Коллегиальность управления в руководстве исполнительным органом характеризуется следующими факторами

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 70

1. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

До 31.12.2023 включительно установлен временный порядок принятия решений коллегиальным исполнительным органом некоторых российских акционерных обществ (Указ Президента РФ от 17.01.2023 N 16).

2. Заседание коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины от числа избранных членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Уставом общества или внутренним документом общества может быть определен больший кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). В случае, если количество членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) или, если в соответствии с уставом общества это отнесено к его компетенции, образовать коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекцию).

(в ред. Федерального закона от 25.02.2022 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На заседании коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) ведется протокол. Протокол заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) предоставляется членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии общества, должностному лицу, ответственному за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителю структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), аудиторской организации (индивидуальному аудитору) общества по их требованию.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2018 N 209-ФЗ, от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директор, генеральный директор), которое подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), принятыми в пределах его компетенции.

Передача права голоса членом коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) иному лицу, в том числе другому члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), не допускается.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Признание решения коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) в случае обжалования такого решения отдельно от оспаривания соответствующей сделки общества, совершенной на основании такого решения, недействительным не влечет за собой признания соответствующей сделки недействительной. К условиям и порядку обжалования решения коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) применяются положения пункта 6 статьи 68 настоящего Федерального закона.

(п. 3 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

Что такое коллегиальный орган управления

Высший орган управления в обществе с ограниченной ответственностью – это общее собрание участников. Текущая деятельность юридического лица осуществляется единоличным исполнительным органом — генеральным директором. С некоторых пор директоров в ООО может быть несколько. Кроме того, в некоторых организациях действует коллегиальный орган управления.

Содержание 

  • Что такое коллегиальный орган управления
  • Кто может входить в коллегиальный орган управления
  • Как избирается коллегиальный орган управления
  • Полномочия коллегиального органа управления

Что такое коллегиальный орган управления

Коллегиальный орган управления для юридического лица необязателен. Обычно он формируется в крупных компаниях, где возникает много управленческих вопросов. В качестве примера коллегиального органа юридического лица статья 41 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» приводит правление или дирекцию.

При этом сами по себе несколько директоров не формируют коллегиальный исполнительный орган ООО. Каждый из них является единоличным исполнительным органом, которые действуют совместно или независимо друг от друга.

В обществе с ограниченной ответственностью может быть организован ещё и совет директоров, однако это не коллегиальный орган управления. Совет директоров выполняет не управленческие, а наблюдательные функции.

Таким образом, коллегиальный исполнительный орган ООО осуществляет текущее управление деятельностью общества, наряду с единоличным исполнительным органом. Оба исполнительных органа подконтрольны общему собранию участников и совету директоров, если он создан в компании.

Кто может входить в коллегиальный орган управления

В коллегиальный орган управления могут входить только физические лица. Количество членов правления или дирекции законом не установлено, но их должно быть не менее двух.

Важно: функции председателя коллегиального исполнительного органа возлагаются на руководителя юридического лица либо на управляющего.

Требования к членам коллегиального органа могут быть установлены уставом. Например, это может быть запрет на аффилированность с компанией-конкурентом. А вот быть участником ООО члену правления или дирекции необязательно.

Как избирается коллегиальный орган управления

Коллегиальный орган юридического лица избирается общим собранием участников или советом директоров. При этом члены правления или дирекции могут входить в состав директоров, но не должны превышать долю в 25%.

Состав правления избирается простым большинством, если другое значение не определено уставом. Обычно на собрание приглашают и самих кандидатов в правление или дирекцию. Решение об избрании членов коллегиального исполнительного органа оформляется протоколом.

Полномочия коллегиального органа управления

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не устанавливает полномочия коллегиального исполнительного органа. По сути, он может выполнять те же функции, что и генеральный директор, за исключением представления общества без доверенности.

на заметку Читайте также:

  • Трудовой договор с руководителем.
  • Может ли руководитель работать по совместительству?
  • Приказ о вступлении в должность руководителя.

Распределение управленческих полномочий между КИО и ЕИО определяется уставом и внутренними документами компании. В частности, должно быть разработано положение о созыве правления, проведении заседаний, принятии решений, оформлении протоколов и др.

Срок полномочий членов правления или дирекции законом не определён, но часто он совпадает со сроком полномочий генерального директора, то есть председателя коллегиального органа управления.

Члены КИО, так же, как и единоличные руководители компании, несут ответственность за принятые управленческие решения. При необходимости их можно привлечь к возмещению причинённого ущерба.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С


Мы в соцсетях: Телеграм, ВКонтакте, Дзен — анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса

Выбор модели управления для каждой компании индивидуален. Чтобы выбранная модель соответствовала интересам компании, нужно знать преимущества и недостатки управления руководителем и управляющим (управляющей компанией или управляющим — индивидуальным предпринимателем). В статье расскажем о двух моделях управления, покажем их положительные и отрицательные стороны с точки зрения норм законодательства, бухгалтерского и налогового учета.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ФОРМЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Российское гражданское законодательство предусматривает две категории участников правовых отношений: физические лица (ФЛ) и юридические лица (ЮЛ). По отношению к участию в предпринимательстве у них есть права на извлечение дохода от собственных трудовых вложений. При этом юридические лица, которыми являются организации, априори имеют сложную структуру управления.

Основополагающее определение юридического лица и нормативное описание всех видов организаций содержит ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ):

«Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Государство обеспечивает контроль за всеми организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации. Для этого каждая организация подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Информация ЕГРЮЛ является публичной. Любое заинтересованное лицо вправе получить определенные сведения об организации (например, на сайте налогового органа www.nalog.ru). В реестре есть информация о дате регистрации, организационной форме, собственниках и исполнительном органе на текущую дату.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом также включены в ЕГРЮЛ.

Для утверждения схемы управления создаваемого юридического лица должна быть выбрана форма ЮЛ. Предусмотренные законом формы юридического лица отражены в ГК РФ. Каждую форму создания юридического лица регламентирует отдельный федеральный закон.

Федеральные законы, регламентирующие отдельные формы создания юридического лица:

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах».

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Выбранную форму юридического лица учредители организации должны закрепить в Уставе организации.

Наибольшее число вариантов форм управлений присутствует в законодательстве об обществе с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерном обществе (АО). Рассмотрим их подробнее.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

В Обществе с ограниченной ответственностью действует следующая система управления.

Общее собрание участников ООО — высший орган управления общества. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале.

К компетенции общего собрания участников ООО относятся самые важные вопросы функционирования общества:

  • определение основных направлений деятельности общества;
  • утверждение Устава общества;
  • образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) ООО — его образование в обществе с ограниченной ответственностью не обязательно.

Коллегиальный исполнительный орган ООО — осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Чаще всего он именуется правлением или дирекцией, подотчетен общему собранию участников ООО и совету директоров. Формируется одновременно с избранием единоличного исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган ООО — осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Как правило, это генеральный директор (директор, президент), который подотчетен общему собранию участников ООО и совету директоров (наблюдательному совету).

На практике часто возникает вопрос по правилам оформления трудовых отношений общества с генеральным директором (директором, президентом). Договор между ними от имени ООО может подписать:

  • лицо, председательствовавшее на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;
  • участник общества, уполномоченный решением общего собрания участников общества;
  • председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать физическое лицо.

Полномочия единоличного исполнительного органа ООО могут быть переданы управляющей организации или управляющему — индивидуальному предпринимателю, которые действуют как законные представители общества (ст. 42 Федерального закона № 14-ФЗ). На них в полной мере распространяются нормы, на основании которых действует единоличный исполнительный орган общества.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассмотрим систему управления в акционерном обществе.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества (проводится ежегодно).

Совет директоров (наблюдательный совет) АО осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом № 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров.

Председатель совета директоров организует его работу, созывает заседания совета директоров акционерного общества.

Коллегиальный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью АО. Исполнительный орган подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) АО и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим одновременное наличие единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа.

Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью АО. Как правило, это директор, генеральный директор, президент. Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Извлечение из Федерального закона № 208-ФЗ

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

[…]

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

ВАРИАНТЫ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ

Наряду с единоличным исполнительным органом управления, в лице которого выступает избираемое физическое лицо, общества (ООО и АО) вправе принять решение о передаче полномочий стороннему управляющему — коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — Управляющему).

Общество вправе привлекать на договорных началах Управляющего для выполнения функций своего исполнительного органа, устанавливать размеры выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций.

Если организация принимает решение об управлении единоличным исполнительным органом — физическим лицом (далее — Руководителем), с ним заключают трудовой договор с учетом всех требований, предъявляемых ТК РФ к такому типу трудовых отношений.

Важный момент: органы пенсионного обеспечения рекомендуют заключать данный договор независимо от принадлежности руководителя к числу собственников компании. То есть этот субъект может быть одновременно директором и собственником организации.

Это объясняется тем, что статус собственника отражает его права и обязанности по отношению к результатам деятельности общества, а его деятельность руководителя сопряжена с выполнением трудовых функций, что выражается в заключаемом трудовом договоре.

Права и обязанности Управляющего и Руководителя перед собственниками имеют определенные различия, которые лежат в основе выбора варианта управления фирмой. В части ответственности за свои действия закон уравнивает эти категории управления.

К СВЕДЕНИЮ

Единоличный исполнительный орган общества, управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 71 Федерального закона № 208-ФЗ).

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).

УПРАВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ (ЕДИНОЛИЧНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ): ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, СПЕЦИФИКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Единоличный исполнительный орган (Руководитель) имеет достаточно широкие полномочия (п. 3 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ):

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом № 14-ФЗ или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Важный момент: наличие этих прав у Руководителя нужно учитывать собственникам, принимая решение о такой форме управления компанией.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия сделка может быть оспорена.

Поэтому при определении собственниками суммы сделки, не требующей согласования с ними, нужно проанализировать возможный объем последствий от ошибочных действий Руководителя, которые могут нанести компании ущерб.

Полномочия Руководителя могут одновременно определять Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), другие законы и нормативные правовые акты РФ, учредительные документы и локальные нормативные акты организации.

ЭТО ВАЖНО

На должность Руководителя может быть назначен один из собственников общества или наемный менеджер, не связанный с компанией имущественными отношениями. При заключении трудового договора с наемным менеджером необходимо учитывать специфику применения норм гл. 43 ГК РФ.

Согласно ст. 273–281 ГК РФ Руководитель сочетает в себе функции представителя организации в гражданско-правовых отношениях и, являясь стороной трудовых отношений, осуществляет функцию руководства организации.

Глава 43 ТК РФ не распространяется на трудовые отношения Руководителей в следующих случаях:

  • Руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В этом случае руководитель осуществляет функцию единоличного исполнительного органа на основании закрепленного в учредительных документах соответствующего положения, и заключение с ним трудового договора не требуется (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2010 № Ф03-5775/2010 по делу № А24-457/2010);
  • управление организацией осуществляется Управляющим, то есть на основании гражданско-правового договора. Трудовой договор при этом не заключается.

В трудовом договоре с Руководителем могут предусматриваться специфические права и обязанности:

  • возможность заключения договоров, в том числе трудовых;
  • открытие в банках расчетных и других счетов;
  • утверждение штатного расписания;
  • применение к работникам организации мер дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • утверждение положения о представительствах и филиалах, уставов дочерних организаций.

Не допускается наделение Руководителей организаций правами и полномочиями, реализация которых может ухудшить положение работников данной организации по сравнению с законодательством о труде.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2021.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность коллегиальности в управлении

Определение 1

Коллегиальность в управлении – это принцип организации управления, противостоящий единоначалию и подразумевающий совместное участие людей в принятии решений и их реализации.

Суть коллегиальности сводится к тому, что принятие решения, направленного на выполнение определенных задач или устранение проблем, организацию деятельности или иные вопросы, осуществляется группой должностных лиц или иных лиц, уполномоченных на это.

Наиболее ярко сущность коллегиальности проявляется в сфере государственного и муниципального управления, также данный принцип управления используют коммерческие организации, политические партии и некоммерческие организации.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Коллегиальность в управлении призвана обеспечить учет различных мнений и предложений при принятии решения.

Коллегиальность проявляется в различных формах групповых принятий решений при обсуждении определенных проблем и задач. Предложенные в такой форме варианты и высказанные мнения позволяют выработать и принять единое решение.

Причины необходимости коллегиальности в управлении

Внедрение коллегиальности в систему государственного управления обусловлено исторически рядом следующих факторов:

  • во-первых, необходимостью органов, призванных осуществлять законодательную власть;
  • во-вторых, потребностью в органах, призванных реализовывать судебную власть;
  • в-третьих, необходимостью купирования самоуправления и произвола со стороны исполнительной ветви власти;
  • в-четвертых, необходимостью внедрения передовых управленческих знаний и опыта;
  • в-пятых, необходимостью предотвращения и исключения ошибок и случайностей при принятии решений различными ветвями власти;
  • в-шестых, обеспечением учета интересов различных слоев общества.

«Понятие коллегиальности в управлении» 👇

Коллегиальность по своей сути выступает в качестве противовеса единоначалию, обеспечивая механизм предотвращения субъективизма и так называемого человеческого фактора у лиц, допущенных к власти на любом уровне.

В сфере государственного и муниципального управления существуют различные органы, основанные на коллегиальном принципе управления. Коллегиальные органы управления существуют во всех ветвях власти. Так, в законодательной власти роль коллегиального органа выполняют представительные органы государственного и муниципального управления, такие как парламенты федерального, регионального и муниципального уровней. В судебной власти коллегиальный принцип лежит в основе формирования верховных судов, высших квалификационных коллегий судей и так далее.

Для исполнительной власти характерно формирование таких коллегиальных органов как кабинеты министров, муниципальные советы и так далее.

В практике международного взаимодействия также существует коллегиальные органы, такие как Североатлантический совет, осуществляющий управление НАТО, Совет министров иностранных дел СНГ.

Коллегиальность получает свое проявление в различных отраслях деятельности. Так, в системе образования действуют педагогические советы или научно-технические советы; в здравоохранении – консилиумы, представляющие собой совещание врачей по вопросам постановки диагноза и выбора лечения определенного пациента; в религии – конклавы, советы улемов и так далее.

Характеристика типов коллегиальности в управлении

Коллегиальность в управлении делится на два типа, к числу которых относятся следующие:

  1. Коллегиальность вертикального типа, которая подразумевает привлечение к постановке проблемы, ее обсуждению и принятию по итогу решений персонала, независимо от содержания его функциональных обязанностей.

    В качестве форм коллегиальности вертикального типа можно обозначить следующие:

    • во-первых, внесение предложений, направленных на совершенствование процесса функционирования подразделений, организаций, органов государственного и муниципального управления, сотрудниками;
    • во-вторых, формирование представительных органов персонала, муниципального и государственного управления, профессиональных организаций, призванных коллективно решать определенные задачи;
    • в-третьих, формирование групп, деятельность которых направлена на решение различных проблем. Такая группа создается на временной основе для решения определенной проблемы или комплекса задач, действует в рабочее время и обеспечивает высокую эффективность;
    • в-четвертых, формирование автономных групп, которые осуществляют свое функционирование также, как и временные, но наделяются дополнительными полномочиями, которые определяют сферу их автономности;
  2. Коллегиальность горизонтального типа, которая подразумевает коллективное решение задач и проблем, входящих в сферу компетенции участников группы.

    В качестве форм коллегиальности горизонтального типа можно назвать следующие:

    • во-первых, кружок качества, представляющий собой неформальную группу работников одного подразделения, регулярно собирающуюся для обсуждения вопросов совершенствования технологического и производственного процесса (обеспечение роста качества продукции, экономия ресурсов и так далее);
    • во-вторых, совет, действующий при руководстве и формирующийся в соответствии с должностными принципами для обсуждения общих стратегических вопросов на регулярной основе;
    • в-третьих, совещание, которое проводится наиболее компетентными сотрудниками с целью обсуждения конкретных задач и проблем по мере возникновения необходимости;
    • в-четвертых, комитет, представляющий собой рабочие группы, которые формируются представительным образом на постоянной (для организации выполнения конкретной функции) или временной (для решения конкретных задач и проблем) основе. Аналогом комитета являются комиссии, секции или советы. Как правило, решения данные формы коллегиального образования носят рекомендательный характер;
    • в-пятых, команда, представляющая собой рабочую группу, характеризующуюся такими качествами как самостоятельность, коллективизм, сплоченность, взаимопонимание.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Различные типы организационных структур в своей повседневной деятельности могут осуществлять коллективное управление. Для этого создаются коллегиальные органы управления – это могут быть как различные советы или комиссии, так и профессиональные комитеты. Данные коллегии бывают постоянными или временными, имеют разный уровень полномочий, отличаются статусом и выполняют разнообразные задачи организации. Зачастую данные органы наделены правами на принятие определенных решений в зависимости от уровня их компетенции, также они могут руководить самостоятельно или назначать исполнительного директора. Нередко такие коллегии выполняют совещательные функции, предоставляя руководителю обоснованные суждения по различным вопросам.

Понятие коллегиальности

Термин «коллегиальность» произошел от латинского слова collegium, которое в переводе означает «товарищество». Коллегиальность характерна для разнообразных коммерческих и некоммерческих организаций, различных государственных структур, включающих судебную, исполнительную и законодательную власть, политических партий и проявляется как совместное обсуждение группой представителей с последующим принятием решения, вынесенного из высказанных мнений и предложений.

коллегиальные органы управления это

Совет из круга лиц, принимающих такие решения, носит название «коллегия» или «коллегиальный орган». Коллегии принимают решение по различным вопросам (выполнению конкретных задач, координированию работы, ликвидации проблем) на собрании группой уполномоченных или должностных представителей.

Все коллегиальные органы управления организацией должны быть строго структурированы: в обязательном порядке необходимо наличие документа о его создании и положения о коллегии, а также аппарата управления, который состоит из секретаря и председателя. Практически все заседания органов заносятся в протокол. Для осуществления текущей деятельности коллегии составляется и утверждается определенный план. К распорядительным документам коллегиального органа относятся всевозможные решения и постановления.

Историческая справка

Необходимость возникновения коллегиальных органов исторически была обусловлена следующими факторами:

  • потребность в контроле представителей исполнительной власти;
  • учет интересов всех собравшихся членов;
  • потребность в судебной и законодательной власти;
  • минимизация риска возникновения погрешности в принимаемых решениях;
  • внедрение современного опыта и передовых знаний.

Коллегиальные органы управления — это противоположность единоначалия, применяемая в том числе и для исключения человеческого фактора.

коллегиальные органы управления организацией

Официально подтверждено, что самая первая коллегия – это институт магистратов, который возник ещё в IV веке до нашей эры в Древнем Риме. При этих магистратах были основаны коллегии из десяти человек – децемвиры, имеющие полномочия законодательной власти. Образование данного института являлось компромиссным решением, принятым для учета интересов всех классов общества.

Политика коммунистической партии Советского Союза также была ориентирована на создание коллегий с единоличной ответственностью. По мнению В. И. Ульянова (Ленина), такое сочетание выступает гарантом исключения субъективного подхода и предотвращения возникновения ошибок, применения имеющихся знаний и опыта всех участвующих в обсуждении лиц и полной ответственности представителей, выносящих коллективное решение.

Виды коллегиальных органов

Группы участников собрания могут управлять организационной структурой или выполнять в ней какие-либо управленческие задачи. Исходя из своего предназначения, коллегиальные органы управления организацией подразделяются на совещательные, органы управления и исполнительные.

Совещательные

В госуправлении наиболее часто встречаются совещательные органы, которые включают в себя общественные коллегии, комиссии и советы. В круг задач, рассматриваемых этими собраниями, входят обсуждение вариантов управленческих стратегий, постановка вопросов и выбор наилучшего решения, исследование и анализ проблем с последующим поиском выхода из положения.

коллегиальным органом управления является

Коллегиальность в этом случае играет немаловажную роль: она позволяет учесть мнение каждого члена, состоящего в сообществе, объединить коллективные опыт и знания, изучить всевозможные нюансы проблемы с опорой на интересы каждого представителя. Но несмотря на то, что рассмотрением всех вопросов и разработкой рекомендаций занимается состав коллегиального органа управления, конечное принятие решения возлагается именно на руководителя учреждения.

Органы управления

Все представители органа управления обладают равными обязанностями и правами при анализе вопросов, входящих в сферу компетенции этого собрания. Решения данной коллегии являются обязательными для всех членов организации. Но даже при такой организации состав коллегии включает лицо, являющееся генеральным директором, который в обязательном порядке отчитывается перед органом управления и полностью подчиняется ему.

коллегиальный орган общей компетенции осуществляющий государственное управление

Обычно подобные органы управляют учреждением на высшем уровне (например, собрание учредителей строительного комплекса). Такие коллегии могут рассматривать вопросы на самом глобальном уровне, вплоть до ликвидации и реорганизации предприятия.

Исполнительные

Все исполнительные органы управления (единоличный, коллегиальный) осуществляют оперативную деятельность по управлению хозяйственным обществом.

Участники коллегиального органа во главе с единоличным исполнительным органом непосредственно руководят организацией. У генерального директора нет полномочий на вынесение решений независимо от исполнительной коллегии.

коллегиальные исполнительные органы управления

Сам единоличный исполнительный орган должен действовать от имени организации на основании ее устава, он имеет право на урегулирование всех вопросов, выходящих за рамки правомочий других органов учреждения.

В качестве примера исполнительного органа можно привести совет директоров. Данный коллегиальный орган управления общества используется в коммерческих организациях, крупных промышленных корпорациях, концернах и других предпринимательских структурах. Он решает вопросы финансового обеспечения, покупки-продажи акций, модернизации и обеспечивает контроль текущей работы предприятия.

В целом, в зависимости от вида коллегиального органа итоговый выбор решения происходит либо посредством голосования, либо единолично руководителем. Форма коллегиальности – совещательная или решающая – определяется нормативно-правовыми актами в госструктурах или уставом в организациях.

Коллегии государственного управления

Органы госуправления наделены общественной формой власти, это самостоятельные политические учреждения, имеющие определенную область влияния и наделенные государственно-властными правомочиями. Они издают законные акты, подлежащие исполнению в принудительном порядке. Коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление, должен обеспечивать надзор над выполнением принятых решений и в случае их несоблюдения применять санкции к нарушителям. В то же время деятельность государственного аппарата четко ограничивается пределами его компетенции, регулируемыми нормативно-правовыми актами, выходить за которые он не имеет права.

К основным чертам государственного управления относятся:

  • полномочия государственной власти;
  • вхождение в состав государственного аппарата;
  • осуществление задач и целей от имени страны;
  • строго прописанный государственными законами порядок образования;
  • конкретное разграничение структуры и определенный уровень компетенции;
  • отчетность перед государством за свою работу;
  • осуществление управления;
  • реализация функций исполнительно-распорядительного госаппарата.

Разновидности государственных коллегий

Государственные организационные структуры подразделяются на несколько ветвей, которые, в свою очередь, также включают в свой состав определенные коллегии.

1. Исполнительная власть характеризуется наличием следующих коллегий:

  • муниципальный совет – создан для осуществления местного самоуправления;
  • совет министров – образован по аналогии с советским кабинетом министров;
  • совет министерства;
  • кабинет министров – высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления.

В зависимости от характера наделенных полномочий исполнительные органы бывают следующих видов:

  • органы межотраслевой компетенции, выполняющие общие для всех сфер управления функции (Министерство экономики РФ);
  • органы общей компетенции, к которым относятся администрации субъектов РФ и правительства, осуществляющие управление подведомственной территорией и обеспечивающие социально-экономическое и культурное становление;
  • органы отраслевой компетенции, контролирующие одну из подвластных отраслей (Министерство здравоохранения РФ).

2. В состав законодательной власти, с учетом их государственной принадлежности, также входят коллегиальные органы управления. Это:

  • национальная ассамблея, встречающаяся в некоторых странах;
  • сенат;
  • парламент.

3. Структура судебного аппарата власти включает в себя:

  • Высшую квалификационную коллегию судей, учитывая принадлежность к определенной стране.
  • Верховный судебный совет.

4. К коллегиальным органам управления относятся также коллегии, созданные для взаимодействия нескольких государств в области политических отношений между странами, например Североатлантический совет – коллегия НАТО.

Коллегия ООО

Уставом обществ может предусматриваться образование коллегии обществ с ограниченной ответственностью (это может быть совет директоров или наблюдательный) с последующим возложением на нее контроля деятельности исполнительных органов и прочих обязанностей. Однако создание коллегиального органа не является обязательным условием существования организации.

В № 312-ФЗ от 30.12.2008 года устанавливается компетенция коллегиального органа управления ООО, которая охватывает:

  • регулирование направлений деятельности организации;
  • формирование исполнительных органов учреждения, прекращение их полномочий и передача прав ИП или организации;
  • определение размера вознаграждения субъектам исполнительной структуры общества;
  • одобрение аудиторской проверки, расчет размера оплаты услуг аудитора;
  • рассмотрение и принятие внутренних документов;
  • учреждение филиалов и представительств;
  • анализ вопросов об одобрении торговых сделок, включая крупные;
  • решение проблем подготовки и проведения совместного собрания всех членов учреждения;
  • иные вопросы, не входящие в сферу правоспособности исполнительных органов и общего собрания всех членов учреждения.

По закону № 99-ФЗ некоторые задачи, решаемые на уровне общего собрания, могут быть переданы на обсуждение коллегией. Исключениями из закона являются: внесение поправок в устав, утверждение документов, не являющихся учредительными, повышение размера уставного капитала за счет привлечения денежных средств извне, формирование иных органов управления, ликвидация предприятия.

Коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий управление обществом, предоставляет участникам данной коллегии следующие права:

  • получение информации о деятельности учреждения, неограниченная возможность доступа к бухгалтерской и иной документации;
  • оспаривание совершенных обществом сделок на основании ФЗ об ООО или статьи 174 ГК РФ;
  • требование компенсации причиненных организации убытков согласно статье 53.1 ГК РФ.

Численность участников исполнительных органов не должна превышать четверти членов коллегиального собрания. Коллегиальные исполнительные органы управления могут назначать своего руководителя, который, однако, не имеет права возглавлять общее коллегиальное собрание.

Коллегии вооруженных сил

Учитывая принадлежность к определенному государству, выделяются следующие совещательные органы:

  • суд офицерской чести, назначение которого можно понять из наименования – он создан для охраны достоинства офицеров;
  • военный совет – название имеет историческое происхождение.

В вооруженных силах существуют и коллегиальные исполнительные органы управления. Примером является Министерство обороны РФ.

органы управления единоличный коллегиальный

Принцип управления вооруженными силами во всех странах основан на единоначалии – заседания проходят в форме совещания и имеют рекомендательный характер. Для обсуждения обстановки и действующих боевых приказов с учетом мнения всех командиров подразделений организуются штабные собрания на разных уровнях соединений и воинских частей.

Бывают случаи, когда позиция коллегии ограничивает единоначалие руководителя. Например, на суде офицерской чести взгляды командира не влияют на общее решение членов собрания, начальник может только подать апелляцию.

Управление в образовании

Согласно статье 26 ФЗ № 273, образовательной организацией должен управлять единоличный руководитель – директор, заведующий или ректор. В конце данного закона описываются коллегиальные органы управления образованием, которые подразделяются на факультативные и обязательные.

Среди факультативных органов управления наблюдаются:

  • попечительский совет, контролирующий расходование денежных средств материальной помощи;
  • наблюдательный совет – коллегия, осуществляющая контрольно-надзорные функции;
  • управляющий совет, состоящий из родителей учащихся и принимающий обязательные для администрации учреждения решения.

состав коллегиального органа управления

Обязательным коллегиальным органом управления является педагогический совет, собираемый из преподавателей, которые решают текущие вопросы деятельности заведения в целом и организации учебного процесса, в частности относительно качества знаний учащихся и повышения квалификации учителей. Также сюда входит и собрание работников организации, обсуждающее профессиональные, трудовые и экономические вопросы, которые касаются отношений работник-начальник.

Коллегии в других сферах деятельности

Некоторые коллегии не существуют постоянно в виде органа управления. Все рабочие совещания происходят по мере необходимости для решения конкретных задач.

В системе здравоохранения коллегиальные органы управления – это консилиумы, представляющие собой собрание докторов по постановке диагноза и лечению каждого отдельно взятого больного в спорных случаях.

Существуют и органы религиозного управления – это:

  • совет улемов – собрание членов исламских государств, которое обладает полномочиями не только решать вопросы духовенства, но и функционировать как законодательная властная структура;
  • конклав, собираемый в католической церкви из кардиналов на выборах Папы Римского.

В разных видах спорта постановка оценок выступлению спортсменов осуществляется судейской коллегией (или судейской командой).

компетенция коллегиального органа управления

Подводя итоги, можно сказать, что коллегиальным органом управления является группа лиц, наделенная рядом полномочий на рассмотрение вопросов в пределах своей компетенции. В зависимости от прописанного в уставе учреждения типа коллегии ее рекомендации могут носить совещательный или обязательный характер. Совещательная форма коллегиальности используется для предоставления определенных предложений вышестоящему руководству. Решающая форма коллегиальности внедряет в жизнь принятые постановления независимо от председателя собрания.

Коллегии встречаются практически во всех отраслях деятельности человеческого общества. Это связано с тем, что совместное решение вопросов имеет множество преимуществ, позволяя учитывать интересы всех представителей и минимизируя риск совершения грубых ошибок, что в целом ведет к эффективности и результативности разрешения проблем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вапусан дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Должностная инструкция ведущего методиста центральной библиотеки
  • Лекарство локрен инструкция по применению цена
  • Инструкция по эксплуатации стиральной машины индезит iwsb 5105
  • Глюкодиокс инструкция по применению в ветеринарии для коров