Миссия, основные направления деятельности и Стратегическая карта Федеральной налоговой службы
Миссия ФНС России – высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса.
Основные направления деятельности Федеральной налоговой службы
- обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
- снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
- укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
- оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 7 апреля 2023 г. N ЕД-7-19/232@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИССИИ ФНС РОССИИ И ПОЛИТИКИ ФНС РОССИИ
В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА НА 2023 — 2026 ГОДЫ
В целях реализации положений Руководства по качеству, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2022 N ЕД-7-19/228@ и в соответствии с технологическим процессом 201.03.00.00.0010 «Организация разработки системы стандартов деятельности и менеджмента качества ФНС России и территориальных налоговых органов», приказываю:
1. Утвердить:
Миссию ФНС России и Политику ФНС России в области качества на 2023 — 2026 годы согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
План мероприятий по реализации Политики ФНС России в области качества на 2023 — 2026 годы согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Назначить заместителя руководителя ФНС России А.В. Бударина представителем руководства по качеству с полномочиями в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу.
3. Назначить заместителей руководителя ФНС России, начальников (исполняющих обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителей (исполняющих обязанности руководителя) и начальников (исполняющих обязанности начальника) территориальных налоговых органов, руководителей организаций, находящихся в ведении ФНС России, ответственными за реализацию Политики ФНС России в области качества на 2023 — 2026 годы.
4. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных налоговых органов, руководителям организаций, находящихся в ведении ФНС России:
4.1. Довести настоящий приказ до сотрудников структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, сотрудников территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, и обеспечить реализацию Политики ФНС России в области качества на 2023 — 2026 годы при осуществлении должностных обязанностей сотрудников.
4.2. Обеспечить размещение копии Политики ФНС России в области качества на 2023 — 2026 годы в доступных для ознакомления сотрудниками местах служебных помещений, а также в приемных заместителей руководителя ФНС России, начальников структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителей и начальников территориальных налоговых органов, руководителей организаций, находящихся в ведении ФНС России, в пятидневный срок со дня регистрации настоящего приказа.
5. Признать утратившими силу:
приказ ФНС России от 28.11.2019 N ММВ-7-19/598@ «Об утверждении Миссии и Политики ФНС России в области качества на 2019 — 2021 годы»;
приказ ФНС России от 23.03.2020 N ЕД-7-19/185@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 28.11.2019 N ММВ-7-19/598@»;
приказ ФНС России от 26.10.2020 N ЕД-7-19/780@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 28.11.2019 N ММВ-7-19/598@».
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Эффективное и качественное налоговое администрирование — инвестиции в общее будущее. ФНС России гарантирует открытые и доступные условия для уплаты налогов, а также обеспечивает взаимодействие, основанное на доверии, предсказуемости и сокращении взаимных издержек — ради достижения успеха налогоплательщика, развития общества и процветания страны.
ФНС России для реализации Миссии обязуется реализовать политику в области качества на 2023 — 2026 годы (далее — Политика) по следующим направлениям, в соответствии с ценностями, отраженными в Манифесте ФНС России:
100% взаимное доверие и 0% издержек
1. Налоги — просто и удобно — исполнение налоговых обязательств без лишних затрат и усилий.
2. Сервис онлайн — расширение дистанционного взаимодействия в проактивной форме с налогоплательщиками при оказании услуг и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
3. Чистые данные — использование цифровых технологий для обеспечения качества данных и развития партнерских отношений с поставщиками и заказчиками данных, используемых в деятельности ФНС России.
Открытость к диалогу
4. Знание и открытость — поддержание знаний ФНС России в актуальном состоянии, как для повышения квалификации сотрудников ФНС России, так и для информирования налогоплательщиков.
Мы развиваемся и стремимся стать передовой налоговой службой
5. Качественные изменения — совершенствование процессов и сервисов ФНС России с учетом принципов человекоцентричного государственного управления на основе обратной связи от налогоплательщиков и сотрудников ФНС России.
Гарантии безопасности
6. Укрепление и совершенствование кадрового потенциала — повышение профессиональных и личностных компетенций работников налоговых органов.
Цель Политики — уровень удовлетворенности налогоплательщиков качеством услуг, предоставляемых ФНС России не ниже 90 процентов и уровень удовлетворенности сотрудников условиями труда не ниже 60 процентов
Для реализации Политики руководство ФНС России берет на себя обязательства:
— управление системой менеджмента качества деятельности ФНС России через представителя руководства по качеству;
— обеспечение ресурсами реализации Политики и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества деятельности ФНС России.
N пп |
Задачи |
Мероприятия |
Результат мероприятия |
Срок |
Исполнитель |
1 |
Обеспечение мониторинга услуг и сервисов на едином портале государственных услуг |
||||
1.1 |
Разработка и утверждение организационно-распорядительного документа |
Организационно-распорядительный документ |
Май 2023 г. |
Управление интерактивных сервисов (далее — УИС), Структурные подразделения ФНС России (далее — СП ЦА ФНС России), в компетенцию которых входят услуги и сервисы на едином портале государственных услуг (далее — ЕПГУ) |
|
1.2 |
Организация проведения мониторинга услуг и сервисов на едином портале государственных услуг |
Отчет по результатам мониторинга услуг и сервисов на едином портале государственных услуг |
Ежеквартально до декабря 2026 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входят услуги и сервисы на ЕПГУ |
|
2 |
Обеспечение рассмотрения инициатив работников ФНС России по совершенствованию процессов деятельности ФНС России |
||||
2.1 |
Разработка и утверждение организационно-распорядительного документа |
Организационно-распорядительный документ |
Май 2023 г. |
УИС, Управление модернизации налоговых органов |
|
2.2 |
Обеспечение работы системы инициатив |
Отчет о результатах работы системы инициатив |
Ежегодно до декабря 2026 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, территориальные налоговые органы (далее — ТНО), подведомственные ФНС России организации |
|
3 |
Обеспечение мониторинга оценок качества и отзывов на предоставление государственных услуг ФНС России |
||||
3.1 |
Разработка и утверждение организационно-распорядительного документа |
Организационно-распорядительный документ |
Декабрь 2024 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входят государственные услуги, оценка которых закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1284 |
|
3.2 |
Организация проведения мониторинга оценок качества и отзывов на предоставление государственных услуг ФНС России |
Отчет о проведении мониторинга оценок качества и отзывов на предоставление государственных услуг ФНС России |
Еженедельно до декабря 2026 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входят государственные услуги, оценка которых закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1284, ТНО |
|
4 |
Обеспечение мониторинга оценок качества и отзывов на обслуживание в местах приема ФНС России (QR-анкетирование) |
||||
4.1 |
Разработка и утверждение организационно-распорядительного документа |
Организационно-распорядительный документ |
Декабрь 2024 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входят услуги, предоставляемые в местах приема ФНС России |
|
4.2 |
Организация проведения мониторинга оценок качества и отзывов на обслуживание в местах приема ФНС России |
Еженедельный отчет о проведения мониторинга оценок качества и отзывов на обслуживание в местах приема ФНС России |
Еженедельно до декабря 2026 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входят услуги, предоставляемые в местах приема ФНС России, ТНО |
|
5. |
Формирование единой платформы оценки качества результатов взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками |
||||
5.1 |
Определение всех каналов взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками, их систематизация и порядок оценки налогоплательщиками взаимодействия с ФНС России |
Организационно-распорядительный документ |
Декабрь 2024 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входит взаимодействие с налогоплательщиками |
|
5.2 |
Разработка единой платформы оценки качества результатов взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками |
Заявка в системе управления требованиями |
Декабрь 2025 г. |
УИС |
|
5.3 |
Мониторинг, анализ оценок качества результатов взаимодействия, предложения по поддержанию уровня удовлетворенности в единой платформе оценок качества результатов взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками |
Функционирующая платформа оценки качества результатов взаимодействия ФНС России с налогоплательщиками |
Февраль 2026 г. |
УИС, СП ЦА ФНС России, в компетенцию которых входит взаимодействие с налогоплательщиками, ТНО |
Представитель руководства по качеству несет ответственность и наделен полномочиями, распространяющимися на:
— сбор, анализ информации о требованиях внешних и внутренних потребителей к ФНС России и управление этой информацией;
— координацию деятельности по совершенствованию технологических процессов ФНС России, в соответствии с требованиями внешних и внутренних потребителей;
— представление информации руководителю ФНС России о функционировании системы менеджмента качества ФНС России и необходимости ее улучшения;
— руководство Группой по реализации Политики ФНС России в области качества;
— разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии процессов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества ФНС России;
— поддержание взаимоотношений со сторонними организациями по вопросам, касающимся системы менеджмента качества ФНС России;
— контроль реализации Политики ФНС России в области качества.
Новый глава ФНС обозначил ключевую задачу ведомства
Новый руководитель ФНС Даниил Егоров заявил, что основная задача ведомства заключается в том, чтобы обелить рынок и сделать налогоплательщиков законопослушными. Об этом он рассказал в интервью «Ведомостям».
По мнению Егорова, уплата налогов должна быть обязательной, но при этом максимально удобной для граждан России. Для этого необходимо тщательно моделировать и прорабатывать систему уплаты налогов, подчеркнул он.
«Сначала оцениваешь, кто попадает под регулирование, сколько налогоплательщиков, потом смотришь, соответствует ли предлагаемое регулирование логике их поведения, если соответствует — начинаешь его тестировать на ограниченной группе, чтобы проверить, рабочая или нет модель», – пояснил глава ФНС.
Известно, что Егоров занял пост бывшего руководителя ФНС Михаила Мишустина 17 января. До этого он работал заместителем главы налоговой службы. Мишустин, в свою очередь, занял пост премьер-министра РФ после объявлении Дмитрием Медведев об отставки правительства в полном составе 15 января.
Подписывайтесь на нас:
Еще по теме
Егоров родился в Москве в 1975 году. Он окончил столичный Университет дружбы народов по специальности «юриспруденция» в 1998 году и спустя три года пришел работать в налоговые органы, где прошел путь от консультанта отдела обеспечения деятельности руководства управления Министерства по налогам и сборам (МНС) России по Москве до замруководителя Федеральной налоговой службы. На эту должность Егоров был назначен в 2011 году (Михаил Мишустин возглавил службу чуть раньше — в апреле 2010 года).
Являясь одним из ключевых заместителей Михаила Мишустина, он курировал работу контрольного блока, управлений трансфертного ценообразования, камерального и оперативного контроля. Даниил Егоров отвечал за внедрение цифровых систем, которые позволяют контролировать уплату налогов как бизнесом, включая крупнейших налогоплательщиков, так и гражданами. При его активном участии ФНС внедрила автоматизированную систему контроля за НДС — второго по значимости налога для российского бюджета, провела реформу контрольно-кассовой техники и запустила налоговый режим для самозанятых.
Даниил Егоров считает крайне важным обелить рынок
Комментируя ключевые задачи работы налоговой службы газете «Ведомости», Егоров отметил, что они заключаются не в том, чтобы собрать больше налогов, а в том, чтобы обелить рынок, сделать налогоплательщика законопослушным. На встрече Михаила Мишустина с коллективом ФНС новый руководитель службы уточнил, что продолжит создание «незаметной налоговой», чтобы налоги можно было платить просто. Так же, как счета за телефон или услуги ЖКХ.
Взгляды Егорова и его бывшего начальника Михаила Мишустина на то, что должен представлять собой процесс уплаты налогов, очень близки. Еще в 2018 году, рассказывая о втором этапе реформы контрольно-кассовой техники, Егоров говорил о перспективе перехода на онлайн-налогообложение без налоговой отчетности, «которое снимет все непроизводственные издержки с бизнеса, чтобы он занимался своим делом, а мы — своим». Позже этот подход ФНС реализовала в системе уплаты налога на профессиональный доход самозанятыми.
В стратегической карте ФНС России на 2021 – 2023 годы предусмотрено внедрение в систему управления Службы проектного подхода и стратегического планирования на основе программно-целевого метода.
Карта устанавливает следующие цели:
- создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;
- снижение издержек государственного управления;
- обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счёт цифровой трансформации;
- обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры;
- обеспечение равных условий ведения бизнеса;
- укрепление и совершенствование кадрового потенциала.
Кроме того, Карта предусматривает такие мероприятия, как:
- создание Регистра арбитражных управляющих;
- создание сервиса упрощенного получения налоговых вычетов (ипотечного и инвестиционного) налогоплательщиками – физическими лицами;
- создание сервисов электронного документооборота в хозяйственной деятельности;
- внедрение искусственного интеллекта в проект по контрольно-кассовой технике, что позволит определять вид деятельности юридического лица по наименованию товарных позиций;
- выпуск квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Удостоверяющим центром ФНС России.