Конспект руководства сюжетно ролевой игрой в младшей группе

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе

Игра «Печем пирожки»

Цель: учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Задачи:

1. Образовательная.

Знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне

2. Развивающие.

Развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас словами — начинка, противень, тесто, духовка.

3. Воспитательне.

Прививать желание помогать маме на кухне, воспитывать уважение к чужому труду, закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Интеграция областей: безопасность, коммуникация, чтение художественной литературы, физкультура

Виды деятельности:

двигательная,игровая,продуктивная,коммуникативная,трудовая,чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Чтение потешки «Я пеку,пеку,пеку…»,экскурсия на кухню в дет. саду, пригласить повара в группу для знакомства с детьми, попросить родителей рассказать детям об алгоритме приготовления пирожков, беседа с детьми о безопасности с огнем, консультация для родителей «игра в жизни ребенка».

Методы и приемы:

сюрпризный момент, создание игровой ситуации, худ. слово, физкультминутка, помощь воспитателя — показ, вопросы, похвала, поощрение.

Оборудование:

кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам,предметы-заместители

Содержание:

Воспитатель:

-Саша, ты хочешь со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Ты хочешь пирожок? Давай еще Настю позовем и Софью. Девочки тоже хотят играть.

-Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом).

-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)

-Софья, ты с чем любишь пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок).

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно ис пользовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.

-Вот здесь будет Сонин пирожок с повидлом. А с чем Матвей любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, Матвей пирожок с яблоками и Насте пирожок слепим, и Кристине.

-У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?

-Катя, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.) Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка?

-Аня, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.)Это плита? Включай побыстрей! Поставили пироги. Пока пекутся, можно и отдохнуть, поиграть немножко.

-Ваши ручки любят играть? И умеют вот так махать, как птички крылышками? А вот так клевать зернышки умеют? А кричать ку-ку у вас получается? Раз вы у меня такие большие и умные, давайте поиграем.

Кукушка

Летела кукушка

Мимо сада

(машут руками).

Поклевала

Всю рассаду

(пальцами левой руки «клюют»).

И кричала

Ку-ку-мак

(делают «клювики» из пальцев).

Зажимай один кулак.

(Повторить два-три раза.)

-Хорошо поиграли. А как там наши пирожки?

-Понюхайте, как вкусно пахнет.

-Катя, посмотри, пирожки уже зарумянились?

-Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!

-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Настя?

-Кушай, девочка! Вкусно?

(Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.)

-Кристина, мы ведь играем. Это же не настоящий пирожок. Вот так его едим — «понарошку». А в рот брать не нужно.

-Вот какие пирожки получились вкусные.

-Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков.

-Поля, У нас остались пирожки? Конечно! Ты хочешь куколку покормить? Вот так, как я. Кушай, куколка. Вкусный пирожок. Я тебе еще испеку.

-На этом игра может быть закончена. Можно переключить детей на другой вид деятельности. Если они выразят интерес к продолжению игры, можно еще раз «замесить» тесто, «испечь» пирожки, угостить кукол, зайчиков и т. д. Точно так можно «готовить кашу»«суп» и т. д.

Игра «День рождение куклы»

Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Задачи:

Образовательная:

Знакомим детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, знакомим детей со столовой посудой

Развивающие:

Развиваем игровые умения и навыки. Учим правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащаем словарный запас-чашка, блюдце, сахарница, салфетки.

Воспитательные:

Воспитываем желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.

Интеграция областей:

Безопасность, коммуникация, чтение художественной литературы

Виды деятельности:игровая,коммуникативная,двигательная,музыкально-художественная,чтение худ. литературы.

Предварительная работа:

Празднование день рождения детей в группе, пение песен-«каравай»«уж я Танюшке пирог испеку»«день рождение» и др., игры — хороводы, подвижные игры, рассматривание сюжетных картинок, привлечение родителей к изготовлению и приобретению атрибутов для игр

Оборудование:

Чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка.) Можно использовать предметы-заместители.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, показ воспитателем игровых действий и участие в игре, обеспечение игровым материалом, привлечение иллюстративного материала и худ. литературы

Содержание:

Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай, а сам печёт пирог, приговаривая:

Уж Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая.

(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)

Дети собираются на день рождения, по совету педагога Филипп берёт, например, мишку и говорит, что Мишка несёт Кате в подарок мёд и большую шишку.

Кукла радостно встречает гостей, благодарит их:

-Спасибо, Аня. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка — побегайка пришёл. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, мёдом угощайся.

Гости поют песню «День рождения» (муз. В. Герчик, слова Н Френкель):

Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто,

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все,

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней.

Веселимся и играем.

Дальше дети читают стихи. Например: А. Барто «Флажок» и дарят флажок Кате и т. д.

-А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего Кота»). Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно.

Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом -дети, затем детей догоняет Катя.

-Вот какой день рождения был у Кати. Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает.

При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

Игра «Куклы на прогулке»

Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Задачи:

Образовательная:

Знакомить детей со способами сооружения не сложных построек, закрепляем алгоритм одевания куклы.

Развивающая:

Развиваем стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащаем словарный запас — прогулка, дорога, поезд, машина, горка

Воспитательная:

Воспитывать интерес и уважение к друг другу, воспитываем желание соблюдать нормы поведения, закрепляем умение распределять роли, поощряем самостоятельность детей.

Интеграция областей:

Безопасность, коммуникация, чтение худ. литературы

Виды деятельности:

Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, чтение худ. литературы

Предварительная работа:

Занятия по конструированию (темы построек -дорожки, поезд, машина, ворота, горка и т. Д,рассматривание сюжетных картинок, стихотворение «мчится поезд»«Катя в яслях», потешка «Катя, Катя маленькая»

Материал и оборудование:

1. Набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.

2. Куклы разных размеров.

3. Машины разной величины.

4. Образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки и т. д.

Методы и приемы:участие воспитателя в игре,обеспечение игровым материалом,беседы и разговоры по поводу замысла игры,совместное изготовление элементов игры

Содержание:

Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.

-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков-попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.

Дети одевают кукол.

Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.

Во время одевания кукол желательно прочитать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Одели на ножки

Красные сапожки.

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Или:

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:

Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом:

Топ-топ.

Мама водит взад-вперёд,

Дочка ходит взад-вперёд:

Топ-топ.

(Из кабардино-балкарской песенки» Топ-топ».)

Если же дети построят поезд, то во время поездки на нём уместно вспомнить стихотворение Э. Мошковской «Мчится поезд».

При повторении игры вводится строительство одной — двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка).

В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

Игра «Парикмахерская»

Цель: Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Задачи:

Образовательная:

Знакомить детей с профессией парикмахера и правилами поведения в парикмахерской.

Развивающие:

Развивать игровые умения и навыки, расширять знания о профессии парикмахера, обогащать словарный запас -расческа, фен, ножницы, зеркало, лента, бант.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к профессии парикмахера, закреплять умения, наблюдения в группе, воспитывать уважение к друг другу.

Интеграция областей:

Безопасность, коммуникация, чтение худ. литературы.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, чтение худ. литературы

Предварительная работа:

Рассматривание сюжетных картинок, дид. игры «Вкладыши-профессии»,рассказ детям о работе парикмахера, попросить родителей отвести детей в парикмахерскую, показать им как работает мастер, потешка «Расти коса»

Методы и приемы:

Показ игровых действий и участие в игре, обеспечение игровым материалом, привлечение иллюстративного материала и худ. литературы, поощрение детей к изменению игрового сюжета.

Оборудование:

Расчёски, ножницы (предметы заместители, банты, ленты (в 2-3 экземплярах, зеркало, куклы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям:

— У Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую причёску. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Кристина, а ты хочешь причесать свою куклу?

-Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером.

-Я причешу Катю, а ты свою куколку. Теперь давай подстрижём нашим им чёлки. Вот так. И сзади тоже подстрижём волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы постригли им волосы. для этого ещё раз причешем их.

— Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей куклы платье какого цвета?

-Какой ты выберешь бантик?

-Вот какими красивыми стали наши игрушки. Теперь мы всё уберём и пойдём в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения.

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом»«вместе» .

Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета«папа» и «мама»приводят дочку к парикмахеру, который её стрижёт, затем идут в «кино» и т. д.

Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу:«Подстригите, пожалуйста»«Причеши, пожалуйста», благодарить за причёску и т. п.

Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса»

Игра«Семья»

Цель:

Организация социально-личностного развития детей 3-4 лет на основе сюжетно — ролевой игры.

Задачи:

1. Учить обогащению социально — игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама-ребенок, врач-пациент, фармацевт — клиент). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Методы и приемы:

1. Обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки — пупса (в семье появился малыш);

2. Введение проблемной ситуации (малыш заболел);

3. Задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек — самоделок;

4. Напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;

5. Беседа по поводу дальнейшего хода игры;

6. Советы;

7. Беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;

8. Напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;

9. Индивидуальные задания, поручения;

10. Наводящие вопросы;

11. Своевременное изменение игровой среды;

12. Создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответ -ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;

13. Косвенное руководство игрой;

14. Раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;

15. Поощрение;

16. Подведение итогов — аналитик – синтетический метод.

Предварительная работа:

1. Беседы на тему«Моя семья»«Как я маме помогаю»«Кто кем работают»;

2. Рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;

3. Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;

4. Наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

5. Обучающие игры «Приготовим куклам обед»«Купание куклы»«Даша проснулась»«Кукла хочет спать»«Куклы собираются на прогулку»;

6. Совместные игры детей с воспитателем;

7. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Алёнушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка — забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит», А. Крылов «Заболел петух ангиной»;

8. Сюжетно ролевые игры«Угощение»«Стройка»«Маленький помощники»«Дочки — матери»

Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»

Атрибуты: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки – заместители и д. р.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровые роли: мама, папа, бабушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шоферы, строители.

Ход совместной деятельности.

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Дети: малыш!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: ему нужны мама и папа.

Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.

Дети высказывают желания по распределению ролей.

Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.

Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.

Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.

Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой?

Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Ребенок — дочь: помогаю маме и папе.

Воспитатель: Очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?

Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)

Воспитатель: Ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. У нас еще будет работать аптека и пункт скорой медицинской помощи.

Идет распределение ролей.

Воспитатель: Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?

Воспитатель: Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?

Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерить давление и температуру.

Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.

Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.

Ребенок – фармацевт: я буду делать и продавать лекарства.

Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.

Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?

Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал, наверное, ему нужна новая соска.

Папа: я могу съездить в аптеку купить сыночку новую соску.

Бабушка: может — быть еще что-нибудь нужно купить в аптеке для малыша?

Мама: да, вот еще закончилось детское питание, памперсы и клеёночку нужно купить.

Папа обращается к бабушке: А Вам, что купить?

Бабушка: Мне доктор выписал рецепт на новые очки. Купи мне их, пожалуйста. Вот возьми рецепт. Дима ты хорошо запомнил, что нужно купить? Алёна, напиши ему список, а то он что-нибудь забудет.

Мама пишет список и перечисляет, что нужно купить.

Папа идет в гараж — протирает машину, заводит ее, едет в «Аптеку».

Бабушка: посмотри, внученька, мне кажется — маленький опять капризничает.

Дочка: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.

Мама: дочка мне нужна твоя помощь, пойдем в ванную, поможешь мне купать малыша.

Бабушка напоминает, что нужно постелить пелёночку и полотенце.

Купая ребенка, мама приговаривает: водичка, водичка, умой мое личико…

Затем куклу одевают и укладывают в кроватку.

Папа вернулся с покупками.

Бабушка: Алёна, разбери сумки и посмотри: Дима ничего не забыл?

Мама. Вот: новая соска, очки для бабушки, детское питание, клеёночка и памперсы.

Мама просит дочку помыть соску, а сама идет накрывать стол к обеду.

Бабушка спрашивает«Что у нас сегодня на обед?»

Мама: борщ, котлета, пюре и салат. А для маленького — молочная кашка.

Накрывает на стол и семья садится обедать.

После обеда бабушка предлагает маме остаться дома и навести порядок, а она с внуками пойдет на прогулку. Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.

После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.

Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.

Папа по телефону вызывает «скорую помощь».

— Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Заболел ребенок.

Врач: Назовите ваш адрес.

Папа: улица Пушкина, дом № 26.

Врач: Ждите, выезжаем!

Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.

Бабушка предлагает вымыть руки.

Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.

Семья провожает доктора.

Мама радостно объявляет, что ребенок выздоровел.

Бабушка с мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.

Итог игры: игра закончена, наводим порядок.

В какую игру мы играли?

Какие роли вы выполняли в игре?

Что делали ваши персонажи?

Молодцы, ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам! Бабушки все любят радовать своих близких пирогами. Вот и я испекла пирог, будем вместе пить чай и угостим наших гостей

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Магазин» во второй младшей группе

I. Задачи руководства:

— Расширить и уточнить представление детей об одном из основных объектов городской инфраструктуры: магазин; правилах поведения в магазине.

— Формировать представления о трудовых действиях продавца, результатах труда.

— Расширить словарный запас: касса, чек, оплата, сдача, кошелек.

— Развивать умение детей объединяться в игре.

— Развивать умение детей взаимодействовать по ходу игры: распределять роли, подбирать атрибуты и т.д.

— Формировать доброжелательные отношения, чуткость, внимательность, культуру общения. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

II.Подготовка к игре:

1) план подготовки к игре «Магазин»

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Изготовление «бейджиков» из картона

Изготовление «ценников» из картона

Изготовление «денег»: бумажные купюры и монеты из картона

Изготовление вывески «Магазин «Овощи – фрукты» из ватмана

Изготовление шапочки продавца из бумаги

Изготовление чеков из бумаги

Изготовление кошельков из бумаги в технике оригами

Изготовление овощей и фруктов из пластилина

Оформление прилавка магазина

Беседа на тему: «Назначение различных магазинов».

Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Рассматривание картинок: «Профессия «Продавец», «В магазине».

Рассказ воспитателя о профессии продавца.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите лук».

Предложить родителям с детьми понаблюдать в магазине за работой продавца.

Проведение дидактической игры «Магазин».

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный).

Рисование «Овощной магазин».

Дидактическая игра «Лото».

Словесная игра «Вежливые слова»

Игровая ситуация «Продавец обслуживает покупателя»

Показ словесного образца «Диалог между покупателем и продавцом»

Игровые упражнения: «Сдай сдачу»,

«Выбей чек», «Взвесь товар», «Посчитай на калькуляторе», «Расплатись за товар».

2)

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Магазин

Продавец

Покупатель

Касса

Бейджик

Деньги

Калькулятор

Чеки

Ценники

Халат

Шапочка

Весы

Сумка

Кошелек

Деньги

Обслуживает клиента

Подготавливает товар к продаже

Выкладывает товар на витрину, полки

Пробивает чек

Раскладывает ценники

Взвешивает товар

Сдает сдачу

Помогает упаковывать товар

Общается с клиентом

Выбирает товар

Общается с продавцом

Расплачивается за товар

Упаковывает товар

«Здравствуйте…»

«Рады приветствовать Вас в нашем магазине…»

«Я бы Вам посоветовала»

«Что вы хотите купить?»

«Сколько Вам взвесить?»

«С Вас…»

«Возьмите сдачу»

«Спасибо за покупку»

«До свидания…»

«Здравствуйте»

«Дайте, пожалуйста, …»

«Подскажите, это свежее?»

«Какую сумму я Вам должен?»

«Спасибо»

«До свидания»

Сопутствующие сюжеты

3) Схема игрового пространства

1 – Стеллажи с товаром 2 – Прилавок 3 – Место продавца 4 – Место покупателя 5 – Воспитатель с игрушкой

III. Ход игры.

Приемы создания интереса к игре.

Воспитатель вносит в группу игрушку Зайчика. Воспитатель выступает в роли рассказчика и организатора.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел зайчонок Морковкин. Он просит нашей помощи. У зайчика завтра будет День Рождение. Он ждет в гости своих друзей зверюшек. Ему необходимо приготовить праздничный стол, а для этого нужно сходить в магазин и купить овощей для салата и фруктов. Поможем Морковкину?»

Сговор на игру.

Воспитатель: «Ребята, вы хотите поиграть в магазин «Овощи-фрукты»? Поможем купить Морковкину продукты? Давайте вспомним, кто работает в магазине? Что необходимо продавцу в магазине и покупателям? В роли продавца у нас будет Алла, мы с зайчиком Морковкиным будем подсказывать Вам какие продукты необходимо приобрести, а остальные дети будут покупателями».

Основное игровое содержание.

Воспитатель использует игровые упражнения в ходе игры: «Сдай сдачу», «Выбей чек», «Взвесь товар», «Посчитай на калькуляторе».

Приемы поддержания и развития игры (описание приемов).

— новая игровая ситуация — в магазин привезли арбузы и дыни.

— вносится новое игровое оборудование: корзины с арбузами и дынями.

— приход в магазин грузчика.

Приемы формирования взаимоотношений в игре (описание приемов):

— напоминание;

— образец речевого оборота;

— похвала.

IV. Окончание игры.

Воспитатель: «Ребята, вы – молодцы! Помогли Морковкину купить продукты для праздничного стола. Магазин закрывается на обед. Всем спасибо за участие и за помощь зайке. Морковин вас благодарит».

V. Оценка игры.

Воспитатель спрашивает детей понравилась ли им игра. Какие моменты игры понравились больше всего. Спрашивает, что купил каждый покупатель. Оценивает вместе с детьми каждую роль. Приглашает детей к столу на обед.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/433208-konspekt-po-rukovodstvu-sjuzhetno-rolevoj-igr

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного
вида №3 «Ромашка»

Конспект

руководства
сюжетно-ролевой игрой

«Больница»

для
детей младшей группы

Выполнила:

Воспитатель
Бабошкина Л.С,

Программное содержание:

Учить взаимодействовать в  сюжетах  с
двумя действующими лицами (врач,
больной);

Учить
детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников;

Способствовать
возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных
произведений (потешек, сказок, стихов);

Подводить
детей к понимаю роли в игре;

Развивать умение выбирать роль, выполнять в
игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий:  (делать уколы кукле Кате,
делать процедуры, выписывать рецепты);

Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм,
формирование игровых умений ,развитых культурных форм игры;

Развивать умение взаимодействовать и ладить
друг с другом в

непродолжительной совместной игре.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал и
оборудование:

 Детский набор «Больница» (градусник, шприц, фонендоскоп,
бинт, вата), стулья для пациентов, халаты и шапочки для врача и медсестры,
кукла, листочки и ручки, пустые коробки из под лекарств.

Предварительная работа:

Беседа на тему «Больница»

Рассматривание иллюстраций, знакомство с
медицинскими инструментами (шприц, вата, термометр, бинт).

Чтение художественной литературы К. Чуковский
«Айболит,  В.Сутеев  «Про бегемота, который боялся прививок»;

Игровые роли:

Доктор,
медсестра, больные.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках.

В.: На
свете много профессий разных,

И все
они людям нужны,

От самых
простых и до самых важных,

Все
они в жизни важны.

Вот,
например, профессия врача.

Как
жили люди без нее на свете?

Врачи
нужны повсюду и всегда,

Чтоб
росли здоровенькими дети.

Врач
всех внимательно осмотрит и узнает,

Что у
кого и где болит.

Ну, а
затем диагноз он поставит

И лишь
потом начнет лечить.

Врач
нужен всегда, нужен везде,

Чтобы
спокойно жить на Земле

В: Ребята, если
кто-то заболел, взрослые или дети, мы куда обращаемся?

Д: В больницу.

В: Да, правильно. В чем же заключается работа врача?

Д:  Лечить людей.

В: А, каким должен быть врач?

Д: Внимательным, заботливым, добрым.

В: Молодцы, ребята! Что ж, наступил наш час,
поиграем мы сейчас! Хотите играть?

Д: Да!

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

В: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Что нужно доктору? Для этого мы
возьмем наш волшебный мешочек.

Дети выбирают из предложенных предметов нужные
врачу и рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет).

Шприц — делать укол.

Термометр — измерять температуру.

Вата — смазывать раны.

Бинт — перевязать рану.

В: Дети кто-то у нас в
уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Катя. Сейчас я у неё спрошу, что случилось
и вам расскажу.

В: У куклы Кати болит горлышко. Она гуляла на улице промочила ножки и
простудилась. Надо срочно что-то делать. Я придумала!

Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я
буду доктором. Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь
лежат лекарства,

градусники, шприцы для уколов, бинты…

А еще мне нужна помощница —
медсестра. Она будет выписывать рецепты и делать процедуры. Кто хочет мне
помочь? 

(выбираем медсестру из детей по считалке)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и
присела,

А четыре — улетела.

В.: Ты, Маша, будешь значит медсестрой, присаживайся ко мне вот
сюда. Приступим. (обращается к кукле)

 Катюша, давай я тебя осмотрю. Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю
тебя. Открой ротик
— горлышко красное. Сейчас медсестра напишет тебе рецепт: это сироп от кашля. И ты
обязательно поправишься.

 До свиданья, Катюша, больше не
болей
!

 В.: Ребята,
а теперь давайте кто-то из вас будет доктором.

Д:Давайте!

В.: Выбираем
по считалочке доктора и медсестру среди ребят. (
Пример: доктор- Гоша, медсестра
— Ксюша)
.

Воспитатель выступает в
роли наблюдающего и в случае надобности помогает корректировать игровые
действия детей
.

В.: Приходите на прием к врачу. Чтобы не
толкаться, не мешать друг другу пациенты могут присесть на стульчики и ждать
своей очереди. Посмотрите сколько пациентов сидят на стульчиках и у всех что то
болит, давайте им поможем?

Самостоятельные игровые действия детей под
косвенным руководством воспитателя:

Врач: Здравствуйте, больной!
Проходите, садитесь! Что у вас болит?

Пациент: Здравствуйте. Я упал и у меня болит рука.

Врач: Давайте
посмотрим, что у вас с рукой. Какая большая рана, сейчас мы её обработаем
хорошо, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она
вам сделает обезболивающее лекарство (делает шприцом укол). Выздоравливайте. До свидания.

Пациент: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте.
Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?

Пациент: У меня болит
живот.

Врач: Давайте
посмотрим, послушаем больного«Дышите, не дышите» (врач
осматривает больного)
.
Медсестра, выпишите больному таблетки.

Воспитатель: Все люди
проходят осмотр, делают прививки, осматриваются врачом. Видите ребята, врачи
помогают и взрослым и детям. За это мы им скажем что?

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Всегда
внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье —

Он больше всех бывает рад!

Выход из игры:

В: Наша больница  сегодня закрывается, она
откроется завтра! Все инструменты необходимо помыть и привести в порядок для
приема следующих пациентов. Молодцы,  ребята. До новых встреч!

Сюжетно-ролевая игра в младших группах «Семья»

Цель: развиватие игровые умения по сюжету  « Семья».

Задачи:

 — учить детей принимать на себя роль мамы и папы;

— Развивать навыки общения в процессе игровой деятельности;

— воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;

Предварительная работа: чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.

Оборудование: атрибуты для игры «Дочки-матери».

Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол). 

Воспитатель машет палочкой и говорит: «Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму (папу)». Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?

Дети: В детский сад.

Воспитатель:  Для чего мы приехали в детский сад?

Дети: Забрать своих детей домой.

Воспитатель:  Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вам, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

 Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.

 Дети берут кукол.

Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.

 Дети встают на разные места, расположенные в группе.
Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать. 

Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей, моют посуду . 

 Стелют постель. 

Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг. 

Хороводная игра «Наша кукла»

 Наша кукла погуляла,

 А потом домой пришла.(Дети ходят по помещению.)

 Обувь и одежду кукла

Быстро в шкаф убрать смогла  (Имитируют движения.)

 В ванной ручки кукла мыла  (Имитируют движения.)

 Вытирала их потом.

 На диване посидела,

 Наблюдала за котом.(Садятся на ковер и имитируют наблюдение)

 За столом она поела,(Имитируют движения.)

 Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)

 И, надев пижаму, кукла  (Имитируют движения.)

 Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)

 Кукла, спи и отдыхай,

 Баю – баю, баю – бай  (Лежат на ковре некоторое время в удобной для них позе).

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад. 

Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает. Воспитатель принимает кукол в детском саду. 

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?

 Дети рассказывают.

 Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.

Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.

 Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?

 Дети делятся впечатлениями.

 Воспитатель: Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.

Дети вместе с воспитателем наводят порядок.

Библиографическое описание:

Труфанова, М. Ю. Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе «Больница» / М. Ю. Труфанова, Т. Л. Тарасова, Е. С. Шевцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5663/ (дата обращения: 22.05.2023).




Цель:

Сформировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия.


Задачи:


Образовательная

: формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (помощник доктора, доктор, пациент). Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные);


Развивающая:

развивать речь детей, навыки взаимодействия друг с другом;


Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.


Методическое обеспечение:

кукла Катя

,

детский набор «Больница»

(градусник, шприц, фонендоскоп, бинт, вата, др.)

; стулья для пациентов; халаты для доктора и медицинской сестры; рецепты.


Предварительная работа:

экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;беседы на тему: «Поход к врачу в поликлинику» и др.

,

рассматривание иллюстраций:

«Больница»

,

«Аптека»

;чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит, В. Сутеев

«Про бегемота, который боялся прививок»

;

дидактические игры:

«Кто это?»

, «Кому что нужно,

«Что делает?»

, создание и проигрывание игровых и проблемных ситуаций; обучение игровым приемам.


Словарная работа:

градусник, температура, витамины, таблетки, лечит.


Ход.


  1. Оргмомент.


Воспитатель:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!


(Дети здороваются с гостями.)


Воспитатель:

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.


(звучит фонограмма плача ребенка)


  1. Мотивационно-ориентировочный этап.


Воспитатель:

Ой, кто-то плачет.

Да это же наша Катенька. Здравствуй Катя.

(Дети здороваются с куклой).


Воспитатель.

Что случилось с тобой?


Воспитатель.

Катя мне на ушко сказала, что она у нее температура, болит горло и кашель.


  1. Поисковый этап.


Воспитатель.

Ребята, а мы можем помочь Кате? Как?


Дети

. Мы отведем ее в больницу к врачу, и он ее вылечит.


  1. Практический этап.


Воспитатель.

Тогда пойдемте в больницу.


Воспитатель.

Ну, вот мы и пришли в больницу.

— Сейчас я буду врачом и надену белый халат. А вы ребята будете мне помогать принимать больных. (Дети садятся на стулья).


Воспитатель.

Давайте Кате измерим температуру. Что мы возьмем?


Дети:

Градусник.


Воспитатель.

Давай Катя, мы поставим тебе градусник.

— Помоги Оля, поставить Кате градусник. (Ребенок ставит кукле градусник).

— Оля, посмотри, высокая у Кати температура?


Ребенок.

Да.


Воспитатель.

А теперь посмотрим горлышко у Кати.

— Что мы возьмем для этого?


Дети

. Палочку.


Воспитатель.

Правильно, эта палочка называется медицинский шпатель.

— Посмотри, Ваня горлышко у Кати.

— Красное горло у Кати?


Ребенок.

Да.


Воспитатель.

А, что еще доктор должен сделать?


Дети.

послушать Катю.


Воспитатель.

Чем будем слушать Катино дыхание?


Дети.

Трубочкой, слушалкой.


Воспитатель.

Правильно трубочка называется фонендоскоп.

(воспитатель предлагает ребенку слушать куклу).


Ребенок.

«Дышите, не дышите».


Воспитатель.

Дыхание свободное, без хрипов?


Ребенок

. Да.


Воспитатель.

Чтобы Катя быстрее выздоровела, ей нужно полоскать горло, пить чай с малиной, кипячённое молоко с мёдом, а еще Катю нужно уложить в постель и укрыть одеялом.

— Таня, дай Кате чай с малиной и уложи ее в кровать.


Воспитатель.

А теперь доктором будет Маша, я помогу надеть ей халат.

А я буду медсестрой и буду помогать доктору. (Воспитатель выступает в роли наблюдающего и в случае надобности помогает корректировать игровые действия детей)

— Кто хочет быть пациентом? (Выбирают пациента).


Воспитатель.

Доктор поздоровайтесь и спросите, что болит у пациента.


Врач

. Здравствуйте, что у вас болит?


Ребенок.



Здравствуйте, у меня болит рука.


Воспитатель.

Доктор, посмотрите, что с рукой.


Врач:

Давайте посмотрим, большая рана, надо ее промыть и перевязать.


Воспитатель.

Сейчас мы её обработаем хорошо, вот так. И сделаем повязку. Выздоравливайте. До свидания.


Воспитатель.

Кто следующий на прием к доктору? Проходите, пожалуйста.

Доктор, спросите, на что жалуется больной?


Врач.

Что у вас болит?


Пациент.

У меня болит голова.


Врач.

Давайте посмотрим, (врач осматривает больного, меряет температуру, смотрит горло, слушает его

)

.


Воспитатель.

Температура нормальная, дыхание чистое, доктор выпишите больному лекарство от головной боли, он купит его в аптеке.


Воспитатель.

Вот и вылечил наш доктор больных. Доктор, а посмотрите, спала ли температура у нашей Кати. (Врач мерит температуру)


Врач.

Температуры нет.


Воспитатель.

Наша Катя выздоровела и говорит нам спасибо.


  1. Рефлексивно-оценочный этап.


Воспитатель.

Ребята, в какую игру мы играли?


Дети.

Вдоктора.


Воспитатель.

Вам понравилась играть в эту игру?


Дети.

Да

А какие инструменты есть у врача?


Дети.

Шпатель, фонендоскоп, градусник.


Воспитатель.

Ребята, врачи помогают и взрослым, и детям быть здоровыми. Мне тоже понравилась играть с вами. В эту игру мы поиграем еще после сна. А теперь мы попрощаемся с Катей и пожелаем ей здоровья и скажем до свиданья нашим гостям. (Дети прощаются с куклой и гостями, выходят из группы)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Power bi руководство скачать
  • Прицел снайперский оптический псо 1 инструкция
  • Борри хелен firebird руководство разработчика баз данных скачать
  • Благодарность руководству за мероприятие
  • Vitiron d3 olive sun инструкция на русском