План – конспект
руководства театрализованной игрой в подготовительной группе.
«Под грибом»
Программное содержание:
Цель: формировать у детей интерес к игре-драматизации.
Задачи:
Обучающие:
—учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
-активизировать речевую
деятельность детей;
-формировать умение
импровизировать под музыку;
-побуждать эмоционально,
воспринимать сказку;
Развивающие:
— развивать образное мышление,
актёрские способности;
— развивать мимическую
активность;
— побуждать детей к активному
общению, умение строить диалог;
— способствовать развитию
подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу.
Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные
качества: партнёрские отношения между детьми
Методические приемы: показ,
объяснения, упражнения.
Словарная работа: потеснились, «в
тесноте да не в обиде», вода ручьем течет, гонится.
Предварительная работа: просмотр
мультфильма «Под грибом»
Материалы и оборудование: зонтик – «гриб»,
маски.
Ход:
-Ребята,
какая сегодня погода?
(ответы
детей)
-А
вы любите дождь? Почему?
-Если
дождь застал вас на улице, куда вы можете спрятаться?
(под
крышу, под зонтик, в магазин)
-А
как вы думаете, куда могут спрятаться звери и птицы в лесу, чтобы не намочить
свои шубки, перышки.
-Мы
сегодня посмотрели с вами один очень интересный мультфильм. Куда там спрятались
звери?
-Кто
уместился под грибом? Кто пришел первый?
(муравей)
-Кто
потом приполз к грибу? Почему бабочка не могла летать?
-Что
сказал ей муравей?
(«в
тесноте да не в обиде»)
-А
кто потом попросился под грибок?
Давайте
представим, как мышка стала проситься. Каким голоском (тоненьким пи-пи-пи-пи) Что
она сказала?
(выслушиваю
ответы детей)
-Кого
еще намочил дождь?
(воробья)
-Послушайте,
как воробей вежливо попросился
«Подвиньтесь,
пожалуйста! Намокли перышки, устали крылышки»
(Лейсан
попробуй так сказать, а теперь Альмира нам попробует изобразить воробья,
покажи, как он скачет, какие у него крылышки)
-Кто
потом выскочил на полянку? Чем он был напуган? Как он выглядел?
(уши
и лапки трясутся от страха, глаза широко открыты)
-Что
он закричал?
(Помогите!
За мной лиса гонится!)
-Что
сделали звери?
(«Потеснились»)
И,
наконец, вышла на полянку – Лиса. Какая лиса бывает в сказках?
(хитрая,
глазки хитрые)
Каким
голоском она говорит «Зайца не видели?»
Вика?
Альмира? Лейсан?
-Что
сделала лиса? Кто может показать?
(понюхала
вокруг гриба, махнула хвостом и ушла)
Ребята,
а теперь давайте представим себе, что вы артисты в театре. Кто хочет быть
муравьем, бабочкой, воробьем, зайцем, лисой? Одеваем маски.
Анализ:
отмечаю каждого ребенка за исполненную роль (голос, выразительность, движения и
т д)
Молодцы ребята! Из вас получились очень хорошие артисты!
Конспект театрализованной игры подготовительной группе
на тему: «Теремок»
Образовательные задачи:
Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.
Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).
Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать посильное участие в инсценировки персонажей.
Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в звукоподражании.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.
Методический приём: Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка сказки, муз. сопровождение, п/и «Догонялки с Мишкой»
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, п/и «Догонялки с Мишкой», игры на звукоподражания.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Побуждать детей с более высоким уровнем развития участвовать в инсценировании сказки.
Детей с более низким уровнем развития вовлекать в рассматривание иллюстраций.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Воспитатель: Сегодня, дети, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.
На страничках этой книжки
Спрятались лягушка, зайка, мышка.
В теремке они живут,
Вас ребята в гости ждут.
Дети узнают и называют «Теремок». Молодцы, правильно. И Дима догадался, и Алена узнала мышку и лягушку. А Алевтина лисичку увидела и зайчика. А вот, посмотрите, кто это такой неуклюжий, косолапый, любит мёд и сосёт лапу (Мишка) – правильно,Хорошо, молодцы.
А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей маски персонажей).
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.
Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:
По полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.
Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?
Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?
Ребёнок: А я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.
Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).
Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?
Воспитатель помогает детям:
Я мышка-норушка
Я лягушка-квакушка
А ты кто?
А я зайчик-побегайчик!
Воспитатель и дети: Иди к нам жить!
И зайчик прыгнул в теремок.
Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: — Кто в теремочке живёт?
Воспитатель повторяет слова за детей:
А ты кто?
Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»
Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Воспитатель обращается к детям:
Скажи Ева и т.д.
А ты кто?
Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.
Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.
А потом забрёл медведь и как начал реветь.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.
Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.
Молодцы у нас детишки,
Ловко бегали от мышки.
Рассказали сказку нам,
Всё расставив по местам.
Встали вместе в хоровод,
Вот так дружный здесь народ!
«МЫ ИДЕМ В ТЕАТР!»
Конспект театрализованной игры в подготовительной к школе группе.
Цель: всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.
Задачи:
-воспитывать интерес к театру посредством игры,
-закрепить представление о театре и театральных терминах (публика, билет, касса, спектакль, аплодисменты, зритель, актер) ,
-упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы , выразительности речи,
-формировать у детей культуру поведения в театре,
-обогащать эмоционально-чувственную сферу детей,
-создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
Образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Что такое театр», «Знакомство с историей театра», консультация для родителей на тему: «Что должен знать дошкольник, как вести себя в театре», совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей в изготовлении атрибутики для театральной игры, чтение стихотворений.
Воспитатель: Ребята давайте с вами поздороваемся
Что бы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого бы ты не встретил-
Это знают наши дети.
Скажешь «здравствуй» — и в ответ
Прозвучит: «Привет, привет!»
Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)
Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают.)
Здравствуйте, лягушки! (Произносят: ква-ква.)
Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку
Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)
Здравствуй, детский голосок! (Произносят: а-а-а.)
Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)
Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)
Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),
Громким детским голосам (шумят.)
Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)
В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)
Воспитатель: Хотите отправиться со мной в волшебную страну под названием «Театр»?
Этот ключик непростой, этот ключик золотой
В мир таинственный, прекрасный дверь откроет без труда
Я возьму вас с собой, но вы должны отгадать загадки, о какой сказке идёт речь?
Жизнь её не весела:
На болоте век жила,
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришёл,
Со стрелой её нашёл. («Царевна-лягушка»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она,
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка,
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти?
(«Гуси-лебеди»)
Сказку мы для вас расскажем:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки,
И ушла к себе в леса.
Это… («Журавль и лиса»)
Воспитатель: Молодцы вы все загадки отгадали прежде чем продолжить путешествие мы с вами вспомним, как надо себя вести в театре.
Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.
В зале, где артисты выступают
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать, им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
Воспитатель: Правила мы повторили, но что еще нам нужно для того чтобы отправиться в театр. Правильно купить билет. Билеты продаются в кассе.
Кассир:
Театр открывается! К началу всё готово!
Билеты продаются за вежливое слово.
Дети говорят вежливые слова, получают билеты и проходят в зал.
Воспитатель: Ребята давайте займем места в зрительном зале согласно купленным билетам.
Воспитатель:
Вот вы и зрители. Послушайте, а сейчас я загадаю вам еще одну загадку.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …
Ребята, а как вы думаете, благодаря кому мы видим на сцене сказку?
Дети: Артисты
-
Правильно в театре очень важную роль играют артисты. Кроме артистов во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?
Дети читают стихотворения:
1 ребенок:
Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты.
2 ребенок:
Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.
3 ребенок
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек – артист.
Воспитатель:
Хотите стать актёрами?
Тогда давайте поиграем и потренируемся.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах»!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой»!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй»!
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух»!
Воспитатель: «И вот мы с вами на планете «Сцена». Она полна света и радости, счастья. Вступая на неё, мы забываем обо всех неприятностях, мы радуемся и творим.»
Включается подсветка. Выходят 2 ребенка и объявляют.
1 ребенок:
Тише, гости, вы сидите!
2 ребенок:
И сюрприз наш не спугните!
1 ребенок:
Сказку мы сейчас расскажем,
2 ребенок:
И спектакль вам покажем.
1 ребенок:
Занавес открывается.
2 ребенок:
Спектакль начинается
Вместе: «Этюд лиса и заяц»
Как-то зайчик Серый хвостик прибежал к лисице в гости:
«Отвори-ка!»- Тук! Тук! Тук!
Вдруг он слышит: «Что за стук?
Видишь: поздно, скоро, ночь,
Уходи-ка лучше прочь!»
Зайчик думает: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»
Вот лисица Рыжий хвостик
Прибежала к зайцу в гости:
«Отвари-ка!»- Тук! Тук! Тук!
Отвечает зайчик вдруг:
«Нет, голубушка, шалишь,
Слишком рано ты стучишь!»
И с тех пор два лучших друга
Вечно сорятся друг с другом.
1 ребенок:
Спектакль закончился.
2 ребенок:
Аплодисменты актёрам за хорошую игру.
1 ребенок:
Поблагодарим зрителей за внимание.
После сказки дети поют на мелодию песни «Улыбка»
« Мы – актёры».
1куплет:
Мы сегодня празднуем успех!
Мы – актёры! Ждём от вас мы комплименты
Дарим зрителям задорный смех
Получаем мы взамен аплодисменты!
Припев:
Будем с вами мы дружить,
Будем сцене мы служить
На которой мы умеем превращаться.
Просим зрителей своих,
И любимых и родных –
Не грустить, а вместе с нами улыбаться
2куплет:
Мы героев сказочных играть
Никогда на этой сцене не устанем
Зло добром мы будем побеждать,
Знаменитыми актёрами все станем.
Припев: тот же.
3куплет:
В детский садик мы – идём с утра
Открываем в сказки занавес и шторы
Точно знаем, наша жизнь – игра,
Ну а мы в ней непоседы и актёры.
Припев: тот же.
Воспитатель:
«Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:
Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть»
Все вместе: Клянемся!
Игровые технологии
Театрализованные игры в подготовительной группе детского сада
05.04.2018527.1k
В игровой деятельности дошкольники знакомятся с окружающей действительностью. Театрализованные игры имеют большой развивающий потенциал, что позволяет формировать личностные и психофизические качества ребёнка с разных сторон. Поэтому педагогам ДОУ следует внимательно подходить к выбору театрализованной игры.
Значение театрализованных игр в подготовительной группе ДОУ
Театрализованная игра в детском саду — это разыгрывание дошкольниками литературных произведений в соответствии с их сюжетом и дополненных детской фантазией. В основе таких игр всегда находится нравственная составляющая, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках воспитанников ДОУ. Как правило, акцент делается на дружбе, отзывчивости, честности, доброте, справедливости.
Участвуя в театрализованных играх, дошкольники развивают творческие способности и усваивают нормы поведения в обществе
Особенность театрализованных игр заключается в том, что их содержание опирается на литературную или фольклорную основу.
Как и любая другая деятельность воспитателя, театрализованная игра на начальном этапе предполагает наличие целей и задач.
Цели и задачи
С использованием театрализации в обучении дошкольников подготовительной группы (дети 6–7 лет) воспитатель решает следующие цели и задачи:
- Развивать речевые навыки детей.
- Способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.
- Приобщать дошкольников к художественно-эстетической культуре.
- Расширять знания об окружающей действительности.
- Способствовать психофизическому развитию детей (умение передавать настроение движением, согласование речи и действий, тренировка моторики).
- Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству.
- Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
- Прививать навыки вежливого поведения.
- Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.
- Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Развивать умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре; превращать и превращаться.
- Учить самостоятельно сочинять этюды с заданными или придуманными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
- Развивать умение владеть своим телом.
- Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.
- Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.
В подвижных театрализованных играх развивается координация движений дошкольников
Более подробную информацию о целях и задач можно найти в пособии Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Исследователь подробно раскрывает их перечень для подготовительной группы, а также даёт методические указания по различным видам театрализованной деятельности.
Помните, что театрализация подразумевает личностно-ориентированный подход, в котором воспитатель организует условия для развития творческих способностей детей. Главная задача этой деятельности — раскрыть талант ребёнка и придать ему уверенности в собственных силах.
Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.
Методические приёмы
Прежде чем приступать к театрализованным играм, следует поработать над совершенствованием театральных навыков воспитанников.
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
К упражнениям по предварительной работе относят:
- Ассоциации: даются задания на ассоциативные сравнения, способствующие активации детского воображения и внимания. Например, воспитатель называет слово «яблоко» и спрашивает, что ребята представили (оно сладкое, красное, маленькое и т. п.).
- Творческая беседа: воспитатель задаёт проблемные вопросы и ведёт диалог, активирующий творческое восприятие. Например, детям предлагается составить портрет короля. Вопросы воспитателя могут быть следующие: «Как вы представляете короля?», «Во что он одет?», «Что у него на голове?», «Как понимаете слово «мантия?», «Какого цвета его одежда?» и т. п.
- Моделирование ситуаций — вариант аутотренинга для детей: задания направлены на тренировку умения настроиться выполнять последующие действия и быстро переключаться между ними, контролировать мимику, ориентируясь на эмоциональное состояние. Дети могут представлять, что стали лёгкими, как пушинка, тяжёлыми, как каменный великан, и т. п.
Использование наглядных средств и объяснение педагога являются важными приёмами проведения игр
После успешного закрепления навыков воспитатели переходят непосредственно к театрализации. Работу с такими играми принято делить на 3 этапа:
- Художественное восприятие: воспитатель читает или рассказывает дословно авторский текст игры.
- Инсценирование и освоение театральных навыков (актёр, режиссёр и др.): детям предлагают поучаствовать в интерпретации и разработке материала, оборудования, распределении ролей.
- Самостоятельная деятельность: дошкольники представляют готовый вариант игры.
Необязательно строго придерживаться всех этапов. Для большей заинтересованности детей при работе с театрализацией вы можете обращаться к приёмам отработки первичных театральных навыков. Во время игры также старайтесь давать детям больше самостоятельно фантазировать.
Основные виды театрализованных игр
Театрализованные игры принято делить в зависимости от типа действий на 2 группы: драматизации и режиссёрские.
Игры-драматизации
Предполагается, что дети самостоятельно играют роль (создают образ) с использованием интонации, мимики и жестикуляции. Игры в подготовительной группе отличаются большей направленностью на взаимодействие с людьми и подключение накопленного ранее опыта.
К играм-драматизациям относят:
- игры с персонажами на пальчиках: дети играют за одного или несколько персонажей на пальчиках, при этом допускается использование ширмы или свободное передвижение по комнате;
- с куклами бибабо: движения персонажей, надетых на руки водящего, происходят над ширмой;
- игры-имитации образов животных, сказочных героев;
- импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Дошкольники любят перевоплощаться в сказочных героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетом
У дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Это требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.
Режиссёрские игры
Предполагается, что ребёнок не выступает действующим героем, а воспроизводит сцены за игрушечного персонажа и озвучивает происходящее его голосом. К этим играм относят:
- настольный театр игрушек: используются готовые или самодельные персонажи, крепко стоящие на поверхности и не создающие помехи при передвижении;
- настольный театр картинок: все декорации и герои являются изображениями, поэтому их движения ограничены;
- стенд-книжка: события представляются с использованием сменяющихся иллюстраций на листах;
- фланелеграф: в качестве экрана используется фланелевая ткань, а персонажи-картинки крепятся на него с помощью оборотной фланелевой, бархатной или наждачной стороны;
- теневой театр: действия изображаются на фоне полупрозрачной белой бумаги с использованием рук или заранее заготовленных плоскостных персонажей, которые под освещением лампы отбрасывают тень на «экран».
В подготовительной группе преобладают режиссёрские игры, становящиеся полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссёрской игры вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?».
Для всех видов игр характерно наличие зрителей.
Основные отличия театрализованных игр дошкольников 6–7 лет от детей младшего возраста следующие:
- Усложнение исполнительских навыков, связанное с включением более сложных элементов в сюжеты игр: если раньше в них включались только элементы ритмопластики, мимики, жестикуляции и др., то в подготовительной группе они могут объединяться в одном материале. Примером является игра «Хитрый маленький зверёк», представленная далее.
- Расширение диапазона театральных специальностей, увеличение самостоятельности в разработке сюжета и изобразительных средств. Если в старшей группе дети выполняли роли актёров, костюмеров и оформителей, то в возрасте 6–7 лет они способны совместно с воспитателем разрабатывать сюжет и добавлять в него, с опорой на свой жизненный опыт, новые элементы в качестве режиссёра и сценариста. Например, в игре «Парикмахерская» воспитатель просит ребят поделиться впечатлениями о посещении парикмахера и описать работу специалиста. Затем предлагается представить себя специалистом и подумать, кто будет выполнять его роль, кто придёт, какие характеры будут у клиентов, какие причёски они сделают и т. п. Так дети сами выстраивают сюжет игры, разрабатывают характеры героев, подбирают инвентарь и распределяют роли.
- Сюжет игр содержит глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Ярким примером такого материала является игра «Превращение предмета», направленная на развитие чувства веры и правды, смелости, сообразительности и воображения.
Проведение театрализованных игр в подготовительной группе детского сада
Участвуя в театрализованных играх, дошкольники познают окружающий мир, осваивают новые модели поведения. Проведение таких игр требует от педагога внимательности к действиям детей.
Методические рекомендации
Для успешного проведения театрализованной игры количество участников в ней не должно превышать 12–16. При организации игры педагогу следует придерживаться следующих правил:
- Внимательно относитесь к ответам и предложенным вариантам детей. Например, в игре «Я умею», правила которой описаны далее, важно подчеркнуть, что каждый человек имеет какие-то способности, независимо от пола, возраста и т. п. Дети часто стесняются и отшучиваются, произнося фразы типа «Я ничего не могу», «Я не знаю» и т. п. Игнорировать подобное поведение нельзя, поскольку в дальнейшем оно может перерасти в комплексы. В этот момент воспитатель должен подсказать ребёнку, что он умеет, обращаясь к опыту предыдущих занятий (например, «Ты хорошо пел. Может быть, это твоё умение?»).
- При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Например, перед игрой «Библиотека» детям задают вопросы, связанные с деятельностью этого учреждения. Если дошкольники затрудняются ответить, воспитатель рассказывает и (желательно) показывает, в чём заключается роль библиотекаря, что делают читатели и т. д.
- Знакомя детей с героями, дайте им время поговорить и подействовать с ними. Например, игру «День рождения», основной смысл которой — привить основы этикета этого мероприятия, можно проводить как с игрушками, так и задействовать актёрские способности ребят. Выбирая вариант с куклами, воспитатель предлагает детям познакомиться с персонажем. Ребёнок сам придумывает ему имя, характер, смотрит как он двигается и т. д.
- Не сравнивайте по принципу «хуже — лучше», нужно задавать вопросы типа «У кого больше похоже?» и т. д.
- Старайтесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, значки с различными надписями («Актёр/сценарист дня» и т. п.), сладкие призы и др.
Материалы для игр педагог готовит заранее или делает вместе с детьми
При грамотном проведении театрализованные игры способствуют повышению самооценки дошкольников.
Картотека игр
Воспитатели могут обращаться к существующим картотекам или разрабатывать задания сами, всё зависит от педагогического опыта и индивидуальных качеств детей. На начальном этапе рекомендуется использовать имеющиеся разработки. Тематика театрализованных игр может быть самой разнообразной.
Таблица: пример картотеки театрализованных игр в подготовительной группе
Название | Цели | Оборудование | Ход игры | Результат |
«Измени голос» | Развивать внимание и наблюдательность. |
|
Дошкольники здороваются друг с другом от лица выдуманного персонажа (зайца, льва и др.), надевая по желанию костюмы и изменяя голос. Воспитатель направляет их в процессе действия. | Дети учатся передавать интонации и настроения посредством мимики. |
«Диктор» | Развивать наблюдательность и воображение. | Нет. | Ребёнок описывает кого-то из присутствующих по приметам, остальные угадывают. Водящие во время игры меняются. | Тренируется внимание к деталям окружающего мира, а также навыки взаимодействия со сверстниками. |
«Хитрый маленький зверёк» |
|
Нет. | Детям предлагается вообразить себя в роли зверей в зоопарке. Посетителя-ведущего выбирают считалкой. Он располагается в центре и показывает движения, а жители зоопарка повторяют за ним. В процессе игры ведущий меняется. |
Развивается детская мимика, выразительность движений, интонация. |
«Вкус яблока» | Развивать воображение и мимику. | Нет. | Дети воображают, что кусают яблоко и показывают мимикой его вкус. Важно подчеркнуть, что вкус у всех разный. | Тренировка воображения и мимики детей. |
«Загадка без слов» | Развивать мимику и движения. | Карточки или картинки с загадками без слов. | Детей делят на 2 группы. Первая — рассматривает картинки и с помощью жестов и мимики загадывает второй группе загадки. Затем дети меняются ролями. | Формируется умение взаимодействовать со сверстниками, развивается логическое мышление, мимика и согласование действий. |
«Если бы…» | Развивать воображение, мимику и движения. |
|
Воспитатель предлагает детям:
Предметов и действий может быть больше. Всё зависит от фантазии воспитателя. |
Развивается воображение, тренируется мимика и двигательный аппарат, происходит активное взаимодействие со сверстниками. |
«Скульптор» | Развивать воображение, мимику и движения. | Нет. | Дети выбирают «скульпторов», «глину» и «экспертов». «Скульпторы» делают из «глины» фигуры разных животных, а «эксперты» угадывают. После того как фигуру угадали, она «расколдовывается» и не сохраняет позу. | Развивается двигательный аппарат и мимика, формируется умение работать в команде и взаимодействовать со сверстниками, активно работает воображение. |
«Вышивка» | Тренировать согласованность жестов и воображение. | Нет. | Ведущий-«иголка» выбирается считалкой, другие дети берутся за руки и выполняют роль «нитки». Ведущий двигается по залу, «вышивая» узоры. Темп игры ускоряется, и «нитка» должна держать форму. На пути «иголки» можно ставить препятствия. | Тренируется двигательный аппарат, формируется умение взаимодействовать со сверстниками. |
«Я умею» | Развивать память и чувство правды. | Мяч. | Дети становятся в круг и передают мяч со словами «Я умею…». Каждый говорит о том, что умеет. Первым начинает воспитатель. | Педагог выясняет умения детей, а также тренируется память и умение оценивать себя как личность. |
Более широкий список игр можно найти в следующих источниках:
- Авторская картотека Горбуновой И. В. и Комогорцевой Л. А. Здесь представлены игры разного характера: игры-драматизации и режиссёрские, направленные на развитие и тренировку театральных навыков, а также подготовку к будущим постановкам.
- Авторская картотека Капусты Л. Я. Источник содержит около 50 вариантов театрализованных игр. Автор сгруппировал их по направлению деятельности: игры на развитие воображения, мимики, интонации и др.
- Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Пособие предназначено для работы с детьми старшей и подготовительной групп. Автор выделяет несколько видов игр и упражнений, даёт подробные рекомендации к их проведению.
Временной план игры
Театрализованная игра в подготовительной группе занимает от 10 до 25–30 минут. Это могут быть короткие инсценировки, мини-спектакли или режиссёрские игры по постановке целой сказки.
Этапы проведения театрализованной игры с дошкольниками 6–7 лет следующие:
- Презентация игры — от 2 до 5 минут. Педагог мотивирует дошкольников на работу, обращается к их опорным знаниям.
От мотивационного этапа игры зависит дальнейший настрой ребят
- Распределение ролей, объяснение правил — от 1 до 3 минут.
- Собственно игра — от 5 до 20 минут. Участие педагога здесь минимально. При необходимости он даёт подсказки, зачитывает сопровождающий текст.
- Заключительный этап — 2–3 минуты. Оценка работы каждого участника и обмен впечатлениями от игры.
Пример конспекта игры (из материалов открытого доступа): игра «Король»
Время проведения: 25–30 минут.
Цели и задачи:
- развивать умение действовать с вымышленными предметами;
- формировать умение выполнять заданную роль;
- тренировать реакцию и слаженность движений;
- развивать способность действовать в команде.
Оборудование:
- стул-«трон»,
- корона,
- разноцветные карточки.
Корону для игры можно сделать в технике оригами
Ход игры:
- Вводная часть (5 минут).
В.: Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся во времена рыцарей и прекрасных дам! Представьте красивый замок, большие комнаты, звучит приятная музыка, вокруг ходят хорошо одетые люди. Вот мы с вами входим в самый большой и богатый зал, посередине него стоит роскошный трон (ставит стул в центре комнаты), на котором сидит хозяин замка. Кто же он?
Дети: Король!
В.: Верно! Что вы помните о королях из сказок? (Дети отвечают). А много ли было у него помощников-слуг? (Дети отвечают). Молодцы!
Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли его помощников. Для этого давайте выберем своего короля считалкой:
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
В.: Хорошо. Король теперь есть в нашем замке. Надевай корону и садись на трон. А сейчас, ребята, вам нужно разделиться на 3 команды. Для этого каждый из вас подойдёт ко мне и вытянет карточку. Те, у кого цвет совпал, будут в одной команде. Всего их будет 3: оранжевые, зелёные, синие. - Объяснение правил (3 минуты).
В.: Теперь команды собираются. Вы будете работниками, которые хотят поступить на службу к королю. Сейчас подумайте и договоритесь тихонько в команде между собой, какую работу вы ему предложите. (Дети совещаются). Определились? Молодцы. Теперь вы будете показывать королю, что умеете делать, а он должен отгадать вашу профессию. Если угадал, то работники убегают, а он догоняет. Тот, кого догонят, становится королём. Готовы? Начинает команда зелёных. - Проведение игры (20 минут).
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: Что вы умеете делать?
Работники: Мы не скажем, а покажем!
Дошкольники изображают действия с выдуманными предметами, показывая профессии. Король отгадывает и догоняет работников.
Примечание: игру постепенно можно усложнять, добавляя персонажей (принцесса, паж и т. п.) и придумывая им характеры (король — вредный, весёлый и т. п.). - Завершение (2 минуты).
В.: Молодцы, ребята! Как много хороших профессий вы вспомнили и как ловко убегали от короля! Вам понравилось играть? (Дети отвечают). Хорошо. А сейчас нам пора переноситься в своё время и готовиться к обеду.
Фотогалерея: примеры театрализованных игр в подготовительной группе
Видеоматериалы по теме
В интернете представлены различные видеоматериалы с проведением и организацией театрализованных игр. Воспитатели также делятся опытом на вебинарах и мастер-классах. Далее представлены видеоролики с примерами театрализованных игр в подготовительной группе ДОУ, а также рекомендациями к их подготовке и проведению.
Видео: оборудование для театрализованных игр
Видео: разные виды театра в ДОУ (материалы к играм)
Видео: мастер-класс театрализованных игр в ДОУ
Видео: игра-инсценировка сказки «У страха глаза велики»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Поезд»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Пиццерия»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Театрализованные игры — неотъемлемая часть дошкольной практики. Они способствуют формированию представлений об окружающем мире, поскольку в процессе дети знакомятся с разными героями и характерами. Кроме того, тематическое наполнение театрализаций содержит элементы нравственного развития, проявляющегося в различных игровых ситуациях — от изображения дружбы до злости. Дошкольники отождествляют себя с любимыми персонажами, что оказывает большое влияние на развитие их мировоззрения.
- Автор: Майя Рассахатская
- Распечатать
Начинающий учитель. Окончила филологический факультет и курсы педагогической подготовки.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(17 голосов, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Д/с №245 г. Челябинска»
Конспект
театрализованной игры
в подготовительной к школе группе
«В стране вежливых слов»
Составила: Гузаерова Р.Р.
воспитатель высшей категории.
Челябинск
2021 год.
Цель: Обобщение и закрепление знаний вежливого общения с окружающими.
Программные задачи:
-Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
-Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
-Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.
-Продолжать учить строить диалоги, использовать в речи разные типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в предложении.
-Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.
-Воспитывать желание быть воспитанными и приятными в общении с окружающими людьми.
Словарная работа: Грим, занавес, декорации, афиша, аплодисменты, негодование.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям, заучивание стихотворений о «вежливых словах», рассматривание пиктограмм мимики и жестов, изготовление афиши, рассказывание сказок «Маша и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк».
Индивидуальная работа: Работа с Дашей над интонацией, выразительностью движений при воплощении образа овечки в стихотворении Э.Мошковской «Вежливые слова».Работа со Стёпой над мимикой и жестами в роли оленя при разыгрывании стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова».
Материал к занятию: Шапочки сказочных героев, театральная касса, билеты, «волшебная палочка», колокольчик, музыкальный инструмент-треугольник.
Ход игры.
Организационный момент.
Решение задач.
Воспитатель:- А сейчас решим все вместе такую задачу: «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?
Дети:- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?
Воспитатель:- Молодцы! Вы справились с задачей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Разминка.
-Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем сегодня мы будем говорить.
Загадки о вежливых словах и правилах этикета.
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
-Сегодня мы с вами повторим правила вежливого общения с окружающими, а для этого нам надо стать актерами необычного театра.
Ведущий:
— Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.
— А мы с остальными ребятами будем зрителями.
— Вы готовы. Спектакль начинается.
Дети показывают спектакль «Вежливые слова» (Э.Мошковская)
Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?
Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…
Спасибо! Ну, пойду!
Ведущий: Говорит овечка.
Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…
Благодарю – доброе словечко.
Ведущий: А вот и утка.
Утка: Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!
Ведущий: И прокрякала утка
Утка: Доброе утро!
Ведущий: Прискакал олень
Олень:
Добрый день! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места. Вот мое
Пожалуйста!
Ведущий:
И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,
Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого…
Медведь: Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет!
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
Медведь: МНЕ БИЛЕТ!
Кассир:
Нет! Нет!
Не стучите – мой ответ!
Не рычите – мой совет!
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!
Ведущий: Кассир медведю билет не дал.
Косолапый зарыдал.
Ведущий:
— Ребята, кто же поможет медведю? Кто научит его говорить «вежливые слова»?
(Дети читают стихи о «вежливых словах»)
— Добрый день! – тебе сказали,
— Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
-Теплоты и доброты.
— Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуй, — улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали много раз.
Ведущий:
— Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.
(Медведь покупает билет.)
Ведущий: (Звонит в колокольчик) Антракт.
Решение задач.
Воспитатель:- А сейчас решим все вместе такую задачу: «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?
Дети:- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?
Воспитатель:- Молодцы! Вы справились с задачей.
Интернет ресурсы:
—maam.ru›…v—strane—vezhlivyh—slov—integrirovanoe
—blog.dohcolonoc.ru›entry…v…vezhlivykh-slov.html
—Инфоурок›…v…v…vezhlivyh-slov-dlya-doshkolnikov…
—ped-kopilka.ru›Блоги›…-vezhlivyh-slov.html
Литература:
-Беседы на этические темы — « Дошкольное воспитание»;
-Петерина С. В. « Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», М. Просвещение;
-Юдина « Уроки вежливости» — « Дошкольное воспитание» №4.