Ранее уже говорилось о том, как следует относиться прошлому и будущему, чтобы быть счастливым (Ключи от счастья), как уметь находить счастье в настоящем (Счастье жить здесь и сейчас) и были приведены 7 правил (принципов) жизни счастливого человека (Секреты счастливой жизни). Сегодня поговорим о слагаемых, составляющих счастливой жизни.
Как вы наверно заметили самыми устойчивыми предметами являются те, что стоят на четырех ножках, и чем меньше ножек — тем проще упасть, не устоять. Тот же принцип можно применить и к счастью, для его прочной основы требуется четыре компонента. И чем больше перекос в одну из сторон — тем оно более хрупко.
Балансную модель счастья, учитывающую 4 качества жизни, разработал Носсрат Пезешкиан, немецкий ученый, выходец из Ирана, основатель Позитивной психотерапии. В 2009 году профессор Н. Пезешкиан был номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии.
Носсрат Пезешкиан объездил и исследовал более 20 различных культур на 5 континентах мира. Всем людям, не зависимо от материального положения, социального статуса и вероисповедания, он задавал вопросы: «Что делает Вас счастливыми? Какая роль денег в Вашей жизни? Сколько времени Вы уделяете работе?» и другие… На основе анализа полученных ответов была разработана «Балансная модель», которая и вошла в основу метода Позитивной психотерапии.
Носсрат Пезешкиан на основе своих глобальных исследований пришел к выводу, что счастью в равной степени ведут четыре пути:
- Путь ощущений (Тело);
- Путь интуиции (Смысл);
- Путь традиций (Контакты);
- Путь разума (Деятельность).
Благодаря тому что его метод объединил в себе философскую и интуитивную мудрость Востока и рациональную системность и научность Запада, логическое и творческое, он получил широкое распространение и практическую применимость.
Основные положения Балансной модели — 4 качества жизни (Кристалл Пезешкиана).
1. У человека есть четыре канала познания мира. Жизненная активность гармонична и существует энергетический (эмоциональный) баланс, когда всем четырем сферам уделяется примерно равное внимание:
1.1. Смысл. Сюда входит: планы на будущее, мечты, цели, вера, ценности, принципы, смысл жизни.
1.2. Тело. Сюда относится: физическое здоровье и физическая активность, ощущения и самочувствие, внешность.
1.3. Контакты. Сюда входит: близкие эмоциональные отношения, семья, друзья, родственники, общение.
1.4. Деятельность. Сюда относится: профессиональные и бизнес достижения, учеба, наука, достижения, карьера.
2. Для гармоничной, эффективной и счастливой жизни необходимо равномерно распределять свою жизненную активность (энергию) между 4 сферами.
3. Иначе сфера, которой уделяется недостаточно внимания, неожиданно для самого человека сделает это сама, в виде возникшей проблемы, конфликта.
Примеры вышесказанного из жизни:
Если не уделять время своему здоровью, сфере тела, то заболевание отнимет энергию из других сфер. Таким образом тело вернет не достающее к себе внимание.
Если не уделять время своим друзьям, знакомым, сфере контактов, связь с ними может быть утеряна. Что отличает человека от животных роботов — это его эмоциональные контакты с другими, опирающиеся на высшие человеческие чувства, такие как любовь, благодарность, сопереживание, нежность, верность и т.д.
Если не уделять внимания сфере смысла, веры, и времени чтению книг для саморазвития, просмотру развивающих фильмов, то в конце концов может возникнуть апатия или депрессия , вызванная отсутствием смысла. И эта внутренняя пустота способна поглотить энергию из других сфер. Ни телом, ни друзьями, ни деятельностью заниматься не захочется — смысла не будет.
Если не уделять должного внимания работе, самосовершенствованию в профессиональной области, то рано или поздно наступит застой в сфере деятельности (работе, бизнесе, любимом деле, что является наилучшим вариантом), который может отразиться и на других сферах жизни.
Как начать обращать внимание на сферы, которые остаются в тени. Уделите себе три минуты в конце каждого дня и задайте себе три вопроса:
- — Что приятного или просто яркого, запоминающегося было сегодня? Этот вопрос побудит вас каждый день уделять время на главное: те сферы, в которых на данный момент возник дефицит. Что позволит не терять из виду ключевые ценности жизни в суете текущих дел. Примечание: если вдруг вы затрудняетесь с ответом на этот вопрос, значит для вас пришло время посмотреть очень мудрый и жизнеутверждающий фильм «Мирный воин».
- — Что полезного, важного было сделано сегодня? Ответ расскажет о достижениях и результатах, действиях, выполнением которых вы гордитесь. Они будут давать силы и вдохновение для ваших будущих успехов. К ним вы сможете обращаться в дальнейшем при недостатке мотивации. Примечание: если вдруг вы затрудняетесь с ответом на этот вопрос, обратитесь к народной мудрости: «Нет худа без добра, не было бы счастья — да несчастье помогло».
- — Если бы можно было заново прожить этот день, что бы изменилось в моих действиях? Этот вопрос поможет вам не отклоняться от намеченных целей завтра. Примечание: Самоанализ и самоотчет не должны превращаться в самокритику. Поэтому обязательно найдите, вспомните события и действия, за которые вы можете себя похвалить, выразить признательность, благодарность, улыбнуться, обогатиться жизненным опытом.
Приведенные рисуночные тесты предназначен для диагностики гармонии и сбалансированности четырех жизненных сфер, и определяет, на что обратить внимание для повышения качества жизни.
1. Тесты в рисунках. «Гармония и сбалансированность жизни»
Перед вами прямоугольник с кругом в середине и прерывающимися диагоналями. Задание такое: вам надо нарисовать любую птицу (можно рисовать схематично или четко мысленно представить, где бы вы ее нарисовали). Куда вы ее поместите — это на ваше усмотрение.
2. Тесты в рисунках. «Ваша жизненная энергия«
На листке схематично изображены часы-будильник. Вам нужно дорисовать их, придав картинке законченный вид. Если вам покажется это необходимым, то можете нарисовать не только детали часов, но и фон, воссоздать обстановку.
Ключи к тестам вы найдете в статье «Тесты на гармонию и уровень жизненной энергии. Проективные методики«.
Составляющие счастья. Балансная модель — 4 качества жизни.
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
- Было, есть и будет. Притча о другом счастье.
- Важные правила жизни.
- Заповеди счастья. Притчи Соломона.
- Новые статусы про счастье со смыслом. Лучшие, позитивные, красивые.
- Статусы и высказывания. Мудрые мысли на каждый день: секрет счастья.
- Психологические мотиваторы. Мысли великих в картинках.
Добавить комментарий
Колесо баланса у меня обсуждается, вычерчивается и регулярно забрасывается.
А тут нашла в очередной раз (несколько раз просто читала и все) информацию о балансной модели Кристалл Пезешкиана.
Описание этой модели можно найти в интернете — скажу только главное.
Балансная модель вошла в основу метода Позитивной психотерапии, основателем которой и является немецкий ученый Н.Пезешкиан.
Эта модель показывается, что на самом деле для гармоничной, эффективной и счастливой жизни необходимо равномерно распределять энергию между 4 сферами. Иначе сфера, которой уделяется недостаточно внимания, неожиданно для самого человека сделает это сама, просто заберет все силы и ресурсы из других сфер.
Например:
Если не уделять время своему здоровью, сфере тела, то рано или поздно наступит болезнь, которая на несколько дней, а то и недель парализует другие сферы. Будет ни до работы, ни до отношений, ни до стремлений или желаний. Таким образом тело вернет не достающее к себе внимание.
Если не уделять время своим друзьям, знакомым, сфере контактов, связь с ними может быть утеряна. Будут возникать обиды, ссоры… И на восстановление былого взаимопонимания может понадобится уже намного больше энергии.
Если не уделять времени сфере смыслов, веры, чтению книг, то в конце концов может возникнуть упадок духа, депрессия, которая перетянет на себя всю энергию из других сфер. Ни телом, ни друзьями, ни деятельностью заниматься не захочется — смысла не будет.
Если не уделять должного внимания работе, обучению, сфере деятельности, то рано или поздно приходит время дед-лайнов, когда все силы бросаются на реализацию горящего, очень нужного проекта, перетянув энергию из других сфер.
В идеале равновесие возможно, если на каждую сферу приходится четверть всех усилий(денег, времени)
Можно сразу увидеть причину жизненного дисбаланса, если определить сколько занимает каждая из вершин.
Сколько и достаточно ли мы уделяем времени своему телу, не отнимает ли много времени наша работа, находим ли мы время для личных контактов, есть ли вообще смысл всего происходящего с нами, туда ли движемся в конце концов?Выглядит этот кристалл вот так:
Кратко выразить смысл этого кристалла можно так:
При возникновении дисгармонии в какой-либо из вершин балансной системы,
вся энергия из других сфер уходит для восстановления в ней гармонии.
Все мы хотим быть здоровыми, счастливыми, жить полноценной, интересной и гармоничной жизнью. В этом все мы похожи. А вот чем мы отличаемся – так это способом достижения этой цели. Кто-то считает, что, только заработав миллионы, он сможет позволить себе быть счастливым и радоваться жизни. Кто-то считает, что нет жизни без любви. А у кого-то есть и деньги и любовь, но он не чувствует себя счастливым и с радостью отдал бы все, только бы жизнь обрела смысл.
В чем тут дело? Неужели нет никакой универсальной «формулы счастья», и гармоничная жизнь – это случайность, которая выпадает лишь везунчикам? Или просто все эти способы никуда не годятся? Что деньги, смысл, любовь, уважение, здоровье или здравый смысл не способны сделать нас счастливыми?
Причина, по которой большинство людей не удовлетворены качеством своей жизни, заключается в том, что они все свои силы бросают на что-то одно.
Вы, наверное, встречали людей, у которых в жизни нет ничего кроме работы? Особенно это касается мужчин. Они считают работу настолько важной, что постепенно она вытесняет все остальное. Не остается времени побыть с семьей, не остается времени на спорт, на былые увлечения, даже на мысли, не связанные с работой. Больше того, если даже у такого человека выдастся свободный день, он испытает настоящий стресс, настолько непривычным и дискомфортным будет для него это состояние. Он разучился отдыхать, разучился быть в отношениях, разучился заниматься чем-то еще, помимо работы. Он становится неинтересен себе, он становится неинтересен своей семье.
Что же делать?
Привести свою жизнь в баланс
Модель баланса — инструмент практикующего психолога
Возможно, я как человек, рожденный в октябре, и Весы по знаку Зодиака, во всем и всегда ищу гармонию и баланс, и отчетливо ощущаю их отсутствие.
Однако, измерить баланс и гармонию в нашей жизни довольно затруднительно.
Много есть разных приемов и техник, но ни одна не удовлетворяла моим критериям в полной мере ранее.
И вот, обучаясь Позитивной психотерапии, я узнала о замечательном инструменте, который меня удивил своей простотой и порадовал своей цельностью и комплексностью. Хочу поделиться с вами этим замечательным инструментом психологической помощи и самопомощи.
Эта модель, как я уже сказала, пришла к нам из Позитивной психотерапии доктора Носсрата Пезешкиана и выглядит она так:
В ней вся наша жизнь, условно, разделена на четыре сферы:
- тело/здоровье
- деятельность/достижения
- контакты/общение
- смысл/будущее/фантазии
Вариантов использования этой модели множество, и чем больше я ею пользуюсь, тем больше возможностей вижу.
Я использую модель баланса (Кристалл Пезешкиана) и с клиентами, и в своей собственной жизни, чтобы определиться, что сейчас в ней происходит и что нужно изменить.
Сейчас расскажу, что именно нужно делать, чтобы понять, что же сейчас происходит с балансом в вашей жизни, а точнее, вообще, с вашей жизнью, куда уходят силы и время, какие сферы остаются в дефиците, какой способ бегства от проблем вы выбрали.
Возьмите лист бумаги А4, нарисуйте на нем систему координат, вот так примерно:
Дальше, подумайте, сколько сил, времени, энергии, вы вкладываете в каждую из 4-х сфер вашей жизни, исходя из того, что на все у вас 100%
- ТЕЛО / ЗДОРОВЬЕ – сколько %?
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЯ – сколько %?
- КОНТАКТЫ / ОБЩЕНИЕ – сколько %?
- СМЫСЛ / БУДУЩЕЕ / ФАНТАЗИИ – сколько %?
Результаты нужно откладывать в масштабе на линии абсцисс и ординат.
Тело и здоровье на положительном отрезке оси ординат, потом на положительном отрезке оси абсцисс — деятельность и достижения, далее — на отрицательном отрезке оси ординат — контакты и общение, и, наконец, на отрицательном отрезке оси абсцисс — смысл, будущее и фантазии.
Соединяем все точки и получаем ромб, скорее всего, не равнобедренный.
Вот такой, возможно —
Как понять, что все это значит?
Самое первое — увидеть, как именно вы распределяете свои силы, что занимает главенствующую позицию, что находится в дефиците.
Или такой:
Существуют культуральные особенности,которые и строят, в
большой степени нашу модель. Подавляющее число моих клиентов перегружают две сферы — деятельность и смысл, их ромб получается вытянутым по горизонтали и сплющенным по вертикали.
И, если подумать, то все правильно и понятно, у нас долгое время в стране, я имею в виду СССР, откуда все мы родом, работа была главным смыслом жизни.
А рассуждать, размышлять, жить будущим, светлым, непременно, было так же принято.
Молодое поколение же не так сильно фиксировано в такой модели, отношение к здоровью, к счастью, стало меняться в лучшую сторону.
Что еще можно понять, используя Модель баланса?
Ваш ромб может отражать текущую ситуацию или жизненную стратегию.
Если Вы только устроились на работу, то, скорее всего, сфера деятельности будет перегружена, и это понятно, нужно адаптироваться в новой обстановке, а это требует сил и времени.
Если же в вашей работе нет никаких особых изменений, а ситуация с перегрузом та же, то это, скорее, говорит о приоритетах в жизни, и возможно, о бегстве в работу, трудовой зависимости, трудоголизме.
Тогда есть смысл поразбираться с этим, от чего я убегаю в работу? От общения с женой/мужем, которое перестало меня удовлетворять, от одиночества и чувства невостребованности в личной жизни?
Здесь нужно понять и признать, что убегая, избегая, никогда не наладить гармонию и баланс.
Убегать можно в фантазии, зависимости, многочисленные связи или просто в пустое общение. Бегство, поначалу, может быть выходом, дает возможность передохнуть от конфликта, отстраниться, подумать. Но, если проблема не решается, а бегство становится привычным, то оно само становится проблемой.
Есть еще один аспект в работе с Моделью баланса, он, скорее, мотивационный, чем просто объясняющий.
Если у Вас перегружена сфера деятельности, то Вы можете черпать из нее ресурсы — деньги, славу, чувство собственной значимости, уверенности в себе как в специалисте, поскольку вы в нее вкладывали.
В то же время, если сфера тела, например, дефицитарна, вы не вкладывали в нее сил, времени — не заботились в должной мере, не лечили, когда болели, не обращали внимания на телесные симптомы, не ублажали массажем и фитнесом, то в тот момент, когда случается стресс, кризис, эта сфера может сдаться первой.
И тогда тело не только не будет Вам помощником, но и наоборот, балластом.
Я рассказала только о некоторых аспектах работы с Моделью баланса, на самом деле их намного больше. Всех желающих узнать больше, отсылаю к трудам доктора Пезешкиана и его последователей.
Что же до гармонии в нашей жизни… Думаю, что когда ты заботишься обо всех сферах своей жизни, то гармония приходит к тебе вместе с благополучием.
Немецкий невролог и психотерапевт иранского происхождения Носсрат Пезешкиан открыл так называемую модель баланса или, как впоследствии ее стали называть, «Кристалл Пезешкиана». Суть этого открытия состоит в том, что нашу жизнь явным образом можно разделить на четыре важные сферы.
- Первая сфера – тело.
Туда включается режим сна, питание, секс, спорт, отношение к своему телу, ощущения, самочувствие, внешность, гигиена и здоровье. - Вторая сфера – деятельность.
В нее входят работа и обучение, достижения, финансы и карьера. - Третья сфера – контакты.
Она вмещает ваше общение, родственников, семью, друзей и близкие эмоциональные связи. - Четвертая сфера – смысл.
Это всевозможные планы на будущее, цели, ценности, смыслы жизни, фантазии, мечты и вера.
Система координат
Когда вас настигает состояние полного непонимания, что происходит в жизни, когда вы съехали со старых рельсов и никак не можете выйти на новую дорогу, найти путь дальнейшего развития, было бы нелишне нарисовать систему координат.
Приглашаем на живые онлайн-вебинары:
- Тренинг для развития внутренних ресурсов
Одна ось с положительным значением, которой означала бы тело и здоровье. Другая – вашу деятельность и достижения. Третья – контакты. И четвертая – смыслы, веру, цели, фантазии и будущее.
Когда вы зрительно изобразите эту систему координат, а дальше на шкале отметите, сколько сил и эмоций вы вкладываете в ту или иную сферу (от одного до десяти), у вас в результате получится некий ромб, который вряд ли будет равнобедренным. И вы наглядно сможете увидеть, в какой из сфер жизни у вас существует явный дефицит, а какая из сфер вашей жизни может стать ресурсной.
Например, если перегружена сфера деятельности, то вы можете черпать из нее ресурс:
- деньги,
- славу,
- чувство собственной значимости,
- уверенность в себе, как в специалисте.
Может быть, что одна из сфер жизни сейчас является для вас дефицитарной, например, сфера тела:
- вы не вкладывали в нее сил,
- долгое время ее игнорировали,
- не заботились в должной мере,
- не лечили, когда болели,
- не обращали внимание на телесные симптомы,
- не ублажали массажем, фитнесом и бассейном.
В тот момент, когда вашей жизни случается стресс, эта сфера может сдаться первой. И тогда тело не только не будет вам помощником, а, наоборот, может стать балластом.
В любом случае ваша текущая модель баланса ни в коем случае не должна восприниматься вами как деструктивная. С опорой на ресурсную сферу жизни вы можете скорректировать и дополнить остальные.
Уделяя равное внимание всем сферам жизни, вы имеете прекрасные шансы прожить свою жизнь гармонично и с удовольствием!
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
Проводится
индивидуальное психологическое
консультирование, используя схему
базового конфликта Н. Пезешкиана.
Цель:
оказание клиенту психологической
помощи в осознании возможности влияния
опыта взаимоотношений в прародительской
семье на выбор брачного партнера и
характер взаимодействия с ним.
Схема базового конфликта (Н. Пезешкиан)
-
«Я»
– рассматривая данную сферу, клиент
при помощи психолога анализирует
взаимоотношения с родителями, братьями
и сестрами: как они относились к нему,
какой опыт общения приобрел он, слабые
и сильные стороны опыта. -
«Ты»
– анализируя данную сферу, психолог
просит клиента описать отношения его
родителей между собой и оценить сильные
и слабые стороны этого опыта. -
«Мы»
– рассмотрение данной сферы предполагает
осознание отношения родителей клиента
к окружающему миру, друзьям, «Пра – мы»
— отношение родителей к будущему, их
мировоззрение.
Поняв сферы переработки базового
конфликта клиента, необходимо объяснить
трудности его взаимоотношения с партнером
в настоящем и спрогнозировать будущее.
Используется
«Дифференциально-аналитический опросник»
Н. Пезешкиана.
Цель:
помочь клиенту и его партнеру осознать,
что не совпадение их актуальных
способностей может привести в будущем
к напряжениям, конфликтам в супружеских
взаимоотношениях.
Дифференциально – аналитический
опросник
Актуальные способности |
Клиент |
Партнер |
Спонтанные коментарии |
Пунктуальность |
|||
Чистоплотность |
|||
Уступчивость |
|||
Верность |
|||
Любовь |
|||
Терпение |
|||
Доверие |
Необходимо проранжировать актуальные
способности по мере их значимости для
будущей семейной жизни. Далее следует
провести анализ. Например, если для
клиента важна пунктуальность, а для
партнера она не важна, то в будущем это
может привести к конфликтам в супружеских
взаимоотношениях
Пезешкиан Н.
Психосоматика
и позитивная психотерапия.
Современная
ситуация в психотерапии требует развития
методов, которые были бы и эффективны,
и экономичны. Превентивная медицина и
психотерапия нуждаются в образе действий,
при котором вместо расстройств исходной
точкой служат возможности развития и
способности. Если эти способности
отстают в своем развитии, игнорируются
или формируются односторонне, это
приводит — скрыто или явно — к повышенной
готовности к конфликту. Многие поступки,
привычки и установки в различных
культурных кругах часто оцениваются
по-разному. Аналогичным образом
культурно-обусловленной относительностью
характеризуются и другие психосоциальные
нормы, симптомы и сами заболевания.
Транскультурный аспект красной нитью
прослеживается во всей концепции
позитивной психотерапии и психосоматики:
взгляд с межкультурных позиций
способствует лучшему пониманию
индивидуальных конфликтов.
Модель конфликта
в позитивной психотерапии (краткая
форма)
а) Актуальный
конфликт. Жизненные события (< б)
Актуальный и базовый конфликт: способности,
ценностные установки, концепции и
готовность к конфликту (первичные
способности как проявление способности
к любви, вторичные — как выражение
способности к познанию) усугубляют
внешние события и аффективно окрашивают
их на фоне биологически-биографической
данности. Во всех культурах актуальные
способности начинают формироваться
уже во внутриутробном периоде. Они
проявляются во все жизненные периоды
и этапы, отражаются и в реакциях на
события последних 5 лет как приобретенные
за время развития установки. В рамках
терапии возможно достичь только частичной
регрессии (например, в отношении верности,
справедливости или бережливости). Часто
при таком содержании процесса
структурирование личности излишне.
в) Ключевой конфликт.
Предпосылки — 4 сферы способностей к
познанию и любви в их индивидуальной
форме: как результат формируются
готовность к поступкам и образ поведения
с их аффективным и эмоциональным
компонентами, которые вливаются в
определяемую как ключевой конфликт
дихотомию учтивость-прямота. Учтивость
— способность быть внимательным,
подчиняться, говорить “Да” ценой
интуитивного отказа и эмоциональной
реакции страха; прямота — способность
открыто выражать потребности, стоять
за себя и утверждать себя определяет
сопутствующий риск агрессии. Это — “точка
включения”, где решается дальнейшее
направление переработки конфликта.
Точку учтивость — прямота самое уязвимое
место для следующей схемы возникновения
симптома: реакциям учтивости соответствует
в эндокринном и медиаторном механизмах
ЦНС реакциям страха; реакциям прямоты
соответствует в ЦНС агрессия.
г) Нейрофизиология.
В эмоциональных процессах задействованы
как центральные (таламус, лимбическая
система, структуры активации и
вознаграждения), так и периферические
структуры (катехоламины, гормоны коры
надпочечников, вегетативная нервная
система). Нейропептиды (например, гормоны
гипофиза и гипоталамические пептиды),
продуцируемые эндокринными клетками
и эндокринными железами гормоны в узком
смысле слова, а также продуцируемые
центральными и периферическими нейронами
медиаторы используются как сигнальные
вещества. Так могут возникать функциональные
нарушения и так называемые “Locus minoris
resistentiae”. Процессы обмена между различными
стадиями модели должны представляться
динамичными и функционировать при
постоянной обратной связи (индукция
или редукция конфликта); система
постоянной обратной связи определяет
возможность терапевтического воздействия.
Техника лечения,
основанная на теории возникновения
заболеваний. Ядром терапевтического
вмешательства в позитивной психотерапии
и семейной терапии является пятиэтапная
стратегия лечения. Точка ее терапевтического
приложения — актуальные и базовые
способности. Цели терапии формулируются
индивидуально, их содержание определяется
следующими моментами:
а) Позитивный
процесс. Здесь делается попытка не
упустить из внимания все возможности,
как расстройства, так и способностей.
Так, например, зададимся вопросом, какие
преимущества имеет застенчивость? Какие
функции выполняют нарушения сна? Что
значит для меня тот факт, что я боюсь
или у меня депрессия? Позитивная
формулировка:
агрессивность
— способность реагировать на что-либо
спонтанно, эмоционально и расторможенно;
алкоголизм —
способность с помощью алкоголя временно
сделать конфликт переносимым;
амбивалентность
— способность не принимать окончательного
решения; депрессия — способность
реагировать на конфликты с глубокой
эмоциональностью;
застенчивость
— способность сдерживать себя и действовать
по своему убеждению: если я не буду
подвергать себя опасности, то мне нечего
будет бояться быть задетым;
б) Содержательный
процесс
Зачастую к
заболеваниям ведут не большие события,
а постоянно повторяющиеся маленькие
душевные травмы, которые в конце концов
формируют характер, особенно восприимчивый
к отдельным конфликтам. Предлагается
проводить опрос пациентов, направленный
на выявление их готовности к конфликту.
В то время как одни очень высоко ценят
усердие/деятельность или бережливость,
другие обращают внимание на аккуратность,
пунктуальность, контакты, справедливость,
вежливость, честность и т.д. Каждая из
этих норм в свою очередь обладает своим
собственным ситуативным, групповым,
общественным значением. “Как только я
подумаю о несправедливости моего шефа,
я тут же начинаю дрожать, мне становится
плохо. После этого у меня появляются
головная боль и расстройство желудка”
(28-летняя служащая с психосоматическими
нарушениями).
в) Ориентация целей
— сопутствует изменениям установок и
поведения, помогает преодолеть
невротические навязчивости и способствует
более адекватному решению конфликта
учтивость—прямота. Это облегчает
человеку доступ к его потенциалу
самопомощи и позволяет разорвать круг
возникновения психосоматозов.
Помимо телесных
и интрапсихических, описанная модель
стремится затронуть также семейные и
общественные условия. Критерием для
этого являются те ресурсы, которые
удается мобилизовать для терапевтической
ситуации, где локализован фокус конфликта
и на какие потенциалы терапевтического
преодоления конфликта можно рассчитывать.
Модель позитивной психотерапии не
стремится первично объяснить возникновение
определенных конфликтов, а старается
понять человека в его жизненной ситуации,
в которой он заболевает. Таким образом,
позитивная психотерапия охватывает
все психические, психосоматические и
соматические заболевания. Она стремится
учитывать, кроме симптома и собственно
динамики болезни, содержательные аспекты
для каждого человека. Терапия основывается
на трех моментах:
— профилактика;
— собственно
терапия;
— реабилитация и
последующая помощь.
В основе лежит
транскультурный образ мышления, который
включает многообразие индивидуальных,
семейных и культурно обусловленных
явлений и единство в этом разнообразии.
Терапевтическая модель разделена на
пять ступеней:
ступень 1:
наблюдение/дистанцирование;
ступень 2:
инвентаризация,
ступень 3:
ситуативное обозрение;
ступень 4:
вербализация;
ступень 5:
расширение системы целей.
г) Стационарное и
амбулаторное применение. В случае
стационаров больные обучаются самопомощи
и переводятся затем на амбулаторное
долечивание; в стационаре метод может
работать как конфликтцентрированная
психотерапия.
Теория позитивной
психотерапии в психосоматической
медицине.
а) Позитивное
видение человека — каждый, без исключения,
человек обладает двумя базовыми
способностями: к познанию (когнитивность)
и к любви (эмоциональность). Способность
к познанию означает: способность учиться
и учить. Способность к любви означает:
способность любить и быть любимым.
Первичные и вторичные способности —
актуальные способности. Способности к
познанию и любви присущи каждому
человеку. Все другие способности могут
быть развиты из этих двух базовых или
рассматриваться как проявления их
различных комбинаций и применяться к
многообразным жизненным ситуациям. Обе
базовые способности находятся в
функциональной взаимосвязи: соответствующее
развитие одной из них поддерживает и
облегчает развитие другой. В зависимости
от физического состояния, окружающей
среды и времени, в которых живет человек,
эти способности дифференцируются и
образуют неизменяемую структуру
сущностных черт (неповторимость).
б) Актуальные
способности и концепции (внутренняя
динамика конфликта) На их основе был
разработан дифференциально-аналитический
опросник как относительно всеобъемлющая
система понятий. Актуальными эти
способности являются потому, что они
постоянно фигурируют в повседневной
жизни в различных ситуациях. Актуальные
способности являются психодинамически
действующими. Они взаимосвязаны с такими
психодинамическими категориями, как
Сверх-Я и Я-идеал, и такими
глубинно-психологическими категориями,
как чувство самоценности и комплекс
неполноценности, а также “желательным”
и “нежелательным” поведением в
поведенческой терапии. Актуальные
способности дают нам дополнительные
дифференциально-диагностические
указания и на основе познания содержания
конфликтной сферы открывают новые
возможности воспитания, самопомощи,
психогигиены и конфликтцентрированной
психотерапии. В повседневных описаниях
и оценках, а также в обоюдной партнерской
оценке вторичные актуальные способности
играют решающую роль.
в) Четыре формы
переработки конфликтов (физиология и
психосоциальная ситуация напряжения)
— моделируются в конкретной жизненной
ситуации при участии конкретных
концепций.
1) Тело (ощущение):
на переднем плане стоит тело-Я-восприятие.
Как человек воспринимает свое тело? Как
переживает он различные ощущения и
информацию из окружающего мира?
Воспринимаемая в ощущениях информация
проходит через цензуру приобретенного
масштаба оценки. Отдельные характеристики
ощущений могут быть конфликтными в
связи с подобного рода переживаниями.
При помощи своих ощущений ребенок с
самого начала развития устанавливает
контакт с окружающим миром. Общая
активность контролируется ощущениями.
Ритмы сна и питания могут стать важнейшими.
Поражение того
или иного органа у пациента с
психосоматическим заболеванием
становится понятным при взгляде на
концепции, которых он придерживается
в отношении к телу в целом, отдельным
его органам и их функциям, а также к
здоровью и болезни. Они определяют в
общей взаимосвязи с содержанием
конфликта, почему один человек реагирует
своим сердцем, другой — желудком,
органами дыхания, кожей и т.д.
2) Деятельность
(разум): измерение этого имеет особое
значение в индустриальном обществе,
прежде всего в американо-европейских
кругах. Сюда же относятся способы
становления норм деятельности и их
включения в концепцию Я. Мышление и
разум делают возможным систематически
и целенаправленно решать проблемы и
оптимизировать деятельность. Возможны
две разнонаправленные реакции бегства:
а) “бегство” в работу; б) “бегство” от
требований деятельности. Типичные
симптомы — проблемы самооценки,
перегрузки, стрессовые реакции, страх
увольнения, нарушения внимания и
“дефицитарные” симптомы, такие как
пенсионный невроз, апатия, снижение
активности и т.д. Концепции: “Если ты
что-то можешь, тогда ты что-то из себя
представляешь”; “Кончил дело — гуляй
смело” и “Без труда не вытащишь и рыбки
из пруда”; “Время — деньги” и т.д.
3) Контакты,
(традиция): эта сфера подразумевает
способность устанавливать и поддерживать
отношения с самим собой, партнером,
семьей, другими людьми, группами,
социальными слоями и чуждыми культурными
кругами; отношение к животным, растениям
и вещам. Социальное поведение формируется
под влиянием приобретаемого опыта и
полученного наследства (традиции),
особенно это касается становления наших
возможностей налаживать контакты.
Существуют социально обусловленные
критерии выбора, которые ими управляют:
например, человек ожидает от партнера
вежливости, искренности, справедливости,
аккуратности, общности определенных
интересов и т.д. и выбирает себе партнера
в соответствии с этими критериями.
4) Фантазия
(интуиция): можно реагировать на конфликты,
активизируя фантазию, воображая решения
конфликтов, представляя мысленно
желаемый успех или наказывая и даже
убивая в мечтах людей, на которых
накопилась злость из-за того, что кто-то
был неверен, неправ или придерживается
других убеждений. Фантазия и интуиция
могут, например, возбуждать и даже
удовлетворять потребность при творческих
изысканиях и сексуальных фантазиях. В
качестве “личного мира” фантазия
отгораживает от травмирующих и болезненных
вмешательств действительности и создает
временно комфортную атмосферу (например,
алкоголь, токсикомания).
Четыре сферы
переработки конфликта могут уже здесь
указать терапевту на существенные
аспекты расстройства, которые обычно
незаметны в круговерти обычной медицинской
диагностики и терапии.
Применение четырех
форм переработки конфликта. Эта “четверка”
сравнима с некими весами, на чашах
которых всегда должно быть по 25 %, чтобы
сохранить душевное равновесие. Решающей
для уравновешенного душевного состояния
является способность мыслить позитивно
творчески. Это качество почти утрачено
многими людьми, но его очень легко
восстановить. В личностной сфере
односторонность в четырех качествах
жизни проявляется внешне в открытых
формах четырех реакций “бегства” — это
“бегство” в болезнь (соматизация), в
активную деятельность (рационализация),
в одиночество или общение (идеализация
или обесценивание) и в фантазии
(отрицание).
г) Четыре модели
для подражания (раннее развитие)
Четыре сферы
переработки конфликтов соотносятся с
когнитивностью, т.е. с теми областями,
с помощью которых мы вступаем в отношения
с реальностью. Для понимания конфликтной
ситуации необходимо понимание ее фона
и определяющих ее концепций. Развитие
личности решающим образом зависит от
первичных отношений человека:
— родители и братья
или сестры (а также ровесники) по отношении
к ребенку (Я);
— родители между
собой (.ТЫ);
— родители к
окружающему миру (МЫ);
— родители к
религии/мировоззрению (Пра-МЫ).
Эти модели для
подражания представляют собой возможности
реализации всеми людьми своей способности
устанавливать отношения. Актуальные
способности могут быть представлены
здесь как фильтр социальных отношений.
д) Девять тезисов
позитивной психотерапии
1) Позитивная
психотерапия учитывает позитивные
аспекты каждой болезни. На практике это
выглядит следующим образом: мы спрашиваем
о том значении, какое имеет симптом для
человека и его социальной группы, выделяя
при этом “позитивное” значение: какие
позитивные аспекты имеет покраснение?
Какие преимущества обеспечивает
заторможенность? Какие функции выполняют
нарушения сна? Что значит для меня тот
факт, что у меня есть страх или депрессия?
и т.д.
2) Теория микротравм
учитывает содержание конфликта и его
динамику.
3) Транскультурное
мышление является основой позитивной
психотерапии. Оно включает множество
индивидуально, семейно и культурно
обусловленных явлений и предполагает
единство в многообразии.
4) Концепции,
мифология и восточные притчи целенаправленно
включаются в терапевтическую ситуацию.
Притчи способствуют ликвидации
внутреннего сопротивления и облегчают
осуществление самопомощи, дополняющей
психотерапевтические мероприятия.
5) Каждый человек
неповторим. Лечение соответствует
потребностям больного.
6) Члены семьи как
индивидуумы и социальные факторы как
определяющие условия включаются в
терапевтический процесс.
7) Понятия позитивной
психотерапии доступны каждому:
речевые барьеры
устранены (равенство шансов в психотерапии).
Позитивная
психотерапия предлагает базовую
концепцию для работы с любыми болезнями
и расстройствами; она определяет три
отправные точки: профилактика, собственно
лечение и реабилитация (универсальность
применения).
9) Позитивная
психотерапия предлагает своим
содержательным процессом такую концепцию,
в рамках которой могут рационально
применяться и дополнять друг друга
различные методы и специальные направления
(метатеоретические и метапрактические
аспекты).
Актуальные
способности в отношениях врач—пациент
Актуальные
способности представляют собой
содержательные составляющие
психодинамических процессов и
психотерапевтических представлений.
Она говорит о конфликтах самоценности,
комплексов неполноценности, фобиях,
депрессиях или во многом неопределенном
Сверх-Я; предлагает конкретное содержание
(актуальные способности) внутриличностных
и межличностных процессов.
б) Три стадии
взаимодействия
1) Стадия привязанности:
основывается на биологической зависимости
еще не родившегося ребенка от своей
матери. После рождения она сменяется
социальным симбиозом. Ребенок становится
зависимым от воздействий социальной
среды. Он требует терпения, времени,
заботы и нуждается в физическом и
социальном контакте. Родители, со своей
стороны, испытывают привязанность к
ребенку в виде любви, надежды и
ответственности. Потребность в
привязанности сопровождает человека
на протяжении всей его жизни. На этом
основываются в существенной мере поиск
партнера, желание быть вместе с другими
людьми и сплоченность той группы, которой
является семья.
— На стадии
привязанности терапевт является
принимающим гостей для семьи пациента.
Он принимает ее такой, какая она есть,
он идентифицируется с семьей и ее
членами, не вмешиваясь, однако, в кухню
ее конфликтов. При этом он стремится
понять, почему семья вынуждена была
прибегнуть к этому симптому и какое
значение он имеет для участников
конфликта. С помощью техник позитивной
семейной терапии терапевт структурирует
информацию, получаемую от семьи.
— Привязанность
относится к конфликтной теме, которая
исследуется в методиках позитивной
психотерапии. Эта тема будет в определенный
момент времени способствовать возвращению
в сферу взаимной идентификации и попытке
членов семьи установить связь с
собственным прошлым (регрессия).
2) Стадия
дифференциации. Дифференциация является
основным принципом как физического,
так и душевного развития. В процессе
социализации эта стадия определяется
приобретением социально желаемого
поведения; дифференцируются способности
к познанию и к проявлению вторичных
способностей.
3) Стадия отделения
— характеризует созревающую и зрелую
личность. Отделение означает не только
отстранение от некоего объекта или
личности: одновременно с этим оно
является обращением к другому объекту,
к другой личности. Эта последовательная
смена отделений и привязанностей
облегчает установление контактов с
другими личностями и группами, т.е.
расширяет кругозор и способствует новой
дифференциации, однако, возможной
переоценкой прежней.
— На стадии
отделения дело доходит до возрастающего
дистанцирования между семьей пациента
и терапевтом (все в большей степени
наблюдатель).
Практическое
применение “позитивных преобразований”
— психоанализ и позитивная психотерапия
Позитивная
психотерапия придерживается в отношении
позитивного видения человека того
мнения, что обстоятельства окружающего
мира влияют на индивидуум преходяще и
микротравмы от предыдущих событий
создают условия для последующих
переживаний, причем психологическое
действие оказывает не только раннее
детство, но и каждый этап развития. Эта
точка зрения становится понятной только
в содержательном аспекте, который
психоанализ учитывает лишь частично.
“Оно” психоанализа в позитивной
психотерапии проявляется в категориях
тело и ощущения, причем здесь учитывается
не только инстинктивно-динамическая
точка зрения, но и физические функции,
и тело как органическая основа поведения.
“Сверх-Я” содержательно описывается
посредством психосоциальных норм и
актуальных способностей. Актуальные
способности имеют при этом несколько
значений: в одном случае они являются
общественными правилами поведения, в
другом — действующими в первичных
группах нормами, интериоризированными
индивидуумом ценностей, целевыми
представлениями и, наконец, присущими
человеку способностями. “Я” имеет в
позитивной психотерапии соответствующую
двойную задачу: оно не только связывает
вытесненные общественные стремления
и индивидуальные инстинктивные
побуждения. В противоположность
классическому психоаналитическому
направлению, которое старается в
отношениях терапевта и пациента снова
пережить прошлую ситуацию родительско-детских
отношений и трактует прочие влияния
окружающего мира большей частью как
помехи, мы принимаем во внимание в
особенности социальную действительность
больного. Отсюда становится понятным
четырехэтапный дифференциально-аналитический
процесс: воспитание — самопомощь —
психотерапия — транскультурный подход.