Конспект руководства театрализованными играми на разных этапах подготовки к игре

Методика руководства театрализованными играми

Методика объяснения ребенку задания «Запишем сказку» дана в книге «Чего на свете не бывает?». Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности ( Н.В.Микляева).

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки ,вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в

«специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

— В процессе работы над ролью рекомендуется:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков;

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

— подготовка театрального костюма;

— использование грима для создания образа.

Правила драматизации (Р.Калинина)

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение

эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

   Таким образом, использование театрализованной игры в занятиях помогают ощущать лёгкость и радость общения со сверстниками взрослыми. Театрализованная игра помогает решать многие программные задачи  детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, Эмоциональность театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, дают возможность использовать их в целях всестороннего развития ребёнка.

РУКОВОДСТВО ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ

ИГРАМИ

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Необходимоформировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Основныенаправленияразвитиятеатрализованнойигры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Основнымитребованиямик организации театрализованной деятельности являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание

произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п.

Итак,основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Методика руководства театрализованной игрой

 Методы руководства игрой

Прямые

Выявление желания играть

Беседа

Распределение ролей

Замечания и помощь в ходе игры

Похвала, беседа в ходе игры

Косвенные

Экскурсии

Чтение художественных произведений

Беседа, рассказ воспитателя

Работа с родителями (ст. гр.)

Игры-занятия (дидактические игры и др.)

Условия возникновения игр:

Интерес, игровые умения

Знание произведения

Атрибуты

Подготовка детей к игре-драматизации:

Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр диафильмов, видеофильмов.

Повторное чтение художественного произведения в свободное время, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.

Прослушивание произведения аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).

Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства игрой-драматизацией

Показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим

С желающими детьми проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение; последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства выразительности с помощью которых можно выразить характер героев; определяется место для игры-драматизации; размещение декораций.

Распределяются роли

— в младшей группе распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

— в старшей группе роли можно распределить: считалкой; в порядке очередности; по желанию детей.

воспитатель чаще берет на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход.

Особых репетиций игра-драматизация не требует.

В конце игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/427000-rukovodstvo-teatralizovannymi-igrami

Педагогическое
руководство театрализованными играми с детьми младшего дошкольного возраста

Много полезных
рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми
содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы
разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности,
которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным
играм.

Каждый воспитатель должен
научить ребенка театрализованной игре.

Прежде всего, необходимо
формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе
просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за
основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем
важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные
фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные
направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе
ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении
ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта
за счет освоения разновидностей театра.

Основными требованиями к
организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются:
содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение
театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех
этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех
этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать
сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь
она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

Руководство воспитателя
заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие
воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в
игру-драматизацию.

Со средними дошкольниками
не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет,
повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её
усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её
запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей.
Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В средних группах перед
игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям
разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения
персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с
появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не
следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него
должна быть именно игрой.

Вначале воспитатель
самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных
фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как
они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального
воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправь ребенка
и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно
хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять
авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по
возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со
взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса,
интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие
упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания
театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи,
как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так
же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших
персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку,
как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка.
Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за
мышку, волка. Победителю — аплодисменты.

Затем воспитатель
предлагает ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»;
«Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как
ходит петушок».

Следующий этап —
отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и
стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево
(испуг).

Только после такой
тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во
многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть
спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки.
Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней
сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать
концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок
смог обмануть хитрую лисичку, а козлята — злого волка, и придумать старую
сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные
истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу,
которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра
чей-то группы.

Когда сценарий театра
подобран, воспитатель подумывает, какой вид театра подойдет детям данного
возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности,
отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской
театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как
артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В
других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Большое значение в
развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в
роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами
художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм,
разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы,

делают их близкими детям,
возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше
нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В
игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и
педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить
содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание
иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты
персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Обогащению детей
художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают
изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать,
как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится
всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение
персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется
выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные — зрители —
угадывают, какой эпизод представлен.

Стремление к творчеству
возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику
зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной
избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и
обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может
служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры
педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих,
напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на
допущенные неточности «Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не
покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за
своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче
изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые
выразительные средства.

Организация
театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно
участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том,
как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется
сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у
каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли.

С помощью
игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. С целью
усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется
разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация,
лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности
всех детей. Таким образом, отпадает необходимость в специальном запоминании
текста.

Для развёртывания
игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей,
знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.
Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя
сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные
признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и
т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Дети любят возвращаться к
воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность
запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи
доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями.
Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты
игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают
детей к комментариям, к интерпретации.

Итак, основная цель
педагогического руководства — будить

воображение ребенка,
создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности,
творчества проявили сами дети.

Методика руководства
театрализованной игрой

Методы руководства игрой

Прямые — Выявление
желания играть — Беседа — Распределение ролей — Замечания и помощь в ходе игры
— Похвала, беседа в ходе игры Косвенные — Экскурсии — Чтение художественных
произведений — Беседа, рассказ воспитателя — Работа с родителями — Игры-занятия
(дидактические игры и др.)

Условия возникновения
игр:

— Интерес, игровые
умения;

— Знание художественного
произведения;

— Атрибуты.

Подготовка детей к
игре-драматизации:

— Чтение художественного
произведения на занятии, беседа по его содержанию.

— Рассматривание
иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают
элементы костюмов, декораций).

— Просмотр диафильмов,
видеофильмов (среда обитания).

— Повторное чтение
художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ
своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

— Наблюдение за повадками
животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального
состояния – страха, удивления, радости и др.

слушивание произведения в
грамм- и аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

— Изготовление атрибутов
к игре (привлечение родителей).

— Занятия по рисованию,
лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства
игрой-драматизацией

Начало игры:

А) в средней группе –
показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту
игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим,

Б) с желающими детьми
проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение;
последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей
больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства
выразительности с помощью которых можно выразить характер героев;
обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни и др.); определяется
место для игры-драматизации; размещение декораций.

В) распределяются роли

— в средней группе
распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

— в старшей группе роли
можно распределить: считалкой; в порядке очередности; по желанию детей.
Застенчивые дети сначала выбираются не на главные роли.

В средней группе чаще
проводятся индивидуальные игры-драматизации (обыгрывание стихотворения, потешки
и др.).

Г) воспитатель чаще берет
на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова,
выход, (при повторении – слова ведущего можно поручить ребенку).

Д) особых репетиций
игра-драматизация не требует.

Е) в конце
игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей,
средства выразительности, с помощью которых

ребенку удалось передать
характер героя. В старшей группе в анализе особое внимание следует уделить
творческим проявлениям дошкольников

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Замечание 1

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

«Руководство театрализованными играми дошкольников» 👇

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Направлениями руководящей педагогической работы на этом этапе являются:

  • Ознакомление с новыми способами и приемами, усовершенствование ранее изученных навыков театральной игры с куклами, игрушками;
  • Изучение и практическое использование новых игровых атрибутов;
  • Более сложный характер практической реализации творческих начал, фантазии, воображения. Дети самостоятельно делают выбор предмета, явления, процесса, живого существа, который им необходимо представить и воплотить его настроение, исполняют стихи и песни от лица какого-то персонажа и т.д.;
  • Развитие навыков совместного творчества при организации театральной деятельности. Воспитатель обучает детей закономерностям театральной постановки. Он консультирует детей по вопросам постановки сюжетной линии, выбору ролей, костюмов, декораций. При этом, дети вносят самостоятельный вклад в развитие игры. Педагог не подавляет их инициативу, а только направляет деятельность;
  • Организация игровой атмосферы и построение театральных областей. Этот этап обеспечивает развитие и поддержание игрового интереса детей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Обновлено: 20.05.2023

1. Лекция №12 1.3. Творческие игры Тема. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастн

Лекция №12
1.3. Творческие игры
Тема. Характеристика театрализованных игр.
Методика руководства театрализованными играми
в разных возрастных группах ДОУ
ПЛАН
1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.
1.1. Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного
возраста.
1.2. Характеристика театрализованных игр.
1.3. Разновидности театрализованных игр.
2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ.
2.1. Особенности руководства театральной деятельностью в разных возрастных
группах.
2.2. Основные требования к организации театрализованных игр.

4. 1.1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все
режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых
в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную
игру как игровой прием и форму обучения детей.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на
прогулке, вне занятий.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских
играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

5. Театрализованная игра имеет структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила.

Различие между сюжетно — ролевой и театрализованой игрой
состоит в том:
1 — в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные
явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных
произведений.
2 — в сюжетно — ролевой игре нет конечного продукта,
результата игры, а в театрализованной может быть такой
продукт — поставленный спектакль, инсценировка.
3 — особенность театрализованной игры — литературная или
фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
4 — в театрализованных играх игровое действие: предмет,
костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают
принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых
действий.

7. 1.3.Разновидности театрализованных игр

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести: настольный, теневой театр и театр на
фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает
сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его
интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который
использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае
играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику,
пантомимику.

8. Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали

Настольный театр игрушек: используются
самые разнообразные игрушки и поделки.
Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе
и не создавали помех при передвижении.

9. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интона

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа,
его настроение передается интонацией играющего.
Персонажи появляются по ходу действия, что создает
элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

10. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда кн

Стенд-книжка. Динамику, последовательность
событий изображают при помощи сменяющих друг
друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда
книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты,
изображающие события, встречи.

11. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

12. Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря кото

Теневой театр.
Для него необходимо экран из полупрозрачной
бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними,
благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение
можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается
соответствующим звучанием.

14. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Т

Игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно
действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол
можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

15. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

16. 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ 2.1. Особенности руководства ТД в разных возрастных группах Младшая группа

1.Знакомство с видами ТД
2. Обучение приемам вождения на
столе объемных игрушек и
плоскостных персонажей.
3. Развитие речевых и
двигательных способностей при
передаче образов на основе
подражания.
4. Развитие интереса к различным
импровизациям.
5. Упражнение по составлению
диалогов.

17. Средняя группа

1. Углублять знания детей о разных видах
театрального искусства; (занятия,
экскурсии).
2. Продолжать обучение приемам
вождения персонажей в различного вида
театрах; (пальчиковый театр, куклы би-бабо)
3. Содействовать развитию
самостоятельности, творчества,
интонационной выразительности речи;
4. Продолжать работу по развитию
словесной импровизации, знакомить с
простейшими приемами составления
сюжетов.
5. Начинать ознакомление с приемами
организации театрализованных
постановок

18. Старшая группа

Усовершенствование приемов вождения кукол;
Ознакомление с основной атрибутикой;
Формирование навыков совместного творчества в
процессе подготовки к театральной
деятельности;
Развитие у детей средств выразительной
передачи образа, творческой фантазии,
образного мышления:
показать, как впервые увидели цветок (ягодку,
мячик( сказочные герои, зайчик, мышонок;
показать, как делают гимнастику Шустрик и
Лежебока;
исполнить песенку от лица определенного
персонажа;
самостоятельно выбрать и представить
животное, птичку в определенном настроении
(поза, походка, мимика).

19. 2.2. Основные требования к организации театрализованных игр

2.2. Основные требования к организации
театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы
педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как
и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации
театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр,
соответствуют возрасту и умениям детей.
Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету
литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на
заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы
перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались
всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях,
фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами
(драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

20. Театральный уголок

Условно театральное оборудование можно разделить:
Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные
фигуры, пальчиковые персонажи);
Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы,
проекционный аппарат, занавески и т.д.);
Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные,
сконструированные);
Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты);
Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные
билеты);
Специальная мебель для обустройства театральных зон.
Требования, которые предъявляются к оборудованию:
Соответствовать возрастным особенностям детей
Быть прочным, безопасным, гигиеничным
Быть привлекательным и эстетичным
Простым по устройству
Подвижным и легко передвигающимся
Универсальным и легко заменяемым

21. Театральный уголок в группе

22. Задания для самостоятельной работы: 1. Ознакомиться с авторскими методиками (А.В.Щеткина, А.Антиповой, С.Мерзляковой, Н. Сорокиной, М. Картуши

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Их можно разделить на две основные группы:

Драматизации.

Режиссерские.

Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

Видами драматизации являются:

1. игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

2. ролевые диалоги на основе текста;

3. инсценировки произведений;

4. постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

5. игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный, стендовые(стенд-книжка, фланелираф, коврограф, теневой) кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Л.В. Артемова делит их на стендовые и настольные.

Вообще, в режиссерской игре есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре часто сам создает сюжет-сценарий или действует с персонажами определенной сказки, внося свои изменения.

Во-вторых, ребенок, разворачивая сюжет (литературный или задуманный им самим), придумывает, что чем будет. И, как показывает опыт, разыгрывая определенную сказку, её персонаж он может представить в другой роли.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т. е. представляет в пространстве, кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать.

Режиссерская игра выступает как самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве. Это вид игры, в которой ребенок идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Центральным моментом этой игры является событийная сторона.

Режиссерская игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Но наличие этой игры в детском коллективе часто остается для взрослых тайной. Дело в том, что режиссерскую игру
трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во- вторых, ребенок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в неё ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При её организации необходимо соблюдать три условия.

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна, внутри этих границ он хозяин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов. А что же ребенок? Ему как никакому взрослому, нужно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным. Без этого он не может играть, не может фантазировать.

Второе условие – это наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Такие предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности.

Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры – позиция взрослого, умелое руководство этой игрой.

В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет.

Как подчеркивает Е. Е. Кравцова, именно режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества.

О.А.Акулова, предложила свою систему работы по развитию театрализованной деятельности. Вся работа проходит в три этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ.

Методика работы с детьми в разных возрастных группах имеет свою специфику (цели, задачи и содержание).

Характеристика театрализованных игр.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Их можно разделить на две основные группы:

Драматизации.

Режиссерские.

Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

Видами драматизации являются:

1. игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

2. ролевые диалоги на основе текста;

3. инсценировки произведений;

4. постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

5. игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный, стендовые(стенд-книжка, фланелираф, коврограф, теневой) кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Л.В. Артемова делит их на стендовые и настольные.

Вообще, в режиссерской игре есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре часто сам создает сюжет-сценарий или действует с персонажами определенной сказки, внося свои изменения.

Во-вторых, ребенок, разворачивая сюжет (литературный или задуманный им самим), придумывает, что чем будет. И, как показывает опыт, разыгрывая определенную сказку, её персонаж он может представить в другой роли.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т. е. представляет в пространстве, кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать.

Режиссерская игра выступает как самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве. Это вид игры, в которой ребенок идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Центральным моментом этой игры является событийная сторона.

Режиссерская игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Но наличие этой игры в детском коллективе часто остается для взрослых тайной. Дело в том, что режиссерскую игру
трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во- вторых, ребенок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в неё ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При её организации необходимо соблюдать три условия.

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна, внутри этих границ он хозяин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов. А что же ребенок? Ему как никакому взрослому, нужно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным. Без этого он не может играть, не может фантазировать.

Второе условие – это наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Такие предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности.

Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры – позиция взрослого, умелое руководство этой игрой.

В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет.

Как подчеркивает Е. Е. Кравцова, именно режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества.

О.А.Акулова, предложила свою систему работы по развитию театрализованной деятельности. Вся работа проходит в три этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ.

Методика работы с детьми в разных возрастных группах имеет свою специфику (цели, задачи и содержание).

Гост

ГОСТ

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лекция №12 1.3. Творческие игры Тема. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ ПЛАН 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР. 1.1. Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. 1.2. Характеристика театрализованных игр. 1.3. Разновидности театрализованных игр. 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ. 2.1. Особенности руководства театральной деятельностью в разных возрастных группах. 2.2. Основные требования к организации театрализованных игр.

1.1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

Театрализованная игра имеет структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Различие между сюжетно — ролевой и театрализованой игрой состоит в том: 1 — в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. 2 — в сюжетно — ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка. 3 — особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. 4 — в театрализованных играх игровое действие: предмет, костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.

1.3.Разновидности театрализованных игр Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм можно отнести: настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ 2.1. Особенности руководства ТД в разных возрастных группах Младшая группа 1.Знакомство с видами ТД 2. Обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей. 3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания. 4. Развитие интереса к различным импровизациям. 5. Упражнение по составлению диалогов.

Средняя группа 1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства; (занятия, экскурсии). 2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо) 3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; 4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов. 5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок

Старшая группа Усовершенствование приемов вождения кукол; Ознакомление с основной атрибутикой; Формирование навыков совместного творчества в процессе подготовки к театральной деятельности; Развитие у детей средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления: показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик( сказочные герои, зайчик, мышонок; показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока; исполнить песенку от лица определенного персонажа; самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика).

2.2. Основные требования к организации театрализованных игр Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры. Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

Театральный уголок Условно театральное оборудование можно разделить: Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи); Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавески и т.д.); Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные); Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты); Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты); Специальная мебель для обустройства театральных зон. Требования, которые предъявляются к оборудованию: Соответствовать возрастным особенностям детей Быть прочным, безопасным, гигиеничным Быть привлекательным и эстетичным Простым по устройству Подвижным и легко передвигающимся Универсальным и легко заменяемым

Читайте также:

      

  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 2025 гг в школе
  •   

  • Способы и приемы эффективного управления коллективом кратко
  •   

  • Статьи по методике преподавания английского языка в школе
  •   

  • Модульное планирование в доу белгородской области 2018
  •   

  • Исламская философия права кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Замена пыльника шруса калина пошаговая инструкция
  • Видеорегистратор digma freedrive 208 night fhd инструкция
  • Препарат омник окас инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Как зайти на сайт росреестра через госуслуги пошаговая инструкция
  • Как сделать объемную птицу из бумаги пошаговая инструкция шаблоны