Комитет государственной обороны функции руководства

Вопросы ведения Комитета
I. Предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:

1. Об обороне, ее организации, полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, функциях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанностях должностных лиц, правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области обороны, ответственности за нарушение законодательства в области обороны.

2. О деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск и воинских формирований, порядке их применения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, о военной науке.

3. О вопросах войны и мира, порядке введения и правовом режиме военного положения.

4. О государственном оборонном заказе.

5. О мобилизационной подготовке и мобилизации.

6. О финансировании расходов на оборону, включая расходы Министерства обороны Российской Федерации на международную деятельность, а также на утилизацию и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества, за исключением осуществляемых на предприятиях оборонного промышленного комплекса, в том числе:

организация рассмотрения Государственной Думой указанных расходов на их соответствие поставленным Президентом соответствие Российской Федерации задачам в области обороны страны и на соответствие нормативам финансирования по видам (направлениям) обеспечения и подготовки войск (сил), а также уточнение указанных расходов;

формирование и направление в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам раздела функциональной классификации “Национальная оборона” проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, ведомственной структуры расходов Министерства обороны Российской Федерации и ведомственной структуры расходов Государственной корпорации по атомной энергии в части расходов военной программы, а также в части, касающейся расходов по разделам функциональной классификации “Утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров”, “Международная деятельность” и “Социальная политика”.

7. О материальной ответственности военнослужащих.

8. О воинской обязанности и подготовке граждан к военной службе, о военной службе, комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

9. Об альтернативной гражданской службе.

10. О воспитании личного состава, военном образовании и подготовке военных кадров.

11. О статусе (правах, обязанностях и ответственности) военнослужащих, социальном обслуживании и социальной защите военнослужащих, в том числе инвалидов военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, об обязательном государственном страхование жизни и здоровья военнослужащих.  

12. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

13. О профессиональных союзах военнослужащих.

14. О контроле космического, воздушного и морского пространства, космической деятельности в интересах обороны, контроле и регулировании воздушного движения, а также навигационном обеспечении в целях обороны.

15. О военно-технической политике, разработке и производстве вооружения и военной техники, утилизации и ликвидации вооружения, военной техники и имущества, за исключением осуществляемых на предприятиях оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, использовании высвобождаемого военного имущества.

16. О военном и военно-техническом сотрудничестве в части поставок Российской Федерацией иностранным государствам продукции военного назначения, промышленных технологий и научных разработок (сведений) военного и двойного назначения в рамках обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, определении военно-политических целей, принципов и методов осуществления государственной политики в области поддержания стратегической стабильности при осуществлении военного и военно-технического сотрудничества, общей организации деятельности государственных органов в области военно-технического сотрудничества, предоставлении Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

17. Об организации и обеспечении решения вопросов обороны Союза Беларуси и России.

II. Участие в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты с дачей обязательных для рассмотрения палатой заключений по следующим вопросам:

1. О безопасности.

2. О чрезвычайном положении.

3. О Государственной границе.

4. О вопросах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

5. Об увековечении памяти выдающихся людей, исторических событий, присвоении имен (в части вопросов, относящихся к обороне, Вооруженным Силам, военным действиям). О праздниках, памятных днях, юбилеях.

6. О деятельности молодежных и детских организаций (в части военно-патриотического воспитания граждан).

7. О деятельности организаций ветеранов и инвалидов военной службы.

8. О закрытых административно-территориальных образованиях.

9. Об имуществе, находящемся у военных организаций на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

10. Об оборонной промышленности.

11. О вопросах трудового законодательства в части гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск.

12. О военных судах и органах военной прокуратуры.

13. О преступлениях против военной службы.

14. Об административных правонарушениях (в отношении военнослужащих).  

15. О коллективной безопасности стран — участников Содружества Независимых Государств.

16. О ратификации, прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации по вопросам вооружений и вооруженных сил, территориальным, пограничным вопросам, вопросам морского (океанского) и воздушного пространства, космоса и космической деятельности, промышленных технологий военного и двойного назначения, использования отходов атомной промышленности и энергетики, а также по другим вопросам, если международным договором Российской Федерации затрагиваются вопросы обеспечения обороны страны и безопасности государства.

УТВЕРЖДЕНО

решением Комитета Государственной Думы по обороне

от 9  октября 2018 г. № 84/6.4

ПОЛОЖЕНИЕ

О Знаке отличия Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне  «За заслуги»

Знак отличия Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне «За заслуги» (далее – Знак отличия) является выражением признания Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне (далее — Комитет по обороне) заслуг награжденного в законодательной деятельности по обеспечению обороны Российской Федерации.  Знаком отличий награждаются депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, должностные лица и сотрудники органов государственной власти Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иные граждане Российской Федерации, иностранные граждане за деятельность, позволившую развить военное законодательство Российской Федерации.

Награждение производится, как правило, два раза в год по итогам работы Государственной Думы в весеннюю и осеннюю сессии.

Представления о награждении вносятся депутатами Государственной Думы — членами Комитета по обороне в произвольной письменной форме. В представлении должно быть указано:

фамилия, имя, отчество представляемого;

его должность, наименование органа государственной власти, федерального органа исполнительной власти, иное место, где работает (служит) представляемый;

краткое описание заслуг в законодательной деятельности по обеспечению обороны Российской Федерации.

Решение о награждении принимается на заседании Комитета по обороне большинством голосов от общего числа депутатов — членов Комитета по обороне. В случае равного распределения голосов решающим является голос председателя Комитета по обороне. В случае невозможности кого-либо из депутатов присутствовать на заседании Комитета по обороне он может выразить свое мнение заблаговременно в письменной форме.

Вручение производится в торжественной обстановке. Вместе со Знаком отличия награжденному вручается удостоверение.

Данные о награжденных заносятся в формуляр, который ведется в электронном виде одним из сотрудников аппарата Комитета по обороне по поручению руководителя аппарата Комитета по обороне, по следующей форме:

номер по порядку;

фамилия, имя, отчество награжденного;

его должность, наименование органа государственной власти, федерального органа исполнительной власти, иного места, где работает (служит) награжденный;

кто представлял;

решение Комитета по обороне, его дата и номер;

отметка о вручении, номер Знака отличия, дата вручения.

Знак отличия носится на правой стороне груди.

Знак отличия представляет собой медальон из металла золотистого глянцевого цвета. В поле медальона изображение эмблемы Комитета Государственной Думы по обороне, в нижней части медальона лента с надписью «За заслуги». На оборотной стороне надпись: «Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и номер.

Знак отличия при помощи ушка и кольца соединяется с прямоугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой голубого цвета, по краям полоса желтого цвета шириной 1 мм, в центре полосы цветов флага Российской Федерации шириной 1,5 мм каждая.

С завершением Великой Отечественной, а затем и Второй мировой войны Советский Союз все быстрее переходил на мирные рельсы. Сравнительно незаметным для политической жизни страны стало упразднение 4 сентября 1945 г. Государственного Комитета Обороны СССР – чрезвычайного органа власти, который управлял страной все четыре года войны.

Даже совершенно далекий от военного дела человек не станет отрицать, что война – это особое состояние общества, кардинально отличающееся от мирного времени и требующее от государства, общества, каждого человека по самому большому счету. И тех, кто к ней заранее не готовился, не продумал, как будет жить и действовать в военное время, война тем более не щадит.

Увы, до самого 22 июня 1941-го руководство Советского Союза недооценивало все огромное значение этого вопроса. Между тем крупные неудачи и поражения на фронте, масштаб и сложность задач по переводу экономики с мирных на военные рельсы, по мобилизации всех сил и средств на отпор агрессору показали, что существовавшая с довоенных времен система управления не в состоянии обеспечить быстрое превращение страны в единый военный лагерь.

«Отсутствие системы мы прочувствовали с особой остротой в первые дни Великой Отечественной войны, – вспоминал член советского правительства нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. – Государственная машина, направленная по рельсам невероятности нападения Гитлера, вынуждена была остановиться, пережить период растерянности и потом повернуть на 180 градусов. Последствия этого пришлось исправлять на ходу ценою больших жертв».

В соответствии с суровыми требованиями военного времени перестраивалась организационная структура, изменялось содержание деятельности, совершенствовались методы и стиль работы органов государственной власти, государственного и военного управления и руководящих должностных лиц. Остановить нацистское нашествие, а затем и победить врага можно было лишь в том случае, если все звенья государственного управления работали бы как единый механизм, обеспечивая точное и своевременное исполнение всей управленческой вертикалью решений высших органов власти. В условиях резкого перехода от мира к войне на первый план выходили: способность органов государственной власти и управления к быстрой перестройке на военный лад, разумное сочетание жесткого централизма и инициативы снизу, высокая исполнительская дисциплина, строгий спрос за порученное дело, компетентность лиц, занятых управлением страной и вооруженными силами.

Чрезвычайные испытания, обрушившиеся на страну, потребовали и чрезвычайных методов государственного и военного управления. 30 ию­ня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) был образован ГКО. Этот орган власти не был предусмотрен Конституцией СССР, его учреждение диктовалось экстремальными условиями катастрофического начала войны, необходимостью скорейшей мобилизации всех материальных и духовных сил для отражения агрессии и требованиями максимальной централизации руководства страной.

В состав ГКО вошли: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (заместитель председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Именно указанные руководители и присоединившиеся к ним по ходу войны Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян и Н.А. Булганин взяли на себя всю полноту власти в стране в ключевой для нее час.

Все члены ГКО состояли в Политбюро ЦК ВКП(б), они же, за исключением Маленкова, входили в руководство правительства: Сталин как председатель СНК, Молотов, Берия и Ворошилов как его заместители. Маленков, занимавший сугубо партийные посты – секретаря ЦК и начальника Управления кадров ЦК, вместе со Сталиным как генеральным секретарем ЦК ВКП(б) представлял партийную ветвь в ГКО. Если учесть, что Сталин, Молотов, Ворошилов входили и в состав Ставки ВГК – высшего органа стратегического управления вооруженными силами, становится окончательно ясно, насколько централизованный характер приняла с началом войны система власти.

Главная особенность нового устройства власти в СССР состояла в том, что ГКО, будучи чрезвычайным органом управления, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, его решения и распоряжения были обязательны для всех государственных, военных органов, партийных комитетов и общественных организаций, всех граждан страны. С созданием ГКО претерпели серьезные перемены конституционные органы государственной власти и управления – Верховный Совет СССР и Совнарком СССР: они заняли подчиненное по отношению к ГКО положение, их функции и полномочия стали быстро сужаться. Формальный глава государства – председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин даже не входил в состав ГКО.

Кардинальному изменению подверглись не только организационная структура, но и содержание деятельности высших органов государственной власти. Глобальную задачу организации отпора гитлеровской агрессии ГКО решал на трех основных направлениях.

Осуществляя политико-административное управление, он принимал меры к укреплению правопорядка в стране и воинской дисциплины, устанавливал порядок эвакуации населения и промышленного потенциала, регулировал вопросы межгосударственных отношений, в т. ч. создания на территории СССР иностранных военных формирований, определял меры по выселению в отдаленные районы страны отдельных групп населения.

Обеспечивая военно-хозяйственное управление страной, он определял параметры развития военной экономики, утверждал планы и организовывал производство оружия, боевой техники и другой продукции военного назначения, принимал меры к строительству оборонительных рубежей, устанавливал нормы снабжения, решал иные задачи в условиях начавшейся войны.

Решая задачи военно-стратегического руководства вооруженными силами, он определял общую численность армии и флота, соотношение видов и родов войск, объём и сроки призывов и мобилизаций, принимал решения о формировании новых частей, соединений, объединений и об изменении организационной структуры штатов уже существующих, осуществлял назначение высшего командного состава.

Военно-стратегическое руководство Вооруженными силами СССР ГКО осуществлял через военно-управленческий орган, созданный тоже уже после начала войны – Ставку Верховного Главнокомандования.

Большую часть своих усилий ГКО посвятил решению военно-экономических проблем: из 10 тыс. постановлений на них приходится две трети. Центр сосредоточения своих усилий в военно-хозяйственной области – форсированное производство боевой техники и вооружения – ГКО продемонстрировал уже своим постановлением № 1сс от 1 июля 1941 г. «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»».

В основу деятельности ГКО был положен принцип строжайшей персональной ответственности. Сразу же после назначения на свой пост каждый член ГКО получил конкретное задание и отвечал за порученный участок. Так, Берия был назначен уполномоченным по вопросам вооружения, отвечавшим за выполнение и перевыполнение промышленностью планов производства всех видов вооружения, кроме того, он курировал угольную, нефтяную и лесную отрасли, Маленкову в качестве уполномоченного ГКО было поручено руководить производством танков, за Ворошиловым закреплялась военно-мобилизационная работа.

Процесс перераспределения обязанностей в рамках ГКО не был кратким и однолинейным, он отражал как поиск наиболее оптимальных вариантов решения, так и скрытую борьбу между отдельными политическими деятелями за расширение собственных сфер влияния. По ходу войны заметнее, чем у других членов ГКО, рос политический вес Берии. В мае 1944 г. он возглавил вместо Молотова образованное в декабре 1942 г. Оперативное бюро ГКО, к ведению которого были отнесены контроль и наблюдение за работой всех наркоматов оборонной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и большинства промышленных наркоматов. С конца 1944 г. Берия, сохраняя полномочия наркома внутренних дел и ставший заместителем председателя Совнаркома, по личному указанию Сталина стал еще и курировать работы по «атомному проекту».

Что касается методов управления ГКО, то высшее государственное руководство шло по линии их ужесточения. Доминирующим был административно-командный, директивный метод: привычный для кадров ещё по довоенному времени, он оказался наиболее адекватным условиям войны.

Собственного аппарата ГКО не имел и опирался на существовавшие управленческие и общественные органы, а также своих уполномоченных в крупных городах, на важнейших промышленных объектах, железных дорогах, стройках. Осуществляя жесточайший контроль над выполнением постановлений ГКО по выпуску военной продукции, они обладали на местах, по существу, неограниченными правами. Всем органам власти и управления предписывалось выполнять их требования неукоснительно.

Кроме того, с осени 1941 г. в 65 прифронтовых городах действовали комитеты обороны, в состав которых вошли председатели исполкомов Советов депутатов трудящихся, начальники гарнизонов, руководители органов безопасности во главе с секретарями обкомов или горкомов партии.

В историческую литературу проникло утверждение, будто ГКО был виртуальным органом, в реальности не существовавшим. За аббревиатурой, призванной якобы служить лишь имитацией коллективного руководства, скрывалась, мол, лишь единоличная власть Сталина. Немыслимую ранее степень концентрации власти в руках этого человека отрицать бессмысленно. Однако нет никаких оснований говорить и о некоей условности ГКО.

Обратимся к авторитету Г.К. Жукова, который в силу служебных обязанностей начальника Генерального штаба, а позднее – заместителя Верховного Главнокомандующего регулярно участвовал в работе высшего органа власти времен войны. «На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и решались важнейшие вопросы, – вспоминал маршал. – Планы военных действий рассматривались Политбюро Центрального Комитета партии и Государственным Комитетом Обороны. На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций. Это позволяло, когда появлялась возможность, сосредоточить огромные материальные силы на важнейших направлениях, проводить единую линию в области стратегического руководства и, подкрепляя ее организованным тылом, увязывать боевую деятельность войск с усилиями всей страны».

Маршал вспоминал также, что заседания ГКО проходили в деловой атмосфере, нередко возникали острые споры, при этом мнения высказывались определенно и резко. Если к единому мнению прийти не удавалось, создавалась комиссия из представителей крайних сторон, которой и поручалось доложить согласованные предложения на следующем заседании.

В зависимости от содержания принятые членами ГКО решения оформлялись в виде постановлений ГКО, СНК СССР, директив ЦК ВКП(б), указов Президиума Верховного Совета СССР, а если вопросы касались вооруженной борьбы и военного строительства, то директивами Ставки ВГК и приказами наркома обороны СССР Сталина.

Жестокая практика войны подтвердила, что меры, предпринятые руководством СССР по коренной перестройке системы государственного управления, себя оправдали. При неизбежных издержках они позволили решить сложнейшую задачу по переводу страны на военный лад, достичь высокой степени управляемости государства, вооруженных сил и общества, обеспечить прочное единство фронта и тыла, а в конечном счете стали одной из важнейших предпосылок Великой Победы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Государственный Комитет Обороны

30.06.2022

ГКО.jpg

Государственный комитет обороны (ГКО) был создан 30 июня 1941 года. Он был образован совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП (б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, что требовало, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

СОСТАВ ГКО

На основании совместного постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП (б) от 30 июня 1941 был создан следующий состав ГКО:

Председатель ГКО — И.В.Сталин.

Заместитель председателя ГКО — В.М.Молотов.

Члены ГКО:

— Л.П.Берия (с 16 мая 1944 — заместитель председателя ГКО).

— К.Е.Ворошилов.

— Г.М.Маленков.

Далее состав ГКО трижды подвергался изменениям (изменения были законодательно оформлены постановлениями Президиума Верховного Совета):

3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;

20 февраля 1942 в состав ГКО был введен Л. М. Каганович;

22 ноября 1944 новым членом ГКО стал М. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

РОЛЬ ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил деятельностью всех государственных учреждений и ведомств, направлял их усилия на всестороннее использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом, решал вопросы перевода экономики страны на обеспечение нужд войны, мобилизации человеческих ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства, подготовки резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности, эвакуации промышленности из угрожаемых районов, перевода промышленных предприятий в освобожденные Красной Армией районы и восстановления разрушенного войной народного хозяйства в западных областях страны, устанавливал объемы и сроки поставок промышленностью военной продукции и другие.

Каждый член ГКО отвечал за определенный круг вопросов. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Все советские, государственные, партийные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО.

Как высший орган государственного управления, ГКО ставил перед Верховным Главнокомандованием и в целом перед Вооруженными Силами СССР военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных Сил, расставлял руководящие кадры, определял общий характер использования Вооруженных Сил в войне. Большое внимание ГКО уделял руководству борьбой советского народа в тылу врага. В своей деятельности ГКО опирался на аппарат РНК, уполномоченных ГКО на местах, которым, как правило, были секретари партийных комитетов крупных промышленных краев и областей, местные городские комитеты обороны, партийные и государственные органы.

Народный комиссариат обороны и его управления были рабочими органами ГКО по военным вопросам, непосредственными организаторами и исполнителями его решений. Высшим исполнительным органом ГКО по оперативно-стратегическому руководству вооруженной борьбой была Ставка Верховного Главнокомандования.

После окончания Великой Отечественной войны решением Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 ГКО был расформирован.

СТРУКТУРА ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П.Берия, Г.М. Маленков, А.И.Микоян и В.М.Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия.

В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий остальных структурных подразделений. 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены — теперь в его задачи входили также наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за поставки армии, наконец, на него были возложены обязанности упраздненного решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

— Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);

— Специальный комитет (занимался вопросами разработки ядерного оружия).

— Особый комитет (занимался вопросами репараций).

— Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.

— Комитет по разгрузке дорог — образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, который существовал до 19 мая 1944, после чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднен, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;

— Комиссия по эвакуации — (образована 22 июня 1942 Постановлением ГКО № 1922);

— Совет по радиолокации — создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.

— Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

ГКО..jpg

1 сентября 2023 года открывается Иркутское СВУ

1 сентября 2023 года открывается Иркутское СВУ

В 2023 году в училище будет осуществлён набор на обучение в 5, 6 и 7 классы по 60 чел. (всего 180 обучающихся). В последующие годы набор будет осуществляться только в 5 классы. Заявление родит…

Орден Отечественной войны

Орден Отечественной войны

20 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Отечественной войны двух степеней. Первыми награждены (2 июля) 9 артиллеристов 32-го гвардейского артполка. Орден 1-й …

День Памяти генералиссимуса А.В.Суворова

День Памяти генералиссимуса А.В.Суворова

Участники II Всероссийского военно-спортивного фестиваля имени генералиссимуса А.В. Суворова среди суворовцев, нахимовцев и кадет России, приняли участие в торжественном построении и молебне, посвящен…

Ему быть Ангелом!

Ему быть Ангелом!

Государь Император Павел I, присваивая Суворову после Итальянской компании высшее воинское звание — генералиссимуса, произнес удивительные слова: «Для других это много, для Суворова — мало. Ему быть а…

СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ

СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ

Когда в пересчёте на наше время чтить память святого флотоводца Феодор Ушаков и генералиссимуса Александра Васильевича Суворова? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Росси…

Александр Суворов: «Помилуй Бог, мы русские!»

Александр Суворов: «Помилуй Бог, мы русские!»

В 1800 году 6 мая по старому стилю тихо отошел ко Господу великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Закончился земной путь нашего архистратига Александра, полный опасностей, скорбе…

БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ ВМФ РОССИИ 320 ЛЕТ!

БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ ВМФ РОССИИ 320 ЛЕТ!

От всей души поздравляем военных моряков, морских пехотинцев и летчиков Балтийского флота в 320-летием со дня основания Флота! Желаем нашим дорогим воинам-морякам здравия, благополучия в семьях, веры,…

Духовное укрепление МЧС города Москвы

Духовное укрепление МЧС города Москвы

16 мая 2023 года общественная организация «Московские суворовцы» и «Благотворительный фонд святого мученика Вонифатия», в рамках программы «Духовное укрепление Российского воинства» передали в дар сот…

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

16 мая 1905 года родился Вершигора Петр Петрович, генерал-майор, Герой Советского Союза, воспитанник спецчастей оперативной разведки Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР, выдающийся советский парти…

«Суворовская помощь» воинам Отечественной СВО.

«Суворовская помощь» воинам Отечественной СВО.

Московские суворовцы поздравили бойцов СВО с праздником и доставили необходимое оборудование, медицину и подарки: БПЛА с системами разведки и доставки спецгрузов, коллиматорные прицелы «Holosun Micro …

НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ

НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает…

Течёт река бессмертного полка...

Течёт река бессмертного полка…

Течёт река бессмертного полка. По улицам, проспектам, по стране. Шагают в ряд с портретами в руках потомки победителей в войне. На старых фото вечно молодые, свою, оставив вахту в небесах. Шагают пред…

Напоминание поступающим в Московское СВУ

Напоминание поступающим в Московское СВУ

Набор в 2023 г. проводится только в пятый класс – мальчики (девочки в МсСВУ не принимаются). Прием в училище осуществляется на конкурсной основе из числа годных по состоянию здоровья несоверше…

Битва технологий

Битва технологий

Нацистские украинские вооруженные формирования сегодня основательно насыщены НАТОвскими радиотехническими средствами, с помощью которых они существенно вредят нашим дорогим воинам Отечественной СВО. Специалисты…

Они живы, пока мы их помним!

Они живы, пока мы их помним!

День Победы глазами ветерана Великой Отечественной войны. Многих, с кем они воевали, делили быт с ними уже нет рядом, но, пока они живы – память жива. В душе они по-прежнему молоды, а воспоминания о войне…

Сводка Совинформбюро от 10 мая 1945 года

Сводка Совинформбюро от 10 мая 1945 года

Немецкие войска под командованием генерал-фельдмаршала Шернера, в нарушение акта капитуляции отказались сдаваться на месте и сложить оружие. Ввиду этого войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта атаковали войска…

Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость создания стала очевидна в результате кризиса, который был вызван запутанностью тогдашней системы управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Но формально эти решения исходили от Президиума Верховного Совета, ЦК ВКП(б) и т.п. Такой бюрократизм в условиях войны создавал затруднения и его решили устранить путём создания ГКО.

Содержание

  • 1 Образование ГКО
  • 2 Состав ГКО
  • 3 Постановления ГКО
  • 4 Структура ГКО
  • 5 Функции ГКО
  • 6 Расформирование ГКО
  • 7 Дополнительная информация в Викитеке
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Внешние ссылки
  • 11 Литература

Образование ГКО

ГКО был создан 30 июня 1941. Официально он был образован совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

Фактически история создания ГКО следующая. Идея была выдвинута Берией на совещании в кабинете Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский. Совещание было созвано в связи с острым кризисом власти, причиной которого явилась прострация Сталина (последний после падения Минска уединился на Ближней даче, никого не принимал и на звонки не отвечал). Во главе ГКО решено было поставить Сталина, ввиду его неоспоримого авторитета в стране. Приняв это решение, шестёрка во второй половине дня (после 4 часов) направилась на Ближнюю дачу, где уговорила Сталина вновь принять на себя функции главы государства и распределила обязанности в новосозданном комитете[1]. [2][3][4][5][6][7]. (подробно см.: Прострация Сталина 29-30 июня 1941 года).

Состав ГКО

Первоначально (на основании совместного Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941, см. ниже) состав ГКО был следующим:

  • Председатель ГКО — И. В. Сталин.
  • Заместитель председателя ГКО — В. М. Молотов.

Члены ГКО:

  • Л. П. Берия (с 16 мая 1944 — заместитель председателя ГКО).
  • К. Е. Ворошилов.
  • Г. М. Маленков.

Далее состав ГКО трижды подвергался изменениям (изменения были законодательно оформлены постановлениями Президиума Верховного Совета):

  • 3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;
  • 20 февраля 1942 в состав ГКО был введён Л. М. Каганович;
  • 22 ноября 1944 новым членом ГКО стал Н. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»») было выпущено 1 июля 1941, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из этих почти десяти тысяч постановлений в настоящее время остаются засекреченными полностью — 98 документов и ещё три частично.

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписано его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, рапределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Структура ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян и В. М. Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия. В задачи этго подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений. 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены — теперь в его задачи входили также наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

  • Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);
  • Специальный комитет (занимался вопросами разработки ядерного оружия).
  • Особый комитет (занимался вопросами репараций).
  • Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.
  • Комитет по разгрузке железных дорог — образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944, почле чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;
  • Комиссия по эвакуации — (образована 22 июня 1942 Постановленем ГКО № 1922);
  • Совет по радиолокации — создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (предедатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.
  • Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

Функции ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

Расформирование ГКО

Государственный Комитет Обороны расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945.

Дополнительная информация в Викитеке

  • Постановление ГКО от 30 мая 1942 года № 1837сс «Вопросы партизанского движения»

См. также

  • Государственный комитет обороны КНДР

Примечания

  1. Р.А.Медведев. И.В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история, №2, 2002
  2. Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А.К.Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 293-304
  3. Гусляров Е. (ред.) Сталин в жизни. М., Олма-Пресс, 2003 ISBN 5-94850-034-9
  4. 1941 год. Документы. в 2 тт. М., Демократия, 1998 с.498 ISBN 5-89511-003-7
  5. Куманев Г.Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 31-34. ISBN 5-8138-0191-X
  6. Хрущев Н.С.Воспоминания. Время, люди, власть. В 3 тт. М., Московские новости, 1999. Т.1., стр. 301
  7. Жовер В. Секреты жизни и смерти Сталина. — ‘Le Nouvel Observateur’: 2006-06-28. (Интервью с английским историком Саймоном Сибегом Монтефиоре [1])

Внешние ссылки

  • Сведения о рассекречивании
  • Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов Выпуск 6
  • Перечень документов Государственного Комитета Обороны СССР (1941-1945 годы)
  • Постановления ГКО на сайте Солдат.ru

Литература

Горьков Ю.А. «Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945)», М.: Олма-Пресс, 2002. — 575 с. ISBN 5-224-03313-6

Wikimedia Foundation.
2010.

Государственный комитет обороны СССР
(ГКО СССР)
Coat of arms of the Soviet Union.svg
Годы существования

30 июня 1941 года — 4 сентября 1945 года

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Подчинение

Ставка

Входит в

СССР

Участие в

Великой Отечественной войне

Командиры
Известные командиры

И. В. Сталин

Госуда́рственный комите́т оборо́ны СССР (ГКО СССР) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.

Решения ГКО СССР были обязательными для всех граждан, организаций и органов власти. Возглавлял ГКО СССР И. В. Сталин, который одновременно был секретарём ЦК ВКП (б) и председателем Совета народных комиссаров СССР.

Содержание

  • 1 Образование ГКО
  • 2 Состав ГКО
  • 3 Постановления ГКО
  • 4 Структура ГКО
  • 5 Функции ГКО
  • 6 Расформирование ГКО
  • 7 Архив ГКО
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Образование ГКО[править | править вики-текст]

ГКО был образован 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа управления мотивировалась тяжёлым положением на фронте, требовавшим максимальной централизации руководства страной. Идея создания ГКО была выдвинута на совещании у В. М. Молотова в Кремле, где присутствовали также Л. П. Берия, Г. М. Маленков, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян и Н. А. Вознесенский[1] Во второй половине дня участники совещания направились на Ближнюю дачу, где совместно со Сталиным между членами ГКО были распределены обязанности[2][3][4][5][6][7][8].

Здесь же было сформулировано постановление об образовании ГКО[9] Рукописный вариант постановления сохранился в фондах Политбюро ЦК. Ныне документ находится в фондах РГАСПИ.

Состав ГКО[править | править вики-текст]

Совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны был образован в составе:

  • Председатель ГКО — И. В. Сталин,
  • Заместитель председателя ГКО — В. М. Молотов,
  • Члены ГКО — К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия.

Впоследствии состав Государственного комитета обороны неоднократно менялся.

  • 3 февраля 1942 года членами ГКО были назначены Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян[10];
  • 20 февраля 1942 года в состав ГКО был введён Л. М. Каганович;
  • 16 мая 1944 года Л. П. Берия был назначен заместителем председателя ГКО.
  • 22 ноября 1944 года членом ГКО вместо К. Е. Ворошилова был назначен Н. А. Булганин.

Органами ГКО на местах были городские комитеты обороны и уполномоченные (в союзных и автономных республиках). Городские комитеты обороны создавались в некоторых областных центрах и больших городах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководители органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали одновременно и через конституционные органы власти и управления.

Постановления ГКО[править | править вики-текст]

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“») было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжения в настоящее время остаются на секретном хранении 44 документа (19 документов связаны с производством химического оружия и 17 документов посвящены вывозу оборудования из Германии)[11].

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно/особой важности» (всего 57 документов) или «Совершенно секретно/особая папка» (всего 7 документов) [обозначение «с», «сс», «сс/ов» и «сс/оп»после номера], но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности[12] (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Структура ГКО[править | править вики-текст]

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 года постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков и А. И. Микоян. В задачи этого подразделения первоначально входили контроль и наблюдение за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, нефтяной, угольной и химической промышленности, а также за делом составления и исполнения планов производства и снабжения указанных отраслей промышленности и транспорта всем необходимым. 19 мая 1944 года было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены — теперь в его задачи входили наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

  • Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.
  • Комиссия по эвакуации — (образована 22 июня 1942 Постановленем ГКО № 1922);
  • Особый комитет (занимался вопросами репараций); С 26 сентября 1941 года Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения;
  • Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 года Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);
  • Комитет по разгрузке железных дорог — образован 25 декабря 1941 года Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 года Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944 года, после чего Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;
  • Комитет по эвакуации (создан 25 октября 1941 года Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 года Постановлением ГКО № 1066сс).
  • Совет по радиолокации — создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин;
  • Специальный комитет — создан 20 августа 1945 года, занимался вопросами разработки ядерного оружия[13]; В рамках Специального комитета в тот же день, 20 августа 1945 года было создано первое главное управление при СНК СССР (ПГУ), которое занималось созданием новой отрасли промышленности в сжатые сроки[14].

Система из трёх главных управлений при ГКО создавалась с расчётом на послевоенное развитие принципиально новых отраслей промышленности и просуществовала намного дольше самого комитета. Эта система направляла значимую часть ресурсов советской экономики на развитие атомной сферы, радиолокационной отрасли и космического направления. При этом главные управления не только решали задачи повышения обороноспособности страны, но и были признаком значимости их руководителей. Так, из соображений секретности, несколько лет после создания, ПГУ не предоставляло никаких сведений о своём составе и результатах работы ни в какие органы, кроме Президиума ЦК КПСС[14].

Функции ГКО[править | править вики-текст]

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

Расформирование ГКО[править | править вики-текст]

Государственный Комитет Обороны был расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 года.

Архив ГКО[править | править вики-текст]

Архив Государственного комитета обороны хранится в фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ): Москва, ул. Большая Дмитровка, 15.

См. также[править | править вики-текст]

  • Совет Труда и Обороны
  • Совет обороны СССР
  • Городской комитет обороны

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Недемократический ГКО
  2. Р. А. Медведев. И. В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история, № 2, 2002
  3. Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 293—304
  4. Гусляров Е. (ред.) Сталин в жизни. М., Олма-Пресс, 2003 ISBN 5-94850-034-9
  5. 1941 год. Документы. в 2 тт. М., Демократия, 1998 с.498 ISBN 5-89511-003-7
  6. Куманев Г. Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 31-34. ISBN 5-8138-0191-X
  7. Хрущев Н. С. Воспоминания. Время, люди, власть. В 3 тт. М., Московские новости, 1999. Т.1., стр. 301
  8. Жовер В. Секреты жизни и смерти Сталина. — Le Nouvel Observateur, 2006-06-28. (Интервью с английским историком Саймоном Сибегом Монтефиоре [1])
  9. Девятов С. В., Шефов А. Н., Юрьев Ю. В. Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя. Под ред. Ю. В. Сигачева.. — М: Kremlin Multimedia, 2011. — С. 103 — 104.
  10. Научная конференция «Н. А. Вознесенский: его эпоха и современность». Архивы России
  11. Росархив опубликовал все постановления Государственного комитета обороны СССР — Новости делопроизводства, документооборота и архивного дела — Портал о документах naar.ru
  12. Документальный фильм «Эшелоны идут на восток» (2 серии) — режиссёр Андрей Дутов.
  13. Государственный Комитет Обороны. Постановления. О Специальном комитете при ГКО : утв. 20 августа 1945 года.
  14. 1 2 Черток Б. Е.. Глава 4. Становление на родной земле. Три новые технологии – три государственных комитета // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — Т. 1. Ракеты и люди.

Литература[править | править вики-текст]

  • Горьков Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945). — М.: Олма-Пресс, 2002. — 575 с. — ISBN 5-224-03313-6.
  • Девятов С. В., Шефов А. Н., Юрьев Ю. В. Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя. Под ред. Ю. В. Сигачева. М.: Kremlin Multimedia, 2011. — 536 с., илл.
  • Кризисный орган власти/ Интервью директора Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А.К. Сорокина// Историк, 2016, № 7-8.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Постановление ГКО от 30 мая 1942 года № 1837сс «Вопросы партизанского движения»
  • Сведения о рассекречивании
  • Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов Выпуск 6
  • Постановления ГКО на сайте Солдат.ru
⛭

Серп и молот Институты государственной власти и управления СССР

 

Глава государства

Коллегиальный глава СССР

Всесоюзный съезд советов (1922—1936) • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1988) • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1988)

Индивидуальный глава СССР

председатель Верховного совета СССР (1988—1990) • президент СССР (1990—1991)

Органы при главе СССР

Совет обороны СССР (1955—1991) • Вице-президент СССР (1990—1991) • Президентский совет СССР (1990) • Совет безопасности СССР (1990—1991) • Совет федерации СССР (1990—1991) • Государственный Совет СССР (1991) • Политический консультативный совет при президенте СССР (1991)

Герб СССР

 

Советы

Союзные органы

Представительные

Всесоюзный съезд советов (1922—1936) • Верховный совет СССР (1936—1991) • Съезд народных депутатов СССР (1989—1991)

Исполнительные

Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938) • Президиум Верховного совета СССР (1936—1991)

Республиканские органы

Представительные

центральный исполнительный комитет (цик) (1922—1938) • верховный совет (1937—1991)

Исполнительные

президиум цик (1922—1938) • президиум верховного совета (1937—1991)

Местные органы

Представительные

совет рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (1922—36) • совет депутатов трудящихся (1936—77) • совет народных депутатов (1977—93)

Исполнительные

исполнительный комитет

 

Правительство

Центральные органы

Органы общей управленческой компетенции

правительство СССР • глава правительства СССР

Отраслевые и функциональные органы

народный комиссариат СССР • министерство СССР • государственный комитет СССР • государственное агентство СССР • ВСНХ СССР • ведомства при правительстве СССР

Республиканские органы

правительство республики Союза ССР • правительство автономной республики • высший совет народного хозяйства

Местные органы

исполнительный комитет • совет народного хозяйства • трест

 

Суды

Союзные органы

Конституционный суд

Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

Суды общей юрисдикции

Верховный суд СССР (1923—1992) • Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР

Специализированные

Военная коллегия Верховного суда СССР • военный трибунал • Высший арбитражный суд СССР (1990—1992) • Госарбитраж СССР (1974—1990)

Республиканские органы

верховный суд республики Союза ССР • суд автономной республики

Местные органы

краевой суд • областной суд • суд автономной области • окружной суд • народный суд • народный судья • товарищеский суд • военный трибунал

 

Прочие органы

Органы прокуратуры

Прокуратура Верховного суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

Органы народного контроля

Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • группа народного контроля • пост народного контроля

Чрезвычайные органы

Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945) • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991) • Специальный комитет по использованию атомной энергии

Включая республики Союза ССР и автономные республики в их составе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лего стар варс инструкции по сборке
  • Опосредованное руководство это
  • Телефонный аппарат нпо стрела с 258 инструкция
  • Lc 231 grundfos инструкция на русском
  • Инструкция при работе на листогибочном прессе