Министерство земледелия, Роскомзем, Наркомзем, Минсельхоз — как только не называли комитеты по землеустройству. В статье подробно разберем, когда возник комитет по землеустройству и земельным ресурсам, как, с течением времени, происходила организация землеустройства и какие функции выполняет комитет по землеустройству и земельным ресурсам в 2020 году.
Когда появился комитет по землеустройству и земельным ресурсам
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству – сокращенно Роскомзем был утвержден Постановлением Совета министров от 02.02.1993 года № 91 и упразднен в 1999 году.
До появления Роскомзема, земельным фондом нашей страны руководили отдельные органы: Минсельхоз, Министерство ЖКХ, Государственный строительный комитет.
Шефством над этими органами обладал Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам РСФСР (Госкомзем). Именно этот комитет в 1993 году был переименован в Роскомзем – так появился комитет по земельным ресурсам и землеустройству, на который были возложены определенные задачи и функции.
Задачи и функции Роскомзема
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) был центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. (ст. 1 Положения о Комитете).
Комитет по землеустройству был наделен задачами и функциями для решения которых требовалось взаимодействие с другими министерствами и ведомствами, а также с созданными подведомственными комитетами в республиках, краях, областях и городах.
Перечислим основные функции комитета по землеустройству и земельным ресурсам:
- создание благоприятных условий для сохранения и плодородия земель и улучшения природной среды;
- контроль и охрана земель, ведение их кадастрового учета;
- подготовка предложений по ставкам земельного налога;
- лицензирование работ по землеустройству;
- участие в разработке и проведении земельной реформы;
- рациональное применение земельных ресурсов;
- усовершенствование плодородности почвы;
- предотвращение деградации почвы;
- государственный надзор за приватизацией;
- мониторинг состояния земель;
- осуществление прочих мероприятий по землеустройству.
Таким образом, Роскомзем не только осуществлял надзор и контроль в сфере земельно-правовых отношений, но и организовывал научно-исследовательские работы, участвовал в законотворческой деятельности, разрабатывал различные программы земельных отношений.
Комитет по земельным ресурсам и его органы на местах обеспечивали защиту прав граждан на землю, осуществляли кадастровую оценку земель для установления обоснованного размера платы за землю и других целей.
Работы у Роскомзема на федеральном и на местном уровне было предостаточно – межевание, земельная оценка, консультационные услуги, составление проектов землеустройства, контроль за использованием земель, охрана земель, укрепление землеустроительной службы.
Роскомзем после упразднения: 2000-2021 г.г.
После того, как официально комитет по землеустройству упразднили, естественно его задачи и функции не исчезли сами с собой, их выполняли другие организации:
- Министерство РФ по земельной политике строительству и ЖКХ (создано путем слияния Роскомзема, Госстроя и Роскартографии);
- Государственным земельным комитетом РФ;
- Государственный комитет РФ по земельной политике;
- Комитеты по земельным ресурсам;
- Земельные кадастровые палаты.
Само название комитет по землеустройству достаточно прочно укоренился в устах граждан, его называют земельный комитет, комитет земельных отношений, Роскомзем до сих пор, несмотря на то, что функции по землеустройству разделились между другими ведомствами и комитетами.
Кто выполняет функции комитета по землеустройству и земельным ресурсам в 2021 году
В 2021 году на федеральном и муниципальном уровне функции комитета по землеустройству и земельным ресурсам выполняют различные структурные организации:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Министерство природных ресурсов;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Министерство сельского хозяйства;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы;
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Министерство здравоохранения;
- другие организации, и комитеты в местных администрациях, в полномочия которых входят земельные вопросы.
Органы власти периодически упраздняются. На их месте создаются новые, которые по сути выполняют одни и те же функции, разве что полномочия разграничиваются и усовершенствуется функционал. Все это касается комитетов по землеустройству.
Образцы заявлений для граждан:
• Об изменении целевого назначения земельного участка
• О предоставлении дополнительного земельного участка
• О предоставлении самовольно занятого земельного участка
Образцы заявлений для юридических лиц:
• Об изменении целевого назначения земельного участка
• О предоставлении дополнительного земельного участка
•О предоставлении самовольно занятого земельного участка
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 18.07.2022 № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон) при выявлении подтвержденных до вступления в силу настоящей статьи (до 1 сентября 2022 г.) случаев:
- возведения капитального строения (здания, сооружения) полностью на земельном участке иного землепользователя или землях населенных пунктов;
- возведения, реконструкции капитального строения (здания, сооружения), ограждения, являющегося его принадлежностью или составной частью, благоустройства прилегающей к капитальному строению (зданию, сооружению) территории, выразившиеся в нарушении границы предоставленного земельного участка путем занятия сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов);
- возведения, реконструкции капитального строения (здания, сооружения), не соответствующего целевому назначению предоставленного земельного участка из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов);
- предоставления земельного участка для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения) государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона;
- решения о предоставлении земельного участка, дополнительного земельного участка или об изменении целевого назначения земельного участка, либо о сохранении права на земельный участок принимаются Минским городским исполнительным комитетом по согласованию с Президентом Республики Беларусь возможности их принятия.
При выявлении подтвержденных до вступления в силу статьи 3 Закона (до 1 сентября 2022 г.) случаев самовольного занятия части земельного участка, несоблюдения целевого назначения предоставленного земельного участка, случаев предоставления с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование, за исключением случаев, решения по которым принимается по согласованию с Президентом Республики Беларусь, Мингорисполкомом может быть принято решение о предоставлении дополнительного земельного участка, изменении целевого назначения земельного участка либо о сохранении права на земельный участок.
Соответствующее решение может быть принято при соблюдении в совокупности следующих условий:
сохранение возведенного, реконструированного капитального строения (здания, сооружения) и изменение целевого назначения существующего земельного участка не повлечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Справочно.
Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта;
имеется согласие смежных землепользователей (землепользователей занятого земельного участка (части земельного участка – при его самовольном занятии) на сохранение возведенного, реконструированного капитального строения (здания, сооружения) и изменение границ земельных участков;
отсутствуют на рассмотрении в суде споры в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка, а равно отсутствуют неисполненные судебные постановления (исполнительные документы), обязывающие совершить определенные действия в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка;
подтвержден факт возведения, реконструкции капитального строения (здания, сооружения).
Справочно.
Такой факт может подтверждаться сведениями, внесенными до 1 сентября 2022 г. в земельно-кадастровую или иную документацию, реестр характеристик недвижимого имущества, либо принятым до 1 сентября 2022 г. решением в отношении самовольной постройки, или о предоставлении земельного участка, или о разрешении строительства объекта, либо протоколом об административном правонарушении или постановлением о наложении административного взыскания, иными материалами, относящимися к административному правонарушению, оформленными до 1 сентября 2022 г.;
заявление о принятии соответствующего решения подано заинтересованным лицом до 1 сентября 2025 г.;
возведение, реконструкция капитального строения (здания, сооружения) связаны с самовольным занятием части земельного участка либо несоблюдением целевого назначения земельного участка, предоставленного до 1 сентября 2022 г.;
в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части;
внесены плата за предоставляемые в частную собственность земельный участок либо дополнительный земельный участок или плата за право заключения договора аренды земельного участка (плата за право аренды) либо дополнительного земельного участка.
Дополнительный земельный участок предоставляется на том же виде права, что и основной земельный участок.
В заявлении заинтересованного лица о принятии соответствующего решения, должна содержаться информация о том, что:
- имеется согласие смежных землепользователей, включая землепользователей занятого земельного участка на сохранение возведенного, реконструированного капитального строения (здания, сооружения) и изменение границ их земельных участков;
- отсутствуют споры в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка и неисполненные судебные постановления;
- предоставление земельного участка и возведение, реконструкция капитального строения (здания, сооружения) осуществлены до 1 сентября 2022 г.;
лицо обязуется:
- возместить в полном объеме потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (при их наличии);
- внести в местный бюджет плату за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части;
- внести плату за предоставляемые в частную собственность земельный участок либо дополнительный земельный участок или плату за право заключения договора аренды (плату за право аренды) земельного участка либо дополнительного земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка приведены на сайте http://vl.nca.by/.
Дополнительно информируем, что, в случае необращения заинтересованных лиц с заявлениями о принятии соответствующих решений до 1 сентября 2025 г., решения в отношении самовольного строительства принимаются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной властиСанкт-Петербурга, образованным в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга для проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере земельных отношений и ведения кадастра недвижимости в Санкт-Петербурге, а также для координации деятельности в этой сфере территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62
kzr@gov.spb.ru
Телефон: (812) 740-36-39
Факс: (812) 740-36-41