Корабль в бутылке как делают пошаговая инструкция

Как поместить корабль в бутылку?

8 лет назад · 22082 просмотров

«Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном жаргоне, «запузыривания» модели в бутылку. У каждого мастера она своя. Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают внутри бутылки, тщательно заделывая швы. Но высший пилотаж – парусники. Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли – очень большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки.

Одна из версий – мастера аккуратно отпиливают донышко, а потом, поместив игрушку внутрь, приклеивают его обратно. На самом деле все гораздо интереснее..

Фундаментальный закон: Твори что хочешь, но не пытайся разрезать бутылку! (В крайнем случае разбей ее, если уж совсем ничего не получилось).

Как поместить корабль в бутылку?

Как поместить корабль в бутылку?

Способ — I (Традиционный)

Этот способ является самым распространенным среди моделистов. Работа не требует сложных инструментов и навыков. Необходимы только аккуратность и терпение. Начинать работу лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в нужный цвет, устанавливают мачты, рангоут, такелаж и все необходимые детали. Не пугайтесь, все эти работы нужно делать на рабочем столе, а не внутри бутылки. Необходимо только в процессе работы время от времени проверять свободно ли проходит полностью укомплектованная модель в горлышко бутылки.

Как поместить корабль в бутылку?

Изготовление корпуса — очень важная часть работы. Несмотря на то, что корпус модели приходится делать уже (не в смысле уже делать, а в смысле делать уже) , чем он должен быть по чертежу (чтобы он свободно проходил в горлышко бутылки), все остальные детали необходимо, по возможности, изготавливать в точном соответствии с чертежами. Только так можно сделать хорошую модель корабля.

Как поместить корабль в бутылку?

Как поместить корабль в бутылку?

Теперь займемся мачтами, ведь именно в них заключен секрет. В своем основании, мачты имеют миниатюрный шарнир, позволяющий им легко складываться вдоль корпуса корабля.

Существует множество различных конструкций шарниров, но прежде, чем выбрать готовый, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое.

Как поместить корабль в бутылку?

Тут можно придумать много интересного. Не следует забывать лишь об одном: шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому, основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Можно, например, окрасить мачту, вместе с шарниром, в темный цвет или одеть на мачту небольшой кусочек трубки, который свободно перемещаясь, закроет шарнир после того как мачта займет вертикальное положение и многое другое.

Установив на место мачты, прикрепляют ванты и фордуны. Теперь нам становится видно, что парусник, со сложенными назад мачтами, легко проходит в горлышко бу-тылки! Однако, штаги, если их закрепить жестко, помешают мачтам сложиться назад. Чтобы этого избежать, нижние концы штагов не приклеивают окончательно, не обрезают, а оставляют длинными и, пропустив сквозь специально приготовленные отверстия (на бушприте или на палубе модели), выводят из бутылки наружу. Разумеется, штаги должны быть достаточной длины, чтобы потянув за них, можно было установить мачты в вертикальное положение.

Эти нити мы обрежем, предварительно закрепив их капельками клея, уже в самом конце работы. Потянув за нить, можно установить мачту в вертикальное положение.

Нельзя забывать о парусах и прежде чем помещать корабль в бутылку нужно, конечно, прикрепить паруса, вместе с реями, брасами, шкотами, и остальным бегучим такелажем. Начинающему моделисту, для своей первой работы, лучше выбрать простенькую шхуну, имеющую только косые паруса. Тогда установка парусов и сама сборка корабля в бутылке не вызовет особых трудностей. Сложнее обстоят дела с парусниками, несущими большое количество прямых парусов. В этом случае, возможно, придется некоторые элементы бегучего такелажа проводить способом, аналогичным способу проводки штагов, то есть пропустив сквозь отверстие в корпусе корабля, вытянуть наружу (описываемый способ сборки корабля в бутылке и здесь позволяет получить неплохие результаты).

Как поместить корабль в бутылку?

После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают и удаляют. Модель почти готова, мы не упомянули лишь о том, как закрепить корпус корабля внутри бутылки. Многие моделисты любят изображать море, заливая в бутылку подкрашенную эпоксидную смолу, имитировать волны с помощью различных пластических материалов. «Море» позволяет сделать корпус модели только до ватерлинии, что уменьшает его габариты и облегчает проникновение в бутылку. Однако, сооружая точную копию корабля, особенно современного, важно показать также и подводную часть модели. Для этого модель нужно установить на специальную подставку, приклеенную внутри бутылки прямо к стеклу. Простейшей подставкой может быть деревянная дощечка, имеющая небольшие штырьки для точной фиксации корпуса корабля.
Как видите, секрет оказался прост. Оценим достоинства и недостатки этого способа сборки корабля в бутылке. Основным достоинством является, безусловно, простота — вся модель собирается на рабочем столе, что не требует сложных манипуляций внутри бутылки. В то же время из этого вытекают и все недостатки. Действительно, построить модель точно по чертежу могут помешать ограничения, накладываемые на ширину корпуса модели. Ведь корпус, вместе со всем такелажем, должен свободно проходить в горлышко бутылки. Тут уже не до соблюдения размеров. Не просто будет построить и модель со сложной архитектурой корпуса или большим количеством парусов — горлышко бутылки не резиновое. Невозможно также будет сделать корпус модели сборным — состоящим из двух или более частей. Все это доставляет много неприятностей моделистам и все же, воспользовавшись традиционным способом сборки, можно построить хорошую модель корабля в бутылке.

Как поместить корабль в бутылку?

Как поместить корабль в бутылку?

Как поместить корабль в бутылку?

Как поместить корабль в бутылку?

Корабль в бутылке — не просто модель парусника или необычный сувенир. Это еще и головоломка, призванная озадачить наблюдателя, вызвать изумление и восторг. Зритель должен удивленно спросить: “Но, как?”. И чем труднее ему будет найти ответ на этот вопрос, тем больший интерес вызовет ваша работа. Пятый способ сборки корабля в бутылке — самый интересный и необычный, но, в тоже время, и самый сложный и трудоемкий. Он предоставляет моделисту поистине неограниченные возможности.

Можно ли прямо внутри бутылки продеть нитку в игольное ушко? Да, — пятый способ сборки позволяет легко сделать это. Освоив этот способ сборки, вы сможете смело браться за сооружение самых сложных моделей. Однако платой за большие возможности станут терпение, огромное внимание и сноровка, которые потребуются от вас для достижения поставленной цели.

Корпус

Но, все по порядку. Начнем с корпуса. Чтобы модель выглядела эффектно и загадочно, нужно стремиться сделать корпус как можно шире. У наблюдателя не должно оставаться никаких сомнений в том, что корпус модели шире диаметра горлышка бутылки. Ради этого бывает даже полезно, немного погрешив против истины, сделать корпус шире, чем указано в чертеже. Еще лучше сразу выбрать модель с широким — «пузатым» корпусом. Естественно, такой корпус придется собирать из нескольких частей, которые лишь по отдельности смогут пройти в горлышко бутылки.
Перед началом работы нужно запастись планками толщиной 2 — 2,5 мм. Лучше других подойдут для этой цели деревянные школьные линейки. Впрочем, внимательно поглядев вокруг, вы наверняка найдете множество и других подходящих предметов. Например, палочки от мороженого или шпон различных пород дерева.
Склеенные вместе, планки прекрасно имитируют доски обшивки корабля. Планки нужно склеить в брикеты, предварительно определив где будет проходить линия разреза. Эта линия должна рассекать корпус на две части в горизонтальной плоскости в районе ватерлинии (рис.14). ( В вертикальной плоскости корпус будет разрезан позже.)

Рис. 14 Брикет – заготовка для корпуса будущей модели.

Выбирая линию разреза, нужно стремиться провести ее так, чтобы на готовой модели она была малозаметна. Хорошо, если линию удается точно совместить с ватерлинией, а еще лучше, если она прикрыта бархоутом.

Определив толщину верхней и нижней частей корпуса модели и приготовив соответствующее количество планок, приступают к склейке брикетов. Это очень важная часть работы. От того, насколько аккуратно вы ее выполните, зависит будет или нет заметно место сочленения частей корпуса.

Планки, предназначенные для нижней и верхней частей корпуса смазывают клеем и собирают в брикеты по отдельности. На этом этапе у вас должны получиться две заготовки приблизительно соответствующие по толщине нижней и верхней частям корпуса.
Не дав клею засохнуть, нижнюю и верхнюю заготовки складывают вместе и зажимают струбциной. Важно, чтобы они не склеились между собой. Поэтому, нужно внимательно следить, чтобы клей не попал в места соединения частей.
Заготовка должна быть хорошо высушена. Лишь после этого можно снять нагрузку. Плохо просушенный корпус (особенно, если он собран из шпона) может начать коробиться в самый неподходящий момент и испортить всю работу.

Если все сделано правильно, то после того, как будут сняты струбцины, вы получите две половинки — заготовки корпуса идеально прилегающие друг к другу. Еще раз подчеркнем, что плотное прилегание двух частей корпуса очень важно. Оно позволяет сделать место соединения почти незаметным.

В процессе работы, корпус модели следует тщательно оберегать от неравномерного нагрева: на солнце, от батареи отопления, печи и т.п. Иначе корпус может покоробиться и появится некрасивая щель, которую будет очень трудно скрыть.

Итак, две — верхняя и нижняя части корпуса готовы. Но… эти части все равно не проходят в горлышко бутылки даже по отдельности. Необходимо разрезать заготовку еще и вдоль вертикальной плоскости. Однако не спешите делать это. Прежде следует пояснить как все четыре части будут скреплены между собой.

Для того, чтобы части корпуса корабля не разваливались, необходимо скрепить их так, чтобы нижняя часть держала верхнюю, правая — левую и т. д. Схема такого крепления изображена на рисунках. Суть его в том, что нижняя левая часть корпуса держит верхнюю правую, а нижняя правая — верхнюю левую. Кроме этого, для большей прочности, верхние и нижние части также скреплены между собой. Такое, на первый взгляд, сложное соединение надежно удерживает детали корпуса, позволяя спокойно обрабатывать его. Части фиксируются с помощью маленьких штырьков. Штырьки лучше делать металлическими, это избавит от сюрпризов, которые могут возникнуть из-за набухания деревянных штырьков после попадания на них клея. Забегая вперед отметим, что помимо набухания, существует и другая опасность. Некоторые виды клея дают толстый клеевой шов, который может привести к появлению заметной щели между частями корпуса. Это нужно иметь ввиду, выбирая клей для склеивания корпуса. Хорошо подходит эпоксидный клей жидкой консистенции.

Можно рекомендовать следующую последовательность изготовления корпуса модели:

1. На нижней части заготовки размечают контур корабля в соответствии с чертежом. После этого вырезают пазы под вкладыши (рис.15).

Pict. 15.

2. Нижнюю часть разрезают вдоль оси (рис. 16).

Pict. 16.

3. Приклеивают вкладыши. В них сверлят отверстия под основные штыри (рис.17).

Pict. 17.

4. В верхней части заготовки, не разрезая ее, сверлят сквозные отверстия под дополнительные штыри (скрепляющие верхнюю и нижнюю части). Соединяют части и, используя одно из этих отверстий в качестве направляющего, в нижней части заготовки сверлят отверстие для установки соответствующего дополнительного штырька (рис.18).

Pict. 18.

5. С одной стороны вставляют дополнительный штырек, соединяют части вместе и, перевернув, размечают отверстия под основные штыри (рис.19).

Pict. 19.

6. Вставив с одной стороны основные штыри, повторяют вышеперечисленные операции с другой половиной заготовки.

7. После черновой обработки корпуса, верхнюю часть также разрезают вдоль оси.

Последовательность работы может быть и иная, но обрабатывать корпус модели лучше не разрезая верхнюю часть. Это придаст заготовке дополнительную жесткость и облегчит работу. В процессе работы, вы наверняка обратите внимание на еще одно достоинство корпуса из тонких дощечек. Помимо имитации обшивки корабля и точного совпадения частей, очень удобно осуществлять разметку — корпус точно разлинован, что существенно облегчает работу.

Старинные парусники XV — XVII веков имели высокие, богато украшенные надстройки. Поэтому, корпуса таких моделей целесообразно выполнять не из четырех, а из пяти — шести частей. Отдельно ставятся не только нижняя и верхняя части, но и элементы носовой и кормовой надстроек. Полезно сделать съемными часть бака, вместе с гальюном и бушпритом и часть кормовой надстройки. При этом, весь такелаж бушприта будет составлять единое целое. Места разрезов лучше выбирать там, где на модели проходят бархоуты. В этом случае, наклеенный на место стыка, бархоут полностью скроет разрез (рис.20). Скрыть разрез, проходящий по палубе и рассекающий корабль в вертикальной плоскости, сложнее. Справиться с этой проблемой можно, аккуратно настилая палубу стык–встык дощечками из шпона светлых пород дерева.

Рис. 20 . Полезно сделать съемными часть бака, вместе с гальюном и бушпритом и часть кормовой надстройки.

Конструкция многих кораблей, имеющих открытую верхнюю палубу, позволяет сделать съемной всю среднюю внутреннюю часть корпуса вместе с палубой, бушпритом и транцем . Это очень удобно, поскольку, кормовая часть, вместе с окошками и украшениями, остается не разрезанной. Упрощается и оснастка бушприта. Считайте, что нам повезло: на парусных кораблях многие детали расположены именно по осевой линии (это различные люки, битенги, тамбуры, шпили и многое другое). Благодаря такой особенности, многие элементы оказываются на съемной средней части модели.

Если сделать съемной среднюю часть корпуса корабля из-за конструктивных особенностей не удается, всю верхнюю часть корпуса придется разрезать вдоль. Этот разрез пройдет именно через элементы конструкции, расположенные вдоль осевой линии корабля. Ну что же, это не так плохо. Скорее наоборот. Разрезать эти детали вместе с корпусом не следует. Их можно оставить целыми, но приклеить лишь к одной части корпуса, смазывая клеем только половину детали. Таким образом получится, что все дополнительные детали корабля – люки, шпили, тамбуры, прикреплены лишь к одной половине верхней части корпуса модели. Вместе с ней они легко снимаются и ставятся вновь. В сборе все эти детали частично закроют собой линию разреза и на готовой модели она будет менее заметна.

Итак, корпус модели готов. Внешне он ничем не отличается от корпуса обычной настольной модели. Разница лишь в том, что наш корпус легко и быстро разбирается на части. Теперь обратимся к рангоуту, такелажу и парусам. Прежде чем приступить к дальнейшей работе, необходимо внимательно изучить чертеж рангоута и тщательно продумать схему проводки такелажа.

Рангоут и такелаж

Следующий важный этап работы по постройке модели корабля в бутылке – изготовление такелажа. За исключением нескольких нюансов, такелаж корабля в бутылке ничем не отличается от такелажа настольной модели. Точно так же, в соответствии с чертежом, делают мачты с марсовыми площадками, салингами и прочим деталями. Точно так же, ванты крепят к вант-путенсам, заранее закрепленным на русленях, имитируют юферсы и блоки. Аналогичным образом собирают и остальной такелаж. Многие приемы, используемые моделистами, работающими с настольными моделями, пригодны и здесь. (Некоторые советы по изготовлению миниатюрных деталей корабля будут даны ниже).

Но все по порядку. Мачты модели нужно сделать (впрочем как и все остальное) точно в соответствии с чертежом. Они должны быть красивые и изящные. Никаких отверстий в мачтах сверлить не придется, поэтому их можно делать достаточно тонкими не опасаясь, что они сломаются. Хорошие мачты получаются из древесины бука. Готовые мачты ставят в приготовленные для них отверстия в корпусе модели. Разумеется, приклеивать их пока не следует. Чтобы не сверлить в мачтах отверстия, для проводки снастей удобно использовать маленькие петельки из ниток. Их просто привязывают в нужном месте на мачте, бушприте или любом другом элементе модели. Проведенные сквозь петельки, нити такелажа, которые необходимо будет обтягивать внутри бутылки, смогут легко скользить.

Ванты готовят с помощью приспособления, хорошо известного моделистам (рис. 21).

Рис. 21 Приспособление для изготовления вант миниатюрной модели.

Это приспособление позволяет быстро наклеить выбленки на ванты. В конструкции вант существует лишь небольшое отличие: в том месте, где ванты сходятся вместе, нужно привязать длинную нитку. Эта вспомогательная нить будет проведена сквозь отверстие в марсовой площадке. Для этого на мачту крепят две петли по обеим сторонам, или укладывают на марсовую площадку кусочек проволоки (рис. 22, 23). Вспомогательная нить затем будет опущена вниз и выведена наружу через отверстие в руслене или корпусе модели (рис. 24).

Рис. 22 Чтобы провести вспомогательную нить, удерживающую ванты, на марсовую площадку приклеивают кусочек проволоки.

Рис. 23 … или привязывают петельки по бокам мачты.

Для удобства монтажа, установленные снасти нужно временно закрепить в том положении, в каком они будут на готовой модели. Для этой цели, можно воспользоваться кусочками проволоки с изоляцией. Изоляцию снимают, и нарезают небольшие кусочки длиной 5 — 6 мм. Такой кусочек одевают на нужную снасть и прижимают ее, вставив отрезок проволоки длиной 8 — 10 мм. Таким образом легко закрепить любую снасть. В то же время, ее можно быстро освободить, вынув проволоку наружу (рис. 24).

Рис. 24 Временно закрепить снасть можно с помощью кусочков изоляции и проволоки.

После того, как вспомогательная нить временно закреплена, ванты обтягивают, прикрепляя их к вант-путенсам по обеим сторонам корпуса корабля. Необходимо внимательно отнестись к этой процедуре, добившись равномерного натяжения вант. Установив ванты, можно сделать крошечные юферсы. Для этого, густой клей ПВА подкрашивают темно-коричневой краской, и наносят на ванты небольшие капельки. Работу удобно производить тонкой кисточкой. (При необходимости, операцию повторяют два-три раза).

При изготовлении фордунов миниатюрной модели, нужно иметь ввиду, что большое количество стоячего такелажа может испортить внешний вид модели. Поскольку, невозможно подобрать нитки, точно соответствующие масштабу модели, лучше воспроизвести лишь фордуны, идущие от брам-стеньги. Целесообразно объединить фордуны вместе внизу так, чтобы через отверстие в руслене проходила лишь одна нить (рис.24). После установки, фордуны нужно временно закрепить, зажав кусочком проволоки, как было описано выше.

Из снастей стоячего такелажа осталось прикрепить штаги. Их проводят в соответствии с чертежом модели. Однако существует небольшое отличие. Для того, чтобы уменьшить число проводок и облегчить сборку корабля внутри бутылки, удобно объединить некоторые штаги бизань, грот, и фок мачт.
Например, вместо того, чтобы грот-брам-штаг закрепить на эзельгофте фор-стеньги, его пропускают через отверстие в салинге и эта снасть, превратившись уже в фор-стень-штаг, пропускается в маленькую петельку на бушприте. Подобным образом можно поступить и с другими снастями (рис. 25).

Рис. 25 Удобно объединить некоторые штаги бизань, грот, и фок мачт.

Паруса

Важной частью работы является изготовление парусов. Именно наполненные ветром паруса придают модели легкость и стремительность. Поэтому, к работе над ними нужно отнестись со всей серьезностью.

Как вы, должно быть уже поняли, мачты вместе с парусами проталкиваются сквозь горлышко бутылки отдельно от корпуса. Паруса при этом практически не сминаются, поэтому им смело можно придать наполненную “ветром” форму. Существует множество различных способов изготовления парусов. У каждого мастера обязательно есть свой излюбленный способ. Мы расскажем лишь об одном.

Прежде всего, нужно выбрать подходящую ткань. Лучше всего подойдет тонкая белая хлопчатобумажная ткань — батист. Однако следует помнить, что только некоторые клипера и современные суда несли белые паруса. Паруса старинных парусников имели серый или желтоватый оттенок. Поэтому, прежде всего, нужно окрасить ткань в подходящий цвет. Это можно сделать по разному. Светло-серый цвет легко получить погрузив ткань в горячую воду, слегка подкрашенную анилиновым красителем. Но более приятный цвет дает окраска обыкновенным чаем. В кипящую воду засыпают большое количество чая и кипятят 20 — 30 минут. После этого, смесь процеживают и в полученном растворе варят ткань до приобретения ею нужного цвета. Затем ткань отжимают и высушивают. Окраска чаем прочна и имеет приятный естественный цвет.

Следующая операция — нанесение на хорошо отглаженную ткань контуров парусов. Это удобно делать тонким простым карандашом по заранее приготовленным картонным выкройкам. Для того, чтобы края ткани впоследствии не сыпались, контуры парусов обводят тонкой кисточкой, смоченной сильно разбавленным клеем ПВА. Когда клей высохнет, паруса аккуратно вырезают и приклеивают или привязывают к реям. Но это еще не все. Паруса имеют различные нашивки: риф-банты, стоп-латы и т.п. Кроме них, не поленитесь сымитировать и риф-сезни.

Для изготовления нашивок нам понадобится кусочек нашей “парусины”, смоченный жидким клеем ПВА и хорошо просушенный. Из него острой бритвой вырезают тонкую полоску и наклеивают на парус с наружной стороны. Это будет риф-бант. Стоп-лат приклеивают с внутренней стороны марселя. Он служит для того, чтобы парус не перетирался о марсовую площадку.

Осуществив эти нехитрые операции, можно заняться изготовлением риф-сезней. Их пропускают сквозь отверстия, проколотые острой иглой, и закрепляют капельками клея. Разумеется, для изготовления риф-сезней понадобятся очень тонкие желательно хлопчатобумажные нитки. Но не стоит переживать, не найдя таких ниток в магазине. Они находятся буквально у вас под рукой. нужно просто взять кусок батиста из которого сделаны паруса модели, и вытянуть из него долевую нитку. Хорошо, при этом, предварительно окрасить ткань в более темный цвет. (Забегая вперед, скажем, что все нити, используемые для оснащения модели, необходимо загодя обработать жидким клеем ПВА. После такой обработки исчезает ворс, недопустимый при работе с миниатюрными моделями.) Готовые риф-сезни выравнивают ножницами.

Парус почти готов, осталось придать ему «надутую» форму. Для этой цели понадобятся специальные формы из пенопласта, дерева, гипса или любого другого подходящего материала. Из него вырезают форму, напоминающую надутый ветром парус корабля. Целесообразно, заранее приготовить формы различных размеров. Они пригодятся в дальнейшем, если ваше увлечение не ограничится постройкой одной миниатюрной модели. Для того, чтобы натянутый на форму и смоченный клеем парус не прилип к ней, нужно, между парусом и формой проложить очень тонкую пленку (такую пленку часто используют для упаковки продуктов). Парус, вместе с приклеенным реем, накладывают на форму, прижимают и обматывают леской. Леска должна ложиться именно в те места, где на чертеже паруса проходят “швы” между полотнищами. Таким образом, парус будет иметь более рельефную форму (рис. 26). Чтобы парус сохранил приданный ему формой вид, его нужно смочить жидким клеем ПВА. После полного высыхания, вы получите прекрасные «наполненные ветром » паруса для модели.

Рис. 26 Парус, вместе с приклеенным реем, накладывают на форму, прижимают и обматывают леской.

Прикрепляя паруса с реями к мачтам, нельзя забывать, что вся конструкция должна легко проходить в горлышко бутылки. Нужно стараться придать конструкции достаточную подвижность, избегая жесткого крепления рангоута. На парусных судах для крепления и подъема реев используют топенанты, фалы, ракс-бугели и т.п. Например, реи грот- и фок-мачт модели удобно прикреплять только с помощью топенантов, а реи бизань-мачты наоборот — с помощью импровизированных ракс-бугелей ( иными словами, просто привязать к мачте). Шкотовые углы парусов также должны иметь значительную свободу, иначе при попытке пропихнуть паруса в бутылку с узким горлышком, они могут сильно помяться. С этой целью шкотовые углы парусов можно не приклеивать к расположенному ниже рею вовсе. Эту операцию не сложно проделать прямо внутри бутылки. Однако можно поступить иначе, совместив функции шкота и браса в одной снасти. Для этого к ноку реи привязывают маленькую петельку и через нее пропускают снасть, прикрепленную к углу паруса. В дальнейшем эта снасть будет играть роль браса и после обтяжки позволит парусу занять правильное положение (рис. 27).

Рис. 27 Можно совместить функции шкота и браса в одной снасти.

При разработке конструкции рангоута, нужно стремиться уменьшить количество операций, которые придется делать внутри бутылки. В первую очередь, это касается схемы проводки брасов модели. Брасы нижних реев проще всего провести сквозь отверстия в фальшборте. Очень часто брасы проводят через блок, закрепленный на том или ином штаге. В этом случае, полезно объединить брасы правого и левого борта так, чтобы пройдя через блок на штаге (в роли которого может выступать маленькая петелька) снасть уже в одиночку пропускалась в очередное отверстие в фальшборте. Несколько иначе выглядят брасы бизань-мачты. Их, как правило, тянут не к корме, а к носу корабля. Поэтому, брасы можно просто укрепить на соответствующем штаге бизань-мачты (рис.28).

Рис. 28 Схема проводки брасов модели корабля в бутылке.

Хорошо выглядит корабль плывущий на всех парусах. Но все же нижние паруса, как правило, загораживают собой палубу, мешая внимательно рассмотреть все находящиеся на ней детали. Чтобы этого не случилось, нижние паруса лучше делать “убранными”, т. е. подвязанными к реям. Тут есть и еще одна хитрость, которая облегчит нам жизнь: в таком исполнении исчезает необходимость делать шкоты и галсы нижних парусов. Понятно, что это сокращает операции проводимые внутри бутылки.

Однако на парусниках 15-16 веков, несущих и без того мало парусов, нижние паруса все-таки лучше развернуть. Разумеется, шкоты и галсы тоже придется делать. Их проводка проста. Достаточно провести снасти в отверстия в фальшборте модели.

Аналогичным образом поступают и при изготовлении такелажа кливеров и стакселей. Их шкоты, по возможности, объединяют вместе и проводят через отверстие в фальшборте модели. Конструкция парусов бизань-мачты достаточно проста и не должна вызывать особых затруднений. Нет никакой необходимости делать системы крепления гафеля и гика к мачте. Можно просто приклеить гафель и гик к парусу, отступив от края (от передней шкаторины) на 1-2 мм. Парус модели достаточно жесткий, чтобы удержать гафель и гик в нужном положении. Приклеенный к мачте парус, вместе с рангоутом, получит достаточную гибкость, чтобы спокойно пройти в горлышко бутылки.

Сборка

Посмотрим внимательно на то, что получилось у нас в результате многодневной кропотливой работы. Итак, на столе стоит готовая модель парусника, с торчащими в разные стороны длинными нитями. А теперь, начинается самое интересное. Берем ножницы и… обрезаем все торчащие из корпуса нити, оставляя лишь 2-3 см.! Не удивляйтесь, вся дальнейшая работа будет проходить внутри бутылки именно с короткими нитями. В отличие от ранее описанных способов сборки, теперь из горлышка бутылки не будет свисать ни одной нитки! Мы сможем спокойно работать, не боясь запутаться.

До сих пор, мы так и не объяснили, каким же образом намереваемся собирать модель внутри бутылки. Нельзя же всерьез надеяться без специальных средств продеть такое большое количество нитей в малюсенькие, диаметром всего полмиллиметра, отверстия в корпусе корабля. А секрет, как всегда прост. Маленькое отверстие в корпусе модели нужно сделать… большим! Вы спросите, как? Очень просто: продев в отверстие длинную петлю из тонкой нити. Теперь несложно будет поместить конец снасти в петлю и, потянув за другой конец, вытянуть вместе с петлей наружу. рис. 29. Петля легко пройдет в отверстие, увлекая за собой снасть. Подобным образом, можно без помех продеть любую нить в отверстие, находящееся даже в самом неудобном месте.

Прежде чем помещать корабль в бутылку, необходимо вложить петли во все отверстия. Понятно, что количество петель должно точно совпадать с числом планируемых внутри бутылки проводок. Петли могут помещаться не только на корпусе модели, но и на мачтах, а иногда и на парусах корабля. Чтобы они были хорошо заметны, лучше делать петли из тонких ярких ниток. На сложных моделях приходится ставить по 50-60 таких петель, что требует большого усердия.

ис. 29 Секрет сборки. Так можно маленькое отверсти сделать “большим”.

Иногда, во время сборки корабля случаются непредвиденные ситуации, например, когда случайно выдернешь петлю, не успев поместить в нее снасть. Но даже в этом, на первый взгляд безнадежном, случае, не стоит отчаиваться. Как правило, такие ошибки удается исправить. Вместо выпавшей петли, в отверстие можно пропустить специальную проволочную петлю (такие приспособления продают в любом магазине вместе с иголками; их используют для продевания нитки в иголку) и уже с ее помощью провести снасть через отверстие. Если и это не удается, «бездомную» снасть можно просто пристроить в другое место.

Итак, в этих петлях и кроется секрет пятого способа сборки корабля в бутылке. Остается протолкнуть кусочки корпуса корабля внутрь бутылки, склеить их вместе и поочередно установить мачты с парусами, продевая снасти такелажа в предназначенные для них отверстия при помощи наших чудо петель. Это очень сложная и кропотливая работа, требующая большого внимания и напряжения. При сборке корпуса внутри бутылки, важно следить, чтобы снасти, которые закреплены на корпусе, случайно не попали в места склейки. Старайтесь также не испачкать их клеем.

Устанавливать мачты нужно начинать из глубины бутылки (с бизань мачты, если корабль смотрит носом к горлышку). Установив мачту, нужно продеть нити вант левого и правого борта сначала в петельки на мачте, затем, вытянув их, провести через отверстия в борте модели или руслене. Слегка натягивая их, нужно убедиться, что мачта занимает правильное положение. Только после этого нити можно приклеить. Делается это так. Снасть ослабляется, на нить наносится капелька клея (ПВА) так, чтобы, когда вы снова натянете снасть, капелька клея вместе с нитью оказалась внутри отверстия. Когда клей высохнет, лишний конец нити обрезают.

Рис. 30 Приклеивание нитей.

Теперь вам известны почти все секреты. Осталось рассказать об инструменте, необходимом для работы. Он весьма необычен и, конечно, мало напоминает «длинный пинцет».

Инструменты, чертёж, корпус… 

Что нужно для начала:

— смастерить/закупить инструмент;

— заготовить материалы.

По поводу инструмента.

Я долго пользовался самым простейшим, который изготовил из очень доступного в России материала — колючей проволоки. Порезал оную на куски, разогнул, снял колючки и получились заготовки длиной около 25 см. Из двух заготовок я сделал резачки — продольный и поперечный. Для этого ножовкой по металлу сделал пропил посредине и вдоль заготовки, а затем это место расплющил в тисках, чтобы внутренние стенки пропила сошлись. В образовавшуюся щель я вставляю кусочек лезвия. Когда оно затупляется, я его меняю с помощью пассатижей. Из другой заготовки сделал универсальный инструмент — с одной стороны там шарик, которым можно формировать волны в бутылке, а так же что-либо придавливать, например, при склейке двух частей корпуса в бутылке. На другой стороне с помощью напильника сформировал загогулину с помощью, которой можно что-либо тянуть или наоборот толкать. Суперуниверсальный инструмент — проволочка для нанесения клея. Изгибается, так как вам необходимо.

Подставка на которой собирается готовая модель. Состоит из основания, сделанного из многослойной фанеры, «кочерги», и «стапеля», сделанного из алюминиевого П-образного профиля. В основании есть отверстия для кочерги, и она фиксируется болтиком, который закручивается с торцевой грани основания. Алюминиевый «стапель» используется для фиксации собираемой модели на подставке. Модель прикручивается к нему шурупом, и он сам в свою очередь прикручивается в подставке. «Кочергой» фиксируется мачта модели во время тяги рангоута. На фото более поздний вариант подставки, где основание состоит из непосредственно основания и крестообразной подставки. Эта конструкция, во-первых, позволяет регулировать высоту размещения судна, с которым работаешь, за счет болта, вкручивающегося в крестовину подобно крутящемуся стулу, во-вторых, она разборная. Думаю все более наглядно видно из фото. Я не претендую на то, что моя схема наиболее удобна, просто когда-то это было придумано, затем в процессе работы дорабатывалось и сейчас постоянно используется.

Некоторые другие приспособы уже обсуждались на форуме, но пока это барство.

Теперь о покупном. Конечно, я в основном затариваюсь в Москве, на вернисаже в Измайлово. Там есть торговцы мед. инструментом, а так же всякими фусечками для ювелирки и остальных шаловливых ручек. Нужны пинцеты. Разные. Несколько. Позже останется пара любимцев, но пока нужно попробовать несколько. Пинцеты я немного доработал на точиле. В смысле сделал их поуже, чтоб удобнее было в бутылке работать. Там же в изобилии продают всякие резачки, кусачечки, длинные ножнички и зажимчики. Если бюджет позволяет, покупайте, чтоб два раза не бегать. Нужны также канцелярские ножницы, металлическая линейка, модельные ножи, кот. продаются в канцелярских товарах. Там же, на блошиных рынках или в ювелирных отделах, необходимо закупить СВЕРЛА. От 0,2 до 3мм. Основные у меня 0,35 — 0,45. Ими сверлятся отверстия для проводки нитей. Так же нужна минидрель или на худой конец ручная сверлилка куда эти сверла можно зажать.

Из желательного —

бормашина с насадками

. Конкретную марку советовать не буду, это у кого как с бюджетом. Удобен в работе гибкий вал и виброшлифовалка, подобная проксоновской PS — 12.

Нужен хороший свет (т.е. настольная лампа).

Очень желательно иметь штангенциркуль.

О всяких увеличилках, бинокулярных очках и т.д. Сейчас этого очень много продается, и я раньше покупал всякие девайсы, но у меня лично ничего не прижилось и в работе этим почти не пользуюсь.

Теперь о материалах

Для начала нужно немного просушенной березы для изготовления подводной части корпуса, хотя вполне пойдет липа или сосна. Для изготовления палубы и надводной части корпуса очень хорошо подходят деревянные ученические линейки. Для изготовления рангоута нужен БАМБУК. Я его при любой возможности заготавливаю. Сейчас реально найти старые бамбуковые удочки или лыжные палки где-нибудь в сарае. Знаю, что некоторые используют зубочистки азиатские, а так же всякие изделия из бамбука — коврики, занавески и т.д. Так же нужен клей ПВА, клей моментальный (Цианокрилатный) типа Момент обыкновенный и гель. Если планируем имитировать море, то я обычно применяю обыкновенную эпоксидку, она вполне доступна. Для изготовления бортов судна я использую обыкновенный картон от коробок типа из-под конфет и т.д. (Замечу, речь идет о простой модели начального уровня).

Естественно нужны нитки. Темные (черные) для стоячего такелажа, светлые (бежевые) для бегучего. По поводу ниток читайте форум, там уже об этом говорилось.

Предварительные мысли о выборе бутыли.

Это для тех кто может себе позволить пропустить п.п 1 и 2. Можно использовать то что есть или то что нравится (Ну например бабушкин фамильный графин). Можно попытаться подобрать бутылку под задуманную модель. Критериев может быть несколько — внешние формы бутыли должны соответствовать пропорциям размещаемого в ней корабля (для относительно короткого брига или яхты не стоит использовать длинную литровую бутылку из-под вермута), так же учитывать соотношение размеров бутыли и диаметра горлышка — встречаются крупные бутыли из-под вина вместимостью более двух литров с узким «стандартным» горлышком, тогда корпус придется делить, к примеру, не на две, а на три или четыре части, что естественно очень усложняет работу.

В качестве прототипа для постройки модели я выбрал бриг МЕРКУРИЙ.

Это судно может быть рекомендовано для начинающих, так как оно не слишком сложно в постройке, но при этом достаточно увлекательно, прекрасно смотрится в бутылке и по нему можно найти достаточно много материала.

Итак, чертежи. Алгоритм работы с ними примерно следующий. Конечно их нужно сначала разыскать. Основных вариантов в начале два: покупка в магазине и скачивание из интернета. В дальнейшем появится и много других возможностей, но об этом позже. Сканируем имеющиеся чертежи. Редактируем и склеиваем их, получая общий вид модели, теоретический чертеж, чертеж палубы с расположением всего что на ней есть, схему парусности. Дополнительно желательно иметь чертежи марсов, орудий, якорей, шлюпок, кормы, развертку борта. Все это в едином масштабе компонуем в один или два файла для последующей распечатки. Далее, исходя из параметров имеющейся бутылки, распечатываем чертежи в натуральную величину так, чтобы по ширине корпус проходил сквозь горлышко бутылки с некоторым запасом, а так же полные высота и длина модели соответствовали внутренним размерам бутылки. Чертежей рекомендую распечатать несколько, чтобы затем можно было что-либо вырезать и использовать как лекало или шаблон.

В итоге получилось вот что.

Это примерный вариант и вы можете использовать его для последующего редактирования.

Теперь, имея чертеж в натуральную величину, можно все размеры строящейся модели снимать непосредственно с него.

Предвижу, что вероятно кое-кто может возразить, что это слишком упрощенный подход (а как же 3D-модели, автокад, погрешности и т.д.). Так вот, я полагаю, что при наших масштабах можно себе позволить некоторые погрешности и упрощения. Более того скажу, при постройке упрощенной модели корабля в бутылке (например в качестве сувенира) для более эффективного заполнения объема бутылки можно немного «смухлевать» и с пропорциями, т.е. сделать корабль уже, чтобы он мог проходить сквозь бутылочное горлышко. Естественно при работе с серьезными моделями подобные шалости оставляем в покое.

Итак, продолжим. Из закромов Родины извлек бутылку. Питерского разлива был напиток. В сечении прямоугольник. Если положить бутылку на ее длинную сторону , то внутренняя высота этой бутылки составляет 85 мм, а диаметр ее горлышка — 18,2 мм (обратите внимание, что внутри горлышко как правило несколько сужается за счет утолщения стенок бутылки, и внутренний диаметр горлышка у самого его начала, как правило, несколько больше чем посередине горлышка). Это наши основные цифры. Появился повод пораскинуть мозгами на счет размеров модели. Откинем 10 мм на море. Остается 75мм, т.е. высота корабля от ватерлинии до клотика грот-мачты не должна быть больше 75 мм, оптимально будет, если она составит около 70мм. От 18 мм отнимем пару мм на зазор и получаем, что ширина модели не должна превышать 16,2 — 16,5 мм. Теперь открываем на экране монитора наш чертеж, берем в руку линейку и начинаем мудрить. С помощью опции увеличения доводим высоту изображения корабля от ватерлинии до клотика мачты до требуемых 70 мм. При этом ширина судна с наружной обшивкой оказалась около 18,3 мм — это для нас многовато. Если установить ширину равной требуемым 16,5 мм, то высота модели окажется равной 64 мм. Это вполне приемлемо, в итоге зазор между «потолком» бутылки и клотиком мачты составит чуть более 10 мм.

Именно так я и поступил — безо всяких шалостей отправил на печать, и в итоге на бумаге получил максимальную высоту модели (без подводной части) 66 мм, а ширину 17мм. Чтобы удостовериться, не слишком ли это широко, я вырезал из распечатанного чертежа план палубы с обшивкой и русленями и с помощью пинцета проделал то же что и ослик Иа в мультике «Винни-Пух», т.е. засунул вырезанный план в горлышко и высунул его, а так же посмотрел каков зазор между стенками, т.е. останется ли достаточно места сверху чтобы прошел сложенный рангоут. Результаты оказались вполне удовлетворительными. Теперь можно считать, что мы готовы приступить к непосредственному изготовлению модели.

Для начала берем деревянную ученическую линейку и расчерчиваем на ней имитацию палубного настила.

Теперь о палубе.

На распечатанном чертеже проводим две линии как на рисунке. Нас интересуют размеры a, b, c. Если есть необходимые станки и материалы, то можно сразу вырезать заготовку для палубы необходимой толщины. Для тех, кто пользуется дер. линейкой продолжаю. Для начала откладываем на заготовке длину палубы. Затем нас интересует величина с, которая характеризует погибь палубы. У меня она получилась немного более 0,5 мм. Сначала я выбрал ее резаком, а затем, зашлифовал наждачной бумагой, получив плавную дугу. Теперь резаком (я использую типа скальпеля, импортные лезвия к нему вполне доступны и стоят в два раза дешевле, чем те, которые продаются в магазинах хобби для обычных моделистских резаков со сменными лезвиями) проводим параллельные линии которые имитируют палубный настил. Расстояние между ними примерно 0,7 мм. Конечно это не в масштабе с шириной досок палубы, но если делать меньше, в итоге палуба окажется слишком темной.

Далее следует прием, знакомый всем редакторам стенгазет и глянцевых журналов. Затачиваем простой карандаш и начинаем на бумажку циклевать грифель. Полученную графитную пыль высыпаем на расчерченную палубу и втираем кусочком ткани или ватным тампоном. Чтобы закрепить частицы графита в швах я покрываю затем палубу слоем разбавленного лака для дерева. Верней, разбогатев, я просто купил в художественном салоне лак-спрей (315 руб. 400мл) и не парюсь с растворителями, кисточками и т.д.

После высыхания начинаем циклевать палубу, проводя по ней лезвием от канцелярского резака, поставленного под углом 90 град к палубе. Сняв верхний грязный слой, получаем палубу со швами. Сначала они будут толстыми, но по мере циклевки будут все тоньше и аккуратнее. В общем здесь нужна небольшая практика и терпение…

Получив, таким образом, расчерченную заготовку для палубы, накладываем сверху вырезанный с распечатанного чертежа шаблон плана палубы и обводим его. Теперь нас интересуют размеры a и b с упомянутого рисунка. Снизу нашей палубы-линейки необходимо подклеить еще одну заготовку (это может быть отрезок той же линейки или другая подобная планка или кусок шпона) и получить требуемую высоту палубы над ватерлинией с обоих концов. В нашем случае она почти одинакова. Затем после склейки по ранее очерченному контуру вырезаем деталь палубы.

Затем, с распечатанного чертежа из проекции «полуширота» вырезаем контур, который на чертежах называют КВЛ. Накладываем его снизу нашей заготовки и очерчиваем. Затем, поглядывая на проекцию «корпус» придаем с носа и кормы нашей заготовке очертания судна. Не забываем, что ширина заготовки по всему контуру должна быть с учетом того, что впоследствии на нее будут наклеены борта из картона, и она станет шире как минимум на 0,5 мм.

Опять накладываем шаблон палубы на готовую заготовку и, шилом или иглой, «накалываем» места расположения мачт, люков,шпиля и надстроек. В местах расположения мачт сверлим отверстия ок. 0,5 мм для проводки нитей, а в местах расположения люков сверлим три отверстия ок. 1,5-2 мм. Два крайние для штырей, которыми корпус будет крепиться к подводной части, среднее для шурупа которым корпус будет крепиться к подставке при сборке.

Теперь займемся изготовлением бортов. Возможно описание примерного алгоритма изготовления бортов из картона может показаться утомительным и сложным, тем не менее освоив эти действия практически, вы поймете, что на самом деле все не так уж плохо и, после нескольких запоротых заготовок, у вас получится все как надо. вполне приемлемого качества и с минимальными затратами времени.

Опять-таки отталкиваемся от распечатанных в натуральную величину чертежей. В работе не забываем, что у нас не раскладка борта, а лишь его проекция, так что с вертикальными размерами, оперируем смело, а вот с горизонтальными поаккуратнее, там будут искажения.

Картон можно использовать, например, от коробки из-под конфет или от любой подобной упаковки. Будет он немного толще или тоньше – решать вам. Вырезаем заготовку по длине и ширине примерно на 5-7 мм шире и длиннее чем проекция борта по ватерлинию. Готовую заготовку несколько изгибаем и прислоняем к нашей «палубе». Проведя остро заточенным карандашом вдоль верхней кромки палубы рисуем на заготовке борта так называемую бортовую линию палубы (см мудрые книги). Затем, измерив на чертеже расстояние от палубы до нижней кромки портов ( у меня оно составило около 0,5 мм), сдвигаем вниз на это расстояние борт и параллельно первой линии рисуем еще одну кривую. Это будет линия нижних кромок орудийных портов. Затем замеряем расстояние от палубы до верхних кромок портов, откладываем его на нашей заготовке и проводим третью линию, параллельную первым двум. По ней и отрезаем ножницами все лишнее сверху. Затем прикладываем нашу заготовку к чертежу и размечаем положение орудийных портов. Сделав разметку, вырезаем порты, как это показано на фото. Затем из ватмана вырезаем лезвием узкую полоску по ширине близкую к толщине картона. Наклеиваем эту полоску сверху нашей заготовки и получаем почти готовый борт (но пока без планширя). Второй борт изготавливаем аналогично первому, используя оный в качестве шаблона для достижения полной симметрии. После этого борта можно покрасить изнутри. В данном случае в зеленый цвет. Далее наши борта необходимо приклеить к «палубе». Отмечу, что так как поверхность склейки представляет собой кривую плоскость, то лучше приклеить борт сначала в середине, а когда клей зафиксирует борт, поочередно приклеить нос а затем и корму. Необходимо следить, чтобы при приклеивании бортов противоположные порты находились строго друг напротив друга. Скорее всего у вас снаружи борта образуются некие складки – морщины. Их необходимо срезать острым лезвием или резаком и снова придать поверхности судна обводы идентичные теоретическим чертежам, а затем зашкурить очень мелкой наждачной бумагой те места где были срезы. Чтобы убрать образовавшийся на поверхности борта «бархат» я наклеиваю сверху полоску бумаги, идентичной кальке – при нанесении клея эта бумага становится несколько эластичной и хорошо облегает кривые поверхности. После того как все высохнет, срезаем все лишнее снизу. Затем наклеиваем прямоугольный кусочек картона в торец нашей палубы, из которого позднее сформируем корму.

Затем вырезаем раковины (см фото, можно из полоски все той же линейки). Эти раковины и каморки, расположенные напротив них изнутри борта, наклеиваем на свои места. После того как клей высохнет ножницами формируем очертания кормы.

Далее вырезаем из картона княвдигед и руль, и вклеиваем их в прорези в корпусе. Изготавливаем основание, к которому будет крепиться наш корабль в бутылке. Используем остатки нашей универсальной деревянной суперлинейки. Ставим на нее корпус модели и сверлим через раннее просверленные отверстия для штырей в палубе соответствующие им отверстия в заготовке для основания. Делаем из цилиндрической заготовки, заточенные с одной стороны штырьки и вклеиваем их в заготовку основания. Когда клей высохнет, соединяем корпус модели и отрезок линейки и, используя корпус в качестве шаблона, чертим на линейке очертания корпуса. Фактически это ватерлиния. По очерченной линии убираем резаком все лишнее, снова соединяем корпус и основание и окончательно выравниваем между собой эти два элемента. Теперь можно покрасить белой краской линию порта (вполне можно красить и весь борт, позднее черная краска будет ложиться на белую), а основание медной краской, имитирующей обшивку подводной части медными листами. Пока краска сохнет, займемся резкой лапши. Так я называю очень узкие полоски из бумаги. Отрезать такие полоски удобно при помощи лезвия и металлической линейки. Нам понадобится полоска из плотного ватмана шириной чуть более толщины картона, из которого сделан борт и длинной немного более двух длин фальшборта. Это будет планширь. Его следует покрасить со всех сторон черной краской. Так же нам понадобятся очень узкие полоски для элементов гальюна и кормы. Их лучше вырезать из тонкой прочной бумаги. для этих целей очень хорошо подходят чеки, например те которые выдают автоматы по оплате сотовой связи. Вырезав несколько максимально тонких полосок, красим их краской под золото или бронзу и так же оставляем сохнуть. Когда белая краска на корпусе высохнет, красим нижнюю его часть в черный цвет. Для того чтобы граница цветов была ровной, можно воспользоваться полоской малярного скотча, или сделать следующее: пропитать клеем ПВА отрезок черной хлопчатобумажной нити. Когда клей высохнет, нить станет жесткой подобно проволоке. Кусок такой нити нужно наклеить на борт как раз по нижней границе лини портов и после того как клей высохнет, можно красить модель. Так как модель достаточно мала, краску можно нанести кисточкой, а для более крупных моделей конечно лучше использовать аэрозоли или аэрограф.

Теперь займемся гальюном. Наклеим с каждой стороны по две окрашенные в золото полоски – кницы гальюна. В принципе эти полоски можно просто нарисовать тонкой кистью, но использование метода аппликации позволяет получить существенно более аккуратную модель.

Между ними просверлим якорные клюзы. Далее из картона вырезаем два клиновидных элемента – это будет обшитое досками пространство между креплением фигуры гальюна и верхним регелем. Можно так же вклеить элементы, имитирующие шпангоуты регелей. Здесь все зависит от ваших возможностей, и делать ли носовую фигуру, крамболы с кницами, якоря и т.д. – ваше решение. Я на этой модели делать этого не буду.

Теперь из узкой деревянной полоски вырезаем русленя и приклеиваем их на свои места (опять-таки для получения всякого рода относительно длинных полосок и брусков если у вас нет мини -циркулярки удобно использовать бамбук, он хорошо расщепляется на щепу и сделать ее можно очень тонкой). Если эта модель у вас пробная, и вы не уверены в своих возможностях, то русленя, а так же некоторые другие элементы можно и не изготавливать.

Русленя и элементы гальюна красим черной краской.

Теперь достаточно творческая часть работы – корма и раковины. Основное – имитация оконных рам и декора. Оконные рамы можно изготовить двумя способами – из тонких окрашенных в белый цвет волокон или проволочек методом аппликации «вручную», или же нарисовать на компьютере, распечатать на качественной но нетолстой бумаге, вырезать и наклеить. Первый способ я использую на дорогих моделях, где необходимо подчеркнуть именно ручной труд, второй способ дает более аккуратные результаты на моделях малого масштаба. Естественно, если вы намерены и впредь заниматься постройкой моделей кораблей в бутылках, имеет смысл нарисовать окна разных форм, с разным наклоном и расстоянием между ними и распечатать на одном листе с разными размерами. Затем просто вырезаете окна наиболее подходящего вам размера и используете на модели. Декор кормы имитируем частично с помощью, крашенной под золото «лапши», частично рисуем кистью. Нарисовать в таком масштабе что-либо конкретное достаточно затруднительно, поэтому можно ограничиться для начала какой-нибудь закорючкой. Сам процесс изображен на прилагаемых фото, так же в качестве примера привожу корму раннее построенных корвета «Оливуца» и фрегата «Паллада».

На сегодня все, смотрите продолжение нашего сериала…

© www.shipmodeling.ru, 2010

© Бабкин Владислав

Приходилось ли видеть такой интересный предмет оформления жилого пространства, как корабль в бутылке? Выглядит круто! При этом многим гражданам должно быть интересно, а как моделька судна, которая совершенно явно больше по своим габаритам нежели бутылочное горлышко, оказывается внутри стеклянного сосуда? Самое время разобраться в данном вопросе. Как знать, может кто-то даже захочет сделать корабль в бутылке своими руками после этого.

Кораблик собираются внутри, засунув через горлышко. /Фото: livemaster.ru.

Кораблик собираются внутри, засунув через горлышко. /Фото: livemaster.ru.

Мода на диковинный сувенир появилась в Европе в XVII, фактически после завершения наиболее активной фазы эпохи Великих географических открытий. До наших дней сохранилось представительное количество старинных кораблей в бутылках, сделанных еще в те самые времена. Куда важнее то, что корабли в бутылках были вовсе не первым подобным аксессуаром. Еще за несколько столетий до них, европейцы запихивали в бутылки небольшие сценки-экспозиции из деревянных фигурок. Как правило на религиозную тематику.

Достаточно увлекательное хобби. /Фото: pixabay.com.

Достаточно увлекательное хобби. /Фото: pixabay.com.

Процесс помещения корабля в бутылку очень напряженный и кропотливый. Однако логика и общий принцип помещения игрушки внутрь сосуда не отличаются сложностью. Конечно же, сложность проекта может увеличиваться или сокращаться в зависимости от параметров бутылки, а также от сложности корабля (насыщенности модели деталями).

Получаются красивые модельки. /Фото: shipbottle.ru.

Получаются красивые модельки. /Фото: shipbottle.ru.

Собирают корабль в бутылке по частям. Все детали просовываются во внутрь через бутылочное горлышко. Первым делом устанавливается «фундамент» модели, который фиксируется на клей. Уже на него будет ставиться на зацепы или приклеиваться само судно. При этом все мелкие детали устанавливаются на кораблик до его помещения в сосуд. В том числе мачты. Собственно установка последних и вызывает у людей больше всего вопросов.

Самое главное сделать подъемные мачты. /Фото: ya.ru.

Самое главное сделать подъемные мачты. /Фото: ya.ru.

На самом деле здесь все предельно просто. Мачты модельки привязываются системой ниток, тянущиеся через корпус модели. Паруса складываются вдоль борта так, чтобы пролезть в бутылочное горлышко. Когда модель оказывается внутри бутылки и надежно фиксируется на подставке, остается только потянуть за нитку, которая тянется через горлышко вслед за моделью. Натяжение нитки поднимает мачты, после чего остается только обрезать технический тросик при помощи разогретой проволоки и закупорить бутылку.

На самом деле сделать простенький корабль в бутылке может каждый! В интернете имеется огромное количество материалов, шаблонов, исходников для создания моделей под разные бутылки.

Кораблик в сложенном виде пропихивают внутрь, после чего остается лишь потянуть за нитку. /Фото: karopka.ru.

Кораблик в сложенном виде пропихивают внутрь, после чего остается лишь потянуть за нитку. /Фото: karopka.ru.

Видео:

В продолжение темы читайте о том, почему подиумы давно перестали быть модным штрихом, а превратились в универсальную конструкцию.

Невероятное искусство запузыривания: как мастера собирают модели кораблей в бутылках

Как попадает модель парусника в бутылку? Одна из версий – мастера аккуратно отпиливают донышко, а потом, поместив игрушку внутрь, приклеивают его обратно. На самом деле все гораздо интереснее.

«Этому искусству лет пятьсот, — говорит Лев Алешин, самый именитый судомоделист России и судья международной категории, — и зародилось оно в эпоху великих географических открытий. Парусник порой попадал в штиль на недели, и чтобы как-то бороться со скукой моряки делали модели, замысловато размещая их в пустых бутылках, благо недостатка в последних на дрейфующих кораблях не было».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сквозь горлышко

В общих чертах технология изготовления парусника в бутылке довольно проста. Сначала модель строится на столе с учетом дальнейшего членения и сборки-разборки. После этого парусник разбирается и начинается финишная сборка внутри бутылки при помощи специального инструмента. Вот этот самый инструмент и является фирменным ноу-хау, которым мастера не расположены делиться. В современной интерпретации он представляет собой обычно гибкий вал с цанговым захватом на конце. А для нанесения микроскопических капель клея используют длинные медицинские иглы. Саму сборку модели начинают с самого дальнего от горлышка элемента, чтобы в процессе изготовления старые части не заслоняли вновь устанавливаемые. Чем длиннее и уже бутылочное горлышко, чем полнее заполнен моделью объем бутылки, чем больше элементов в конструкции парусника — тем более высоко модель оценивается как на соревнованиях, так и на аукционах. Если же собранный корпус парусника проходит сквозь горлышко — грош цена такой модели, утверждает Алешин.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема российских моделистов — плохая поверхность отечественных бутылок. Она искажает детали парусника. С появлением на нашем рынке импортных напитков ситуация улучшилась ненамного. Зарубежные же мастера предпочитают специальные бутылки, сделанные на заказ из оптического стекла, порой по толщине стенки соперничающие с лампочками.

Поэтому Владислав Бабкин, автор модели парусника «Азов», поместил его в лабораторную бутылку. ЛТакие модели строятся в мире крайне редко, поэтому даже подержать их в руках — большая удача. Снять же процесс их изготовления — задача, для журнала просто нереальная: «Азов», например, строился более полугода.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Высший пилотаж

Кто часто пользуется московским метро, наверняка замечал на стенах вагонов рекламу вермута «Букет Молдавии». На ней в пустой бутылке из-под вина великолепно выполненная модель парусника. Найти мастера не составило труда: в Москве такие вещи могут делать 34 человека. Всеволод Гладилин специально для «TechInsider» собрал парусник в бутылке, раскрыв некоторые профессиональные секреты.

«Существует как минимум 14 основных технологий сборки, или, на профессиональном жаргоне, «запузыривания» модели в бутылку, — говорит Гладилин. — У каждого мастера она своя». Подводные лодки, например, нарезают долями, а потом собирают внутри бутылки, тщательно заделывая швы. Но высший пилотаж — парусники. Полностью собираемые из мельчайших деталей внутри бутылки корабли — очень большая редкость, ввиду многомесячного процесса сборки. Более массовая технология подразумевает заваливание мачт парусника назад, для облегчения прохождения через бутылочное горлышко. Основная хитрость такой схемы — шарниры, которыми мачты крепятся к палубе. Второе ноу-хау — снасти, за которые поднимаются мачты внутри бутылки. Кроме того что они выполняют функцию подъема, снасти должны соответствовать реальному такелажу. На хорошо сделанном паруснике снасти натянуты как струна — только тогда создается ощущение ветра в бутылке.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если мачты можно поднять одновременно — замечательно. На сложных моделях это не всегда возможно — тогда мачты поднимаются не спеша и поодиночке. После натягивания такелажа, специальной проволочкой с закрепленным на конце кусочком лезвия обрезаются все нитки на бушприте. После чего начинается финишная отделка корабля: тончайшим пинцетом устанавливаются на клею пушки, шлюпки, вымпелы и другие мелкие детали. Главное — не заляпать клеем бутылку изнутри, тогда работа считается браком.

У опытного мастера обычно на изготовление хорошего коммерческого (который можно купить в салонах) парусника уходит около недели. Все свои секреты ни один мастер до конца не раскроет. Но ни один из российских умельцев донышек от бутылок не отпиливает. «TechInsider» это гарантирует.

  • Модель русского линкора «Слава Екатерины» перед «запузыриванием».

Item 1 of 10

1 / 10

Модель русского линкора «Слава Екатерины» перед «запузыриванием».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Electrolux manhattan eacm 07 fm n3 инструкция
  • Как позвонить руководству почты россии
  • Как получить вычет за покупку квартиры через госуслуги пошаговая инструкция
  • Логойский рочс руководство
  • Инструкция по охране труда при работе с клеем