов, является составление характеристик (портфолио) обучающихся, выполнение которой возможно только в тесном взаимодействии с родителями, педагогическими работниками образовательной организации (заместителями директора, другими преподавателями, мастерами производственного обучения, социальным педагогом, педагогом-психологом и прочими специалистами).
16. В перечень документации педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, включается набор документации:
журнал учебной группы;
материалы личного дела обучающихся группы;
учет посещаемости обучающихся группы;
учет успеваемости обучающихся группы за семестр (ведомость оценок, при наличии – электронный журнал);
документация по организации ежедневного питания обучающихся;
план воспитательной работы группы (годовой, месячный);
документация классных часов;
индивидуальные планы работы и сопровождения (социальные паспорта) обучающихся разных категорий (сироты, ОВЗ, малообеспеченные и иные категории).
В целях обеспечения максимальной эффективности деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство), соответствующим региональным органам власти рекомендуется включать в программы ДПО специализированные модули, связанные с повышением квалификации педагогических работников в сфере организации воспитательной деятельности в группах обучающихся организаций СПО.
17. При реализации воспитательной деятельности в рамках организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, в целях конкретизации нормативного правового обеспечения, формирования единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства (кураторства), принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства (кураторства) вне зависимости от уровня образования, предлагается руководствоваться «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»).
Первый заместитель Министра
просвещения Российской Федерации
А. В. Бугаев
Председатель Профессионального союза
работников народного образования
и науки Российской Федерации
Г. И. Меркулова