Коллективные формы руководства это

1. Команда высшего руководства (Top
Managemert) — занимается наиболее важными и
сложными проблемами, которые не в
состоянии решить больше никто. Решения
принимаются совместно всеми членами
команды, после всестороннего обсуждения,
причем лицо, ответственное за
соответствующее направление, имеет
решающий голос.

2. Комитеты или советы создаются (на
низовом уровне): представляют собой
совещательные консультативные группы,
членами которых становятся представители
основных или заинтересованных в решении
проблемы подразделений.

Комитеты могут быть временными (для
решения уникальных проблем) и постоянными
(для решения регулярно повторяющихся
проблем).

Основные направления деятельности
коллективов:

1. Выработка рекомендаций по совершенствованию
процесса и методов управления;

2. Координация работы нескольких
равноправных подразделений. Если
руководство ими по тем или иным причинам
нецелесообразно сосредотачивать в
одних руках;

  1. Принятие
    решений по сложным и непопулярным
    вопросам (увольнение, снижение заработной
    платы, закрытие подразделений и т.д.);

4. Привлечение к управлению высококлассных
специалистов (в том числе и рядовых),
работающих в различных подразделения;

5. Объединение так называемых «раздельных
полномочий», предполагающее, что решения
по определенным вопросам могут приниматься
только совместно всеми причастными к
ним лицами.

Работа комитетов способствует повышению
гибкости управления, улучшению
координации деятельности подразделений,
стабилизации внутренних отношений в
коллективе, активизации людей, развитию
у них творчества, росту квалификации.

В тоже время работа комитетов требует
больших затрат времени и средств, а
решения зачастую оказываются
компромиссными, а потому неоптимальными.

3. Группы действуют на меж функциональном
уровне процессов: нацелены на поиск
путей повышения эффективности
производственных процессов на стыках
между подразделениями (разработка новых
маршрутных схем, систем управления
производственными запасами). Состав
такой группы включает ведущих специалистов
заинтересованных подразделений и
утверждается руководством. Работа
группы охватывает период разработки
и освоения тех или иных усовершенствований,
за успех которых ее участники несут
ответственность.

4. Целевые группы: также формируются
высшим руководством организации для
решения серьезных и неотложных проблем,
оказывающих существенное влияние на
результаты ее деятельности. Члены этих
групп разрабатывают и реализуют
временные решения, призванные
стабилизировать положение, и составляют
проект постоянных, однако сами его
внедрением уже обычно не занимаются.

5. Группы по совершенствованию деятельности
подразделений (действуют на низовом
уровне): занятое поиском и устранением
факторов, препятствующих их нормальной
работе, резервов, позволяющих повысить
ее эффективность, а также организацией
и проведением связанных с этим
мероприятием (исследование рынков,
прогнозирование. Составление технических
инструкций).

6. Кружки качества (группы по решению
проблем на рабочих местах): состоят
обычно из рабочих, которые решают
проблемы совершенствования техники,
технологии, организации производства,
повышения качества непосредственно
на своих местах. Кружки действуют как
на временной, так и на постоянной основе,
состоят из 6-12 человек и возглавляются
мастером или более опытным рабочим.
Встречаются регулярно 1-2 раза в месяц
на 1-2 часа для решения накопившихся
проблем.

7. Самоуправляемые бригады: состоят из
5-15 человек, работающих на завершающих
участках технологической цепочки, где
выпускается готовая продукция. Им
предоставляется право самостоятельно
составлять графики работы и отпусков,
заказывать сырье и материалы, принимать
в коллектив новых сотрудников. В таких
бригадах становится излишним контроль,
существенно повышается качество работы
и ее производительность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение
и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее
правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с
персональной. Коллективность руководства — важнейшая сторона
демократического централизма.

Руководство коммунистической партии, деятельность выборных
государственных органов, профсоюзов, комсомола, других общественных
организаций основаны в социалистическом обществе на началах
коллективности. Управление производством, транспортом, связью,
руководство вооруженными силами, а также рядом других областей
деятельности государства в силу их специфических особенностей
осуществляется исходя из принципа единоначалия, опирающегося на
различные формы участия общественности.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществе
вытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основу
которого составляет общественная собственность на средства производства,
а политическую основу — власть трудящихся, всего народа.

Использование коллективного опыта и знаний руководства партийных,
государственных, общественных организаций, учет мнения миллионов
коммунистов и беспартийных трудящихся, потребность во взвешенном и
всестороннем подходе обусловлены гигантскими масштабами и сложностью
задач коммунистического строительства, высокой ответственностью
руководящих органов в социалистическом обществе перед народом. Как
показывает практика реального социализма, выработка научно обоснованной
политики и осуществление эффективного руководства возможны лишь на
основе всестороннего учета знаний и опыта широкого круга коммунистов и
беспартийных масс. Коллективное руководство позволяет правильно и
реалистично подходить к любому, в том числе и сложному, делу. Обмен
мнениями и выявление воли большинства служат вместе с тем необходимой
предпосылкой единства действий, сознательной партийной и государственной
дисциплины. Чтобы обеспечить должный эффект К. р., необходимо
не формальное, а действительное функционирование коллективного органа,
активное участие в работе всех его членов. Важное значение при этом
имеет характер взаимоотношений между членами этого органа, с одной
стороны, и руководителем — с другой. Признание важной роли,
ответственности и авторитета руководителя не имеет ничего общего с
осуществлением личной власти. Руководитель выступает как организатор
работы, он должен проявлять большой такт и заинтересованность в том,
чтобы обеспечить свободный обмен мнениями, создать атмосферу
коллективного творчества. На нем лежит большая ответственность, но при
решении вопросов он имеет такие же права, как и другие члены
коллективного органа. Все они призваны вносить свою лепту в решение
общих дел, проявлять активность, самостоятельность мышления,
принципиальность. Необходимым условием К. р. служит тесная связь
совместного рассмотрения и решения вопросов с дисциплиной и
ответственностью за их выполнение. К. р. предполагает как общую, так и
личную ответственность каждого работника за порученное ему дело, за
выполнение коллективно принятых решений. Ленин подчеркивал, что «во
всяком случае и при всех без исключения обстоятельствах коллегиальность
должна сопровождаться самым точным установлением личной ответственности
каждого лица за точно определенное дело» (т. 39, с. 46).
Серьезное значение для успеха К. р. имеют обеспечение деловитости
в работе коллективных органов, устранение из их практики шумихи,
парадности и заседательской суеты.

В обеспечении К. р. к партии и ее руководящим органам предъявляется
особая требовательность. Будучи добровольным политическим союзом
единомышленников-коммунистов, партия ведет всю работу на началах
коллективного сотрудничества, а не администрирования. «…Все дела
партии ведут, — отмечал Ленин, — прямо или через представителей, все
члены партии, на равных правах и без всякого исключения…» (т. 14,
с. 252).

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросов
жизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС как
«непременное условие нормальной деятельности партийных организаций,
правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельности
коммунистов». «Культ личности и связанные с ним нарушения
внутрипартийной демократии, — сказано в Уставе, — не могут быть терпимы
в партии, они несовместимы с ленинскими принципами партийной жизни».
В каждой партийной организации исключительное право рассмотрения и решения
всех наиболее важных вопросов партийной жизни и деятельности принадлежит
коллективному органу: в первичной партийной организации — общему
собранию коммунистов; в районной, городской, окружной, областной,
краевой организациях — соответствующей партийной конференции,
в республиканской организации и партии в целом — съезду. Исполнительные
органы партии и ее организаций — партийные комитеты и бюро всех
уровней — также являются коллективными органами. Важной гарантией
соблюдения коллективности служат твердые сроки, установленные для
проведения как съездов, партийных конференций и собраний, так и
пленарных заседаний партийных комитетов. Такую гарантию создает четко
установленный порядок выборности и отчетности партийных комитетов и бюро
снизу доверху. Дальнейшее укрепление и развитие принципа коллективного
руководства в КПСС в последние годы нашли свое выражение в повышении
роли пленумов ЦК КПСС, а также пленумов местных партийных органов,
собрании коммунистов, в расширении внутрипартийной информации. Органы
коллективного руководства имеют также профессиональные союзы, комсомол.
В Советах народных депутатов всех ступеней важнейшие вопросы
рассматриваются на сессиях Советов, а в период между сессиями — на
заседаниях президиумов и исполкомов Советов. КПСС постоянно
совершенствует деятельность этих испытанных аккумуляторов коллективной
мысли. На повышение уровня К. р. направлены усилия партии по воспитанию
коммунистов, руководящих кадров и всех трудящихся в духе идейности и
принципиальности, по улучшению их информированности.

К. р. — важное политическое достояние коммунистической партии и
социалистического общества, имеющее большое значение для использования
преимуществ развитого социализма в интересах народа, для успешного
построения коммунизма. Расширение и совершенствование К. р. способствует
развитию социалистической демократии, служит предпосылкой для
постепенного перехода к коммунистическому общественному
самоуправлению.

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат.
.
1983.

  • Главная
  • ВОЙНЫ, БИТВЫ
  • Первый — последний
  • История России. Константинопольский мирный договор.1700 г.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

История России. Термины. Понятия. Коллективное руководство.

Коллективное руководство – это метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственность с персональной.

Коллективный характер руководства в социалистическом обществе вытекает из самой сущности социалистического строя, экономическую основу которого составляет общественная собственность на средства производства, а политическую основу — власть трудящихся, всего народа.

Коллективный порядок рассмотрения и решения всех важнейших вопросов жизни и деятельности партии и ее организаций закреплен в Уставе КПСС .

Принцип коллективного руководства применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря.

Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г.

Однако руководящая роль нового Генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.

E-mail

КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

(collective leadership) Принцип коллективного руководства обычно применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря. Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г. Однако руководящая роль нового генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

постоянно декларируемый принцип советской партийной жизни. Если, однако, не поддаваться влиянию пропаганды и судить о советском обществе не по заявлениям его идеологов, а по реальной расстановке сил, то легко заметить, что идея «коллективного руководства» как системы и организации власти глубочайшим образом противоречит не только практике, но и основам коммунистического режима, его философии «демократического централизма» и всему его социально-политическому укладу.
К. р. в Советском Союзе всегда существовало лишь как переходная форма правления и лишь для того, чтобы выделить из своей среды диктатора с той или иной мерой единовластия. Периоды «коллективного руководства» никогда не были длительными. Они продолжались несколько лет и на различных этапах советской истории имели свои особенности. В первые годы правления советских генсеков власть делили: при Сталине — Рыков (правительство), Дзержинский (государственная безопасность), Бухарин (идеология); при Хрущеве — Булганин (правительство), Жуков (армия), Сабуров и Первухин (экономика); при Брежневе — Косыгин (правительство и экономика), Суслов (идеология), Кириленко (партийный аппарат), Шелепин (госбезопасность) Подгорный (местные и верховные советы).
Современная советская политическая жизнь «разыгрывается» секстетом: Черненко — Устинов — Громыко — Алиев — Горбачев — Тихонов. Черненко-дирижер, но не маэстро: он ограничен в своей «творческой» свободе. Партии в секстете распределяются следующим образом: Устинов — армия, Громыко — внешняя политика, Алиев — политическая и уголовная полиция, Горбачев — партийный аппарат, Тихонов — экономика.
«Коллективное руководство» Андропова—Черненко утверждало себя стремлением обеспечить «преемственность правления» и гарантировать «единство общества» : на Пленумах ЦК именно эти «мелодии» звучали отчетливо и звонко (куда приглушеннее — «мотив» предотвращения разброда и паники). И объявляло себя, как это делалось в СССР всякий раз, когда ставился эксперимент коллективного руководства, наиболее эффективной и плодотворной формой «народовластия».
Это руководство имело, впрочем, одну отличительную особенность — оно должно было все время громко и публично напоминать о своей «коллективной работе». С конца 1982 года в центральных, республиканских и областных газетах начали появляться еженедельные сообщения: «В Политбюро ЦК КПСС». Впервые после смерти Ленина в СССР снова стали печататься отчеты о заседаниях Политбюро — так советским гражданам навязываются желательные идеологические ассоциации. Раньше деятельность Политбюро считалась важной (может быть, даже важнейшей) государственной тайной. Публикуемые теперь сообщения призваны свидетельствовать о том, что нет более (пока, в Москве самодержца, но существует и правит «мудрое К. р.». Краткие сообщения в советской прессе о работе Политбюро действительно свидетельствует о временном упразднении — на вершине партократической пирамиды — института единоначалия, но, конечно, не означают какой-либо демократизации системы и к ней не ведут. Советские вожди «советуются» с народом только тогда, когда им не достает стабильности и уверенности, и лишь для того, чтобы укрепить и усилить свою власть, — как правило, за счет других вождей. Человеческая память, однако, коротка, а душа советского человека чрезвычайно чувствительна и отзывчива к малейшим проявлениям ослабления и смягчения диктатуры, пусть даже внешним и призрачным. Сообщения «В Политбюро ЦК КПСС» как раз и создают иллюзию сопричастности советских людей к принятию важных государственных решений. И одновременно предоставляют им некоторую — пусть незначительную, но все же реальную — информацию для самостоятельного, а не продиктованного директивно анализа и робкого, осторожного прогнозирования хода политических и экономических процессов.
ПРИМЕРЫ: «Всю свою деятельность партия строит на основе неукоснительного соблюдения ленинских норм партийной жизни, принципа коллективного руководства, всестороннего развития внутрипартийной демократии». («Коммунист». Календарь-справочник за 1977 год. М., Изд. политической литературы, 1978, с. 37.) «Не только Совет в целом как орган коллективного руководства, но и каждый депутат, а тем более депутат-коммунист, должен зорко стоять на страже общегосударственных интересов». («Коммунист», 1981, №13, с. 12.) «Деловитость, энергия, самоотверженность членов выборных партийных органов, верность принципам коллективного руководства, их стремление задавать тон и показывать личный пример в работе — ключ к успешному решению больших и сложных задач на любом участке коммунистического строительства». («Правда», 27 февраля 1984, с. 1.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Скачать Коллективные и групповые формы работы классных руководителей с учащимися

Коллективные и групповые формы работы классных руководителей с учащимися

Классный руководитель 4В класса В.В. Адамович

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между уча­щимися.

Задачи и функции классного руководителя определяют основные направления, содержание, методы и формы его работы Практика работы средней общеобразовательной школы показывает, что важнейшими направлениями работы классного руководителя является:

1. Изучение личности учащегося.

2. Создание и воспитание ученического коллектива.

3. Развитие талантов, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организация содержательного досуга школьников.

4. Создание необходимых условий для физического развития воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья.

5. Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности.

6. Работа с учителями.

7. Взаимосвязь с семьей, работа с родителями учащихся.

8. Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, общественностью, различными общественными организациями

9. Планировка классным руководителем воспитательной работы с детьми, ведения необходимой документации.

Изучение личности ученика осуществляется классным руководителем с использованием всей палитры «школьных методик», достаточно хорошо описанных в современной психолого-педагогической литературе и на этой основе организации в процессе воспитания индивидуального пути развития каждого ребенка. Сущность этого, как отмечал еще А.С. Макаренко, заключается не в том, чтобы «возиться с капризным ребенком», а в заботе педагога о том, чтобы на основе индивидуальных особенностей ребенка привлечь его к активной жизнедеятельности классного коллектива. При этом необходим как дифференцированный подход к ребенку, так и к разнообразным группам детей: «новеньких», мальчиков — девочек, актива — пассива, талантливых и отстающих в развитии.

Важнейшими методами изучения воспитанников являются: систематическое ежедневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе обучения и внеурочное время, индивидуальные и групповые диагностические беседы; выявления результатов деятельности учащихся, посещения их дома; естественный эксперимент; рейтинг и метод компетентных оценок.

Создание и воспитание ученического коллектива как основной среды жизнедеятельности школьников предусматривает определение цели и задач воспитания как коллектива в целом, так и каждой личности ученика в частности, привлечение каждого ученика к различным видам общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитательных межличностных отношений (распределение поручений и обязанностей, развитие актива: выборы, обучение его, создания отношений «взаимной ответственности»), развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами в школе и за ее пределами, создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического микроклимата.

Начиная работу с классом, классному руководителю следует ознакомиться с личными делами учащихся, поговорить с их родителями, учителями-предметниками, проанализировать классный журнал за прошлый учебный год и составить себе некоторое представление об успеваемости, поведении, положительные аспекты и недостатки, имеющие место в классе, с тем, чтобы определить оптимальный подход к организации воспитательной работы.

Важное значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней обучения педагогических требований к учащимся. С этой целью классный руководитель, как правило, в начале учебного года проводит специальное собрание, на котором основательно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и объясняет им, как они должны вести себя на уроках, переменах, во внеурочное время, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса Предъявление требований в начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, наконец, стимулирует их самовоспитание.

Умение классного руководителя организовать содержательный внеклассную работу с учащимися является важнейшим в воспитании ученического коллектива. Классному руководителю следует позаботиться о том, чтобы уже с первых дней работы с детьми привлечь их к активной практической внеклассной деятельности, пробудить и развить интерес к ней. Тем более, что дети с интересом участвуют в коллективных прогулках, походах по родному краю, в различных экскурсиях, общественно полезной работе и т.п. Интересные практические дела с основой для накопления положительных традиций в классе, что, в свою очередь, способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. Такими традициями могут быть праздники труда, спортивные соревнования, походы и экскурсии, встречи с выдающимися людьми.

Процесс воспитания предусматривает развитие таланта, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организации содержательного досуга школьников. Поэтому совместно с учителями-предметниками классный руководитель должен воспитывать ответственное отношение к учебе, способствовать в выборе и привлечении учащихся к работе в различных научно-технических обществах, малых академиях, кружках, секциях, клубах, студиях, объединениях согласно их интересам, склонностей и возможностей, поощрять изучение иностранных языков на курсах в клубах, кружках. Важно также расширять познавательный и культурный кругозор школьников путем проведения экскурсий, различных вечеров, конкурсов, встреч, посещение музеев, кино, театров; помогать детям в трудоустройстве заработка денег на общие нужды, организовать коллективную творческую деятельность, совместный отдых учащихся.

Классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся в деле обучения и дисциплины. С этой целью он проводит сборы, на которых осуществляется анализ учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся об их успеваемости и поведении. Заметное место в повышении успеваемости имеют разъяснительные беседы об обязанности школьников хорошо учиться, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней деятельности. Задача классного руководителя – своевременно заметить отставание ученика в обучении, определить причины и предоставить ему действенную эффективную помощь.

Важным участком работы классного руководителя является духовно-нравственное воспитание, главной особенностью которого в условиях национальной школы является ориентирование на общечеловеческие ценности.  С помощью разнообразных методов и средств он знакомит учащихся с прошлым и современной жизнью страны и мира, организует диспуты на морально-этические и эстетические темы, литературно-художественные вечера и др. Великое значение имеет пример воспитателя, учителя, родителей, старших.

Организуя внеклассную воспитательную работу с учащимися, важно всегда помнить о необходимости воспитания у каждого из них чувства любви к Беларуси, преданности ей, национального самосознания, личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств родного края, высокой экологической культуры, нетерпимости к губителям природы. Обязательным условием формирования личности в современных условиях является подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности. Поэтому важным направлением работы классного руководителя в условиях школы должны быть вопросы подготовки к трудовой деятельности в новых условиях хозяйствования, экологического воспитания природы, ее богатств, их экономного использования, экономическое воспитание, развитие предпринимательства, участие в восстановлении исторических памятников, развития народных промыслов и т.д. Организуя работу в этом направлении, важно, чтобы деятельность школьников была социально ценная и значимая, включала элементы игры и романтики, опиралась на их инициативу, творчество и самодеятельность.

Перед классными руководителями стоит  задача создания необходимых условий для физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. Поэтому для классного руководителя очень важно значительное внимание уделять изучению возрастных, психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни, забота об охране их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня и питания школьников, воспитывать сознательное отношение к укреплению здоровья, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков, других вредных привычек.

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществля­ет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

Ø      по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

Ø      по способу влияния педагога — непосредственные и опосре­дованные;

Ø      по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяю­щиеся);

Ø      по времени подготовки — формы работы, проводимые с уча­щимися без включения их в предварительную подготовку, и фор­мы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

Ø      по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей орга­низуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

Ø      по результату — формы, результатом которых могут быть ин­формационный обмен, выработка общего решения (мнения), об­щественно значимый продукт;

Ø      по числу участников — индивидуальные (учитель—учащийся), групповые (учитель — группа детей), массовые (учитель—несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказании индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребёнка вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В ин­дивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, твор­ческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой уча­стник либо как организатор. Главная его задача, с одной сторо­ны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать усло­вия для получения в группе ощутимого положительного резуль­тата, значимого для всех членов коллектива, других людей.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкур­сы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др.  В этих формах классные руково­дители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующе­го на детей личным примером; участника-новичка, воздействую­щего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д.  Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от под­хода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положе­ния о дежурстве по классу. Сами школьники под его руковод­ством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью орга­низуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.

При выборе форм необходимо:

1.      Учитывать воспитательные задачи, определенные на очеред­ной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма ра­боты должна способствовать их решению.

2.      На основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.

3.      Составлять набор возможных способов реализации намечен­ных задач, форм работы с учетом принципов организации вос­питательного процесса, возможностей, подготовленности, ин­тересов и потребностей детей, внешних условий (культурные цен­тры, производственное окружение), возможностей педагогов, ро­дителей.

4.      Организовывать коллективный с участниками мероприятия по­иск форм на основе коллективного целеполагания, при этом про­думать способы обогащения опыта детей новыми идеями, форма­ми, например через обращение к опыту других, изучение опуб­ликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.

5.      Обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспи­тательной работы.

Описание форм воспитательной работы:

1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.

2. Информационный часформа просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости. (Темы информационных часов: «Люди особого риска», «Горжусь своими земляками», «Известные женщины Беларуси», «Мы – граждане удивительной страны» и мн. др.)

3. Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Он организуется с целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе. Участие обучающихся в общественно полезном труде является одной из актуальных форм формирования у учащихся интереса к профессиональному труду. Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Например, акция «Забота» — подкормка зимующих птиц; акция «Бумажный клад»; операция «Приведём в порядок учебники»; уборка рабочего места, классной комнаты; практическое занятие «Уход за мнатными растениями»; организация дежурства в классе.

4. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни.

Собрание группы (классное собрание).           

Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;

— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

— наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

— попытаться самим решить проблему;

— не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного;

— слушать друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

1. представление обсуждаемой проблемы;

2. изложение информации по проблеме;

3. начало дискуссии;

4. предложение решения проблемы;

5. выбор решения;

6. обсуждение предполагаемого результата решения;

7. закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Решаемые вопросы:

— выборы, перевыборы органов самоуправления;

— разрешение конфликтных ситуаций;

— создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;

— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;

— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

5. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

6. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада. (Эта форма работы подходиу для старших классов).

7. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

8. Отряд – это несколько человек, объединённых в группу с какой-либо целью. Например, отряд «Здоровый образ жизни». Цель: при общение учащихся к пропаганде здорового образа жизни. Занятия проводятся один раз в неделю. Темы занятий: урок здоровья «Ослепительная улыбка», занятие на свежем воздухе «Наше сердце с кулачок», «Кока-кола – вкусно! А полезно ли?», интервью «Компьютеры. За и против!».

6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части: торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов; концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников.

11. Игра — соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

Например, игра «Волшебный стул», которую проводят во всех классах, но чаще всего в 2-4 классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.

Ход игры. Один из участников садится на «волшебный стул», который «высвечивает» все его достоинства, перечисляемые окружающими; предполагается что недостатки не «высвечиваются».

Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.

Игра «Презентация мира». Цель: содействие преобразованию предметного восприятия мира, свойственного маленькому ребенку, в социально-ценностное, когда за предметами осознаются ценностные связи и отношения.

Ход занятия: группе учащихся предъявляются различные предметы из окружающей повседневной среды, предлагается внимательно к ним присмотреться и описать их роль в жизни людей, в реализации их стремления к счастью.

Значение: игра подводит детей к осознанию духовной ценности материальных предметов, развивает способность к одухотворению.

А классные руководители начальных классов могут использовать в работе коллективную форму игры, которая называется «Разброс мнений».

«Разброс мнений» — организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме.

Источники тем:

— актуальные проблемы школьной жизни;

— философские вопросы о жизни, счастье, совести и т. п.

Ход занятия: подготавливается комплект карточек с недописанными фразами, которые участники читают вслух с собственным продолжением, отражающим их спонтанное суждение. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке «правильно — неправильно». Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания. («Мои жизненные планы», «Самая нужная профессия».

         Таким образом, мы видим, что существует множество форм внеклассной работы с учащимися, которые может выбрать в своей работе классный руководитель. Они помогут раскрыть таланты детей, помочь учащимся решить проблемы, которые возникают в процессе жизни в школе и дома.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство для stardrive
  • Как выдержать руководства
  • Парацетамол инструкция по применению таблетки взрослым при коронавирусе
  • Инструкция к стиральной машине индезит 663w
  • Должностная инструкция инженера энергетика в строительстве