Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.
ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.
На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 88 нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
197. Нотариусом принимаются, создаются и используются электронные документы:
исходно создаваемые в электронной форме без предварительного документирования их на бумажном носителе;
полученные в результате сканирования документов на бумажных носителях.
198. Юридическая значимость электронных документов, представляемых нотариусу для совершения нотариальных действий, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обращения граждан и организаций, поступившие в форме электронного документа, в том числе не подтвержденные электронной подписью, рассматриваются в порядке, предусмотренном Правилами.
(в ред. Приказа Минюста России от 05.07.2019 N 133)
(см. текст в предыдущей редакции)
199. При получении электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариус осуществляет проверку ее подлинности.
Проверка подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписаны электронные документы, осуществляется с использованием средств единой информационной системы нотариата либо с использованием специального программного обеспечения, имеющегося у нотариуса.
(в ред. Приказа Минюста России от 21.12.2016 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
200. Электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с Правилами и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением собственноручной подписи нотариуса и оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с правилами, установленными для направления запросов в государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, единую информационную систему нотариата.
(абзац введен Приказом Минюста России от 17.04.2018 N 69)
Юридическая значимость электронных документов, создаваемых нотариусом, исходящих от нотариуса, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
201. Нотариус осуществляет ведение в ЕИС следующих электронных книг и журналов (далее — электронные журналы):
1) журнала регистрации организационно-распорядительных документов;
2) журнала регистрации входящей корреспонденции;
3) журнала регистрации исходящей корреспонденции;
4) журнала регистрации постановлений об отказе в совершении нотариального действия;
5) книги учета депозитных операций.
Хранение электронных журналов осуществляется средствами ЕИС.
Доступ к сведениям, содержащимся в журнале регистрации постановлений об отказе в совершении нотариального действия, имеет любой нотариус.
Доступ к сведениям, внесенным нотариусом в иные электронные журналы, имеет только нотариус, внесший соответствующие сведения, или нотариус, которому передан его архив.
(п. 201 в ред. Приказа Минюста России от 30.09.2020 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
202. Утратил силу. — Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 231.
(см. текст в предыдущей редакции)
203. Электронные документы, исходящие от нотариуса, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляются адресату с использованием компьютерных сетей либо передаются на личном приеме на отчуждаемых машинных носителях (CD/DVD — ROM, флэш-картах или иных устройствах, используемых для хранения информации).
(в ред. Приказов Минюста России от 17.04.2018 N 69, от 30.09.2020 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
При поступлении электронных документов, информацию из которых необходимо приобщить к делу, в дело на бумажном носителе помещается образ электронного документа на бумажном носителе.
(в ред. Приказа Минюста России от 05.07.2019 N 133)
(см. текст в предыдущей редакции)
204. Электронные документы, книги, журналы и реестры, хранящиеся в ЕИС, не формируются в дела на бумажных носителях в соответствии с номенклатурой дел, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
Если Примерной номенклатурой дел предусмотрено хранение нотариусом экземпляра нотариального документа, в соответствующее номенклатурное дело нотариуса помещается образ на бумажном носителе нотариального документа, оформленного в электронной форме, если иное не установлено пунктами 166.1 — 166.3 Правил.
(п. 204 в ред. Приказа Минюста России от 30.09.2020 N 231)
(см. текст в предыдущей редакции)
205. Электронные документы после их исполнения подлежат хранению в течение сроков, предусмотренных номенклатурой дел для аналогичных документов на бумажном носителе, в форматах, установленных законодательством Российской Федерации.
С целью развития так называемого цифрового общества государство с 29 декабря 2020 года ввело онлайн совершение нотариальных действий и оказание услуги нотариуса через Интернет. В этом обзоре рассказываем, какие документы приняты, на что распространяется такой дистанционный режим и как направить нотариусу электронное заявление, а также оплатить его услуги.
Какие документы регламентируют нотариат онлайн
Работу нотариусов в России по-прежнему регулируют Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы). Но с 29 декабря 2020 года Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ внёс в Основы многочисленные изменения и дополнения. Они направлены на:
- оптимизацию нотариальной деятельности;
- повышение востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.
В частности, в Основы добавлена новая ст. 44.3 «Совершение нотариальных действий удаленно». Также внесены изменения в ст. 81, 86, 87, 88.1, 89, 103 и 103.7 Основ, регулирующие общий порядок совершения соответствующих нотариальных действий.
В развитие положений о нотариусах онлайн приказ Минюста России от 30.09.2020 № 232 утвердил:
- порядок направления заявления о совершении нотариального действия удаленно;
- порядок оплаты нотариального действия, в т. ч. с использованием электронных средств платежа;
- порядок возврата заявителю платежа за совершение нотариального действия удаленно;
- порядок взаимодействия заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса.
Эти регламенты также одобрены решением правления Федеральной нотариальной палаты (ФНП) от 16.09.2020 № 16/20.
В части взаимодействия с нотариусами по электронным каналам это следующее:
- обеспечение возможности автоматизированной проверки нотариального документа на действительность по машиночитаемой маркировки, размещенной на нём (с использованием ЕИС);
- формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС) с иными информационными системами (при совершении нотариальных действий нотариусы получают через ЕИС сведения из других информационных систем и проверяют в этих системах сведения, представленные обратившимся лицом);
- установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности устанавливать её посредством единой биометрической системы;
- обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела по Интернету (ежедневно и круглосуточно);
- развитие возможности удаленного обращения за совершением нотариального действия;
- установление возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами;
- уточнение порядка совершения нотариусом отдельных действий.
СПРАВКА
Только за январь-октябрь 2020 года бизнес и граждане 2,8 млн раз обратились к нотариусу, чтобы перевести бумажный документ в цифровую форму, сохранив его юридическую силу, или наоборот (кроме документов, удостоверяющих личность и договоров в простой письменной форме – это ограничено законом).
С 29.12.2020 расширен спектр нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удаленно. То есть, без личной явки обратившегося лица к нотариусу. Сюда входят, например, следующие нотариальные действий и услуги:
- свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
- передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
- принятие в депозит денежных средств;
- взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса;
- депонирование нотариусом безналичных средств или бездокументарных ценных бумаг;
- обеспечение доказательств в виде осмотра сайта;
- выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
- совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
- принятие на хранение электронных документов.
Само собой, выбрать между обращением онлайн или личной явкой к нотариусу – это право заявителя. Никаких требования к проверке нотариусом такого волеизъявления нет.
Как подать нотариусу заявление онлайн
Заявитель направляет нотариусу через ЕИС заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законом документов – в электронной форме или скан-образов. Затем нотариус изготавливает нотариальный документ в электронной форме и направляет обратившемуся. Либо по просьбе заявителя может выдать его на бумаге.
Заявление нотариусу онлайн можно передать сайт Госуслуг. При этом личность заявителя в этом случае установят путем проверки:
- его регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- усиленной квалифицированной электронной подписи обратившегося лица.
Также заявление о совершении нотариального действия можно будет направить в ФНП через:
- личный кабинет ЕИС нотариата;
- веб-сервиса ЕИС.
Для подачи заявления его форму заполняют в одном из указанных сервисов.
Нужно выбрать место совершения действия – нотариальный округ или субъект РФ. И заявление поступит первому в очереди нотариусу. О его принятии придёт уведомление. Но могут попросить поменять место, если нотариусов в очереди не было.
Порядок оплаты и сроки
После получения нотариусом заявления и документов он укажет размер платы за услуги (нотариальный тариф), реквизиты для денежного перевода, способы оплаты. Уведомление о ее поступлении придёт на адрес электронной почты из заявления, а также через сайт Госуслуг или сервисы ЕИС.
Не позднее 5 рабочих дней со дня получения подтверждения оплаты заявителю направят нотариальный документ либо мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия или о его отложении.
При отказе нотариуса он вернет деньги в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего постановления.
Несколько нотариусов
Урегулирован порядок удостоверения сделки с привлечением 2-х и более нотариусов – новая ст. 53.1 Основ. Она устанавливает общие положения такого порядка, в частности:
- создание нотариусами в электронной форме проекта сделки посредством ЕИС;
подписание экземпляра сделки в электронной форме электронной подписью участника сделки и каждого из удостоверивших ее нотариусов (до этого каждая сторона в присутствии своего нотариуса заверит экземпляр сделки простой электронной подписью и распишется на бумажном экземпляре);
- обеспечение неизменности текста сделки в электронной форме средствами ЕИС;
- регистрацию посредством ЕИС удостоверенной сделки в реестре регистрации нотариальных действий.
Этот способ удобен, когда стороны находятся в отдалённых друг от друга регионах России.
Договор, который заверили несколько нотариусов, будет считаться заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
СПРАВКА
Порядок удостоверения сделки двумя и более нотариусами очень востребован российским бизнесом, учитывая большую территорию России. Подобная практика уже не первый год успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно экономить свое время и средства.
Заключение
С 2021 года направить в любой конец России, например, срочно понадобившуюся доверенность, свидетельство о рождении или согласие на сделку, можно буквально за минуты. Ведь документ в электронной форме можно направить по электронной почте, а благодаря тому, что он удостоверен УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса, он имеет ту же юридическую силу, что и его бумажный оригинал.
Хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве – флешке, планшете, телефоне. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки.
По сути, это позволяет сократить дни ожидания до нескольких минут, а также в разы сократить финансовые расходы («конвертация» из бумаги в цифру или обратно стоит в зависимости от региона примерно 150-180 руб. за одну страницу). Такой электронный документ невозможно подделать. Если злоумышленник попробует внести в него изменения, документ:
- либо не откроется впоследствии;
- либо УКЭП нотариуса открепится от него.
Нотариусы сегодня могут сразу изготовить удостоверяемый ими документ в цифровой форме – без «бумажной стадии». Главное, чтобы принимающая этот документ сторона имела технические и нормативные возможности его проверить и использовать.
По мнению руководителя Министерства цифрового развития, уже в 2021 году у граждан может появиться возможность создавать и хранить в мобильном приложении цифровые двойники основных документов. В т. ч. удостоверяющих личность.
Использованы также материалы: сайт Федеральной нотариальной палаты.