Краткое руководство к красноречию м в ломоносова презентация

Презентация на тему «Риторика М.В. Ломоносова»

  • Скачать презентацию (1.31 Мб)


  • 144 загрузки

  • 3.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему «Риторика М.В. Ломоносова». Содержит 10 слайдов. Скачать файл 1.31 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    10

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Риторика М.В. Ломоносова

    Слайд 1

    Риторика М.В. Ломоносова

    Корцева Наталья
    У-102
    г Севастополь
    2013

  • Слайд 2

    Определение риторики

    Риторика(др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

    Возникла в Греции в 5 в. до н. э., сложилась в систему в 3—2 вв., в Риме с 1 в. до н. э.

  • Слайд 3

    «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки»

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    «Риторика есть учение о красноречии вообще…» М.В.Ломоносов

  • Слайд 6

    Риторика М.В. Ломоносова

    Во введении М.В. Ломоносов пишет:
    “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению…
    К приобретению оного требуются пять следующих средств: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук”.

  • Слайд 7

    “Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных прилагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем”.

    Все идеи группируются в некоторые обобщающие классы ­ “места риторические”.

  • Слайд 8

    Оратор должен хорошо знать психологию, ему обязательно «надо знать нравы человеческие, их можно чрез рачительное наблюдение и философическое остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих».

  • Слайд 9

    «Телесные дарования, громкий приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слово упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличный, ежели слово говорить должно».

  • Слайд 10

    Книги по риторике М.В. Ломоносова были новаторскими. До этого русские грамматисты не занимались ни теорией предложения, ни проблемой деления речи на периоды, ни вопросами стилистической композиции и компоновки текста или устного выступления.
    Работы М.В. Ломоносова – это большой вклад в развитие риторики.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Ораторское Искусство

Презентация: Универсальный гений

Презентация: Риторика

Презентация: Ломоносов - поэт и филолог

Презентация: Поэзия М.В. Ломоносова

Презентация: М.В.Ломоносов учёный

Презентация: Ломоносов исследования

Презентация: Риторика

Презентация: РИТОРИКА

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

                                              
ДОКЛАД

     Гулистанский государственный университет

                  Филологический факультет

Предмет:
Выразительное чтение. Анализ                  художественного текста.

Самостоятельная
работа1

Тема:
Краткое руководство к
красноречию

М.В.
Ломоносов

Выполнила:
Эшбаева М.

Принял:
Нуритдинов Ш.

«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова

Для того чтобы быть
хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми
приёмами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы
сидим, не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой
— вздыхаем, зеваем, смотрим на часы. Качество лекции зависит от мастерства,
выступающего, а оно, в свою очередь, — от умения владеть аудиторией.

Ораторскому искусству
можно научиться. Для желающих овладеть им М. В. Ломоносов и написал своё
«Краткое руководство к красноречию», которое имело принятое по тем временам
такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в
которой содержится риторика, показуемая общие правила обоего красноречия, то
есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки». (Вторая и
третья книги М. В. Ломоносовым написаны не были). Во введении учёный пишет:
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем
преклонять других к своему об оной мнению… К приобретению оного требуются
пять следующих следствий: первое — природные дарования, второе — наука, третье
— подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других
наук». Пересказать подробно «Краткое руководство к красноречию» М. В.
Ломоносова трудно, так как этот объёмистый труд содержит около трёхсот страниц
текста. На них — различные риторические правила; требования, предъявляемые к
лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях;
многочисленные поясняющие примеры.

Отметим основные
положения, указанные учёным, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
«Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила
трёх родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи
говорить должно; другие учат, как изобретённое украшать; третьи наставляют, как
оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части — на изобретение,
украшение и расположение». М. В. Ломоносов говорит о том, что выступление
должно быть логично построено, грамотно написано и изложено хорошим
литературным языком. Он подчёркивает необходимость тщательного отбора
материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а
подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее. При
публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:

  • 1. чтобы в
    подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова
    избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо они отнимают много
    важности и силы и в самых лучших распространениях;
  • 2. идеи
    должно хорошие полагать наперёд (ежели натуральный порядок к тому
    допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так,
    чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а
    после того от часу возрастала».

Далее М. В. Ломоносов пишет
о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх,
благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто
может оказаться сильнее холодных логических построений. «Хотя доводы и довольны
бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемые материи, однако
сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые
лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить
на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось… Итак, что пособит
ритору, хотя он своё мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов
к возбуждению страстей на свою сторону?.. А чтобы сие с добрым успехом
производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие… от
каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез
нравоучение всю глубину сердец человеческих… Страстью называется сильная
чувственная охота или неохота… В возбуждении и утолении страстей, во-первых,
три вещи наблюдать должно:

  • 1. состояние
    самого ритора;
  • 2. состояние
    слушателей;
  • 3. самое к
    возбуждению служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния
самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению
страстей:

  • 1. когда
    слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не
    легкомысленный ласкатель и лукавец;
  • 2. ежели его
    народ любит за его заслуги;
  • 3. ежели он
    сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не
    притворно их страстными учинить намерен».

Чтобы
воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их
пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих
надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при
возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умещать в то место,
где не прикрыто». Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчёркивает
М. В. Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать
голос, повышая или понижая его так, чтобы «радостную материю весёлым, печальную
плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую
произносить гневным тоном… Ненадобное очень спешить или излишнюю
протяжённость употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям
невнятно, а от другого скучно».

·        
Во второй части «Краткого руководства к красноречию» М. В.
Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в
течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного
знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые
говорят чисто». Рассматривая плавность течения слова, М. В. Ломоносов обращает
внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений,
воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует
включение в неё аллегорий (иносказаний) и метафор, метонимий и гипербол
(преувеличений), пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из
известных сочинений. Причём всё это надо употреблять в меру, добавляет учёный.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О
расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвёл
наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом
множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго
вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не
меньше зависит и от приличного установления полков». И далее М. В. Ломоносов на
многочисленных примерах поясняет сказанное.

Посмотрим
теперь, как сам учёный на практике применял вышеизложенное в своих публичных
выступлениях. Современники свидетельствуют, что М. В. Ломоносов был выдающимся
ритором. Это признавали даже его недруги. Враг учёного Шумахер писал одному из
своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не
господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю
такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом
нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его
в этом качестве». Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается
невольное признание риторических способностей. «Слова» и «Речи» учёного всегда
привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный
русский просветитель Н. И. Новиков вспоминал, что слог М. В. Ломоносова «был
великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил
коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки». В качестве
иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно
рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле
неизвестное. Рассмотрим два примера. Первый — «Слово о пользе химии, в
публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года
говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так: «Рассуждая о благополучии
жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто
приятными и беспорочными трудами пользу приносит… Приятное и полезное упражнение,
где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота
многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств… Им
обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее
сокровище себе приобретает». Говоря о пользе учения, о необходимости
приобретения знаний, учёный показывает, насколько образованный человек
отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать
новое. «Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда
перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля,
воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие
веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим
отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа
перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо… величину без
меры познавать, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека
показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность,
быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение
определяет… Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен,
другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания
приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое
видит?»

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Отец российского

Красноречие по Ломоносову

Филологическая деятельность ученого была обширной и одним из направлений в этой работе, было изучение и становление стилистики русской прозы. Вклад Ломоносова в риторику был увековечен трудом «Риторика» в 1744 году, под названием «Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия».

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Но трудности не остановили ученого, «Риторика» Ломоносова вышла вновь в 1747 году и была напечатана. Краткое руководство к красноречию произвело фурор среди крупных представителей культуры того времени. Ломоносов определял риторику, как науку, которая занимается красотой письменной и устной речи. Его книга – это свод определенных правил, которым нужно следовать при составлении прозы и в публичных выступлениях.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

  • «О изобретении»;
  • «О украшении»;
  • «О расположении».

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

  1. множественные правила риторики;
  2. требования к оратору и лектору;
  3. целый свод примеров, в том числе и в виде поэзии.

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Красноречие

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» в 1748 году, чем положил новое начало в российской науке о красоте слова. В своем руководстве ученый определяет риторику, как определенный вид искусства, с помощью которого можно убеждать и склонять к своему мнению других. Термин «красноречие» впервые был применен в случае с данной наукой именно Михаилом Васильевичем.

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

  • красноречие искусство;
  • риторика наука;
  • учение;
  • умение красно говорить;
  • правила.

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

  1. телесный – поставленный голос и дыхание, располагающая к себе внешность и прямая осанка;
  2. духовный – высокий интеллект и хорошая память.

Книга «Краткое руководство к красноречию» издавалась несколько раз еще при жизни ученого, многое из примеров и высказываний Михаила Васильевича имеет актуальность и в современные дни. Его труд стал фундаментом для всей последующей риторики России.

В «Кратком руководстве …» Ломоносова указано, что одних телесных и духовных качеств для блестящего выступления не достаточно. Важно выдерживать элементы структурирования речи, последовательность построение текста должна быть следующей:

  • вступление;
  • пояснение;
  • утверждение;
  • заключение.

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

Ломоносов писал, что настоящее красноречие – это ряд закономерностей, которые должен соблюдать оратор. Книга «Краткое руководство к красноречию…» имеет три части:

  1. в первой содержатся общие правила ораторского искусства, которые указывают на некоторые условия настоящего красноречия;
  2. во второй части больше говорится об украшении устной речи, о красоте слова, которая зависит от уровня знаний языка и интеллекта говорящего;
  3. третья часть содержит в себе информацию о правильной подаче и размещении материала, для убеждения и произведения впечатления на слушателя или читателя.

Для воздействия на людей, чтобы вызывать у слушателей ненависть, любовь, восхищение, страх и другие эмоции, важно подробно изучить свою аудиторию. Оратору полезно знать возрастную категорию случателей, их интересы, для чего они собрались, уровень интеллекта, воспитание и гендерные признаки. Важно учитывать обстоятельства выступления, информационный повод и веяния времени. Ломоносов указывает на то, что лектор должен воздействовать на «слабые места» его публики, а для этого нужно вычислить «там, где тонко» и надавить эмоционально.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

Риторика М. В. Ломоносова Корцева Наталья У 102 г Севастополь 2013

Риторика М. В. Ломоносова Корцева Наталья У 102 г Севастополь 2013

Определение риторики Риторика (др. греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор» )

Определение риторики Риторика (др. греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор» ) научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. Возникла в Греции в 5 в. до н. э. , сложилась в систему в 3— 2 вв. , в Риме с 1 в. до н. э.

 «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила

«Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки»

 «Риторика есть учение о красноречии вообще…» М. В. Ломоносов Риторика М. В. Ломоносова

«Риторика есть учение о красноречии вообще…» М. В. Ломоносов Риторика М. В. Ломоносова состоит из трех частей: 1 “О изобретении” 2 “О украшении” 3 “О расположении”

Риторика М. В. Ломоносова Во введении М. В. Ломоносов пишет: “Красноречие есть искусство о

Риторика М. В. Ломоносова Во введении М. В. Ломоносов пишет: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. . . К приобретению оного требуются пять следующих средств: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук”.

Риторика М. В. Ломоносова “Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных прилагаемой материи. Идеями

Риторика М. В. Ломоносова “Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных прилагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем”. Все идеи группируются в некоторые обобщающие классы “места риторические ”.

Риторика М. В. Ломоносова Оратор должен хорошо знать психологию, ему обязательно «надо знать нравы

Риторика М. В. Ломоносова Оратор должен хорошо знать психологию, ему обязательно «надо знать нравы человеческие, их можно чрез рачительное наблюдение и философическое остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих» .

Риторика М. В. Ломоносова «Телесные дарования, громкий приятный голос, долгий дух и крепкая грудь

Риторика М. В. Ломоносова «Телесные дарования, громкий приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слово упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличный, ежели слово говорить должно» .

Книги по риторике М. В. Ломоносова были новаторскими. До этого русские грамматисты не занимались

Книги по риторике М. В. Ломоносова были новаторскими. До этого русские грамматисты не занимались ни теорией предложения, ни проблемой деления речи на периоды, ни вопросами стилистической композиции и компоновки текста или устного выступления. Работы М. В. Ломоносова – это большой вклад в развитие риторики.

Слайд 1
М.В. Ломоносов
как реформатор русского языка

М.В. Ломоносов как реформатор русского языка


Слайд 2«Риторика» -краткое руководство к красноречию.
«Российская грамматика»
«Предисловие о пользе книг церковных…»
Ломоносов –

создатель научно-технического языка в России.

«Риторика» -краткое руководство к красноречию.«Российская грамматика»«Предисловие о пользе книг церковных…»Ломоносов – создатель научно-технического языка в России.


Слайд 3 «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей

сладкоречия сочиненное» (1743г.)

«Краткое руководство к красноречию» (1744-47 г.г)

Ломоносов – создатель школы русского красноречия. Он прослыл «златоустом» и желал помогать своим соотечественникам в овладении родным словом

«Краткое  руководство к риторике,  на пользу любителей  сладкоречия сочиненное» (1743г.)«Краткое руководство к красноречию»


Слайд 4Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
Риторика Ломоносова состоит

из трех частей

«О изобретении»
«Как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно»

«О украшении»
«Как изобретение украшать»

«О расположении»
«Как оное располагать надлежит»

Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.Риторика Ломоносова состоит из трех частей«О изобретении»«Как изобретать оное,


Слайд 5«Российская грамматика»
М.В.Ломоносова, напечатанная в 1755г. в Петербурге, состоит из 592 параграфов,

содержит сведения по орфографии и пунктуации. Там приведён перечень знаков препинания.

Всего этих знаков восемь: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак, две точки, удивительный знак, вместительный и единительный.

«Российская грамматика»М.В.Ломоносова, напечатанная в 1755г. в Петербурге, состоит из 592 параграфов, содержит сведения по орфографии и пунктуации.


Слайд 6 Повелитель многих языков,

язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…
Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
М. В. Ломоносов

«Российская грамматика»

Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест,


Слайд 7
высокий
Используются церковно-славянские и русские слова.

Жанры:
ода
героические поэмы
трагедии
ораторская речь.

средний
Используются русские слова

с добавлением церковно-славянских.

Жанры:
элегии
драмы сатиры эклоги дружеские сочинения.

низкий
Используются русские слова разговорного языка с добавлением простонародных.

Жанры:
комедии письма песни
басни
эпиграммы

Теория «трех штилей»

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке…» (1757г.)

высокийИспользуются церковно-славянские и русские слова.Жанры: одагероические поэмы трагедииораторская речь.среднийИспользуются русские слова с добавлением церковно-славянских.Жанры: элегиидрамы сатиры эклоги


Слайд 8 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни

Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни ИмператрицыЕлисаветы Петровны 1747 года»Царей и царств


Слайд 9Элегия Жуковского «Славянка»
«Спешу к твоим брегам… свод неба тих и чист;
При

свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.»

Элегия Жуковского «Славянка»«Спешу к твоим брегам… свод неба тих и чист;При свете солнечном прохлада повевает;Последний запах свой


Слайд 10«Она уже твоя, однако не навек:
Пока не встретится с ней кстати

человек.»
<1756>

«Нетрудно в мудреца безумца претворить,
Он вдруг начнет о всем разумно говорить:
Премудрость высшая в великом только чине.
Нося его овца, овца в златой овчине,
Когда воздастся честь Златого ей руна,
Тогда в премудрости прославится она.»
<1759>

Александр Петрович Сумароков

Эпиграммы:

«Она уже твоя, однако не навек:Пока не встретится с ней кстати человек.» «Нетрудно в мудреца безумца претворить,Он


Слайд 11Ломоносов – создатель научно-технического словаря
Русские слова для выражения научных понятий:
Земная

ось
Удельный вес
Равновесие тел
Кислота
Воздушные массы
Магнитная стрелка
Теплота
Упругость
Чертеж
Давление
Влажность воздуха
Преломление света

Ломоносов – создатель научно-технического словаряРусские слова для выражения научных понятий: Земная ось Удельный вес Равновесие тел Кислота


Слайд 12до Ломоносова

Ломоносов

«О силах тел подвиженному вданных»

«О законах движения»

«Квадратуум»

«Квадрат»

«Оризонт»

«Препорция»

«Горизонт»

«Пропорция»

до Ломоносова               Ломоносов«О


Слайд 13Строки, написанные Ломоносовым
Образцы почерка
14-летнего и
19-летнего М.В.Ломоносова

Строки, написанные ЛомоносовымОбразцы почерка 14-летнего и 19-летнего М.В.Ломоносова


Слайд 14Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на

народной основе.
Его филологические труды до сих пор служат основой для понимания и совершенствования русского языка как одного из самых богатых языков человечества.

Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе. Его филологические труды до


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нпвс аркоксиа 90мг инструкция по применению цена
  • Плита гефест 2140 02 инструкция по применению
  • Импакт орал инструкция по применению цена
  • Vitek vt 3528 bk инструкция по настройке на русском
  • Изокет спрей инструкция по применению для чего применяется взрослым