Конспект
руководства
игровой деятельностью
детей
старшей группы
Виды
игр:
1
половина дня:
— Сюжетно-ролевая игра «Почта»;
-Дидактическая игра «Поиск добрых слов»;
— Дидактическая
игра «Магазин игрушек».
Цели
для воспитателя: направлять игру, не разрушая её;
сохранять самодеятельность, творческий характер игры; обогащать игровые
действия детей, закреплять знания детей.
—
в сюжетно-ролевой игре-побуждать к последовательному отображению цепочки
игровых действий: в игре «Почта» можно отправить письмо, посылку или
бандероль, надо заполнить извещение, необходимо указать адрес того, кому мы
отправляем посылку и свой домашний адрес;
—
в дидактической игре: «Поиск добрых слов» — усвоение,
закрепление знаний; овладение способами познавательной
деятельности;
«Магазин игрушек» — учить детей описывать предмет, находить его существенные
признаки; узнавать предмет по описанию;
—
формировать доброжелательные взаимоотношения, умения делиться игрушками,
воспитывать честность, справедливость, настойчивость, доброжелательность,
готовность прийти на помощь (взаимовыручку), культуру общения, культуру
поведения.
Способность становления эмоционального контакта с товарищами.
Цели
для детей: выполнять игровые действия в соответствии с выбранной
ролью; точно исполнять роль; соблюдать правила игры; вступать в ролевой
диалог.
Атрибуты
для игры «Почта»: бланки
телеграмм, журнал регистрации почтовых отправлений, извещения о посылке,
конверты, поздравительные открытки, газеты, журналы, штампики, сумка для
почтальона, фуражка почтальона, почтовый ящик.
Атрибуты
для игры «Поиск добрых
слов»:
конверт, книжки-малышки, в них вопросы-загадки «Как можно поступить»;
Атрибуты
для игры «Магазин игрушек»: игрушки;
Руководство
игровой деятельностью детей.
1
половина дня
Сюжетно-ролевая
игра «Почта»
— Дети, сегодня
мы с вами будем играть в интересную игру. Но сначала послушайте стихотворение:
Шагает
с сумкой кожаной и кипою газет
И
письма, и открытки, чего тут только нет!
И
в дождь, и в морозы в любую погоду
Спешат
почтальоны доставить народу:
Кому-извещенья
и телепрограммы,
Кому-переводы,
кому телеграммы.
— Вы догадались, в какую игру мы будем играть? (почта).
— А кто из вас был на почте?
— Давайте вспомним, что мы там видели.(почтовый ящик, витрины с конвертами,
марками, открытками и т.д.)
— А кто мне скажет, зачем люди приходят на почту? (Отправить письмо,
телеграмму, посылку, бандероль, оформить подписку на газеты, журналы)
—
Ребята, а давайте подумаем, когда мы приходим на почту, чтобы отправить письмо,
то что мы должны сначала сделать. (купить почтовый конверт и наклеить на него
почтовую марку, написать на конверте адрес того, кому мы хотим отправить
письмо).
— Правильно! Ведь даже если мы живём в одном городе, то все равно у всех
разные улицы и дома. Чтобы письмо не потерялось надо указывать правильный
адрес. А что же дальше делать с письмом? (опустить в почтовый ящик).
—
А если нам надо отправить посылку или бандероль, то надо вначале заполнить
извещение, в котором также, как и на конверте необходимо указать адрес того,
кому мы отправляем посылку и свой домашний адрес. Потом надо обратиться к
работнику почты, который взвесит посылку, и уложит её в коробку или обернет
бумагой. И обязательно поставит на неё печать почтового
отделения.
—
Работа на почте интересная и очень ответственная. Ведь надо внимательно
проследить, чтобы все письма, посылки, газеты дошли по нужному адресу.
—
Почтальон приходит на работу рано утром, разбирает письма и открытки,
складывает их в сумки и разносит по адресам. Бывают не простые письма, а
заказные, которые очень важные. Такие письма обязательно записываются по
номерам в специальный журнал регистрации почтовых отправлений.
—
Отправлением и выдачей посылок занимаются операторы почтовой связи. У них же
можно и оформить подписку на журналы и газеты, и тогда почтальон будет
приносить их прямо домой. Для этого надо заполнить специальный
бланк,
где указывается адрес. И на письма, и на посылки обязательно ставится печать
почтового отделения.
—
Самый главный человек на почте — заведующий почтовым отделением. Это очень
ответственная работа. Ведь очень много писем, газет, посылок, журналов проходит
через почтовое отделение каждый день.
—
А теперь давайте рассмотрим, что же есть у нас с вами для того, чтобы начать
игру: сумка почтальона, она большая и вместительная; штампы нашего почтового
отделения; извещения на посылку, конверты, почтовые марки, бланки телеграмм.
Вот и почтовый ящик нашего отделения. А это — журнал регистрации почтовых
отправлений, в который почтальон будет записывать самые важные письма.
—
Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть
почтальоном? А оператором в посылочном отделе? А кто будет заниматься продажей
конвертов, марок, оформлением подписки на журналы? И давайте решим, кто же
будет заведующим?
Выбор
ролей. Дети занимают свои места.
—
Почтовое отделение открывается.
Ребёнок
почтальон разбирает письма, журналы, газеты; некоторые письма регистрирует в
журнал, ставит печать на письма, почтовые открытки. После этого укладывает все
в почтовую сумку и отправляется разносить по адресам. (ребятам, которые в это
время находятся «дома»).
Другой
работник почты продаёт конверты, марки. В посылочном отделе оператор оформляет
и упаковывает посылки, бандероли, а также выдаёт посылки и бандероли
посетителям по извещению.
Посетители
почты покупают конверты, наклеивают на них марки и укладывают в конверты
письма. Затем опускают письма в почтовый ящик; отправляют и получают
посылки. Игра продолжается до последнего посетителя.
Подведение итогов
игры:
1. Понравилась ли игра?
2. Понравились ли вам наши почтальоны? Вежливы ли были операторы? Понравилось
вам получать письма и посылки? (да или нет, почему) .
3. Понравилось ли самому ребенку быть в роли
почтальона? —
Согласитесь, приятно получать письма от друзей, посылки, интересные журналы.
Почта очень нужна и важна.
Дидактическая
игра «Поиск добрых слов»
—
Гоша, Настя, Дима почтальон принес конверт от волшебника. Хотите узнать, что
там? Вы уже знаете «волшебные слова››, Назовите их. Можно говорить: «Извините,
пожалуйста», «Простите, пожалуйста».
—
Эти слова помогают сохранять и укреплять добрые отношения и дружбу.
В
этом конверте находятся маленькие книжечки — книжки-малышки. В книжечках вопрос
— загадка. Как нужно поступить? Какие сказать слова?
—
Я буду читать, а вы — думать и находить добрые слова.
Леночка
делает бусы для мамы. Костик пробежал мимо задел за нитку, и часть бусинок
слетела. Лена готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное слово (какое?)
-Совершенно
верно, извини, пожалуйста.
Лена
улыбнулась и что-то сказала Косте. Что она сказала? «Извиняю).
—
Молодцы ребята, давайте посмотрим, что написано в следующей книжке-малышке.
Бабушка
из лоскутиков сшила платье Наташиной кукле. Платье оказалось маловато. Наташа
была огорчена. А бабушка сказала: «Вот досада, я не посмотрела, какая кукла.
Принеси куклу, сошьем другое платье». Наташа была рада. Что она сказала
бабушке?
(Бабушка,
прости меня, пожалуйста, что сразу не показала куклу. Теперь тебе придется шить
заново, большое тебе спасибо)
—
Правильно, в конверте осталось еще одна книжечка, давайте я вам ее прочитаю.
—
Татьяна Сергеевна попросила детей напомнить маме или папе, что завтра будет
собрание родителей. На другой день она проверила, сказали ли дети о собрании.
Оказалось, что три девочки забыли. Воспитательница очень сожалела, что папа или
мама могут не прийти на собрание. Девочки были огорчены. Одна сказала, что мама
придет: она уже знала о собрании. Другая сказала: «Я приду из детского сада и
скажу». А третья попросила извинить ее за то, что она не выполнила поручения.
Какая
из девочек чувствовала себя виноватой? (Третья девочка)
—
А почему вы так думаете? (Потому, что она попросила ее извинить. Она сказала
«волшебное слово» извините)
—
Правильно, вы не разу не ошиблись. Не забывайте добрых помощников — слов
извините и простите, и про вас скажут: «Какие хорошие дети!»
Дидактическая
игра «Магазин
игрушек»
—
Вика, Даша, Саша, Ваня у нас открылся новый магазин игрушек. Посмотрите,
сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку,
нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на
игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
—
С помощью считалочки мы выбираем продавца. У дракончиков игра: папа держит три
шара — всем достанется, смотри, ведь драконов тоже три! Продавцом будет Вика.
—
Первой покупать игрушку буду я, показывая, как надо выполнять правила игры:
—
Уважаемый продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет
прыгать, с ней любят играть все дети. Продавец Лиза подает мне мяч.
Спасибо,
какой красивый мяч!
Вика
выбирает покупателя Ваню, он подходит и описывает игрушку, которую выбрал для
покупки.
—
А мне подайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё,
длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. (Вика подает
игрушку лису).
—
Спасибо.
Вика
выбирает следующего покупателя Сашу, он подходит и описывает игрушку.
—
А мне подайте, пожалуйста, такую игрушку: она большая, у неё есть 4 колеса, и
на ней можно перевозить песок и камни (Вика подает игрушку грузовую машину).
—
Спасибо, какая она красивая.
Вика
выбирает следующего покупателя Дашу, она подходит и описывает игрушку, которую
выбрала для покупки:
—
А мне подайте, пожалуйста, такую игрушку: она маленькая, любит, когда с ней
играют, у неё голубые глаза и маленький ротик, красивое платье и большой бант.
(Вика подает игрушку куклу).
—
Спасибо.
—
Дети, вы молодцы, вы так хорошо описали игрушки, которые хотели купить, что
продавец сразу вам их подал. А вам понравился такой магазин?
Теперь
можете поиграть с покупками в комнате или взять с собой на прогулку.
Конспект руководства игровой деятельностью
в подготовительной группе
Дмитриева Ольга Сергеевна
Дата проведения: 1 п.д. (половина дня)–
Количество детей:
Тула 2018
Структура конспекта:
- Виды игр.
Дидактическая игра, подвижная, сюжетно – ролевая игра
Цели руководства играми
Направлять игру, не разрушая её;
Сохранять самодеятельность, творческий характер игры;
Обогащать игровые действия детей, закреплять знания детей
- в дидактических играх – упражнять в отборе полезных и вредных продуктов, активизировать словарь по теме
- в подвижных играх – развивать ловкость, быстроту, увертливость; упражнять в беге; по определенному направлению с увертыванием
- в сюжетно-ролевых играх – побуждать к последовательному отображению цепочки игровых действий (продавец взвешивает овощи/продукты, кассир пробивает на кассе, выдает сдачу и чек); расширять сюжет (открыть в магазине отдел одежды, обуви) формирование доброжелательных взаимоотношений, умения делиться игрушками, воспитание честности, справедливости, настойчивости и т.п.
Цели руководства подвижной игры «Мы веселые ребята»
- Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу
- Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.
- Способствовать развитию речи.
Цели руководства дидактической игрой «Накрой на стол»
- Активизировать в речи детей употребление речевых образцов
- Упражнять в отборе полезных и вредных продуктов.
- Совершенствовать связную речь
Цели руководства сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
-Побуждать к последовательному отображению цепочки игровых действий
— Содействовать развитию сюжета с помощью внесения нового атрибута «коробка с кукольной одеждой и обувью»
— Развивать воображение детей, расширять сюжет игры
— Побуждать выполнять игровые действия в соответствии с ролью продавца по взвешиванию овощей и фруктов, оформлению продуктов на кассе, выдавать чек и сдачу
— Воспитывать умение самостоятельно договариваться с партнерами.
III. Оборудование.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Атрибуты: преграды (мягкие кубы, игрушки)
Дидактическая игра «Накрой на стол»
Атрибуты: карточки с изображением продуктов
Сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
Атрибуты: игровые овощи, фрукты, коробка с кукольной одеждой и обувью, касса, весы, бумажные деньги, чек.
Приблизительны план размещения игровых зон
стол
стул
IV. Руководство игровой деятельностью детей.
Руководство подвижной игры «Мы веселые ребята»
«Предложу детям поиграть в подвижную игру «Веселые ребята», веберу самого быстрого и ловкого ребенка, он будет «ловишкой». Объясняю, детям правила игры: — Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим, бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся «ловишка» отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.. На пути убегающих — преграда- бег между предметами..
После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый «ловишка».
Руководство дидактической игрой «Накрой на стол»
Подойду к детям, не занятым игрой:
-Ярослав, Егор, Даня, Саша, Лера, давайте накроем стол полезной едой? Отлично, перед вами большой вырезанный стол, на котором нарисованы тарелочки, каждый из вас должен положить в свою тарелку, то только помните, что на столе в ваших тарелках, должны быть только полезные продукты, я даю вам немного времени, чтобы вы могли, выбрать карточки с изображением продуктов и потом по очереди объяснить свой выбор.
Например: Я, положила в свою тарелку яблоки, бананы и кефир, потому что это полезные продукты для нашего организма.. итак далее
Руководство сюжетно-ролевой игрой «Магазин»
. –Предложу, Семену, Егору, Асме, Юсифу, Насте, Лере, Дане, Саше, сыграть в «Магазин». Я, распределяю роли: Семен- будет кассиром, Егор, будет его сменять по окончанию его рабочей смены, Настя- будет продавцом в овощном отделе, Лера -будет продавцом в фруктовом отделе, Даня- будет продавцом в отделе одежды и обуви, Саша, Юсиф, Асма- будут покупателями, которые в течение игры , будут сменяться ролями, по моему решению. .
V. Окончание игры.
В сюжетно-ролевой игре «Магазин» закрываться, и откроется на следующий день
В дидактической и подвижной игре определяются выигравшие – те, кто выполнил задание полностью первым, играл честно, не нарушая правил, был самым ловким.
Спрошу, у детей понравилась ли им играть в подвижную игру «Мы веселые ребята»? Дидактическую игру «Накрой на стол»? Сюжетно-ролевую игру «Магазин»?
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,
44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
по организации и руководству игровой деятельностью детей на производственной практике
Конспект руководства игровой деятельностью детей выполняется в целях проектирования педагогического воздействия, направленного на развитие игры как деятельности дошкольников, воспитания у детей положительных нравственных качеств, формирования навыков взаимодействия и общения.
Предварительно путем беседы с воспитателем, наблюдений за играющими детьми выявляется уровень развития их игровой деятельности; координируются программные и диагностически поставленные задачи воспитательной работы в процессе игры. У воспитателя выясняется, какие подвижные игры были недавно разучены с детьми, какие игры им уже хорошо знакомы. Проводится анализ задач развития игровой деятельности по образовательной программе «От рождения до школы» (или иной образовательной программы, использующейся в дошкольном учреждении), выбираются актуальные для развития детей данной группы задачи. Также анализируется имеющееся в группе игровое оборудование, подбирается атрибутика, необходимая для расширения сюжета игры; в случае необходимости игровое оборудование изготавливается студенткой.
Структура конспекта
На титульном листе выписывается заголовок конспекта, дата проведения, количество детей в группе; ставится подпись воспитателя, заверяющая адекватность задач руководства игровой деятельностью.
Конспект
руководства игровой деятельностью
детей старшей группы МДОУ №10
студентки 3 «ДО» курса
ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»
Ивановой Светланы Игоревны
Дата проведения: 1 п.д. — 13.10.05
2 п.д. — 27.10.05
Количество детей: 24
Роспись преподавателя __________
Структура конспекта:
I. Виды игр. Перечисляются организуемые игры и даются их названия.
В 1 половину дня рекомендуется организация дидактических (5 – 6), подвижных (2 – 3) игр, строительно – конструктивной и сюжетно – ролевых игр (для знакомых детям игр – вносится стимулирующее сюжет оборудование, в менее освоенную включается воспитатель). Во 2 половину дня может добавляться театрализованная игра.
Выбор тематики сюжетно – ролевых игр зависит от игрового опыта детей, широты их знакомства с окружающим. В младших играх лучше организовывать игры на бытовые сюжеты, хорошо знакомые детям: «Семья», «Магазин», «Больница». В последующих возрастных группах может сохраняться подобная тематика, однако необходимо расширять сюжет и содержание – включать в игры дополнительных персонажей и связанные с ними обстоятельства (в семье – приезд гостей, введение ролей бабушки, дедушки и т.п.; в магазине – открытие новых отделов; в больнице – появление врачей–специалистов, например, хирурга, отоларинголога, окулиста и т.д.).
Выбор строительно–конструктивной игры определяется конструктивными умениями, полученными детьми на занятиях по конструированию, наличием в группе строительных материалов и конструкторов, мелких игрушек для обстраивания и украшения готовых построек. Предварительно у воспитателя необходимо уточнить, могут ли деть строить по рисунку, по схеме; в этом случае можно использовать внесение схемы как стимул для строительной игры.
Выбор театрализованной игры определяется уровнем развития исполнительских навыков детей, знакомством с литературными произведениями. Лучше брать такие произведения, в которых небольшое количество персонажей, несложные диалоги, насыщенное действие, ярко выраженная нравственная ситуация. Произведения должны быть хорошо известны детям – и в плане последовательности событий, и в плане знания текста.
В выборе дидактических игр исходят из следующего: игры не должны дублировать вид занятий (если в этот день у детей математическое занятие, дидактические игры математического содержания исключаются); хорошо, если в перечень включаются музыкально – дидактические игры, игры – забавы. Задачи игр должны быть посильны в решении детям; из всего перечня игр3 – 4 игры берутся хорошо знакомые детям и предлагаются для самостоятельной деятельности, вносятся 1 – 2 новые игры, в руководстве которыми принимает непосредственное участие воспитатель.
Подбор подвижных игр определяется подобным образом: новые игры не используются, как новая предстает перед детьми подвижная игра, недавно разученная на физкультурном занятии.
Утром и в 1 половину дня игры выбираются небольшими по содержанию из-за ограниченности времени, в старших группах можно организовать и сложную по сюжету сюжетно-ролевую игру, так как дети уже могут откладывать незавершенную игру.
В зависимости от количества детей и их возраста можно запланировать одновременно и сюжетно-ролевую и дидактическую игры. В этом случае воспитатель создает условия для творческой игры и осуществляет косвенное руководство (что указывается в плане), и предлагает заранее намеченному ребенку поиграть в дидактическую игру. Возможна и одновременная организация сюжетно-ролевой и дидактической игры. Например, воспитатель принимает участие в обговаривании сюжета игры или помогает в распределении ролей, а затем выходит из игры и проводит индивидуально или с подгруппой детей дидактическую игру.
На прогулке планируется проведение подвижной игры, а также сюжетно-ролевой игры.
Вечером планируется организация театрализованных игр, игр со строительным материалом. Во всех группах детского сада вечером дети возводят постройки из строительного материала, а затем их обыгрывают, что позволяет детям проявить фантазию, применять знания о различных профессиях, совершенствовать конструктивные умения.
-
Цели руководства играми
Сначала выписываются общие цели руководства игровой деятельностью: например, направлять игру, не разрушая её; сохранять самодеятельность, творческий характер игры; обогащать игровые действия детей, закреплять знания детей и др.
Затем пишутся задачи на развитие игры как деятельности, задачи развития разных сторон личности ребенка в игре, например:
-
в дидактических играх – упражнять в различении плоских и объемных геометрических форм; упражнять в различении цветовых оттенков путем сравнения и т.п.;
-
в подвижных играх – развивать ловкость, быстроту, увертливость; упражнять в беге врассыпную; упражнять в поддержании равновесия и т.п.;
-
в сюжетно-ролевых играх – побуждать к последовательному отображению цепочки игровых действий: шофер заводит машину, приглашает пассажиров, едет, объявляет остановки, чинит машину и т.п.; расширять сюжет игры: открыть в магазине отдел одежды, обуви;
-
в строительно – конструктивных играх – стимулировать строительство по условиям: построить такой гараж, чтобы в нем могли стоять и длинная, и высокая машины;
-
в театрализованных играх – побуждать воспроизводить сюжет на литературной основе, выразительно произносить слова, передавать эмоциональное состояние героев и т.п..
Задачи руководства творческими играми формулируются на основе образовательной программы «От рождения до школы», рекомендаций к организации сюжетных игр Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой (Ж-л «Дошкольное воспитание», 1989, №4 – 8); пособий по организации строительных и конструктивных игр: З.В.Лиштван. Игры и занятия со строительным материалом. — М., 1976; В.Нечаева, Е.Корзакова. Строительные игры в детском аду. — М., 1979; Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1991. Задачи дидактических и подвижных игр заимствуются из соответствующих сборников: Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? — М., 1989; Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1986; Развиваем восприятие. — Ярославль, 1994; Подвижные игры народов СССР. — М., 1984 и др. Для каждой игры берется не более 1 – 2 задач.
Затем выписываются задачи нравственного воспитания в процессе игры: формирование доброжелательных взаимоотношений, умения делиться игрушками, воспитание честности, справедливости, настойчивости и т.п..
Покажем на конкретном примере выбор целей в игре «Почта» и «Убери лишнее» в старшей группе (учтем, что сюжет игры «Почта» детям уже знаком, они играли в эту игру уже в течение 2-х недель).
Цели руководства сюжетно-ролевой игрой «Почта»:
— содействовать развитию сюжета с помощью внесения нового атрибута «бандероль»;
— развивать воображение детей;
— побуждать выполнять игровые действия в соответствии с ролью оператора по упаковке, оформлению и отправке посылок и бандеролей;
— побуждать находить замену отсутствующим атрибутам — «весы»;
— воспитывать умение самостоятельно договариваться с партнерами.
Цели руководства дидактической игрой «Убери лишнее»:
— развивать логическое мышление детей, внимание, быстроту реакции;
— упражнять в группировке предметов по определенному признаку, исключать лишнее.
III. Оборудование. Выписывается подзаголовок – название игры, затем перечисляются необходимые атрибуты. Другим цветом или подчеркиванием выделяются те атрибуты, которые вносятся впервые, в том числе самостоятельно изготовленные студентами.
Например: Атрибуты для игры «Почта»: сумка, конверты, почтовый ящик, надпись «почта», печать, бланки, карандаши, строительный материал, бандероль, коробка.
Атрибуты для дидактической игры: наборы картинок, секундомер.
Рекомендуется начертить приблизительны план размещения игровых зон (где и в какие игры предлагается играть детям, чтобы не мешать друг другу).
IV. Руководство игровой деятельностью детей. Руководство играми детей прописывается прямой речью воспитателя. Под приемами руководства понимаются действия педагога по решению воспитательных задач (одобрение, вопрос, обращение к ребенку, художественное слово, дополнения, указания, просьба, предложение). В соответствии с ходом игры воспитатель осуществляет косвенное руководство или принимает непосредственное участие в игре, что также отмечает в приемах руководства.
В организации и руководстве игровой деятельностью детей следует учитывать следующие моменты:
-
распределение игр во времени. В утренние часы, когда воспитателю необходимо распределять внимание между уже пришедшими детьми и вновь приходящими, удобнее организовать уже знакомые детям игры – в младших группах дидактические, в старших можно предложить атрибутику для сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных самостоятельных игр. После занятий, а также во второй половине дня необходимо сочетать организацию дидактических и творческих игр у разных подгрупп детей;
-
степень новизны игры. Чем меньше игра знакома детям, тем больше степень участия в ней воспитателя, поэтому подобные игры лучше стимулировать после занятий в первую половину дня, во вторую половину дня, на прогулке.
-
Игровой опыт детей, освоенность способов построения игры, игровых действий. Чем они меньше, тем больше активность воспитателя в игре; так, в младших группах воспитатель должен брать на себя инициативу в начале игры, ведущую роль, постепенно вовлекая детей в игру. В старших группах воспитатель участвует в творческих играх преимущественно косвенно – как создатель стимулирующей игровой обстановки, советчик и т.п.. Это также влияет на время организации игры – лучше планировать такие игры во вторую половину дня, или непосредственно после занятий.
-
Организационные навыки детей. Надо учитывать, насколько детям необходима помощь воспитателя в выборе места игры, подборе игрушек и атрибутов и т.п.
Руководство игровой деятельностью детей осуществляется в следующей последовательности:
I. Выявление игровых интересов детей. Заранее прописывается, где располагается воспитателем оборудование, игрушки и игры для самостоятельной игровой деятельности детей. Прямая речь начинается с обсуждения – кто во что хочет поиграть, какие игры и игрушки есть в группе; могут быть использованы сюрпризные моменты, внесение новых атрибутов, их поиск посредством организации специальной игры (поиски «клада»); затем обсуждается, во что и как можно поиграть с этими игрушками; для строительно – конструктивных игр вносятся игрушки для обстраивания (в младших группах), схемы, рисунки, фотографии, предметы для украшения построек (в старших группах). Воспитатель по возможности стимулирует самостоятельную игровую деятельность детей. С теми детьми, которые сами не нашли игры по душе, организуется индивидуальная игровая деятельность. Описывается весь ход игры от первого лица. Например: «Предложу Свете, Коле, Саше атрибуты для игры «Строители». Прочитаю стихотворение… Себя предложу на роль начальника строительства и т.д.»
II. Организация сговора на игру. Вместе с детьми определяется – во что будем играть, где удобнее расположиться. В творческих играх в младших группах воспитатель берет игровой зачин на себя – начинает сам «играть» с куклой, а потом предлагает присоединиться ребенку. В средней группе воспитатель включается в игру на второстепенных ролях, демонстрируя способы перехода с роли на роль, расширяя сюжет игры путем ведения новых ролей (врачи – специалисты в поликлинике), внесения новых атрибутов по ходу игры. В средней, а также старших группах воспитатель оказывает помощь в распределении ролей («волшебной стрелочкой», при помощи считалки, путем мотивированного выбора на роль). Следует отметить, что при распределении ролей сначала обсуждаются и распределяются второстепенные роли, а только потом – главные. Для некоторых ролей уточняются игровые действия, обсуждаются и вносятся новые и дополнительные атрибуты. В дидактических, подвижных играх уточняется круг играющих детей, определяется водящий (в младших группах им может быть воспитатель, со средней группы лучше выбирать на эту роль ребенка). Проводится уточнение правил и определение очередности хода игроков в знакомых играх; при внесении новой дидактической игры организуется ее рассматривание, объяснение игровых действий и правил.
III. Руководство по ходу игры. Влияние на развитие игры оказывается через выполняемую воспитателем игровую роль и ролевую речь. Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей новым способам построения игры (они специфичны в зависимости от возраста и уровня освоенности игровых умений детьми; так, в младшем возрасте это разворачивание цепочки взаимосвязанных игровых действий, в среднем – обучение смене роли по ходу игры, действиям из разных игровых позиций; в старшем – построение «куста ролей» и смена поведения и речи в зависимости от контакта с определенным игровым партнером, обучение детей сюжетосложению), а также воспитанию положительных нравственных качеств у детей (путем влияния через игровой образ – как поступает настоящий врач, парикмахер и т.п.). Могут быть использованы подсказки, не нарушающие общий ход игры – как еще могут быть использованы атрибуты, что нового можно внести в сюжет. В организации театрализованных игр надо обязательно обозначить выполняемую воспитателем роль, не прописывая текст разыгрываемого произведения. Особое внимание в процессе непосредственного руководства играми уделяется предотвращению и разрешению конфликтов, причем влияние на ребенка желательно оказывать через образ его героя. В дидактических и подвижных играх контролируется выполнение детьми игровых действий и правил, регулируется передача роли водящего. Недопустимо в подвижных играх назначать водящим первого пойманного (осаленного) ребенка, водящим должен быть самый ловкий, ни разу не пойманный; в дидактической игре водящим становится первый ребенок, правильно и честно выполнивший задание.
В конспекте руководства игровой деятельностью необходимо прописать моменты перехода от одной играющей группы детей к другой; внутри каждой подгруппы руководство игрой будет носить разный характер – в зависимости от вида игры, степени ее освоенности, длительности и т.д. Главное – показать, как будет разворачиваться руководство деятельностью детей в реальном времени (1 и 2 половине дня), когда воспитатель включается в игру разных подгрупп детей.
Продолжим раскрывать работу по руководству играми «Почта» и «Убери лишнее»
— Дети, мне вчера позвонила воспитательница из младшей группы и попросила новый детский журнал. Сегодня она за ним прийти не может, и я не знаю, что нам делать?
— Может быть нам помогут почтальоны?
— Как же нам отправить журнал по почте? Кто у нас будет почтальон? Что нам потребуется, чтобы отправить журнал, он же не войдет в почтовый ящик?
— Отлично, мы сейчас упакуем журнал как бандероль, кто же на почте выполняет эту работу?
— Кого мы выберем на роль оператора? Этот человек должен быть аккуратным, четко вести записи, уметь писать адрес.
-Найдите место, где расположить почту, оборудуйте свои рабочие места.
— Как вы думаете, чем отличается бандероль от посылки?
— Правильно, весом. Бандероль может быть не тяжелее 1 кг, а посылки тяжелее килограмма. Как же можно определить вес бандероли? У нас же нет весов!
— Очень хорошо придумали, можно их сделать из строительного материала.
— Пожалуйста, товарищ оператор, отправьте мою бандероль для Веры Павловны! (ребенок последовательно выполняет все действия по упаковке, надписи адреса, взвешиванию, заполнению бланка и квитанции и передает почтальону, который доставляет извещение по адресу).
(Дети продолжают играть: отправляют письма, готовят посылки и бандероли своим друзьям к празднику).
Подойду к детям, не занятым игрой:
— Света, Наташа, хотите посоревноваться? Эта игра «Убери лишнее» вам хорошо знакома, только картинки в ней появились другие. Но в игре задание более сложное, нужно будет указать на лишний предмет на время. У меня есть секундомер и за 3 секунды вы должны найти и показать этот предмет. Кто уложится в отведенное время, тот и победил.
IV. Окончание игры. Завершать игры хорошо, исходя из их сюжета – магазин закрывается, в больнице окончен прием больных и т.п.. В дидактических и подвижных играх определяются выигравшие – те, кто выполнил задание полностью первым, играл честно, не нарушая правил, был самым ловким и т.п.. Желательно провести краткий анализ игры – понравилось ли играть, как можно будет поиграть в эту игру по-другому. Организуется уборка игрушек и игрового пространства. Надо учитывать, что возведенные детьми постройки могут быть оставлены после окончания одной игры для дальнейшего обыгрывания или перестраивания.
При прописывании конспекта руководства игровой деятельностью во вторую половину дня необязательно подбирать новые творческие игры; желательно на примере тех же самых по тематике игр показать или усложнение игровых действий детей, или расширение сюжета игры, продумать и применить новые методы руководства игровой деятельностью детей.
Конспект руководства игровой деятельностью детей заверяется у воспитателя (соответствие поставленных задач руководства играми возрастным и индивидуальным особенностям детей группы), и подается преподавателю для проверки и утверждения за две недели до проведения задания на педагогической практике.
Рекомендуемая литература:
-
Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей дошкольного возраста. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова [Текст] // Дошкольное воспитание, 1989. — №4 – 8;
-
Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. [Текст] — М.: Просвещение, 1976. – 151с.
-
Нечаева, В.Г. Строительные игры в детском саду. [Текст] /В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова — М.: Просвещение, 1979. – 176с.
-
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] — М.: Просвещение, 1991. – 127с.
-
Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса. — М.: Знание, 1994. – 160с.
-
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. [Текст] — М.: Просвещение, 1986. – 98с.
-
Подвижные игры народов СССР. [Текст] — М.: Педагогика, 1984. – 204с.
Конспект организации и проведения игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект организации и проведения
игровой деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста
выполненного студенткой 3 курса 3 группы
заочного отделения
Шерстневой Ольгой Владимировной
І половина дня
.Название игр:
-сюжетно-ролевая игра: «Библиотека».
дидактическая игра: «Магазин игрушек».
дидактическая игра: «Профессия-действие»
подвижная игра: «Мышеловка»
2.Задачи (цели) организации игровой деятельности:
1) в сюжетно-ролевой игре:
разнообразить ролевое участие детей в игре;
помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре;
способствовать обогащению сюжета детских игр;
обогащать словарь;
развивать речь детей;
вызывать интерес к книгам;
передать суть исполняемой роли;
) дидактических игр:
усвоение, закрепление знаний;
овладение способами познавательной деятельности;
продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.
учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки;
узнавать предмет по описанию.
— соотносить действия людей различных профессий.
— дифференциация сходных понятий.
) подвижной игры:
укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;
содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
увеличивать двигательный режим ребенка;
повышать положительное психоэмоциональное состояние ребенка;
развивать коммуникативные навыки;
) театрализованной игры:
закреплять умение детей слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
закреплять любовь к русским народным сказкам, пересказывать их выразительно и эмоционально.
развивать навыки пространственно-ориентировочной деятельности и развивать целостность восприятия.
развивать внимание, память, любознательность.
совершенствование познавательных процессов.
3.Оборудование:
1) для сюжетно-ролевой игры:
Книги, карточки, карандаш.
) для дидактических игр:
мяч;
любые игрушки из группы.
4.Организация и руководство игровой деятельностью.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Выявление игровых интересов детейРебята, посмотрите и скажите в какую игру вы хотите поиграть? До завтрака дети, договариваются, кто и как будет играть.Внесение атрибутовНа видное место выложить атрибуты к игре «Библиотека». — Дети, я вчера была в библиотеке. Помните, мы на экскурсии были? И взяла там интересную книгу. Посмотрите, а у нас есть такая книга?Обстановка игры окно дверь дверь — стеллаж — диванчик — стол библиотекаря — стол детский — стулРаспределение ролейЛера, прежде чем открыть библиотеку, говорит Яне: — Яна, ты будешь со мной играть? — Буду — Приходи за книгой в библиотеку. Я сейчас аккуратно разложу книги, проверю, в порядке ли картотека. — Яна, иди, библиотека уже открыта. Что вам нужно? — Мне дайте книжку «Колобок». — Какой у вас рисунок на карточке? У меня птичка. — Возьмите, пожалуйста. В карточке ставит галочку. — Спасибо, до свидания. (Приходит следующий читатель — Илюша). — Здравствуйте, мне нужно книгу почитать. — Какой у вас рисунок на карточке? — У меня самолёт. — Тебе какую книгу дать? Вот эта книга, про зверят, очень интересная, ты читал её? — Нет, дайте мне её, пожалуйста. — Долго книгу не читай, не пачкай, не рви. Знаешь правила, как правильно читать книги? — Знаю: не рвать, не рисовать на ней. — Книгу нужно смотреть за столом, руки должны быть чистыми, листки не загибать. — Спасибо, до свидания. (Учительница, Маша, прислала своих учеников записаться в библиотеку). — Мне книгу дайте, мне дайте!Участие воспитателя- Немножко по тише, здесь не кричат, вставайте в очередь все. А почему вы не поздоровались? — Здравствуйте, дайте нам, пожалуйста, книгу «Серебряное копытце». — Я вас сейчас запишу. Твоя карточка будет цветок, запомни. Возьмите, книгу не пачкайте и не рвите. — Спасибо, до свидания. — Лера, ты хорошо сегодня поработала, предлагаю закрыть библиотеку до завтра.
Дидактическая игра «Магазин игрушек»
— Вика, Лиза, Саша, Ваня у нас открылся новый магазин игрушек. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
С помощью считалочки мы выбираем продавца. У дракончиков игра: папа держит три шара — всем достанется, смотри, ведь драконов тоже три! Продавцом будет Лиза.
Первой покупать игрушку буду я, показывая, как надо выполнять правила игры:
Уважаемый продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети. Продавец Лиза подает мне мяч.
Спасибо, какой красивый мяч!
Лиза выбирает покупателя Вику, она подходит и описывает игрушку, которую выбрала для покупки.
А мне подайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё, длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. (Лиза подает игрушку лису).
Спасибо.
Лиза выбирает следующего покупателя Ваню, он подходит и описывает игрушку.
А мне подайте, пожалуйста, такую игрушку: она большая, у неё есть 4 колеса, и на ней можно перевозить песок и камни (Лиза подает игрушку грузовую машину).
Спасибо, какая она красивая.
Лиза выбирает следующего покупателя Сашу, она подходит и описывает игрушку, которую выбрала для покупки:
А мне подайте, пожалуйста, такую игрушку: она маленькая, любит, когда с ней играют, у неё голубые глаза и маленький ротик, красивое платье и большой бант. (Лиза подает игрушку куклу).
Спасибо.
Ребята, вы молодцы, вы так хорошо описали игрушки, которые хотели купить, что продавец сразу вам их подал. А вам понравился такой магазин?
Теперь можете поиграть с покупками в комнате или взять с собой на прогулку.
Дидактическая игра «Профессия-действие»
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая готовит нам обед?
Дети отвечают: «Повар».
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.
Я говорю слово «врач» и бросаю мяч Саше. Он должен ответить, что делает врач и вернуть мне мяч. Лови.
Саша — Осматривает больных.
Правильно, Саша. Теперь Аня, что еще делает врач?
Называю знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.
Подвижная игра: «Мышеловка».
Дети делятся на две равные группы. Одна группа — «мышки». Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга — это 3 «мышеловки». Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: «Мышеловка открыта» дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: «хлоп» мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется, дети меняются ролями.
Детям нравятся подвижные игры с правилами, они любят договариваться с помощью считалок, это всегда сюрприз. Такие игры расширяют ориентировку в окружающем, совершенствуют координацию движений детей и всегда разнообразны, т.к даже одна и та же игра проходит по-разному.
IІ половина дня
. Название игр:
— сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника».
дидактическая игра: «Поиски добрых слов».
игра — драматизация «Теремок»
2. Задачи (цели) организации игровой деятельности:
1) в сюжетно-ролевой игре:
разнообразить ролевое участие детей в игре;
помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре;
способствовать обогащению сюжета детских игр;
обогащать словарь;
развивать речь детей;
передать суть исполняемой роли;
) дидактических игр:
усвоение, закрепление знаний;
овладение способами познавательной деятельности;
дифференциация сходных понятий.
) театрализованной игры:
Воспитывать умение детей слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, пересказывать их выразительно и эмоционально.
Развивать навыки пространственно-ориентировочной деятельности и развивать целостность восприятия.
Воспитывать внимание, память, любознательность.
развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
Совершенствование познавательных процессов;
3. Оборудование:
1) для сюжетно-ролевой игры:
Халаты, шапочка, набор инструментов.
) для дидактической игры:
Книжки-малышки с текстом.
) для игры драматизации шапочки:
Шапочки всех персонажей сказки.
4. Организация и руководство игровой деятельностью.
Дидактическая игра «Поиски добрых слов»
— Кристина, Максим, Эльвира пока вы спали, почтальон принес конверт от волшебника. Хотите узнать что там? Ребята, вы уже узнали два «волшебных слова››: Пожалуйста и спасибо. А есть еще добрые «волшебные слова»: извините, простите. Можно говорить: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».
Эти слова помогают сохранять и укреплять добрые отношения и дружбу.
В этом конверте находятся маленькие книжечки — книжки-малышки. В книжечках вопрос — загадка. Как нужно поступить?
Какие сказать слова? Я буду читать, а вы — думать и находить добрые слова.
Леночка делает бусы для мамы. Костик пробежал мимо задел за нитку, и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное слово (какое?)
Извини, пожалуйста.
Лена улыбнулась и что-то сказала Косте. Что она сказала?
Извиняю.
Молодцы ребята, давайте посмотрим, что написано в следующей книжке-малышке.
Бабушка из лоскутиков сшила платье Наташиной кукле. Платье оказалось маловато. Наташа была огорчена. А бабушка сказала: «Вот досада, я не посмотрела, какая кукла. Принеси куклу, сошьем другое платье». Наташа была рада. Что она сказала бабушке?
Бабушка, прости меня, пожалуйста, что сразу не показала куклу. Теперь тебе придется шить заново, большое тебе спасибо
Правильно, в конверте осталось еще одна книжечка, давайте я вам ее прочитаю.
Да, прочитайте, пожалуйста.
Ольга Сергеевна (воспитательница) попросила детей напомнить маме или папе, что завтра будет собрание родителей. На другой день она проверила, сказали ли дети о собрании. Оказалось, что три девочки забыли. Воспитательница очень сожалела, что папа или мама могут не прийти на собрание. Девочки были огорчены. Одна сказала, что мама придет: она уже знала о собрании. Другая сказала: «Я приду из детского сада и скажу». А третья попросила извинить ее за то, что она не выполнила поручения.
Какая из девочек чувствовала себя виноватой?
Третья девочка
А почему вы так думаете?
Потому, что она попросила ее извинить. Она сказала «волшебное слово» извините
Правильно, вы не разу не ошиблись. Не забывайте добрых помощников — слов извините и простите, и про вас скажут:
«Какие хорошие дети!›› дидактическая игра ролевая дошкольный
Сюжетно-ролевая игра «ПОЛИКЛИНИКА»
Выявление игровых интересов детейРебята, посмотрите и скажите в какую игру вы хотите поиграть?Внесение атрибутов Посмотрите, что у меня есть: белый халат, шапочка с красным крестом, стетоскоп, градусник. Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи? (ответы детей) Давайте с вами поиграем в интересную игру — «Поликлинику». Ребята кто из вас был в поликлинике? Давайте свами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, как делают укол) А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться). Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «На что жалуешься? ›› Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор- медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача. Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент — фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие). Правильно. А это-шпатель (показываю). Что им делают? (смотрят горло). Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры. Вы их все знаете? Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины. Ребята называют, для чего они нужны, как ими пользоваться. «Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.Распределение ролей А теперь давайте распределим роли: — Кто у нас будет врачом? Дети: Валерия. — Да, ребята я согласна с вашим выбором. Валерия очень заботливая и внимательная. Валерия будет врачом. Врач — ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. — А кто у нас будет врачом-окулистом? — Сережа, будешь врачом — окулистом? — А кто будет помогать врачу и возьмет роль медицинской сестры? Кристина: Можно я буду медицинской сестрой. Медсестра — выполняет назначение врача, делает уколы, ставит банки, горчичники. — Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра. Дети: Пусть будет Аня. — А почему Аня? Дети: Она отзывчивая и вежливая. Аня справится с этой ролью. Регистратор — заполняет карту больного, даёт талончик. Аня хочешь быть регистратором? — Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки? Даша: А можно я буду работать в процедурном кабинете. -Хорошо. — Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир. — Алина, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью. Алина: Хорошо. Пациент — приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. А кто у нас будет мамой и папой? Андрей: Можно я буду папой? — Хорошо, Андрей. А мамой будет Мария. — Андрей и Мария вы папа и мама, у вас есть дочка кукла Катя, она заболела. — Врачи и медицинские сестры одевают халаты. — А мыс остальными детьми, кто остался без роли будем пациентами. Ребята вы тоже берете себе кукол — это будут ваши дети. — Главным врачом больницы будет Роман. Рома ты будешь следить за обстановкой в больнице. — Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу, и главный врач торжественно перережет красную ленточку. — Дети, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет. — Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.Участие воспитателя Регистратура. — Ребята встаем в очередь. — А кто последний, в регистратуру? Катя: «Я последняя». — Хорошо, тогда я буду за вами. — Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста». Рита и Артем: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру. Аня: Сейчас подождите я выпишу вам направление. Возьмите, пожалуйста. Кирилл и Маша: И нам дайте, пожалуйста, направление к врачу. Аня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите. — Кто последний на прием к педиатру? Рита: Я последняя. — Хорошо тогда мы будем за вами. — Скажите, пожалуйста, а прием уже начался? Рита: Да мы сейчас зайдем (заходит к врачу) — Ребята не забываем здороваться. Рита: Можно? Валерия: Да, войдите. Рита: Здравствуйте, доктор! Валерия: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь? Рита: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление. — Валерия, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп? Валерия: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Кристине — медицинской сестре). Кристина: Хорошо. Вот возьмите. Рита: Спасибо большое. До свидания. Валерия: До свидания. Воспитатель заходит в кабинет врача. — Здравствуйте доктор. Валерия: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь? — У моей дочки болит горло и еще она кашляет. Валерия: Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное. Валерия: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут. Валерия: Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом. — Спасибо доктор. До свидания. Дорогие работники поликлиники и пациенты, наша поликлиника закрывается, она продолжит работу завтра.Обстановка игры окно дверь дверь — стеллаж — диванчик — стол врача — стол детский — стул
Игра — драматизация «Теремок».
— Ребята, давайте все вместе сделаем малышам сюрприз.
Покажем им спектакль по сказке «Теремок».
Сейчас распределим роли. Подумайте, кто лучше подходит на роль мышки?
Маша хорошо исполнит роль мышки, у нее нежный голосок, она юркая и проворная.
А кто будет играть медведя? Кто больше всех подходит на эту роль?
Денис лучше всех подойдет на роль медведя. Голос у него толстый, ходит он медленно, совсем как косолапый мишка.
Лиза хорошо исполнит роль лягушки, у нее, получается, так высоко прыгать.
Кого вы выберите на роль лисы?
Элина исполнит роль лисы, она шустрая как лисичка и очень подвижная.
А кто лучше всех подойдет на роль волка?
Рома лучше других исполнит роль волка, он бегает так быстро как настоящий волк.
Хорошо, а кто лучше выполнит роль зайца?
Ваня исполнит роль зайца. У него тихий голос, и он легко скачет.
А Илюше, Лере и саше поручим строительство теремка, они очень красиво строят.
Вика и Юля сделают декорации для спектакля.
Почему вы выбрали Вику и Юлю делать декорации?
Они красиво рисуют и аккуратно вырезают.
Хорошо, ребята у вас все готово к спектаклю вы ничего не забыли?
Да, у нас все готово.
Прежде чем показать спектакль зрителям, артисты проводят сначала репетицию. Давайте и мы перед тем как показать спектакль малышам проведем репетицию. Надевайте шапочки.
Начинаем.
Ведущий: Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Бежит по полю мышка-норушка, останавливается перед теремком и спрашивает:
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (произносит писклявым голосом).
В.: Никто не отзывается. Вот мышка вошла и стала жить в теремке. Пришла лягушка-квакушка:
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Лиза передай голос лягушки дребезжащим.
Хорошо, кто- кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Я, мышка норушка; а ты кто?
А я лягушка — квакушка.
Ступай ко мне жить.
В..: Вошла лягушка и стали они вдвоем жить.
Прибежал заяц:
Ваня прыгать надо легко, как мячик. Вот так, молодец.
Заяц: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка -›норушка.
Лягушка: Я, лягушка- квакуш ка, а ты кто?
Заяц: А я ззайчик-погкрьлгайка. Пустите меня к себе жить?
Мышка и лягушка: Ступай к нам.
В.: Стали они втроем жить. Как им живется втроем? Весело? (Зверята показывают пляску под музыку «Танец Зверят».
Прибежала лисица.
Лиса: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? (произносит тихим протяжным голосом)
Мышка: Я, мышка — норушка.
Лягушка: Я, лягушка — квакушка.
Заяц: Я, зайчик — попрыгайка, а ты кто?
Лиса: А я, лисичка — сестричка. Пустите меня к себе жить.
Зверята: Ступай к нам жить.
В.: Стали они жить в четвертом.
В.: Пришел волк и спрашивает:
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка — норушка.
Лягушка: Я, лягушка — квакушка.
Заяц: Я, зайчик — попрыгайка.
Лиса: Я, лисичка-сестричка, а ты кто?
Волк: А я волчище — серое хвостище. Пустите меня к себе жить.
Зверята (все вместе): Иди к нам жить.
В.: Стали они в пятером жить. А как живется им в пятером, не тесно ли вам? Весело? (Волк натопил печь, лисичка — сестричка намесила тесто, мышка — норушка напекла блинов, заяц приготовил чай, зверята пьют чай с блинами).
В.: Прислушайтесь: трещат кусты, тяжело ступает, да ревет кто-то.
Денис, иди, медленно переступая с ноги на ногу, и покачиваясь.
Медведь: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в не высоком живет?
Зверята (по очереди): Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик — попрыгайчик, волчище-серое хвостище. (Все вместе) А ты кто?
Медведь: Гу-гу-гу! Как вас: много! А я медведь, пустите и меня к вам жить.
Зверята: Куда мы тебя пустим, когда и так тесно!
Медведь: А я на крыше помещусь.
В: Лез, лег: медведь на крышу, залез и сломал теремок.
Выбежали зверята и стали думать-гадать, что же им делать. И решили они новый теремок построить. Сдали зверята бревна носить, чтобы новый теремок построить, построили лучше прежнего. И стали вместе жить.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Ребята, вы молодцы, репетиция прошла хорошо, все запомнили свои слова, теперь сделаем красивые билеты для малышей, что бы мы могли показать спектакль для младшей группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50» г. Шахты
Конспект игровой деятельности «Путешествие в страну «Поиграй-ка» в компенсирующей логопедической подготовительной группе №3
Подготовила: Волненко Л.Ю.
Шахты 2022г.
Цель: развитие у детей интереса к игровой деятельности.
Задачи:
«Развитие игровой деятельности»
• Продолжать развивать интерес детей к различным видам игр (дидактическим, строительным, спортивным, сюжетно-ролевым);
• Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые игры;
• Продолжать развивать умение выполнять правила игры, доводить игру до конца, подчиняться правилам в групповых играх;
• Развивать память, внимание, воображение, мышление, артистические качества;
• Воспитывать творческую самостоятельность, честность, справедливость;
• Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
• Продолжать формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть сообща;
• Продолжать развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Продолжать развивать творческую активность в игре.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Продолжать развивать речь как средство общения;
• Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие в процессе игры с товарищами;
• Продолжать развивать умение детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Материал: посылка, маршрут, название станций, спортивное оборудование, маски для игр, д/игры, атрибуты к театрализованным играм, различные виды конструкторов, ТСО.
Ход:
1. Минута вхождения
Игра «Привет!»
— Ребята, я вам предлагаю сегодня поздороваться друг с другом по-особенному.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Вос-ль: Ребята, я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела? «Как хорошо, что ты здесь!» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно очень важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы крепко держите руку товарища в своей, а другой рукой вы начинайте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
Вос-ль: Ну вот, ребята, мы с вами и поздоровались друг с другом. От ваших теплых улыбок у нас стало теплее и светлее!
А сегодня в нашу группу пришли гости, давайте мы с вами и их поприветствуем.
— Ребята, когда я сегодня утром пришла в д/сад, то увидела, что почтальон в нашу группу принёс почту. Давайте посмотрим, что же он нам принёс.
Что принёс нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету,
В бандероли – две кассеты
И посылочку нам с вами,
Чтоб мы весело играли.
Вос-ль: А, что же находится в этой посылке, вы хотите узнать?
(открывают посылку, в посылке письмо и карта страны «Поиграй-ка»)
Письмо
«Дорогие ребята, а вы любите играть? Тогда мы приглашаем вас в замечательную страну «Поиграй-ка», в которой очень много интересных и увлекательных игр. Посылаем вам маршрут по стране игр, на котором обозначены игровые станции. Внимательно рассмотрите их, по названию станций вы узнаете в какие игры вы сможете поиграть. Выберете ту игровую станцию, которая вам интересна и, на которой вы захотите выйти. Но в нашей стране есть одно очень важное правило: необходимо соблюдать правила игр и доигрывать игры до конца.
Попасть в нашу страну игр вы сможете только на одном транспорте, каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь. (паровоз)
Жители страны «Поиграй-ка»
Вос-ль: Ну, что, ребята, хотели бы вы отправиться в путешествие по этой замечательной стране «Поиграй-ка»? (Ответы детей)
— Тогда давайте рассмотрим маршрут движения паровоза и выберем интересные нам станции с её увлекательными играми. (Рассматривают маршрут)
— Как выдумаете, что это за станция?
Станции: «Спортивная», «Театральная», «Строительная», «Настольных игр», а почему вы так думаете? (ответы детей)
— Ребята, готовы ли вы совершить это увлекательное путешествие? Готовы ли вы выполнять правила этой страны. Тогда подумайте, на какой станции вы бы хотели побывать?
(Дети выбирают станции и рассказывают, почему они выбрали именно эту станцию.)
Восп-ль. Для начала давайте вспомним, что делают люди перед тем, как отправиться в дорогу.
(покупают билет.)
— Куда они идут покупать билет? (Они идут в кассу.)
— Кто продает билеты? (Билеты продает кассир)
— Чтобы купить билет, что нужно сделать? (Назвать станцию и заплатить деньги).
— Куда дальше отправляются люди? (Люди идут на поезд и отправляются в путь).
— Кто ведет поезд? (Поезд ведет машинист)
-Во время движения, ребята, нам надо быть внимательными, чтобы не проехать нужную вам станцию.
— Ребята, я думаю, что все вы захотите выйти на игровых станциях и поиграть, поэтому, я предлагаю купить билеты и отправиться в путь.
(Дети выбирают считалкой кассира, покупают билеты и проходят в импровизированный паровоз — строятся друг за другом.
Под песенку «Паровозик» отправляются в путь.)
1 станция «Спортивная»
Если хочешь быть здоров
И забыть про докторов.
Это станция твоя —
Станция «Спортивная»
2 станция «Театральная»
Когда любишь в театр играть,
В сказки или маскарад,
Это станция твоя —
Чудо «Театральная».
3 станция «Строительная»
Здесь сейчас построят дом
И гараж при доме том.
Вместе строить веселей –
Станция «Строителей»
4 станция «Игровая»
Если любишь ты играть
И настольным играм рад,
Приготовься выходить —
Станция «Настольных игр».
Дети выходят на станциях, выбирают игры и играют под руководством воспитателя.
По окончании игр, дети на паровозе возвращаются в д/сад.
Итог. Игра «Волшебный клубочек»
(Дети по очереди передают клубочек друг другу, делясь впечатлениями о путешествии (получается паутинка). Чтобы распутать паутинку, дети передают её в обратном порядке и говоря о том, в чём они испытывали затруднения).