Командный метод руководства экономикой

Что такое командная экономика

Командная или плановая экономика — хозяйственная система, в которой государство владеет экономическими ресурсами и распределяет их с помощью централизованного органа.

Основной орган власти планирует развитие и формулирует стратегии государства, принимает инвестиционные решения. В основные задачи централизованного органа входит регулирование и контроль таких экономических параметров, как:

  • ассортимент;
  • объемы производства;
  • цены на товары и услуги;
  • величина оплаты труда работников.

Особенностью командной экономики является отрицание частной собственности, что противопоставляет ее рыночному режиму. С помощью центральной структуры государственного управления разрабатывается директивный народно-хозяйственный план.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Директивный народно-хозяйственный план — предпочтительный метод распределения ресурсов, представленных в ограниченном количестве. В основе метода лежит государственное задание, являющееся обязательным для исполнения всеми предприятиями страны.

В отсутствии рынка процессы планирования, распределения и снабжения реализуются централизованно. Наблюдаются некоторые черты рыночной экономики, связанные с тем, что произведенная продукция используется, как товар, но ценообразование регулирует исключительно государство. Посредниками между продавцом в лице государственных или кооперативных предприятий и покупателем в виде предприятий, учреждений или населения являются сети торговых учреждений.

Отличительные особенности плановой экономики:

  • решение производственных задач централизованным органом государства;
  • спрос формируется по результатам статистических расчетов и планов руководства;
  • высокая степень концентрации производства и монополизма;
  • создание существенных преград для развития частного бизнеса;
  • возникновение дефицита качественной продукции и услуг;
  • экономия ресурсов, включая трудовые;
  • быстрота реакции на появление неожиданных угроз экономического или военного характера.

Основная цель командной экономики

В плановом экономическом режиме государственная система нацелена на удовлетворение интересов руководства страны. Это является главной целью существования и функционирования государства. Достижению поставленных задач способствует директивное планирование. Стратегию разрабатывает главный центр, согласно которому функционирует административная система:

  1. Отраслевые министерства разрабатывают задания для отраслей экономики, предприятий и выделяют материальные ресурсы.
  2. Произведенные товары поступают в вышестоящие органы материально-технического снабжения или торговли для передачи потребителям.
  3. Формальным характером отличаются экономические рычаги механизмы управления такие, как цены, оплата труда, процент в банках.
  4. Ценообразование регулируется центром.
  5. Бюджет пополняется с помощью накоплений предприятий.
  6. Централизованная схема мотивации работников.

Признаки командной экономики

Плановая экономическая система обладает специфическими особенностями, которые существенно отличают ее от других более прогрессивных форм управления ресурсами государства. В разных странах с подобным режимом могут наблюдаться индивидуальные характеристики, но основные признаки присущи всем командным экономикам.

Жесткое регулирование со стороны государства

Руководители страны полностью контролируют экономические процессы. Для осуществления планов и задач хозяйственной деятельности создается централизованный орган власти или министерство, которому подчиняются хозяйствующие субъекты такие, как совхозы и колхозы. Обмен товаров проходит через систему предприятий, созданных государством. В регулируемом процессе торговли продукция поступает к потребителям.

План на производство конкретных видов продукции

Министерство формирует заказ на изготовление конкретной продукции и товаров. Планированием занимается соответствующее министерство, основываясь на статистических данных. При этом реальный покупательский спрос, как фактор, не учитывается. Предприятия производят конкретно те товары, которые требует государство, без учета мнения конечных покупателей. Объемы выпуска продукции также определяются, исходя из заранее спланированной государственным центром стратегии. Предприятия получают планы, обязательные для выполнения. За перевыполнение показателей организации могут быть премированы.

Централизация производства до 90%

Частный бизнес может быть представлен небольшой долей на рынке или отсутствовать полностью. В командной экономике до 90% предприятий являются государственными. Данное обстоятельство является причиной монополизации производства товаров и услуг.

Диктатура производителя

В активно процветающей монополии на товары и услуги проявляются все недостатки данного типа экономики. Такой режим хозяйственной деятельности ведет к практически полному отсутствию конкуренции на рынке. Производитель не получает обратную связь от конечных потребителей. В этом случае страдает качество выпускаемой продукции или оказываемого сервиса.

Бюрократизм в управлении

Управляющие кадры являются важным компонентом в командной экономике. Государство номинально принимает решения о планах на производство, распределение, потребление продукции. Данную задачу фактически выполняет бюрократия. При этом руководители министерств допускают массу ошибок, что приводит к большому количеству неувязок. Непрофессиональный класс управленцев, ограниченность их возможностей и существенные проблемы в коммуникативных связях приводят к неэффективному менеджменту, что негативно сказывается на экономических показателях государства.

Направление дефицитных средств на ВПК

Как правило, в командных экономиках огромные средства тратятся на обеспечение военной мощности страны. В условиях неэффективной экономики руководители перераспределяют большую долю ресурсов и финансов на ВПК, что является причиной дефицита. Другие отрасли не получают должного финансирования и материального обеспечения для активного развития.

Низкое качество продукции

Монополизация предприятий разных сфер экономики исключает конкурентную среду на рынке. При этом значительно ухудшается качество производимой продукции и предоставляемых услуг. У конечного потребителя отсутствует свобода выбора, поэтому производители не заинтересованы в улучшениях и инновациях. Центральный орган выдает предприятиям планы, в основу которых включен принцип увеличения объемов производства. Цена при этом остается на прежнем уровне. Производители не повышают качество, сохраняют ассортимент без изменений, не разрабатывают новые товары.

Административные методы приказов

В командной экономике директивы, приказы и другие предписания являются способом управления, который активно применяет централизованный орган власти.

Свойства административных методов:

  • прямое воздействие на объект;
  • указания обязательны для выполнения;
  • строго определяется ответственность за невыполнение приказов.

Административные методы предполагают прямое воздействие на предприятия и ведомства. При этом их экономические интересы не учитываются.

Отличие от рыночной экономики

Понять характер командного экономического режима можно с помощью сравнения с более распространенным типом хозяйственной деятельности государства. Для объективного анализа следует рассматривать оба вида экономических систем, опираясь на основные критерии оценки эффективности.

В производстве

В командной экономике государство навязывает собственные интересы, что выражается в полном контроле объемов производства товаров и их распределения. В случае рыночной экономики достигается стабильность хозяйственных процессов за счет диалога между государством, производителями и потребителями.

В капиталовложениях

При плановом управлении государство полностью контролирует основные средства. Частный бизнес, который процветает в рыночной экономике, самостоятельно распоряжается капиталом.

Стимулы к развитию

Необходимость развивать сферы экономической деятельности возникает с появлением конкуренции. В командной экономике преобладает монополия, поэтому стимулы для развития отсутствуют. В то время как в рыночной торговле производители соревнуются за потребителей, что является толчком к совершенствованию хозяйственной деятельности, улучшению качества товаров и услуг, созданию новой продукции и сервиса.

Принятие важных решений

В рамках командной системы управления интересы руководства формируют цели и задачи экономики. В условиях рыночной экономики выстраивается диалог власти и общества.

Ценообразование

Рыночная экономика характеризуется свободным формированием цен, которые зависят напрямую от спроса и предложения. В командной модели ценообразованием занимается подконтрольный государственной власти централизованный орган управления.

Преимущества и недостатки командной экономики

Как и любая форма хозяйственной деятельности, командная экономика характеризуется определенными плюсами и минусами.

Среди преимуществ планового режима можно отметить:

  1. Определенность изменений экономической ситуации в рамках ближайшей перспективы, стабильность в развитии.
  2. Постановка перед экономикой целей социального характера, которые будут достигнуты.
  3. Различные группы населения обладают практически одинаковыми доходами с небольшой разницей в зависимости от характера занятости, что определяет равномерное развитие всех слоев общества.
  4. Стабильный уровень занятости населения.

Явными недостатками командной экономики являются:

  1. Предварительное планирование и распределение ресурсов лишает продавцов и покупателей свободы выбора товаров, включая средства производства.
  2. Невозможность оперативного принятия решений из-за сложной бюрократической структуры.
  3. Несбалансированное и непропорциональное развитие отраслей по причине субъективности в управлении экономикой.
  4. Безынициативность работников и недостаточное стимулирование в более эффективной эксплуатации экономических ресурсов из-за отсутствия частной собственности и конкурентной среды.
  5. Низкая степень использования достижений научно-технического прогресса влечет отставание от других более развитых государств.

Примеры подобной экономической системы в истории мира

К странам, которые используют командный способ управления экономикой, относятся Куба, Ливия, Иран, Северная Корея, Мьянма. Существуют яркие примеры классических плановых систем из истории. Власти Индии и Китая до 90-х годов ХХ века придерживались такой стратегии развития государства. Корейская Народно-Демократическая Республика также существовала по принципам командной экономики. Интересы населения представляло суверенное социалистическое государство, в котором власть принадлежала рабочему классу и интеллигенции. 

В годы существования СССР также сохранялись принципы командной экономики, когда предприятия выполняли планы, составленные центральным органом власти, наблюдался дефицит товаров, а ценные ресурсы направлялись в большом объеме на обеспечение военного потенциала страны.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Лунев В.Д.

1


1 Кубанский государственный университет

В данной статье рассмотрена и проанализирована административно-командная экономическая форма. С целью выявления специфических особенностей стратегического управления государством и предприятиями в ее условиях, определения непосредственной эффективности данной формы, внесению предложений по ее улучшению для работы в современных условиях и определению возможности интеграции ее элементов в институты рыночной экономики для получения качественно новой смешанной формы экономики. Выявление особенностей проведено на примере управленческого опыта Советского союза.
Кроме того, данной статье рассмотрены существующие на данный момент формы экономики. Выявлены основные проблемы административно-командной формы экономики, к ним автор отнес: проблему конкуренции, проблему острого товарного дефицита, проблему централизации и предложены решения к ним. Автором произведена коррекция советской системы административно-командной экономики, заключающаяся во включении в нее решений изложенных проблем и изменении ее базовой теоретической части таких в таких областях, как государственная собственность, политическое давление в экономике и порядок планирования.
Автором был предложен обобщенный стандартный контр систем комплексного планирования и сценарного прогнозирования, как метод модернизации системы планирования применяемой в административно-командной экономике.

административно-командная экономика

комплексное планирование

сценарное прогнозирование

советская экономика

1. Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатова, 4-е изд. — М.: Экономист, 2008. — 831 с.

2. Блюмин И. Г. Эволюция буржуазных теорий кризисов // Критика буржуазной политической экономии: В 3 томах. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. III. Кризис современной буржуазной политической экономии. — С. 166-205. — 379 с. — 3 200 экз.

3. Б. А. Введенский и др. Союз Советских Социалистических Республик. 1917-1967. — М.: «Советская энциклопедия», 1967.

4. Волков В. В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М., ГУ-ВШЭ, 2004. ISBN 5-7598-0288-7

5. В. И. Добреньков, Н. Р. Исправникова. Пирамиды упущенных возможностей. Российская версия «капитализма для своих». — Москва: Университетская книга, 2014. — 191 с. — ISBN 978-5-91304-335-1.

6. В. П. Дьяченко. История финансов СССР. — М.: «Наука», 1978.

7. Кузовков Ю. История коррупции в России. М., 2010, главы XXIV, XXVI

8. Научный коммунизм. — М.: Политиздат, 1988. — С. 463. — ISBN 5-250-00048-7.

9. Попов Г.Х. Блеск и нищета Административной Системы. — М.: ПИК, 1990. — 240 с.

10. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова — СПб.: Питер. 2010. — 41с.

На протяжении длительного периода времени человечество формировало устойчивую систему хозяйственной деятельности, представляющую собой глобальную совокупность отношений в сферах производства, обмена, распределения и потребления.  Данная система определяется, как экономика – единый и сложный механизм, главной задачей которого является обеспечение и координация процесса постоянного создания ресурсов необходимых для удовлетворения потребностей людей и поддержания стабильного развития общества.

Глобальная мировая экономика складывается из нескольких уровней, из которых основным и наиболее значимым является макроэкономический уровень, поскольку он управляется непосредственно государством. Государство, в свою очередь, является институтом, имеющим полномочия по управлению всеми благами, находящимися на территории его суверенной юрисдикции. Оно определяет то, как будет происходить диверсификация и использование принадлежащих ему ценностей среди граждан, а как следствие, и уровень качества их жизни.

Для осуществления процесса получения и распределения благ государство должно следовать одной из доктрин управления ими. Исходя из принятой доктрины, будут выстраиваться все нормы и отношения, как во внутренней, так и во внешней государственной политике. Основные доктрины выразились в четырех формах управления государственной экономикой [1]:

  1. Традиционной;
  2. Административно-командной;
  3. Рыночной;
  4. Смешанной.

В данной статье рассмотрена и проанализирована административно-командная экономическая форма. С целью выявления специфических особенностей стратегического управления государством и предприятиями в ее условиях, определения непосредственной эффективности данной формы, внесению предложений по ее улучшению для работы в современных условиях и определению возможности интеграции ее элементов в институты рыночной экономики для получения качественно новой смешанной формы экономики. Выявление особенностей проведено на примере управленческого опыта Советского Союза.

Административно-командная форма экономики была создана в Советском Союзе и разрабатывалась на всем протяжении его существования. Термин для ее обозначения был введен профессором экономического факультета МГУ  Г.Х. Поповым, как обобщающее наименование всей союзной управленческой системы [10]. Фактически командная экономика представляет собой яркий антипод рыночной экономики и капитализма в целом, так как для нее характерны:

  1. Государственная собственность на все материальные ресурсы;
  2. Жесткое централизованное планирование во всех хозяйственных сферах;
  3. Отсутствие экономической свободы при доминировании государственной бюрократии;
  4. Использование социалистических методов управления и принятие управленческих решений путем коллективных совещаний.

Априорным базисом истинной командой административно-экономики является обязательная государственная собственность на все типы материальных ресурсов. Это необходимо государству для того, чтобы осуществлять непосредственное управление предприятиями,  предоставлять  им необходимые ресурсы в должном объеме и точно в срок, тем самым гарантируя возможность исполнения производственного плана. Поскольку данная форма реализации экономики имеет социалистический уклон, вся государственная собственность на конституционном уровне должна быть объявлена принадлежащей гражданскому обществу и использоваться для его развития, это позволяет избежать серьезного социального расслоения, характерного для капиталистических стран.        

Административно-командная форма осуществляет свою экономическую деятельность путем использования инструмента планового хозяйства, при котором органы государственной власти контролируют подавляющее число предприятий. При этом в общую компетенцию правительства входит:

  1. Централизованное планирование необходимого стране ассортимента товаров и услуг;
  2. Установление единых цен на товары и услуги и заработной платы работников;
  3. Установление величины объема производства товаров и услуг путем утверждения нормативных планов;
  4. Централизованное принятие инвестиционных решений.

Все это делает невозможным использование стратегического менеджмента и управления для руководства предприятиями. Поэтому в стандартных условиях данной модели предприятия осуществляют только ту деятельность, которая заложена государством в их цели, путем применения стратегического планирования. Де-факто задачей руководства становится поиск возможностей для своевременного выполнения, установленного правительством плана. Такой подход позволяет концентрировать производственный потенциал на выпуске определенной продукции, без дополнительных расходов, что может играть положительную роль во время возникновения кризисных ситуаций или любых других ситуаций требующих быстрого перераспределения материальных ресурсов. Но при нем возникает ряд существенных недостатков, проявивших себя за годы существования подобной экономики в Советском Союзе. По мнению автора таковыми являются:

  1. Проблема конкуренции. Практически полное отсутствие внутренней конкуренции среди производителей привело к снижению качества выпускаемой продукции. Данную проблему можно решить путем внедрения обязательного и жесткого контроля качества, за счет принятия единых государственных стандартов и усиления ведомственного надзора в данной сфере.
  2. Проблема острого товарного дефицита. Данная проблема фактически привела к существенным гражданским волнениям, началу дезинтеграции территорий Советского Союза, а позже и к его распаду. Ее возникновение можно объяснить ошибками, со стороны правительственных органов, которые были вызваны слишком большим объемом необходимых расчетов и трудоемкостью процесса планирования, в тот период. Однако если рассматривать административно-командную форму в современных условиях, эта проблема может быть легко решена за счет интеграции вычислительной части экономики в электронные аппаратные системы, которые смогут проводить необходимые расчеты намного быстрее, чем это делали советские специалисты. Это увеличит гибкость экономики и обеспечит нормальную, равномерную диверсификацию производственных ресурсов, что позволит удовлетворять спрос, как на массовые однотипные товары, так и на уникальные, без ущерба обоим сегментам.
  3. Проблема централизации. По мнению Г.Х. Попова советская система не могла охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством [9]. По-настоящему эффективно данную проблему можно решить в федеративных государствах. Поскольку при федеративной структуре территориальной дифференциации существует возможность распределения нагрузки, которая в Советском Союзе находилась исключительно в ведении центра, между субъектами федерации. Административные органы, которых будут осуществлять планирование и взаимодействие с предприятиями на локальном уровне. Это позволит более точно учитывать особенности каждого региона и определять необходимую стратегию для его развития. Но при этом должен быть создан институт строгой подотчетности федеральному центру, роль которого будет сведена к общей координации всего государственного производственного потенциала. Такая политика должна привести к разгрузке верхних административных этажей и сокращению негативной бюрократизации аппарата власти. Финансовые средства наиболее успешных регионов должны перераспределяться для усиления позиций более слабых регионов. Но при этом без ущерба для регионов доноров.

Применение концепции административно-командой экономики, которая использовалась в Советском Союзе не представляется возможным в современных условиях, поскольку потребует серьезных политических реформаций в капиталистических странах. Поэтому она нуждается в коррекции, которая должна заключаться во включении в ее теорию выше предложенных решений и следующих парадигм, которые должны использоваться, по крайней мере, во время безреволиционного перехода от капиталистической к социалистической экономике:

  1. Отказ от абсолютной государственной собственности. Поскольку истинная административно-командная модель предполагает ряд крайне радикальных приемов для своей реализации ее стоит пересмотреть в пользу некоторой либерализации. Государство не должно стремиться к полному обладанию всеми материальными ресурсами, государство должно выступать рационализирующим звеном в их использовании. Так государство на уровне правительства должно формировать стратегию развития всех секторов экономики и исходя из данной стратегии, осуществлять субсидирование предприятий. Необходим постепенный отказ от импорта тех товаров, которые могут быть произведены из ресурсов находящихся в распоряжении самого государства. Предприятия могут находиться как в частной собственности, так и в государственной. Но большую бюджетную финансовую поддержку должны получать только государственные предприятия, которые со временем станут ведущим звеном в выполнении плана на основе командных методов.

После распада Советского Союза, в России стал популярен институт приватизации. Зачастую с использованием теневого сектора экономики, были разорены и проданы в частное владение многие крупные промышленные предприятия, приносящие существенную прибыль бюджету страны [4]. В результате приватизации экономика России пришла в упадок, миллионы людей лишились рабочих мест [5]. По мнению автора, государство должно отказаться от приватизационных мер, используемых сейчас для экстренного пополнения бюджета. Необходимо начать обратный процесс по национализации крупных секторов экономики. Это можно произвести путем приобретения от имени Российской Федерации контрольных или предконтрольных пакетов акций в компаниях. В таком случае, согласно действующему законодательству, государство может назначить своих полномочных представителей в советы директоров компаний, для осуществления более прямого взаимодействия с ними, что параллельно окажет положительное влияние на решение проблемы централизации. Так государство сможет влиять на политику данных компаний и получать бюджетный доход в виде дивидендов.  При этом будет сохранена экономическая свобода граждан свойственная рыночной экономике.

  1. Частичный отказ от государственного политического давления в экономике. Советская система была полностью подчинена одной политической партии – КПСС. В современных условиях это не допустимо. Планирование не должно осуществляется волеизлиянием парламента, поскольку парламентские силы зачастую являются не компетентными в вопросах государственной экономики. Из процесса планирования, за исключением военного, должно быть исключено всякое политическое участие. План должен удовлетворять потребности общества, а не отдельных политических сил. Поэтому его составлением и реализацией должны заниматься только специальные экономические ведомства, а контроль исполнения находиться в исключительном ведении прокуратуры.
  2. Модернизация порядка планирования. Советская модель планирования является недееспособной в современных условиях и требует своей полной модернизации. Базовая модернизация должна заключаться в переходе от простого, основанного на принципе иррационального исчисления, планирования на систему комплексного стратегического планирования, совмещенную с комплексным сценарным прогнозированием. Сам принцип комплексного стратегического планирования означает, что основные элементы системы планирования и взаимосвязи между ними должны обеспечить целостность и глобальность процесса планирования. Сущность комплексной системы стратегического планирования заключается в единстве, логической последовательности и полноте процесса формирования планов на всей территории государства или управленческом процессе отдельно взятого предприятия. Такая система планирования и прогнозирования включает в себя сценарные прогнозы будущего, которые должны создавать варианты развития перспектив внешней и внутренней среды в зависимости от решения непосредственных руководящих субъектов – администраторов системы. На основе наиболее вероятных и эффективных сценарных прогнозов должны разрабатываться стратегические и оперативные планы, которых не должно быть меньше, чем сценариев развития будущего [8].

Обобщённый стандартный контур [10] таких модернизированных систем комплексного планирования и сценарного прогнозирования должен основываться на следующих этапах:

  1. Определение целей, которые необходимо достигнуть;
  2. Анализ сфер, в которых должно происходить достижение целей и при необходимости смежных с ними сфер;
  3. Формирование базового плана для достижения целей;
  4. Определение наиболее эффективных сценариев для реализации базового плана;
  5. Прогнозирование вероятности успешной реализации выбранных сценариев. На основе результатов прогнозирования принимается решение о выборе в пользу одного наиболее эффективного сценария;
  6. Начало реализации базового плана в соответствии с выбранным сценарием;
  7. Проведение повторной аналитики в установленные промежутки времени. В случае если изначально заложенные в сценарий условия претерпели такие изменения, которые могли бы сказаться на его эффективности в обязательном порядке проводиться повторное прогнозирование. Исходя из результатов повторного прогнозирования, осуществляется коррекция некоторых алгоритмов заложенных в первичную версию сценария, для подтверждения его эффективности в достижении целей заложенных в базовый план.

Данный контур является целостным порядком действий необходимых для осуществления целей интересующих государство и предприятия при модернизированной командной форме экономики. При этом каждый из пунктов контура должен выполняться только один раз на отдельно взятом проекте, кроме пункта 7, выполнение которого является периодичным в зависимости от определенных администратором условий. Такой подход позволит обеспечить высокую гибкость данного способа организации общественных отношений, а осуществление его работы вместе с запуском выше описанной системы интеграции вычислительной части экономики в электронные аппаратные системы, в разы повысит адаптивность экономики к оперативным изменениям в потребностях общества. Использование этого контура возможно и при рыночной экономике, что позволяет осуществлять плавное внедрение инструментов командной экономики в рыночную, порождая качественно новую разновидность смешанной экономики на основе административно-командных методов управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что административно-командная форма при должном уровне социально-политической реформации может представлять собой достаточно высокоэффективную экономическую систему, научно-технический прогресс позволяет преобразовать ее недостатки, которые были выявлены на эмпирическом опыте Советского Союза, и успешно избежать ошибок прошлого. Модернизированная командная экономика может бесконфликтно функционировать в синергии с рыночной экономикой, порождая новую форму смешанной экономики. Применение инструмента комплексного стратегического планирования и комплексного прогнозирования позволит избежать сверхвысоких производственных издержек и коррупционных процессов [7], которые нашли свою актуальность в современной развивающейся России.


Библиографическая ссылка

Лунев В.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19378 (дата обращения: 20.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Автор статьи

Наталья Валерьевна Ворошилова

Эксперт по предмету «Экономика»

Задать вопрос автору статьи

Общая характеристика командной экономики

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или её отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведённая продукция считается товаром, но цены на неё устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества — альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы — как экономические, так и военные.

«Командная экономика» 👇

Преимущества и недостатки экономической системы

Преимуществами командной экономики являются:

  1. минимум неопределённости в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

  2. возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

  3. отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоёв общества;

  4. возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

  1. отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

  2. необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

  3. субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

  4. отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Пример 1

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 1.

Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

Рисунок 1. Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

Основные идеи командной экономики

  1. Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования. План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы. На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы.

  2. Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям.

  3. Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР).

  4. Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам). Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение. Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания.

Противоречия командной экономики:

  1. Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством.

  2. Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой.

  3. Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведённую в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор.

  4. Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица.

  5. Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами.

  6. Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Что такое командная экономика

Если говорить о командной экономике, то она является хозяйственной системой, в которой государство имеет экономические ресурсы и распределяет их с помощью централизованных органов.

Основная власть будет развивать и формулировать стратегии государства, принимать инвестиционные решения. В задачи входит регулирование и контроль таких экономических параметров как:

  • Разнообразие товаров.
  • Объемы выпуска.
  • Цена товара и услуги.
  • Величина оплаты труда работников.

Особенности управления в командной экономике – это отсутствие частной собственности, что противостоит рыночному режиму. Центральной структурой государства разрабатывается директивный народно-хозяйственный план.

Определение

Народнохозяйственный план – это наиболее предпочтительный метод распределения ресурсов, имеющихся в ограниченном количестве.

Данный способ предполагает выполнение государственного задания и является обязательным для всех предприятий страны.

Не смотря на отсутствие рынка в процессе планирования, распределение и снабжение осуществляются централизованно. Существует ряд особенностей рыночной экономики, которые связаны с тем, что произведенная продукция является товаром и имеет определенную цену, однако регулирование осуществляется государством. Продавец в лице государственных или кооперативных предприятий является посредником между покупателем в лице предприятия или учреждения и продавцом в лице населения.

Какие особенности характерны для командной экономики?

Решением производственных задач в стране занимается центральный орган государства. По результатам статистических расчетов и планов руководства, спрос на продукцию складывается из результатов статистических расчетов и планов руководства.

Особенности командной экономики:

  • Высокий уровень концентрации производства и монополизма.
  • Создание серьезных преград для развития частного бизнеса.
  • Существование дефицита качественной продукции и услуг.
  • Экономия трудовых ресурсов, в том числе и трудовых.
  • Быстрота реакции на внезапные угрозы экономического или военного характера.

Основное назначение экономической системы

В плановом экономическом режиме государственная система направлена на удовлетворение интересов руководства страны. Это главная цель существования и функционирования государства. Поддержание достигнутых целей осуществляется с помощью директивного планирования. Административную систему разрабатывает главный центр, который и осуществляет управление.

  1. В отраслевых министерствах разрабатываются задания для отраслей экономики, предприятий и выделяются материальные ресурсы.
  2. Продукты, произведенные на предприятии, поступают в вышестоящие органы материально — технического снабжения или торговли для передачи потребителям.
  3. К формальным относятся экономические рычаги механизмы управления такие, например, как цены, оплата труда, проценты в банках.
  4. Цены в центре регулируются.
  5. Благодаря этому бюджет пополняется за счет средств предприятий.
  6. Централизация и оптимизация системы мотивации сотрудников.

Какие признаки командной экономики?

Специфические особенности командной экономики заключаются в том, что она отличается от других более прогрессивных форм управления ресурсом государства. В разных странах с таким режимом могут наблюдаться индивидуальные особенности, но основные признаки характерны для всех командных экономик.

Строгий контроль со стороны государства

Руководство страны контролирует все экономические процессы. Для выполнения планов и задач хозяйственной деятельности создается централизованная власть или министерство, которому подчиняются хозяйственные субъекты такие, как совхозы и колхозы. В системе предприятий, созданных государством, происходит обмен товаров. При этом в регулируемом процессе торговли товар поступает к потребителям.

План на производство конкретных видов продукции

Министерство разрабатывает заказ на производство определенной продукции и товаров. А в министерстве статистики уже есть план по планированию, согласно которому будут учитываться все факторы, влияющие на качество продукции. В то же время реальный покупательский спрос, как фактор влияния, не учитывается. В настоящее время предприятия производят конкретные товары, которые необходимы государству, без учета мнения конечных потребителей. В соответствии с планом, объем выпуска продукции будет определяться в зависимости от запланированной государственной стратегией. На предприятиях составляются планы по выполнению планов. По результатам работы, за перевыполнение показателей организации могут присудить премии.

Централизация производства до 90%

Частный бизнес может быть представлен небольшой частью на рынке или отсутствовать полностью. В командной экономике доля государственных предприятий достигает 90%. Это обстоятельство является причиной монополизации производства товаров, а также услуг.

Принадлежность к диктатуре производителя

Монополия на товары и услуги в развитом обществе проявляется во всем, что касается их качества и ассортимента. Несмотря ни на что, такой режим хозяйствования ведет к почти полному отсутствию конкуренции на рынке. Как правило, в процессе производства продукции компания-производитель не получает обратной связи от конечных потребителей. С этим же связано и то, что в этом случае страдают качество выпускаемой продукции или оказываемый сервис.

Существование бюрократии на предприятии

Не менее важным элементом в командной экономике является управляющий персонал. Решения о планах на производство, распределение, потребления продукции принимает государство. Она же и является основной задачей, которую решает бюрократия. Руководители министерств допустили массу ошибок, что привело к большому количеству неувязок. Низкий уровень профессионализма руководителей, ограниченность их возможностей и серьезные проблемы в коммуникативных связях приводят не только к неэффективному менеджменту, но и к негативным экономическим показателям.

Направления дефицитных средств на ВПК

Обычно в командных экономиках огромные средства идут на обеспечение военной мощи страны. В условиях неэффективной экономики руководители перераспределят большую долю ресурсов и финансов на ВК, что приводит к дефициту. По другим отраслям нет должного финансирования и необходимого материального обеспечения для развития.

Командная экономика

Продукция низкого качества

Поэтому предприятия различных сфер экономики не могут конкурировать друг с другом. И в результате, это ухудшает качество производимой продукции и оказываемых услуг. При этом у конечного потребителя нет свободы выбора, поэтому производители не заинтересованы в улучшении и инновациях. С помощью этого органа власти предприятия получают планы, в основе которых лежит принцип увеличения объемов производства. При этом цена остается на прежнем уровне. Существующие производители не изменяют качество продукции и сохранят ее ассортимент без изменений, не будут разрабатывать новые товары.

Административный метод приказа

При этом в командной экономике директивы, приказы или другие распоряжения являются способом управления, который активно использует централизованный орган власти.

Особенности административных методов:

  • Непосредственное воздействие на объект;
  • Кроме этого, в них должны быть перечислены все требования к выполнению.
  • На данный момент существует четкое определение ответственности за невыполнение приказов.

Административные методы предполагают непосредственное воздействие на предприятия и ведомства. Не учитывается и их экономический интерес в данном случае.

Отличие командной экономики от рынка

Понимание характера командного экономического режима можно получить с помощью сравнения с более распространенным видом хозяйственной деятельности государства. С точки зрения объективного анализа следует оценивать оба вида экономических систем, основываясь на основных критериях их оценки эффективности.

Производство

А в командной экономике государство не только диктует свои условия по объемам производства товаров и их распределению, но и полностью контролирует их производство и распределение. При условии рынка хозяйственные процессы стабилизируются благодаря диалогу между государством, производителями и потребителем.

В инвестициях

При плановом управлении государством полностью контролируются все основные средства. В условиях рыночной экономики частный бизнес самостоятельно распоряжается капиталом.

Стимулы к развитию

Поэтому развитие сфер экономической деятельности является необходимостью, которая возникает в процессе конкуренции. В командной экономике доминирует монополия, поэтому стимулы для роста отсутствуют. В то время как в рыночной торговле продавцы конкурируют за покупателей, что является толчком к совершенству хозяйственной деятельности, улучшению качества товаров и сервисов, созданию новой продукции и сервиса.

Принятие важных решений

В рамках командной системы управления интересы руководителей формируют цели и задачи экономики. В условиях рыночной экономики происходит диалог власти и общества.

Ценообразование

Рыночная экономика характеризуется свободным формированием цен, которые зависят от спроса и предложения. Подконтрольная государству организация управления, которая занимается ценообразованием, в командной модели представлена как центральный орган управления.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Отрицательные стороны и преимущества в командной экономике

Как и любая форма хозяйствования, командная экономика характеризуется своими плюсами и минусами.

К преимуществам можно отнести:

  1. Изменение экономической ситуации на ближайшее будущее и стабильность развития.
  2. Постановка перед экономикой тех целей и задач, которые будут достигаться в процессе ее развития.
  3. При этом различные группы населения имеют практически одинаковый доход с небольшой разницей в зависимости от уровня занятости, что определяет равномерное развитие каждого слоя общества.
  4. Хороший, стабильный уровень зарплаты.

Наличие явных минусов в командной экономике:

  1. Планирование и распределение ресурсов лишает продавцов и потребителей свободы выбора товаров, включая средства производства.
  2. Отсутствие возможности оперативно принять решение из-за сложности бюрократической структуры.
  3. Неправильное и неравномерное развитие отраслей вследствие субъективности в управлении экономикой.
  4. Отрицательные стороны в организации труда сотрудников и недостаточное стимулирование их к эффективной эксплуатации экономических ресурсов из-за отсутствующей частной собственности и конкурентной среды.
  5. Низкая степень использования достижений научно-технологического прогресса приводит к отставанию от других более развитых стран.

Командная экономика — примеры

К странам, которые используют командный метод управления экономикой, относятся Куба и Ливия, Иран, Северная Корея и Мьянма. Есть множество примеров классических плановых систем из истории. По этой причине Индия и Китай в течение 90-х годов ХХ века придерживалась такой стратегии развития государства. Также корейский народ был организован по принципу командной экономики. Интересы населения представляли собой суверенное социалистическое государство, где властвовала власть рабочего класса и интеллигенции.

В период существования СССР также были сохранены принципы командной экономики, когда предприятия принимали решения, которые были составлены центральным органом власти, и был дефицит товаров, а также ресурсов для обеспечения военного потенциала страны.

Командная (плановая) экономика является экономической системой, где функции регулирования берёт на себя государство. Оно решает, какие виды продукции, в каких объёмах, каким образом и для кого необходимо производить. Государству отведена роль основного регулятора в сфере экономики, так как данная экономическая система характеризуется преобладанием государственной собственности на основные производственные средства. Иными словами, основная доля ресурсов считается собственностью населения страны.

Поскольку доля частной собственности на средства производства незначительная или её совсем нет, при командной экономике отсутствует рынок. Он заменяется централизованным планированием, распределением и снабжением. При этом наблюдается присутствие элементов рынка. Выпущенная продукция является товаром, цена которого устанавливается государством. Функционирует сеть торговых организаций, выполняющих роль посредника между продавцом (государственным или кооперативным предприятием) и покупателем (предприятием, учреждением, населением).

Содержание

  • 1 Суть командной экономики
  • 2 Признаки командной экономики
  • 3 Командная экономика в жизни граждан
  • 4 Преимущества и недостатки командной структуры
  • 5 Основные идеи и противоречия плановой системы
  • 6 В заключение

Суть командной экономики

В рамках командной или плановой экономической системы хозяйственным регулированием страны занимается само государство. Органами власти принимаются решения, какие товары, в каких количествах и по какой стоимости выпускать и реализовывать. При этом учитывается не реальное соотношение спроса и предложения, а плановые показатели, основанные на многолетних статистических данных.

Философия командной экономики подразумевает, что свободный рынок создаёт дисбаланс в экономике, так как неровно распределяются доходы и богатство, ухудшает состояние окружающей среды, обостряет классовую борьбу, экономические кризисы, потрясения, коррупцию и т. д.

Цели плановой экономической системы благородны: освободить широкие слои населения от рисков, связанных с повседневными нуждами, включая продовольствие, одежду, жильё и пр. В подобной экономике никто не имеет возможности скопить богатство (в виде капитала или земли), так как им владеет государство и всё общество. Примерами государств, экономика которых основывается на командной экономической структуре, могут служить бывший Советский Союз, Куба, Китай, Северная Корея и ряд других государств.

При командной экономике большинство производственных предприятий принадлежит органам власти. При этом права владения делятся как по общенациональным масштабам, так и по муниципальным. Кооперативные формы собственности также присутствуют в плановой экономической системе, но обычно распространяются не на производственную сферу, из которой извлекается финансовая прибыль, а на хозяйствующие субъекты для получения собственного блага. То есть, широко распространены такие кооперативы, как жилищные фонды, дошкольные учреждения, гаражи.

Командно-административное общество характеризуется распространением частной собственности только для ведения домашнего хозяйства.

Признаки командной экономики

Соблюдение плановой экономики не допускает переизбыток произведённой продукции, так как правительство предотвращает нецелесообразное расходование собственных ресурсов. По этой причине главный признак командной экономической системы заключается в дефиците некоторых видов товаров. При этом товар везде идентичен по качеству. В таких странах не имеет смысла открывать множество однотипных магазинов и выпускать более дорогие товары, поскольку у покупателя нет выбора, он покупает любой товар, который остался на полках.

Ещё один признак плановой экономики – целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объясняется это очень просто: отсутствие перепроизводства приводит к отсутствию сверхурочных часов в смене и переработки сотрудников. Так как государство постоянно поддерживает предпринимательство, появляются следующие признаки командной экономической системы, которые заключаются в:

  • постоянных дотациях;
  • лояльном налогообложении;
  • чётком планировании безубыточных рынков сбыта.

Командная экономика в жизни граждан

Командная экономическая система не учитывает потребности населения. Если рассматривать упрощённый до двух действий процесс этой структуры, то получится приблизительный алгоритм кругооборота товаров в обществе:

  1. Органы власти решают, как в соответствии с отраслевыми долями необходимо производить продукцию.
  2. Произведённые товары распределяются по всей территории страны, предполагая равномерное потребление в каждом регионе, как продуктов питания, так и лекарств и даже бытовой техники согласно выпущенным объёмам.

Необходимо понимать, что такой подход не совсем корректен. Может быть, в южных областях страны не нужны новые телевизоры, а требуется больше моющего средства для посуды, а на севере люди больше нуждаются в тёплых носках. Но в этом заключаются реалии командной экономики, более или менее успешно процветающей определённое время во многих сильных государствах.

Касательно общего благосостояния граждан, при командной экономике каждому человеку даётся возможность зарабатывать пропорционально объёму выполненной работы. Однако, несмотря на это, средний оклад по стране остается достаточно низким.

Преимущества и недостатки командной структуры

Командная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества Недостатки
Минимизация неопределённости в изменении экономической ситуации в ближайшей перспективе, сравнительная стабильность экономического развития Отсутствует свобода выбора товара (включая средства производства) для покупателей и продавцов. Всё заранее планируется и распределяется
Отсутствуют резкие перепады в уровне доходов различных групп населения. Благодаря этому равномерно развиваются все слои общества Создаётся большая, сложная бюрократическая структура управления экономикой, которая часто мешает принимать оперативные решения
Перед экономикой ставятся и достигаются социальные цели Субъективное управление экономикой вызывает несбалансированность и непропорциональное развитие отраслей
При чрезвычайных ситуациях (например, войнах) эта экономическая модель наилучшим образом распределяет ресурсы в самые жизненно важные секторы Отчуждённость собственников (населения) от объектов собственности (производственных средств) и отсутствие соревновательности (конкуренции) приводит к отсутствию инициативы у сотрудников и не стимулирует более эффективное использование ресурсов. В результате недостаточно используются достижения научно-технического прогресса, снижается эффективность производства, начинается застой в экономике
Подобная модель экономики помогает государствам, которые застряли в порочном круге бедности, индустриализоваться за короткий период времени. Но эта быстрая экспансия не может длиться бесконечно Даже одному предприятию тяжело заниматься планированием. Планирование в масштабах государства приводит к неэффективности распределения экономических ресурсов. То есть люди не преуспевают в своей работе и производят продукцию, которая им не нравится
Так как власти обеспечивают работой всех людей, поддерживается низкий уровень безработицы. Это помогает бедным слоям населения удовлетворять свои потребности Появляются «чёрные рынки», так как модель потребления людей не удовлетворяется плановым и регламентированным производством
Выгода извлекается значительным эффектом масштабности. Однако, этот плюс сильно ограничен отсутствием инноваций Формируется бюрократия, которая, не делая ничего, хочет выглядеть занятой и не принимает риски
Поддерживается стабильный уровень занятости населения Власть сосредотачивается в руках небольшого числа людей, что часто приводит к злоупотреблениям

Основные идеи и противоречия плановой системы

Командная экономическая система основывается на основных идеях:

  • принцип директивного планирования. Центр (Государственный Плановый комитет Совета Министров СССР) разрабатывает план, являющийся основным законом административной экономики. В соответствии с планом отраслевые министерства разрабатывают задания для экономических отраслей (включая предприятия, стройки, колхозы) и выделяют материальные ресурсы;
  • всю произведённую продукцию передают в распоряжение вышестоящим органам материально-технического снабжения или торговли, которые доводят её до потребителей;
  • экономические рычаги механизма управления (ценообразование, оклады, банковские проценты) являются формальными. Стоимость товаров и заработная плата работников определяется центром (Государственным комитетом цен), накопления промышленных предприятий изымаются в бюджет (Министерством финансов);
  • мотивация работающих. Оклад каждой категории сотрудников определён централизованно и одинаково по всей территории государства (Государственным комитетом по труду и социальным вопросам). За выполнение планов центра дополнительно выплачиваются премии из специального фонда и по указанию руководства предприятия. Существенную мотивирующую роль играют административные поощрения и принуждения (поощрение – повышение по служебной лестнице, принуждение – выговор, наказание).

Существует несколько противоречий плановой экономики:

  1. Центр не может охватить руководством экономику в целом и каждое отдельное предприятие.
  2. Верх административной системы перегружен текущей работой.
  3. Проблематичность экономической оценки принимаемого решения. Чтобы оценить принятое решение, необходимо сопоставление затраченных ресурсов и произведённой продукции. Для такого сопоставления нужны объективные цены, соответствующие необходимым затратам, которые определяет не администратор, а рынок.
  4. Качество принимаемого решения зависит от личности руководителя, особенно первого лица.
  5. Научно-технический прогресс развивается медленно, так как верхние структуры системы управления принимают все решения субъективным и волевым методом.
  6. На руководящие должности выдвигаются люди лично знакомые с руководителем, обладающие не компетентностью и творческими способностями, а исполнительностью и способностью без рассуждений выполнять приказы руководства. При этом предпочтение отдаётся тем, кто не в состоянии конкурировать с выдвигающим руководящим лицом. В итоге качество руководящего состава неуклонно становится хуже.

Видео по теме:

В заключение

Подводя итоги, нужно отметить, что плановая или командная экономическая система является способом организации жизни страны, которую часто называют социализмом. В рамках такой экономики роль монополиста, регулирующего хозяйственную жизнь государства, принадлежит правительству. Хотя такая модель развития экономики государства и обладает некоторыми преимуществами, на практике условия рыночной экономики и конкуренции способствуют более эффективному развитию любой страны.

( 6 оценок, среднее 3.67 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гептрал 800 инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Амоксиклав 500 инструкция по применению для детей в таблетках дозировка
  • Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии
  • Стиральная машина индезит 4кг а класс инструкция по применению
  • Руководство по рисованию фэнтези от черновика до готового персонажа читать