5 неопровержимых доказательств того, что Коран от Аллаха
Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его.
Коран – Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное Досточтимому Пророку (мир ему) через ангела Джабраиля. Аяты Корана проникают прямо в сердце, если читать его вдумчиво.
Очень многие люди, вне зависимости от религиозной принадлежности, отмечают, что при чтении или даже при прослушивании Корана их посещает чувство спокойствия и умиротворения.
Через Коран Всевышний Аллах обращается к людям напрямую. Что так привлекает людей к Корану? Ответ прост: Коран – источник милости Аллаха и руководство для людей.
В этой статье приведены доказательства того, что Коран был ниспослан Аллахом.
1. Коран существует в одном единственном варианте.
Одно из чудес Корана – это то, что текст Корана ни разу с момента своего ниспослания не менялся. Несмотря на то, что существует множество переводов смыслов Корана на разные языки, все эти переводы были выполнены с одного текста. Текст Корана в наши дни абсолютно идентичен тексту Корана, ниспосланного Посланнику Аллаха (мир ему).
Убедиться в этом несложно, поскольку по миру достаточно копий Корана, датированных разными эпохами, включая эпохами Посланника Аллаха (мир ему) и праведных халифов.
Независимые исследования давно подтвердили, что текст Корана ни разу не менялся с момента своего ниспослания.
Всевышний Аллах обещал, что будет лично хранить Коран от изменений:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура «аль-Хиджр», аят 9)
Откуда мы знаем, что Коран не был изменён? >>
2. Текст Корана помнят наизусть миллионы людей по всему миру.
Множество мусульман по всему миру знают наизусть полный текст Корана. Эта традиция в Исламе существует с момента ниспослания первых аятов. Каждый мусульманин в мире знает наизусть хотя бы несколько коротких сур и сможет прочитать вам их без запинки.
3. Вызов для знатоков языка.
Арабы до Ислама отличались мастерским владением арабским языком. Они часто устраивали состязания поэтов, в которых определяли наилучших и наиболее искусных мастеров слога. Всевышний Аллах, ниспосылая Коран, бросает любому знатоку арабского языка вызов, предлагая сочинить хотя бы одну суру, подобную сурам Корана:
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Сура «аль-Бакара», аят 23)
Если бы текст Корана был сочинен человеком, то любой другой человек смог бы повторить стилистику Корана, не говоря уже о выдающихся поэтах среди арабов. Однако ни один человек не смог создать ничего подобного Корану.
4. Пророчества и научные открытия.
Коран содержит пророчества о будущем. Например, в суре «ар-Рум» (Римляне) Аллах обещает византийцам победу над персами. Это Откровение было ниспослано после разгромного поражения византийцев, когда существование Византийской империи было под вопросом и никто не верил, что им удастся когда-либо одержать победу в битвах.
Всевышний Аллах говорит:
«Повержены римляне в самой низкой земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются» (Сура «ар-Рум», аят 2-4)
Несмотря на то, что византийцы сомневались в возможности Империи выстоять после таких разгромных поражений, произошло именно то, что обещал Аллах. Радость верующих по поводу победы византийцев была связана с тем, что мекканские язычники желали победы язычникам-персам, в то время как верующие – византийцам. Аллах даровал победу людям Писания (христианам Византии), чему и обрадовались мусульмане.
Разве не вызывает удивление, что в VII веке были описаны процессы формирования зародыша человека, наличие у гор своеобразных «корней», существование орбит планет и расширение Вселенной? Все эти явления были подтверждены наукой гораздо позже – через тысячу и больше лет. Разве мог кто-либо знать это в VII веке?
Как научные открытия доказывают истинность Корана? >>
5. Пророк Мухаммад (мир ему) – истинный пророк Аллаха.
Посланник Аллаха (мир ему), будучи живым воплощением Корана, не мог себе позволить иметь дурной нрав. Окружающие же, ценили его за его прекрасные черты характера и называли его правдивым (аль-Амин).
Даже самые ярые из его врагов никогда не умаляли его личные качества. Чтобы убедить Посланника Аллаха прекратить свою миссию, они предлагали ему занять высокое положение среди них, а также богатство. Разумеется, он отказался.
Тот, кто сомневается, что автором Корана является никто иной как Всевышний Аллах, пусть обратит внимание на то, что Посланник Аллаха (мир ему) абсолютно не имел способности к стихосложению, что вызывало удивление у его окружения. Более того, он даже не был обучен грамоте.
Даже если допустить, что автором Корана мог быть Посланник Аллаха (мир ему), то как объяснить, что имена других пророков упоминаются в Коране чаще, чем имя Мухаммада (мир ему)? Если бы он в распространении Слова Аллаха полагался бы на власть, положение и богатство, или бы преследовал эти цели в своей миссии, то как объяснить его отказ от всех благ этого мира, которые ему обещали предводители язычников?
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, — быть может, вы будете помилованы» (Сура «аль-Анам», аят 155)
Коран – прекрасное руководство для всего человечества. Если вы желаете обрести внутренний покой, вы найдете его в мудрости Корана.
Как читал Коран Посланник Аллаха (мир ему)?
Islam-today
Смотрите также:
- Пещера Хира: секретное место пророка Мухаммада ﷺ, почитаемое мусульманами (Фото)
- Хранимая Скрижаль (Ляух аль-Махфуз): включает в себя всё от начала и до конца
- Табиин, покоривший сердца сподвижников Пророка ﷺ
- Они издевались над Пророком ﷺ, и Аллах наказал их…
Читайте также:
-
Можно ли женщине выщипывать брови?
Можно ли женщине выщипывать брови? Я слышала, что согласно ханафитскому мазхабу женщина может выщипывать брови, если ее муж разрешает это. (Марьям)
-
Нужно ли пытаться изменить свою судьбу?
Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:
«О, сынок! Смирение перед судьбой намного прекрасней, чем владение мирскими богатствами, полученными через склоки, драки и ненависть.
Сладость покорности своей судьбе, присущая сердцам богобоязненных, намного прекрасней сладости мирских желаний. С точки зрения праведников (вали), смирение перед судьбой намного сладостней этого мира и всего, что в нем находится. Потому что покорность предопределению Аллаха в разных жизненных ситуациях украшает жизнь, придает ей сладость и дает умиротворение». (Фатхур-Раббани, 51. меджлис) -
Ду’а, которую принято читать в первую брачную ночь
اللَّهُمَّ إِنِّى أَسْأَلكَ خَيْرَهَا وَ خَيْرَ مَا جَبَلْتَهَا عَلَيْهِ وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شّرِّهَا وَ شّرِّ مَا جَبَلْتَهَا عَلَيْه
«Аллахумма инни асалука хайраха уа хайра ма джабалтаха галяйхи уа агузу бика мин шарриха уа шарри ма джабалтаха галяйх». -
Дозволено ли мусульманам есть грибы?
В Благородном Коране в суре «аль-Маида» в 87 аяте сказано: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». Для мусульман грибы считаются…
-
5 средств, которые не позволят шайтану помешать вашим делам
Для каждого из нас жизненно важно защитить себя от козней шайтана и обезопасить свой дом, свои дела от него. Как это сделать?
-
Ангел, который был сотворен за две тысячи лет до Адама (мир ему)
Я видел ангела, самого громадного из увиденных мною ангелов. Его рост составлял тысячу раз тысячу лет пути. У того ангела имеется семьдесят тысяч голов. На каждой голове — по семьдесят тысяч лиц, на каждом лице — по семьдесят тысяч ртов.
-
Одно простое слово, которое защитит ваш дом от шайтана
Никто из нас не хотел бы пускать шайтана в свои дома. Верующие знают, то шайтан несет с собой обман и разрушения. Входя в наши дома, важно произнести…
-
Как Священный Коран раскрывает секреты обычного дождя
А вы знали, что дождь, который имеет огромное значение для всех живых существ, включая человека, упоминается в различных стихах Корана? И не просто упоминается, а даётся достоверная информация о том, откуда берётся дождь и каковы последствия ливня.
Коран (от араб. аль-Кур’ан – «назидание», «чтение вслух») был ниспослан Всевышним Создателем Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллам) через ангела Джабраила (алейхис-салам), чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Великим Аллахом и с самим собой, мог выполнить свою миссию так, как это повелел Господь. Передача Священной книги длилась 23 года, а первое откровение Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи ва саллам) получил в возрасте сорока лет в ночь Предопределения месяца Рамадан.
«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Коран 2:185).
Чудеса Корана, свидетельствующие о величии Создателя миров и истинности пути Пророков и Посланников, вечны и постоянны, а его истины бесценны, они нисколько не потеряют своей актуальности и важности вплоть до Судного дня. Многие предыдущие поколения стали свидетелями этого чуда, и будущие поколения засвидетельствуют его удивительную природу, неподражаемость стиля, содержания и духовного воздействия.
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран 15:9)
Уверовавший в Священную книгу избавляется от рабства и начинает новую жизнь, ведь душа его рождается заново, чтобы служить Всевышнему и заслужить Его милость. Чтение Корана, благоговение ему и следование кораническим путем — залог счастья и успеха, отдаление от него — причина бед и горестей. Для получения полного воздаяния Коран – один из основных столпов Ислама – желательно читать во время Намаза (молитвы) и исключительно ради Аллаха, желая приобрести Его довольство и подчиняясь Его велению.
Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи ва саллам) разъяснил, что изучающий Священное Писание и обучающий сокровенным знаниям других является лучшим из людей.
Содержание Корана
Священный Коран состоит 114 сур (глав), которые делятся на аяты (стихи). Коран разделён на семь равных частей – манзилей для удобства чтения в течение недели.. Первые суры представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур самое разнообразное — это и пересказ библейских историй, и изложение основ мусульманского права, и описание исторических событий периода противостояний Мекки и Медины. А значит, Коран выступает не только как руководство, но и как Божественная энциклопедия.
Жизненный путь пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллам), его высказывания и действия (хадисы) с того момента, как он стал пророком, в 9 веке сформировались в Сунну, которая сегодня является вторым после Корана источником Шариата – мусульманского права.
Толкование Корана – Тафсир
Неподражаемость и уникальность Корана проявляется в его красноречивости и совершенстве слога. Священное Писание настолько чудесно, что ни людям, ни джиннам невозможно сделать его дословный перевод, можно привести лишь толкование, разъяснение. Это слово Всевышнего Создателя, и всему человечеству не под силу создать нечто подобное или равное хотя бы одной суре Священной книги.
Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (аят 17:88).
Тафсир (ат-Тафсир) – это разъяснение смысла аятов, толкование Корана на основе высказываний Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижников. Люди, которые пишут Тафсир, – муфассиры должны в совершенстве владеть арабским языком, его семантикой, морфологией и этимологией, знать методы чтения (кираат) Священной книги (всего их 7), науку риторику, основы вероубеждения. Также муфассиры должны быть знакомы с правилами Шариата, причинами и следствиями ниспослания аятов, а также с хадисами, поясняющими их смысл.
Главная функция Корана – это руководство для человека!
Вопрос: Какие функции Корана можно выделить как наиболее важные?
Ответ: Коран является ниспосланием от Аллаха для человека. Он нацелен на то, чтобы решать проблемы людей. Это одна из самых важных его функций. То есть главной функцией Корана является то, что – это руководство для человека в жизни во всех отношениях. Больше этого ничего нельзя сказать. Аллах говорит так:
«Аллах ниспослал наилучшее Слово (повествование) – Писание, (аяты которого) сходны и повторяются. У тех, кто боится своего Господа, от этого (состояния у них) по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Этот (Коран) – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кто пожелает (идти этим путем). А (заблуждающегося) Аллах введет в (еще большее) заблуждение, и тому не будет наставника (помощника)» (39/23).
В дополнение можно сказать, что Аллах говорит о Коране, как о верьве (веревке), которое выводит людей из мрака к свету. То есть ведет верным путем и спасает от огня ада. Аллах говорит так:
«Крепко держитесь за вервь (за веру, Книгу, путь) Аллаха, все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами. Ведь это Он сплотил ваши сердца. И по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю огненной пропости, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам свои знамения. Быть может, вы последуете прямым путем» (3/103).
«Аллах является вели (покровителем, другом) тех, которые уверовали (в Него). (Это) Он выводит их из мрака к свету. А те, которые не веруют, их велиями (покровителями, помощниками, друзьями) являются тагуты (шайтан, идолы и др.). Они выводят их из света в мрак. Они и есть обитатели огня, и они вечно будут пребывать в нем!» (2/257).
«Он – тот, кто ниспосылает свому служителю (рабу) ясные знамения, чтобы вывести вас из мрака к свету. Воистину, Аллах сострадателен и милосерд к вам» (57/9).
«Он – тот, кто помогает вам, и его ангелы тоже, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим» (33/43).
А еще Коран является – Зикром (мышлением о мире и человеке с позиций Аллаха, потому для него характерны все те качества, которые характерны для мышления человека вообще. В литературе принято характеризовать зикр зачастую как «напоминание», но в таком случае надо иметь в виду, что напоминание является одним из качеств мышления). Аллах говорит так:
«Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. Его слова (Слова Аллаха) – это ни что иное, как напоминание (зикр) и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив. И чтобы сбылось Слово (Аллаха) относительно неверующих» (36/69-70).
См. дополнительно на линках:
http://www.koranika.ru/?p=3201,
http://www.koranika.ru/?p=4054,
http://www.koranika.ru/?p=4272.
Теги: главная функция Корана, это руководство для человека.
Опубликовано 03.03.2016
rustam
Всевышний Аллах сказал: ﴾ ذَلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِلْمُتَّقِينَ ﴿ — Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных.
Под этим Писанием подразумевается Коран. Ибн Джарир и другие передали (от некоторых) мнение о том, что под «этим» подразумевается Тора и Евангелие. Тот, кто сказал это, значит удалился от истины и ввергнулся в то, о чем у него нет знаний. Это предложение означает: «Это Писание – Коран, и нет сомнения, что он был ниспослан от Аллаха». Как сказал Всевышний: ﴾ الم . تَنزِيلُ الْكِتَابِ لَا رَيْبَ فِيهِ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿ — «Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров» (Земной поклон-1-2). Некоторые сказали, что это — повествование, которое означает запрет: «Не сомневайтесь в нем». Некоторые чтецы делали паузу после слов: (لَا رَيْبَ) – «ля ройба», нет сомнений, а затем начинали предложение: (فِيهِ هُدًى لِلْمُتَّقِينَ) – «фийхи худаль-лиль-муттакыйн» В нем содержится верное руководство для богобоязненных». Однако делать паузу после слов (لَا رَيْبَ فِيهِ) – «ля ройба фийхи» более предпочтительно — «это писание, в котором нет сомнения; оно является верным руководством для богобоязненных». Это предпочтительно согласно вышеупомянутому нами аяту (Земной поклон-1-2), и потому что при этом слово «верное руководство» становится качественным прилагательным слова «Коран».
Верное руководство было сделано свойственным для богобоязненных, как сказал Аллах: ﴾ قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاءٌ وَالَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ فِي آذَانِهِمْ وَقْرٌ وَهُوَ عَلَيْهِمْ عَمًى أُوْلَئِكَ يُنَادَوْنَ مِنْ مَكَانٍ بَعِيدٍ ﴿ — «Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это – те, к которым взывают издалека» (Разъяснены-44). ﴾ وَنُنَزِّلُ مِنْ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِلْمُؤْمِنِينَ وَلَا يَزِيدُ الظَّالِمِينَ إِلَّا خَسَارًا ﴿ — «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (Ночной перенос-82). И другие аяты указывают на то, что польза от Корана свойственна верующим. Ибо он сам по себе является верным руководством, однако его постигают лишь благочестивые, как сказал Всевышний: ﴾ يَاأَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءَتْكُمْ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّكُمْ وَشِفَاءٌ لِمَا فِي الصُّدُورِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِلْمُؤْمِنِينَ ﴿ — «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (Йунус-57).
Ас-Судди передал от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда и людей из числа сподвижников посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что «верное руководство для богобоязненных» – это «свет богобоязненных». Ша‘лаби сказал: «Верное руководство (для выхода) из заблуждения». Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Разъяснение для богобоязненных». Все эти значения верны. Абу Ровк передал со слов ад-Даххака со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал:«Верное руководство для богобоязненных». Он сказал: «(Аллах сказал) это верующие, которые остерегаются придавать Мне сотоварищей и поклоняются Мне». Мухаммад ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса: ««Для богобоязненных» — это те, кто остерегается Его наказания из-за оставления того, что им известно (про запреты) из верного руководства, и надеется на Его милость в подтверждении того, что было приведено (от Него)». Суфйан Ас-Саури передал от одного человека со слов аль-Хасана аль-Басри, что он сказал о словах Всевышнего Аллаха «для богобоязненных»: «Они остерегались запретов Аллаха и выполняли то, что Он вменил им в обязанность». Аль-Кальби сказал, что это: ﴾ الَّذِينَ يَجْتَنِبُونَ كَبَائِرَ الْإِثْمِ ﴿ — «Те, кто остерегается больших грехов» (Звезда-32).Абу Бакр ибн ‘Ийаш передал эти слова аль-А‘машу и тот посчитал, что это так, и не отверг это» . Катада сказал: «Это те, кого Аллах описал, как: ﴾ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ ﴿ — «которые веруют в сокровенное, совершают молитву» (Корова-3) и тем, что после этого (аята). Ибн Джарир выбрал мнение о том, что обсуждаемый аят охватывает все эти описания Я (Ибн Касир) сказал: и это действительно так, как он сказал. Ибн Абу Хатим передал от Му‘аза ибн Джабаля ( да будет доволен им Аллах), хадис, в котором он сказал о богобоязненных: «Они остерегались многобожия и поклонения идолам, искренне исповедовали религию для Аллаха».
Здесь обобщенно использовано слово (هُدَا) «верное руководство» («худаа»), но имеется в виду то, что устанавливается в сердце из веры. И сердца рабов Аллаха никому не подвластны, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Всевышний Аллах сказал: ﴾ إنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ ﴿ — «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил» (Рассказ-56). Также сказал: ﴾ لَيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ ﴿ — «Вести их прямым путем – не твоя обязанность» (Корова-272). Также сказал: ﴾ مَنْ يُضْلِل اللَّهُ فَلَا هَادِيَ لَهُ ﴿ — «Кого Аллах ввел в заблуждение,того никто не наставит на прямой путь» (Ограды-186). И сказал: ﴾ مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِي وَمَنْ يُضْلِلْ فَلَنْ تَجِدَ لَهُ وَلِيًّا مُرْشِدًا ﴿ — «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь ни покровителя, ни наставника» (Пещера-17).
Также (словоهُدَا «худаа» иногда) приводится в обобщенном виде, однако под ним подразумевается (уже не вышеупомянутое значение установления веры в сердцах), а разъяснение истины, указание на нее и побуждение к ней. Всевышний Аллах сказал: ﴾ وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ ﴿ — «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (Совет-52). ﴾ إنَّمَا أَنْتَ مُنذِرٌ وَلِكُلِّ قَوْمٍ هَادٍ ﴿ — «Воистину, ты – всего лишь предостерегающий увещеватель, и у каждого народа есть наставник» (Гром-7). ﴾ وَأَمَّا ثَمُودُ فَهَدَيْنَاهُمْ فَاسْتَحَبُّوا الْعَمَى عَلَى الْهُدَى فَأَخَذَتْهُمْ صَاعِقَةُ الْعَذَابِ الْهُونِ بِمَا كَانُوا يَكْسِبُونَ ﴿ — «Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству » (Разъяснены-17). ﴾ وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ ﴿ — «Разве Мы не повели его к двум вершинам?» (Город: 10) — и в комментарии к этим словам (две вершины) некоторые сказали, что это благо и зло,и это наиболее верное мнение. А лучше всего об этом известно Аллаху. «Такуаа» (богобоязненность) имеет словарное значение остережения от неприятности, ибо оно произошло от слова «викайа» (обережение).
39
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1. Величайшее из назначений Корана и главная причина его ниспослания как подробного разъяснения и предостережения — это призыв к поклонению Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей…
чтобы люди не поклонялись никому и ничему, кроме Него…
не взывали ни к кому и ни к чему, кроме Него…
не уповали ни на кого, кроме как на Него…
не искали приближения с надеждой, страхом и возвеличиванием ни к кому и ни к чему, кроме Него…
Это и есть единобожие, точнее, претворение его в жизнь.
О главной цели ниспослания Корана как подробного разъяснения и предостережения Всевышний Аллах упомянул в следующем аяте:
كِتَابٌ أُحْكِمَتْ ءايَـٰتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِن لَّدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ أَلاَّ تَعْبُدُوۤاْ إِلاَّ ٱللَّهَ
«Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим, дабы не поклонялись вы никому, кроме Аллаха» (Сура 11 «Худ», аят 2). Всевышний Аллах разъяснил, причем таким образом, что у людей не осталось оснований сомневаться в том, что Он лишь Один достоин поклонения, и именно Он является Единственным Истинным Богом. Всевышний Аллах сказал:
وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلاٌّرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَآ إِلاَّ بِٱلْحَقِّ
«Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины» (Сура 15 «Хиджр», аят 85). То есть Всевышний Аллах сотворил все сущее не просто так, не ради забавы, а для того, чтобы Его творения служили подтверждением того, что только Он достоин поклонения. Это разъясняется во многих аятах. Например, в (Суре 38 «Сад», аят 27) Аллах сказал:
وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَآءَ وَٱلاٌّرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا بَـٰطِلاً ذَٰلِكَ ظَنُّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنَ ٱلنَّارِ
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!», Всевышний Аллах в (Суре 3 «Семейство Имарана», аят 191), также сказал:
رَبَّنَآ مَا خَلَقْتَ هَذا بَـٰطِلاً سُبْحَـٰنَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Убереги же нас от мучений в Огне!», и Всевышний Аллах в Суре «Дым», сказал:
وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلاٌّرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا لَـٰعِبِينَ مَا خَلَقْنَـٰهُمَآ إِلاَّ بِٱلْحَقِّ
«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их (небеса и землю) ради истины» (аяты 38–39), Всевышний в (Суре 23 «Верующие», аяты 115-116), также сказал:
أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَـٰكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لاَ تُرْجَعُونَ فَتَعَـٰلَى ٱللَّهُ ٱلْمَلِكُ ٱلْحَقُّ لاَ إِلَـٰهَ إِلاَّ هُوَ رَبُّ ٱلْعَرْشِ ٱلْكَرِيمِ
«“Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?” Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона».
Эти и другие подобные аяты содержат неопровержимое доказательство правильности значения свидетельства: «Нет божества, (достойного для поклонения) кроме Аллаха» и того, что отличительный признак Того, Кто достоин поклонения, от тех, кто не достоин поклонения — это способность творить.
Среди признаков Того, Кто достоин поклонения, упомянуто и то, что Он сотворил небеса, землю и то, что между ними, ради истины. А о других объектах поклонения, поклонение которым является неверием, ввергающим человека в Огонь навечно, сказано, что они ничего не сотворили. В (Суре 46 «Барханы», аят 4), Всевышний Аллах сказал:
قُلْ أَرَأَيْتُمْ مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَرُونِى مَاذَا خَلَقُواْ مِنَ ٱلاٌّرْضِ أَمْ لَهُمْ شِرْكٌ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ ٱئْتُونِى بِكِتَـٰبٍ مِّن قَبْلِ هَـٰذَآ أَوْ أَثَـٰرَةٍ مِّنْ عِلْمٍ إِن كُنتُمْ صَـٰدِقِينَ
«Скажи: “Видели ли вы тех, к кому взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они совладельцы небес? Принесите мне Писание, предшествовавшее этому, или хоть какой-то след знания, если вы говорите правду”». Речь идет о тех, кому поклоняются помимо Аллаха. Вопрос: Покажите мне, какую часть земли они сотворили?, разумеется, риторический, и он равносилен утверждению о том, что они ничего не сотворили.
Из этих и других аятов следует, что тот, кто не был творцом никакой части земли (то есть не сотворил ничего из существующего) и не является совладельцем небес, тот не достоин поклонения ни в коем случае. Это разъясняется, помимо других аятов, и в Словах Всевышнего:
قُلْ أَرَءَيْتُمْ شُرَكَآءَكُمُ ٱلَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَرُونِى مَاذَا خَلَقُواْ مِنَ ٱلاٌّرْضِ أَمْ لَهُمْ شِرْكٌ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ أَمْ ءَاتَيْنَـٰهُمْ كِتَـٰباً
«Скажи: “Думали ли вы о своих сотоварищах, к которым вы взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они совладельцы небес?”» (Сура 35 «Творец», аят 40).
هَـٰذَا خَلْقُ ٱللَّهِ فَأَرُونِى مَاذَا خَلَقَ ٱلَّذِينَ مِن دُونِهِ
«Это — творение Аллаха! Покажите же Мне, что сотворили остальные» (Сура 31 «Лукман», аят 11).
قُلِ ٱدْعُواْ ٱلَّذِينَ زَعَمْتُمْ مِّن دُونِ ٱللَّهِ لاَ يَمْلِكُونَ مِثُقَالَ ذَرَّةٍ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَلاَ فِى ٱلاٌّرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِن شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُمْ مِّن ظَهِيرٍ
«Скажи: “Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом”. Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников» (Сура 34 «Сава», аят 22).
И подобных аятов очень много.
2. Всевышний Аллах сказал:
هذا بلاغ للناس ولينذروا به، وَلِيَعْلَمُوۤاْ أَنَّمَا هُوَ إِلَـٰهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُوْلُواْ ٱلأَلْبَـٰبِ
«Это — послание к человечеству. Пусть их предостерегают им, и пусть они знают, что Он — Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом» (Сура 14 «Авраам», аят 52).
В этом аяте Всевышний Аллах перечислил три цели ниспослания Корана: предостережение людей посредством него, претворение в жизнь значения свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха» и напоминание обладающим разумом».
3. Если говорить о ниспослании Корана с целью предостережения, то об этом упоминается во многих аятах.
Например, Всевышний Аллах в (Суре 25 «Различение», аят 1), сказал:
تَبَارَكَ ٱلَّذِى نَزَّلَ ٱلْفُرْقَانَ عَلَىٰ عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَـٰلَمِينَ نَذِيراً
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров».
Всевышний также сказал:
وَأُوحِىَ إِلَىَّ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانُ لاٌّنذِرَكُمْ بِهِ وَمَن بَلَغَ
«Этот Коран дан мне в Откровении, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (Сура 6 «Скот», аят 19). И Аллах сказал:
تَنزِيلَ ٱلْعَزِيزِ ٱلرَّحِيمِ لِتُنذِرَ قَوْماً مَّآ أُنذِرَ ءَابَآؤُهُمْ
«Он ниспослан Могущественным, Милосердным, чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег» (Сура 36 «Йа Син», аяты 5-6).
Всевышний также сказал:
لِّيُنذِرَ مَن كَانَ حَيّاً
«чтобы он предостерегал живых» (Сура 36 «Йа Син», аят 70).
В следующем аяте, говоря о целях ниспослания Корана, Всевышний Аллах упомянул предостережение вместе с напоминанием:
لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَى لِلْمُؤْمِنِينَ
«дабы ты предостерегал их и в качестве напоминания для верующих» (Сура 7 «Ограды», аят 2). То есть предостережение адресовано неверующим, а напоминание — верующим. Это подтверждают и Слова Всевышнего:
وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ
«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 55).
فَذَكِّرْ بِالْقُرْءَانِ مَن يَخَافُ وَعِيدِ
«Предостерегай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (Сура 50 «Каф», аят 45).
Утверждение о том, что предостережение адресовано неверующим, а напоминание — верующим, не противоречит следующим Словам Всевышнего, из которых можно понять, что предостережение адресовано верующим:
إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ وَخشِىَ الرَّحمن بِالْغَيْبِ فَبَشِّرْهُ بِمَغْفِرَةٍ وَأَجْرٍ كَرِيمٍ
«Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде» (Сура 36 «Йа Син», аят 11). Предостережение, хотя и адресовано неверующим, в действительности приносит пользу только верующим. Поэтому в этом аяте то, что не приносит пользы, приравнено к вообще отсутствующему.
К известным приемам арабского языка относится обычай говорить о малополезном как об отсутствующем.
Исследуя употребление слова «предостережение» в Коране, мы обнаруживаем, что оно употребляется в значении общего предостережения адресованного всем людям, и в значении особого предостережения, адресованного неверующим.
Об общем предостережении, адресованном всем людям, Всевышний Аллах сказал, обращаясь к Своему пророку :
ياأَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ قُمْ فَأَنذِرْ
«О завернувшийся! Встань и предостерегай!» (Сура 74 «Завернувшийся», аяты 1–2). Всевышний также в (Суре 25 «Различение», аят 1), сказал:
تَبَارَكَ الَّذِى نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَـالَمِينَ نَذِيراً
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров».
Об этом же предостережении сказано как об адресованном исключительно верующим, потому что оно приносит пользу только верующим. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ
«Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием» (Сура 36 «Йа Син», аят 11).
Если же говорить о предостережении, адресованном неверующим, то Всевышний Аллах предупредил их о том, что именно их ждет наказание, от которого Он предостерегает людей — именно поэтому оно адресовано им, а не верующим. Всевышний Аллах сказал:
فَإِنَّمَا يَسَّرْنَـٰهُ بِلَسَانِكَ لِتُبَشِّرَ بِهِ الْمُتَّقِينَ وَتُنْذِرَ بِهِ قَوْماً لُّدّاً
«Мы облегчили его (Коран) на твоем языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков» (Сура 19 «Мария», аят 97), Всевышний также сказал:
الۤمۤص ۤكِتَـٰبٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ فَلاَ يَكُن فِى صَدْرِكَ حَرَجٌ مِّنْهُ لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَىٰ لِلْمُؤْمِنِينَ
«Тебе ниспослано Писание, которое не должно стеснять твою грудь, дабы ты предостерегал их и в качестве напоминания для верующих» (7:2).
В арабском языке слово «инзар» имеет значение именно предостережения, то есть извещения о чем-то, сопряженное с угрозой. Таким образом, любое извещение нельзя обозначить словом «инзар».
4. В других аятах Всевышний Аллах, говоря о целях ниспослания Корана, упомянул предостережение и благую весть вместе. Например, Всевышний Аллах сказал: «чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков» (Сура 19 «Мария», аят 97). И Всевышний Аллах сказал:
ٱلْحَمْدُ لِلَّهِ ٱلَّذِى أَنْزَلَ عَلَىٰ عَبْدِهِ ٱلْكِتَـٰبَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجَا قَيِّماً لِّيُنْذِرَ بَأْسًا شَدِيدًا مِّن لَّدُنْهُ وَيُبَشِّرَ ٱلْمُؤْمِنِينَ ٱلَّذِينَ يَعْمَلُونَ ٱلصَّـٰلِحَاتِ
«Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды, и сделал его правильным, чтобы он предостерег от тяжких мучений от Него и сообщил благую весть верующим, которые совершают праведные деяния» (Сура 18 «Пещера», аяты1–2).
5. О том, что среди целей ниспослания Корана — предостережение людей и напоминание обладающим разумом, Всевышний Аллах упомянул в аяте:
«Тебе ниспослано Писание, которое не должно стеснять твою грудь, дабы ты предостерегал их и в качестве напоминания для верующих» (7:2).
6. О том, что среди целей ниспослания Корана — размышление людей над его аятами и напоминание обладающим разумом, Всевышний Аллах упомянул в аяте:
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сура 38 «Сад», аят 29). В этом аяте Всевышний Аллах сказал, что Он ниспослал эту Книгу, использовав при этом форму самовозвеличивания, то есть местоимение «Мы» вместо «Я». Всевышний также сообщил, что Коран — благословенная Книга, и среди целей его ниспослания — размышление людей над его аятами. То есть, помимо прочего Коран ниспослан для того чтобы люди старались понять его аяты, размышляли над ними и читали их внимательно, сосредоточенно и вдумчиво, чтобы понять заключенные в них виды верного руководства и чтобы вспомнили обладающие разумом, — разумные и здравомыслящие, — то есть извлекли из него уроки и назидания.
Все упомянутое в этом аяте разъяснено в других аятах Корана.
Если говорить о размышлении людей над Кораном как об одной из целей ниспослания Корана, то Всевышний Аллах упомянул об этом в нескольких аятах, упрекнув при этом тех, кто отказывается размышлять над аятами Корана. Например, Всевышний Аллах сказал:
أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ
«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Сура 47 «Мухаммад», аят 24), Всевышний Аллах также сказал:
أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ ٱللَّهِ لَوَجَدُواْ فِيهِ ٱخْتِلَـٰفاً كَثِيراً
«Неужели они не размышляют над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (Сура 4 «Женщины», аят 82), Всевышний также сказал:
أَفَلَمْ يَدَّبَّرُواْ ٱلْقَوْلَ أَمْ جَآءَهُمْ مَّا لَمْ يَأْتِ ءَابَآءَهُمُ ٱلاٌّوَّلِينَ
«Неужели они не размышляют над Словом? Или же к ним явилось то, что не приходило к их отцам?» (Сура 23 «Верующие», аят 68).
А если говорить о том, что Коран ниспослан еще и для того, чтобы стать назиданием для обладающих разумом и чтобы они «вспомнили», то об этом Всевышний Аллах также упоминает в нескольких аятах Своей Книги, вместе с другими целями ниспослания Корана, не упомянутыми в аяте из суры «Сад».
Например, Всевышний Аллах сказал в суре «Ибрахим»:
«Это — послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он — Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом» (Сура 14 «Авраам», аят 52).
7. К целям ниспослания Корана относится и лишение мекканских язычников оправдания. Всевышний Аллах в (Сура 6 «Скот», аят 157), сказал:
أَوْ تَقُولُواْ لَوْ أَنَّآ أُنزِلَ عَلَيْنَا ٱلْكِتَـٰبُ لَكُنَّآ أَهْدَىٰ مِنْهُمْ
«Или чтобы вы не говорили: “Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они”». После ниспослания Корана они уже не могли сказать: Вот, если бы нам было ниспослано Писание, то мы следовали бы более верным путем, чем иудеи и христиане, которые не следуют тому, что в их Писаниях.
В другом месте ясно сказано, что они поклялись в этом, однако ниспослание Корана не добавило им ничего, кроме отвращения к истине и удаления от нее, и причиной тому было их высокомерие и козни. Всевышний Аллах сказал:
وَأَقْسَمُواْ بِٱللَّهِ جَهْدَ أَيْمَـٰنِهِمْ لَئِن جَآءَهُمْ نَذِيرٌ لَّيَكُونُنَّ أَهْدَىٰ مِنْ إِحْدَى ٱلاٍّمَمِ فَلَمَّا جَآءَهُمْ نَذِيرٌ مَّا زَادَهُمْ إِلاَّ نُفُوراً اسْتِكْبَاراً فِى ٱلاٌّرْضِ وَمَكْرَ السَّيِّىءِ وَلاَ يَحِيقُ ٱلْمَكْرُ السَّيِّىءُ إِلاَّ بِأَهْلِهِ
«Они принесли величайшие клятвы именем Аллаха о том, что если к ним придет предостерегающий увещеватель, то они встанут на более правильный путь, чем любая другая община. Когда же к ним явился предостерегающий увещеватель, это не увеличило в них ничего, кроме отвращения. Это произошло потому, что они превозносились на земле и замышляли зло. Но злое ухищрение поражает только тех, кто творит зло» (Сура 35 «Творец», аяты 42–43).
8. Коран ниспослан также в качестве послания ко всему человечеству:
«Это — послание к человечеству» (Сура 14 «Авраам», аят 52).
Всевышний Аллах разъяснил, что Коран — Его послание ко всем людям. Яснее всего об этом сказано в аяте:
وَأُوحِىَ إِلَىَّ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانُ لاٌّنذِرَكُمْ بِهِ وَمَن بَلَغَ
«Этот Коран дан мне в Откровении, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (Сура 6 «Скот», аят 19).
Всевышний Аллах также разъяснил, что до кого дойдет Его послание (Коран) и он не уверует в него, тот окажется в Огне, кем бы он ни был:
وَمَن يَكْفُرْ بِهِ مِنَ ٱلاٌّحْزَابِ فَٱلنَّارُ مَوْعِدُهُ فَلاَ تَكُ فِى مِرْيَةٍ مِّنْهُ
«А группам, которые не уверовали в него, обещан Огонь. Не сомневайся в этом» (Сура 11 «Худ», аят 17).
9. Всевышний Аллах, в (Суре 16 «Пчелы», аят 44), сказал:
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались». Под напоминанием подразумевается Коран, как и в Словах Всевышнего Аллах:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا ٱلذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَـٰفِظُونَ
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура 15 «Хиджр», аят 9). В этом аяте Всевышний Аллах упомянул о двух целях ниспослания Корана.
1 — Разъяснить людям ниспосланные им в Коране веления и запреты, благие обещания и угрозы, и так далее. Об этой цели Всевышний Аллах упомянул и в других аятах. Например, Он сказал:
وَمَآ أَنْزَلْنَا عَلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ إِلاَّ لِتُبَيِّنَ لَهُمُ ٱلَّذِى ٱخْتَلَفُواْ فِيهِ
«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись» (Сура 16 «Пчелы», аят 64). Всевышний Аллах также сказал:
إِنَّآ أَنزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ بِٱلْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ ٱلنَّاسِ
«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми» (Сура 4 «Женщины», аят 105).
2 — Размышление над аятами Корана и извлечение из них уроков и назиданий: «и для того, чтобы они задумались». Всевышний Аллах упомянул об этой цели и в других аятах. Например, Аллах сказал:
كِتَـٰبٌ أَنزَلْنَـٰهُ إِلَيْكَ مُبَـٰرَكٌ لِّيَدَّبَّرُوۤاْ ءَايَـٰتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُو ٱلاٌّلْبَـٰبِ
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и чтобы помянули назидание обладающие разумом» (Сура 38 «Сад», аят 29); Всевышний также сказал:
أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ ٱللَّهِ لَوَجَدُواْ فِيهِ ٱخْتِلَـٰفاً كَثِيراً
«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (Сура 4 «Женщины», аят 82), и Всевышний Аллах сказал:
أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَان أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ
«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Сура 47 «Мухаммад», аят 24).
Есть и другие похожие аяты.
К целям ниспослания Корана относится и разъяснение ограничений, велений и запретов, норм Шариата и наставлений, чтобы люди соблюдали их и чтобы они стали для них назиданием. Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ أَنْزَلْنَا إِلَيْكُمْ آيَاتٍ مُبَيِّنَاتٍ وَمَثَلاً مِّنَ ٱلَّذِينَ خَلَوْا مِن قَبْلِكُمْ وَمَوْعِظَةً لِّلْمُتَّقِينَ
«Мы уже ниспослали вам разъясняющие аяты, и притчу о тех, которые жили до вас, и назидание для богобоязненных» (Сура 24 «Свет», аят 34).
В этой суре Всевышний Аллах упомянул о том, что Он ниспослал нам через Своего Пророка разъясняющие аяты, к которым в первую очередь относятся аяты этой суры, в которых разъясняются некоторые нормы Шариата, и подтверждением сказанного может служить первый аят этой суры:
سورة أنزلناها وفرضناها وأنزلنا فيها آيات بينات لعلكم تذكرون
«Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные аяты, чтобы вы могли помянуть назидание» (Сура 24 «Свет», аят1). Эти аяты, несомненно, входят в «разъясняющие аяты». Получаем следующий смысл: Мы ниспослали вам их, дабы вы вспомнили, то есть для того, чтобы содержащиеся в них веления, запреты и наставления стали для вас назиданием. В качестве подтверждения можно привести Слова Всевышнего: «Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные аяты, чтобы вы могли помянуть назидание».
В этом аяте упомянута одна из целей ниспослания этой суры, а именно: чтобы люди «вспомнили», «помянули назидание». Это подтверждают и Слова Всевышнего:
«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сура 38 «Сад», аят 29). Всевышний также сказал:
المص * كِتَـٰبٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ فَلاَ يَكُن فِى صَدْرِكَ حَرَجٌ مّنْهُ لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَىٰ لِلْمُؤْمِنِينَ
«Алиф. Лям. Мим. Сад. Тебе ниспослано Писание, которое не должно стеснять твою грудь, дабы ты увещевал им и наставлял верующих» (Сура 7 «Ограды», аят 1-2).
Можно привести и другие аяты.
11. Всевышний Аллах разъяснил, что к целям ниспослания Корана относится укрепление верующих, верное руководство и радостная весть для мусульман. Всевышний Аллах сказал:
قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ ٱلْقُدُسِ مِن رَّبِّكَ بِٱلْحَقِّ لِيُثَبِّتَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَهُدًى وَبُشْرَىٰ لِلْمُسْلِمِينَ
«Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман» (Сура 16 «Пчелы», аят 102).
Это еще три цели ниспослания Корана. Как сказал Всевышний Аллах:
إِنَّ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانَ يِهْدِى لِلَّتِى هِىَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ ٱلْمُؤْمِنِينَ ٱلَّذِينَ يَعْمَلُونَ ٱلصَّـٰلِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا كَبِيرًا
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (Сура 17 «Ночное перенос», аят 9).
В этом аяте Всевышний Аллах разъяснил, что Коран является величайшим из небесных Писаний и вобравшим в себя больше знания, чем остальные предыдущие. Это последнее из Писаний, ниспосланных Всевышним, и оно указывает на самый правильный путь[1].
В этом аяте Всевышний Аллах собрал краткое содержание всех содержащихся в Коране указаний на правильный путь. Если бы мы стали подробно разбирать каждое из них, перед нами предстало бы полное содержание Корана, поскольку этот аят включает в себя все указания на благо мира этого и мира вечного. В другом аяте Всевышний Аллах сказал:
قُلْ مَن كَانَ عَدُوًّا لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَىٰ قَلْبِكَ بِإِذْنِ ٱللَّهِ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ وَهُدًى وَبُشْرَىٰ لِلْمُؤْمِنِينَ
«Скажи: “Кто является врагом Джибрилю (Гавриилу)?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих» (Сура 2 «Корова», аят 97).
12. Еще одна цель ниспослания Корана — чтобы Посланник Аллаха разъяснил людям то, что ниспослано им, чтобы они задумались. Всевышний Аллах в (Суре 7 «Ограды», аят 203) сказал:
وَمَآ أَنْزَلْنَا عَلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ إِلاَّ لِتُبَيِّنَ لَهُمُ ٱلَّذِى ٱخْتَلَفُواْ فِيهِ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались».
А в другом аяте Всевышний Аллах упомянул эту цель ниспослания Корана вместе с двумя другими — верным руководством и милостью:
«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (Сура 16 «Пчелы», аят 64).
13. Всевышний Аллах разъяснил, что Он ниспослал Коран Своему Посланнику еще и для того, чтобы он разбирал людские споры и тяжбы так, как показал ему Аллах. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّآ أَنزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ بِٱلْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَاكَ ٱللَّهُ
«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как показал тебе Аллах» (Сура 4 «Женщины», аят 105).
«так, как показал тебе Аллах» — то есть в соответствии с тем, чему научил тебя Всевышний Аллах посредством Корана. Это подтверждают и Слова Всевышнего:
وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَآ إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِى مَا ٱلْكِتَـٰبُ وَلاَ ٱلإِيمَـٰنُ وَلَـٰكِن جَعَلْنَـٰهُ نُوراً نَّهْدِى بِهِ مَن نَّشَآءُ مِنْ عِبَادِنَا
«Таким же образом Мы внушили тебе в Откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем» (Сура 42 «Совет», аят 52).
نَحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ أَحْسَنَ ٱلْقَصَصِ بِمَآ أَوْحَيْنَآ إِلَيْكَ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانَ وَإِن كُنتَ مِن قَبْلِهِ لَمِنَ ٱلْغَـٰفِلِينَ
Всевышний также сказал: «Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в Откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом» (Сура 12 «Иосиф», аят 3).
14. Еще одна цель ниспослания Корана — вывести людей из мраков к свету. Всевышний Аллах сказал:
الۤر كِتَابٌ أَنزَلْنَـٰهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَـٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ
«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету» (Сура 14 «Авраам», аят 1).
15. Другая цель ниспослания Корана — он должен был стать напоминанием для тех, кто страшится. Всевышний Аллах в (Суре 20 «Та Ха», аяты 1-3) сказал:
طه مَآ أَنَزَلْنَا عَلَيْكَ ٱلْقُرْءَانَ لِتَشْقَىٰ إِلاَّ تَذْكِرَةً لِّمَن يَخْشَىٰ
«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится».
16. Еще одна цель ниспослания Корана на арабском языке и подробного разъяснении грозных обещаний Всевышнего в нем, заключается в том, чтобы люди устрашились или чтобы это стало для них назиданием. Всевышний Аллах сказал:
وَكَذٰلِكَ أَنزَلْنَـٰهُ قُرْءَاناً عَرَبِيّاً وَصَرَّفْنَا فِيهِ مِنَ ٱلْوَعِيدِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ أَوْ يُحْدِثُ لَهُمْ ذِكْراً
«Таким образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно разъяснили в нем Свои угрозы, чтобы они устрашились или чтобы это стало для них назиданием» (Суре 20 «Та Ха», аяты 113).
А Всевышний Аллах знает обо всем лучше.
Прошу Всевышнего Аллаха включить нас среди тех, о которых Он говорил: «которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (Сура 39 «Толпы», аят 18).
Абу ‘Умар Салим аль-Газзи
08 / 04 Раби‘ Сани/ 1431 г.х.
Среда, 24.03.2010 г.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
« Источник »
(1841)