принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.
К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора. Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.
В социалистических странах К. — важнейший принцип деятельности государственных органов, а также органов различных общественных организаций трудящихся. В. И. Ленин писал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 37, с. 365). В. И. Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание К. с единоличной ответственностью обеспечивает использование знаний и опыта многих, предотвращает субъективизм и обезличку в процессе принятия решений и их реализации (см. также Единоначалие).
В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.
В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.
Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.
А. Е. Лунёв.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Коллегиальность
- Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица как исполнители готовы предоставить консолидированную информацию непосредственному руководителю.
Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Прерогати́ва (от лат. centuria praerogativa — центурия, имевшая право предложения законов) — в узком смысле — преимущественное право короны, которым она пользуется помимо парламента. Так, прерогатива короны — созывать и распускать парламент, открывать и закрывать сессию, миловать преступников и т. д. В широком смысле — преимущественное право вообще; исключительное право осуществлять какую-либо деятельность, принадлежащее определённому государственному органу или должностному лицу; право кого-либо…
Упоминания в литературе
Республика представляет форму правления, при которой власть реализуется не единолично, а коллегиально, на основе выборов с соблюдением установленных процедур, что закреплено законодательно. Выборы и сменяемость главы государства по установленному порядку, коллегиальность правления – основные признаки, принципиально отличающие республику от монархии. Кроме того, при республиканской форме правления высшие органы государственной власти избираются, как и глава государства, на определенный законодательно обозначенный срок. Источником власти является народ, то есть власть принадлежит именно народу. Власть главы государства, других должностных лиц, возглавляющих ветви власти, проистекает из народного суверенитета. Республика в том виде, в котором она сложилась в современных условиях, есть достояние народа, сумевшего добиться закрепления и реализации своих прав. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную присуще республике. Дж. Локк в свое время выдвинул необходимость разделения властей, но он представил такое разделение без выделения судебной власти в отдельную независимую ветвь и при наличии федеративной власти. Ш. Монтескье (1689–1755) оформил идею необходимости разделения властей, показав ее три равнозначные ветви. Идея сдержек и противовесов, реализуемая через самодостаточность, независимость трех ветвей власти, имеет своей целью, по мнению Ш. Монтескье, достижение личной и политической свободы. Республика в зависимости от компетенции и характера, способов взаимодействия высших органов государственной власти может быть президентской, парламентской, смешанной.
Деятельность органов государства, осуществляющих свои полномочия единолично, часто обеспечивается деятельностью их аппаратов (Администрация Президента РФ, Аппарат Уполномоченного по правам человека), однако это не говорит о присутствии в форме осуществления их деятельности элемента коллегиальности, поскольку все решения и ответственность в данном случае ложатся на плечи именно лица, возглавляющего государственный орган.
Можно сделать вывод, что хотя на современном этапе демократические партии занимают важное место в политической системе КНР, но они выполняют функции консультативного органа, обеспечивающего коллегиальность при принятии наиболее важных решений. КПК же пользуется консультациями, которые ей предоставляют демократические партии, но окончательное решение принимает самостоятельно.
Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Анализ выявленных правовых текстов за XVIII в. и первую половину XIX в. позволил мне сделать следующие наблюдения. Судя по всему, огромная территория страны, удаленность центра от окраин вынуждала самодержцев делегировать губернаторам часть своих полномочий. Географический фактор Российский империи обусловил зависимость центральной власти от эффективности местного управления. В силу неразвитости механизмов рекрутирования населения во властные структуры эта зависимость, в свою очередь, приводила к жесткому контролю и лимитированию самостоятельности губернаторов. Поэтому, начиная с преобразований Петра I, стали апробироваться различные формы взаимоотношений центра и регионов, осуществлялись попытки соотношения централизации с тенденциями децентрализации, единоначалия и коллегиальности, сочетания территориального и отраслевого подходов[76].
Связанные понятия (продолжение)
Единоначалие — в вооружённых силах основополагающий принцип руководства, при котором командир (начальник) наделён всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны функционирования и жизнедеятельности войск.
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Колле́гия (лат. collegium) — многозначное слово, произошедшее от древнеримских коллегий, которое может обозначать…
Комитет (от лат. comitatus — сопровождающий, сопутствующий) — 1) совет, собрание, съезд, коллегиальный орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области, обычно имеющей отношение к руководству или управлению, а также государственный орган исполнительной власти или структурная единица в системе органов законодательной власти.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят…
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой…
Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.
Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное…
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Трудовой коллектив — все граждане, которые своим трудом участвуют в деятельности предприятия (учреждения, организации) на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.
Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности…
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять…
Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).
Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства .
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Собрание (греч. Συνάντηση «синантиси») — совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений…
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.
Коопта́ция (лат. cooptatio — дополнительное избрание) — введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. Кооптация может в дальнейшем утверждаться на общем собрании соответствующей организации, если того требуют её учредительные документы.
Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (не всегда, например Суд Европейского союза, надгосударственный).
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Военная политика (иностр. Национальная оборонная политика) — термин, который в России имеет следующие значения…
Министе́рство СССР (от лат. ministro — «служу», «управляю») — центральный орган государственного управления в СССР, осуществлявший отраслевое управление в период с 1946 по 1992 годы. Наряду с государственными комитетами и агентствами министерства осуществляли свою деятельность в рамках правительства СССР.
Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.
Суд чести — обычно неформальный орган, рассматривающий проступки членов человеческого сообщества или организации.
Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.
Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду, постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.
Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.
Вое́нное пра́во (военное законодательство) — отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных государством правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства вооружённых сил, регулирующих отношения в области их строительства, жизни, быта и деятельности и определяющих обязанности, права и ответственность военнослужащих, военнообязанных и других участников обществ, отношений в области военного дела государства.
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Упоминания в литературе (продолжение)
Структура представительного органа может включать комитеты и (или) комиссии. Включение депутатов в состав комитетов и комиссий осуществляется на основе их волеизъявления. Комитеты (комиссии) являются постоянно действующими структурными подразделениями представительного органа и осуществляют свою деятельность на принципах коллегиальности, свободы обсуждения, гласности. На их заседания могут приглашаться представители средств массовой информации. Основные цели образования комитетов (комиссий):
Механизм государства – это система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть. Система органов базируется на общих принципах работы, которые, как правило, закреплены в конституции. К ним относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, разделение властей, законность, гласность, федерализм, профессионализм, сочетание единоначалия и коллегиальности, сочетание выборности и назначаемости.
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» установлен ряд требований к организационной структуре политических партий. Это выборность и коллегиальность работы руководящих органов, обязательность наличия контрольно-ревизионных структур, периодическое проведение партийных съездов, предельные сроки полномочий руководящих органов партии (4 года) и ее региональных отделений (2 года). Вместе с тем ряд принципиально важных вопросов закон относит на усмотрение уставов самих партий. В их числе структура руководящих органов партии, распределение объема полномочий и принципов взаимодействия между ними, определение структуры партийных организаций, взаимодействие между центральными органами партии, ее региональными и местными организациями, степень организационной жесткости и внутрипартийной иерархии, а также связанность члена партии решениями, принимаемыми партией.
– сочетания единоначалия и коллегиальности: коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней и исполнителей конкретных решений; единоначалие подразумевает единоличное управление, единый орган власти и властных полномочий;
Коллегиальность представительной ветви власти раскрывается, как представляется, не только в множественности ее членов (депутатов, сенаторов), но и в структуре – в двухпалатности. С теоретической точки зрения, принцип двухпалатности парламентской системы изначально связан с принципом разделения властей. Карл Ловенштайн описывает двухпалатную систему как подсистему горизонтального разделения властей, где основное внимание уделяется взаимному контролю и балансу палат парламента. Разделение власти – один из основных принципов демократической организации парламента.
С. Д. Шестакова раскрывает эту систему принципов применительно к состязательному типу уголовного судопроизводства. К принципам, конституирующим форму процесса, она относит осуществление юстиционной деятельности только судом; осуществление уголовного преследования только стороной обвинения; обеспечение обвиняемому права на защиту и равноправия сторон. Среди принципов-гарантий, обеспечивающих реализацию принципов, конституирующих форму процесса, она выделяет: независимость судей и подчинение их только закону; оценку доказательств по внутреннему убеждению; неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпцию невиновности; устность, гласность судопроизводства, непосредственность исследования обстоятельств дела. А категорию принципов, индифферентных к форме процесса и придающих ей конкретно-исторический облик, по мнению С. Д. Шестаковой, составляют такие принципы, как сочетание единоначалия и коллегиальности, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом и др.65 В целом мы разделяем данную позицию.
Коллегиальность. Конституционный суд есть коллегиальный орган и принятие им решений происходит коллегиально. Организационные формы коллегиального разрешения дел в конституционном судопроизводстве могут быть различны (пленарные заседания суда, заседания коллегий – сенатов, палат, секций). На определенных этапах конституционного судопроизводства, в частности при первичном рассмотрении обращений заявителей, количественный состав коллегий (секций, групп) может быть небольшим, однако в случае расхождения судей во мнениях решение вопроса передается на рассмотрение более крупного структурного подразделения или даже на пленарное заседание, в котором участвуют все члены конституционного суда.
Основанием к подаче жалобы могло послужить принятие органами власти и управления (кроме ВЦИК, СНК и Съезда Советов) любого акта, противоречащего законам, декретам, а также общим направлениям политики центральной власти. Жалоба могла быть подана на канцелярскую волокиту, злоупотребления властью, грубое обращение представителя власти; даже нецелесообразность могла стать основанием для жалобы. В распоряжении бюро жалоб имелся собственный аппарат для расследования дела по жалобе. В 1921 г. в правовом статусе бюро жалоб наметилась тенденция к обособлению данного органа от действующей администрации. По совместному циркуляру народных комиссаров юстиции и РКИ[137] бюро жалоб были переданы полномочия самостоятельного разрешения жалоб по существу, без передачи их в органы власти и управления. Жалобы рассматривались бюро жалоб без специальных процессуальных правил, однако действовал принцип коллегиальности, лицо, подавшее жалобу, допускалось к даче объяснений с разрешения председателя комиссии бюро.
Специфические черты представительных органов государственной власти – коллегиальность и обязательность. К числу представляемых лиц, чьи интересы призваны выражать представители в рамках представительной демократии субъекта Российской Федерации, можно отнести: гражданское общество субъекта Российской Федерации; социальные, профессиональные, возрастные группы в составе гражданского общества; политические партии и общественные объединения; трудовые коллективы; территориальные коллективы в лице собраний (сходов) граждан по месту жительства; органы территориального общественного самоуправления.
После воссоединения Германии новые федеральные земли, созданные в бывшей ГДР, в своем большинстве приняли Южногерманский устав муниципального совета или смешанную модель Южногерманского устава с уставом магистрата. Устав магистрата является традиционной формой управления прусских городов. Характерным признаком этого устава является коллегиальность административного органа управления (магистрата) под председательством бургомистра. Решения магистрата принимаются большинством голосов, в результате чего бургомистр может остаться в меньшинстве[13].
Не менее важную роль в управлении Рима играли магистратуры. Магистратурами в Риме именовались государственные должности, принципами замещения магистратур были такие: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
К организационным относятся принципы сочетания единоначалия и коллегиальности; двойного подчинения; оперативности; территориальности; рациональности и функциональности. К государственному управлению следует отнести также и принципы государственной службы:
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.
К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора.Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.
В социалистических странах К. — важнейший принцип деятельности государственных органов, а также органов различных общественных организаций трудящихся. В. И. Ленин писал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 37, с. 365). В. И. Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание К. с единоличной ответственностью обеспечивает использование знаний и опыта многих, предотвращает субъективизм и обезличку в процессе принятия решений и их реализации (см. также Единоначалие).
В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.
В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.
Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.
А. Е. Лунёв.
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Коллегиальность как принцип принятия решения органом управления
Определение 1
Коллегиальный орган управления – это элемент системы публичного управления, характеризующийся относительной самостоятельностью и участвующий в реализации управленческих функций государства в рамках своих полномочий посредством принятия решений по осуществлению поставленных управленческих задач группой должностных лиц.
Современная государственно-правовая наука не сформировала единого подхода к пониманию принципов коллегиальности и единоначалия. При этом большая часть правоведов относит эти категории к организационным принципам управления, которые могут реализовываться как обособленно, так и в сочетании.
Выбор конкретного инструмента принятия управленческих решений связан со следующими факторами, характеризующими, как сферу управления, так и субъекта управления:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
- характер управленческой функции, реализуемой органом публичного управления;
- специфика объекта, на которое направлено управленческое воздействие;
- цели реализации управленческого воздействия;
- особенности разрешаемых в процессе функционирования органов публичного управления вопросов;
- характеристика последствия управленческого воздействия и пр.
Замечание 1
Единоначалие как принцип принятия управленческих решений представляет собой специфическую организационно-управленческую деятельность, в процессе которой управленческие решения принимаются по воле одного лица, например, руководителя органа или отдельного подразделения. Коллегиальность как форма принятия управленческого решения требует участия в управленческой деятельности определенной группы должностных лиц или ее представителей.
Единоначальная и коллегиальная формы принятия управленческих решений дополняют друг друга и строятся на взаимодействии руководителя и коллектива. Итак, единоначалие как форма принятия управленческого решения реализуется через делегирование полномочий от высшего уровня управления к низшему; коллегиальность, в свою очередь, реализуется посредством представительства низшего уровня управления в высшем или непосредственного взаимодействия низшего уровня и высшего. Таким образом, управленческое воздействие сочетает в себе как единоначалие, так и коллегиальность, и все субъекты управленческого процесса в различной степени являются участниками коллегиального или начального принятия решений.
«Коллегиальный орган управления» 👇
Коллегиальность как необходимый принцип деятельности органов управления
Коллегиальная форма принятия управленческих решений давно известна истории государственно-правового развития. Возникновение и закрепление в сфере публичного управления коллегиальной формы принятия управленческих решений связано со следующими причинами государственно-правового развития:
- необходимость учреждения органов законодательной власти;
- необходимость учреждения органов судебной власти;
- необходимость выстраивания системы сдержек от произвола должностных лиц, реализующих исполнительную функцию государственной власти;
- стремление к исключению разных ошибок в процессе принятия управленческих решений отдельными ветвями власти, отдельными отраслевыми органами власти и пр.;
- необходимость согласования интересов всех субъектов управленческого воздействия на общественные отношения для целей эффективного развития государства и др.
Фактически коллегиальность выступает инструментом защиты от субъективности в принятии управленческих решений, имеющих важное социальное значение, которое могло бы иметь место, если бы решение принималось отдельным чиновником.
Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах. В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности.
Принцип коллегиальности широко используется в исполнительных органах власти. Так, высшие органы управления развитых стран сегодня представляет собой коллегиальные органы – правительство, кабинет министров, совет министров и др.
Коллегиальные органы управления действует и на международном уровне: практически все международные организации, определяющие основные направления международной кооперации государств, действует коллегиально.
Принцип коллегиальности действует на более низких уровнях, в частности, в системе образования функционируют педагогические, научно-технические советы, которые осуществляют коллегиальное управление организацией обучением и деятельности конкретной организации образования.
Правительство как коллегиальный орган управления
Конституционное и федеральное законодательство характеризуют федеральное правительство в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти. Управленческие решения принимаются правительством страны на заседании. Управленческое решение считается принятым при наличии общего согласия членов правительства страны. При этом имеются исключения: член правительства может предложить председательствующему на заседании провести голосование по вопросу, по которому общее согласие достигнуто не было или по которому голосование еще не проводилось. В таком случае управленческое решение может быть принято большинством голосов от числа тех членов, которые присутствуют на заседании. Когда в процессе голосования определяется равенство голосов, решающим является голос председательствующего.
Замечание 2
Итак, орган публичного управления признается коллегиальным в том случае, когда управленческие решения, входящие в его компетенцию, принимаются посредством участия, образующих его состав членов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Президент – глава государства
Президент является
выборным
главой государства, получая конкретные
полномочия на определенный
срок.
Существуют следующие
способы
избрания президента:
-
Голосование в
парламенте
(Чехия, Словакия, Молдова, Турция, Албания
и др.). -
Голосование
выборщиков.
Избиратели голосуют за выборщиков, а
те избирают президента из числа
кандидатов, выдвинутых политическими
партиями страны (США, Аргентина). -
Избрание
непосредственно всеми избирателями
страны
(Беларусь, Россия, Украина и др.).
Статус и полномочия
президента определяются разновидностью
республиканской формы правления.
В парламентской
республике
его полномочия ограничены, осуществляются
с согласия и по инициативе правительства
и напоминают статус монарха в парламентской
монархии. Номинально (юридически) эти
полномочия могут быть многообразны, но
фактическую ответственность за них
несет правительство.
Пример: полномочия
президента в Италии (избирается
парламентом на семилетний срок). Президент
имеет право:
-
назначать
председателя правительства; -
законодательной
инициативы; -
роспуска
парламента; -
назначения
выборов и др.
В президентской
республике
полномочия президента значительны, он
соединяет в своих руках функции главы
государства и главы исполнительной
власти (США, Франция, Россия, Аргентина
и др.) Наиболее типичными полномочиями
в этом случае являются следующие:
-
в области
внешнеполитической президент заключает
международные договоры; -
назначает и
смещает премьер-министра и министров,
других высших должностных лиц; -
является верховным
главнокомандующим вооруженным силами; -
объявляет
чрезвычайное и военное положение в
случае необходимости; -
обладает правом
законодательной инициативы, подписывает
законы, имеет право отлагательного
вето; -
назначает выборы
в парламент, имеет право роспуска его; -
издает собственные
нормативные акты (декреты, указы),
имеющие силу закона; -
в области судебной
власти президент назначает судей высших
судебных инстанций; -
обладает правом
помилования и смягчения наказания,
может объявлять амнистию.
Необходимо
помнить о том, что и в президентской
республике, где полномочия президента
значительны, они также ограничены
Конституцией конкретной страны, которая
предусматривает определенные «сдержки»
президентской власти для того, чтобы
не допускать ее произвол.
Коллегиальная (коллективная) форма главы государства
(данная форма
главы государства присуща отдельным
странам)
-
Коллегиальная
форма главы государства имела место
в бывших
социалистических странах:
юридически роль главы государства
выполняли постоянно действующие
коллегиальные органы — президиумы
высших представительных органов власти
– парламентов данных
стран.
В реальности роль главы государства
в этих странах выполняли председатели
(генеральные секретари) коммунистических
партий, которые бессменно стояли у
власти, поскольку здесь существовала
однопартийная система. -
Полномочия главы
государства в Швейцарии
осуществляются Федеральным
советом,
который избирается парламентом страны.
В его состав входят семь человек, один
из которых в декабре каждого года
избирается президентом страны сроком
на один год. -
В Китае
полномочия главы государства
осуществляются Постоянным
комитетом Всекитайского собрания
народных представителей (ВСНП) и
Председателем КНР,
избираемым ВСНП. На практике все наиболее
важные решения принимаются центральными
органами Коммунистической партии Китая
и пост Председателя КНР всегда занимает
Генеральный секретарь Компартии. -
В Иране,
где функционирует исламская теократическая
республика, полномочия главы государства
поделены между избираемым населением
президентом
и Руководителем государства,
пост которого занимает духовный лидер
мусульманской общины.
Для повторения
вышеизложенного материала используйте
нижеприведенные таблицы.
Ф ОРМЫ |
Е |
К |
Монарх |
Президиумы |
Президент |
Ф |
-
П
редседатель
КНР и Всекитайское собрание
народных представителей (Китай)
-
Президент
и Руководитель государства — лидер
мусульманской общины страны
(Иран)
МОНАРХ – ГЛАВА (полномочия |
||
Абсолютная |
Дуалистическая |
Парламентская |
|
|
|
ПРЕЗИДЕНТ – |
||
Возможные |
||
Голосованием в |
Голосованием |
Голосованием |
Полномочия |
||
Президентская |
Парламентская |
Смешанная Республика |
|
|
|
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА:
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА,
ПОЛНОМОЧИЯ.
Парламент
(от фр. parler
– говорить) – высший
представительный и законодательный
орган государственной власти.
Впервые
парламент был образован в Великобритании
в XIII
в. (1265 г.). Однако своё реальное значение
как законодательное собрание парламент
приобрёл после буржуазных революций
XVII – XVIII вв., когда в основу государственного
устройства в ряде стран был положен
принцип разделения властей и введено
всеобщее избирательное право.
В
современном мире парламент под разными
названиями существует практически во
всех странах (Конгресс, Риксдаг,
Федеральное собрание, Рада Национальное
собрание, Кнессет и др).
По организационной
структуре парламенты разделяют на
однопалатные
и двухпалатные, состоящие
из нижней и верхней палаты. В двухпалатных
парламентах законопроект принимается
сначала в нижней палате, а затем проходит
процедуру обсуждения и принятия закона
в верхней палате.
По характеру
деятельности депутатов парламенты
бывают:
-
профессиональными
– в этом
случае депутаты не могут совмещать
работу в парламенте с какой-либо другой
деятельностью; -
непрофессиональными
— в этом случае депутаты могут совмещать
работу в парламенте с какой-либо другой
деятельностью;
Как формируется
парламент?
Обычно
однопалатный
парламент и нижняя палата
двухпалатного парламента избирается
прямым
голосованием избирателями страны.
В странах с
абсолютной властью монарха (Кувейт,
Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты)
парламенты являются законосовещательными
органами и часто назначаются монархом.
Верхняя
палата
двухпалатного парламента формируется
в разных странах по-разному – используются
в различном сочетании следующие способы:
-
голосование
избирателей (прямые и непрямые выборы); -
назначение главой
государства; -
наследование
поста члена палаты по принципу родства
и др.
Во
многих странах при формировании палат
существуют численные ограничения. В
мировой политической практике, считается
оптимальным, если один миллион человек
населения представляют от 9 до 17 депутатов.
Заседания
палат в полном составе проводятся весьма
редко. Поэтому для того, чтобы их решения
были правомочны, определяется кворум
(от лат.
quorum
– присутствие достаточно) – необходимое
число присутствующих депутатов для
принятия законодательных актов. В
Республике Беларусь кворум составляет
2/3 депутатского корпуса.
Для большей
эффективности и упорядоченности
законотворческой деятельности
парламент структурирован
(депутаты,
избранные в парламент, входят в состав
особых групп):
-
важным
элементом в каждой из палат являются
парламентские
комиссии (комитеты),
разрабатывающие законопроекты и дающие
первоначальную
оценку
законопроектам, поступающим в
парламент извне. Без предварительного
обсуждения законопроекта в комиссиях
он не может быть представлен на обсуждение
и голосование всех депутатов парламента.
Они бывают постоянными
и временными
и отвечают за определенное направление
политики (например, комиссии по
бюджету и ассигнованиям, по международным
делам, по образованию, здравоохранению,
экономическим вопросам и т.д.). В
состав конкретных комиссий входят те
депутаты, которые в предыдущей
профессиональной деятельности были
связаны с соответствующей сферой
государственной деятельности. -
значительную
роль в работе парламента играют фракции
–
группы
депутатов, избранных от определенной
партии. Фракция имеет право на
представительство в руководящих и
вспомогательных органах парламента,
на свое помещение в здании палаты для
проведения заседаний а также на участие
ее членов в дебатах по определению
повестки дня. Как правило, представитель
фракции излагает позицию всей своей
группы по тому или иному законопроекту,
что способствует сокращению времени
для обсуждения.
Парламент
возглавляет избранный на его специальном
заседании председатель
(в
англоязычных странах именуемый
спикером).
Функции (полномочия)
парламента:
1. Финансовая
– принятие парламентом законов о
налогах, правилах выпуска денег и бюджете
страны на каждый календарный год.
Государственный бюджет – это роспись
государственных доходов и расходов на
определенный период (обычно на предстоящий
календарный год). Парламент, утверждая
бюджет, уполномочивает правительство
расходовать государственные денежные
средства в соответствии с законом.
Парламент также заслушивает отчет
правительства об исполнении бюджета
за предыдущий год (как и в каком объеме
были потрачены финансовые средства).
2. Формирование
правительства – назначение
премьер-министра и министров (в
парламентских республиках и парламентских
монархиях).
3. Контроль
за деятельностью правительства
(возможная постановка вопроса о доверии
правительству, отставка правительства,
ответы премьер-министра и отдельных
министров на устные и письменные вопросы
депутатов, обсуждение основных направлений
деятельности правительства и др.).
4. Внешнеполитическая
– ратификация
и денонсация договоров, заключенных
правительством и главой государства с
другими государствами.
5. Законотворческая
– главная
функция парламента,
которая проявляется в принятии парламентом
новых законов для
страны.
Законотворческая
функция реализуется в рамках
законодательного процесса, основными
этапами которого являются следующие:
Соседние файлы в предмете Политология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Коллегиальное Правление — иная форма верховной власти
Президентский совет, как коллегиальное правление государством
— иная форма верховной власти
При президентской форме правления президент вообще бесконтролен, безотчетен и безответственен. А контроль нужен над действующим президентом. Есть ли другая форма правления государства в отличие от президентской. Есть еще и парламентское управление. По идее парламент уравновешивает полномочия президента. Но в реальности может быть не так. Парламенту сложно противостоять авторитарному президенту.
История общества в государстве, это бесполезная, безрезультатная борьба населения с правителями. Общество не может никак влиять на верховную власть. Что-то здесь не так.
Какое правление оптимальное для государства – это коллегиальное правление. Во все времена, при любом политическом строе государствами правили лидеры. Так было в политбюро во времена СССР. Так есть вообще в любом самом демократичном строе.
Иная форма верховной власти — Президентский совет как коллегиальное правление государством
Президентский совет – что это?
Что такое коллегиальное правление государством? При этом имеется в виду не тот совет, который подотчетен президенту, а совет представительных людей, каждый из которых имеет полномочия президента. Что это такое – несколько президентов? И как такое может быть. Представим, что вместо одного президента, одновременно есть пять президентов в одном государстве. Лучше называть их не президенты, а советники. В Президентский совете может быть от 3 до 9 советников. Вот они и должны решать все самые важные вопросы и уполномочивать президента выполнять их.
При этом есть должность президента. Его полномочия понизить до уровня премьер-министра.
Как принимаются решения в президентском совете.
Здесь важно понимать, что в парламенте существует большинство, которое за всех все решает. Но там же существует и меньшинство, мнение которого не всегда принимается. Так вот, хоть меньшинство имеет меньший вес в голосовании, в Коллегиальном Правлении должны учитываться мнения всех групп на равных.
Первоначально, при принятии решений должно быть не голосование, а согласие всех советников. То есть взаимоприемлемое решение.
Если нет взаимного согласия, то решение принимается голосованием.
Если в президентском совете нет решения по какому то вопросу, то президент сам решает что делать.
Как сформировать президентский совет.
Советники в Президентский совет выбираются гражданами во время прямых выборов. В государстве, в обществе есть множество партий. Каждая партия выставляет своего кандидата. Также и должна быть возможность зарегистрироваться самовыдвиженцам. Кандидат для президентского совета регистрируется избирательной комиссии. Кандидатом может быть самовыдвиженец или от партии. Чтобы пройти в президентский совет, кандидат должен набрать минимум голосов избирателей. Для кандидата-самовыдвиженца минимум 15-20 процентов голосов. кандидат от партии должен набрать 5-10 процентов.
Что такое законодательное собрание
Когда в собрании каждый депутат имеет свое особое мнение не зависящее от других.
Но в нынешнем собрании не так. Есть внутри собрания партийные фракции. Так вот члены этих фракций голосуют не так, как они хотят, а как решило за них их партийное руководство.
Может уже устарело такое, когда в законодательное собрание выбирают по партийным спискам. Что такое съезд партии «Единая Россия»? Это такое болото с квакушками. Ничего они не решают. Есть партийное руководство, которое за всех уже все решило. А все рядовые члены партии это просто статисты. Для красоты картинки. Как в кино — есть главные роли, а есть незначительные статисты. И вот такое болото занимает бОльшую часть законодательного собрания (ГД).
В парламенте не должно быть никаких фракций. Каждый депутат должен быть свободен в своем мнении.
Давайте разберём, что такое партии в общем смысле, каково их предназначение.
По идее они должны продвигать и защищать свои идеи. Так ли это на самом деле.
Сравним партию с женщиной — замужней и незамужней. Незамужняя женщина находится в активном поиске для того чтобы в конечном счете выйти удачно замуж. Замужняя женщина меняется и у нее появляются другие заботы.
Так же и с партиями. Всякая партия желает быть в парламенте. Она привлекает к себе сторонников привлекательными идеями, обещаниями. Но попав в парламент, меняется. И становится вместо сообщества с некой идеологической платформой, неким подобием коммерческой организацией. И партии, пролезшей в парламент уже все эти идеологии становятся без разницы. Члены партий будут протаскивать любые инициативы, лишь бы за это платили деньги. Проблема парламентов в том, что депутаты не ответственны за свои действия или без действия.
Как происходит формирование партийного руководства? В начале своего становления, партию создают идейные романтики. Но по мере того, как партия взрослеет, идеология становится на второй план, А на первый становятся благополучие верхушки этой партии. В руководство партией пролезают всякие хитрецы, которым вся эта идеология побоку. Партия прекращает свое идейное творчество, если нынешнее ее состояние удовлетворяет руководству. Иногда в партии могут находится критики, но верхушка партии всегда будет стараться подавить новое движение. Закономерное развитие всякой партии, что она со временем вместо демократической становится авторитарной.
Предлагается народу «умное голосование». Что это? Так ли оно умное? Есть большие сомнения, что это приведет к чему то позитивному. Вместо одной авторитарной партии будет другая. Без разницы какая. И ЛДПР и КПРФ все те же закостенелые как и ЕдРоссия. В принципе такими становятся любые партии, находящиеся в парламенте.
А теперь вернемся к тому, что написано вначале о президентском совете.
Если партии в парламенте работают — «как нибудь». То почему в президентском совете советники будут работать – «как надо». По идее в президентском совете должна сложится жесткая конкуренция между советниками. Несколько советников представляют разные, противоположные друг другу стороны. И они не дадут друг другу … (не знаю, как подобрать слово) .
В парламенте депутаты ведут себя разхлябано, безответсвенно. В отличие от парламента, где депутатов много и от каждого невозможно что то требовать, потому-что есть партийная дисциплина. В президентском совете советник от партии один. И если он будет бездействовать, ему найдут замену.
0
232
Коллегиальность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Применение термина
Понятие коллегиальность используется практически во всех сферах государственных структур (законодательная власть, судебная власть, исполнительная власть), в коммерческих организациях, политических партиях и некоммерческих организациях.
Обозначает оно совместное обсуждение для принятия решения с учётом разных мнений и предложений.
Проявляется коллегиальность в виде совещания на котором должностные лица совместно обсуждают то или иное решение. На основе предложенных вариантов и высказанных мнений вырабатывается и принимается единое решение.
Совет должностных лиц принимающих подобные решения называется коллегиальным органом либо коллегией.
В зависимости от устава (для политических партий, для коммерческих или некоммерческих организаций), либо нормативно-правовых актов (для государственных структур) окончательный выбор решения принимается либо голосованием членов коллегии (решающая форма коллегиальности), либо единоличным решением должностного лица возглавляющего коллегию (совещательная форма коллегиальности).
Необходимость в коллегиальности
Исторически коллегиальность внедрялась в систему государственной власти в связи со следующими факторами:
- необходимость в органах законодательной власти;
- необходимость в органах судебной власти;
- необходимость сдерживания произвола и самоуправства со стороны представителей исполнительной власти;
- исключение случайности и различных ошибок в принимаемых решениях всеми ветвями властей;
- учёт интересов всех заинтересованных сторон общества;
- внедрение опыта и передовых знаний.
По существу коллегиальность используется в первую очередь как противовес единоначалию, как механизм предохранения от человеческого фактора, который мог проявиться у чиновника (сановника).
К одному из первых исторических законодательно утверждённых коллегиальных органов можно отнести институт магистратов в Древнем Риме возникший в IV веке до н. э.. При магистратах законодательно были основаны децемвиры (лат. decem viri «десять мужей») — коллегиальный орган из десяти человек, выполнявший функции законодательной власти. Данный институт власти возник как компромисс учитывающий интересы всех сословий, в первую очередь решавший конфликт интересов плебеев и патрициев.
В политике КПСС принцип коллегиальности связывали с принципом единоличной ответственности.
В. И. Ленин утверждал что коллегиальность в сочетании с единоличной ответственностью являлась гарантом использование знаний и опыта многих членов партии, предотвращающим ошибочный субъективный подход и обезличивание ответственных лиц принимающих решение и участвующих в их исполнении.
По мнению В. И. Ленина коллегиальность должна была чётко оговаривать ответственность всех лиц, участвующих в исполнении обсуждаемого решения:
…Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ…
— Полное собрание сочинений, 5 изд., том 37, стр. 365
Разновидности коллегиальных органов в государстве
Законодательная власть
В законодательной власти, в зависимости от государственной принадлежности могут быть следующие коллегиальные органы:
- Сенат
- Парламент
- Национальная ассамблея — аналог парламента в некоторых государствах
Судебная власть
- Совет судей (Верховный судебный совет) — в зависимости от принадлежности к государству
- Высшая квалификационная коллегия судей
Исполнительная власть
В исполнительной власти встречаются следующие коллегиальные органы:
- Кабинет министров — высший коллегиальный орган исполнительной власти
- Совет министров — аналог кабинета министров в СССР
- Совет министерства — коллегиальный орган при министерстве. Например Медицинский совет Министерства внутренних дел Российской империи
- Муниципальный совет — коллегиальный орган местного самоуправления
Международные коллегиальные органы
В сфере внешнеполитических отношений и военно-политических объединений к примеру существуют следующие коллегиальные органы:
- Совет министров иностранных дел СНГ
- Североатлантический совет — коллегиальный орган управления НАТО
Коллегиальность в некоторых сферах
Для некоторых сфер коллегиальность не всегда проявляется в наличии постоянно существующего коллегиального органа. В таких случаях коллегиальность выражается в рабочем совещании, которое организуется по необходимости решения каких-либо задач.
Система образования
- Педагогический совет — постоянно действующий коллегиальный орган управления либо совещание преподавателей учебного заведения, решающих вопросы организации обучения и функционирования заведения.
- Научно-технический совет — постоянно действующий коллегиальный орган управления ВУЗа или научно-технического объединения либо совещание специалистов и учёных
Система здравоохранения
- Консилиум — совещание врачей решающих вопросы диагноза и лечения отдельно взятого пациента
Религиозное управление
- Конклав — в католической церкви коллегиальный орган, представляющий собой собрание кардиналов решающих вопрос кандидатуры Папы Римского
- Совет улемов — в исламских государствах коллегиальный орган управления духовенства, представляющий собой собрание улемов, решающий как теософские вопросы и функционирование духовенства, так и функции законодательной власти государства (к примеру в Саудовской Аравии)
Сфера бизнеса
- Совет директоров — коллегиальный орган управления в крупных промышленных предприятиях, коммерческих предприятиях, в банках, корпорациях, концернах т.д., который контролирует функционирование организации и решает вопросы модернизации, финансирования, продажи и покупки акций и т. д..
Спорт
- Судейская коллегия (Судейская команда) — коллегиальный орган дающий оценки выступлению спортсменов во многих видах спорта.
Коллегиальность в Вооружённых силах
В вооружённых силах (в зависимости от государственной принадлежности) могут встречаться следующие коллегиальные органы:
- Военный совет — историческое название коллегиальных органов управления вооружённых сил в некоторых государствах;
- Суд офицерской чести — коллегиальный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания.
На уровне подразделений, воинских частей и соединений — коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб.
В Вооружённых силах практически всех государств принцип управления законодательно основан на Единоначалии.
В связи с этим коллегиальность проявляется исключительно в совещательной форме и носит рекомендательный характер.
Начальник (командир) проводит совещание, на котором обсуждаются важные вопросы и поступившие сверху приказы и выслушивает мнение заместителей и должностных лиц ответственных за выполнение приказов. После чего принимает единоличное решение, за которое несёт полную ответственность.
Существуют исключения, когда единоначалие командира (начальника) может быть ограничено позицией коллегиального органа. К примеру решение суда офицерской чести. Командир формирования не может повлиять на их решение, а может только обжаловать его.