Коробка передач мануал что это такое

Агрегат автотранспортного средства, используемый для преобразования передаточного отношения. Выбор передачи производится водителем автомобиля вручную, путем переключения определенных ступеней (передач) КПП, обладающих разными передаточными числами.

Основной принцип работы Manual Transmission в том, что шестерни, находящиеся в ее корпусе, попеременно цепляются за вал, формируя при этом передачи с различным передаточным числом.

Происходит это в разнообразных комбинациях, в зависимости от выбора водителя.

Manual Transmission обеспечивает корректную работу двигателя во время передвижения транспортного средства.

Помните, как в одной известной песне поется: «Крепче за баранку держись, шофер!» В то время, когда писались слова к этой песне, водителям приходилось время от времени держаться за руль всего лишь одной рукой, орудуя рычагом механической коробки передач. Сегодня же благодаря «автомату» можно подарить «баранке» все свое внимание, не отвлекаясь на игры с «механикой». Рассмотрим же основные типы автоматических трансмиссий.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что АКПП резко снизила нагрузки водителей, избавив их от необходимости топтать педаль сцепления и подарив возможность даже в салоне автомобиля чувствовать себя так же комфортно, как дома перед телевизором. И если вы решили отдать предпочтение автомобилю с коробкой-автомат, тогда вас ждет довольно непростой выбор типа трансмиссии. Да, обычно конечный потребитель не обращает внимания на устройство КПП, для него главное – это две педали, селектор и стремительно убегающая под автомобиль дорога. Однако не торопитесь, потому как есть типы трансмиссий, которые являются более выигрышным вариантом.

Гидравлический «автомат»: классика в чистом виде

Этот тип АКПП является классическим примером автоматической трансмиссии, особенность которой заключается в том, что между колесами и двигателем напрочь отсутствует какая-либо связь. Вы спросите – а как же передается крутящий момент? Отвечаем – через рабочую жидкость посредством двух турбин. Однако мы эволюционируем, а вместе с нами эволюционирует все, что мы изобретаем, потому сегодня такие коробки управляются специальными электронными устройствами. Это позволяет оснащать гидромеханические коробки передач спортивным и зимним режимом, программами экономичной езды, а также возможностью ручного переключения передач.

Коробка-автомат вначале устаналивалась исключительно на топовые версии

Если сравнивать «гидавлику» с МКПП, то первой нужно больше топлива, а также больше времени на разгон. Что ж, за комфорт нужно платить. Но именно «гидравлика» первой бросила вызов устаревшей механике и во многих странах одержала триумфальную победу. Но не в Европе. В Старом Свете коробка-автомат долго не могла прижиться. Возможно, это европейцы такие требовательные, или привычки практически неискоренимы, но инженерам пришлось попотеть, чтобы доработать АКПП для Европы. Но зато после этого «автомат» научился подстраиваться под стиль вождения, что и дало нам в результате экономичный, спортивный и зимний режимы работы.

АКПП с

Многие водители и рады были бы пользоваться АКПП, но при этом ни в какую не хотели отказываться от возможности самостоятельно переключать передачи. И решение нашлось – новые «автоматы» начали оснащать и ручным режимом. У каждого производителя для такого типа коробок существует собственное название, но первым было Autostick. На сегодняшний день самым распространенным названием является придумка компании Audi – Tiptronic. Конструкторы BMW назвали такую коробку Steptronic, а в Volvo решили, что вполне подойдет и Geartronic.

Несмотря на то, что при включении ручного режима водитель сам переключает передачи, в полной мере ручным его все же назвать нельзя. Скорее это полуавтоматика, ведь компьютер трансмиссии продолжает работать в это время и все равно контролирует работу автомобиля.

Роботизированная механика: предвестники Скайнета

МТА (Manual Transmission Automatically Shifted), а в простонародье просто «робот», по своей конструкции претендует на то, чтобы носить гордое имя «механики», но при этом по управлению – это чистой воды АКПП. При этом расход топлива здесь уже значительно меньше, чем на «механике». Но не все так сладко. Есть и своя горчинка: «робот» лоялен лишь в отношении спокойного режима езды. Как только вы решите поддать в топку угля и вдавите педаль газа в пол, сразу же болезненно ощутите, как переключаются передачи. Ощущения похожи на то, будто при каждом переключении передачи вас кто-то толкает в задний бампер. Но это с лихвой компенсируется небольшим весом коробки и ее сравнительно невысокой стоимостью.

Direct Shift Gearbox от компании Volkswagen

«Робот» с двумя сцеплениями: одним сцеплением сыт не будешь

Как мы говорили выше, «робот» нуждался в серьезной доработке, потому как его недостатки существенно влияли на комфорт езды. И конструкторы решили оснастить его сразу двумя сцеплениями.

Volkswagen Golf R32

В массовое производство такая трансмиссия была запущена в 2003 году компанией Volkswagen, которая устанавливала ее на автомобили Golf R32. Такому «роботу» было дано название DSG (Direct Shift Gearbox). Два диска сцепления управляли разными передачами – четными и нечетными. Это значительно смягчило работу коробки, однако и у этого механизма имеется свой недостаток, который нельзя назвать незначительным – это высокая цена. Впрочем, если «робот» с двумя сцеплениями завоюет сердца пользователей, то это перестанет быть проблемой.

Вариатор: отказ от ступеней

Вариаторная трансмиссия (Continuously Variable Transmission) отличается тем, что умеет плавно изменять крутящий момент. Это бесступенчатая АКПП, в которой у передач отсутствует фиксированное передаточное число.

Вариатор Nissan Juke

Если сравнивать CVT с классической «гидравликой», то в случае последней мы можем слышать, а также следить по тахометру за работой коробки. А вот вариатор работает очень размеренно, сохраняет баланс скорости и постоянно подхватывает момент смены передачи. Эта коробка не понравится водителям, которые любят «слушать» свой автомобиль, потому как вариатор постоянно работает в одной тональности, словно троллейбус. Однако не стоит сразу отказываться от вариатора в связи с акустической монотонностью: инженеры придумали выход из этой ситуации и снабдили коробку режимом, который позволяет вручную выбирать «виртуальные передачи». Данный режим имитирует смену передач и позволяет водителю чувствовать их переключение, как при езде на обычном «автомате».

Что день грядущий нам готовит?

Что говорят эксперты о том, кому будут принадлежать лавры первенства в будущем? Больше всего очков независимые «судьи» ставят «роботу» с двумя сцеплениями, который считается самой удачной разработкой на данный момент.

Вряд ли будет сдавать свои позиции и вариатор, но здесь все упирается в желание производителей автомобилей совершенствовать данный вид АКПП, в котором недостатков сейчас больше, чем преимуществ.

Классический «автомат» все еще отхватывает свой внушительный кусок пирога, но его время постепенно уходит. Однако еще рано говорить ему терминаторовское «Аста ла виста».

Как правильно пользоваться АКППСтатья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.

Как правильно пользоваться АКПП

Содержание статьи:

  • Обозначения на панели АКПП
  • Запуск двигателя с автоматической коробкой
  • Начало движения и остановка с АКПП
  • Распространенные ошибки при использовании «автомата»
  • Видео о том, как пользоваться АКПП

Сегодня по статистике большинство автомобилей выпускается с коробкой «автомат». Технически это значит, что в машине установлена трансмиссия, в которой переключение скоростей происходит с помощью электроники.

На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.

Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.

Обозначения (символы) на панели АКПП

Обозначения (символы) на панели АКПП

Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.

  • «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
  • «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
  • «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
  • «D» – «драйв». Режим движения вперед.
  • «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
  • «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
  • «B» – Такой же режим, как и «L».
  • «2» – режим движения не выше второй передачи.
  • «3» – режим движения не выше третьей передачи.
  • «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
  • «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
  • «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
  • «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
  • «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
  • «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).

При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.

Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.

А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.

Запуск двигателя с АКПП

Запуск двигателя с АКПП

Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:

  1. В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).

    Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).

  2. В автомобилях с АКПП предусмотрена защита – автоматическая блокировка запуска двигателя при неправильном положении рычага переключения передач. Это значит, что двигатель с АКПП можно завести только при условии, что рычаг переключения передач находится в одном из двух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычаг ПП будет находиться в любом другом положении, предназначенном для движения, будет срабатывать блокировочная защита от неправильного запуска.

    Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.

    Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».

  3. После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера рекомендуется подождать несколько секунд, чтобы дать время включиться бензонасосу и подкачать компрессию.

Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).

Начало движения и остановка с АКПП

Начало движения и остановка с АКПП

Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.

Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:

  • Вставить ключ в замок зажигания.
  • Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).
  • Проверить положение рычага переключения передач — он должен находиться в положении «P» – «паркинг».
  • Запустить двигатель (при нажатой педали тормоза).
  • Также при нажатой педали тормоза переключить рычаг ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).
  • Полностью отпустить педаль тормоза, после чего автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с небольшой скоростью — около 5 км/час.
  • Для увеличения скорости движения нужно нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете нажимать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.
  • Для остановки автомобиля нужно убрать правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.
  • Если вы планируете покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычаг переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или пешеходного перехода, то, естественно, рычаг ПП переключать в «паркинг» не нужно. После того, как вы решите опять продолжить движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» для увеличения скорости.

Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».

Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:

  • При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
  • При движении накатом с горки, с торможением двигателем. Использовать для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не совсем удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.
  • Для удобного прохождения поворотов и других маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.

Распространенные ошибки при использовании АКПП

Распространенные ошибки при использовании АКПП

  1. Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.
  2. Вторая распространенная ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). Дело в том, что данный режим является экстренным, чтобы разблокировать колеса для кратковременной буксировки или перестановки машины в случае какой-либо неисправности. И только для этого!

    Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.

  3. Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе. Это опасно (особенно на большой скорости), так как может заглохнуть двигатель, в результате чего отключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет почти неуправляемым.
  4. Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше 40 км и на скорости более 50 км/час. В коробке «автомат», в отличие от МКПП, система подачи масла работает под давлением, но при буксировке она не работает. Соответственно, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, в результате чего происходит их очень быстрый износ.
  5. Нередкой ошибкой является попытка завести машину с АКПП «с толкача». И хотя такие попытки часто приводят к желаемому результату (двигатель запускается), все равно на механизм АКПП это действует разрушающе, и при такой частой эксплуатации «автомат» может не выработать и половины заложенного ресурса.

Заключение

Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

Видео о том, как пользоваться «автоматом»:

«Дауншифтинг» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о социальной концепции, см. Дауншифтинг (образ жизни) .

Механическая коробка передач для полноприводного автомобиля — вид со стороны двигателя

Внутреннее устройство механической коробки передач для переднеприводного автомобиля

Механической коробкой передач ( MT ), также известный как механическая коробка передач , стандартной коробкой передач (в Канаде и Соединенном Королевстве), или рычаг переключения (в Соединенных Штатах), является мульти-скоростной двигатель транспортного средства системы передачи , где переключение передач требуется драйвер для переключения передач вручную с помощью рычага переключения передач и сцепления (обычно это ножная педаль для автомобилей или ручной рычаг для мотоциклов).

Ранние автомобили использовали механические коробки передач с скользящей сеткой и до трех передаточных чисел. С 1950-х годов механические коробки передач с постоянным зацеплением становятся все более обычным явлением, а количество передаточных чисел увеличилось до 5-ступенчатой ​​и 6-ступенчатой ​​механической трансмиссии для современных автомобилей.

Альтернатива механической коробке передач — автоматическая коробка передач ; распространенными типами автоматических трансмиссий являются гидравлическая автоматическая трансмиссия (AT) и бесступенчатая трансмиссия (CVT), тогда как автоматическая ручная трансмиссия (AMT) и трансмиссия с двойным сцеплением (DCT) внутренне похожи на обычную ручную трансмиссию, но являются смещается автоматически.

В качестве альтернативы существуют трансмиссии, которые облегчают ручное управление сцеплением, но все же требуется вмешательство водителя для переключения передач вручную; а именно полуавтоматические трансмиссии . Эти системы основаны на конструкции обычной механической трансмиссии с переключателем передач и механически аналогичны традиционной механической трансмиссии, при этом управление и ввод со стороны водителя по-прежнему необходимы для переключения передач вручную (как в стандартной механической трансмиссии), но система сцепления полностью автоматизирована , а механическое соединение для педали сцепления полностью заменено исполнительным механизмом , сервоприводом или соленоидом и датчиками , которые автоматически приводят в действие систему сцепления, когда водитель касается или перемещает рычаг переключения передач . Это устраняет необходимость в физической педали сцепления.

Обзор

Механическая коробка передач требует, чтобы водитель задействовал рычаг переключения передач и сцепление для переключения передач (в отличие от автоматической или полуавтоматической коробки передач , где одна из этих функций (обычно сцепление) или обе эти функции автоматизированы ). Большинство механических трансмиссий для автомобилей позволяют водителю в любое время выбрать любое передаточное число, например, переключаться со 2-й на 4-ю или с 5-й на 3-ю передачу. Однако последовательные механические коробки передач , которые обычно используются в мотоциклах и гоночных автомобилях , позволяют водителю выбирать только следующую более высокую или следующую более низкую передачу.

В автомобиле с механической коробкой передач маховик прикреплен к коленчатому валу двигателя , поэтому он вращается с частотой вращения двигателя. Муфта находится между маховиком и входным валом трансмиссии, контролируя, подключена ли трансмиссия к двигателю ( сцепление включено — педаль сцепления не нажата) или не подключена к двигателю ( сцепление выключено — педаль сцепления нажата. ). Когда двигатель работает и сцепление включено (т. Е. Педаль сцепления поднята), маховик раскручивает диск сцепления и, следовательно, трансмиссию.

Конструкция большинства механических трансмиссий для автомобилей заключается в том, что передаточные числа выбираются путем фиксации выбранных зубчатых пар на выходном валу внутри трансмиссии. Это принципиальное отличие от типичной гидравлической автоматической трансмиссии , в которой используется планетарная (планетарная) конструкция, и гидротрансформатора . Автоматическая трансмиссия, которая позволяет водителю управлять выбором передачи (например, подрулевыми переключателями или положением «+/-» на селекторе передач), называется механической трансмиссией и не считается механической трансмиссией. Некоторые автоматические трансмиссии основаны на механической сборке и внутренней конструкции механической коробки передач , но добавили компоненты (такие как компьютерные контролируемый исполнительные механизмы и датчики ) , которые автоматически контролировать время и скорость переключения передач и сцепление; эту конструкцию обычно называют автоматизированной механической коробкой передач (или иногда безмуфтовой механической коробкой передач ).

Современные механические трансмиссии для автомобилей обычно используют пять или шесть передаточных чисел передних передач и одну передачу заднего хода, однако время от времени производятся коробки передач с двумя и семью передачами. Коробки передач для грузовиков и другой тяжелой техники часто имеют от восьми до двадцати пяти передач, чтобы поддерживать частоту вращения двигателя в оптимальном диапазоне мощности для всех типичных скоростей движения. При работе таких трансмиссий часто используется одна и та же схема движения переключателя с одним или несколькими переключателями для включения следующей последовательности передач.

  • Механические трансмиссии в эксплуатации
  • Работа 4-ступенчатой ​​механической коробки передач с постоянным зацеплением.

  • Несинхронная «аварийная» коробка передач; с раздвижной сеткой . Используется в старых автомобилях.

  • 1936 фильм автомобильной коробки передач

История

1890-е — 1940-е годы

Двухскоростная передача Cherrier, около 1900 г.

Многие из первых автомобилей были с задним расположением двигателя, с простым ременным приводом, работающим как односкоростная трансмиссия. Panhard et Levassor 1891 года считается значительным достижением в области автомобильных трансмиссий, поскольку в нем использовалась трехступенчатая механическая коробка передач. Эта трансмиссия, наряду со многими подобными конструкциями, которые она вдохновила, была несинхронной (также называемой скользящей сеткой ), где переключение передач включало скольжение шестерен вдоль их валов, так что желаемые зубцы входили в зацепление. Поэтому от водителя требовалось тщательно рассчитывать время и управлять дроссельной заслонкой при переключении, чтобы шестерни вращались примерно с одинаковой скоростью при включении; в противном случае зубы не будут сцепляться. Этого было трудно добиться, поэтому переключение передач часто сопровождалось скрежетом или скрипом, в результате чего коробки передач прозвали «аварийными коробками». Даже после того, как легковые автомобили перешли на синхронные трансмиссии (то есть с синхронизаторами), многие трансмиссии для тяжелых грузовиков, мотоциклов и гоночных автомобилей оставались несинхронными, чтобы выдерживать необходимые усилия или обеспечивать более быстрое переключение передач .

1950-е по 1980-е годы

Вид сверху и сбоку типичной механической коробки передач, в данном случае Ford Toploader , используемой в автомобилях с внешними напольными переключателями.

Первым автомобилем, который использовал механическую коробку передач с синхронизатором, был Cadillac 1929 года , однако большинство автомобилей продолжали использовать несинхронные трансмиссии, по крайней мере, до 1950-х годов. В 1947 году Porsche запатентовал систему синхронизатора с разъемным кольцом , которая стала самой распространенной конструкцией для легковых автомобилей. Porsche 356 1952 года стал первым автомобилем, в котором использовалась трансмиссия с синхронизатором на всех передних передачах. В начале 1950-х годов у большинства автомобилей был синхронизатор только для переключения с третьей передачи на вторую (в руководствах для водителей транспортных средств говорилось, что если водителю нужно переключаться со второй на первую, лучше всего полностью остановиться заранее).

Вплоть до конца 1970-х годов большинство трансмиссий имело три или четыре передних передаточных числа, хотя пятиступенчатые механические коробки передач иногда использовались в спортивных автомобилях, таких как Ferrari 166 Inter 1948 года и Alfa Romeo 1900 Super Sprint 1953 года . Пятиступенчатые коробки передач получили широкое распространение в 1980-х годах, как и использование синхронизаторов на всех передних передачах.

1990-е годы, чтобы представить

Шестиступенчатые механические коробки передач начали появляться в высокопроизводительных автомобилях в начале 1990-х годов, таких как BMW 850i 1990 года и Ferrari 456 1992 года . Первая 6-ступенчатая механическая коробка передач была представлена ​​в 1967 году в Alfa Romeo 33 Stradale . Первая 7-ступенчатая механическая коробка передач была представлена ​​в Porsche 911 (991) 2012 года .

В 2008 году 75,2% автомобилей, произведенных в Западной Европе, были оснащены механической коробкой передач, против 16,1% — с автоматической и 8,7% — с другой.

Внутренности

16-ступенчатая (2x4x2) ZF 16S181 — открытый картер трансмиссии ( 2x4x 2)

Валы

Механическая коробка передач имеет несколько валов с прикрепленными к ним различными шестернями и другими компонентами. В большинстве современных легковых автомобилей используются коробки передач с постоянным зацеплением, состоящие из трех валов: входного вала , промежуточного вала (также называемого промежуточным валом ) и выходного вала .

Входной вал соединен с двигателем и вращается со скоростью оборотов двигателя , когда муфта находится в зацеплении. Вал имеет шестерни различных размеров, которые постоянно зацепление с соответствующим зубчатым колесом на входном валу. Шестерни на выходном валу также постоянно находятся в зацеплении с соответствующей шестерней на промежуточном валу, однако шестерни выходного вала могут вращаться независимо от самого выходного вала (за счет использования подшипников, расположенных между шестернями и валом). За счет использования хомутов (управляемых с помощью тяг переключения ) скорость выходного вала временно блокируется на скорости выбранной передачи. Некоторые конструкции трансмиссии — например, Volvo 850 и S70 — имеют два промежуточных вала, оба приводят в движение ведомую шестерню, входящую в зацепление с зубчатым венцом трансмиссии переднего привода. Это позволяет получить более узкую трансмиссию, поскольку длина каждого промежуточного вала уменьшена вдвое по сравнению с тем, который содержит четыре шестерни и два переключателя.

Фиксированная и свободная шестерни могут быть установлены либо на входном, либо на выходном валу, либо на обоих. Например, пятиступенчатая трансмиссия может иметь селектор с первого на второй на промежуточном валу, но селектор с третьего на четвертый и пятый селектор на главном валу. Это означает, что когда автомобиль остановлен и работает на холостом ходу в нейтральном положении с включенным сцеплением и вращающимся входным валом, пары третьей, четвертой и пятой передач не вращаются.

Когда выбрано нейтральное положение , ни одна из шестерен выходного вала не заблокирована на валу, что позволяет входному и выходному валам вращаться независимо. Для передачи заднего хода используется промежуточная шестерня для изменения направления вращения выходного вала. Во многих трансмиссиях входной и выходной валы могут быть напрямую заблокированы вместе (в обход промежуточного вала) для создания передаточного числа 1: 1, которое называется прямым приводом .

В трансмиссии для транспортных средств с продольным расположением двигателя (например, большинства автомобилей с задним приводом) входной и выходной валы обычно расположены на одной оси, поскольку это снижает скручивающие силы, которым должен выдерживать картер трансмиссии. Узел, состоящий из входного и выходного валов, называется главным валом (хотя иногда этот термин относится только к входному или выходному валу). Независимое вращение входного и выходного валов возможно за счет того, что один вал расположен внутри полого отверстия другого вала, а подшипник расположен между двумя валами.

В трансмиссии для автомобилей с поперечным расположением двигателя (например, автомобилей с передним приводом) обычно есть только два вала: входной и промежуточный (иногда называемые входным и выходным). Входной вал проходит по всей длине коробки передач, и отдельная ведущая шестерня отсутствует. Эти трансмиссии также имеют встроенный блок дифференциала , который соединен через шестерню на конце вторичного / выходного вала.

  • Выбор передач в трансмиссии с постоянным зацеплением
  • Первая передача (синяя, на заднюю)

  • Вторая передача (синяя, вперед)

  • Третья передача (фиолетовый, назад)

  • Четвертая передача (фиолетовый, вперед)

  • Реверс (зеленый включен)

  • Нейтраль (все выключены)

Клатч для собак

В современной механической трансмиссии с постоянным зацеплением зубья шестерни постоянно находятся в контакте друг с другом, а кулачковые муфты (иногда называемые собачьими зубьями ) используются для выбора передаточного числа трансмиссии. Когда кулачковые муфты для всех шестерен выключены (т.е. когда трансмиссия находится в нейтральном положении), все шестерни могут свободно вращаться вокруг выходного вала. Когда водитель выбирает передачу, включается кулачковая муфта для этой передачи (через стержни переключателя передач), блокируя выходной вал трансмиссии с определенной передачей. Это означает, что выходной вал вращается с той же скоростью, что и выбранная передача, тем самым определяя передаточное число трансмиссии.

Кулачковая муфта — это скользящий механизм переключения, который установлен вокруг выходного вала. У него есть зубья, которые подходят к шлицам на валу, заставляя этот вал вращаться с той же скоростью, что и ступица шестерни. Однако муфта может перемещаться по валу вперед и назад, чтобы зацепить или расцепить шлицы. Это движение контролируется вилкой переключения, которая соединена с рычагом переключения передач. Вилка не вращается, поэтому она прикреплена к подшипнику с буртиком на селекторе. Селектор обычно симметричен: он скользит между двумя шестернями и имеет синхронизатор и зубья с каждой стороны, чтобы зафиксировать любую шестерню на валу. В отличие от некоторых других типов сцеплений (например, ножного сцепления автомобилей с механической коробкой передач), кулачковая муфта обеспечивает нескользящее сцепление и не подходит для преднамеренного проскальзывания.

Synchromesh

Чтобы обеспечить плавное переключение передач, не требуя от водителя вручную подбирать обороты двигателя для каждого переключения передач, в большинстве современных трансмиссий легковых автомобилей используются «синхронизаторы» (также называемые «кольцами синхронизатора») на передних передачах. Эти устройства автоматически согласовывают скорость входного вала со скоростью выбранной передачи, тем самым избавляя водителя от необходимости использовать такие методы, как двойное сцепление . Синхронизирующая трансмиссия была изобретена в 1919 году графом Эйвери Томпсоном и впервые использована на серийных автомобилях Cadillac в 1928 году.

Потребность в синхронизаторах в трансмиссии с постоянным зацеплением заключается в том, что кулачковые муфты требуют, чтобы частота вращения входного вала соответствовала скорости выбранной передачи; в противном случае собачьи зубы не войдут в зацепление, и будет слышен громкий скрежет, когда они будут стучать вместе. Поэтому для ускорения или замедления входного вала по мере необходимости к каждой шестерне прикреплены конические латунные синхронизирующие кольца. Когда водитель перемещает рычаг переключения передач в сторону следующей передачи, эти кольца синхронизатора давят на конусообразную втулку на кулачке, так что силы трения могут уменьшить разницу в скоростях вращения. Как только эти скорости уравновешены, кулачковая муфта может включиться, и, таким образом, теперь используется новая передача. В современной коробке передач действие всех этих компонентов настолько плавное и быстрое, что это практически незаметно. Многие трансмиссии не имеют синхронизатора на передаче заднего хода (см. Раздел « Передача заднего хода » ниже).

Система синхронизатора также должна препятствовать тому, чтобы хомут перекрыл стопорные кольца, пока скорости все еще синхронизируются. Это достигается с помощью «блокирующих колец» (также называемых «запирающими кольцами»). Кольцо синхронизатора слегка поворачивается из-за момента трения конической муфты. В этом положении собачья муфта не срабатывает. Как только скорости синхронизируются, трение на блокирующем кольце уменьшается, и блокирующее кольцо слегка поворачивается, совмещая определенные канавки или выемки, которые позволяют кулачковой муфте войти в зацепление.

Обычными металлами для колец синхронизатора являются латунь и сталь , которые производятся путем ковки или формовки листового металла. Последний включает штамповку детали из полосы листового металла, а затем механическую обработку для получения необходимой формы. Иногда кольца покрываются противоизносными накладками (также называемыми «фрикционными накладками») из молибдена , железа , бронзы или углерода (причем последние обычно используются для высокопроизводительных трансмиссий из-за их высокой стоимости).

Механический износ колец и втулок синхронизатора может со временем вывести из строя синхронизирующую систему. Эти кольца и втулки должны преодолевать импульс всего входного вала и диска сцепления во время каждого переключения передач (а также импульс и мощность двигателя, если водитель пытается переключить передачу, не отключая сцепление полностью). Большая разница в скорости между входным валом и шестерней требует более высоких сил трения со стороны компонентов синхронизатора, потенциально увеличивая степень их износа.

Задняя передача

Даже в современных трансмиссиях, где все передние передачи находятся в конфигурации с постоянным зацеплением, часто задняя передача использует более старую конфигурацию с скользящим зацеплением («коробка для разрушения»). Это означает, что перемещение рычага переключения передач в положение заднего хода приводит к тому, что шестерни перемещаются в зацепление. Еще одна уникальная особенность задней передачи состоит в том, что она состоит из двух шестерен — промежуточной шестерни на промежуточном валу и другой шестерни на выходном валу — и обе они непосредственно прикреплены к валу (т. Е. Они всегда вращаются с той же скоростью, что и вал). Эти шестерни обычно представляют собой прямозубые шестерни с прямозубыми зубьями, которые, в отличие от косозубых зубьев, используемых для передней передачи, вызывают воющий звук при движении автомобиля задним ходом.

Когда выбрана передача заднего хода, промежуточная шестерня физически перемещается для зацепления с соответствующими шестернями на входном и выходном валах. Чтобы избежать скрежета при зацеплении шестерен, они должны быть неподвижными. Поскольку первичный вал часто все еще вращается из-за импульса (даже после того, как автомобиль остановился), необходим механизм для остановки первичного вала, такой как использование синхронизирующих колец для 5-й передачи. Однако в некоторых автомобилях используется система синхронизатора для передачи заднего хода, что предотвращает возможное хруст, если задняя передача включена, когда первичный вал все еще вращается.

Большинство трансмиссий оснащены механизмом блокировки, предотвращающим случайное переключение передачи заднего хода при движении автомобиля вперед. Это может иметь форму воротника под ручкой переключения передач, которую необходимо поднять, или требующей дополнительной силы, чтобы толкнуть рычаг переключения передач в плоскость задней передачи.

Несинхронная передача

3-ступенчатая несинхронная «аварийная» коробка передач; использовался в автомобилях до 1950-х годов и грузовиках с полуприцепами

Альтернативная конструкция трансмиссии, которая используется в старых автомобилях , грузовиках и тракторах , представляет собой несинхронную трансмиссию (также известную как аварийная коробка передач ). В несинхронных трансмиссиях используется конструкция с скользящим зацеплением (или с постоянным зацеплением , в более поздние годы), и они получили прозвище «авария», потому что сложность переключения передач может привести к переключению передач, сопровождающемуся грохотом / хрустом.

Схватить

Покомпонентное изображение маховика, фрикционного диска и комплекта сцепления.

В автомобилях с механической коробкой передач используется сцепление для управления связью между двигателем и трансмиссией, а также для отсоединения трансмиссии от двигателя во время переключения передач и когда автомобиль неподвижен. Без сцепления двигатель заглох бы каждый раз, когда автомобиль остановился, и переключение передач было бы затруднено (отмена выбора передачи, в то время как трансмиссия требует, чтобы водитель отрегулировал дроссельную заслонку так, чтобы трансмиссия не находилась под нагрузкой, а для выбора передачи требуется двигатель Обороты должны быть с точной скоростью, которая соответствует скорости дороги для выбранной передачи).

Большинство автомобилей используют педаль для управления сцеплением; кроме мотоциклов, у которых обычно есть рычаг сцепления на левом руле .

Рычаг переключения передач

Напольный рычаг переключения передач в легковом автомобиле

Обычная схема переключения передач для 5-ступенчатой ​​коробки передач

В большинстве автомобилей с механической коробкой передач водитель выбирает передачи, манипулируя рычагом, называемым рычагом переключения передач (также называемым рычагом переключения передач , рычагом переключения передач или переключателем ). В большинстве автомобилей рычаг переключения передач расположен на полу между водителем и передним пассажиром, однако в некоторых автомобилях рычаг переключения передач крепится к рулевой колонке или центральной консоли.

Перемещение рычага переключения передач передается (через жесткие рычаги или тросы) на вилки переключения в трансмиссии.

На мотоциклах обычно используются последовательные механические коробки передач , хотя схема переключения передач немного изменена по соображениям безопасности. Выбор передачи обычно осуществляется левым (или, на старых мотоциклах, правым) рычагом переключения передач с расположением 1 — N — 2 — 3 — 4 — 5 — 6.

Внешний овердрайв

В 1950-х, 1960-х и 1970-х годах экономичное движение по шоссе с низкой частотой вращения двигателя в некоторых случаях было возможно на транспортных средствах, оснащенных 3- или 4-ступенчатой ​​коробкой передач, с помощью отдельного блока повышающей передачи в задней части корпуса трансмиссии или за ней. . Это приводилось в действие либо вручную на высокой передаче путем нажатия переключателя или нажатия кнопки на ручке переключения передач или на рулевой колонке, либо автоматически путем кратковременного снятия ноги с педали акселератора при движении автомобиля со скоростью выше определенной дорожной скорости. Автоматические повышающие передачи были отключены путем нажатия педали акселератора, и было предусмотрено управление блокировкой, позволяющее водителю отключать повышенную передачу и управлять трансмиссией как нормальной (без повышающей передачи).

Термин «повышающая передача» также используется для описания передачи с передаточным числом меньше единицы (например, если передаточное число верхней передачи трансмиссии составляет 0,8: 1).

Нажать запуск

Транспортные средства с механической коробкой передач часто можно запускать методом принудительного запуска, когда стартер не работает, например, когда в автомобиле разряжена аккумуляторная батарея.

При запуске с толчком энергия, генерируемая колесами, движущимися по дороге, передается на карданный вал, затем на трансмиссию и, в конечном итоге, на коленчатый вал. Когда коленчатый вал вращается в результате энергии, вырабатываемой при качении транспортного средства, двигатель проворачивается. Это имитирует то, для чего предназначен стартер, и работает аналогично кривошипной рукоятке на очень старых автомобилях начала 20-го века, при этом проворачивающее движение заменяется толчком автомобиля.

Техника вождения

Автомобили с механической коробкой передач и опытный водитель могут ускоряться более эффективно, чем автомобили с автоматической коробкой передач. Это связано с тем, что механические трансмиссии позволяют водителю выбирать определенные обороты / мощность для шин, нажимая на сцепление и регулируя выходную мощность во время выключения сцепления, чтобы учесть перенос веса, износ шин, температуру и дорожные условия. Автоматические трансмиссии не позволяют выбирать обороты во время переключения передач или модулировать передачу мощности на шины после переключения передач. Эти способности позволяют опытному водителю полностью использовать доступное сцепление с дорогой, максимально увеличивать ускорение и уменьшать (или способствовать) пробуксовке колес.

В последнее время многие автоматические трансмиссии включают больше передаточных чисел, чем их механические аналоги.

Управлять автомобилем с механической коробкой передач сложнее, чем с автоматической, по нескольким причинам. Во-первых, педаль сцепления является дополнительным управляющим механизмом для работы, и в некоторых случаях «тяжелое сцепление» требует значительного усилия для работы (это также может помешать некоторым людям с травмами или нарушениями управления транспортными средствами с механической трансмиссией). Работа рычага переключения передач — еще одна функция, которая не требуется на автомобилях с автоматической коробкой передач — означает, что водитель должен убрать одну руку с рулевого колеса при переключении передач. Другая проблема заключается в том, что плавное вождение требует скоординированного времени включения сцепления, акселератора и переключения передач. Наконец, очевидно, что автомобиль с автоматической коробкой передач не требует от водителя принятия каких-либо решений о том, какую передачу использовать в любой момент времени. С другой стороны, возможность вручную выбирать конкретную передачу и частоту вращения двигателя дает водителю полный контроль над крутящим моментом, прилагаемым шинами, что является важной способностью для гонок и важной для энергичного вождения.

В некоторых странах водительские права, выданные для автомобилей с автоматической коробкой передач, недействительны для управления автомобилями с механической коробкой передач, но лицензия для механических коробок передач распространяется на обе.

Холм начинается

В автомобиле с механической трансмиссией сложно начать движение из неподвижного положения из-за дополнительной силы, необходимой для ускорения транспортного средства на подъеме, и возможности откатить автомобиль назад за время, необходимое для того, чтобы убрать ногу водителя с педали тормоза. на педаль акселератора (для увеличения оборотов двигателя перед отпусканием сцепления). Традиционный метод трогания с места в автомобиле с механической коробкой передач заключается в использовании стояночного тормоза (также называемого «ручной тормоз», « аварийный тормоз » или «электронный тормоз») для удержания автомобиля в неподвижном состоянии. Это означает, что правая нога водителя не нужна для нажатия на педаль тормоза, а вместо этого ее можно использовать на педали газа. После достижения требуемого числа оборотов двигателя водитель может отпустить сцепление, а также отпустить стояночный тормоз при включении сцепления.

Устройство, называемое « холмодержатель», было представлено на «Студебеккере» 1936 года. Многие современные автомобили используют стояночный тормоз с электронным управлением, который часто включает в себя функцию удержания холма, при которой стояночный тормоз автоматически отпускается, когда ведущие колеса начинают получать мощность от двигателя.

Другая техника вождения

  • Согласование оборотов — эффективный способ понизить передачу в автомобиле. Это особенно полезно на трассе, где необходимо оптимальное ускорение. Согласование оборотов также может снять некоторую нагрузку на сцепление, поскольку оно будет выполнять меньше работы по согласованию оборотов двигателя с колесами.
  • Двойное сцепление может быть полезным для плавного переключения на повышенную передачу с целью ускорения, и, если оно выполнено правильно, оно предотвращает износ «синхронизаторов», которые обычно уравнивают входную и выходную скорости трансмиссии, чтобы обеспечить переключение на пониженную передачу.
  • Переключение с пятки на носок — это продвинутая техника вождения, используемая в основном для динамичного вождения с механической коробкой передач, хотя некоторые водители используют ее на дороге в повседневных условиях в интересах эффективности. Этот метод позволяет водителю увеличивать частоту вращения двигателя / мощность во время фазы торможения кривой, готовясь к фазе выхода / ускорения.
  • Гребля — это техника переключения на более низкую передачу более чем одной передачи вместе с техникой «пятки и носки» для обеспечения торможения двигателем и более плавного замедления / торможения на промежуточных передачах. Это обеспечивает максимальное торможение при переходе с высшей передачи на более низкую и оптимальные обороты двигателя для выхода из поворота.

Трансмиссии для грузовиков

Некоторые грузовики имеют трансмиссии, которые выглядят и ведут себя как трансмиссии обычных потребительских автомобилей — эти трансмиссии используются на более легких грузовиках, обычно имеют до 6 передач и обычно имеют синхронизатор .

Для грузовиков, которым требуется больше передач, стандартная схема «H» может быть сложной для некоторых водителей грузовиков, поэтому для выбора дополнительных передач используются дополнительные элементы управления. Шаблон «H» сохраняется, затем дополнительный элемент управления выбирает среди альтернатив. В старых грузовиках управление часто представляет собой отдельный рычаг, установленный на полу, или, в последнее время, пневматический переключатель, установленный на рычаге «H»; в более новых грузовиках управление часто представляет собой электрический переключатель, установленный на рычаге «H». Коробки передач с множественным управлением имеют гораздо более высокую номинальную мощность, но синхронизаторы используются редко.

Есть несколько распространенных альтернатив для схемы переключения передач. Стандартные типы:

  • В передачах с диапазоном передач используется шаблон «H» через узкий диапазон передач, затем регулятор «диапазона» смещает шаблон «H» между высокими и низкими диапазонами. Например, 8-ступенчатая коробка передач имеет схему переключения передач H с четырьмя передачами. При выборе низкого диапазона доступны передачи с первой по четвертую. Чтобы получить доступ к пятой и восьмой передачам, селектор диапазонов перемещается в верхний диапазон, а рычаг переключения передач снова переключается через положения с первой по четвертую. В высоком диапазоне первая передача становится пятой, вторая передача становится шестой и так далее.
  • В трансмиссиях с делителем используется H-образная схема с широким диапазоном передач, а другой селектор разделяет каждое положение последовательной передачи на две: первая передача находится в первом положении / низком делении, вторая передача находится в первом положении / высоком делении, третье. шестерня находится во втором положении / низком делении, четвертая передача находится во втором положении / высоком делении и так далее.
  • Коробки передач с делителем диапазона сочетают в себе разделение диапазона и разделение передач. Это позволяет еще больше передаточных чисел. Предусмотрены как селектор диапазона, так и селектор разделителя.

Несмотря на то, что существует множество положений передач, переключение передач обычно происходит по стандартной схеме. Например, серия повышающих переключений может использовать «прямое перемещение на разветвитель; перемещение на повышающую передачу сплиттера; перемещение рычага переключения передач в положение № 2 и перемещение сплиттера на пониженную передачу; перемещение разветвителя на прямую передачу; перемещение разветвителя на повышенную передачу; перемещение переключателя в положение« Нет ». . 3 и переведите сплиттер на понижающую передачу »; и так далее. В более старых грузовиках, использующих напольные рычаги, более серьезная проблема заключается в том, что обычное переключение передач требует от водителей перемещать руки между рычагами переключения передач за одну смену, а без синхронизатора переключения должны быть тщательно рассчитаны по времени, иначе трансмиссия не включится. По этой причине некоторые передачи с разделителем имеют дополнительный диапазон «ниже нижнего», поэтому, когда разделитель уже находится в «нижнем положении», его можно быстро снова переключить на пониженную передачу без задержки двойного переключения.

Трансмиссии современных грузовиков чаще всего являются «делителями диапазона». Наиболее распространенная 13-скоростная модель имеет стандартный H-образный рисунок, а рисунок из левого верхнего угла выглядит следующим образом: R, вниз к L, вверх и вверх до 1, вниз до 2, вверх и снова до 3, вниз до 4. Рычаг диапазонов «бабочка» в центре передней части ручки поворачивается вверх до высокого диапазона, пока находится в 4-м положении, а затем возвращается в положение 1. Положение ручки с 1 по 4 повторяется. Кроме того, каждый из них может быть разделен с помощью рычага понижающей передачи, приводимого в действие большим пальцем, на левой стороне ручки, находясь в высоком диапазоне. Рычаг «большой палец» недоступен в низком диапазоне, за исключением 18 скоростей; От 1 до 4 в нижнем диапазоне можно разделить с помощью большого пальца, а L можно разделить с помощью рычага «бабочка». L нельзя разделить с помощью большого пальца ни на 13-, ни на 18-ступенчатую. 9-ступенчатая трансмиссия похожа на 13-ступенчатую, без большого пальца рычага понижающей передачи.

В трансмиссиях грузовиков используется множество физических схем. Например, выходной сигнал трансмиссии с N-скоростью может приводить в действие вторичную трансмиссию с M-скоростью, давая всего N * M комбинаций передач. Коробки передач могут быть в отдельных случаях с валом между ними; в отдельных случаях скреплены болтами; или все в одном случае, используя одно и то же смазочное масло. Вторую коробку передач часто называют «Домовой» или «Коробка для брауни» в честь популярного бренда. С третьей трансмиссией передачи снова умножаются, увеличивая диапазон или уменьшая расстояние между ними. Таким образом, некоторые грузовики имеют десятки положений передач, хотя большинство из них дублируются. Иногда вторичная трансмиссия объединяется с дифференциалом задней оси, что называется «двухскоростной задней частью». Двухступенчатые дифференциалы всегда делители. В более новых трансмиссиях может быть два встречных вала, поэтому каждая шестерня главного вала может приводиться в движение от одного или другого промежуточного вала; это позволяет использовать короткие и прочные промежуточные валы, в то же время позволяя использовать множество комбинаций шестерен внутри одного редуктора.

Трансмиссии для тяжелых условий эксплуатации в основном не синхронизируются . Иногда синхронизатор увеличивает вес, который может быть полезной нагрузкой, и это еще одна причина отказа, и водители тратят тысячи часов на вождение, поэтому могут найти время, чтобы научиться эффективно управлять автомобилем с трансмиссией без синхронизатора. Плавающее переключение (также называемое «плавающими передачами») — это переключение передач без выключения сцепления, как правило, на несинхронизированной трансмиссии, используемой на больших грузовиках. Поскольку сцепление не используется, легко не согласовать скорости передач, и водитель может быстро вызвать серьезные (и дорогостоящие) повреждения шестерен и трансмиссии.

Тяжелые грузовики обычно оснащены дизельными двигателями . Дизельные двигатели для грузовиков 1970-х годов и ранее, как правило, имеют узкий диапазон мощности, поэтому для них требуется много близко расположенных шестерен. Начиная с Maxidyne 1968 года , в дизельных двигателях грузовиков все чаще используются турбокомпрессоры и электронное управление, которые расширяют диапазон мощности, позволяя все меньше и меньше передаточных чисел. С 2021 года операторы автопарков часто используют 9, 10, 13 или 18-ступенчатые коробки передач, но автоматизированные механические коробки передач становятся все более распространенными на тяжелых транспортных средствах, поскольку они могут повысить эффективность и управляемость, снизить барьер для входа новых водителей и может повысить безопасность, позволяя водителю сосредоточиться на дорожных условиях.

Смазка

Механические коробки передач смазываются трансмиссионным маслом (или моторным маслом в некоторых автомобилях), которое в некоторых автомобилях необходимо периодически менять, хотя и не так часто, как жидкость в автоматической коробке передач. Трансмиссионное масло имеет характерный аромат, поскольку содержит добавленные серосодержащие противоизносные соединения. Эти составы используются для снижения высокого трения скольжения за счет косозубого зубчатого среза зубьев (этот срез устраняет характерный свист прямозубых цилиндрических зубчатых колес ). На мотоциклах с «мокрым» сцеплением (сцепление залито моторным маслом) обычно нет ничего, что отделяет нижнюю часть двигателя от трансмиссии , поэтому одно и то же масло смазывает и двигатель, и трансмиссию.

Смотрите также

  • Автоматическая коробка передач
  • Дизель-электрическая трансмиссия
  • Freewheel
  • Зубчатая передача
  • Несинхронная передача
  • Овердрайв (механика)
  • Преселекторный редуктор
  • Гидротрансформатор
  • Трансмиссия (механика)

использованная литература

Внешние ссылки

  • По мере того, как Stick Shifts исчезают в безвестности, коллекционеры видят возможность 24 июня 2021 года Статья Роба Сасса в New York Times

Водители называют «автоматом» несколько разных механизмов. Объединяет их одно: водителю во время движения не требуется орудовать рычагом переключения передач и нажимать на педаль сцепления, которая отсутствует.

  • Что это
  • Устройство
  • Принцип работы
  • Обозначения
  • Плюсы и минусы
  • Как управлять
  • Как правильно ездить на «автомате»
  • Как продлить жизнь АКП
  • Как отремонтировать

Что такое коробка «автомат»

Коробка автомат (автоматическая трансмиссия, АКП) — это тип коробки передач, способный самостоятельно и без вмешательства водителя выбирать нужное передаточное число в соответствии с режимом движения и сопутствующими факторами. К автоматам принято относить несколько видов коробок передач: классическую гидротрансформаторную АКП, «робот» (РКП) и вариатор (CVT). Хотя последние два типа правильнее называть автоматизированные трансмиссии.

Каждая из перечисленных трансмиссий серьезно упрощает процесс управления: водителю не нужно выжимать педаль сцепления и думать над выбором оптимальной передачи — передаточные числа подбираются самостоятельно. Все, что требуется, — жать на газ и рулить.

Устройство коробки «автомат»

Идея отказа от ручного переключения передач возникла почти сразу после появления автомобиля, но впервые полноценно реализовать ее смогли лишь в 30-х годах XX века.

В 1902 году немецкий инженер Герман Феттингер создал судовой автомат. Спустя два года братья Стартевенты из Бостона явили миру свою конструкцию, предназначенную для установки на автомобили. По сути это была усовершенствованная механика с двумя передачами, переключение которых происходило автоматически.

Полноценный же автомат запатентовал Оскар Бэнкер (Асатур Сарафян) в 1935 году — его изобретением воспользовалась компания General Motors. С внесением доработок в 1940 году появился тот самый классический гидротрансформаторный автомат, который применяется в усовершенствованном виде по сегодняшний день.

В его основе лежат не пары шестерен, а планетарный механизм с переменным передаточным отношением: центральная (солнечная) шестерня, коронная шестерня и шестерни-сателлиты. Передаточное отношение у такого набора может меняться в зависимости от того, как именно вращаются его части относительно друг друга. Соединяя разные части планетарного механизма, можно заставить шестерни вращаться с разными скоростями, то есть получить коробку передач.

За переключение передач здесь отвечают многофункциональные гидромуфты, выполняющие функции сцепления. Муфты сжимаются давлением гидравлической жидкости. Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач. Благодаря гидротрансформатору переключение передач происходит плавно, почти незаметно.

Основными элементами классического автомата являются:

  • Гидротрансформатор (отвечает за преобразование и передачу оборотов).
  • Планетарный редуктор (управляет гидротрансформатором).
  • Система гидроуправления (отвечает за работу планетарного редукторного узла).


Фото: Shutterstock

Принцип работы автомата

Принцип работы автомата различается в зависимости от вида автоматической трансмиссии. На каждом из них остановимся отдельно.

Классическая (гидротрансформаторная) АКП

Принцип работы классической АКП основан на давлении трансмиссионной жидкости. За передачу крутящего момента от двигателя к элементам автоматической коробки передач отвечает гидротрансформатор (он же «бублик»). В состав устройства входят три лопастных колеса — насосное, турбинное и реакторное, — заключенные в герметичный корпус. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с первичным валом КПП.

После запуска двигателя в «бублике» под давлением насоса начинает рециркулировать масло. Проходя через крыльчатки реактора, оно трансформирует механическую силу от маховика в гидравлическую — крутящий момент начинает передаваться на планетарный механизм. Гидротрансформатор выполняет функции как сцепления, так и гидромуфты.

Система гидроуправления позволяет автомату переключать передачи без тяг и муфт с синхронизаторами. Открывая и закрывая в гидроблоке нужные клапаны, коробка передач самостоятельно сжимает нужные пакеты фрикционов давлением масла. Плавная их блокировка, управляемая электроникой, позволяет автомату переключаться почти незаметно.

Вариатор (CVT)

Основа бесступенчатой трансмиссии — два конических шкива, один из которых соединен с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается с ведущего вала на ведомый посредством соединяющего их ремня (или цепи). На каждом из валов имеются два конуса, обращенные вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения.

Когда конусы раздвигаются, ремень смещается ближе к оси вращения, и наоборот. Для изменения передаточного отношения достаточно просто сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом.

За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор — включать задний ход и расширять диапазон передаточных чисел. Все современные вариаторы умеют имитировать фиксированные передачи.

«Робот» (РКП)

Роботизированная коробка передач по своей сути — это механика, дополненная электроникой и сервоприводами. Такая трансмиссия полностью берет на себя процесс переключения передач. Выбор той или иной передачи контролируется электроникой. Вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.

Простейшие роботы уже практически не применяются в современном автопроме. Им на смену пришли коробки следующего поколения — так называемые преселективные роботы с двумя сцеплениями (к примеру, коробки DSG). Каждое из сцеплений отвечает за свой набор передач — четных и нечетных. Процесс переключения с одной передачи на другую происходит практически мгновенно, без разрыва крутящего момента.

Обозначения на коробке автомат

Режимы работы коробки автомат могут поставить в тупик водителя, который прежде ездил только на механике. Для наглядности мы оформили обозначения и описания в виде таблицы.

Обозначение Расшифровка
N (Neutral) Нейтральное положение. Положение селектора в позиции N означает, что никакая из передач не включена. Автомобиль может свободно катиться.
D (Drive) или A (Automat) Режим движения вперед. В зависимости от потребностей водителя автоматически используются те или иные передаточные числа.
R (Revers) Задняя передача. Выбрать этот режим можно только при полной остановке автомобиля.
Р (Parking) Режим парковки. Переводя селектор в положение Р, водитель механически блокирует трансмиссию. На многих моделях не получится запустить двигатель, если селектор не находится в этом положении. Блокировка в режиме Р никак не связана с тормозной системой – она лишь помогает стояночному тормозу, но не заменяет его.
M (Manual) Режим ручного управления. В этой позиции селектора водитель может самостоятельно переключать передачи с помощью подрулевых лепестков, кнопок или самого селектора – толчками вверх и вниз. В зависимости от конкретной модели процесс осуществляется по-разному.
L (Low) или 1, 1L Режим пониженной передачи. Позволяет зафиксировать коробку на первой передаче. Этот режим помогает при движении по скользкой дороге либо бездорожью на минимальных скоростях. Также может применяться при торможении двигателем, на крутых спусках и подъемах.
L2, 2L, 2 При выборе такого режима коробка передач не перейдет выше второй передачи.
D3 или 3 Ограничение не выше третьей скорости.
OD (Over Drive) Режим повышенной передачи. Помогает экономить горючее на высоких скоростях.
KD (Kick Down) Пониженная передача. Включается, если продавить педаль газа «в пол». Используется для максимально быстрого набора скорости.
S Спортивный, динамичный режим. Позволяет использовать все возможности двигателя и трансмиссии. Его не рекомендуется выбирать при движении на нестабильном покрытии и на бездорожье.
W (Winter) или значок снежинки Зимний режим. В этой позиции селектора автомобиль трогается с повышенной передачи, более плавно, что помогает избежать пробуксовки. Летом применять такой режим не рекомендуется.
E Режим экономии. Обеспечивает плавность движения и позволяет сжигать меньшие объемы горючего. Движение автомобиля в таком режиме становится более вялым, отклик на педаль газа ухудшается.

 

Наиболее часто встречающейся на моделях с «автоматом» является раскладка режимов P-R-N-D-L. Остальные перечисленные обозначения и некоторые другие используются опционально. О них в обязательном порядке рассказывается в инструкции.

Плюсы и минусы коробок автомат

Автоматические трансмиссии обладают множеством плюсов, но не лишены и минусов. Об этом не стоит забывать на этапе выбора автомобиля.

К несомненным плюсам отнесем следующие моменты:

  • Легкость эксплуатации: любая автоматическая трансмиссия избавляет водителя от утомительных процедур выжима педали сцепления и ручного выбора передач.
  • Высокая плавность движения. Благодаря наличию до 10 передач современные автоматы изменяют передаточные отношения чрезвычайно плавно, практически незаметно.
  • Повышенная безопасность. Переключить механику без разрыва потока мощности невозможно.


Фото: Shutterstock

Минусы автоматов:

  • Дороговизна. Как правило, автомобили с автоматами стоят дороже, чем с механической коробкой. Обслуживание автомата также дороже.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Автоматы не любят экстремальных нагрузок.
  • Машины с автоматом не рекомендуется буксировать на большие расстояния.
  • Автоматы не любят буксировки прицепов: возможны ограничения.

Как управлять коробкой автомат

Научиться пользоваться машиной с коробкой автомат намного проще, чем автомобилем с механикой. Именно по этой причине существует разделение в водительских правах: водители, обучавшиеся в автошколе на машине с АКП, не могут ездить на механике — требуется переобучение. Те, кто прежде ездил на машине с МКП, с автоматом легко совладают.

Алгоритм обращения с автоматом максимально прост:

  • Чтобы завести машину, нужно сесть за руль, нажать тормоз и повернуть ключ в замке/нажать кнопку запуска двигателя. Селектор коробки должен находиться в парковочном положении P. Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Запустить мотор из любого другого режима не получится.
  • Для начала движения селектор выставляется в D или R (вперед и назад соответственно). После того как вы отпустите педаль тормоза, машина сама начнет движение. Нажатием на газ можно увеличить скорость.
  • Для остановки машины нужно отпустить педаль газа и нажать на тормоз.
  • Перед тем как заглушить двигатель следует перевести селектор коробки в парковочное положение Р.

Как правильно ездить с коробкой автомат

При эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций, которые помогут продлить коробке жизнь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Согласовано с руководством что значит
  • Авторитарный стиль руководства эффективен или нет
  • Руководство пользователя на subaru outback
  • Затирка плитки в ванной своими руками подробные инструкции видео
  • Скачать торрент photoshop cc 2014 руководство