Конституционные основы руководства вооруженных сил

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

§ 1. Субъекты обеспечения военной безопасности

Российской Федерации и их полномочия

Согласно ст. 71 Конституции Российской
Федерации ведению Российской Федерации
подлежат: вопросы войны и мира; оборона
и безопасность; оборонное производство;
определение порядка продажи и покупки
оружия, военной техники, боеприпасов и
другого военного имущества; определение
статуса и защита государственной
границы, территориального моря, воздушного
пространства, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской
Федерации.

Основу системы обеспечения военной
безопасности Российской Федерации
составляют органы, силы и средства
обеспечения военной безопасности,
осуществляющие меры политического,
правового, организационного, экономического,
военного и иного характера, направленные
на обеспечение безопасности личности,
общества и государства от военных угроз.
Следовательно, есть все основания
рассматривать обеспечение военной
безопасности как специально создаваемую
и реализуемую государством и обществом
систему.

Системе обеспечения военной безопасности
государства присущ ряд характерных
черт и закономерностей:

— способность активно воздействовать
на военную безопасность, не только
получая информацию извне, но и оказывая
влияние на нее, изменяя ее в направлении,
обеспечивающем более успешное
функционирование системы;

— определенная гибкость структуры;

— способность учитывать прошлый опыт,
позволяющая системе оптимизировать
свою деятельность, основываясь на
исследовании закономерностей, присущих
военной безопасности.

К закономерностям системы обеспечения
военной безопасности относятся:

— организационное (структурное) обособление
как всей системы в целом, так и каждого
составляющего ее элемента;

— строго определенное пространственное
расположение составляющих ее элементов;
определенная самостоятельность каждого
из входящих в систему элементов;

— использование различных комплексов
средств активного воздействия на военные
угрозы и опасности со стороны системы
в целом и каждого ее элемента в отдельности.

Основные элементы и виды системы
обеспечения военной безопасности, а
также системные связи между ними нашли
отражение в Законе Российской Федерации
«О безопасности», Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, Военной доктрине Российской
Федерации.

Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации
«О безопасности» основными элементами
системы безопасности являются органы
законодательной, исполнительной и
судебной властей, государственные,
общественные и иные организации и
объединения, граждане, принимающие
участие в обеспечении безопасности в
соответствии с законом, а также
законодательство, регламентирующее
отношения в сфере безопасности.

Система обеспечения военной безопасности
не может состоять из комплекса абсолютно
тождественных элементов. Смысл системы
обеспечения военной безопасности
состоит в том, что, устанавливая
взаимодействие между нетождественными
элементами, она обеспечивает реализацию
самых различных свойств, заложенных в
этих элементах, в результате чего
достигается воздействие на все стороны
функционирования системы.

Интенсивность происходящих в системе
обеспечения военной безопасности
изменений зависит от ряда факторов.
Во-первых, система обеспечения военной
безопасности должна быть способна
адаптироваться к изменяющимся условиям
функционирования и развития. Система
обеспечения военной безопасности должна
быть восприимчива к воздействию как
внутренних, так и внешних факторов,
обладать способностью к нейтрализации
наиболее неблагоприятных из них
(опасности, угрозы, риски, вызовы) и
создавать условия для воздействия
благоприятных факторов. Свойство
адаптивности системы обеспечения
военной безопасности характеризуется
и ее способностью к саморазвитию.
Во-вторых, система обеспечения военной
безопасности зависит от особенностей
ее структуры, от того, сколько и каких
системных элементов она объединяет. В
настоящее время можно говорить о наличии
в системе обеспечения военной безопасности
нескольких подсистем: 1) подсистемы
государственного (федерального)
обеспечения; 2) подсистемы территориального
обеспечения; 3) подсистемы функционального
обеспечения; 4) собственно военной
организации государства как подсистемы
непосредственного обеспечения военной
безопасности.

Главным признаком системы обеспечения
военной безопасности является деятельность
ее субъектов, реализующих свои цели с
помощью разнообразных средств и методов
— политических, организационных, правовых,
экономических, военных и др. Субъектом
обеспечения военной безопасности
является участник общественных отношений
по обеспечению военной безопасности
государства, которого юридическая норма
наделила правами и обязанностями. Он
обладает двумя признаками: во-первых,
социальным, это участие в общественных
отношениях в качестве обособленного,
способного вырабатывать и осуществлять
единую волю, персонифицированного
субъекта; во-вторых, юридическим, это
признание правовыми нормами его
способности быть носителем прав и
обязанностей, участвовать в правоотношениях,
связанных с обеспечением военной
безопасности. Различают индивидуальных
и коллективных субъектов.

В подсистему государственного
(федерального) обеспечения военной
безопасности входят: Президент Российской
Федерации — Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации,
высшие органы законодательной,
исполнительной и судебной власти,
Генеральная прокуратура Российской
Федерации — основные субъекты, а также
Совет Безопасности Российской Федерации,
Комиссия Правительства Российской
Федерации по военно-промышленным
вопросам и другие вспомогательные
(координирующие) субъекты.

В подсистему территориального обеспечения
военной безопасности входят органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, структуры
федеральных органов исполнительной
власти на территории федеральных
округов, а также органы местного
самоуправления.

В подсистему функционального обеспечения
военной безопасности входят: Министерство
обороны Российской Федерации, Министерство
внутренних дел Российской Федерации,
Министерство иностранных дел Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий,
Министерство промышленности и энергетики
Российской Федерации, Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации, Федеральная
служба безопасности Российской Федерации,
Федеральная служба охраны Российской
Федерации, Служба внешней разведки
Российской Федерации, Главное управление
специальных программ при Президенте
Российской Федерации.

Полномочия субъектов обеспечения
военной безопасности Российской
Федерации, их состав, принципы и порядок
действий определяются соответствующими
законодательными и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики
обеспечения военной безопасности
Российской Федерации принимают участие
следующие субъекты:

— Президент Российской Федерации —
руководит в пределах своих конституционных
полномочий органами и силами обеспечения
военной безопасности Российской
Федерации; санкционирует действия по
обеспечению военной безопасности; в
соответствии с законодательством
Российской Федерации формирует,
реорганизует и упраздняет подчиненные
ему органы и силы обеспечения военной
безопасности; выступает с посланиями
и обращениями по проблемам национальной
и военной безопасности, в своих ежегодных
посланиях Федеральному Собранию уточняет
отдельные положения Концепции национальной
безопасности Российской Федерации,
определяет направления текущей внутренней
и внешней политики страны.

Полномочия Президента Российской
Федерации по указанным и другим вопросам
закреплены в ст. ст. 80 — 93 Конституции
Российской Федерации, в Федеральном
конституционном законе «О военном
положении», Федеральном законе «Об
обороне», других законодательных
актах. В соответствии со ст. ст. 80, 83
Конституции Российской Федерации
Президент Российской Федерации принимает
меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
государственной целостности. Президент
Российской Федерации определяет основные
направления военной политики государства;
формирует и возглавляет Совет Безопасности;
утверждает военную доктрину Российской
Федерации; назначает и освобождает
высшее командование Вооруженных Сил
Российской Федерации.

Согласно ст. 87 Конституции Российской
Федерации Президент Российской Федерации
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
осуществляет руководство Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими формированиями и
органами; в случаях агрессии или
непосредственной угрозы агрессии против
Российской Федерации, возникновения
вооруженных конфликтов, направленных
против Российской Федерации, объявляет
общую или частичную мобилизацию, вводит
на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях военное
положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе, отдает приказ Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации о ведении военных
действий; исполняет полномочия в области
обеспечения режима военного положения
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным
законом; принимает в соответствии с
федеральными законами решение о
привлечении Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов к выполнению
задач с использованием вооружения не
по их предназначению; утверждает
концепции и планы строительства и
развития Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, план применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
Мобилизационный план Вооруженных Сил
Российской Федерации, а также планы
перевода (мобилизационные планы) на
работу в условиях военного времени
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и
экономики страны, планы создания запасов
материальных ценностей государственного
и мобилизационного резервов и федеральную
государственную программу оперативного
оборудования территории Российской
Федерации в целях обороны; утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; утверждает
программы ядерных и других специальных
испытаний и санкционирует проведение
указанных испытаний.

Президент Российской Федерации также
утверждает структуру, состав Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований до объединения
включительно и органов, штатную
численность военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, а также
штатную численность гражданского
персонала органов; принимает решение
о дислокации и передислокации Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований от соединения и
выше; утверждает общевоинские уставы,
положения о Боевом знамени воинской
части, Военно-морском флаге Российской
Федерации, порядке прохождения военной
службы, военных советах, военных
комиссариатах, военно-транспортной
обязанности; утверждает положения о
Министерстве обороны Российской
Федерации и федеральных органах
исполнительной власти (органах),
уполномоченных в области управления
другими войсками, воинскими формированиями
и органами, определяет вопросы координации
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области обороны;
утверждает положение о территориальной
обороне и План гражданской обороны;
утверждает планы размещения на территории
Российской Федерации объектов с ядерными
зарядами, а также объектов по ликвидации
оружия массового уничтожения и ядерных
отходов; ведет переговоры и подписывает
международные договоры Российской
Федерации в области обороны, включая
договоры о совместной обороне, коллективной
безопасности, сокращении и ограничении
вооруженных сил и вооружений, об участии
Вооруженных Сил Российской Федерации
в операциях по поддержанию мира и
международной безопасности; издает
указы о призыве граждан Российской
Федерации на военную службу, военные
сборы (с указанием численности призываемых
граждан Российской Федерации и их
распределения между Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими войсками,
воинскими формированиями и органами),
а также об увольнении с военной службы
граждан Российской Федерации, проходящих
военную службу по призыву в порядке,
предусмотренном федеральным законом;
осуществляет иные полномочия в области
обороны, возложенные на него Конституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и законами Российской Федерации;

— Федеральное Собрание Российской
Федерации — на основе Конституции
Российской Федерации по представлению
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации
формирует законодательную базу в области
обеспечения военной безопасности
Российской Федерации <39>.

———————————

<39> См.: Писарев А.Н. Полномочия
Президента Российской Федерации в
области обороны: Дис. … канд. юрид. наук.
М., 1995; Он же. Полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации в области обороны
(системно-правовое исследование): Дис.
… д-ра юрид. наук. М., 2001.

Так, Совет Федерации рассматривает
расходы на оборону, установленные
принятыми Государственной Думой
федеральными законами о федеральном
бюджете; рассматривает принятые
Государственной Думой федеральные
законы в области обороны; утверждает
указы Президента Российской Федерации
о введении военного положения и
чрезвычайного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных
ее местностях, а также о привлечении
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов с использованием вооружения к
выполнению задач не по их предназначению;
решает вопрос о возможности использования
Вооруженных Сил Российской Федерации
за пределами территории Российской
Федерации.

Государственная Дума рассматривает
расходы на оборону, устанавливаемые
федеральными законами о федеральном
бюджете; принимает федеральные законы
в области обороны;

— Правительство Российской Федерации
— в пределах своих полномочий и с учетом
сформулированных в ежегодных посланиях
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию приоритетов в
области обеспечения военной безопасности
Российской Федерации координирует
деятельность федеральных органов
исполнительной власти, а также органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, формирует в
установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных
целевых программ в этой области <40>.

———————————

<40> Тюркин М.В. Полномочия Правительства
Российской Федерации в области обороны:
Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000.

Правительство Российской Федерации
осуществляет меры по обеспечению обороны
и несет в пределах своих полномочий
ответственность за состояние и обеспечение
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов; руководит деятельностью по
вопросам обороны подведомственных ему
федеральных органов исполнительной
власти; разрабатывает и представляет
в Государственную Думу предложения по
расходам на оборону в федеральном
бюджете; организует оснащение Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов
вооружением и военной техникой по их
заказам; организует обеспечение
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов материальными средствами,
энергетическими и другими ресурсами и
услугами по их заказам; организует
разработку и выполнение государственных
программ вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; организует
разработку и выполнение планов перевода
(мобилизационных планов) федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления и экономики страны на
работу в условиях военного времени, а
также планов создания запасов материальных
ценностей государственного и
мобилизационного резервов; осуществляет
руководство мобилизационной подготовкой
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций
независимо от форм собственности,
транспорта, коммуникаций и населения
страны; осуществляет контроль за
подготовкой организаций к выполнению
государственного оборонного заказа по
выпуску продукции в военное время, за
выполнением государственного оборонного
заказа организациями, за созданием,
развитием и сохранением мобилизационных
мощностей, а также за созданием воинских
формирований при федеральных органах
исполнительной власти и подготовкой
транспортных средств, подлежащих
передаче Вооруженным Силам Российской
Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации; устанавливает
мобилизационные задания федеральным
органам исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации
также определяет условия
финансово-хозяйственной деятельности
организаций Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов; принимает
решение о создании, реорганизации и
ликвидации военных образовательных
учреждений профессионального образования,
факультетов военного обучения и военных
кафедр при образовательных учреждениях
высшего профессионального образования;
организует разработку планов размещения
на территории Российской Федерации
объектов с ядерными зарядами, а также
объектов по ликвидации оружия массового
уничтожения и ядерных отходов; определяет
порядок выполнения федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями независимо
от форм собственности, а также
собственниками транспортных средств
военно-транспортной обязанности,
подготовки граждан Российской Федерации
к военной службе, воинского учета,
призыва на военную службу и альтернативную
гражданскую службу, проведения
военно-врачебной экспертизы и военных
сборов; утверждает положения о воинском
учете, призыве на военную службу,
подготовке граждан Российской Федерации
к военной службе, проведении военных
сборов, военно-врачебной экспертизе, а
также перечень военно-учетных
специальностей; устанавливает штатную
численность гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований;
определяет организацию, задачи и
осуществляет общее планирование
гражданской и территориальной обороны;
определяет порядок предоставления и
использования для нужд Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов земель
и других природных ресурсов; устанавливает
порядок передачи, предоставления в
аренду, продажи и ликвидации вооружения
и военной техники, оборонных объектов
и другого военного имущества; организует
контроль за экспортом вооружения и
военной техники, стратегических
материалов, технологий и продукции
двойного назначения; определяет порядок
расходования средств, выделяемых на
оборону из федерального бюджета, а также
источники финансирования Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов,
привлекаемых к выполнению задач, не
связанных с их предназначением; ведет
международные переговоры по вопросам
военного сотрудничества и заключает
соответствующие межправительственные
соглашения; устанавливает порядок
компенсации расходов, понесенных
организациями и гражданами Российской
Федерации в связи с использованием их
имущества для нужд обороны; осуществляет
иные полномочия в области обороны,
возложенные на него Конституцией
Российской Федерации, законодательством
Российской Федерации и указами Президента
Российской Федерации;

— суды — осуществляют правосудие,
посредством чего участвуют в обеспечении
конституционно-правовой, уголовно-правовой,
гражданско-правовой, административно-правовой
охраны военной безопасности государства
<41>;

———————————

<41> См.: Петухов Н.А. Осуществление
судебной власти в Вооруженных Силах
Российской Федерации: Дис. … канд. юрид.
наук в форме научного доклада, выполняющего
также функцию автореферата. М., 1998;
Левченко В.Ю. Судебный контроль в сфере
военного управления: Дис. … канд. юрид.
наук. М., 1997; Лобанов С.А. Уголовное
судопроизводство по делам о военных
преступлениях (международно-правовое
исследование): Дис. … канд. юрид. наук.
М., 1997; Шупленков В.П. Уголовно-правовая
борьба с преступлениями против обороны
страны в военное время. М., 1986; и др.

— прокуратура — осуществляет надзор за
соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской
Федерации, федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами
и иными федеральными органами
исполнительной власти, органами военного
управления, их должностными лицами, а
также за соответствием законам правовых
актов, издаваемых указанными органами
и должностными лицами <42>;

———————————

<42> Савенков А.Н. Актуальные проблемы
конституционной законности в Вооруженных
Силах Российской Федерации и роль
прокуратуры в их решении: Дис. … д-ра
юрид. наук. СПб., 2002.

— Совет Безопасности Российской Федерации
— проводит работу по упреждающему
выявлению и оценке угроз военной
безопасности Российской Федерации,
оперативно готовит для Президента
Российской Федерации проекты решений
по их предотвращению, разрабатывает
предложения в области обеспечения
военной безопасности Российской
Федерации, а также предложения по
уточнению отдельных положений Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, координирует деятельность
сил и органов обеспечения военной
безопасности, контролирует реализацию
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решений
в этой области;

— федеральные органы исполнительной
власти — обеспечивают исполнение
законодательства Российской Федерации,
решений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
в области военной безопасности Российской
Федерации; в пределах своей компетенции
разрабатывают нормативные правовые
акты в этой области и представляют их
Президенту Российской Федерации и
Правительству Российской Федерации;

— органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации — взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти по вопросам исполнения
законодательства Российской Федерации,
решений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
в области национальной безопасности
Российской Федерации, а также федеральных
программ, планов и директив, издаваемых
Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами Российской Федерации, в области
военной безопасности Российской
Федерации; совместно с органами местного
самоуправления проводят мероприятия
по привлечению граждан, общественных
объединений и организаций к оказанию
содействия в решении проблем национальной
безопасности согласно законодательству
Российской Федерации; вносят в федеральные
органы исполнительной власти предложения
по совершенствованию системы обеспечения
военной безопасности Российской
Федерации;

— военная организация государства,
включающая в себя Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы,
предназначенные для выполнения задач
военной безопасности военными методами,
а также органы управления ими. В военную
организацию государства также входит
часть промышленного и научного комплексов
страны, предназначенная для обеспечения
задач военной безопасности.

> Учебники ОБЖ

  • > учебники ОБЖ 5 класс
  • > учебники ОБЖ 6 класс
  • > учебники ОБЖ 7 класс
  • > учебники ОБЖ 8 класс
  • > ОБЖ 8 класс видео
  • > ОБЖ 10 класс видео
  • > ОБЖ 11 класс видео
  • > Видеоуроки ОБЖ 5 класс
  • > Видеоуроки ОБЖ 6 класс
  • > Видеуроки ОБЖ 7 класс
  • > Видеоуроки ОБЖ 9 класс
  • > Видеоуроки ОБЖ 10 класс
  • > Первая помощь фото плакат

Всероссийская научно-практическая ОНЛАЙН конференция

Актуальные вопросы безопасности в современном образовании

(посвященная 30-летию предмета ОБЖ )

27 мая 2021 года, г. Екатеринбург

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства

Основой военной организации нашего государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачам относятся следующие:
• содействие органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов;
• оказание помощи пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации;
• содействие в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;
• оказание помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основными функциями Вооруженных Сил являются:
• пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации;
• обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;
• выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;
• поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.
Основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечению национальной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям: сдерживание военных и военно–политических угроз безопасности или интересам России; обеспечение экономических и политических интересов России; осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы.
Сдерживание военных и военно–политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно–политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а также поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерных сил и систем их управления.
Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:
• защита граждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или иной нестабильности;
• создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;
• защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;
• проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;
• организация и ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времени Вооруженные Силы
осуществляют в рамках выполнения следующих задач:
• борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
• частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
• осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
• обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
• защита государственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;
• силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений Совета Безопасности ООН;
• предупреждение экономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженными Силами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальных войнах; региональных войнах; крупномасштабной войне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 4. Основы обороны государства и воинская обязанность

Занятие 1: История создания Вооруженных Сил России.

Вид занятия : Лекция

Продолжительность занятия: 2часа;

Учебные цели занятия:

Организацию вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Воспитательные цели занятия:

Формировать и развивать у студентов добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной специальностью.

Место занятия: 102 класс.

Учебно-материальное обеспечение:

Аудиовизуальное обеспечение: Телевизор, ноутбук.

Учебные вопросы и расчет времени.

1 . История создания Вооруженных Сил России.

2. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации.

Общие методические указания по проведению занятия.

При рассмотрении учебных вопросов занятия следует использовать следующие методы обучения: рассказ, беседа, поисковый метод, диалог.

Вводная часть.

1. Определить готовность учебной группы к занятию (проверить наличие, наличие конспектов, письменных принадлежностей, рекомендованной литературы).

2. Напомнить материал предыдущего занятия.

3. Провести устный опрос. Вопросы контроля:

Для чего предназначены защитные сооружения?

Назовите основные виды защитных сооружений. Для каких целей создаются убежища?

Каким требованиям должны соответствовать современные убежища?

Расскажите об основных и вспомогательных помещениях убежищ.

Какими техническими системами жизнеобеспечения должны быть оборудованы убежища?

Какие сооружения называются противорадиационными укрытиями?

Каковы назначение простейших укрытий?

4. Сделать выводы по опросу.

5. Объявить название темы и предстоящего занятия, его учебные цели и вопросы, а также литературу.

6. Связать предыдущий материал с материалом данного занятия.

7. Заполнить журнал.

Вопрос 1. История создания Вооруженных Сил России

Вооруженные Силы (ВС) РФ составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения возможных агрессий, направленных против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории нашей страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

На всех этапах существования Российского государства населению постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, направленную на защиту своей земли от иностранных захватчиков. В древности вооруженная борьба за независимость велась только на суше, поэтому основным видом вооруженных сил были сухопутные войска. По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150 — 200 тысяч воинов.

Основу вооруженных сил в этот период составляли дворянские формирования. Дворяне были военнослужилым слоем, противопоставляемым боярству, которое до XIV в. также активно участвовало в военных походах князей. За военную службу дворяне получали от московских государей поместья — земельные владения с крестьянами. На протяжении всей жизни дворяне были обязаны нести военную службу, эта почетная обязанность передавалась из поколения в поколение — от деда к отцу, от отца к сыну. За долгие годы службы дворяне приобретали навыки воинов-профессионалов.

Помимо военно-служилых людей дворян немалую часть войска составляли служилые люди по найму , которые получали не поместья, а денежное жалованье. Среди них самыми многочисленными были стрельцы — пехота, вооруженная пищалями (фитильными ружьями) и бердышами (боевыми топорами с изогнутыми лезвиями в виде полумесяца). В дальнейшем служба стрельцов также стала пожизненной и наследственной. Первые постоянные стрелецкие части были сформированы при Иване Грозном (около 1550 г.).

В период 1631 —1634 гг. в Московском государстве появились полки нового строя по образцу западноевропейских армий. Они подразделялись на солдатские, драгунские и рейтарские. Офицерами в полках нового строя были находившиеся на военной службе иноземцы.

В конце XV — XVII в. армия пополнялась за счет даточных людей , которых выставляли крестьяне и повиннообязанное городское население. Даточные люди, как и впоследствии рекруты, служили пожизненно.

Основы регулярной русской армии были заложены при Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение плохо обученных русских войск в 1700 г. в сражении со шведской армией под Нарвой. Дворянская конница, пехота и драгуны показали на поле боя полную беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 8 тысяч человек и всю артиллерию.

В 1705 г. Петр I окончательно утвердил новую систему комплектования войск. В армию стали набирать по принципу рекрутского набора , когда 10 — 20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило увеличить численность войск. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них служба также была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских Преображенском или Семеновском полках.

Первоначально делами армии ведал Преображенский приказ, созданный в 1686 г. Затем управление стали осуществлять Правительствующий сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз Министерства обороны).

Совершенствование вооруженных сил России продолжилось в правление Екатерины И.

В это время Военная коллегия перестала зависеть от Сената и постепенно стала превращаться в военное министерство. Как таковое, Военное министерство было образовано в 1802 г. по указу императора Александра I (просуществовало до 1918 г.).

Реформы в области военного строительства принесли России немало побед и в отдельных сражения, и в целых кампаниях, но были и поражения, среди которых самое значительное — в Крымской войне (1853 — 1856 гг.), вскрывшей военную отсталость России от европейских государств. В 1860—1870 гг. в России были проведены военные реформы под руководством Д. А. Милютина. Органы военного управления подверглись значительной реорганизации.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о всеобщей воинской повинности. С этого времени рекрутские наборы в армию были отменены. Всеобщая воинская повинность распространилась на мужское население в возрасте 21 — 40 лет.

Зачисление на службу производилось по жребию. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе (на флоте — 10 лет, из них 7 лет на службе и 3 года в запасе).

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму стало обязательным. Расширилась сеть специальных военных учебных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение артиллерии стали поступать стальные орудия с нарезным стволом, имевшие большую дальность стрельбы. Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

В 1911 г. была введена допризывная военная подготовка. Закон о воинской повинности 1912 г. расширил льготы по образованию для военнослужащих, сроки службы в пехоте и артиллерии были сокращены до трех лет.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала ее вооруженные силы. Правительству советской республики пришлось создавать армию с учетом нового общественного устройства страны, международной обстановки и материальных возможностей.

В первые месяцы советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия (вооруженные отряды рабочих). Она создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков и к началу 1918 г. насчитывала 460 тысяч человек.

Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не могла противостоять вторжению германских войск, угроза которого (шла Первая мировая война) вынудила советское правительство начать комплектование постоянной армии.

15 (28) января 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА),

а 29 января (11 февраля) 1918 г. — об организации Рабоче-крестьянского Красного флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.

Основным ядром новых Вооруженных Сил стала Красная армия, а ее главным родом войск — пехота. Кавалерия была главным подвижным родом войск. Морские силы страны включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.

В строительстве новых Вооруженных Сил со временем был использован опыт русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В сентябре 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе , а в 1939 г. — Закон о всеобщей воинской обязанности. Призыву подлежали юноши, достигшие 19 лет, а те, кто оканчивал среднюю общеобразовательную школу, призывались ранее — с 18 лет. В сухопутных войсках служили 3 года, в ВМФ — 5 лет. В армии были введены воинские звания, боевые награды, установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования Вооруженных Сил страны. Численность Вооруженных Сил СССР неуклонно возрастала: в 1935 г. — 930 тысяч, в 1938 г. — 1,5 миллиона и к началу 1941 г. — 5,7 миллиона человек.

Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. показала способность Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны.

В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, Н. Ф. Ватутина, А. М. Василевского, И.С.Конева и других, искусно осуществлявших военные операции, которые привели к разгрому хорошо вооруженного и организованного противника.

В середине 1950-х гг. началось коренное преобразование Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими современными видами оружия и военной техники. В частности, в 1960 г. были созданы ракетные войска стратегического назначения.

В 1967 г. был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности. Срок службы в сухопутных войсках сократился до двух лет, на флоте — до трех. Лица, имеющие высшее образование, служили один год. Изменения в этот закон вносились в 1980, 1985 и 1989 гг.

После распада СССР в 1991 г. началось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации. Точкой отсчета считается соответствующий Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 (РГ 92-106). Согласно указу, в состав ВС РФ были включены все органы военного управления, все объединения, соединения, воинские части, все учреждения, организации, военно-учебные заведения бывшего СССР, расположенные на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся к моменту подписания данного документа под ее юрисдикцией.

В конце 2013 — начале 2014 г. обострилась ситуация на Украине. В феврале 2014 г. в результате переворота власть перешла к оппозиции. Руководство Автономной республики Крым не признало новое киевское правительство и приняло решение о проведении референдума о статусе Крыма. На проведенном 16 марта 2014 г. референдуме крымчане и севастопольцы высказались за воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. 21 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Закон о вступлении Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав России.

Каково предназначение вооруженных сил?

Что составляло основу вооруженных сил в XIV—XVII вв.?

Когда была создана регулярная Русская армия?

Раскройте суть новой системы комплектования войск, введенной Петром I.

Когда была введена в России всеобщая воинская повинность?

Расскажите о модернизации армии в XIX — начале XX в.

Когда были созданы Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянский Красный флот?

Как осуществлялось строительство Вооруженных Сил перед Второй мировой войной?

Как отразилась на военном строительстве политика холодной войны?

С чего началось строительство Вооруженных Сил России в постперестроечное время?

Вопрос 2. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил РФ

Функции Вооруженных Сил России включают в себя отражение внешней агрессии, защиту целостности и неприкосновенности территории страны и выполнение задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

Основными задачами Вооруженных Сил РФ являются:

— обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны;

— обеспечение надежной защиты страны от воздушно-космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск для решения задач в региональной войне;

— осуществление миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Для решения этих задач Вооруженные Силы РФ в своем составе должны иметь:

— силы ядерного сдерживания — для удержания ядерных держав от развертывания ядерной войны, а также государств и их коалиций, обладающих превосходством в обычных вооружениях, от широкомасштабной неядерной войны;

— силы неядерного сдерживания — для удержания возможного агрессора от развязывания и эскалации (расширения) региональных конфликтов, а также для гибкого реагирования на возникающие угрозы с целью локализации и ликвидации конфликтов малой интенсивности;

— мобильные силы, обеспечивающие наращивание противодействия при ликвидации военных конфликтов; средства информационного противодействия вероятному противнику в информационной войне.

Определены следующие приоритетные направления военнотехнического обеспечения безопасности России:

— поддержание комплекса стратегических вооружений на уровне, обеспечивающем безопасность страны;

— развитие высокоэффективных систем управления войсками и оружием, а также связи, разведки, радиоэлектронной борьбы;

— создание нового поколения высокоточных мобильных безъядерных средств поражения и систем их информационного обеспечения;

— повышение индивидуальной оснащенности военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.

В военно-стратегическом плане основными задачами развития ВС РФ являются:

— поддержание сил ядерного сдерживания в составе и состоянии, обеспечивающих предотвращение развязывания ядерной и крупномасштабной обычной войны против России и ее союзников;

— создание на территории Российской Федерации и в воздушно-космическом пространстве сбалансированных по составу группировок сил, средств и систем, обеспечивающих своевременное обнаружение воздушно-космического нападения противника и предупреждение о нем, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил), прикрытие важнейших объектов страны и Вооруженных Сил Российской Федерации от воз- действия средств воздушно-космического нападения противника и нанесение ответных ударов;

— создание на стратегических направлениях, в прилегающих океанских и морских зонах группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил РФ, способных совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами выполнять задачи по локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов, а также иные задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

— создание высокомобильного резерва, способного в кратчайшие сроки выполнить задачи самостоятельно либо усилить группировки Сухопутных войск РФ на любом стратегическом направлении;

— оптимизация мобилизационной базы военной организации государства и системы мобилизационной подготовки экономики страны для проведения развертывания Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований в целях решения задач обороны страны;

— совершенствование боевой и мобилизационной готовности силового компонента военной организации государства; повышение способности всех компонентов военной организации государства к согласованным действиям по предотвращению внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации и противодействию им на основе централизации оперативного руководства всеми привлекаемыми силами и средствами и совершенствования межведомственного взаимодействия при выполнении совместных задач;

— создание военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание и ведение военных действий Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами в соответствии с планом применения Вооруженных Сил РФ, а также своевременный перевод экономики страны с мирного на военное положение; совершенствование системы комплектования и подготовки Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

— создание адекватной сложившимся условиям развития страны системы резервов, а также необходимых запасов материально-технических средств для всех компонентов военной организации государства;

— создание централизованной системы управления военной организацией государства, способной без проведения существенных структурных преобразований обеспечить оперативное управление войсками (силами), воинскими формированиями и органами при решении задач как в мирное время в случаях нейтрализации и пресечения внутренних угроз национальной безопасности и в других ЧС, так и в период угроз, конфликтный период и в военное время.

1. В чем состоят функции Вооруженных Сил РФ?

2. Назовите основные задачи Вооруженных Сил РФ.

3. Определите приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России, а также необходимые для этого силы и средства.

4. Каковы основные задачи развития Вооруженных Сил РФ в военно-стратегическом плане?

Читайте также:

      

  • Я здоровье сберегу сам себе я помогу конспект занятия в средней группе
  •   

  • Сказочный замок конспект урока изо
  •   

  • Профессиограмма и психограмма профессии 8 класс технология конспект урока
  •   

  • Механическое напряжение физика конспект
  •   

  • Производство серной кислоты контактным способом конспект урока 11

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат немозол инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Нео ангин состав инструкция по применению
  • Пульмонология национальное руководство 2020 скачать
  • Руководство по эксплуатации на газоанализатор универсальный ганк 4 кпгу 413322 002 рэ
  • Обшивка балкона пластиковыми панелями своими руками пошаговая инструкция с фото