Консультирование психолога руководство

Главная


/

Блог


/
Алгоритм первой консультации начинающего психолога: примеры и советы от практиков

Алгоритм первой консультации начинающего психолога: примеры и советы от практиков

Время на чтение: 8 минут

|

2 июня 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

tg

vk

Статья создана при участии выпускников и экспертов

Шахбази Татьяны Азеровны

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Твороговой Татьяны Сергеевны

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Первая консультация начинающего психолога — волнительное событие и для специалиста, и для клиента. Консультант должен продемонстрировать свою компетентность и уверенность, расположить к себе клиента. А тот должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае клиент откажется от второй встречи. 

Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно? Уменьшит волнение и поможет ощутить опору под ногами.

На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

Начало консультации

Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

Подборка инструментов планирования и онлайн-записи на консультации в нашей статье → 

Знакомство

Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. В начале консультации психологу следует представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет. 

Алгоритм первой консультации психолога

Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел. Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ. Возможные вопросы психолога на консультациях для клиентов:  

  • С чего бы вы хотели начать?
  • Что вас беспокоит?
  • Что привело вас ко мне?
  • О чем вы хотите поговорить?

Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»

Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»

Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

Чтобы был под рукой в нужный момент

Выяснение запроса

Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»

В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

Там, где это уместно, произносите фразы:

  • Да.
  • Понимаю.
  • Я вас слушаю.
  • Спасибо, что поделились этим.

Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»

Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

Фразы типа «То есть вы хотите сказать …», «Хочу уточнить …», «Правильно ли я понял…» пригодятся в работе с разными людьми — не только с теми, кто отвлекается от сути. Они помогают раскрыть проблему на более глубоком уровне и прийти к взаимопониманию.

Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.

Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

Середина консультации

Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

Читайте в нашей статье о том, как правильно составить терапевтический контракт → 

Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

Алгоритм первой консультации психолога

И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

Уточняем:

  • Как давно длится эта ситуация / проблема.  
  • Что клиент предпринимал для ее разрешения.
  • Были ли подобные ситуации в прошлом.
  • Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
  • Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.

Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»

Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!

Получите шаблон и используйте в работе

Telegram

Правила общения с клиентом

О чем нужно помнить в процессе общения:

  • Обязательно выясните, был ли у клиента опыт обращения к психологу.
  • Избегайте профессиональных клише. Например, если клиент говорит, что у него депрессия, то уточните: «Кто-то из психологов сказал вам об этом?», «Вы сказали, что были в депрессии. Расскажите, пожалуйста, что конкретно вы чувствовали в этом состоянии».
  • «Переводите» сленг, жаргон и фразы, которые могут быть по-разному поняты вами и клиентом. Используйте для этого уточнение и переформулирование.
  • Выражая свои гипотезы, используйте такие формулировки, которые прольют свет на истоки проблем.
  • Если находите в словах клиента противоречие, то помогите и ему увидеть их — переформулируйте, сопоставьте, уточните утверждения. Ваша задача — подвести клиента к тому, что он сам скажет о противоречии, а не прямо говорить ему об этом.
  • Конвертируйте эмоции клиента. Это можно оформить как обратную связь: «Я вижу, что вам тяжело говорить об этом». Или как поддержку: «Мне жаль, что так получилось. Я понимаю, что вы злитесь, что вам больно и обидно вспоминать это, но не могли бы вы рассказать подробнее».

Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».

Узнайте, где и как психологу найти первых клиентов →

Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

Шахбази Татьяна Азеровна

Завершение консультации

До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

«Итак, мы выяснили…», «Подытожим все сказанное»

Спросите клиента:

«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»

Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

Вам важно получить и дать обратную связь:

  • Спросите клиента: «Как вы себя чувствуете? Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чем именно консультация совпала с вашими представлениям?». Так вы поймете ожидания клиента и отработаете возможные разочарования — это важно для будущей работы.
  • Дайте рекомендации для самостоятельной работы над проблемой. Поделитесь полезной информацией, например, порекомендуйте книгу для психотерапевтической самопомощи. Дайте домашнее задание, например, предложите вести дневник эмоций. Необязательно делать именно это и все сразу — дайте ту обратную связь, которая нужна именно этому клиенту.
  • Спросите клиента, есть ли у него какие-то вопросы. Может быть, он хочет что-то уточнить, прояснить.
  • Поблагодарите за проделанную работу.

Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.

Творогова Татьяна Сергеевна

Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.

Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.

Почитайте нашу статью об ошибках начинающих психологов → 

Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

И помните, что каждый востребованный психолог когда-то был начинающим. А каждый опытный специалист когда-то проводил свою первую консультацию и тоже волновался. Это естественно, но с каждой новой сессией ваша уверенность в себе как психологе будет расти, а вместе с этим отступит волнение. К тому же теперь у вас под рукой есть экспертный алгоритм первой консультации для психолога без опыта.

Статья создана при участии выпускников и экспертов

Шахбази Татьяны Азеровны

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Твороговой Татьяны Сергеевны

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5

Бесплатная помощь коуча или психолога

Как психологу провести первую консультацию

Пошаговый план для начинающего специалиста

Первая консультация — волнительное событие и для психолога, и для клиента. Чтобы встреча не превратилась в хаотичное расспрашивание обо всем, стоит придерживаться конкретной структуры и тайминга. Так специалист будет уверен, что ничего не забыл и сделал все возможное, чтобы клиент уже почувствовал себя лучше.

Первая консультация — волнительное событие и для психолога, и для клиента. Чтобы встреча не превратилась в хаотичное расспрашивание обо всем, стоит придерживаться конкретной структуры и тайминга. Так специалист будет уверен, что ничего не забыл и сделал все возможное, чтобы клиент уже почувствовал себя лучше.

Эта статья будет полезна как начинающим психологам, так и клиентам, чтобы понимать, что будет на первой сессии. Вы узнаете:

Цели первой встречи

В разных подходах психотерапии цели первой встречи могут отличаться. Но в начале практики специалисту стоит иметь общее представление о ней и четкий сценарий ее проведения. Когда вы «набьете руку», сможете откорректировать задачи и план консультации в зависимости от подхода, в котором будете практиковать.

В разных подходах психотерапии цели первой встречи могут отличаться. Но в начале практики специалисту стоит иметь общее представление о ней и четкий сценарий ее проведения. Когда вы «набьете руку», сможете откорректировать задачи и план консультации в зависимости от подхода, в котором будете практиковать.

На первой консультации перед специалистом стоят четыре цели, которые заложат основы эффективной работы:

Установить правила работы психолога и клиента. Важно, чтобы они сделали это вместе. Этот процесс начинается еще до первой встречи, когда психолог высылает клиенту информированное согласие. Подразумевается, что он ознакомится с документом и все внимательно прочитает. Но на первой встрече стоит вернуться к важным пунктам и уточнить, все ли клиенту понятно, есть ли у него вопросы.

«Удалось ли вам ознакомиться с информированным согласием, которое я отправила вам на прошлой неделе? Есть ли у вас вопросы? Нам важно установить основы нашего взаимодействия до начала работы. Давайте пройдемся по непонятным вам пунктам? Например…»

Кроме того, есть общие правила, которые не включаются в информированное согласие, но о соблюдении которых стоит договориться. Например, что вы будете отключать звук телефона на сессиях, что нельзя опаздывать на встречи, как вы будете обращаться друг к другу и так далее. Такие правила помогают не переживать о таких мелочах и психологу, и клиенту — вы просто делаете так, как договорились.

«Давайте договоримся, как мы будем взаимодействовать и общаться. Вы мне расскажете, как вам комфортно, я расскажу, как это принято в моей работе. Мы найдем вариант, который будет устраивать нас обоих, и будем придерживаться договоренностей».

Собрать информацию о клиенте и его затруднениях, обстоятельствах его жизни, которые влияют на проявление этих затруднений, об актуальных отношениях, связанных с состоянием клиента.

По возможности облегчить переживания, с которыми человек пришел к специалисту. В долгосрочных подходах на первой встрече не ставят эту цель, а только знакомятся и выясняют ситуацию клиента, планируют терапию. В краткосрочных подходах эта цель есть, как минимум — сформировать надежду на успех. Это помогает поддержать мотивацию клиента: если после первой встречи ему уже станет чуть легче, то он с большим воодушевлением придет на вторую встречу.

Оценить состояние клиента и понять, компетентен ли психолог работать с ним. В ходе первой встречи важно понять, достаточно ли у вас знаний и навыков, нужен ли клиенту другой специалист, чтобы исключить, например, биологические причины его состояния или психические расстройства.

Тайминг и план первой консультации

Первая сессия состоит из четырех временных отрезков, у каждого из которых есть своя задача. Стоит придерживаться такого тайминга, чтобы вам было легче ориентироваться и направлять клиента:

Первая сессия состоит из четырех временных отрезков, у каждого из которых есть своя задача. Стоит придерживаться такого тайминга, чтобы вам было легче ориентироваться и направлять клиента:

  1. Знакомство, установление правил и начало беседы — 5−10 минут.
  2. Выяснение запроса и ожиданий клиента — 25−35 минут.
  3. Прояснение проблемы, резюмирование — 10−15 минут.
  4. Окончание встречи: обмен обратной связью и домашнее задание — 5−10 минут.

#1. Как начать первую консультацию

На первой встрече клиенты могут вести себя по-разному, поэтому нет единого способа начать консультацию. Специалист может использовать разные варианты в зависимости от ситуации:

На первой встрече клиенты могут вести себя по-разному, поэтому нет единого способа начать консультацию. Специалист может использовать разные варианты в зависимости от ситуации:

Информирование (Fowler, Perry, 2005)

Этот оптимальный способ для большинства случаев — сообщить клиенту, что будет на первой встрече. Вы можете откорректировать вступление, чтобы вам было комфортно его произносить, и порепетировать, чтобы чувствовать себя уверенно в разговоре с клиентом.

Клиенту такое начало тоже хорошо подходит. Оказавшись в незнакомой ситуации, он будет нервничать, а вы этим небольшим рассказом дадите ему время расслабиться и привыкнуть к вам и обстановке.

«В начале консультации я хотел бы сказать, что у нас с вами будет 50 минут на беседу. Наша цель на это время — лучше понять сложности, с которыми вы столкнулись. Я буду вас слушать, иногда задавать вопросы или комментировать ваши слова. Мы вместе будем исследовать вашу жизненную ситуацию и возможные причины ваших затруднений. Кроме того, у вас будет возможность увидеть мой способ работы и понять, подходит ли он вам, хотите ли вы работать со мной дальше. Как вам такой план нашей первой встречи?»

Отражение чувств клиента (Barkham & Hobson, 1989)

Бывает, что клиент приходит, переполненный чувствами и эмоциями. Он не готов слушать вас, а хочет высказаться сам. Его потребность сейчас — быть услышанным, чтобы его чувства разделили и отразили, и это первая задача психолога. В этом случае отложите информирование до момента, когда клиент успокоится и выразит все, что его переполняет.

Как отражать эмоции? В зависимости от состояния клиента вы называете его чувство и предлагаете раскрыть его, подумать о том, почему он его испытывает. Говорить нужно простыми словами, подходящими ситуации и чувствам клиента, чтобы они звучали уместно.

Понимаю, может быть волнительно в первый раз оказаться в кабинете психолога.
Кажется, вы сильно расстроены сложившейся ситуацией. Расскажите…

Открытые вопросы (Roth, 2003)

Бывают клиенты, которые очень много думали над своими затруднениями и хотят изложить вам свои рассуждения. В этой ситуации просто слушать — не очень выигрышное решение, поскольку то, как клиент думает о проблеме, часто является частью этой проблемы. Поэтому, чтобы выйти за рамки его рассуждений, стоит задавать вопросы, которые подтолкнут клиента по-новому посмотреть на ситуацию. Возможно, так вы узнаете, с чего начать работу.

Почему вы решили обратиться к психологу именно сейчас?
Что вы чувствуете, когда рассказываете об этом? (если много говорит о том, что думает)
Расскажите подробнее об этом эпизоде…

Разрыв шаблона (White, 2010)

Уместнее всего применить этот способ, когда клиент испытывает сопротивление, — например, приходит на консультацию не по своей воле. В этом состоянии у него есть ожидания, которые он вынес из книг, фильмов или рассказов других людей о том, что будет делать и говорить психолог. Скорее всего, он намерен молчать или язвить в ответ на ваши действия. Поэтому важно сделать что-то неожиданное, что «сломает» ожидания клиента и поможет найти к нему подход.

Основатель нарративной практики Майкл Уайт рассказывал, что однажды попросил клиента «с ожиданиями» найти оторвавшуюся пуговицу. Это стало для того неожиданностью — сломало образ психолога-эксперта и показало, что он тоже человек, который может просить о помощи. Кроме того, когда человек помогает другому, он больше склонен к сотрудничеству в будущем. Таким образом, совместный поиск пуговицы объединил их, и человек стал более расположен к беседе.

Не могли бы вы помочь мне…

#2. Как выяснить ожидания и актуальный запрос клиента

В этой части встречи вы, во-первых, собираете информацию о клиенте, а во-вторых, способствуете развитию терапевтических отношений. Поэтому очень важно, как именно вы предложите клиенту рассказать о его затруднениях.

В этой части встречи вы, во-первых, собираете информацию о клиенте, а во-вторых, способствуете развитию терапевтических отношений. Поэтому очень важно, как именно вы предложите клиенту рассказать о его затруднениях.

Этот нейтральный, на первый взгляд, вопрос подчеркивает экспертность позиции психолога: «вы ко мне пришли, я вам помогаю». Не во всех терапевтических подходах стоит добиваться такого эффекта. Кроме того, у клиента могут возникнуть ожидания быстрого решения, что вы сейчас будете раздавать советы. У кого-то такой вопрос может вызвать ассоциацию с фразой консультанта в магазине, поэтому его вряд ли можно назвать универсальным.

Этот вопрос может заставить клиента защищаться и дистанцироваться от своих затруднений. Он может вспомнить, что говорили об этом окружающие — например «это не важно» или «почему ты вообще об этом волнуешься». Из-за этого он может отмахнуться от собственных переживаний и ответить «да в общем-то все нормально, не так сильно меня это волнует». Из такой позиции клиент не раскроется, психолог не услышит насыщенный подробный рассказ, и могут возникнуть трудности с определением запроса и цели работы.

«Что привело вас ко мне?»

Общая фраза, которая подталкивает клиента к рассказу. Скорее всего, он начнет говорить сразу о самом важном.

«Что бы вы хотели обсудить в первую очередь?»

Этот вопрос предоставляет клиенту выбор и предлагает сфокусироваться на цели, которая привела его к психологу. Однако могут возникнуть сложности — например, когда человеку трудно выбрать и кажется, что важно все. Это диагностически важный момент: само состояние клиента, когда все «болит», также может быть проблемой.

«Какие у вас есть надежды на нашу работу?»

Фраза из ориентированной на решение терапии. Сразу актуализирует целевое состояние — чего человек хочет добиться. При этом он может ничего не говорить о проблеме.
Эти вопросы помогают начать диалог, в ходе которого специалист проясняет запрос клиента. Нужно быть внимательным и активно участвовать в беседе, направлять ее вопросами:

  • Когда это началось? При каких условиях проблема проявляется? При каких — исчезает или уменьшается?
  • Что вы уже пробовали делать для решения проблемы? Почему решили обратиться сейчас? Как вы ведете себя в этой ситуации? Как вы???
  • Что хочется сделать прямо сейчас? (убежать, свернуться, ударить…) Какие ощущения возникают в теле, когда проблема дает знать о себе?
  • Какие мысли возникают, когда появляется проблема? О чем вы думаете сейчас, говоря это? Что чувствуете, когда сейчас говорите о проблеме и когда оказываетесь в этой ситуации?

После того, как психолог выяснит запрос, важно узнать, чего человек хочет достичь в ходе работы, каким он видит конечный результат. Для этого можно задать следующие вопросы:

Что вы хотите получить в результате нашей работы? Каким будет наилучший результат? Что это изменит в вашей жизни? Как вы видите нашу цель? Как вы будете чувствовать себя, когда она будет достигнута? Как вы поймете, что вы достигли ее?

#3. Как сформировать у клиента надежду и подвести итоги встречи

Этот шаг помогает прямо на встрече поддержать клиента и способствует вашему терапевтическому альянсу. Человек перестает бояться работы над проблемой, а надежда на достижение результата закрепляется.

Этот шаг помогает прямо на встрече поддержать клиента и способствует вашему терапевтическому альянсу. Человек перестает бояться работы над проблемой, а надежда на достижение результата закрепляется.

Как можно сформировать надежду на успех:

  • Подтвердить свою компетентность, если вы будете работать с этим клиентам, и его не нужно перенаправить другому специалисту.

«Да, я работаю с этой темой»

  • Выразить веру в силы клиента, подчеркнуть его достаточное стремление к выходу из проблемной ситуации.

«Я вижу, что вы можете это преодолеть»

  • Признать, что клиент уже делает шаги в сторону решения проблемы.

«Вы пришли на эту встречу, обратились ко мне, и вместе мы сможем…»

  • Сформировать чувство, что вы с клиентом «заодно» ради достижения цели.

«Я здесь, чтобы мы разобрались в этом», а также использовать в речи формы местоимения «мы» — например, «наши цели», «наша работа».

Если психолог смог расположить клиента к себе, выяснил его ожидания и узнал запрос, то у него и клиента есть понимание ситуации и будущей работы.

Если психолог смог расположить клиента к себе, выяснил его ожидания и узнал запрос, то у него и клиента есть понимание ситуации и будущей работы.

В конце успешной первой встречи:

В конце успешной первой встречи:

  • Понимает, будет ли работать с этим клиентом
  • Чувствует надежду по поводу возможности эффективно работать с клиентом
  • Имеет представление о проблемной ситуации клиента
  • Имеет представление о цели работы и ее образ
  • Понимает, требуются ли ему дополнительные компетенции или супервизия в работе с этим клиентом
  • Понимает, надо ли направить клиента к другому специалисту
  • Чувствует себя понятым
  • Хочет работать с этим специалистом
  • Ознакомлен с видением проблемной ситуации со стороны психолога
  • Имеет представление о цели работы и ее образ
  • Понимает, что происходит на встрече и что будет происходить дальше
  • Может доверять психологу
  • Не испытывает трудностей, чтобы что-то спросить или сказать

#4. Как закончить встречу

Последние 10 минут сессии посвящены резюмированию встречи и получению обратной связи. Чтобы у клиента не было ощущения «прошел час, я что-то говорил, и что дальше?», важно вместе подытожить, какие темы были затронуты, что нового клиенту удалось узнать во время встречи.

Последние 10 минут сессии посвящены резюмированию встречи и получению обратной связи. Чтобы у клиента не было ощущения «прошел час, я что-то говорил, и что дальше?», важно вместе подытожить, какие темы были затронуты, что нового клиенту удалось узнать во время встречи.

Как получить обратную связь от клиента

Вы можете использовать устные вопросы, например:

  • Что было для вас полезного на встрече?
  • Что вы уносите с собой, какую мысль или план действий?
  • Чего вам не хватало раньше, что вы узнали сегодня?

Это подскажет, с чего начать следующую встречу: вы сможете спросить, удалось ли действовать по-новому или придерживаться новой стратегии мышления.

Также можно использовать шкалу оценки встречи (SRS), которая показывает, насколько клиент чувствует себя услышанным, комфортно ли ему со специалистом, подходят ли используемые методы и говорит ли специалист о том, что важно клиенту.

Как дать домашнее задание

Важно его подробно обсудить, чтобы при его выполнении у человека не возникло затруднений. Например, если клиент испытывает панические атаки, и вы хотите дать ему задание вести «бортовой журнал», подробно объясните, как это нужно делать, и ответьте на вопросы. Предложите написать или позвонить вам, если они появятся позже и если вам это комфортно. Даже если это менее сложное задание, вроде составления списка достижений, все равно уделите внимание объяснениям.

Спросите у клиента, насколько он готов и уверен, что справится с домашним заданием. Если он уже сомневается, скорее всего, он его не выполнит. Попробуйте уточнить, что помогло бы повысить его уверенность в выполнении задания, обсудите это и вместе подумайте, как этого можно достичь.

Какие трудности могут возникнуть на первой сессии и как психологу преодолеть их

Казалось бы, это только первая сессия, трудности еще впереди, однако и на первой встрече можно столкнуться с разным поведением клиентов. В зависимости от подхода и собственного опыта каждый специалист справляется по-разному. Вот как начинающий психолог может работать с ними:

Казалось бы, это только первая сессия, трудности еще впереди, однако и на первой встрече можно столкнуться с разным поведением клиентов. В зависимости от подхода и собственного опыта каждый специалист справляется по-разному. Вот как начинающий психолог может работать с ними:

  • Клиент запрашивает прямой совет. Вы можете ответить так:

«Чтобы выработать решение, мне нужно узнать лучше детали ситуации. Наверное, вы слышали, что психологи не дают советов. Это правда, ведь только вы являетесь экспертом по своей ситуации. Но я эксперт в задавании вопросов, и это поможет нам вместе найти решение. Если я дам вам совет и вы его реализуете, то вся ответственность будет на мне. Если совет вам поможет, вы не будете ощущать, что это ваше достижение, а если возникнут сложности, то не сможете присвоить себе ответственность за это».

  • Клиент очень много говорит, и вы путаетесь в деталях. Некоторые психологи останавливают клиентов, предлагают сосредоточиться на важном, напоминают о целях работы и главной проблеме. Однако важно учитывать состояние клиента: возможно, его потребность сейчас — быть выслушанным, и тогда не нужно тормозить его. На первой встрече позвольте ему высказать наболевшее, но если так продолжается и дальше, попробуйте мягко направить клиента:

«Вы мне рассказали много важных эпизодов из своей жизни, я вижу, как вас это беспокоит. Давайте сейчас решим, что самое актуальное, чтобы сделать первый шаг к вашему спокойствию».

  • Клиент молчит и будто не собирается участвовать в сессии. Скорее всего, это значит, что он не сам принял решение прийти к психологу. Попробуйте применить способ «разрыв шаблона», о котором мы говорили ранее, и разрушить ожидания клиента.

Могут быть и другие причины такого состояния, например, если человек напуган, отстранен. В этом случае цель психолога — укрепить ощущение безопасности и выразить принятие и поддержку со своей стороны.

  • Клиент просит решить его проблему за одну встречу. Вы можете рассказать, что можно и нельзя сделать за это время. Например, можно помочь принять решение, сориентироваться, что из всех актуальных задач и затруднений важнее всего, над чем стоит работать.
  • Клиент не может сформулировать запрос, говорит, что плохо все. Предложите ему рассказать о себе, что он сам посчитает нужным. Скорее всего, запрос придет в ходе рассказа. Вы также можете спросить, что бы клиент хотел получить от работы с психологом.
  • Клиент заранее оценивает вас: «вряд ли вы мне поможете, вы уже пятый психолог и вообще, вы какой-то неправильный». Скорее всего, так срабатывает его психологическая защита, возможно, не готов признать свою проблему. Предложите ему поговорить, раз он уже пришел и потратил время. Спросите, как бы он хотел этот час провести? Какие у него были надежды, на что рассчитывал? Это может стать точкой входа в конструктивный диалог.

Как назначить вторую встречу

Если вы заранее не обсуждали с клиентом следующую консультацию, после первой встречи необходимо договориться о дальнейшей работе. Чтобы не давить на него прямым вопросом «планируете ли вы работать со мной дальше?», вы можете предложить на выбор:

Если вы заранее не обсуждали с клиентом следующую консультацию, после первой встречи необходимо договориться о дальнейшей работе. Чтобы не давить на него прямым вопросом «планируете ли вы работать со мной дальше?», вы можете предложить на выбор:

  1. Записаться на следующую сессию прямо после завершения первой,
  2. Списаться после завершения сессии и уточнить удобное время для записи,
  3. Дать время подумать, будет ли клиент работать с вами дальше.

Такой подход позволяет клиенту чувствовать себя более свободно и при этом указывает, что это нормально, если вы не подошли конкретному человеку.

Такой подход позволяет клиенту чувствовать себя более свободно и при этом указывает, что это нормально, если вы не подошли конкретному человеку.

«Нам пора завершать сессию, и я могу вам предложить три варианта по нашей дальнейшей работе. Если вам комфортно и вы чувствуете, что готовы, мы можем сразу назначить дату и время следующего сеанса. Если вы пока не уверены в конкретном времени, то можете написать мне в течение сегодняшнего дня, чтобы я забронировала нашу встречу в своем расписании. Или, если вы хотите подумать о дальнейшей работе, это тоже нормально. Я могу написать вам через 2−3 дня и уточнить, что вы решили. Что вы думаете об этом?»

Если клиент выбирает третий вариант и уходит думать, то через условленное время вы можете написать ему такое письмо:

«Добрый день! Это Евгения, психолог, мы с вами встречались 10 апреля в 17:00. Мы договорились, что через два дня я вам напишу, чтобы уточнить ваше решение о продолжении работы.
Если вы решили продолжать, пожалуйста, напишите мне об этом, чтобы я могла подобрать удобное для вас время в расписании.
Если по каким-то причинам вы решили не продолжать нашу работу, это тоже ок. В этом случае, пожалуйста, сообщите мне об этом, а также о том, нужна ли вам помощь в поиске другого специалиста. Буду рада ответить на все возникшие вопросы».

Давайте познакомимся. Как удобнее к вам обращаться? Меня можно называть…

2. Информирование/установление правил (5 минут)

Давайте договоримся, как нам будет удобнее взаимодействовать. Обычно в моем кабинете… Согласно правилам центра…

3. Прояснение запроса (10−30 минут)

4. Резюмирование (5 минут)

О чем хотели поговорить? Что привело вас? Какие ваши лучшие надежды на нашу работу?

Мы обсудили, как проявляет себя ваша проблема…

Когда это началось? При каких условиях проблема проявляется? При каких — исчезает или уменьшается? Что вы уже пробовали делать для решения проблемы?

Что вы хотите получить в результате нашей работы? Как вы поймете, что достигли этого?

Чек-лист для психолога: как провести первую консультацию и ничего не забыть

5. Обратная связь (5 минут)

Что вы унесете с этой встречи с собой? Что было для вас полезно сегодня?

Удалось ли обсудить то, что было важно? Было ли что-то упущено?

Есть ли что-то, что вы еще хотели бы мне сказать?

6. Опционально — домашнее задание.

Почему решили обратиться сейчас?

Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь

психологическое консультирование фотоПсихологическое консультирование – это сравнительно новая профессиональная сфера психологической практики, являющаяся разновидностью психологической помощи. Данное направление корнями исходит из психотерапии и направлено оно на клинически здорового индивида, который самостоятельно одолеть житейские трудности не может. Другими словами, ключевая задача этой методики лежит в помощи индивидуумам в отыскивании выхода из сложившихся проблемных обстоятельств, над которыми они одержать победу без посторонней помощи не в состоянии, осознании и изменении малоэффективных поведенческих паттернов для принятия судьбоносных решений, разрешении текущих жизненных сложностей, достижении намеченных целей. По целевому направлению задачи психологического консультирования делятся на коррекционное воздействие, и задачи, устремленные на достижение клиентом личностного роста, саморазвития и жизненной успешности.

Основы психологического консультирования

Консультированием называется совокупность мероприятий, обращенных на оказание помощи субъекту в разрешении повседневных проблем и принятии судьбоносных решений, например, относительно семьи и брака, профессионального роста, самосовершенствования, эффективности межличностного взаимодействия.

Целью данного метода психологической поддержки является помощь индивидам в постижении происходящего на их жизненном пути и достижении намеченной цели, основываясь на осознанном выборе в ходе разрешения эмоциональных проблем и межличностных затруднений.

Все определения психологического консультирования сходны между собой и включают несколько важных позиций.

Психологическое консультирование способствует:

— осознанному выбору личности действовать согласно собственному усмотрению;

— обучению новому поведению;

— развитию личности.

Сердцевиной данного метода считается «консультативное взаимодействие», происходящее между специалистом и субъектом. Акцент делается на ответственности индивидуума, другими словами, консультирование признает, что самостоятельная и ответственная личность способна принимать и выносить решения в определенных условиях, а задачей консультанта является создание условий, поощряющих волевое поведение индивидуума.

Цели психологического консультирования позаимствованы из различных психотерапевтических концепций. Так, например, последователи психоаналитического направления, задачу консультирования видят в преобразовании в осознанные образы вытесненной в бессознательное информации, помощи клиенту в воссоздании раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов, восстановлении базисной личности.

Предопределить цели психологического консультирования довольно не просто, так как цель зависит от клиентских потребностей и теоретической направленности самого консультанта. Ниже представлено несколько универсальных задач консультирования, которые упоминаются теоретиками-практиками различных школ:

— способствовать трансформации поведенческих реакций для более продуктивной жизнедеятельности клиента, повышения уровня удовлетворенности жизнью даже при наличии некоторых непременных социальных ограничений;

— развивать умения преодолевать трудности в ходе столкновений с новыми повседневными обстоятельствами и условиями;

— обеспечить результативное принятие важных решений;

— развивать способность заводить контакты и поддерживать межличностные взаимоотношения;

— облегчить рост личностного потенциала и самореализацию.

Подходы психологического консультирования характеризуются общей системной моделью, которая объединяет между собой шесть вытекающих друг из друга стадий.

На первой стадии происходит исследование проблем. Психолог устанавливает с индивидом контакт (рапорт) и достигает обоюдно направленного доверия: психолог внимательно выслушивает клиента, который повествует о своих житейских трудностях, выражает максимальное сопереживание, предельную искренность, заботу, не прибегает к оцениванию и манипулятивным техникам. Консультант должен выбирать поощрительную тактику, которая способствует углубленному рассмотрению клиентом своих проблем, и отмечать его ощущения, содержание реплик, невербальные поведенческие реакции.

На следующем этапе происходит двумерное определение проблемной ситуации. Консультант устремлен на точную характеристику проблемы клиента, акцентируя при этом и эмоциональные, и когнитивные аспекты. На этой стадии идет уточнение проблемных вопросов до того момента, пока клиент и психолог не будут одинаково их видеть и понимать. Проблемы формулируют конкретными понятиями, которые позволяют осмыслить их причины, а кроме того, нередко, указывают на возможные пути их разрешения. Если возникают неясности и трудности при определении проблем, то следует возвратиться к предшествующей стадии.

Третий этап – это идентификация альтернатив. На нем устанавливаются и обсуждаются потенциальные варианты решения проблем. Консультант при помощи открытых вопросов побуждает субъекта перечислить все возможные альтернативы, которые тот находит подходящими и реальными, способствует нахождению дополнительных вариантов, при этом собственных решений не навязывает. В процессе беседы рекомендуется письменно составить перечень альтернатив для облегчения их сопоставления и сравнения. Нужно отыскать такие варианты решения проблемного вопроса, которые субъект мог бы применить непосредственно.

Четвертая стадия – это планирование. На ней осуществляется критическое оценивание избранных альтернатив. Консультант помогает субъекту понять, какие представленные варианты подходят и выказывают себя реалистичными в соответствии с предыдущим опытом и сегодняшней готовности к изменениям. Составление стратегии реалистичного решения трудных ситуаций направлено также не обретение понимания клиентом, что далеко не все трудности разрешимы: некоторые из них требуют затрат временного ресурса, другие – возможно разрешить частично путем уменьшения их разрушающего и дезорганизующего воздействия. На этом этапе рекомендуется в аспекте решения проблем предусмотреть, какими методами и способами субъект сможет проверить реалистичность решения, предпочтенного им.

Пятая стадия – это непосредственно деятельность, то есть происходит последовательное воплощение намеченной стратегии решения проблем. Психолог помогает клиенту выстраивать деятельность, учитывая обстоятельства, эмоциональные и временные затраты, а также возможности неуспеха в реализации целей. Индивид должен осознать, что частичный провал, еще не становится полным крахом, поэтому следует продолжать осуществлять стратегию разрешения трудностей, направляя все действия на конечную цель.

Последний этап заключается в оценивании и поддержании обратной связи. Субъект совместно с психологом на этом этапе подвергает оценке степень достижения цели (то есть уровня разрешения проблемы) и подводит итог достигнутых результатов. При необходимости возможна детализация и уточнение стратегии решения. В случае появления новых или обнаружения глубоко запрятанных проблем следует возвращаться к предшествующим стадиям.

Описанная модель отражает содержание консультативного процесса и помогает лучше понять, каким образом проистекает конкретное консультирование. На практике процесс консультирования значительно более обширен и зачастую не всегда руководствуется данным алгоритмом. Кроме того, выделение стадий или этапов условно, так как на практике одни этапы соединяются с другими, а их взаимозависимость намного сложнее, нежели представлена в описанной модели.

Виды психологического консультирования

Вследствие того, что в помощи психологической направленности нуждаются люди, принадлежащие различным возрастным категориям, свободные и находящиеся в отношениях, характеризующиеся наличием многообразия проблем, психологическое консультирование подразделяется в зависимости от проблемных ситуаций клиентов и их индивидуальных особенностей на виды, а именно индивидуальное психологическое, групповое, семейное, психолого-педагогическое, профессиональное (деловое) и мультикультурное консультирование.

Прежде всего, выделяют индивидуальное психологическое консультирование (интимно-личностное). К этому виду консультирования обращаются индивиды по вопросам, глубоко затрагивающим их как личность, провоцирующим у них сильнейшие переживания, зачастую тщательно запрятываемые от окружающего социума. К таким проблемам, например, можно отнести психологические расстройства или поведенческие недостатки, которые субъект желает ликвидировать, трудности в личных взаимоотношениях с близкими или иными значимыми лицами, всевозможные страхи, неудачи, заболевания психогенного характера, которые требуют врачебной помощи, глубокое недовольство собой, проблемы в интимной сфере.

Индивидуальное психологическое консультирование одновременно требует закрытых от сторонних лиц взаимоотношений консультант-клиент и доверительных, открытых отношений для взаимодействия между ними. Данный вид консультирования должен проводиться в особой обстановке, поскольку, нередко, напоминает исповедь. Также он не может носить эпизодический либо кратковременный характер, вследствие содержания проблем, на решение которых он целенаправлен. В первый черед, индивидуальное консультирование предполагает, большую психологическую предварительную настройку психолога и самого клиента на процесс, затем – длительный и зачастую нелегкий разговор консультанта с субъектом, после чего наступает длительный период поиска выхода из описанных клиентом трудностей и непосредственно решение проблемы. Последний этап наиболее длительный, поскольку большинство проблемных вопросов интимно-личностной направленности моментально не решается.

Разновидностью этого вида консультирования является возрастное психологическое консультирование, которое включает вопросы психического развития, особенности воспитания, принципы обучения детей различных возрастных подгрупп. Предметом такого консультирования считается динамика развития детской и подростковой психики на определенном возрастном этапе формирования, а также содержание психического развития, что является существенным отличием от остальных видов консультирования. Возрастное психологическое консультирование решает задачи систематичного контроля над ходом формирования психических функций детей для оптимизации и своевременной коррекции.

Групповое консультирование нацелено на саморазвитие и рост участников процесса, освобождение от всего, что становиться на пути к самосовершенствованию. К преимуществам описываемого вида психологической помощи перед индивидуальным консультированием относят:

— участники коллектива могут изучать собственный стиль взаимоотношений с окружением и приобретать более действенные социальные навыки, кроме того, имеют возможность проводить опыты с альтернативными формами поведенческого реагирования;

— клиенты могут обсуждать собственное восприятие окружающих и получать информацию о восприятии их группой и отдельными участниками;

— коллектив отражает, в некотором роде, привычную для его участников среду;

— как правило, группы предлагают участникам понимание, содействие и помощь, что приумножает решимость участников изучать и разрешать проблемные ситуации.

Семейное консультирование предполагает оказание помощи в вопросах, относящихся к семье клиента и взаимоотношениям в ней, касающихся взаимодействия с иным близким окружением. Например, если индивида тревожит предстоящий выбор спутника жизни, оптимальное построение взаимоотношений в будущей или нынешней семье, регулирование взаимодействий в семейной связи, предупреждение и правильный выход из внутрисемейных конфликтов, взаимоотношения супругов между собой и с родней, поведение при разводе, решение различных текущих внутрисемейных проблем, то ему необходимо семейное психологическое консультирование.

Описываемый вид психологической помощи, требует от консультантов знания сути внутрисемейных проблем, способов выхода из тяжелых ситуаций и методов их разрешения.

Психолого-педагогическое консультирование востребовано, когда нужно справляться с трудностями, имеющими связь с обучением либо воспитанием детей, когда необходимо повысить педагогическую квалификацию взрослых лиц или научить управлению различными группами. К тому же, к описываемой разновидности консультирования имеют отношение вопросы психологического обоснования педагогических и воспитательных инноваций, оптимизации средств, методик и программ обучения.

Деловое (профессиональное) консультирование, в свой черед, характеризуется стольким числом разновидностей, сколько существует профессий и видов деятельности. Этот вид помощи рассматривает вопросы, зарождающиеся в процессе занятий субъектами профессиональной деятельностью. Сюда относят вопросы профессиональной ориентации, совершенствования и формирования у индивида умений, организации труда, увеличения работоспособности и др.

Мультикультурное консультирование направлено на взаимодействие с индивидами, которые воспринимают по-разному социальную среду, однако при этом стараются сотрудничать.

Эффективность консультативной помощи клиентам, отличающимся по культурно-опосредованным особенностям (половой ориентации, половой принадлежности, возрасту, профессиональному опыту и тд.), а кроме того, возможность понимания этих клиентов, их требований взаимосвязана с культурными характеристиками психолога и принятой в определенной социальной культуре манеры организации практик психологического консультирования.

Проведение консультативной работы требует наличия ряда личностных качеств и специфических характеристик от психолога-консультанта. Например, индивид, практикующий данную методику, должен непременно иметь высшее психологическое образование, любить людей, быть коммуникабельным, проницательным, терпеливым, хорошим и ответственным.

Психологическое консультирование детей

Задачи психологической поддержки детей и взрослых схожи, но подходы психологического консультирования и методы работы специалиста необходимо модифицировать, вследствие детской несамостоятельности и незрелости.

Психологическое консультирование детей и подростков характеризуется определенной спецификой и являет собой несоизмеримо более сложный процесс, нежели консультирование взрослых лиц.

Выделяют три ключевые особенности психологического консультирования детей:

— малыши практически никогда по собственной инициативе за профессиональной помощью не обращаются к психологам, зачастую, их приводят родители либо педагоги, заметившие некоторые отклонения развития;

— психокоррекционный эффект должен наступить очень быстро, поскольку у детей одна проблема провоцирует появление новых, что будет существенно отражаться на развитии детской психики в целом;

— психолог не может на кроху возложить ответственность за нахождение ответов и решений существующих проблем, так как в детском возрасте мыслительная деятельность и самосознание еще недостаточно сформированы, кроме того, в жизни ребенка все значимые изменения практически полностью зависят от их близкого окружения.

Большинство явных отличий ребенка от взрослого субъекта заключаются в уровне коммуникации, используемой ими. Зависимость дитя от родителей вынуждает психолога-консультанта рассматривать их жизненные трудности в одной связке друг с другом.

Проблемы психологического консультирования детей заключаются в недостаточном взаимопонимании. Малыш ограничен в собственных коммуникативных ресурсах, поскольку, в первый черед, у него недоразвито умение разделять и интегрировать внешнюю среду с душевными переживаниями, во-вторых, его вербальные способности также несовершенны, вследствие недостаточности опыта общения. Отсюда с целью достижения эффективной коммуникации консультанту приходится основываться на поведенческих методах, в большей степени, нежели на вербальных. По причине особенностей детской мыслительной деятельности игровой процесс в терапии приобрел широкое распространение одновременно в качестве одного из ключевых методов установления контакта и эффективной терапевтической техники.

Вследствие несамостоятельности малыша в детское психологическое консультирование всегда включен и взрослый. Значимость роли взрослого имеет зависимость от возрастной категории дитя, чувства ответственности за него. Обычно ребенок на психологическое консультирование приходит с матерью. Ее задачей является предоставление психологу-консультанту предварительных данных о малыше и оказание содействия в планировании коррекционной работы. Общение с матерью предоставляет специалисту возможность дать оценку ее места в детских проблемах, ее собственным эмоциональным расстройствам и получить представление о семейных взаимоотношениях. Отсутствие помощи со стороны близкого окружения малыша, в частности, родителей, серьезно осложняет процесс достижения положительных трансформаций у ребенка.

Определяющим значением в детском развитии обладают именно родительские взаимоотношения и их поведение. Поэтому, нередко, семейное психологическое консультирование или психотерапия родителей может исполнить ведущую роль в модифицировании среды, в которой растет, формируется и воспитывается их чадо.

В связи с недостаточной устойчивостью детей к воздействиям внешних условий, среды стрессам и неумением контролировать ситуации, в которых они находятся, специалист, оказывая им помощь, кладет большую ответственность на собственные плечи.

При коррекционной работе с эмоционально неустойчивым малышом, в первый черед, нужно изменить домашнюю обстановку: чем комфортнее ему будет, тем эффективнее пойдет процесс.

Когда ребенок начинает становиться успешным в областях, в которых ранее терпел неудачи, его отношение к внешней среде будет постепенно меняться. Поскольку он станет осознавать, что окружающий мир абсолютно не враждебен. Задачей консультанта являются действия в интересах маленького индивида. Нередко, решением некоторых проблем может стать помещение ребенка в лагерь на каникулы либо смены школы. В этом случае психолог должен содействовать переводу крохи в новую школу.

Незрелость детей, зачастую, не позволяет сформировать четкую стратегию коррекции. Поскольку малыши не умеют отделять воображаемое от реального. Поэтому им очень сложно отделить реальные события, от ситуаций, существующих исключительно в их воображении. Отсюда вся коррекционная работа должна выстраиваться, исходя из смешения представляемого и действительно существующего, что не способствует достижению быстрых устойчивых результатов.

Психологическое консультирование детей и подростков имеет ряд правил и характеризуется специфическими техниками проведения.

Во-первых, важным условием налаживания контакта с детьми (подростками) и дальнейшего его поддержания является конфиденциальность. Консультанту следует помнить, что все сведения, полученные в процессе консультирования, должны быть применимы исключительно во благо детей.

Следующим не менее серьезным условием эффективного консультирования подростков и детей считается обоюдно направленное доверие. Согласно экзистенциальной концепции Роджерса (гуманистический подход), существует несколько условий взаимоотношений специалиста-консультанта и клиента, которые способствуют личностному росту индивида: способность к сопереживанию со стороны консультанта (эмпатическое понимание), подлинность, безотносительное принятие личности другого. Очень важным для практического психолога является умение слушать партнера. Ведь, нередко, самой эффективной терапией выступает предоставление индивиду возможности выговориться, не опасаясь при этом негативной оценки со стороны партнера или осуждения. Эмпатическое понимание означает умение чутко воспринимать душевные переживания, внутренний мир партнера по общению, правильно понимать смысл услышанного, схватывать внутреннее состояние, улавливать истинные чувства клиента.

Подлинность предполагает умение быть собой, честное отношение к собственной персоне, способность открыто проявлять эмоции, искренне выражать чувства, намерения и мысли.

Безотносительное принятие личности предполагает принятие субъекта таким, какой он есть, то есть без излишнего восхваления или осуждения, готовность выслушать, принять право собеседника на собственное суждение, даже при условии его не совпадения с общепринятым или мнением консультанта.

Особенности психологического консультирования детей заключаются также в отсутствии у детей какой-либо мотивации к взаимодействию с консультантом. Часто они не понимают, зачем их обследуют, так как не тревожатся из-за собственных расстройств. Поэтому психологам, нередко, требуется вся их изобретательность для установления контакта с маленьким индивидом. Это, прежде всего, касается застенчивых, неуверенных в себе малышей, детей с низкой самооценкой и нарушениями поведенческих паттернов, имеющих отрицательный опыт взаимодействия с взрослыми лицами. Дети и подростки, с описанными чертами и проблемами, оказываясь на консультационном приеме у специалиста, испытывают эмоциональное перенапряжение, которое выражается в высокой аффективности и повышенной агрессивности в отношении к специалисту. Проблемы психологического консультирования подростков и малышей также заключаются в сложности установления контакта с ними. Существенной преградой в этом обычно выступает недоверие со стороны малышей, скрытность и стеснительность.

Процесс консультирования маленьких индивидов условно можно разделить на несколько этапов:

— установление взаимопонимания;

— сбор нужных сведений;

— четкое определение проблемного аспекта;

— коррекционные мероприятия и рекомендации;

— суммирование результатов консультационного процесса.

Методы психологического консультирования

К базовым методам консультирования относят: наблюдение, беседу, интервью, эмпатическое и активное слушание. Кроме базовых методов психологи используют еще и специальные методы, возникшие вследствие влияния отдельных психологических школ, основывающихся на определенной методологии и конкретной теории личности.

Наблюдением называется целенаправленное, преднамеренное, систематическое восприятие явлений психики, направленное на изучение их изменений вследствие влияния определенных условий и нахождение смысла таких явлений, если он не известен. Консультант-психолог должен обладать умением наблюдать за вербальным поведением и невербальными проявлениями клиента. Основой для понимания несловесного поведенческого реагирования является знание различных вариантов невербальной речи.

Профессиональная беседа состоит из многообразия техник и приемов, применяемых для достижения соответствующего результата. Огромную роль выполняют техники ведения диалога, стимулирования высказываний, одобрения суждений клиента, краткость и четкость речи консультанта и пр.

Функции и задачи беседы в консультировании заключаются в сборе информации о состоянии психики субъекта, установлении с ним контакта. Кроме того, беседа нередко обладает психотерапевтическим эффектом и способствует снижению тревожности клиента. Консультативная беседа является средством выхода на проблемы, волнующие клиента, служит фоном и сопровождает все психотехники. Беседа может нести четкий структурированный характер, происходить по заранее намеченной стратегии иди программе. В этом случае беседа будет считаться методом интервью, которое бывает:

— стандартизированным, то есть характеризуется четкой тактикой и устойчивой стратегией;

— частично стандартизированным, опирающимся на пластичную тактику и устойчивую стратегию;

— свободно управляемым диагностическим, базирующимся на стойкой стратегии и абсолютно свободной тактике, зависящей от специфики клиента.

Эмпатическим слушанием именуется вид слушания, суть которого лежит в точном воспроизведении чувств собеседника. Такой вид слушания предполагает уход от оценивания, осуждения, избегание толкования скрытых мотивов поведения собеседника. При этом необходимо демонстрировать точное отражение переживания, эмоции клиента, понимать их и принимать.

Активное слушание способствует более точному и правильному пониманию собеседниками друг друга, что позволяет выстроить атмосферу доверия и эмоциональной поддержки. Кроме того, активное слушание помогает расширить осознания проблемы субъектом. В психологическом консультировании этот метод является обязательным.

Психологическое консультирование детей и родителей имеет отличия в используемых методах. Поскольку для детей все вышеприведенные методы должны быть адаптированы соответственно степени зрелости малышей и модифицированы. Так как у детей, зачастую, поведенческие проявления являются ос­новным средством выражения чувств, то успех консультанта зависит от его умения наблюдать, понимать и способности интерпретировать действия крохи.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя. Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность.

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Этапы психологического консультирования

Немов разработал модель консультирования, включающую следующие базисные этапы психологического процесса: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.

Знакомство консультанта с потенциальным клиентом по информации о нем, полученной от других, например, от специалиста психологической консультации, принимавшего заявку на проведение консультации от будущего клиента, а также по записи, находящейся в регистрационном журнале, происходит на подготовительном этапе. Кроме того, на этот этап предполагает подготовку консультанта к консультации. Длится он в среднем до 30 минут.

Второй этап психологического консультирования знаменует встречу субъекта с консультантом. Психолог знакомится с потенциальным клиентом и настраивается на совместное взаимодействие с клиентом. Продолжительность этого этапа составляет не более 7 минут.

На диагностическом этапе консультант выслушивает клиентскую исповедь, проясняет и уточняет проблему, исходя из ее анализа. Ключевым содержанием данного этапа является повествование клиента о собственной персоне и о проблеме. Такое повествование именуется исповедью. Кроме того, описываемый этап может включать психодиагностику субъекта, при необходимости ее проведения с целью уточнения проблемы индивида и нахождения оптимального решения. Точно установить необходимое время для прохождения данного этапа невозможно, поскольку его установление зависит от особенностей проблемы и индивидуальных характеристик клиента.

Рекомендательный этап предполагает формулирование клиентом и консультантом практических рекомендаций для разрешения проблемы. На этом этапе выработанные рекомендации уточняются, конкретизируются, детализируются. Средняя длительность – составляет до 60 минут.

Контрольный этап включает установление норм контроля и порядка оценивания практической реализации полученных клиентом практических советов. Средняя длительность – составляет до 30 минут.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ворота для гаража подъемные инструкция по монтажу
  • Это было предостережение а не руководство
  • Руководство по ремонту дав
  • Cartoon digital camera инструкция на русском языке
  • Окрашивание вещей в стиральной машине инструкция