Кого обязано информировать руководство при аварии на опасном производственном объекте

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 9 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 9

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 271-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Осенью вступят в силу изменения, внесенные в порядок расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. Анализируем новшества и разъясняем, как реагировать на их введение.

Расследование причин аварий и инцидентов на ОПО регулируется:

• ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ[1];

• ст. 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ[2];

• Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения[3].

Приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126[4] внесены поправки в Порядок. Поправки преследовали три цели:

1. Конкретизировать срок проведения технического расследования причин аварии на ОПО (аварии ГТС) комиссией по техническому расследованию причин аварии.

2. Дать Ростехнадзору законную возможность обязывать эксплуатирующую ОПО организацию расследовать аварии, информацию о которых служба получила не из официального оперативного сообщения, а иными способами (из обращений граждан, общественников, СМИ, социальных сетей).

3. Уточнить отдельные формулировки Порядка и исправить ошибки.

Не все поправки повлияют на проведение расследования аварий и инцидентов, некоторые носят чисто редакторский характер. Мы не будем их брать во внимание и рассматривать в этой статье.

Уточнены сроки проведения технического расследования аварии.

Действующий Порядок — «постгильотинный» нормативный акт. Он вступил в силу 1 января 2021 г. Сразу выяснилось, что применение ряда его требований делает невозможной работу комиссии в силу того, что нарушена логика определения сроков отдельных этапов расследования. Эту проблему благодаря одному из постоянных подписчиков мы поднимали на страницах журнала[5]. Напомним ее суть.

Специалисты Ростехнадзора в процессе пересмотра нормативки «вместе с водой выплеснули и ребенка», сделав формулировку по сроку технического расследования аварии в п. 12 Порядка неопределенной. В старом Порядке[6] была корректная четкая формулировка: 30 календарных дней с момента подписания приказа о создании комиссии и до момента подписания акта. В пришедшем ему на смену документе срок расследования не установлен, зато установлен период от завершения расследования и до составления акта – не более 30 календарных дней:

Cрок расследования аварии

10 декабря 2021 г. мы передали номер с публикацией, посвященной проблеме применения Порядка, начальнику правового управления Ростехнадзора Дмитрию Яковлеву, который чуть ранее помог нашей редакции, разъяснив, какие все-таки сроки расследования нужно соблюдать.

25 мая 2022 г. был опубликован Приказ № 126 о внесении изменений в Порядок[7]. Он вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 января 2027 г.

Алгоритм проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения с 1 сентября 2022 г. станет таким же простым, как и в старом Порядке.

Алгоритм расследования аварии на ОПО

Уточнены цели технического расследования аварии.

Новая редакция Порядка обязывает с 1 сентября в ходе расследования установить не тех, кто виновен в аварии, а тех, кто допустил нарушения требований промышленной безопасности или требований к обеспечению безопасности ГТС, и суть нарушений:

Цели технического расследования аварии

Обратите внимание!

И если раньше комиссия устанавливала только меры по недопущению подобных аварий и профилактические меры по их предупреждению, то теперь комиссии нужно дополнительно выяснять, какие меры были предприняты, чтобы локализовать последствия аварии.

Итак, после 1 сентября 2022 г. комиссия в ходе проведения технического расследования причин аварии на ОПО или ГТС должна установить:

• обстоятельства и причины аварии;

• размер причиненного вреда;

• допущенные нарушения требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений);

• лиц, допустивших эти нарушения;

• меры, которые приняты для локализации аварии и ликвидации ее последствий;

• меры по предупреждению подобных аварий

и зафиксировать эти выводы в материалах дела: акте расследования аварии и других документах.

Техническое расследование причин аварий может начаться по итогам проверки.

До 1 сентября 2022 г. единственным основанием для назначения комиссии, с которого начинается любое расследование аварии, было оперативное сообщение о случившемся.

Но не все эксплуатанты добросовестны. Бывает, что единственным источником информации о случившейся аварии является пост в соцсети или сообщение, пересылаемое в мессенджере.

С 1 сентября все изменится. Закон о госконтроле[8] гармонизирован с Порядком, и Ростехнадзор получил законное право инициировать расследование аварии после получения информации не только из оперативного сообщения, но и из других источников:

Источники информации об аварии

Способ реагирования надзорных ведомств на информацию об авариях, афишированную в сети, установлен ст. 58 Закона о госконтроле.

 


[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 117-ФЗ).

[3] Утв. Приказом от 8 декабря 2020 г. № 503 (далее — Порядок).

[4] Приказ Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126 «О внесении изменений в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503» (далее — Приказ № 126).

[5] Подберезина С. Г. О сроках расследования причин аварий // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы. Ответы — 2021. — № 6. — С. 65.

[6] Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480; далее — старый Порядок.

[7] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205250016.

[8] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от  6 декабря 2021 г.; далее — Закон о госконтроле).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 4, 2022.

Законодательство, регламентирующее мероприятия, связанные с авариями, инцидентами и случаями утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • Приказ от 8 декабря 2020 года N 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»
  • РД 03-496-02 Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах

Наши специалисты:

  • Проведут оценку рисков возникновения аварий и инцидентов на любых ОПО
  • Разработают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
  • Подготовят соответствующую документацию: ПМЛА, ПЛАРН,  ПРИ, ППК и пр.
  • Проведут экспертизу промышленной безопасности и техническое освидетельствование любых ОПО
  • Окажут содействие и дадут разъяснения на любом этапе

Согласно Приказу от 8 декабря 2020 года N 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения», организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, выявления факта утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

Материалы технического расследования включают в себя (Приказ от 8 декабря 2020 года N 503):

1) правовой акт о назначении комиссии;

2) акт технического расследования причин аварии;

3) протокол осмотра (включая фото- и видеоматериалы);

4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп, а также другие решения, связанные с расследованием причин аварии;

5) заключения экспертов;

6) докладные записки о ходе ликвидации последствий аварии;

7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, в т.ч.  должностных лиц организации, эксплуатирующей ОПО; 

8) копии протоколов об аттестации сотрудников и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

9) расчет экономического ущерба и вреда окружающей среде от аварии;

10) копия полиса обязательного страхования гражданской ответственности;

11) сведения о нарушениях требований норм и правил ПБ;

12) копию оперативного сообщения об аварии, направленного в территориальный орган уполномоченного органа;

13) при задержке сообщения на срок более 24 часов — сведения о причинах несвоевременного информирования;

14) копию правового акта соответствующего территориального уполномоченного органа о продлении срока расследования причин аварии (если продлевалось);

15) прочие материалы (при наличии).

К материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых документов.

На основании данных документов определяется порядок проведения процедуры технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Ростехнадзору объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации.

В перечень процедур включены процедуры оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона №116, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  • Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями.
  • Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
  • Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
  • Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
  • Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.

Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект, должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии.

Наши специалисты:

  • Проведут аудит опасного производственного объекта, включая техническое освидетельствование и диагностирование
  • Организуют экспертизу промышленной безопасности
  • Окажут содействие и проконсультируют на любом этапе

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При  аварии, инциденте, произошедшем на опасном производственном объекте, при аварии гидротехнического сооружения оперативное сообщение передается в течение 24 часов с момента возникновения аварии в:

  • территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого произошла авария;
  • вышестоящий орган или организацию (при наличии);
  • орган местного самоуправления, на территории которого располагается опасный производственный объект;
  • страховую организацию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности;
  • профсоюзную организацию.
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (при авариях, связанных с выбросом опасных веществ);
  • комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (при авариях);
  • территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории деятельности которого произошла авария.

В случае обнаружения утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в:

  • территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор за объектом;
  • орган местного самоуправления, на территории которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

Передача оперативного сообщения осуществляется по факсу (при наличии), электронной почтой (при наличии) или иным способом, обеспечивающим информирование о произошедшем.

Ответственность за вышеизложенные мероприятия несет руководитель организации, эксплуатирующей ОПО.

НАДЗОР-ИНФО: Обсуждение аварий на ОПО

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 8 декабря 2020 г. N 503

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ,
ИНЦИДЕНТОВ И СЛУЧАЕВ УТРАТЫ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860), статьей 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2018, N 31, ст. 4860), подпунктом 5.2.2.7 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) <1>, инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

———————————

<1> Пункт 1 Положения о Федеральной по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.

2. Порядок устанавливает требования для работников, включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

3. Требования Порядка обязательны при осуществлении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции <2>.

———————————

<2> Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).

4. Техническое расследование проводится по каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения <3>.

———————————

<3> Пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

5. Организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, выявления факта утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемые образцы оперативных сообщений приведены в приложениях N 1 и N 2 к Порядку):

1) при аварии, инциденте, произошедшем на опасном производственном объекте, при аварии гидротехнического сооружения в:

территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого произошла авария (при эксплуатации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей);

вышестоящий орган или организацию (при наличии);

орган местного самоуправления, на территории которого располагается опасный производственный объект;

страховую организацию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора оперативное сообщение передается в профессиональное объединение страховщиков) <4>;

———————————

<4> Подпункт «а» пункта 6 части 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194; 2018, N 52, ст. 8102).

профсоюзную организацию <5>;

———————————

<5> Пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; Российская газета, 2020, N 280).

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (при авариях, связанных с выбросом опасных веществ);

комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (при авариях);

территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории деятельности которого произошла авария;

2) при обнаружении случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в:

территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор за объектом;

орган местного самоуправления, на территории которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

Передача оперативного сообщения о произошедшей аварии, инциденте и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу (при наличии), электронной почтой (при наличии) или иным способом, обеспечивающим информирование о произошедшем.

6. Организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения:

1) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц, которым может быть причинен ущерб, от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

2) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и сохранению жизни и здоровья людей.

В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись);

3) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объекте;

4) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, организовывает и проводит расследование инцидента.

7. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее — аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц, лиц, виновных в произошедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.

8. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений) или его территориального органа (далее — уполномоченный орган) <6>.

———————————

<6> Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ).

Комиссия по техническому расследованию причин аварии (далее — комиссия по техническому расследованию) назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

9. В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение;

организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение и (или) собственника гидротехнического сооружения (но не более 30% членов комиссии);

страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или гидротехническое сооружение, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора в состав комиссии включаются представители профессионального объединения страховщиков);

федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

вышестоящего органа или организации (при наличии);

профсоюзных организаций;

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации <7>.

———————————

<7> Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.

Комиссия по техническому расследованию должна состоять из нечетного количества членов. Количество членов комиссии по техническому расследованию не должно быть менее чем пять человек.

10. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями), проводится территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария, а учет аварий производится территориальным органом уполномоченного органа, в котором зарегистрирован соответствующий опасный производственный объект.

11. Техническое расследование причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах уполномоченного органа, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария.

12. Комиссия по техническому расследованию с даты подписания правового акта о назначении комиссии приступает к работе и не позднее 30 календарных дней со дня завершения технического расследования причин аварии составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении (далее — акт технического расследования причин аварии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку) и осуществляет подготовку материалов, перечисленных в пункте 23 Порядка.

13. Акт технического расследования причин аварии подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При наличии у члена комиссии замечаний соответствующий член комиссии по техническому расследованию рядом с подписью делает отметку об особом мнении, которое с аргументированным обоснованием прилагается к акту технического расследования причин аварии.

14. В зависимости от характера аварии и при проведении дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 12 Порядка срок технического расследования причин аварии может быть продлен правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа, назначившим данное расследование, но не более чем на 15 календарных дней.

15. В ходе проведения расследования комиссия по техническому расследованию осуществляет следующие мероприятия:

1) производит осмотр, фотографирование или видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;

2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии), оперативные журналы организации и аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии) о ходе ликвидации аварии;

3) опрашивает очевидцев аварии и, получает от них устные и письменные объяснения;

4) выясняет обстоятельства, связанные с аварией и предшествовавшие ей, устанавливает причины их возникновения;

5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

6) выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, послуживших причиной аварии;

7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

8) проверяет соблюдение обязательных требований в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений при принятии проектных решений и внесенных в них изменений, а также наличие экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) проверяет соответствие области применения оборудования, установленного изготовителем, условиям эксплуатации, а также наличие необходимых разрешительных и эксплуатационных документов;

10) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;

11) проверяет квалификацию специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на опасном производственном объекте;

12) проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте <8>;

———————————

<8> Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

13) проверяет соблюдение обязательных требований в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений технической документации на эксплуатацию объекта;

14) устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений, технического эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования);

15) выявляет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;

16) предлагает меры по устранению причин аварии, а также по предупреждению возникновения подобных аварий;

17) определяет предварительный размер причиненного вреда.

16. Комиссией по техническому расследованию принимаются к рассмотрению подлинники документов, с которых при необходимости снимаются копии и (или) делаются выписки, заверяемые должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать признаков подделки и ненадлежаще оформленных поправок и дополнений.

17. Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях <9>.

———————————

<9> Пункт 8 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений (повреждений) сооружений и (или) технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию могут образовываться экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту технического расследования причин аварии.

18. Организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Расчет вреда прилагается к акту технического расследования причин аварии.

По решению председателя комиссии по техническому расследованию представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в экспертные организации для получения заключения.

19. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария, собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организацией <10>.

———————————

<10> Пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

20. По результатам технического расследования причин аварии в течение 7 рабочих дней с даты подписания акта технического расследования причин аварии руководитель организации издает внутренний распорядительный акт, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы опасного производственного объекта, гидротехнического сооружения.

21. Информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию, после их выполнения представляется руководителем организации в территориальный орган уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней <11>.

———————————

<11> Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

22. Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии по техническому расследованию в зависимости от характера и обстоятельств аварии.

23. Материалы технического расследования включают в себя:

1) правовой акт о назначении комиссии по техническому расследованию;

2) акт технического расследования причин аварии;

3) протокол осмотра места аварии с графическими, фото- и видеоматериалами;

4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (при наличии) и другие решения председателя комиссии, связанные с обстоятельствами расследования причин аварии;

5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии;

6) докладные записки участвовавших аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии) о ходе ликвидации последствий аварии;

7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (безопасности гидротехнических сооружений);

8) копии протоколов об аттестации специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на опасном производственном объекте, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

9) расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации, на объекте которой произошла авария, а также справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба и вреда окружающей среде от аварии;

10) копию договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте <12>;

———————————

<12> Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

11) сведения о нарушениях требований норм и правил промышленной безопасности (безопасности гидротехнических сооружений), с указанием конкретных структурных единиц соответствующих документов;

12) копию оперативного сообщения об аварии, направленного организацией, в которой произошла авария, в территориальный орган уполномоченного органа;

13) сведения о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган уполномоченного органа (при сроке задержки более 24 часов с момента возникновения аварии);

14) копия правового акта соответствующего территориального органа уполномоченного органа о продлении срока расследования причин аварии (если расследование продлевалось);

15) другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения (при наличии).

К материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых материалов.

24. Организация, на объекте которой произошла авария, не позднее 7 рабочих дней после окончания расследования рассылает по одному экземпляру материалов технического расследования в уполномоченный орган или его территориальный орган, сформировавший комиссию по проведению технического расследования, в соответствующие органы, представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию, и в другие органы, определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы, представляется председателю комиссии.

25. Организация, на объекте которой произошла авария, ведет учет аварий, произошедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (рекомендуемый образец журнала учета аварий приведен в приложении N 4 к Порядку) <13>.

———————————

<13> Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

26. Территориальный орган Ростехнадзора не позднее 3 рабочих дней со дня окончания расследования направляет в центральный аппарат Ростехнадзора по электронной почте акт технического расследования причин аварии.

Территориальный орган Ростехнадзора в двухнедельный срок направляет в электронном виде материалы технического расследования в центральный аппарат Ростехнадзора.

27. Материалы технического расследования и предлагаемые меры по предупреждению аварий до направления в центральный аппарат Ростехнадзора рассматриваются в территориальном органе Ростехнадзора, проводившем расследование.

По результатам рассмотрения материалов технического расследования в территориальном органе Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:

1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию;

2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;

3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;

4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.

Решение территориального органа Ростехнадзора по рассмотрению результатов технического расследования причин аварий прилагается к материалам технического расследования.

28. По результатам рассмотрения материалов проведенного технического расследования в центральном аппарате Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:

1) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;

2) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;

3) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.

По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Ростехнадзора, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, центральный аппарат может принять решение о снятии такой аварии с учета территориальным органом Ростехнадзора.

29. Техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.

30. Для технического расследования причин инцидентов внутренним распорядительным актом руководителя организации, эксплуатирующей объект, создается комиссия.

Комиссия должна состоять из нечетного количества членов. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека.

31. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются внутренним распорядительным актом организации, эксплуатирующей объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, сведения о лицах, ответственных за указанный инцидент, о разработанных мероприятиях по предупреждению аналогичных инцидентов, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.

32. Учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристики и причины возникновения, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.

Не реже одного раза в квартал в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о произошедших инцидентах, в которой указывается:

1) количество инцидентов;

2) характер инцидентов;

3) анализ причин возникновения инцидентов;

4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение запланированных профилактических мероприятий <14>.

———————————

<14> Пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

33. Техническое расследование случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения направлено на установление обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, выявление организационных и технических недостатков, приведших к нарушению действующего порядка хранения, перевозки, использования и учета взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на определение мероприятий по недопущению подобных случаев в дальнейшем, обязательных для исполнения организацией, в которой произошла утрата взрывчатых материалов промышленного назначения.

34. Все утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, произошедшие в организациях и на объектах (далее — организации), включая случаи потери в результате стихийных бедствий, пожаров и других аварий, подлежат техническому расследованию и учету вне зависимости от времени выявления таких случаев.

35. Каждый случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения должен быть зарегистрирован в организации в журнале регистрации случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Порядку).

36. Техническое расследование случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проводится специальной комиссией, возглавляемой должностным лицом федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

Комиссия по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения формируется (в зависимости от характера и возможных последствий от утраты взрывчатых материалов промышленного назначения) на основании правового акта федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или правового акта его территориального органа в срок не позднее 24 часов с момента получения оперативного сообщения об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения.

В состав комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения включаются представители организации, в которой произошла утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), вышестоящего органа или организации (при наличии) и других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

37. Комиссия по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения по прибытии на место обязана незамедлительно приступить к работе и в срок, не превышающий 15 рабочих дней, составить акт технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к Порядку).

При возникновении обстоятельств, препятствующих выполнению технического расследования в установленный период, срок технического расследования случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения может быть продлен правовым актом федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или правовым актом его территориального органа, но не более чем на 15 рабочих дней.

38. В ходе технического расследования случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения комиссия по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения вправе:

привлекать к расследованию независимые экспертные организации, независимых экспертов, специалистов;

проводить опросы и получать объяснения работников организации для уточнения обстоятельств утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, выявления недостатков в организации производства взрывных работ, а также для определения конкретных причин нарушений установленного порядка хранения, перевозки, использования и учета взрывчатых материалов промышленного назначения с целью принятия эффективных мер по исключению подобных случаев в дальнейшем.

39. К акту технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения должны быть приложены:

протокол осмотра места обнаружения утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, составленный с участием членов комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

схема обнаружения утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, подписанная участниками осмотра и лицом, ее составившим (маркшейдером, начальником участка, цеха);

письменные сообщения (протоколы опроса) и иные объяснения очевидцев и других лиц об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения;

справки и медицинские заключения, подтверждающие возможность допуска лиц к работе со взрывчатыми материалами промышленного назначения;

выписки из проектов, паспортов буровзрывных работ, действующих в организации инструкций и руководств, положения о руководстве взрывными работами или работами со взрывчатыми материалами промышленного назначения в организации, книги учета выдачи и возврата взрывчатых материалов, книги учета прихода и расхода взрывчатых материалов, а также выписки из положений о структурных подразделениях организации и должностных инструкций работников, имеющих отношение к обстоятельствам утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

копии нарядов-путевок и нарядов-накладных, относящихся к случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

справка с указанием материального ущерба физическим и юридическим лицам.

К акту технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения прилагаются заключения работников экспертных организаций (если они привлекались) и другие документы, характеризующие производственную обстановку и обстоятельства утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

40. Акт технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. При наличии у члена комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения замечаний соответствующий член комиссии рядом с подписью делает отметку об особом мнении, которое с аргументированным обоснованием прилагается к акту технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

41. По результатам проведения технического расследования комиссия по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения разрабатывает предложения по:

устранению выявленных недостатков или приостановке работ;

разработке мер обеспечения безопасного выполнения технологических процессов,

устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования, а также вносит соответствующим должностным лицам предложения о наказании работников, нарушивших установленный порядок хранения и использования взрывчатых материалов промышленного назначения.

Комиссия по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения вправе потребовать издания внутреннего распорядительного акта организации о порядке и сроках реализации разработанных мер.

42. Организация, в которой имел место случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания технического расследования рассылает копии материалов технического расследования и копию своего внутреннего распорядительного акта по результатам расследования (при наличии) в:

вышестоящий орган или организацию (при наличии) — один экземпляр;

территориальный орган федерального органа в области промышленной безопасности, проводивший расследование, — два экземпляра;

территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту совершения предполагаемого факта хищения взрывчатых материалов промышленного назначения — один экземпляр.

Необходимость направления материалов в другие адреса определяется председателем комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

43. Подлинники документов, включенных в материалы технического расследования, хранятся в организации, где произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

                           ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ
              ОБ АВАРИИ, СЛУЧАЕ УТРАТЫ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
                         ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Вид аварии:

неконтролируемый взрыв

выброс опасных веществ

разрушение сооружений

разрушение технических устройств

авария гидротехнического сооружения

утрата взрывчатых материалов промышленного назначения

Наличие пострадавших ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата   и   время  (московское)   аварии,   утраты   взрывчатых   материалов
промышленного назначения __________________________________________________
___________________________________________________________________________
Территориальный орган, вид надзора ________________________________________
___________________________________________________________________________
Наименование организации __________________________________________________
Адрес в пределах места нахождения _________________________________________
___________________________________________________________________________
Место  аварии,   утраты   взрывчатых  материалов  промышленного  назначения
(производство, участок, цех, координаты по трассе с привязкой к  ближайшему
населенному пункту) _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Регистрационный номер объекта _____________________________________________
Обстоятельства   аварии,   утраты   взрывчатых    материалов  промышленного
назначения и последствия (в том числе травмирование) ______________________
___________________________________________________________________________
Организации, принимающие участие в  ликвидации  последствий  аварии, утраты
взрывчатых материалов промышленного назначения ____________________________
___________________________________________________________________________
Передал: фамилия, инициалы, должность (при наличии) лица, телефон,

    подпись _______________

Принял:  фамилия,   инициалы,   должность   лица,   принявшего  оперативное
сообщение,

    подпись _______________

Дата и время (московское) приема __________________________________________

Причина задержки  передачи  информации  в  установленный срок (при задержке
более 24 часов с момента возникновения аварии)
                                ИНФОРМАЦИЯ
           ОБ АВАРИЯХ НА ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО
         ТРАНСПОРТА (ГАЗОПРОВОД, НЕФТЕПРОВОД, НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОД,
         АММИАКОПРОВОД) И СЕТЯХ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА
                         И СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ

1. Наименование  объекта,  координаты по  трассе с  привязкой к  ближайшему
населенному пункту ________________________________________________________
2. Регистрационный номер объекта __________________________________________
3. Наименование вещества __________________________________________________
4. Объем утечки,  ______________________________________________________
5. Информация по трубопроводу:
5.1. Диаметр, мм __________________________________________________________
5.2. Толщина стенки, мм ___________________________________________________
5.3. Марка стали __________________________________________________________
5.4. Год ввода в эксплуатацию _____________________________________________
5.5. Максимально разрешенное рабочее давление, МПа ________________________
5.6. Давление в момент аварии, МПа ________________________________________
6. Характер аварии ________________________________________________________
7. Продолжительность истечения до ликвидации аварии, ч ____________________
8. Если утечка не устранена:
8.1. Ожидаемый объем утечки,  __________________________________________
8.2. Время до устранения утечки, ч ________________________________________
9. Характеристика места утечки ____________________________________________
10. После утечки (последствия): ___________________________________________
10.1. Попадание в водоток _________________________________________________
10.2. Впитывание в грунт __________________________________________________
10.3. Попадание в водоносный горизонт _____________________________________
11. Удалось ли полностью убрать загрязнения, вызванные утечкой ____________
12. Предпринятые или предпринимаемые меры по ликвидации загрязнений:
12.1. Метод очистки _______________________________________________________
12.2. Дата окончания очистки ______________________________________________
12.3. Привлекаемый подрядчик ______________________________________________
12.4. Применяемые методы хранения собранной жидкости ______________________
13. Погодные условия ______________________________________________________
14. Метод и обстоятельства обнаружения утечки _____________________________
15. Ближайший водоем ______________________________________________________
16. Расстояние до водоема, км _____________________________________________
17. Перерыв в работе (дата, время) ________________________________________
18. Воздействие на потребителя ____________________________________________
19. Описание последствий аварии, возможная причина аварии _________________
20. Вид ремонта _______________ Начало ___________ Окончание ______________
21. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, сообщившего об аварии
                           ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ
             ОБ ИНЦИДЕНТЕ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ

Вид инцидента:

отказ технических устройств

повреждение технических устройств

отклонение от установленного режима технологического процесса

Наличие пострадавших ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата и время (московское) инцидента _______________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Территориальный орган, вид надзора ________________________________________
___________________________________________________________________________
Наименование организации __________________________________________________
Адрес в пределах места нахождения организации _____________________________
___________________________________________________________________________
Место  инцидента  (производство,  участок,  цех,  координаты  по  трассе  с
привязкой к ближайшему населенному пункту) ________________________________
___________________________________________________________________________
Регистрационный номер объекта _____________________________________________
___________________________________________________________________________
Обстоятельства инцидента и последствия (в том числе травмирование) ________
___________________________________________________________________________
Передал: фамилия, инициалы, должность (при наличии) лица, телефон,

    подпись _______________________

Принял:  фамилия,  инициалы,  должность,  принявшего оперативное сообщение,

    подпись _______________________

Дата и время (московское) приема __________________________________________

Причина задержки передачи информации в установленный срок (при задержке
более 24 часов с момента возникновения инцидента) ____________________
                                    АКТ
            ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ НА ОПАСНОМ
                ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ, ГИДРОТЕХНИЧЕСКОМ
                         СООРУЖЕНИИ, ПРОИЗОШЕДШЕЙ
                          "__" _______ 20__ ГОДА

    1.     Реквизиты      организации     (название     организации,     ее
организационно-правовая  форма, форма собственности, адрес в пределах места
нахождения,  фамилия  и  инициалы  руководителя  организации, телефон, факс
с  указанием  кода  (при  наличии),  адрес электронной почты) (при наличии)
___________________________________________________________________________
    2. Состав комиссии технического расследования причин аварии:

Председатель:

(должность, фамилия, инициалы)

Члены комиссии:

(должность (при наличии), фамилия, инициалы)

    3. Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии:
    регистрационный номер объекта и дата его регистрации;
    наличие   договора  страхования  риска  ответственности  за  причинение
    вреда при эксплуатации объекта;
    проектные данные и соответствие проекту;
    изменения проекта и их причины (при наличии);
    заключение о состоянии объекта перед аварией;
    режим   работы   объекта   (оборудования)   до   аварии  (утвержденный,
    фактический, проектный);
    аналогичные   аварии,   происходившие  на  данном  участке  ранее  (при
    наличии);
    соблюдение лицензионных требований и условий;
    соблюдение  замечаний  и  рекомендаций заключений экспертизы, положения
    декларации промышленной безопасности (при наличии).
    4.  Квалификация обслуживающего персонала, руководителей и специалистов
объекта,  ответственных  лиц,  причастных  к  аварии  (где и когда проходил
обучение,  инструктажи  по  промышленной  безопасности,  проверку  знаний в
квалификационной комиссии).
    5.    Обстоятельства    аварии,    допущенные    нарушения   требований
законодательства:
    обстоятельства   аварии   и   сценарий   их   развития,   информация  о
пострадавших,   факторы,   которые   привели   к   аварийной  ситуации,  ее
последствия.
    технологические  процессы  и  процесс  труда,  действия  обслуживающего
персонала и должностных лиц, а также последовательность развития событий во
время аварийной ситуации.
    6. Причины аварии:
    6.1. Технические причины аварии.
    6.2. Организационные причины аварии.
    6.3. Прочие причины аварии.
    7. Мероприятия по локализации и устранению причин аварии.
    8. Заключение о лицах, ответственных за допущенные нарушения требований
промышленной безопасности, безопасности гидротехнического сооружения.
    9. Последствия от аварии:
    повреждения  технических  устройств,  зданий  и  сооружений, разрушения
объектов инфраструктуры;
    расходы на ликвидацию последствий аварии на момент расследования;
    прямые потери;
    потери  от  простоя  производства эксплуатирующей организации и третьих
лиц.

Техническое расследование причин аварии проведено и акт составлен:

(число, месяц, год)

Приложение: материалы расследования аварии на ____ листах.

Подписи

Председатель:

(фамилия, инициалы, дата)

Члены комиссии:

(фамилия, инициалы, дата)

                                  ЖУРНАЛ
          УЧЕТА АВАРИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
               ОБЪЕКТАХ, АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
    __________________________________________________________________,
           (полное название организации, эксплуатирующей объект)
            надзорный орган: _________________________________,
                             (название территориального органа
                                  уполномоченного органа)
                    за ____________ полугодие ____ года

N пп

Место аварии, название объекта, регистрационный номер и дата его регистрации

Дата и время аварии

Вид аварии

Краткое описание возникновения, развития, ликвидации аварии, причины, какие пункты действующих правил и требований были нарушены

Наличие пострадавших

Экономический ущерб от аварии, тысяч рублей

Недоотпуск энергии, тысяч

Продолжительность простоя до пуска объекта в эксплуатацию, часов (суток)

Лица, ответственные за допущенную аварию и принятые к ним меры воздействия

Мероприятия, предложенные комиссией по техническому расследованию причин аварии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЖУРНАЛ

РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ УТРАТЫ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В

(полное наименование организации)

N п/п

Дата выявления случая утраты взрывчатых материалов

Вид утраты взрывчатых материалов (хищение, разбрасывание, потеря)

Место происшествия (объект, место работы)

Наименование и количество утраченных взрывчатых материалов (всего)

Дата происшествия и краткое описание обстоятельств утраты взрывчатых материалов

Выявленные комиссией организационные и технические причины утраты взрывчатых материалов, мероприятия по предупреждению

Наименование и количество возвращенных взрывчатых материалов при расследовании (всего)

Примечание

1

2

3

5

6

7

8

9

10

                                    АКТ
            ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЯ УТРАТЫ ВЗРЫВЧАТЫХ
            МАТЕРИАЛОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШЕГО
                         ________________ 20__ Г.

    1.  Наименование  организации,  организационно-правовая  форма, адрес в
пределах места нахождения _________________________________________________
    2. Состав комиссии технического расследования причин аварии:

Председатель:

(должность, фамилия, имя, отчество)

Члены комиссии:

(должность (при наличии), фамилия, имя, отчество)

    3.  Краткая  характеристика  объекта  и  места,  где  произошла  утрата
взрывчатых материалов промышленного назначения ____________________________
    4.   Количество  и  наименование  взрывчатых  материалов  промышленного
назначения,  которые  были  похищены,  разбросаны  или потеряны (при утрате
изделия   со   взрывчатыми  веществами  -  количество  содержащихся  в  нем
взрывчатых веществ) _______________________________________________________
    5. Обстоятельства утраты ______________________________________________
    6.   Количество  и  наименование  взрывчатых  материалов  промышленного
назначения, обнаруженных (найденных) и возвращенных организации ___________
    7.  Организационные  и технические причины утраты взрывчатых материалов
___________________________________________________________________________
    8.   Мероприятия   по  предупреждению  подобных  случаев,  предложенные
комиссией  по  результатам  технического  расследования, с указанием сроков
выполнения ________________________________________________________________
    9.  Заключение  комиссии  о  лицах,  ответственных за утрату взрывчатых
материалов  промышленного  назначения,  и  предложенные  меры по применению
административных мер воздействия __________________________________________
    10.   Сроки   проведения  технического  расследования;  обстоятельства,
препятствовавшие проведению расследования в установленные сроки; выявленные
при   расследовании   недостатки   в   организации   хранения,   перевозки,
использования  и  учета  взрывчатых материалов промышленного назначения, не
относящиеся  к  прямым  причинам утраты взрывчатых материалов промышленного
назначения, и мероприятия по их устранению ________________________________

Расследование проведено и акт составлен

(число, месяц, год)

Приложение: материалы расследования на ____ листах.

Подписи

Председатель:

(фамилия, инициалы, дата)

Члены комиссии:

(фамилия, инициалы, дата)

ПРИ — Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО.jpg

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте (ОПО) – это официальный документ, в котором ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, а также устанавливается порядок расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая на производстве. Положение о расследовании причин инцидентов разрабатывается на все объекты, которые внесены в Реестр опасных производственных объектов (в независимости от класса опасности) и подлежит обязательному согласованию (утверждению) в Ростехнадзоре.

Вести учет аварий и инцидентов на ОПО, предоставлять статистику аварий и предпринятых мер по ликвидации их последствий, оказывать содействие государственным органам (Ростехнадзору и другим) при техническом расследовании причин аварий – это не полный перечень обязательных требований промышленной безопасности (установленных Федеральным законом №116-ФЗ) к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Разработка Положения о расследовании причин инцидентов (ПРИ) в соответствии с требованиями ПРИКАЗ от 8 декабря 2020 года N 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»


Разработка и согласование: от 10 дней

Стоимость*: от 20000 руб.


Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. №480-ФЗ «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», при возникновении аварии или инцидента на опасном производственном объекте его руководитель обязан оповестить о происшествии в течение 24 часов:

  • территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
  • вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
  • орган местного самоуправления;
  • государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
  • профсоюзную организацию;
  • страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
  • соответствующий орган прокуратуры.

А также руководитель ОПО обязан:

  • принять меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • принять меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и сохранению жизни и здоровья людей. В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись);
  • осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объекте и т.п.
    Положение о порядке учета и расследования обстоятельств аварий на ОПО содержит полный перечень организаций, информацию о способах и сроках их оповещения. Как правило, речь идет об оповещении факсом или электронным сообщением, что обеспечивает кратчайшие сроки передачи информации.
    После первичного оповещения всех компетентных органов и устранения опасности для жизни и здоровья людей, а также имущества предприятия, начинается непосредственное расследование причин инцидента. Порядок расследования инцидентов имеет различный алгоритм в зависимости от того, на каком объекте произошла авария – таким образом, различным будет и содержание документа ПРИ. В состав комиссии по расследованию причин аварии входят сотрудники Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представители организации, на территории которой произошел инцидент, а также Министерства внутренних дел и Прокуратуры. До выяснений обстоятельств и причин аварии может быть временно приостановлено действие Лицензии на работу предприятия.

В ходе проведения расследования причин инцидента на месте происшествия комиссия составляет:

  • протокол установленных фактов аварии;
  • схематическую карту места происшествия;
  • письменное документирование показаний очевидцев.

Кроме того, комиссия по расследованию причин аварии для ознакомления требует предъявить:

  • разрешительные документы и медицинские справки на допуск сотрудников к работе на данном объекте;
  • книги учета расхода опасных материалов на предприятии – в случае, если речь идет о взрывопожароопасном предприятии.

В результате проведения расследования разрабатывается план необходимых действий по устранению последствий аварии и дальнейшей безопасной эксплуатации объекта. За отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО эксплуатирующая организация может быть привлечена к административной ответственности, в соответствии со ст. 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ:

  • на граждан – от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации часов honor magic watch 2
  • Мануал туксон 2005 год
  • Yeelight led screen light bar pro yltd003 инструкция на русском
  • Инструкция по эксплуатации посудомоечной машины bosch serie 2 silence plus
  • Как сделать домики для кошек своими руками пошаговая инструкция