Комплексное руководство формированием сюжетно ролевой игрой в младшей группе

Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе

               В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В первые семь лет ребенок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться за этот период. От того, как освоит ребенок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребенка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.

               Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.

               Первые сюжетно-ролевые игры во 2 младшей группе связаны с рядом условий:

  • наличие разнообразных впечатлений от окружающего;
  • накопление предметно-игровых действий;
  •  наличие игрушек;
  • частота общение с взрослыми;
  • развитие ребенка.

Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.

               В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры:

Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине).

Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки).

Игрушки – персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего) .также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера – до 10-15 см, с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события.

               Полуфункциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

               Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Перед воспитателем стоит 4 задачи:

  • Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре.
  • Тактично руководить выбором игры.
  •  Приучать детей соблюдать во время игры правила.
  •  Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу необходимо осуществлять по 2 направлениям:

1) Создание необходимой игровой среды.

2) Непосредственное руководство играми детей.

               Немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

               С помощью родителей необходимо оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает малышей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью используются вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводиться показу действий с теми или иными игрушками. Воспитатель должен предварительно приготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом, например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями, надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Игра воспитателя, естественно, привлекает детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лера, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор полечу ее». Процедура «лечения» повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу. Также наряду с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Ваня, давай, как будто ты заболел и тоже пришёл в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Милена? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей» Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями, проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы». Очень важно, чтобы к куклам и мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. В результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

               Воспитатель использует и такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей. Так, во время игры с куклой воспитатель говорит: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться. Во время одевания рассматривают одежду куклы, называют её. Затем воспитатель последовательно одевает куклу. Дети наблюдают за его действиями. Чтобы закрепить навыки воспитатель предлагает повторить его действия. Вначале малышам требуется помощь, а затем они учатся самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обращается внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активнее участвовать в игре. Аналогичный прием – введение в игровую ситуацию использовать для поддержания интереса к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Роль воспитателя руководить скрыто. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами игры». В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Некоторые дети вообще не умеют играть. К ним применяются индивидуальные приемы. Воспитатель старается помочь им сплотиться в единый коллектив. Для этого с каждым ребенком проводятся миниигры, воспитатель обучает предметным действиям, помогает справиться со сложными действиями. Постепенно вовлекает в игры разных по темпераменту детей, дает им разные задания. Возникают небольшие группы, дети начинают проявлять внимание друг к другу, доброжелательность, учатся уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций становиться меньше. Задача воспитателя состоит и в том, чтобы направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводятся наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовываются целевые прогулки, на которых обращается внимание на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдений обращается внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Воспитатель знакомит с названием блюд. Впоследствии дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Также во 2 младшей группе выделяются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные дети соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Проблемы в игры дети учатся улаживать самостоятельно.

               Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

               Характерная особенность развития сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе –постепенный переход мотива из процесса игры в результат. Это прослеживается на характере игровых действий: у детей 2 младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении – зачерпывание, строгое горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы). Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже и объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и однообразно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включается в игровое общение. Становление игровой деятельности зависит и от расширения у детей представлений об окружающей среде.

               Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества, однако, во 2 младшей группе воспитатель играет вместе с детьми.

               Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры необходимо обратить внимание не только на воображаемый смысл игровых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому уже в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворения от реальной ценности свершенных действий в игре действий. Это помогает формировать нравственную сторону личности ребенка.

Сюжетно-ролевые игры во II младшей группе

«Пароход»

( комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой во второй младшей группе)

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизиру-ющее общение педагога с детьми во время игры

Проектиро-вание предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчест-во родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

Чтение

А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…»

А. Барто «Кораблик» «Кораблик» (англ нар пес , обр С. Маршака) Д.Хармс «Кораблик» Рассматривание картины

«Чья лодочка?» (серия «Наша Таня») Рассматрива-ние иллюстраций на тему «Водный транспорт» Рисование

«Кораблик» (по стих А. Пушкина «Ветер по морю гуляет…)

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры

Дидактичес-кие игры

«Что лишнее?», «Что есть на теплоходе?» «Найди пару»

Игры инсценировки

«Мы катаемся на лодочке по реке Кубань»

«Прокатим на лодочке куклу Машу» Звукоподражание

гудку теплохода

Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги и пластмассы

Игровые упражнения «Пассажиры покупают билет на пароход»

«Пассажиры занимают свои места на пароходе»,

«Капитан даст команду к отправлению парохода»

«Пассажиры сходят на пристань»

Цель: способствовать развитию самостоятель-ной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения

Предложение-обращение

«Ребята! Давайте прокатимся на пароходе по реке Кубань»

«Ребята, приобретайте билеты для прогулки на пароходе»,

«Пассажиры, заходите на пароход, сейчас мы отправимся на прогулку по реке Кубань»

Обращения по ходу игры

«Пассажиры! Займите, пожалуйста, свои места», «Матросы! Поднять якорь! Полный вперед!» «Мишка упал за борт, бросьте ему спасательный круг», «Бросайте якорь!» «Внимание! Наш пароход подходит к причалу»

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельнос-ти

 Игрушки

Лодочки, кораблики, катера разного цвета, размера, выполнен-ные из разных материалов; тазик для пускания бумажных корабликов;

Атрибуты: фуражка капитана, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, крупный напольный строительный набор.

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

Общение

Как я катался с мамой на ракете (с папой на лодке)

Я — капитан!

Освоение

Элементар-ных правил поведения на водном транспорте

Цель: педагогичес-кая пропаганда игровой деят-ти ребенка среди родителей

Предложить родителям собрать иллюстра-тивный материал на тему «Водный транспорт», оформить тематический альбом (папку) Предложить родителям прокатиться с ребенком на ракете или катере по морю или реке.

Вопросы по ходу игры:

«Как называется наш корабль?», «Как называется корабль, на котором ты служишь?» «Кто капитан корабля?», «Что делает капитан корабля?», «Что должны делать матросы на корабле?»

Поощрения

«Молодец! Ты точно выполнял команды капитана, как настоящий моряк»

«Магазин»

(комплексное руководство  сюжетно-ролевой игрой  во второй младшей группе)

Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизи-рующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектиро-вание предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

Чтение

С. Михалков

«Андрюшка»,

С. Баруздин «Подарок»

Д. Родари «Голубая

стрела»

Рассматрива-ние картины «Продавец» (серия «Кем быть?»), иллюстратив-ного материала (магазин, продавец, покупатели)

Рассматрива-ние овощей и фруктов, муляжей овощей и фруктов

Целевая прогулка к магазину

Экскурсии в магазин

Наблюдение за работой продавца

Музыкальное  развитие

«Огород»,- муз. Г. Вихаревой, сл. И. Смирновой,

«Собираем урожай» сл. и муз. Г. Вихаревой

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры

Дидактичес-кие игры

«Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?»,«Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Какие овощи зеленого (красного…) цвета ты знаешь»

Игровые упражнении «Покупатели идут в магазин», «Продавец, взвешивает фрукты», «Покупатель оплачивает покупку»

Образно- пластический этюд

«Поход в магазин»

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения

Создание подсказывающей ситуации

«Мама идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В магазин завезли много овощей и  фруктов» Побужде-ние детей к ролевым высказываниям

«Кто хочет быть продав- цом?»

«Что делает продавец?»

Подключе-ние к игре малоактивных детей

«Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов»

Обращения по ходу игры

«Покупате-ли, встаньте в очередь», «Кассир, пробейте, пожалуй-ста, чек»

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой деят-ти

Книжный уголок: иллюстратив-ный материал на темы «Овощи», «Фрукты», «Магазин»

Атрибуты для игры «Супермаркет» с набором муляжей овощей и фруктов, касса, халатики, косыночки или шапочки, сумочки, кошельки, ценники, грузовая машина

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

Учить детей правильно называть себя в игровой роли

(«Я — продавец», «Я – покупатель»,«Я — кассир») называть игровые действия («Я взвешиваю яблоки», «Я выбиваю чек»), отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняе-мых действиях

Общение

«Откуда продукты берутся в магазине?», «Волшебные слова», «Как вести себя в магазине»

Цель: педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельнос-ти ребенка среди родителей

Предложить родителям посетить с ребенком продовольственный магазин, понаблю-дать за действиями продавца, кассира, покупателей, обращать внимание на взаимоотношения покупателя и продавца, покупателя и кассира

Оформить папку-передвижку

«Витамин в каждой тарелке», правила для ребенка «Как вести себя в магазине»

«Парикмахерская»

 (комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой во второй младшей группе)

Планоменое обогащение жизненного опыта детей

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектирова-ние предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

Чтение

«Расти коса до пояса»

«Кран, откройся!»

Э Мошковская Загадки о мыле, ножницах, расческах и т.п. Рассматривание картины «Парикма-хер» (серия «Кем быть?»)

Рассказ воспитателя о труде парикмахе-ра Рассматривание иллюстра-ций, предметных картинок, предметов культурно-гигиенического назначения

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры

Дидактичес-кие игры

«Найди то, о чем расскажу», «Чего не стало», «Что изменилось?» «Что лишнее?» «Отложи (выбери) то, что нужно парикмахеру для работы», «Чудесный мешочек» «Продолжи ряд»

Игровые упражнения «Парикмахер», «Кассир» «Мы моем расчески» «Каждой вещи свое место»

Игра инсцениров-ка «Кукла Катя пришла в парикмахер-скую»

Цель: способствовать развитию

самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения

Создание подсказывающей ситуации «Кукла Маша загрустила, давай сделаем ей красивую прическу», «Давайте, организуем парикмахер-скую и сделаем девочкам красивые прически» «Я хочу поиграть в парикмахера. Я могла бы сделать тебе красивую прическу» «Давай, я буду кассиром»

Вопросы по ходу игры «Где у вас касса? Кто кассир?» «Завяжите моей дочке красные бантики»

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деят-ти

Книжный уголок: предметные картинки по теме, иллюстрации, отображаю-щие труд парикмахера

Атрибуты: шкаф для хранения атрибутов (из набора детской игровой мебели), зеркало, пелерина, халат парикмахера, косынка, салфетки, полотенце, расчески, мыльницы, ленточки, заколки, бантики (большие и маленькие, четырех цветов), шампунь, фен, телефон, часы, табличка «Парикмахерская»

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг другом

Темы общения

«Я узнаю себя, своих друзей на фотографиях» «Покажи и назови части тела и лица» «Водичка, водичка, умой моё личико», «Для чего нужна вода?»

Этюд на выражение удовольствия и радости «Маме улыбаемся» Коммуника-тивные игры «Комплимент», «Ласковое имя» «Кто у нас хороший»

Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей

Предложить сходить с ребенком в парикмахер-скую, понаблюдать за работой парикмахера

Папка-передвижка «Прически мальчиков и девочек»

Помощь в изготовлении атрибутов

«АВТОБУС»

(комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой во второй младшей группе) 

Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Планомер-ное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

Наблюдение

— за движением автобусов,

— действиями людей на автобусной остановке Рассматрива-ние

— картины «Едем на автобусе» (серия «Мы играем»)

— иллюстраций (автобус; пассажиры, дети в автобусе и т.п.)

— игрушечного автобуса

Чтение

Б.Заходер «Шофёр» А.Барто «Грузовик» Рисование

«Почини машину», «Магазин колес» «Отремонтируем машине колеса»

Музыкальное развитие «Автобус» муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской «Машина» муз. Т. Потапенко, сл. Н.Найденовой «Мы едем, едем, едем…», «Автомобиль» музыкально-ритмическое упр. — муз. М. Раухвергера, Игра «Птички и машины» муз. Т.Ломовой «Светофор» муз. Ю. Чичикова

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры

Дидактичес-кие игры «Что лишнее?», «Подбери колесо к машине», «Продолжи ряд», «Цветные автомобили», «Узнай по части»

Игра-инсцениров-ка стихотворе-ния А.Барто «Грузовик» Образно-пластичес-кий этюд «Едем на автомобиле» Игровые упражнения «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус», «Кондуктор продает билеты»

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль»

Цель: способство-вать развитию самостоятель-ной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения

Создание подсказывающей ситуации «Кто хочет поехать в гости? На дачу?», «Как добраться до магазина?» Побуждение к ролевым высказывани-ям «Кто поведёт автобус? Кто будет продавать билеты?»

Помощь в сговоре Обращения по ходу игры

«Пассажиры, занимайте места в автобусе», «Пассажиры, не забудьте купить билеты»

Постройка автобуса из модулей

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

Книжный уголок:

Иллюстратив-ный материал на тему «Транспорт» Подготовка атрибутов для игры: средообразую-щие предметы, крупный напольный строительный набор, полифункциональные модули «Радуга»; руль, светофор, фуражка шофёра, билеты, повязка, сумка кондуктора, таблички («Автобус №1», «кондуктор», «шофёр»)

Игрушки: автобусы, машинки разного размера, выполненные из разных материалов, куклы, игрушки (пассажиры)

Методическая разработка по теме

«Организация сюжетно – ролевой игры в
младшей группе в условиях реализации ФГОС»

Крутикова Ольга
Михайловна
,

 Воспитатель

1. Общая характеристика игры дошкольника

Огромная
роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре — важнейшему виду детской
деятельности.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре
реализуется потребность воздействия на мир.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти
годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него
начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно сюжетно- ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и
любознательности.

2. Место и роль игры в педагогическом
процессе ДОУ

Говоря о месте и роли игры в
педагогическом процессе, С.А. Шмаков отмечал:

«Лишение ребёнка игровой практики – это
лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития:
импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и
примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений,
индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

3. Значимость игры в педагогическом процессе
ДОУ

·        
ИГРА – это
средство развития личности;

·        
– средство
общения;

·        
– форма
организации детского общества;

·        
– способ
обучения и самообучения;

·        
– средство
коррекции развития ребёнка;

·        
– диагностическое
средство;

·        
психотерапевтическое
средство

4.Основные принципы формирования сюжетной
игры следующие:

·        
воспитатель
играет вместе с детьми;

·        
развёртывает
игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение;

·        
ролевое
поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра

5.Игровая
позиция воспитателя может быть следующей:

·        
наблюдатель-консультант

·        
координатор-режиссер

·        
со-игрок

Одной
из основных задач воспитателя является своевременное сформирование у
детей умения действовать на первых этапах игры, и именно от этого
будет зависеть, станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной
деятельностью.

6.
Предлагаю вашему вниманию

— Комплексное руководство по организации
сюжетно-ролевой игры «Магазин» в младшей группе в условиях реализации ФГОС

7.Способы
построения сюжетной игры являются

·        
Цепочка
условных действий с предметами

·        
Цепочка
специфически ролевых взаимодействий

·        
Последовательность
разнообразных событий

В
соответствии с данными способами в организации ролевой игры «Магазин» можно
выделить несколько этапов.

8.
Цепочка условных действий с предметами

1
этап — Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Цель
этапа: 
создать
основу для развития и обогащения содержания игры

реализация
данного этапа осуществляется через образовательную область «Речевое развитие»,
а именно

Чтение
произведений С. Михалкова «Андрюшка», С. Баруздин «Подарок»,

Познавательно-речевое
развитие, которое включает в себя

Рассматривание
картины «Продавец» (серия «Кем быть?»), иллюстративного материала (магазин,
продавец, покупатели).

Знакомство
с музыкальными произведениями «Огород», муз. Г. Вихаревой, сл. И.
Смирновой, 
«Собираем урожай» сл. и муз. Г. Вихаревой

Рассматривание
овощей и фруктов, а также их муляжей.

Целевая
прогулка к магазину.

Наблюдение
за работой продавца.

а
также через Художественно-эстетическое развитие:

Рисование
на тему «Консервируем фрукты», «Заготавливаем картофель».

Аппликацию
«Овощи», «Овощной отдел», «Фрукты на тарелке».

Конструирование
из строителя «Магазин», «Касса».

возврат
на слайд

2 этап
— Планомерное обогащение игрового опыта детей
Цель: развивать умения детей
переводить жизненный опыт в условный план игры

на
данном этапе проводятся

Дидактические
игры

«Что
лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?»,«Чудесный мешочек», «Узнай
по вкусу», «Какие овощи зеленого (красного…) цвета ты знаешь»

Игровые
упражнении

«Покупатели
идут в магазин», «Продавец, взвешивает фрукты», «Покупатель оплачивает покупку»

Образно
— пластический этюд

«Поход
в магазин»

возврат

Цепочка
специфически ролевых взаимодействий

3
этап — Проектирование предметно-игровой среды

Цель: создание условий, адекватных
уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой деятельности.

Книжный
уголок:

иллюстративный
материал на темы «Овощи», «Фрукты», «Магазин».

Атрибуты
для игры

«Супермаркет»
с набором муляжей овощей и фруктов, касса, халатики, косыночки или шапочки,
сумочки, кошельки, ценники, грузовая машина.

возврат

Последовательность
разнообразных событий

4
этап — Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Цель: развивать у детей навыки общения
со взрослыми и друг с другом

на
этом этапе происходит обучение детей правильности называния себя в игровой роли

(«Я
— продавец», «Я – покупатель», «Я — кассир»), а также называнию игровых
действий («Я взвешиваю яблоки», «Я даю сдачу») и ответу на вопросы воспитателя
об игре, игровой роли, выполняемых действиях.

проводится
беседа на темы

«Откуда
продукты берутся в магазине?», «Волшебные слова», «Как вести себя в магазине».

5
этап — Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Цель: способствовать развитию
самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения

данный
этап осуществляется через Создание подсказывающей ситуации

«Мама
идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В
магазин завезли много овощей и фруктов».

через
Побуждение детей к ролевым высказываниям

«Кто
хочет быть продавцом?», «Что делает продавец?»  

Подключение
к игре малоактивных детей

«Шофер,
в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов».

через
Обращение по ходу игры

«Покупатели,
встаньте в очередь», «Кассир, пробейте, пожалуйста, чек».

В
нашей группе пребывают дети, проживающие в домашних условиях поэтому можно
предположить наличие этапа

Игрового
сотворчества родителей и детей


Целью, которого является
 педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности
ребенка среди родителей

на
этом можно предложить родителям посетить

с
ребенком продовольственный магазин, понаблюдать за действиями продавца,
кассира, покупателей, обращать внимание на взаимоотношения покупателя и
продавца, покупателя и кассира

Оформить
папку передвижку

«Витамин
в каждой тарелке», правила для ребенка «Как вести себя в магазине».

таким
образом…Систематическая работа по формированию сюжетно – ролевой
игры не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает
их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной
стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой,—
проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не
отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.

Беседа воспитателя с детьми о профессии врача, об атрибутах, необходимых для работы врача; «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы».

Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду.

Чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»,  Е. Благинина «Больной зайка»,  В. Берестов «Больная кукла».

Рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека».

Прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Художественное творчество Лепка «Витаминки для зайчика».

Дидактические игры  :«Чудесный мешочек», «Кому что нужно для работы», «Чей предмет»,«Лечим куклу» (послушать, поставить градусник, дать чай с малиной, молоко с медом) , «Что лишнее».

Игровое упражнение “Пожалеем зайку”, “ поставь градусник».

Малоподвижная игра

“Наряди куклу  в медсестру».

Книжный уголок: предметные картинки по теме, иллюстрации.

АТРИБУТЫ:  кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские для врача, руль, аптечка.

Комплект игры «Доктор »: градусник, шприц, бинт, вата – кусочки поролона, пипетка, фонендоскоп,

молоточек, шпатель для осмотра горла, грелка,  микстура, таблетки – рисунок на картоне, бутылочки из-под лекарств. Ростомер.

1. Создание проблемной ситуации «Кукла Кира заболела» ( посещение врача в детском саду),

«Вызов скорой помощи»;

«Скорая помощь увозит Киру в больницу».

Вопросы по ходу игры.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»

Сообщение из опыта работы:

«Руководство сюжетно-ролевой игрой

воспитателем в младшей группе»

Автор: воспитатель Курдюкова Марина Борисовна

2019-2020 учебный год

Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем в младшей группе.

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.

Первые сюжетно-ролевые игры в младшей группе связаны с рядом условий:

  • наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

  • накопление предметно-игровых действий;

  • наличие игрушек;

  • частота общение с взрослыми;

  • развитие ребенка.

Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры:

Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине).

Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки).

Игрушки – персонажи (куклы и мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего) ,также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок.

Полуфункциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Решаются 4 задачи:

  • Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре.

  • Тактично руководить выбором игры.

  • Приучать детей соблюдать во время игры правила.

  • Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу.

С помощью родителей необходимо оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает малышей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

Характерная особенность развития сюжетно-ролевой игры в младшей группе –постепенный переход мотива из процесса игры в результат. Это прослеживается на характере игровых действий: у детей младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении – зачерпывание, строгое горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы). Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже и объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и однообразно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включается в игровое общение. Становление игровой деятельности зависит и от расширения у детей представлений об окружающей среде.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества, однако, в младшей группе воспитатель играет вместе с детьми.

Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры необходимо обратить внимание не только на воображаемый смысл игровых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому уже в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворения от реальной ценности свершенных действий в игре действий. Это помогает формировать нравственную сторону личности ребенка.

  • Исследование игровой деятельности младших дошкольников проводилось в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 » Радуга» в группе №2 » Звездочки». Свою работу я начала с анализа плана воспитательно –образовательной работы. Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём – наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (дидактических игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, игр-забав). Планируются дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. На прогулке планируются не только условия для возникновения и развития игр детей, но и сами играем с детьми. В плане указываем тематику игры, атрибуты, игрушки. В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, в плане определяется название и цель игры. НОД в группе целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Все задачи, приемы, методы, материалы, оборудование мы прописываем в плане работы. Основное место во второй половине дня занимает разнообразная игровая деятельность детей. В календарном плане мы отражаем не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями мы планируем условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. Также мы планируем своё личное участие в играх детей. Мы планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Затем я проанализировала предметно-игровую среду в группе. В группе педагоги постарались создать все условия для развития детей младшего дошкольного возраста. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программах под редакцией М.А. Васильевой, «От рождения до школы» и согласно ФГОС:

— Удовлетворять потребность малыша в движении. — Формировать положительный эмоциональный настрой. — Побуждать детей к активной речи. — Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. — Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей

Целевые ориентиры

Состояние игры в данной возрастной группе можно оценивать по уровню сформированности игровой деятельности. Наблюдения показали, что дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. К концу 3-го года жизни дети уже пытаются готовить условия для своих игр. Игровые замыслы возникают спонтанно, чаще при виде какой-либо игрушки. Так же произвольно или по желанию ребенка привлекаются к игре и другие дети.

Исследование игровой деятельности детей в младшем возрасте подтвердило, что основным содержанием игр детей 3-4 лет жизни являются действия с предметами. В конце 4-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок .Наблюдения за сюжетно- отобразительными играми показали, что к концу 4-го года жизни дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщённым игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, а так же значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм.

Дети группы осознанно принимают от взрослого указания и выполняют действия с предметами-заместителями. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом. Дети переходят к обобщённым действиям.

Для развития игровой деятельности в группах младшего возраста необходимо иметь разнообразные дидактические игрушки, материалы, предметы разных форм, величин, качества и назначения. Разнообразие предметной среды носит развивающей характер и способствует формированию игровой деятельности на более высоком качественном уровне.

В работе с детьми младшего возраста можно использовать проблемные ситуации и словесные инструкции для активизации мыслительных операций детей. При этом важно учитывать специфику данного возраста и понимать содержание детских проблем. Спокойная, доброжелательная обстановка, внимательное наблюдение за действиями детей, индивидуальные игры-занятия, ежедневный учет игровых умений и навыков каждого ребенка позволит воспитателю определить положительное или недостаточное развитие игровой деятельности. Названные факты являются непременными педагогическими условиями развития игровой деятельности третьего года жизни.

Игра для ребенка 3-4 лет — это способ познания действительности, способ примирения с пугающими его явлениями жизни, через игру происходит адаптация ребенка к окружающему миру, социализация его в обществе. Именно поэтому анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников показался нам особенно актуальной темой для исследования.

Цель исследования игровой деятельности — анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников.

Гипотеза исследования – предполагается , что уровень развития игровой деятельности напрямую взаимосвязан с развитием когнитивных способностей, таких как внимание, память, мышление и речь, воображение и восприятие.

Задачи исследования:

  1. проанализировать игровую деятельность дошкольника как психолого-педагогическую проблему;

  2. раскрыть роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста;

  3. раскрыть сущность педагогического руководства игровой деятельностью младших дошкольников;

  4. провести диагностику ( целевые ориентиры) когнитивных способностей и уровня развития игровой деятельности младших дошкольников;

  5. разработать на основании проведенного исследования рекомендации для педагогов по развитию и совершенствованию игровой деятельности младших дошкольников.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).

Применение теоретических методов исследования показали, что пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Кроме того, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. И здесь главными педагогическими задачами являются:

  1. – оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

  2. – расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

  3. – поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

  4. – создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Исследование проводилось в одной младшей группе среди детей 3-4 лет.

Выборка: 16 детей в возрасте 3-4 лет.

Методы исследования – наблюдение и анкетирование.

Основными аспектами наблюдения являлись:

  • — игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

  • — разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

  • — зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

  • — характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводилось в естественных условиях, что позволило увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности.

Это исследование показало, что общий уровень развития игровой деятельности в младшей группе детского сада средним.

Из 16 детей, 4 обладают низким уровнем развития игровой деятельности, что составляет 10% из всех детей; 4 детей обладают высоким уровнем развития игровой деятельности, что составляет только 10% всех воспитанников; остальные 8 детей (80 % группы) находятся на среднем уровне развития игровой деятельности.

Средний уровень развития игровых умений у ребенка прежде всего свидетельствует о нехватке и недостатке времени, сил, способностей и пр. для полноценной игры, а следовательно, не происходит необходимого и адекватного возрасту развития, что неминуемо грозит определенными проблемами в будущем. Для того, чтобы избежать этих печальных для детского развития последствия необходимо развивать игровую деятельность, при чем это развитие должно отражать основные направления умственного развития ребенка, совершенствования его навыков ориентирования в окружающем мире.

Диагностика ( целевые ориентиры) когнитивных процессов показала, что при среднем уровне развития игровых навыков в группе наблюдается средний уровень когнитивного развития, что обязательно скажется на последующей подготовке этих детей к школьному обучению. При этом необходимо отметить особенно низкий уровень развития воображения, что и служит основным препятствием для развития игровых навыков, но при этом высокий уровень развития восприятия показывает воспитанников как способных учеников и позволяет делать благоприятные прогнозы относительно результатов их развития игровыми средствами, предлагаемыми далее.

Ведущей и основной задачей в развитии игровой деятельности является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия. При этом основной формой реализации этой задачи является игра. В соответствии с этой задачей все предлагаемые развивающие игры делятся на 5 блоков:

1 блок – игры, развивающие память.

2 блок – игры, развивающие внимание

3 блок – игры, развивающие восприятие

4 блок – игры, развивающие мышление и речь

5 блок – игры, развивающие воображение

При формировании занятий (НОД) использовались различные виды игр – дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры за столом, игры с песком и водой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15»

«Методы и приемы руководства

сюжетно – ролевой игры детей 3-4 лет»

(выступление на семинаре «Психолого-педагогические и средовые условия для сюжетно-ролевых игр дошкольников» 01.12.2021 г.)

воспитатель

высшей квалификационной категории

Паромова Н.А.

Чернушка, 2021

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый уровень. Соответствует возрасту 3-4 лет. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников.

Понимая, что игра – творческая и самостоятельная деятельность детей, признаю необходимость развития игровых умений детей при участии взрослого. Только в этом случае игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей этого возрастного периода. Вместе с тем влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.

В тех случаях, когда взрослый берет на себя полностью организацию игр, у некоторых детей наблюдается такая игровая деятельность, которую можно назвать совместной или неполной совместной. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такая картина состояния сюжетной игры соответствует первому уровню развития игры, по классификации Д.Б. Эльконина (1978) и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Следует отметить, что первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

— обогащение впечатлений об окружающем мире;

— обучающие дидактические игры;

— своевременное изменение игровой среды;

— проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», по которой мы работаем, посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Во 2-й младшей группе основной прием, по мнению Н.Ф. Тарловской, — прием параллельной игры, когда педагог берет на себя по согласованию с играющим ребенком ту же роль, что и ребенок, и в этой роли непринужденно руководит игрой, подсказывает, предлагает новые повороты сюжета. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог дает образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Поставила перед собой задачу определить эффективные методы и приемы на каждом этапе развития игровой деятельности.

План

руководства сюжетно-ролевой игры «Больница» в младшей группе.

Этапы

Программное содержание

Методы и приемы

1 этап

Формировать представление о профессии врача (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)

Косвенные приемы: Рассматривание иллюстрации о докторах, врачах.

Чтение художественной литературы «Доктор Айболит»

Презентация «Профессия доктор»

Мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок»

Экскурсия в медицинский кабинет.

2 этап

Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Комплексные методы:

Внесение атрибутов к игре; Изготовление игрушек– заместителей (таблетки, лекарство),

Дид. игра «Это кто?», «Загадки движения», «Что делает?», «Кому что нужно?»

3 этап

Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Параллельная игра: образцы ролевого диалога «Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? «Больной»:  Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. У вас температура 39 градусов —  это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда (вежливое обращение доктора к больному и больного к доктору).

Комплексный метод: проблемное (активизирующее) общение в процессе игры (побуждение к ролевому диалогу)

распределение обязанностей (доктор, лечит больного, пациент выполняет предписания доктора.)

4 этап

Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Больница»

Прием параллельной игры новые повороты сюжета (Доктор выписал лекарство, пациент идет в аптеку).

Прямые методы: предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, показ образца игрового действия (Ставит термометр). (Смотрит шпателем горлышко).. (Слушает дыхание).

Комплексный метод: последовательность действий («Доктор принимает больного», «Доктор» выписывает рецепт,

«Больной»  уходит в аптеку покупать лекарство, выполняет лечение дома.

В результате проделанной работы, были составлены планы руководства сюжетно ролевыми играми в младшей группе по темам: «Парикмахерская», «Шофер», «Больница», которые я применяю в практике работы. Данные планы помогают мне оптимально реализовать руководство сюжетно-ролевой игрой. Дети успешно овладевают игровыми действиями, осваивают ролевой диалог, ролевые действия последовательны и разнообразны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Комплекс с каприловой кислотой нсп инструкция по применению
  • Валерьяна форте инструкция по применению таблетки
  • Отдел статистики руководство
  • Бурана таблетки инструкция по применению цена
  • Мида ди 12п руководство по эксплуатации